Научная статья на тему 'Духовное развитие молодежи и национальная безопасность государства'

Духовное развитие молодежи и национальная безопасность государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1686
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ДУХОВНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / ДУХОВНАЯ СФЕРА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / NATIONAL SECURITY / SPIRITUAL ORGANIZATION / SPIRITUALITY / VALUABLE TARGETS / SPIRITUAL SPHERE / MORAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомченкова Галина Алексеевна

В статье речь идет о проблемах биполярности ценностных установок молодежи, влияющих на процесс личностного и мировоззренческого самоопределения, которые тесно связаны с духовно-нравственным состоянием общества. Высказывается предположение о том, что духовно-нравственное развитие молодежи зависит от целенаправленного воздействия на личность через формирование такого поведения, в котором интересы личности находятся в единстве с интересами общественными, а достижение внутренней согласованности происходит через сочетание нравственных норм с социальной активностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовное развитие молодежи и национальная безопасность государства»

УДК 15

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

© Г.А. Фомченкова

В статье речь идет о проблемах биполярности ценностных установок молодежи, влияющих на процесс личностного и мировоззренческого самоопределения, которые тесно связаны с духовнонравственным состоянием общества. Высказывается предположение о том, что духовно-нравственное развитие молодежи зависит от целенаправленного воздействия на личность через формирование такого поведения, в котором интересы личности находятся в единстве с интересами общественными, а достижение внутренней согласованности происходит через сочетание нравственных норм с социальной активностью.

Ключевые слова: национальная безопасность; духовная организация; духовность; ценностные установки; духовная сфера; духовно-нравственное развитие.

Человек соответствует своим видовым характеристикам только в том случае, если он участвует в общественном бытии; единственной же цивилизованной формой этого бытия является, как известно, государство. Для защиты национальных интересов государства существует система национальной безопасности, которая создана и функционирует на основе Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. [1].

Сегодня термин «национальная безопасность» используется на общегосударственном уровне. Под ним понимается достаточная для нормального развития общества, государства, их структурных элементов защищенность национальных ресурсов, ценностей, государственных, общественных и личных интересов от внешних и внутренних угроз [1]. К основным объектам национальной безопасности относятся: личность, ее права и свободы; общество, его материальные (в виде экономической составляющей) и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Главным субъектом обеспечения национальной безопасности выступает государство, которое осуществляет функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Возможность личного благополучия человека зависит от того, насколько общественное устройство и отношения с другими людьми обеспечивают ему свободу действий, его социальную безопасность. Более того, в современ-

ном мире личный успех человека опирается на те представляющиеся ему необходимые блага, которые могут быть обеспечены лишь обществом в целом, а не усилиями отдельных людей. Тем самым его личностные ценности неизменно сопрягаются с системой ценностей общества.

К числу приоритетных целей национальной безопасности относится независимость страны: в области политики, экономики, духовного развития человека (особенно подрастающего поколения).

Говоря о национальной безопасности, необходимо отметить и то, что существует ряд основных источников угроз национальной безопасности России: социально-экономическая поляризация российского общества; увеличение масштабов терроризма; обострение межнациональных и осложнение международных отношений; глобальная ломка системы ценностей, определенная резкой сменой социального строя; геополитические противники; организованная преступность.

Для предупреждения, профилактики и ликвидации этих угроз должна существовать система национальной безопасности государства, под которой понимается сложная система, объединяющая подсистемы частных составляющих государственной политики в области безопасности, сил, средств и уровней, обеспечивающих ее, направленная на создание социально-экономических и организационно-правовых предпосылок для устойчивого развития государства. Это совокупность органов управления, сил и средств, законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на обес-

печение безопасности и защиты жизненно важных интересов государства и общества от внешних и внутренних угроз.

И одним из компонентов этой системы является молодежь, ее понимание и оценка того, что происходит в современном обществе. При этом важно учитывать, что особенностью настоящего периода жизни российской молодежи является биполярность ценностных установок: помимо тех ценностных установок, которые свойственны русскому менталитету и русской культуре в целом, налицо существование иных установок, вполне согласующихся с западными ценностями, такими как индивидуализм, активность в достижении личных материальных интересов, стремление к ограждению частной жизни от властей. Наличие такого противоречивого аксиологического пространства приводит в действие механизм личностного и мировоззренческого саморазрушения. Реалии становления молодого поколения тесно связаны со сложным и во многом драматичным процессом: становление личности молодого человека сопровождается его духовно-нравственной деградацией. И здесь уже выделен комплекс глобальных проблем, касающихся не только молодежи, но и всего российского общества.

