Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 4, с. 15-25
УДК 37
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ЦЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
© 2008 г. Н.Ю. Кирюшина, Е.Л. Тихонова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 19.05.2008
Рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в высшем учебном заведении. Проводится исследование механизмов становления духовно-нравственной сферы индивида и роли образовательных учреждений в публичной и частной областях её формирования. Обосновывается определение гражданственности и патриотизма как базовых ценностей, формирование которых является оптимальным в образовательном пространстве вуза. Проводится анализ содержания официальных положений по воспитанию патриотизма и соответствия деятельности ННГУ им. Н.И. Лобачевского системе государственных требований, сформулированных в нормативной форме.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, гражданственность, патриотизм, воспитательная работа, молодежь, студенты.
Совсем скоро основные направления развития общества будут формировать молодые люди, возраст которых в настоящее время составляет от 14 до 30 лет. В соответствии со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации [1] граждане России указанной возрастной группы отнесены к категории молодежи. Помимо возрастных характеристик, указанная категория отличается своим статусом в обществе, характерным признаком которого является переход от детства и юности к зрелости, предполагающей социальную ответственность. Молодежь как социально-демографическая группа является неоднородной по различным критериям - социальному статусу (работающая молодежь, учащаяся молодежь, неработающая и неучащаяся молодежь), материальному положению (в большинстве своем определяемому материальным положением родителей), интеллектуальному потенциалу, духовно-нравственному развитию. Внутри этой группы особое место занимают сегодняшние студенты и недавние выпускники вузов. Отличительными чертами большинства из них являются более высокий уровень мотивации на получение знаний и, как следствие, более высокий уровень интеллектуального развития, целеустремленность, активность.
Ведущим видом занятости студента вуза является участие в учебном процессе. Уровень приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков чаще всего является достаточным для успешной реализации в будущей профессиональной деятельности. Однако для
эффективной социализации личности и ее интеграции в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство наличие только знаний, даже знаний высокого уровня, не является достаточным. В указанных процессах важную роль приобретают мировоззренческие установки, которые отражают внутренний мир человека и являются основой для формирования убеждений, идеалов, взглядов на окружающую действительность, общество, государство.
Становление духовно-нравственной сферы индивида происходит с момента рождения. Основополагающее значение в этом процессе, конечно же, принадлежит семье. Однако семья является лишь частью окружающего человека мира, и индивид принимает и развивает в себе те ценности, которые на конкретный момент являются принятыми в обществе. Поскольку значительную часть времени, начиная с детского возраста, человек проводит в стенах образовательных учреждений, им, наряду с близким окружением, также отводится важная роль в нравственном воспитании личности. Поскольку становление сегодняшней молодежи пришлось на так называемый период «падения нравов» в нашей стране 90-х годов, повышается доля ответственности высших учебных заведений за нравственный облик молодых людей. И в данном контексте важным является определение границ такой ответственности образовательного учреждения. Для вуза это актуально в связи с тем, что студент уже обладает определенным набором нравственных качеств, установок, форм поведения, заложенных
и развитых в предшествующие периоды его роста и взросления.
На наш взгляд, можно выделить две относительно самостоятельные, но тесно взаимосвязанные между собой сферы формирования духовно-нравственного облика человека: частную и публичную. В частной сфере на процесс утверждения ценностей оказывает влияние семья, ближайшее неформальное окружение. Именно в данной сфере индивид обретает систему индивидуальных мировоззренческих установок относительно базовых феноменов духовности -добра, справедливости, совести, веры - и на их основе определяет собственные модели поведения. Здесь воплощается индивидуальный запрос личности, продиктованный потребностями высшего порядка в духовном росте и самосовершенствовании. В частной сфере поиска нравственности и духовности присутствие иных социальных институтов возможно лишь в случае доброжелательности и открытости самого индивида и в определяемых им пределах.
В публичной сфере усвоения духовно-нравственных ценностей ведущая роль принадлежит внешним субъектам - общественным и религиозным объединениям, учреждениям образования, культуры, органам государственной власти и местного самоуправления. Здесь во главу угла ставятся общественные интересы в безопасности, воспроизводстве поколений, упорядоченности социальных связей и отношений. Результативность усилий таких субъектов в любом случае будет зависеть от активности самого индивида, его желания и готовности откликаться на общественно значимую проблематику, возможности позитивного воздействия со стороны внешнего мира. Тем не менее публичная сфера может характеризоваться насыщенностью ценностным духовно-нравственным потенциалом, обсуждением и расстановкой значимых для конкретной социальной общности акцентов в системе общечеловеческих представлений. Это, безусловно, элемент более широкой области жизнедеятельности общества - идеологической сферы.
