Научная статья на тему 'Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в современной России'

Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
316
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ КРИЗИС / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / РИСК / SPIRITUAL AND MORAL CRISIS / SPIRITUALITY / VALUES / RUSSIAN SOCIETY / CULTURE / SOCIAL UNCERTAINTY / RISK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таланова Ксения Сергеевна

В данной статье рассматриваются направления дискурса, развернувшегося в социологической литературе по вопросу о природе и социальных последствиях духовно-нравственного кризиса в современной России. Автор приходит к выводу о необходимости духовного обновления российского общества в соответствии с новыми реалиями, но с учетом духовного капитала, веками складывавшегося в российской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical problems of sociological study of spiritual and moral crisis in modern Russia

This article describes the direction of the developed in the sociological literature discourse about the nature and social implications of spiritual and moral crisis in modern Russia. The author comes to the conclusion about the need for spiritual renewal of Russian society in accordance with the new realities, but with the spiritual capital that has been shaping for centuries in Russian culture.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в современной России»

К.С. Таланова Аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова*

Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в

современной России

Духовный кризис охватил большую часть современного человечества. Большинство из проблем, обсуждаемых сегодня в обществе, таких как международный терроризм, экстремизм, ксенофобия, национальный и религиозный фундаментализм, социальная поляризация, рост антигуманности в целом, свидетельствует о глубоком кризисе1, прежде всего духовном. У. Бек свои идеи о кризисности современного мира воплотил в концепции «общества риска»2, на основе которой российские ученые предложили концепцию «общества всеобщего риска», имея в виду современное

о

российское общество, пронизанное самыми разнообразными рисками3, воспроизводство которых угрожает социальной и национальной безопасности страны. Т.А. Рассадина пишет, что современные риски в России постоянно расширяются и воспроизводятся, и среди них -межэтнические конфликты, локальные войны, терроризм и экстремизм, бедность и даже голод, преступность, социальная апатия, депрофессионализация, кризис семьи, образования, воспитания, духовности, ценностно-нормативная дезориентация, кризисы самого разнообразного типа (экологический, экономический, политический и

\ 4

др.) и т. д.

Россия стремительно утрачивает те духовные основы, на которых базировалась ее цивилизационная сущность и эффективность, и это находит выражение, по мнению Е.В. Араловой, в забвении такого ключевого для российской ментальности и духовной культуры понятия, как «соборность», сквозь призму которого воспринималась идея социальной справедливости в России5.

В современной России наблюдается глубокий духовный кризис, выражающийся в кризисе солидарности, ментальных оснований российского сознания, российского духа, в котором индивидуализм,

* Таланова Ксения Сергеевна, e-mail: [email protected]

1 Осанов А. Концепции кризиса духовности, культуры, истории в гуманитарных науках // Социально-экономические проблемы современного российского общества. Владимир, 2007.

2 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

3 См.: Яницкий О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Социология и общество: тезисы докл. Первого Всерос. соц. конгресса. СПб., 2000.

4 Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 84.

5 Аралова Е.В. Соборность как фактор духовной культуры России // Власть. 2014. № 7. С. 133-134.

причем зачастую не совсем здоровый, а граничащий с эгоизмом, вытесняет общинные, коллективистские «здоровые» интенции, позволяющие обществу оставаться единым социокультурным целым, способным решать стоящие перед обществом проблемы. Причиной деконсолидации российского общества, его разобщенности и усиления кризисных тенденций ученые небезосновательно называют кризис идеального, или утрату общественных идеалов, вокруг которых, как правило, консолидируется общество6. Общественные идеалы, национальная идея - это своего рода духовные скрепы, которые препятствуют ценностной дезориентации, социальной аномии и в целом социокультурным конфликтам.

В структуру общественного идеала как функционально необходимой и универсальной подсистемы общества Л.В. Константинова включает такие элементы, как социальные идеи, социальные ценности, социальные технологии и нормативный комплекс требований к личности при доминирующих позициях социальных идей и ценностей, которые задают целевые установки развитию общества в виде желаемого образа этого будущего7, и соответственно, отсутствие общественного идеала как мощного социального регулятора становится источником дисфункций в общественном развитии.

