Научная статья на тему 'Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы'

Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ДУХОВНОСТЬ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL SELF / SPIRITUAL SECURITY / CULTURAL CONTINUITY / YOUTH / SPIRITUAL CRISIS / SPIRITUALITY / POPULAR CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красноруцкий Павел Павлович

Духовное пространство современной России наполнено многочисленными рисками и угрозами, которые влияют на духовное самоопределение молодежи, которая, в свою очередь, своим духовным поиском и выбором в не меньшей степени обуславливает устойчивость и безопасность духовной сферы общества, что и обуславливает исследование этих явлений духовной безопасности общества и духовного самоопределения молодежи в корреляционном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spiritual self-determination of youth and spiritual security of Russia: the risks and threats

Spiritual space of Russia is filled with numerous risks and threats that affect the spiritual self-determination of youth, which determines the stability and security of the spiritual sphere of society by its spiritual search and choice. That's why the study of these phenomena the spiritual safety of the public and spiritual self-determination of youth in the correlation aspect is topical.

Текст научной работы на тему «Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы»

П.П. Красноруцкий соискатель ИППК Южного федерального университета*

Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы

Обозначенная в названии статьи проблема имеет множество аспектов, представляющих интерес и ценность для различных отраслей научного знания, однако наш интерес пролегает в русле социологического осмысления проблемы духовного самоопределения молодежи в современной России в условиях роста рисков и угроз духовной безопасности, что и составляет цель данной работы, а также постановку ряда задач: выявить специфику угроз и рисков духовной безопасности современного российского общества в контексте трансформации его ценностных, мировоззренческих оснований; определить спектр проблем, с которыми сталкивается российская молодежь в ходе духовного самоопределения, и формирующиеся на их базе риски.

Конечно же, начать надо с проблемы духовной безопасности российского общества, которая стала все больше и больше привлекать внимание исследователей, пытающихся показать, что гарантом духовной безопасности России выступает сохранность ее культурного потенциала, а также особого типа духовности, который стал основой социокультурной самобытности России. Эта мысль далеко не нова для российской общественной и научной мысли, поскольку самые яркие представители классической русской социальной и философской мысли (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев и др.) писали о неповторимости российской цивилизации, ее уникальности, обусловленной особым типом

* Красноруцкий Павел Павлович, e-mail: mok_rsm@mail.ru

духовности. И в современные дни эти идеи чрезвычайно актуальны и не потеряли своей значимости.

Более того, они обрели новую жизнь в современных условиях, когда социокультурный раскол и духовный упадок, сопровождающийся негативными явлениями в поведенческих практиках и мировоззренческих установках россиян, прежде всего молодых, заставляет всерьез задуматься о том, что Россию ждет в недалеком будущем, если уже сегодня (согласно опросу, проведенному Левада-центром 18-22 июля 2013 г.) россияне отмечают, что за годы советских преобразований граждане России стали более расчетливыми и холодными (58 % опрошенных так считают) и более нетерпимы по отношению друг к другу (35 %)1.

Согласно нашему мнению, под духовной безопасностью следует понимать такое состояние духовной сферы общества, которое обеспечивает его социокультурную целостность и устойчивость в рамках воспроизводства накопленного предыдущими поколениями социокультурного потенциала и формирования на его основе духовного капитала и культурных достижений новых поколений. Как видим, в основу нашего понимания феномена духовной безопасности положен принцип культурной преемственности, без которого культурное пространство общества не может быть безопасным.

Вопросы обеспечения духовной безопасности - это вопросы целостности общества, его жизнеспособности, цивилизационной устойчивости, и именно поэтому духовно-нравственная сторона функционирования социума выступает важнейшей единицей социологического измерения, на основе которой делаются важнейшие выводы, прогнозируется дальнейшее развитие общества и эффективность этого процесса.

Как изменились люди и власть за 20 лет // http://www.levada.ru/20-08-2013/kak-izmenilis-lvudi-i-

В этом направлении социологи довольно активны, хотя надо заметить, что исследование духовно-нравственной составляющей общества далеко не всегда связывают с такой категорией, как духовная безопасность, во многом потому, что само это понятие в социологический оборот вошло сравнительно недавно и собственно социологической концептуализации этой проблематики посвящены единичные исследования2. Примечательно, что проблемы духовной

о

безопасности общества стали привлекать политологов3; интересуются ею и представители педагогической науки, культурологии, социальной философии4.