Очевидно, что морально-нравственный облик индивида отражает данный сложный комплекс внешних воздействий среды и его индивидуального творческого поиска, способы раскрытия его внутреннего мира в социальной жизни. Однако в целях эффективности внешних воздействий представляется необходимым формализация деятельности на основе указанного разграничения. Образовательные учреждения высшего профессионального образования, участвуя в процессе формирования внутренних качеств и свойств
личности, выступают внешней, публичной силой. При этом они могут присутствовать и в частной сфере посредством персонального взаимодействия студента и уважаемого им высококультурного и духовно-нравственного преподавателя. Несмотря на то, что такое общение строится на обучающей, научно-исследовательской проблематике, при этом обсуждаются и нравственные основы науки, и глобальные вопросы мироустройства. Именно авторитет преподавателя, его личность способствуют усвоению молодым человеком духовно-нравственных ценностей, определению их смыслов.
Образовательные учреждения, будучи по свое природе социальным институтом, решают дихотомию между индивидуальным и публичным запросом в духовности и нравственности в пользу общественного интереса, то есть концентрируют усилия на формировании у студентов таких качеств, которые востребованы обществом и государством. При этом если общественный интерес выражен в социальных стереотипах, нормах морали и нравственности, то государственный запрос более категоричен и формализован. Он представлен в законодательном материале, стратегических планах и программах, организационных и методических рекомендациях органов государственной власти.
Для государства существенную значимость имеют такие личностные качества, как патриотизм и гражданственность, - то, что концепцию государственности питает и поддерживает. Общество заинтересовано, чтобы индивид был социально безопасен, семейно организован, преисполнен уважения к лицам зрелого возраста, здоров, обременен родительскими функциями, участвуя в процессе воспроизводства поколений. Другими словами - чтобы он следовал социальным нормам и стереотипам, сложившимся естественным образом и продиктованным базовыми потребностями общества.
Соответственно, вузам целесообразно разрабатывать механизмы воспитательного воздействия по формированию таких духовнонравственных ценностей, которые непосредственно отражают общественный и государственный запрос и находятся в сфере публичных отношений. И первым этапом является их выделение, определение места в целостной системе, выявление возможностей воздействия - пусть опосредованного - на иные мировоззренческие установки индивида.
Прежде всего представляется необходимым обратиться к блоку личностных качеств, потребность в которых возведена на самый высокий государственный уровень. Это, безусловно, пат-
риотизм и гражданственность. В данной работе мы позволим себе ограничиться анализом данного направления, рассматривая деятельность по их культивированию как базовую обязанность государственного образовательного учреждения в сфере воспитания молодежи. При этом ценности патриотизма и гражданственности имеют огромный потенциал воздействия и на иные аспекты духовно-нравственной сферы. Например, чувство сопричастности к своей социальной общности, осознание необходимости ее развития влечет за собой признание весомости собственного вклада в воспроизводство поколений, сохранение окружающей природной среды и, как следствие, заботу о собственном репродуктивном здоровье, уважение к семье, бережное отношение к ресурсам, их потреблению.
При организации воспитательной работы в вузе важно разграничивать категории гражданственности и патриотизма, наполнять их самостоятельными смыслами. «Гражданственность более динамична и означает, помимо формальной принадлежности к государству и вытекающими из этого следствиями, не только отношение к правам и обязанностям. Это нравственноправовое отношение, органически связанное с векторными тенденциями развития человечества» [2]. Согласно позиции А.А. Козлова, гражданственность выполняет функции мобилизации, направления и регулирования. Мобилизующая функция формирует у людей активное отношение к действительности. В ее рамках и под ее прикрытием осуществляется формирование и развитие того, что называется гражданским обществом. Направляющая функция придает устойчивость действиям личности, гражданских объединений. Регулирующая функция определяет характер реакций на внешнее воздействие (скажем, на естественное взаимопроникновение или силовую экспансию) и влияет на характер вновь складывающихся связей и отношений. Все три функции проявляются в ценностном мире личности, в зависимости от специфики ее воспитания и развития, особенностей среды.