Постмодернистские концепции девальвировали саму идею общественного идеала ввиду изменения самой концепции общества, нереализуемости его целей и господства плюрализма как источника общественного развития8, но, тем не менее, для России, а также тех обществ, которые находятся на границе или за границей постмодерна, идея общественного идеала может стать вектором обновления или движения вперед. Представляется, что актуально это и для современной России, которая пока не имеет четкого видения того пути, по которому ей следует идти, оставаясь самой собой, но в то же время успешной и стабильной в своей успешности.

Мир с каждым годом становится все менее безопасным, и причины этого кроются в кризисе проектности, отсутствии смыслового кода, который, как полагают российские ученые9, позволил бы задать нужный, т.е. безопасный, вектор развития современной человеческой цивилизации, но для этого требуется разработка соответствующих гуманитарных технологий. Справедливо замечание Е.Ю. Шакировой о том, что современное общество вошло в такую стадию, которая характеризуется нивелированием достижений общества в духовной сфере и ставит меркантильные, заниженные идеалы выше других в

6 Константинова Л.В. Общественный идеал в эпоху постмодерна: ракурсы социальной политики // Власть. 2014. № 4. С. 90.

7 Там же. С. 91.

8 Бауман З. Социология постмодернизма. М., 1991. С. 16.

9 Сулейменов И.Э., Габриелян О.А., Шалтыкова Д.Б., Сулейменова К.И. Пространство смысловых кодов современной цивилизации // История и современность. 2014. № 1. С. 46-68.

социальной практике, что говорит о трансформации ценностных основ

10

социокультурного пространства10.

Таким образом, на повестке дня современного общества, в том числе и российского, остро стоит вопрос о векторе развития и его последствиях для мирового сообщества. Российские исследователи выделяют два возможных сценария развития современного общества11: в первом случае развитие современного мира в перспективе может привести к позитивным результатам, к прогрессу в различных социальных сферах (экономической, политической, духовно-нравственной и т. д.), а во втором - прогноз неутешительный, так как развитие мира видится как путь деградации, который в конечном счете приведет человеческую цивилизацию к гибели.

Пока, на наш взгляд, современное общество демонстрирует второй вариант развития, свидетельствующий о духовной деградации, что проявляется в разрушении гуманистических основ функционирования мирового социума, в котором расширяется зона рисков и угроз безопасности человечеству, уже живущему в страхе от постоянных террористических угроз, экономических кризисов, буйства природной стихии.

Рост бездуховности в современном российском обществе рассматривается учеными как главная тенденция общественного

Л о

развития и угроза национальной безопасности страны12, и с этим сложно не согласиться, поскольку разрушение духовности связано с разрушением ментальных оснований, базировавшихся веками на ценностях коллективизма, составлявших, в свою очередь, основу российской духовности. Значимость общественных целей и ценностей перед индивидуальными, личностными выступала всегда отличительной чертой российской ментальности и позволяла российскому народу успешно противостоять рискам и угрозам внешнего и внутреннего характера.

Понятие духовности сегодня активно вошло в научный дискурс, в

- п

том числе и социологический , что, видимо, следует рассматривать как результат осмысления проблем, с которыми столкнулось современное общество, и причин, породивших эти проблемы. Понятие духовности претерпело значительные изменения в современной науке, если учитывать, что изначально оно выступало предметом теологии. Сегодня ученые пишут о том, что духовность в каждом обществе имеет свои

10 Шакирова Е.Ю. Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства // Власть. 2013. № 12. С. 113.

11 Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России // Власть. 2013. № 8. С. 79.

12 Самыгин С.И., Верещагина А.В. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2). С. 13-16.

13 Руткевич Е.Д. «Социология духовности»: проблемы становления // Вестник Института социологии. 2014. № 2(9).

л л

социокультурные и ценностные основания. Так, М.В. Козлова14 пишет о том, что духовность в каждом обществе, развиваясь в соответствующих исторических и социокультурных условиях по мере становления этого общества, специфична и раскрывается по-разному в обществе созидания (коллективистском обществе) или обществе потребления (индивидуалистическом обществе). По ее мнению, устойчивость функционирования общества потребления базируется на выработанных им технологиях реализации общечеловеческих ценностей, адекватных определениям соответствующего типа духовности, и тот факт, что страны Запада достигли высокого уровня развития, свидетельствует о том, что они нашли теоретическую основу своего благополучия, и эта основа соответствует стандартам западной цивилизации. Соответственно, распространение этого типа духовности с ее ценностными и технологическими основаниями на общества иного типа - коллективистского может привести к обратным результатам, и именно от этого предостерегает М.В. Козлова, когда пишет о неправомерном распространении на иные типы обществ общественных идеалов и стандартов жизни западных обществ. По ее мнению, это может привести к национальной катастрофе15.