Однако, независимо от того, в раках какой отрасли научного знания проводятся научные изыскания по проблеме духовной безопасности российского общества, признается за неоспоримый факт первостепенная роль молодежи в духовном развитии социума и обеспечении безопасного в духовном отношении функционирования социальной системы.

Собственно, и спорить с тем, что изучение духовного состояния и развития российского общества вне исследования молодежи как основного социального ресурса общества, обеспечивающего его настоящее и перспективы будущего, не приходится, так как здесь все предельно ясно, в отличие от вопроса о том, каким образом сегодня, в сложившихся социокультурных и социально-экономических условиях, происходит духовное самоопределение молодежи - процесс духовного поиска и выбора духовных приоритетов в рамках

2 Коршунов А.В. Духовная безопасность в системе социальной безопасности общества: теоретические аспекты исследования факторов влияния // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7; Федоряк Н.А. Молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества: основные угрозы и стратегии их преодоления: автореферат дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2009; Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность // Социологические исследования. 1995. № 12.

3 Беспаленко П.Н. Духовная безопасность: политологический анализ. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006.

4 Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004; Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 1; Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.

формирования индивидуальной жизненной траектории индивида, обусловленный влиянием субъективных (ценностными приоритетами, способностями и возможностями, жизненными целями и мировоззренческими установками) и объективных (социокультурный фон, система ценностей общества, характер экономического, политического развития, специфика институциональной и стратификационной системы социума и т. п.) факторов.

Среди важнейших факторов объективного характера, влияющих на духовное самоопределение российской молодежи, можно с уверенностью назвать кризис духовной культуры в России, выступающий ключевым фактором угрозы духовной безопасности современной России.

В чем же проявляется этот кризис? В культуре, как отмечает О.Н. Яницкий, как и в живом организме, тоже должна быть преемственность, но, отталкиваясь от русской классики ХХ в., этот ученый насчитывает восемь серьезных перерывов в преемственности российской культуры5: декаданс начала ХХ в., Первая мировая война и революция, затем Гражданская война плюс «философский пароход» и репрессии, за ними годы большого террора с тотальным господством «инженеров человеческих душ», потом еще одна, еще более опустошительная война с последующей мобилизацией всех культурных ресурсов на восстановление страны, а за ней программа строительства коммунизма с целью создания «нового человека» и, наконец, распад СССР, коренная ломка остатков культурной платформы, заложенной еще более века назад, торжество поп-арта и новый этап «инженерии человеческих душ», но уже в угоду потребительской культуре и ее нравам.

Формирующуюся культуру в современных условиях, которая

Яницкий О.Н. «Мусорная культура» / Новое в социологии: монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 426.

никак не связана с прошлым страны, с ее историей и культурным потенциалом, но активно обращена к западной поп- и иной массовой культуре примитивного типа при презрении культурных образцов высшей пробы в российской культуре, О.Н. Яницкий назвал «мусорной культурой», причем «мусор» подразделяется этим исследователем на материальный, социальный и культурный, а последний характеризуется как агрессивный, захватывающий новые сферы жизни и свидетельствует о том, что идет эра Грядущего хама, опасного для всех тех, кто не в состоянии ответить ударом на удар, выстрелом на выстрел6.

«Мусорная культура» ничего не производит, она нацелена на потребление, торгашество, потребу дня, а потому выступает угрозой духовной культуре высокого уровня, ставшей более, чем когда-либо элитарной. Ее ряды постепенно уменьшаются по мере распространения массовой, примитивной по своей сути, культуры, и носителями этой «мусорной культуры» в своем большинстве является современная молодежь, поскольку она наиболее активно включена в глобальные сети, выступающие колонизатором культурного мира молодежи и проводником ценностей и идеологии массовой культуры.

Интернет, как отмечает Яницкий, великое благо, но это и великая помойка, масштабы которой ничем и никак не ограничены, а потому и опасны как несущие в себе разрушительную энергию7, с соприкосновением с психикой подростков вызывающие страшные психические явления, сопровождающиеся в ряде случаев криминальными акциями (расстрел одноклассников, коллег и т. д.).

Современное медиа-пространство, и в частности телевидение, которое занимает значимую часть досуга современной молодежи, а также подростков и детей, практически не ориентировано на духовное

6 Там же. С. 431.

7 Яницкий О.Н. «Мусорная культура». С. 436.

развитие этих возрастных групп. Российские исследователи отмечают, что в поле зрения детей, кроме собственно обращенного к детской аудитории телевизионного вещания, попадает и все остальное, что предназначено для взрослой аудитории, что усугубляется тем, что фактически детское телевизионное вещание как самостоятельная и достаточно объемная часть еженедельной сетки передач уже не существует8.