Первая проблема была обозначена в мае 2005 г. Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности Федерального Собрания РФ, которым был проведен семинар «Научные основы национальной безопасности Российской Федерации», в рекомендациях которого отмечено отсутствие до настоящего времени в отечественной науке единой общепринятой методологии формирования стратегии национальной безопасности вообще и ее составных частей [2].

В отношении духовно-нравственного состояния общества в Рекомендациях было отмечено, что в российском законодательстве не отражены реальные и действенные правовые механизмы адекватного противодействия новым вызовам и угрозам культурной и духовной целостности российского народа.

Более того, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что «обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и

норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». В Концепции подчеркивается, что «национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны», что «углубление кризиса во внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к утрате демократических завоеваний» [1, с. 2].

Однако, как отмечает Европейское общество защиты детей, в фильмах и передачах по всем европейским каналам ежечасно показывают не менее двадцати убийств и кровавых злодеяний. Российское телевидение не уступает европейскому по части демонстрации насилия юным зрителям. Поскольку подрастающее поколение проводит в среднем от трех до четырех часов в день у экрана, то можно предположить силу воздействия на неокрепшую психику молодого человека агрессивной и криминальной информации и оценить ее роль в процессе социализации [3]. Хотя, как отмечалось ранее, в Концепции указано «...введение запрета на использование эфирного времени в электронных СМИ для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления». Все чаще СМИ пропагандируют гипертрофированные личностные черты: жестокость, нетерпимость, равнодушие, стяжательство и т. д., что способствует нарастанию в современном обществе явлений бездуховности. И это вторая проблема.

Но не лучшим образом представлено понятие безопасности и в последней редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя

суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [1, с. 1]. Можно согласиться с тем, что в формулировке сделан акцент на национальную (страновую) распространенность характеристики безопасности, объектом которой назван весь многонациональный народ, а потому и безопасность национальная. Но и в такой постановке сущность категории «национальная безопасность» раскрыта узконаправленно лишь в области политической, что достаточно ограниченно.

Третья проблема вытекает как следствие: не разобравшись в сущности явления, невозможно удовлетворить острую необходимость изучения организующей роли государственно-социальных институтов в нейтрализации комплекса опасностей (угроз) всей культурно-духовной среде.

Духовная организация личности воздействует на человеческую деятельность, ее социальное поведение, общественную жизнь, развитие культуры, которая осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости, с одной стороны, от характера того или иного вида ценностей - религиозных или эстетических, политических или нравственных, с другой - от особенностей аксиологического субъекта - индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри духовного мира субъекта, влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность и поведение, или же, будучи воплощенной, опредмеченной тем или иным образом, она сталкивается с ценно-

стями других субъектов и получает возможность оказывать влияние на их сознание, поведение, изменение ценностных ориентаций.

Кроме того, духовная организация личности имеет свое содержание и свою форму: ее содержание - мировоззренчески-смысловое, детерминированное общим социокультур -ным контекстом, в котором рождается и работает конкретное ценностное значение, а его форма - психологический процесс, в котором ценность схватывается сознанием личности (рис. 1).

Ключевое понятие, связывающее психологический и мировоззренческий уровни, -духовность; нравственная позиция по отношению к обществу основывается на мировоззрении, в основе которого лежит определенная система ценностей, сформировавшаяся в ходе знакомства человека с окружающей его социальной действительностью. С этой точки зрения воспитание и формирование у молодого человека качеств личности означает, что усвоение необходимого социального опыта есть осознание и принятие им системы существующих в обществе ценностей [4].

Трудно определить меру сложности той ситуации, с которой на рубеже тысячелетий столкнулось наше российское общество: оно достигло неизвестной собственному прошлому степени личностного разнообразия и одновременно сознания необходимости объединения, материального и духовного, на исторической почве, т. е. на патриотическом отношении к прошлому и одновременно на критическом (но не критиканском) отношении к нему, на социальном чувстве.