Патриотизм формируется раньше гражданственности и означает несколько иное качество внутреннего мира личности. Социально ценный опыт прошлых поколений требует воспроизводства в современной социальной практике. Это сложившиеся модели поведения в быту, в семье, в образовательной, культурной, трудовой деятельности. Осуществление общественной и индивидуальной жизнедеятельности на основе сложившихся национальных традиций, в свою очередь, способствует переживанию чувства
гордости за своих предков, пониманию культурных смыслов и, безусловно, творческому развитию на основе накопленного опыта, отражающегося в общественном сознании.
Патриотизм характеризует ощущение своей причастности к определенной социальной группе, к происходящим в ней процессам. Это нахождение своего места в социуме по внешним и внутренним признакам, понятным в определенном культурном контексте. Такая сопричастность начинается с семьи, школьного класса и вузовского факультета, с района в городе или родного двора. Это то, что человек явно или неявно считает «своим», включает в орбиту своего субъективного опыта и переживает к этому «своему» эмоции принятия и благоговения.
Задачей воспитательного воздействия является нахождение баланса между здоровым патриотизмом и его перетеканием в иные формы экстремистского толка, отторжения чужого. Наиболее последовательно категория патриотизма раскрыта в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработанной и одобренной на заседании специальной правительственной комиссии в 2003 году [3]. Данный документ, кроме того, отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания, что позволяет образовательным учреждениям ориентироваться на них в своей практической работе.
Согласно Концепции, патриотизм означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне это мировоззрение личности, нравственные идеалы, нормы поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания. Патриотизм конкретен, его деятельная сторона способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Это позволяет строить воспитательную работу по формированию патриотизма из нескольких стадий или этапов. Среди первых найдут свое место мероприятия по культивированию чувства сопричастности к определенной социальной общности - академической группе,
своему факультету, вузу или к конкретной территории. В этом отношении большое значение имеет поддержание корпоративной культуры, пропаганда отличительных знаков и символов. На последующих этапах возможна реализация мероприятий по развитию патриотизма в масштабах страны в целом и параллельно формирование гражданственности.
В Концепции заявлено, что патриотизм связан с духовным оздоровлением народа, нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Это цементирующая основа существования и развития государственности, исключающая национализм, сепаратизм и космополитизм.
Одним из принципиальных положений Концепции выступает тезис о приоритете общественных интересов над частными. Патриотизм -это такая форма социального поведения граждан, при которой учитывается национальная безопасность, устойчивое развитие; предполагается приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями. Индивид сознательно и добровольно принимает позицию, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы. Комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации должен подготовить молодежь к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.
Данная позиция, на наш взгляд, продиктована в определенной степени ностальгией по господствовавшим ранее ценностям, отрезвлением в отношении либеральных ценностей индивидуализма и личной свободы. Вряд ли целесообразно так жестко расставлять приоритеты, не обеспеченные иными государственными механизмами, в воспитательной работе вуза, чтобы не вызвать обратного эффекта неприятия и отторжения альтруистической идеологии со стороны молодежи. К тому же пренебрежение индивидуальным может вести к маргинализации общества. Более значимой, как нам представляется, является работа по формированию у студентов убеждения, что только гармоничные и устойчиво развивающиеся общественные отношения, развитие государственности реально обеспечат максимально широкую реализацию индивидуальных интересов, будут способство-
вать личностному и карьерному росту. Это подчас требует добровольного ограничения собственных интересов в пользу публичных. Такие убеждения формируются в процессе совместной деятельности молодежи как учебного, так и досугового характера.
Патриотическое воспитание в общей системе воспитания граждан России выступает приоритетным. Его цель - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, способных участвовать в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Поставленные в Концепции задачи определяют совокупность и содержание основных направлений деятельности по воспитанию патриотизма. Это уважение к культурному и историческому прошлому России; повышение престижа государственной, особенно военной, службы; воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни; привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (далее - Программа)
[4] разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Действующая в настоящее время Программа является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».
Комплекс программных мероприятий адресован ко всем категориям граждан. Однако приоритетным направлением является патриотическое воспитание подрастающего поколения -детей и молодежи. Акцент сделан на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций (объединений). Комплексный характер Программы обеспечивается группировкой программных мероприятий в относительно самостоятельные блоки, среди которых совершенствование процесса патриотического воспи-
тания, координация деятельности общественных организаций, информационное обеспечение, использование государственной символики. Программа, несмотря на свой конкретный прагматический характер, воплощает в себе и методическую функцию. Ее положения могут быть использованы в организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях различных уровней.