Как отмечают другие российские исследователи, дети обладают определенной спецификой в качестве зрителей и слушателей: они слушают и смотрят все, не имея еще навыков оценки и критической рефлексии, сформированных взглядов и вкусов, а потому столь сильно на их психику воздействие электронных СМИ9.

Опасность электронных СМИ, в том числе глобальной «паутины», заключается в том, что от нее не спрячешь детей, не уберешь их от пагубного влияния бездуховности и антигуманности, мощным потоком идущей через каналы этих агентов социализации. Формирование духовного облика молодежи, хотим мы этого или нет, происходит в условиях господства электронных СМИ, информационно-коммуникативных технологий, этих «колонизаторов детских душ» и, соответственно, духовный поиск зачастую осуществляется в пределах господствующей в медиа-пространстве массовой культуры, в интерпретации Яницкого - «мусорной», а отсюда и рост «мусорной молодежи» как потребителей и носителей ценностей этого типа культуры.

Можно смело предположить, что рост численности молодежи, ориентированной на масс-культуру с ее поверхностностью и примитивизацией отношений, вкуса, стиля жизни и общения, выступает прямой угрозой духовной безопасности России, в

8 Вартанов А., Новикова А., Петрушанская Е., Сальникова Е. Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа // Дети и культура. М.: КомКнига, 2007. С. 37.

9 Шариков А., Чудинова В. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. М.: КомКнига, 2007. С. 66.

пространстве которой растет уровень детской, подростковой и молодежной преступности, спортивного фанатизма, граничащего с девиантным поведением и криминальным экстремизмом, и в целом жестокости, агрессии и духовно-нравственного нигилизма.

С одной стороны, современное постсоветское российское общество предлагает свободу выбора в неограниченном ничем пространстве культурных стилей, вкусов, направлений и практик, а с другой -не обеспечило этот выбор социокультурным механизмом интернализации высших духовных ценностей молодым поколением посредством эффективной культурной социализации в лоне истинных культурных образцов и ценностей. В этом, на наш взгляд, заключается ключевое противоречие в сфере духовного становления молодежи и ее духовного самоопределения, которое происходит под влиянием хаотичных процессов распространения и динамичного изменения культурного пространства масс-медиа, т. е. и процесс духовного самоопределения утратил константность, устойчивость во времени, он стал столь же неопределенным и ситуативным, релятивным, как и сама медиа-реальность.

С учетом того, что духовная безопасность общества базируется на механизме трансляции духовных ценностей и идеалов, устойчивых во времени и не подвергающихся коррозии ввиду их ценностного абсолюта, в обществе необходим консенсус в отношении этих ценностей при функционировании механизма воспроизводства этих ценностей и трансляции их в молодежную среду, в противном случае они, эти высшие духовные ценности, становятся неким раритетом, своего рода «музейным экспонатом» для большинства населения, поскольку они не вписываются в систему мировоззрения и жизнедеятельности общества, не являются духовным обеспечением поведенческих практик. Такое происходит в том случае, когда в обществе «не работают» высшие идеалы и ценности, т. е. на их основе человек не

может достойно реализовать свой жизненный потенциал, добиться жизненных целей, реализовать свою субъектность, и тогда наступает период жестокого разочарования в высших ценностях и идеалах.

В современных российских условиях такая кара постигла демократические ценности, которые в результате безрезультатного двадцатилетнего периода преобразований и реформ в постсоветской России стали неким символом симулякров, имитации, источником разочарования в демократии миллионов россиян, связывавших с ней глубокие надежды на иную, благополучную жизнь процветающего демократического российского государства (ведь именно эти лозунги так привлекли россиян на заре постсоветских преобразований).

Духовное самоопределение включает в себя множество аспектов, которые могут выражаться в ценностях такого рода, как патриотизм, семья, любовь, дружба, свобода, творчество и т. д. Что можно сказать о духовном самоопределении, к примеру, той части российской молодежи, которая устремлена своими помыслами на Запад и мечтает покинуть родные пенаты в поисках лучшей доли? Стоит ли осуждать ее? Справедливо ли будет оценивать ее как духовно неблагополучную?

Безусловно, чувство любви к Родине выступает значимым элементом духовной культуры личности и важной составляющей духовного самоопределения молодежи. Наверняка каждый представитель молодежи в своей жизни задумывается над тем, хотел ли бы он мигрировать в другую, более благополучную страну, если представится такая возможность, и если ответ на данный вопрос для большинства молодежи является положительным в современных условиях жизнедеятельности в России, осуждать за этот непатриотичный выбор молодежь, на наш взгляд, совершенно не стоит, а стоит с особой критикой обратиться к государству, создавшему благоприятную почву для роста миграционных установок в сознании российской молодежи при отсутствии благоприятной

почвы для ее успешной социальной, экономической, профессиональной адаптации и реализации жизненных планов.

