Научная статья на тему 'Сельский туризм как социальный бизнес'

Сельский туризм как социальный бизнес Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / RURAL TOURISM / САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ / SAMARA REGION / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / INVESTMENT / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM / БИЗНЕС / BUSINESS / ИСАКЛИНСКИЙ РАЙОН / ISAKLINSKY DISTRICT / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блажова Виктория Алексеевна, Зарубина Екатерина Николаевна, Есипова Ольга Васильевна

В статье говорится о перспективах развития сельского туризма в Самарской области. В результате исследования были выявлены наиболее выгодные для инвестирования районы, разработаны туристические маршруты и создана примерная программа экскурсии по маршруту одного дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блажова Виктория Алексеевна, Зарубина Екатерина Николаевна, Есипова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сельский туризм как социальный бизнес»

- полнота, означающая, что информация содержит достаточный набор финансово-экономических показателей для реализации финансовой стратегии;

- достоверность, которая является свойством информации отражать реально существующие данные с необходимой точностью.

Литература

1. Кошеев А. Дж., Альборов Ас. А. Методические подходы информационного обеспечения разработки стратегии управления предприятием / А. Дж. Кошеев, Ас. А. Альборов // Terra economics, 2011. № 4. С. 91-94.

2. Клементьев Г. А., Окороков В. Р. Конкурентная стратегия обеспечения финансовой устойчивости организаций в информационной экономике / Г. А. Клементьев, В. Р. Окороков // Экономические науки, 2011. № 2. С. 43-49.

Rural tourism as a social business Blazhova V.1, Zarubina E.2, Esipova O.3 (Russian Federation) Сельский туризм как социальный бизнес Блажова В. А.1, Зарубина Е. Н.2, Есипова О. В.3 (Российская Федерация)

'Блажова Виктория Алексеевна / Blazhova Viktoriya — студент; 2Зарубина Екатерина Николаевна / Zarubina Ekaterina — студент; 3Есипова Ольга Васильевна / Esipova Olga — доцент, кафедра экономики, Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара

Аннотация: в статье говорится о перспективах развития сельского туризма в Самарской области. В результате исследования были выявлены наиболее выгодные для инвестирования районы, разработаны туристические маршруты и создана примерная программа экскурсии по маршруту одного дня.

Abstract: the article deals with the prospects for the development of rural tourism in the Samara region. The study identified the most profitable areas for investment has been developed tourist routes and excursions created exemplary program from day one.

Ключевые слова: сельский туризм, Самарская область, инвестирование, индустрия туризма, бизнес, Исаклинский район.

Keywords: rural tourism, Samara region, investment, tourism, industry, business, Isaklinsky district.

Социальный бизнес предполагает предпринимательскую инициативу, направленную на удовлетворение социально-значимых и общественно-необходимых потребностей людей. Городским жителям необходимо регулярно выезжать в чистую природную среду для поддержания своего здоровья.

Актуальность темы исследования: являясь одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей, туристический бизнес имеет важное социальное и экономическое значение. А именно: увеличивает местный доход, создает новые рабочие места, развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг, активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры, обеспечивает рост уровня жизни местного населения, увеличивает валютные поступления [3].

Сельский туризм или как его еще называют деревенский или аграрный, давно пользуется широкой популярностью в Европе и Америке. Это самое молодое направление в туристическом бизнесе. С 4 апреля 2012 года началось активное развитие сельского туризма в Самарской области. На данный момент он приносит по разным данным от 5% до 10% общего дохода индустрии туризма. И есть все предпосылки для развития этого вида туристической деятельности на территории Самарской области.

Этот вид отдыха очень привлекателен своей разнообразностью. Но в основном люди предпочитают отдых за границей сельскому туризму. Был проведен опрос среди жителей

27

г. Самары об их предпочтениях относительно проведения отпуска/каникул. В опросе участвовало 132 подростка в возрасте от 14 до 18 лет, 157 человек в возрасте от 19 до 25 лет, 100 человек 26 - 35 лет и 111 человек в возрасте от 36 до 50 лет. Общее же количество респондентов составило 500 человек. Обязательным условием участия в опросе для граждан от 19 до 50 лет являлось наличие работы.

В результате исследования было выявлено, что наиболее перспективными районами для развития сельского туризма в Самарской области являются: Исаклинский, Кошкинский, Кинель-Черкасский, Ставропольский.

Рис. 1. Поток туристов в районы Самарской области в год

Проанализировав полученные данные, был сделан вывод, что наиболее привлекательным для туристов является Ставропольский район. Это объясняется тем, что в данном районе туристический бизнес развит на более высоком уровне, следовательно, там присутствует серьезная конкуренция более крупных и опытных компаний. Поэтому будет выгодно развивать сельский туризм, например, в Исаклинском районе, где прослеживается неплохой поток туристов. Развитие там данного бизнеса может увеличить поток туристов в разы, а значит, инвестирование в данную отрасль принесёт прибыль.