На основе анализа официальных документов можно сделать выводы относительно общего содержания работы по воспитанию патриотизма и соответствия деятельности ННГУ им. Н.И. Лобачевского генеральному направлению деятельности нашего государства.
Принципиальным элементом системы патриотического воспитания молодых граждан является освещение истории Отечества, и в частности военной истории России. Изучение и обсуждение памятных дат и событий российского прошлого, обращение к наследию выдающихся соотечественников, прославляющих своими достижениями Отечество, способно наполнить молодых граждан чувством гордости, помочь им осознать свое национальное достоинство и сформировать гражданское самосознание. При этом необходимо усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин, введение учебных курсов по истории российской науки и техники применительно к каждой специальности.
Значительный вклад в просветительскую деятельность вносит научно-исследовательская работа студентов. Необходимо более широко использовать такие ее формы, как научные и научно-практические конференции, документальные и фотовыставки, в том числе с использованием для выставок и публикаций Интернет-ресурсов. Интересной и действенной формой патриотического воспитания в вузе может являться организация и проведение конкурсов научно-иссле-довательских и творческих работ студентов и аспирантов, а также курсовых и дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. В университете целесообразно регулярно издавать сборники работ студентов, их статей, эссе на темы гражданственности и патриотизма.
Существенным потенциалом обладают циклы тематических и передвижных выставок в музейной деятельности. Повествуя о достижениях и победах соотечественников на различных исторических этапах развития нашей страны, они выполняют не только просветительскую функцию, но несут эмоционально-чувст-
венную окраску, способствуют осознанию гордости за страну в сердцах молодых людей.
В федеральной Программе для обсуждения на конференциях заявлены такие темы, как «Патриотизм народов России: традиции и современность», «Казачество в истории России», «Традиционная народная культура как действенное средство методов патриотического воспитания и межнациональных отношений», «Патриотизм и бизнес. Вклад российских предпринимателей в патриотическое воспитание граждан». На наш взгляд, данная проблематика должна обсуждаться с молодежью не только на общегосударственном уровне, но и на локальном: в академической группе, на курсе, специальности, факультете. Важно, чтобы как можно большее количество молодых людей принимало участие в такой общественной дискуссии, сформировало свою индивидуальную позицию. Патриотизм далек от национализма. Поэтому чем больше звучит тема различных национальностей, населяющих Россию, их самобытности и культуры, общей исторической судьбы, тем полнее раскрывается патриотизм, формируется наряду с этим терпимость.
Оптимальным является использование творческих форм воздействия на сознание и чувства молодежи, например фестивалей народного творчества, художественных конкурсов, концертов авторской песни, деятельности агитбригад. Это позволяет в художественной форме, легкой для восприятия, но эмоционально насыщенной, привносить в молодежную среду базовые патриотические и иные социальные ценности. При этом тематика не обязательно должна носить военный характер. Это может быть, например, вечер поэзии «Родина моя». Спортивные игры и соревнования, спартакиады могут способствовать повышению интереса молодежи к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.
Особое место в системе патриотического воспитания занимает организация поисковых работ в местах боевых действий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, деятельность студенческих поисковых отрядов и отрядов по благоустройству воинских захоронений, их участие в ежегодной «Вахте памяти». Интересна организация круглых столов по вопросам взаимодействия ветеранских объединений и организаций молодежи в работе по патриотическому воспитанию.
В системе патриотического воспитания студентов вуза необходимым звеном является поощрение и поддержка организаторов данного
направления работы. Существенное значение в педагогических коллективах могли бы иметь знаки отличия либо похвальные письма за реализацию мероприятий патриотического характера.
Для образовательных учреждений высшего профессионального образования насущной необходимостью является разработка и совершенствование научно-методической базы для работы в сфере патриотического воспитания. Это издание сборников по организации патриотической работы на факультетах вуза, по организации и проведению патриотических мероприятий, по организации туристско-краеведческой деятельности. Важно организовать проведение научных исследований по вопросам патриотического воспитания, включающих определение критериев и путей повышения эффективности функционирования системы патриотического воспитания. Также необходимо исследование функционирования центров традиционной культуры, этнографии, народных ремесел и основ их деятельности с учетом региональной национальной специфики. Патриотическое воспитание нуждается в обогащении посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук.
