П.П. Красноруцкий соискатель ИППК Южного федерального университета*
Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы
Обозначенная в названии статьи проблема имеет множество аспектов, представляющих интерес и ценность для различных отраслей научного знания, однако наш интерес пролегает в русле социологического осмысления проблемы духовного самоопределения молодежи в современной России в условиях роста рисков и угроз духовной безопасности, что и составляет цель данной работы, а также постановку ряда задач: выявить специфику угроз и рисков духовной безопасности современного российского общества в контексте трансформации его ценностных, мировоззренческих оснований; определить спектр проблем, с которыми сталкивается российская молодежь в ходе духовного самоопределения, и формирующиеся на их базе риски.
Конечно же, начать надо с проблемы духовной безопасности российского общества, которая стала все больше и больше привлекать внимание исследователей, пытающихся показать, что гарантом духовной безопасности России выступает сохранность ее культурного потенциала, а также особого типа духовности, который стал основой социокультурной самобытности России. Эта мысль далеко не нова для российской общественной и научной мысли, поскольку самые яркие представители классической русской социальной и философской мысли (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев и др.) писали о неповторимости российской цивилизации, ее уникальности, обусловленной особым типом
* Красноруцкий Павел Павлович, e-mail: [email protected]
духовности. И в современные дни эти идеи чрезвычайно актуальны и не потеряли своей значимости.
Более того, они обрели новую жизнь в современных условиях, когда социокультурный раскол и духовный упадок, сопровождающийся негативными явлениями в поведенческих практиках и мировоззренческих установках россиян, прежде всего молодых, заставляет всерьез задуматься о том, что Россию ждет в недалеком будущем, если уже сегодня (согласно опросу, проведенному Левада-центром 18-22 июля 2013 г.) россияне отмечают, что за годы советских преобразований граждане России стали более расчетливыми и холодными (58 % опрошенных так считают) и более нетерпимы по отношению друг к другу (35 %)1.
Согласно нашему мнению, под духовной безопасностью следует понимать такое состояние духовной сферы общества, которое обеспечивает его социокультурную целостность и устойчивость в рамках воспроизводства накопленного предыдущими поколениями социокультурного потенциала и формирования на его основе духовного капитала и культурных достижений новых поколений. Как видим, в основу нашего понимания феномена духовной безопасности положен принцип культурной преемственности, без которого культурное пространство общества не может быть безопасным.
Вопросы обеспечения духовной безопасности - это вопросы целостности общества, его жизнеспособности, цивилизационной устойчивости, и именно поэтому духовно-нравственная сторона функционирования социума выступает важнейшей единицей социологического измерения, на основе которой делаются важнейшие выводы, прогнозируется дальнейшее развитие общества и эффективность этого процесса.
Как изменились люди и власть за 20 лет // http://www.levada.ru/20-08-2013/kak-izmenilis-lvudi-i-
В этом направлении социологи довольно активны, хотя надо заметить, что исследование духовно-нравственной составляющей общества далеко не всегда связывают с такой категорией, как духовная безопасность, во многом потому, что само это понятие в социологический оборот вошло сравнительно недавно и собственно социологической концептуализации этой проблематики посвящены единичные исследования2. Примечательно, что проблемы духовной
о
безопасности общества стали привлекать политологов3; интересуются ею и представители педагогической науки, культурологии, социальной философии4.
Однако, независимо от того, в раках какой отрасли научного знания проводятся научные изыскания по проблеме духовной безопасности российского общества, признается за неоспоримый факт первостепенная роль молодежи в духовном развитии социума и обеспечении безопасного в духовном отношении функционирования социальной системы.
Собственно, и спорить с тем, что изучение духовного состояния и развития российского общества вне исследования молодежи как основного социального ресурса общества, обеспечивающего его настоящее и перспективы будущего, не приходится, так как здесь все предельно ясно, в отличие от вопроса о том, каким образом сегодня, в сложившихся социокультурных и социально-экономических условиях, происходит духовное самоопределение молодежи - процесс духовного поиска и выбора духовных приоритетов в рамках
2 Коршунов А.В. Духовная безопасность в системе социальной безопасности общества: теоретические аспекты исследования факторов влияния // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7; Федоряк Н.А. Молодежь в системе обеспечения духовной безопасности российского общества: основные угрозы и стратегии их преодоления: автореферат дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2009; Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность // Социологические исследования. 1995. № 12.