Совершенно очевидно, что Россия нуждается в социально значимой идее, в идеалах и ценностях, которые объединили бы российский народ. Такой идеей, судя по результатам социологических исследований, выступает идея социальной справедливости, которая всегда была одной из ключевых в российской социокультурной модели16. Данные исследования, проведенного Институтом социологии РАН, показали, что справедливость и в современной России занимает значимое место в мечтах населения о будущем страны наряду с такими позициями, как равные права для всех и сильное государство, заботящееся о своих гражданах. Именно эти три составляющие модели общества -социальная справедливость, равные права для всех и сильное государство, заботящееся о своих гражданах, были поддержаны примерно половиной российского населения, что дало основание исследователям сделать вывод о консолидирующей роли идеи

Л 7

справедливости в современной России17.

Но что значит справедливость для современных россиян? Есть ли четкие представления об этом сегодня? Этот вопрос относится к числу дискуссионных, что отчетливо фиксируется и на уровне эмпирической верификации. Так, анализируя идеи, отражающие мечты россиян о будущее, в фундаментальном социологическом исследовании «О чем мечтают россияне» ученые пришли к выводу, что мечта о жизни в

14 См.: Козлова М.В. Духовность общества в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Красноярск, 2012.

15 Там же.

16 О чем мечтают россияне (размышления социологов): аналит. доклад. М., 2012. С. 30.

17 Там же.

справедливом и разумном обществе у одних россиян тесно связана с мечтой об обеспечении прав человека, демократии и свободе самовыражения, а у других - с идеей сильной жесткой власти,

л й

способной обеспечить порядок в Российском государстве18.

Таким образом, российские граждане по-прежнему надеются на власть в реализации своих заветных мечтаний, что отражает патерналистский характер массового сознания россиян, а в условиях разобщенности российского народа на современном этапе уровень патернализма стал еще более высоким. К самостоятельному решению социальных проблем граждане России пока не очень готовы, однако внушает оптимизм тот факт, что в сознании большинства россиян сохраняется позиция, что «жить стоит только ради какой-то большой, общественно значимой цели»19.

М.К. Горшков на основе анализа результатов вышеобозначенного исследования Института социологии РАН о мечтах россиян пришел к выводу, что население России постепенно утрачивает не только свою

пассионарность, но и цивилизационную специфику, которая пока еще

20

сохраняется, но на уровне исторической памяти, архетипов и идеалов20, и мы с этим мнением всецело согласны, но нам представляется, что ситуация начинает стремительно ухудшаться и те социокультурные ресурсы, которые позволяли российской цивилизации сохранять свою самость, практически исчерпаны. Об этом свидетельствует высокий уровень культурной деградации в России, что отражается на качестве музыки, образования, русского языка, которым в совершенстве уже мало кто владеет, особенно из представителей молодежи.

Мы всецело солидарны с позицией О.Н. Яницкого, назвавшего тип распространяющейся в современном обществе, в том числе российском,

О л

культуры «мусорной культурой»21. Основным содержанием современной массовой, примитивной по своей сути, культуры выступает «мусор» как продукт человеческой деятельности, который, как полагает Яницкий, производится в самых различных сферах общественной жизни, выступая символом потребительского общества, в котором потребление вытесняет созидание и творчество.

Почему потребительство так быстро прижилось на российской почве? Этому есть объяснение. Во-первых, сложно что-либо созидать и стремиться к этому, когда в стране разрушено все, что могло бы способствовать росту созидательных сил, - промышленность и сельское хозяйство (экономическое, материальное созидание), система образования, основанная на единстве обучения и воспитания (духовное созидание), система физической культуры и спорта (физическое

18 Там же. С. 31.

19

Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. 2012. № 2. С. 15.

20 Там же. С. 16.

21

Яницкий О.Н. «Мусорная культура» // Новое в социологии / отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М., 2013. С. 418-419.