Методическое обеспечение воспитательной работы предполагает разработку комплекса учебных и специальных программ по организации и проведению патриотического воспитания. Необходима экспертиза образовательных программ гуманитарного профиля для выявления и усиления потенциала отдельных общеобразовательных курсов в вузах по направлению патриотического воспитания. Большое значение имеют регулярные семинары с организаторами воспитательной работы на факультетах по эффективности реализуемых мероприятий патриотического характера, специфике таких мероприятий на факультетах гуманитарного и естественно-научного профиля.
Главным критерием результативности воспитательной работы по формированию патриотизма может служить система убеждений студента вуза, выявляемая посредством социологических методов, и те модели поведения общественно значимого характера, которые он реализует в своей студенческой деятельности в современных общественно-политических условиях. Другим параметром результативности может служить количество и качество действующих при вузе патриотических объединений, клубов, центров, спортивных профильных лагерей, выставок патриотической направленности,
проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике, изданных книг патриотической направленности.
В Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского во внеучебную деятельность, как и в учебный процесс, оказывается вовлеченным практически каждый студент. Конечно же, степень такого вовлечения различна, лишь для небольшой части студентов она имеет активный характер и связана с проявлением их лидерских качеств, организаторских способностей, коммуникативных возможностей. Поэтому в рамках внеучебной работы непосредственное влияние может быть оказано на меньшее число студентов, по сравнению с учебным процессом. Влияние на основную массу студентов происходит опосредованно, тем не менее его эффективность не стоит недооценивать.
Значительный потенциал учебного процесса обусловлен, прежде всего, возможностью непосредственного общения преподавателя с каждым студентом. Она реализуется через систему кураторства, которая особенно актуальна для студентов младших курсов. В ННГУ кураторами учебных групп 1 -го и 2-го курсов чаще всего являются преподаватели, проводящие семинарские, лабораторные или иные занятия со студентами данных групп. Кроме того, воспитательный потенциал учебного процесса обусловлен авторитетом преподавателей в студенческой среде. Об этом свидетельствует важность для студентов присутствия преподавателей на проводимых студентами мероприятиях, оценок и мнений преподавателей о внеучебной деятельности студентов.
В учебном процессе патриотическим воспитанием охвачен каждый студент университета, поскольку цикл общегуманитарных дисциплин присутствует в учебных планах и программах всех факультетов и специальностей. В орбиту воспитательной деятельности вовлечены прежде всего такие дисциплины, как отечественная история, культурология, политология, психология и педагогика, русский язык и культура речи, экология, этика и эстетика, физическая культура. Данные учебные курсы наполняют патриотическое воспитание ценностным содержанием, способствуют его духовно-нравственному направлению, поднимают проблемы гражданственности и социальной ответственности, национальной терпимости и толерантности, социального взаимодействия в современном динамичном обществе. Дисциплина «Русский язык и культура речи» акцентирует внимание на культурной самобытности российской этнической
общности. На занятиях физической культурой осуществляется спортивно-оздоровительная работа, пропагандируется ценность индивидуального здоровья для общества в целом.
За рамками учебного процесса воспитание патриотизма и гражданственности складывается из комплекса разнообразных организационных форм и механизмов. Ведущим направлением становится такая форма, как встречи студентов с выдающимися политическим деятелями, деятелями науки, культуры. За последние годы университет посетили руководители и депутаты Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания РФ, руководители министерства образования и науки РФ, губернатор Нижегородской области, мэр города Нижнего Новгорода, руководители федеральных органов государственной власти. Регулярно организуются встречи с деятелями науки, культуры, с выдающимися личностями - профессионалами в своей области. В ходе подобных встреч студенты ставят на обсуждение широкий круг вопросов, касающихся как злободневных проблем в различных сферах общественной жизни, так и сугубо специфических, представляющих интерес непосредственно для молодежи.
В ННГУ им. Н.И. Лобачевского организуются литературные вечера и художественные выставки, посвященные творчеству классиков и современников отечественной литературы и искусства. Виртуальная коллекция Русского музея открыта для свободного доступа студентов ННГУ и широко используется в учебном и внеучебном процессе. Музейная деятельность вносит весомый вклад в формирование патриотизма, способствует осознанию студентами своего места в социальной среде.