3 Беспаленко П.Н. Духовная безопасность: политологический анализ. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2006.
4 Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004; Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. 2002. № 1; Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.
формирования индивидуальной жизненной траектории индивида, обусловленный влиянием субъективных (ценностными приоритетами, способностями и возможностями, жизненными целями и мировоззренческими установками) и объективных (социокультурный фон, система ценностей общества, характер экономического, политического развития, специфика институциональной и стратификационной системы социума и т. п.) факторов.
Среди важнейших факторов объективного характера, влияющих на духовное самоопределение российской молодежи, можно с уверенностью назвать кризис духовной культуры в России, выступающий ключевым фактором угрозы духовной безопасности современной России.
В чем же проявляется этот кризис? В культуре, как отмечает О.Н. Яницкий, как и в живом организме, тоже должна быть преемственность, но, отталкиваясь от русской классики ХХ в., этот ученый насчитывает восемь серьезных перерывов в преемственности российской культуры5: декаданс начала ХХ в., Первая мировая война и революция, затем Гражданская война плюс «философский пароход» и репрессии, за ними годы большого террора с тотальным господством «инженеров человеческих душ», потом еще одна, еще более опустошительная война с последующей мобилизацией всех культурных ресурсов на восстановление страны, а за ней программа строительства коммунизма с целью создания «нового человека» и, наконец, распад СССР, коренная ломка остатков культурной платформы, заложенной еще более века назад, торжество поп-арта и новый этап «инженерии человеческих душ», но уже в угоду потребительской культуре и ее нравам.
Формирующуюся культуру в современных условиях, которая
Яницкий О.Н. «Мусорная культура» / Новое в социологии: монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко.
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 426.
никак не связана с прошлым страны, с ее историей и культурным потенциалом, но активно обращена к западной поп- и иной массовой культуре примитивного типа при презрении культурных образцов высшей пробы в российской культуре, О.Н. Яницкий назвал «мусорной культурой», причем «мусор» подразделяется этим исследователем на материальный, социальный и культурный, а последний характеризуется как агрессивный, захватывающий новые сферы жизни и свидетельствует о том, что идет эра Грядущего хама, опасного для всех тех, кто не в состоянии ответить ударом на удар, выстрелом на выстрел6.
«Мусорная культура» ничего не производит, она нацелена на потребление, торгашество, потребу дня, а потому выступает угрозой духовной культуре высокого уровня, ставшей более, чем когда-либо элитарной. Ее ряды постепенно уменьшаются по мере распространения массовой, примитивной по своей сути, культуры, и носителями этой «мусорной культуры» в своем большинстве является современная молодежь, поскольку она наиболее активно включена в глобальные сети, выступающие колонизатором культурного мира молодежи и проводником ценностей и идеологии массовой культуры.
Интернет, как отмечает Яницкий, великое благо, но это и великая помойка, масштабы которой ничем и никак не ограничены, а потому и опасны как несущие в себе разрушительную энергию7, с соприкосновением с психикой подростков вызывающие страшные психические явления, сопровождающиеся в ряде случаев криминальными акциями (расстрел одноклассников, коллег и т. д.).
Современное медиа-пространство, и в частности телевидение, которое занимает значимую часть досуга современной молодежи, а также подростков и детей, практически не ориентировано на духовное
6 Там же. С. 431.
7 Яницкий О.Н. «Мусорная культура». С. 436.
развитие этих возрастных групп. Российские исследователи отмечают, что в поле зрения детей, кроме собственно обращенного к детской аудитории телевизионного вещания, попадает и все остальное, что предназначено для взрослой аудитории, что усугубляется тем, что фактически детское телевизионное вещание как самостоятельная и достаточно объемная часть еженедельной сетки передач уже не существует8.
Как отмечают другие российские исследователи, дети обладают определенной спецификой в качестве зрителей и слушателей: они слушают и смотрят все, не имея еще навыков оценки и критической рефлексии, сформированных взглядов и вкусов, а потому столь сильно на их психику воздействие электронных СМИ9.