созидание, совершенство физического духа). Во-вторых, в коллективном сознании, в архетипах российского народа присутствуют предпосылки для поведения, которому не свойственны чрезмерные трудовые усилия, нагрузки, а которые основаны на вере в чудо, в сказку.

Так, исследование Института социологии РАН о мечтах россиян, в котором ученые попытались выявить коллективные архетипы, представленные в русском фольклоре, показало, что на первом месте оказался классический архетип Золушки как образ русской мечты (особенно для женщин), а затем сказка «По щучьему велению» (наиболее популярна, соответственно, среди мужчин)22. И в том, и в другом случае играет роль факт везения, особенно во втором случае, так как Емеля никаких усилий для того, чтобы ему повезло, в отличие от трудолюбивой Золушки, не прилагал.

Совершенно очевидно, что России необходимо совершить своеобразный исторический поворот или прорыв, причем не столько в экономическом плане, хотя и этот фактор выступает очень важным, без этого прорыва не получится реализовать, сколько в духовном. Приоритетность духовного в данном случае объясняется духовными основаниями грядущей национальной катастрофы, если духовность вновь не займет свое значимое место в массовом сознании и системе ценностей российского населения.

Духовная культура общества, особенности ее генезиса, а также генезиса духовности не могут рассматриваться вне общего исторического контекста становления общества. Духовный упадок не может стать основанием процветания и благополучия общества. Духовные ценности, духовные идеалы и цели делают общественный путь развития и в его рамках - индивидуальный более определенным даже тогда, когда неопределенность становится тенденцией развития всего мирового сообщества.

Социальная неопределенность как особый тип социальной реальности, в которой происходит деформация морально-нравственных устоев общества, его традиционных структур и ценностей, стала реальностью для российского общества, в котором противостоять угрозам внешней и внутренней среды становится все сложнее и

по

сложнее23. Люди перестают строить долговременные планы, не загадывают далеко вперед и живут «одним днем». Все это, по концепции В.В. Кривошеева, способствует устойчивому закреплению в социальных практиках стратегии «коротких жизненных проектов» как наиболее адекватной динамично меняющейся социальной реальности24. С помощью такой стратегии обеспечивается некоторая гарантия защиты

22

Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии... С. 16.

23 Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М., 2009. С. 28.

24 Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 57.

от непредвиденных рисков, от неустойчивости и нестабильности социального развития.

В завершение необходимо подчеркнуть, что в современной российской социологической литературе развернувшийся дискурс по проблеме духовно-нравственного кризиса, само наличие которого не выступает предметом научных споров, развивается в следующих направлениях: осмысление причин, породивших духовно-нравственный кризис; формы его проявления и социальные последствия. В качестве источника духовно-нравственного кризиса в современной России называются различные причины: утрата общественного идеала, распад монолитной ценностной системы, несправедливость установившегося социального порядка и др. Многообразие причин духовно-нравственного кризиса порождает и многообразие форм его проявления, среди которых учеными называются процессы деконсолидации, ценностной дезориентации, криминализации сознания и поведения россиян, межпоколенческие конфликты и разрывы и в целом дегуманизация общества, в котором стремительно распространяется ощущение тотальной социальной несправедливости и разрываются духовные скрепы. Очевидно, необходимо духовное обновление российского общества в соответствии с новыми реалиями, но с учетом духовного капитала, веками складывавшегося в российской культуре.

Таланова К.С. Теоретические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса в современной России. В данной статье рассматриваются направления дискурса, развернувшегося в социологической литературе по вопросу о природе и социальных последствиях духовно-нравственного кризиса в современной России. Автор приходит к выводу о необходимости духовного обновления российского общества в соответствии с новыми реалиями, но с учетом духовного капитала, веками складывавшегося в российской культуре.

Ключевые слова: духовно-нравственный кризис, духовность, ценности, российское общество, культура, социальная неопределенность, риск.

Talanova K.S. Theoretical problems of sociological study of spiritual and moral crisis in modern Russia. This article describes the direction of the developed in the sociological literature discourse about the nature and social implications of spiritual and moral crisis in modern Russia. The author comes to the conclusion about the need for spiritual renewal of Russian society in accordance with the new realities, but with the spiritual capital that has been shaping for centuries in Russian culture.

Key words: spiritual and moral crisis, spirituality, values, Russian society, culture, social uncertainty, risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.