Гордость за свое учебное заведение, причастность к особой академической общности, приобщение к корпоративной культуре и представительство университета в широком социальном окружении выступают хорошим фундаментом в деле воспитания патриотизма и гражданственности. В данной связи проводится большая работа по адаптации студентов-перво-курсников, что предполагает посещение студентами музея ННГУ с исчерпывающим рассказом о прошлом и настоящем университета, игровые формы знакомства с университетом. Справочник «Наш университет» позволяет первокурснику самостоятельно разобраться в специфике университетской жизни и найти ответы на большинство вопросов, неизбежно возникающих в начале пути по получению высшего профессионального образования. Большое значение имеет кураторская работа преподавателей
на младших курсах и вожатская деятельность старшекурсников.
В университете на регулярной основе проводится акция «За здоровую Россию», в которую вовлекаются более 1000 студентов ежегодно. Включая разнообразные мероприятия, акция позволяет студентам проявить свои таланты и наклонности в научной сфере, творчестве, оказании социальной помощи, стать донором. Студенты сдают свою кровь, чем оказывают помощь людям, страдающим системными заболеваниями. Акция имеет ярко выраженную социальную направленность и имеет целью привить ответственность за собственное здоровье, как перед собой, так и перед обществом в целом.
Студенты ННГУ принимают участие в федеральных историко-туристических программах, посвящённых государственным праздникам и нацеленных на развитие патриотизма в молодежной среде. Тем же целям служит работа по содействию в раскрытии лидерского потенциала студентов. При этом формируется устойчивая ориентация на социально значимую деятельность в интересах общества и государства при одновременном удовлетворении собственных потребностей и интересов. Так, участие во Всероссийской школе студенческого актива «Лидер 21 века», Всероссийском студенческом лагере-семинаре «РОСТ» стало традиционным. Главной целью указанных форм самоорганизации студентов является развитие навыков создания команды и работы в ней, а также обучение элементам социального проектирования. В частности, это касается обучающих игр по организации молодежного государства, проведению избирательной кампании, использованию экономических технологий. Нижегородский университет предоставляет студентам возможности реализовать собственные инициативы по самостоятельной организации подобных лагерей.
Гражданско-правовое воспитание осуществляется на основе тесного сотрудничества с избирательной комиссией Нижегородской области. Это мероприятия, направленные на формирование культуры избирателя: конкурсы на лучшую памятку избирателя, творческие концерты и фестивали команд КВН. Победившие памятки публикуются и распространяются в студенческой среде. Студенты ННГУ участвуют и в других конкурсах по избирательной проблематике местного, регионального и федерального уровней.
Особое значение в системе воспитания патриотизма и гражданственности студентов ННГУ занимает деятельность таких общественных ор-
ганизаций, как студенческий отряд охраны правопорядка (СООПР), дружина охраны природы (ДОП), военно-патриотический отряд «Курган».
Общественная молодежная поисковая организация «Курган» при музее ННГУ, состоящая из студентов университета, осуществляет деятельность по поиску, сохранению, реставрации и пропаганде памятников и памятных мест военной истории и культуры, братских и воинских захоронений, по поиску и установлению судеб и имен воинов, погибших или пропавших без вести во время Великой Отечественной войны. Она также участвует в установке памятных знаков, составлении всероссийской и областной Книг памяти, во Всероссийской Вахте Памяти.
Каждый год в университете проводится комплекс мероприятий, посвященных празднику Победы в Великой Отечественной войне. В рамках программы проходят конкурсы эссе и творческих работ «Мы этой памяти верны», концерт творческих коллективов, посвященный Дню Победы, конкурс военных песен. Традиционными являются встречи студентов с ветеранами. Университет организует ознакомительные поездки ребят в образцовую Шумиловскую бригаду. Здесь студенты могут познакомиться с армейской жизнью бригады, прокатиться на военной технике и даже пострелять из военного оружия.
Истинный гражданин своей страны обладает терпимостью по отношению к представителям иных национальностей, рас и этносов. Такая терпимость лежит в основе собственного национального достоинства и культурного взаи-мообогащения. В университете существует уникальная программа изучения русского языка и культуры для студентов американских и канадских вузов. Дружеская, открытая обстановка с ежедневными беседами, многочисленные совместные мероприятия снимают языковые барьеры и делают близкими друг другу русских и американских студентов. В студенчество ННГУ органично вливаются иностранные студенты - представители африканского континента. Они организуют «уроки дружбы», в ходе которых рассказывают об истории своей страны, ее культуре, традициях, образе жизни, делятся впечатлениями о пребывании в России и о своей учебе здесь.