Социокультурная среда

Ценностное отношение

Оценивающий

субъект

Уровни:

Психологический •4------------------------------►

Объект - носитель ценности

Мировоззренческий

Рис. 1. Соотношение социокультурной среды и уровней восприятия личности

Таблица 1

Структура ценностей респондентов по выборке в целом (% от числа опрошенных)

Ценности I степени II степени III степени Несущественные

По сумме баллов образуют блок пе рвостепенной важности

Человеческое достоинство 83,1 11,9 3,4 0,8

Богатство 76,7 16,5 5,5 1,3

Эффективность, качество работы 63,6 30,1 4,2 2,7

Человеческое достоинство 64,8 25,8 8,5 0,8

Индивидуальность, личный успех 57,5 29,2 0,5 5,1

Гостеприимство 48,7 40,7 9,3 1,3

Материнство 57,2 26,3 9,7 6,4

Пунктуальность 50,0 33,9 12,7 3,0

Образование 43,6 39,7 11,0 5,5

Уважение к старшим 42,5 38,6 16,1 3,8

Спасение, помощь страдающим 38,6 34,3 22,0 5,1

Активность, настойчивость 36,4 36,4 20,3 5,9

Скромность 36,4 35,6 19,9 7,2

Мужественность 36,0 36,0 21,2 6,4

Мощь государства 40,3 30,9 16,1 12,3

Право, возможность отстоять свои права и защитить права других 32,2 40,7 20,3 0,6

Патриотизм 31,8 30,1 25,4 11,9

Уважение к молодежи 25,4 36,9 26,3 11,4

Социальная справедливость 31,4 27,5 23,7 16,5

Блок ценностей второстепенной важности

Сохранение среды 19,9 40,7 27,5 11,4

Равенство женщин 23,3 28,0 25,4 22,9

Первенство 15,3 34,3 30,1 29,5

Блок ценностей третьестепенной важности

Карма, зависимость от судьбы 19,9 22,0 28,0 28,4

Религия 20,3 24,2 21,6 33,5

Коллективизм (приоритет общего над личным, коллективная ответственность) 15,7 22,9 30,5 30,1

Иерархия (уровневая структура власти) 13,1 22,5 33,5 30,5

Несущественные ценности

Авторитаризм (власть для обеспечения порядка, сосредоточенная у одного человека) 14,8 19,1 29,2 36,0

Национальность, цвет кожи 8,9 10,2 23,7 57,2

Таблица 2

Соотношение советских и постсоветских ценностей

Советские ценности Постсоветские ценности

Коллективность выше индивидуальности Индивидуальность выше коллективности

Общественное выше личного Личное выше общественного

Классовое выше общечеловеческого Общечеловеческое выше классового

Богатый человек - это человек, заведомо достойный подозрения и презрения Богатый человек - это человек, достойный уважения, человек престижный

Много зарабатывать - предосудительно Много зарабатывать - достойно уважения

Предприимчивость - это порок Предприимчивость - это положительное качество

Торговать - значит спекулировать, торговать - это позорно Торговать - значит делать бизнес, торговать - это престижно

Быть умным и талантливым - опасно Быть умным и талантливым - доходно

Таблица 3

Соотношение положительных качеств человека советской и постсоветской эпох

Положительные качества советского молодого человека Положительные качества постсоветского молодого человека

Беззаветная вера в идеалы коммунизма Полное и абсолютное отрицание идеалов коммунизма

Беззаветная преданность делу КПСС Аполитичность вообще и неприятие коммунистов в частности

Безусловная готовность подчинить личные интересы общественным, коллективным. Уверенность в том, что меньшинство должно подчиниться большинству Стремление отстаивать личные интересы перед коллективными, утверждать ценность личной, частной жизни. Уверенность в том, что большинство должно подчиниться меньшинству

Плодотворность ценностного подхода отмечается в книге психолога М. Решетникова «Современная российская ментальность: народ - идеология - власть» [5]. Неоднозначность ситуации для духовного созревания личности проявляется в иерархии ценностей в российском обществе (табл. 1).

Отказ от Кодекса строителя коммунизма и социалистических ценностей привел к тому, что стремления к богатству, успешности, социальному престижу оказались вне ценностной ориентации молодежи, поэтому часто приобретали уродливую, асоциальную форму выражения.

Органы власти, образующие некое подобие системы организации молодежной политики, работают малоэффективно. Можно выделить следующие причины деградации ценностного самоопределения постсоветской молодежи и падения уровня гражданско-патриотических настроений в молодежной среде:

- отсутствие проведения последовательной государственной политики в области социального, культурного, духовного и физического развития молодежи;

- отсутствие межведомственной программы военно-патриотического воспитания молодежи, скоординированной с учебными планами вузов и колледжей и с мероприями местных властей;

- отсутствие научно обоснованных целей и содержания воспитательной деятельности в молодежной среде;

- слабая поддержка со стороны структур городского и федерального уровня проводимой в отдельных учебных заведениях воспитательной гражданско-патриотической работы.