Опасность электронных СМИ, в том числе глобальной «паутины», заключается в том, что от нее не спрячешь детей, не уберешь их от пагубного влияния бездуховности и антигуманности, мощным потоком идущей через каналы этих агентов социализации. Формирование духовного облика молодежи, хотим мы этого или нет, происходит в условиях господства электронных СМИ, информационно-коммуникативных технологий, этих «колонизаторов детских душ» и, соответственно, духовный поиск зачастую осуществляется в пределах господствующей в медиа-пространстве массовой культуры, в интерпретации Яницкого - «мусорной», а отсюда и рост «мусорной молодежи» как потребителей и носителей ценностей этого типа культуры.
Можно смело предположить, что рост численности молодежи, ориентированной на масс-культуру с ее поверхностностью и примитивизацией отношений, вкуса, стиля жизни и общения, выступает прямой угрозой духовной безопасности России, в
8 Вартанов А., Новикова А., Петрушанская Е., Сальникова Е. Духовный мир детей и телевидение. Взгляд искусствоведа // Дети и культура. М.: КомКнига, 2007. С. 37.
9 Шариков А., Чудинова В. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура. М.: КомКнига, 2007. С. 66.
пространстве которой растет уровень детской, подростковой и молодежной преступности, спортивного фанатизма, граничащего с девиантным поведением и криминальным экстремизмом, и в целом жестокости, агрессии и духовно-нравственного нигилизма.
С одной стороны, современное постсоветское российское общество предлагает свободу выбора в неограниченном ничем пространстве культурных стилей, вкусов, направлений и практик, а с другой -не обеспечило этот выбор социокультурным механизмом интернализации высших духовных ценностей молодым поколением посредством эффективной культурной социализации в лоне истинных культурных образцов и ценностей. В этом, на наш взгляд, заключается ключевое противоречие в сфере духовного становления молодежи и ее духовного самоопределения, которое происходит под влиянием хаотичных процессов распространения и динамичного изменения культурного пространства масс-медиа, т. е. и процесс духовного самоопределения утратил константность, устойчивость во времени, он стал столь же неопределенным и ситуативным, релятивным, как и сама медиа-реальность.
С учетом того, что духовная безопасность общества базируется на механизме трансляции духовных ценностей и идеалов, устойчивых во времени и не подвергающихся коррозии ввиду их ценностного абсолюта, в обществе необходим консенсус в отношении этих ценностей при функционировании механизма воспроизводства этих ценностей и трансляции их в молодежную среду, в противном случае они, эти высшие духовные ценности, становятся неким раритетом, своего рода «музейным экспонатом» для большинства населения, поскольку они не вписываются в систему мировоззрения и жизнедеятельности общества, не являются духовным обеспечением поведенческих практик. Такое происходит в том случае, когда в обществе «не работают» высшие идеалы и ценности, т. е. на их основе человек не
может достойно реализовать свой жизненный потенциал, добиться жизненных целей, реализовать свою субъектность, и тогда наступает период жестокого разочарования в высших ценностях и идеалах.
В современных российских условиях такая кара постигла демократические ценности, которые в результате безрезультатного двадцатилетнего периода преобразований и реформ в постсоветской России стали неким символом симулякров, имитации, источником разочарования в демократии миллионов россиян, связывавших с ней глубокие надежды на иную, благополучную жизнь процветающего демократического российского государства (ведь именно эти лозунги так привлекли россиян на заре постсоветских преобразований).
Духовное самоопределение включает в себя множество аспектов, которые могут выражаться в ценностях такого рода, как патриотизм, семья, любовь, дружба, свобода, творчество и т. д. Что можно сказать о духовном самоопределении, к примеру, той части российской молодежи, которая устремлена своими помыслами на Запад и мечтает покинуть родные пенаты в поисках лучшей доли? Стоит ли осуждать ее? Справедливо ли будет оценивать ее как духовно неблагополучную?
Безусловно, чувство любви к Родине выступает значимым элементом духовной культуры личности и важной составляющей духовного самоопределения молодежи. Наверняка каждый представитель молодежи в своей жизни задумывается над тем, хотел ли бы он мигрировать в другую, более благополучную страну, если представится такая возможность, и если ответ на данный вопрос для большинства молодежи является положительным в современных условиях жизнедеятельности в России, осуждать за этот непатриотичный выбор молодежь, на наш взгляд, совершенно не стоит, а стоит с особой критикой обратиться к государству, создавшему благоприятную почву для роста миграционных установок в сознании российской молодежи при отсутствии благоприятной
почвы для ее успешной социальной, экономической, профессиональной адаптации и реализации жизненных планов.