Добровольческое студенческое движение в университете выражается в организации благотворительных акций, посещении детских домов, детских больниц, домов престарелых с посильной помощью и подарками. В университете реализуются программы помощи детям «Апрель», «Назад в детство», «Добрые руки». В их рамках студенты организуют сбор игрушек, одежды, репетируют спектакли и приходят с
этим к воспитанникам детских домов, интернатов, в больницы к неизлечимо больным детям.
Традиционно проводимые в ННГУ конкурсы «Осенние дебюты» и «Студенческая весна» являются не просто развлекательными мероприятиями. Помимо раскрытия творческих способностей в художественных номерах, разработанные студентами сценарии отражают их мысли, настроения, размышления, опасения, поиски своего места в жизни. Задаваемые темы фестивалей патриотической направленности позволяют мягко и ненавязчиво стимулировать молодых граждан к формированию своих патриотических чувств и настроений, их обсуждению в молодежной среде.
Самостоятельное значение в Программе патриотического воспитания имеет пропаганда государственной символики. Представляется, что такая деятельность углубляет патриотическое самосознание граждан и нацелена на формирование такого качества, как гражданственность. Официальная позиция государства по данному направлению четко выражена. Она представлена в программе мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года
[5]. Министерством образования и науки России составлен план действий по ее реализации
[6] и направлено соответствующее письмо в образовательные учреждения, содержащее рекомендации по организации работы с обучающимися по изучению и использованию государственных символов Российской Федерации и их популяризации [7].
Организационная работа со студентами должна быть основана на нормах российского законодательства по государственной символике. Знакомство с государственными символами России предполагает формирование у молодежи бережного отношения и уважения к существовавшим и существующим символам государства как памятникам прошлого и достоянию современности.
Изучать государственную символику РФ рекомендуется, прежде всего, в процессе преподавания учебных курсов по истории, литературе, праву, этике и эстетике, иных факультативных курсов. Изучение исторических, политических, художественных и других аспектов государственной символики России может происходить в процессе учебно-исследовательской деятельности. Обучающимся и воспитанникам важно знать не только государственный герб РФ и его историю, но и символику своего региона, района, города.
Пропаганда государственной символики, согласно рекомендациям органов управления об-
разованием, должна осуществляться в процессе проведения гражданских ритуалов, государственные символы следует отражать в оформлении залов, фойе и учебных кабинетов образовательных учреждений.
Особая роль в организации работы по изучению символики России отводится библиотекам образовательных учреждений. Здесь рекомендуется организовывать выставки изданий, посвященных государственной символике России, составлять списки литературы, разрабатывать тематику бесед для всех возрастных групп обучающихся, педагогических работников, а также размещать плакаты, иллюстрации и другие вспомогательные материалы о государственных символах РФ.
Обращается внимание всех субъектов в сфере воспитательной работы - от руководителей до членов педагогических коллективов - на необходимость организации систематической и целенаправленной деятельности по разъяснению значения государственных символов РФ. При этом рекомендации касаются как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений.
Методические указания Министерства образования и науки Российской Федерации 2005 года во многом продолжают официальную государственную позицию по данному вопросу, сформулированную в аналогичном письме того же государственного органа в 2002 году [8].
Ознакомление с историей и значением государственных символов является важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества. Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России. Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности.
Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствуют участие в краеведческой деятельности, туристско-краеведческом движении, работа музеев в образовательных учреждениях. Привлечь внимание детей и молодежи к символам нашего государства позволяют также экскурсионная работа, встречи и беседы с выдающимися личностями, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность на-
полнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.
Формируя и укрепляя чувство гордости символами нашего государства и уважение к ним, целесообразно в содержание бесед включать факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны. Определенную роль в этой работе могут играть органы студенческого самоуправления, молодежные общественные объединения.
Обязательным в образовательных учреждениях является исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России [9]. Такие ритуалы включаются в проведение торжественных всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятий, локальных торжественных мероприятий с участием общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в традиционные мероприятия, праздники, такие как, например, начало и окончание учебного года, акт вручения дипломов выпускникам.