Да, молодежь выступает важным фактором обеспечения духовной безопасности общества, но этот процесс не может носить односторонний характер, а потому можно с той же уверенностью утверждать, что духовная безопасность общества является базовым условием стабильного и благополучного развития общества и молодежи в рамках обеспечения гарантий на свободное развитие интеллектуального, духовного, кративного, нравственного потенциала человека, а это возможно только в обществе, защищенном от негативного влияния потребительства, низких сортов культуры и их тлетворного воздействия на психику молодого поколения.

Другими словами, в любом обществе, даже демократическом, должны быть определенные рамки, ограждающие процесс духовного развития и становления личности от «мусорной культуры» и ее тотального влияния на молодежь и ее духовный мир. Какими должны быть эти рамки, как их установить, к примеру в сети Интернет, -вопрос актуальный, но еще не решенный, однако тот факт, что этот вопрос цензуры информации, поступающей из электронных СМИ, поднимается неоднократно как в общественно-политических кругах, так и в научных, позволяет судить о его злободневности и надеяться на его скорейшее разрешение.

А до тех пор, пока культурное пространство страны замусоривается «культурными отходами», говорить о безопасности духовного пространства России некорректно и ненаучно, да и социологические замеры свидетельствуют о том, что духовно-нравственная сфера российского общества находится в кризисном состоянии, и сами россияне отмечают, что самые страшные потери в период постсоветских преобразований российское общество понесло в духовно-нравственной сфере, в сфере морали, о чем красноречиво

говорят результаты исследования ИС РАН «О чем мечтают россияне», продемонстрировавшие динамику и характер изменений,

произошедших в самих россиянах за последние 20 лет10.

Среди положительных человеческих качеств, которые за время постсоветских преобразований обозначили тенденцию к усилению, оказались активность, целеустремленность, инициативность. Настораживает и позволяет при этом сделать вполне определенные выводы то единодушие, которое проявили опрошенные, отмечая рост агрессивности у россиян (почти 80 % опрошенных указали на это), снижение уважения к старшим, рост недоброжелательности и неискренности в отношениях между людьми (70 %), снижение уважительного отношения к женщине и душевности (67 %), рост цинизма (68 %).

Также, согласно мнению опрошенных россиян, заметно снижение патриотизма у россиян, товарищества, рост подверженности информационно-психологическому манипулированию, склонности подчиняться авторитетам при ослаблении критического мышления. В число негативных оценок попала также ответственность россиян перед семьей, которая, по мнению 37 % опрошенных, значительно ослабляется, при 18 % тех, кто считает иначе и отмечает позитивные сдвиги в этом плане11.

Подводя итог, можно подчеркнуть, что только глубокие культурные связи выступают той опорой, которая позволяет

Л О

преодолеть жизненные коллизии, кризисы, трансформации12, но россияне утратили их, и поэтому все российское общество представляет собой пространство, опасно подвергнутое всем влияниям, незащищенное «духовными доспехами», культурными

10

О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.: ИС РАН,

2012.

С. 28.

11 О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. С. 28.

12 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002. С. 68.

корнями, духовной аурой.

Красноруцкий П.П. Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы. Духовное пространство современной России наполнено многочисленными рисками и угрозами, которые влияют на духовное самоопределение молодежи, которая, в свою очередь, своим духовным поиском и выбором в не меньшей степени обуславливает устойчивость и безопасность духовной сферы общества, что и обуславливает исследование этих явлений - духовной безопасности общества и духовного самоопределения молодежи - в корреляционном аспекте.

Ключевые слова: духовное самоопределение, духовная безопасность, культурная преемственность, молодежь, духовный кризис, духовность, массовая культура.

Krasnorutsky P.P. Spiritual self-determination of youth and spiritual security of Russia: the risks and threats. Spiritual space of Russia is filled with numerous risks and threats that affect the spiritual self-determination of youth, which determines the stability and security of the spiritual sphere of society by its spiritual search and choice. That's why the study of these phenomena - the spiritual safety of the public and spiritual self-determination of youth - in the correlation aspect is topical.

Key words: spiritual self, spiritual security, cultural continuity, youth, spiritual crisis, spirituality, popular culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.