Молодежь принимает хаос, образовавшийся в духовной сфере, как свободу, проти-

вовес советскому идеологическому давлению, когда сформировали особый стиль жизни -советский, особый тип культуры - советский, особое, подвижническое отношение к тяготам и лишениям жизни, особый, героический тип поведения, особый образ мышления, особую мораль и особого человека - советского.

Советское общество было особым, замкнутым миром. И вдруг он разомкнулся, разрушив одну систему ценностей и хаотично образовав другую (табл. 2) [6].

Положительные качества молодого человека тоже переосмыслились (табл. 3) [6, с. 50-51].

Человек как социальный индивид проявляется в историко-культурной реальности через ее потребности и способность познавать и преобразовывать мир, самого себя и свое место в мире, стремление создавать новые формы общественной жизни в соответствии со своим видением и миропониманием. Реалии окружающего мира такого индивида неизбежно приведут к созданию его жизненного стиля и станут базой для формирования его системы ценностей.

Таким образом, в процессе социального развития личности должна существовать определенная последовательность целей. Их четкое определение имеет важное значение для выявления критериев эффективности становления молодежи как целенаправленного социального процесса. Однако простая осведомленность молодежи в области морали и нравственности не решает проблемы формирования духовной организации личности, которая является своеобразным видом социального регулирования и состоит в том, что «внешние требования, выраженные в моральных нормах, переводятся первоначально во внутренние установки личности, а затем с их помощью в реальное правомерное, нрав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственное и социально активное поведение» [6, с. 42]. Таким способом складывается мотивационная готовность личности к выполнению нравственных норм социума. Тем не менее усвоение этих норм и даже формирование убежденности в том, что эти нормы нельзя нарушать, не всегда означают глубокую осознанную убежденность в их истинности.

Для целей духовно-нравственного развития молодежи наиболее приемлемым результатом целенаправленного воздействия на личность является формирование такого поведения, в котором интересы личности находятся в единстве с интересами общественными, а достижение внутренней согласованности происходит через сочетание нравственных норм с социальной активностью. Только тогда можно говорить о национальной безопасности государства.

Актуальность заявленной темы обусловлена и следующими обстоятельствами. Во-первых, происходящие в России фундаментальные преобразования во всех сферах общества требуют всестороннего исследования принципов и форм, путей и тенденций развития взаимодействия между государством и личностью. Теоретическая проработка этих вопросов в области управления общественными процессами, их своевременное и качественное на методологическом уровне решение самым непосредственным образом сказываются на характере и темпах экономических, социальных и политических реформ.

Во-вторых, одним из важнейших условий устойчивого поступательного развития российского государства, наряду с позитивным развитием и совершенствованием рыночной системы хозяйствования, является своевременное осуществление адекватных мер по противодействию деструктивным социальным факторам внутреннего и внешнего характера. Эффективность этих мер не может

строиться по наитию, она предполагает углубленный анализ духовной безопасности всего общества как явления и понятия.

В-третьих, теория духовного развития общества разрабатывается на разных мировоззренческой и методологической основах. Вследствие этого еще не сформировался единый категориальный аппарат ее описания и анализа. Это актуализирует необходимость уточнения понятий, выявления теоретикометодологических основ анализа, наиболее адекватно отражающих процессы, связанные с обеспечением духовной безопасности людей.

1. URL: http://infopravo.by.ru / fed2000 / cb08 / akt24190.shtm

2. URL: http://www.juristib.ru /book_3168.html

3. URL: http://www.besthelp.ru

4. ЛеонтьевА.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопр. психологии. 1987. № 3. С. 11-21.

5. Решетников М.М. Современная российская ментальность: народ - идеология - власть. СПб., 1996.

6. Сухарев В.Я. Правовое воспитание: проблемный подход // Государство и право. 2003. № 11. С. 48-49.

Поступила в редакцию 6.10.2009 г.

Fomchenkova G.A. Spiritual development of youth and national safety of the state. This article is about the problems of bipolar values for young people, having influence on the process of individual and philosophical selfdetermination that are closely connected with moral (spiritual) state of the society. It is supposed that spiritual development of young people depends on the purposeful effect on a person through formation of such behavior where personal interests are combined with interests of the society and the combination of moral norms and social activity leads to the achievements of its internal coincidence.

Key words: national security; spiritual organization; spirituality; valuable targets; spiritual sphere; moral development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.