На основе представленного анализа считаем возможным сформулировать некоторые выводы по организации духовно-нравственного воспитания в высшем учебном заведении и формированию системы ценностей у студенческой молодежи.
Мировоззренческие установки личности, будучи тесно взаимосвязанными между собой, испытывают взаимное влияние и открыты для трансформаций. Это дает возможности для субъектов воспитательной деятельности концентрировать усилия на формировании ключевых ценностей, предусматривая определенный эффект по отношению к другим убеждениям и свойствам личности и системе в целом. Задачей вуза, таким образом, является определение ключевых качеств студента, за формирование которых он несет ответственность перед обществом и государством. Безусловно, это те качества и ценности, влиять на которые возможно посредством публичных механизмов в социальной среде.
Базовыми ценностями, формирование которых оптимально в образовательном пространстве вуза, являются ценности патриотизма и гражданственности. В отношении этих категорий сложилась и в настоящее время действует система официальных положений и государственных требований, сформулированных в нормативной форме. Такие требования адресованы, прежде всего, образовательным учреждениям в силу их роли и влияния на процессы становле-
ния и социализации личности. Другие субъекты социальной сферы (общественные организации, государственные органы) способны оказать лишь опосредованное воздействие на процесс воспитания патриотизма и гражданственности. Соответственно, на вузы это обстоятельство налагает особую ответственность, требует использования эффективных механизмов воспитательной работы по достижению официально обозначенных целей, значимых для государства и общества.
Высшими учебными заведениями, в том числе Нижегородским университетом, накоплен богатый опыт в сфере воспитания патриотизма и гражданственности. Однако изменяющиеся социальные условия и обстоятельства требуют концептуального осмысления воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей, создания адекватной современности научно-методологической базы для данной деятельности, проверки эффективности имеющихся форм работы и нахождения актуальных способов социализации молодого человека. Инновационный характер воспитательной деятельности во многом будет зависеть от степени внимания к данным вопросам со стороны вузовского сообщества, широкого признания их значимости для академической среды.
Конечно, некорректно считать патриотизм и гражданственность главными или цементирующими остальные качествами личности. Однако они складываются преимущественно в публичной сфере, за счет влияния внешней среды. В свою очередь, эти ценности имеют огромный морально-нравственный потенциал, оказывающий мощное влияние на систему мировоззренческих установок личности в целом. Комплексный характер воспитательной деятельности позволяет, таким образом, выделять указанные ценности в организации работы с молодежью в вузе.
Кроме того, ценности патриотизма и гражданственности способствуют неравнодушному, заинтересованному отношению к окружающему миру, осознанию собственной ответственности за происходящее вокруг, будят стремление внести посильный вклад в дело достижения общественного идеала. Результаты воспитательной работы, как правило, неочевидны, проявляются
по прошествии некоторого времени с момента воздействия и выражаются в формировании определенных поведенческих установок и ценностных ориентиров. Однако уже сам факт участия студентов в мероприятиях, способствующих становлению гражданской позиции, позволяет делать выводы об их действенности и ожидать социально значимого результата.
Список литературы
1. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р).
2. Козлов А.А. О патриотизме и гражданственности. Учебно-методические материалы. Санкт-Петербург, 2005: http://nravstvennost.info/library/news_detail. рЬр?Ю=2283
3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 -2010 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422) (с изменениями от 13 ноября 2006 г.).
5. Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. Одобрена Распоряжением Президента РФ от 7 декабря 2004 г. № 572-рп.
6. Приказ Минобрнауки России «О плане действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года» от 27 апреля 2005 г. № 129.
7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 июня 2005 г. № 03-1230 «Об организации работы в образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных символов России».
8. Письмо Минобразования РФ от 1 марта 2002 г. № 30-51-131/16 «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».
9. Письмо Минобразования России от 10 мая 2001 г. № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».
CORE VALUES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN A UNIVERSITY N.Yu. Kiryushina, E.L. Tikhonova
Main aspects of spiritual and moral education of students in a university are considered. The mechanisms involved in the forming of spiritual and moral spheres of individual’s life and the role of educational institutions in public and private fields of its establishment are studied. Civic consciousness and patriotism are determined as basic values and the educational space of university suits perfectly for their formation. An analysis is given of official documents concerning patriotic education and of the compliance of the activities of Lobachevsky State University with the demands of the State formulated in normative documents.