В Исаклинском районе все основные составляющие туристской индустрии развиты неплохо. Во-первых, у туристов присутствует довольно большой спектр выбора мест для проживания: гостиница, лагерь оздоровительного профиля «Колос», коттедж «Домик охотника», жилища жителей района, а для любителей походов в летнее время предлагается ночлег в палатках.

Что касается питания, то при остановке в гостинице питание будет происходить в кафе -баре. При выборе дома местных жителей, туристы смогут попробовать различные блюда настоящей русской кухни. Также туристы могут в любой момент перекусить в каком-либо заведении общественного питания.

Проезд от места проживания до Исаклинского района туристы могут осуществлять тремя способами: на собственном транспорте; на рейсовом автобусе; на заказном автобусе, предоставляемом организаторами тура.

Что касается развлечений, то, как в летний, так и в зимний период любой может найти себе занятие по душе: посещение тренажерного зала, бассейна, историко-краеведческого музея, катание на лыжах, занятия в спортивном зале. Помимо этого, туристы могут выбрать для себя развлечения, входящие в программу экскурсий. К таковым относятся рыбалка, поход в лес за ягодами и грибами, посещение концертов народных коллективов и др.

На сегодняшний день реклама туризма в Исаклинском районе практически отсутствует. Было предложено создать web-сайт, на котором можно будет ознакомиться с районом, его достопримечательностями, выбрать маршрут и продолжительность экскурсии из предложенных вариантов, или сформировать свой собственный маршрут. Также предложено создавать плакаты, буклеты, брошюры, выпускать СБ-диски.

Было разработано 9 туристических маршрутов по территории района, которые условно можно разделить на: маршруты, длительностью в 1-4 дня; маршрут по родникам и маршрут по культурным достопримечательностям. В зависимости от самого маршрута и его

продолжительности предоставляются разного рода дополнительные услуги (рыбалка, сбор ягод/грибов, купание в русской бане и т. д.)

Стоимость путёвки в среднем будет составлять порядка 2000 рублей. В путёвку входят: трансфер в село Исаклы и обратно; экскурсионное обслуживание; билеты в краеведческий музей; индивидуальный продуктовый пакет (набор продуктов зависит от времени года, погодных условий, в исключительных случаях от индивидуальных предпочтений).

В качестве потенциальных потребителей данной услуги могут выступать все категории граждан. Никаких ограничений по возрастному признаку или по уровню дохода нет. Наибольшей популярностью данная услуга пользуется у семей с детьми, пенсионеров и иностранных студентов [2]. Также она не потеряет своей актуальности в рамках грядущего Чемпионата мира по футболу.

Так как в России на сегодняшний день прослеживается активное развитие сельского туризма, то стоит обратить внимание на то, что инвестирование в данную отрасль -прибыльное дело [1].

Литература

1. Сухомазова Е. А., Есипова О. В. Потоки иностранных инвестиций в Россию. «XIII Королёвские чтения международная молодёжная научная конференция, сборник трудов», 2015. С. 300-301.

2. Шилова С. Г., Терехова Н. Я., Образцова О. Ю., Буйволова М. И., Васильева Н. А. Зеленый дом: методическое пособие по организации сельского туризма. Красноярск, 2010. 104 с.

3. Лебедько Е. Я., Кислова Е. Н., Ториков В. Е. Под общей редакцией профессора Е. Я. Лебедько. «Сельский туризм - новый шанс для возрождения и развития села» Брянск: Издательство БГСХА, 2011. 265 с.

To a problem of methodology for assessing the cost-effectiveness of innovation projects in the higher education system Nabieva N. (Republic of Uzbekistan) К проблеме методики оценки экономической эффективности инновационных проектов в системе высшего образования Набиева Н. М. (Республика Узбекистан)

Набиева Нилуфар Муратовна / Nabieva Nilufar — ассистент, кафедра экономики, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье исследуются проблемы методологических подходов в оценивании экономической эффективности инновационных проектов, осуществляемых в высших образовательных учреждениях. Автором, на основе проведенных исследований, выявлено, что на основе анализа особенностей оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего образования можно перейти к развитию методических основ оценки целевой и экономической эффективности инновационных проектов в сфере высшего профессионального образования в стране.

Abstract: the article examines the problem of methodological approaches to evaluating the effectiveness of innovation projects in the higher educational institutions. The author, on the basis of the research, revealed that based on the analysis of the assessment target and economic efficiency of innovative projects in the field of higher education allow to go to the development of methodical bases of an estimation target and economic efficiency of innovative projects in the field of higher education in the country.

Ключевые слова: высшее образование, инновация, инновационный проект, образовательное учреждение, оценка, эффективность.

Keywords: higher education, innovation, innovative project, an educational institution, evaluation, efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.