Да, молодежь выступает важным фактором обеспечения духовной безопасности общества, но этот процесс не может носить односторонний характер, а потому можно с той же уверенностью утверждать, что духовная безопасность общества является базовым условием стабильного и благополучного развития общества и молодежи в рамках обеспечения гарантий на свободное развитие интеллектуального, духовного, кративного, нравственного потенциала человека, а это возможно только в обществе, защищенном от негативного влияния потребительства, низких сортов культуры и их тлетворного воздействия на психику молодого поколения.
Другими словами, в любом обществе, даже демократическом, должны быть определенные рамки, ограждающие процесс духовного развития и становления личности от «мусорной культуры» и ее тотального влияния на молодежь и ее духовный мир. Какими должны быть эти рамки, как их установить, к примеру в сети Интернет, -вопрос актуальный, но еще не решенный, однако тот факт, что этот вопрос цензуры информации, поступающей из электронных СМИ, поднимается неоднократно как в общественно-политических кругах, так и в научных, позволяет судить о его злободневности и надеяться на его скорейшее разрешение.
А до тех пор, пока культурное пространство страны замусоривается «культурными отходами», говорить о безопасности духовного пространства России некорректно и ненаучно, да и социологические замеры свидетельствуют о том, что духовно-нравственная сфера российского общества находится в кризисном состоянии, и сами россияне отмечают, что самые страшные потери в период постсоветских преобразований российское общество понесло в духовно-нравственной сфере, в сфере морали, о чем красноречиво
говорят результаты исследования ИС РАН «О чем мечтают россияне», продемонстрировавшие динамику и характер изменений,
1П
произошедших в самих россиянах за последние 20 лет10.
Среди положительных человеческих качеств, которые за время постсоветских преобразований обозначили тенденцию к усилению, оказались активность, целеустремленность, инициативность. Настораживает и позволяет при этом сделать вполне определенные выводы то единодушие, которое проявили опрошенные, отмечая рост агрессивности у россиян (почти 80 % опрошенных указали на это), снижение уважения к старшим, рост недоброжелательности и неискренности в отношениях между людьми (70 %), снижение уважительного отношения к женщине и душевности (67 %), рост цинизма (68 %).
Также, согласно мнению опрошенных россиян, заметно снижение патриотизма у россиян, товарищества, рост подверженности информационно-психологическому манипулированию, склонности подчиняться авторитетам при ослаблении критического мышления. В число негативных оценок попала также ответственность россиян перед семьей, которая, по мнению 37 % опрошенных, значительно ослабляется, при 18 % тех, кто считает иначе и отмечает позитивные сдвиги в этом плане11.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что только глубокие культурные связи выступают той опорой, которая позволяет
Л О
преодолеть жизненные коллизии, кризисы, трансформации12, но россияне утратили их, и поэтому все российское общество представляет собой пространство, опасно подвергнутое всем влияниям, незащищенное «духовными доспехами», культурными
10
О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.: ИС РАН,
2012.
С. 28.
11 О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. С. 28.
12 Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002. С. 68.
корнями, духовной аурой.
Красноруцкий П.П. Духовное самоопределение молодежи и духовная безопасность России: основные риски и угрозы. Духовное пространство современной России наполнено многочисленными рисками и угрозами, которые влияют на духовное самоопределение молодежи, которая, в свою очередь, своим духовным поиском и выбором в не меньшей степени обуславливает устойчивость и безопасность духовной сферы общества, что и обуславливает исследование этих явлений - духовной безопасности общества и духовного самоопределения молодежи - в корреляционном аспекте.
Ключевые слова: духовное самоопределение, духовная безопасность, культурная преемственность, молодежь, духовный кризис, духовность, массовая культура.
Krasnorutsky P.P. Spiritual self-determination of youth and spiritual security of Russia: the risks and threats. Spiritual space of Russia is filled with numerous risks and threats that affect the spiritual self-determination of youth, which determines the stability and security of the spiritual sphere of society by its spiritual search and choice. That's why the study of these phenomena - the spiritual safety of the public and spiritual self-determination of youth - in the correlation aspect is topical.
Key words: spiritual self, spiritual security, cultural continuity, youth, spiritual crisis, spirituality, popular culture.