ИССЛЕДОВАНИЕ
Некрасов А.П.1
1 Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
Патриотизм как неотъемлемая часть учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России
АННОТАЦИЯ:
Данная статья посвящена зарождению русского патриотизма, его развитию и становлению в современный период времени. Освещаются моральные качества и дух Российского солдата в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн. Рассмотрены вопросы подготовки офицеров уголовно-исполнительной системы и их духовно-нравственное воспитание, формирование у сотрудников УИС нравственных качеств, чувств справедливости и гуманизма.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм, любовь к Родине, духовно-нравственное воспитание будущих офицеров УИС, моральное сознание, моральный дух и облик, гуманизм, справедливость, культурно-воспитательный процесс в армии и УИС
JEL: I21,128, M53
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Некрасов, А.П. (2014). Патриотизм как неотъемлемая часть учебного процесса в Самарском юридическом институте ФСИН России. Лидерство и менеджмент, 1(1), 55-66. doi: 10.18334/lim.1.1.418/
Некрасов Александр Петрович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Самарского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 03.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 28.12.2014 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/lim.l.l.418/ (с) Некрасов А.П. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit http://dx.doi.org/10.18334/lim.1.1.418/
Мы так чувствительны к вопросам истории по тем причинам, что история у нас все еще продолжается с различными экспериментами, нововведениями и недвусмысленной непонятной экономической, социальной и внутриполитической политикой. А вот, скажем, в какой-нибудь Голландии или Ирландии уже никакой своей собственной истории нет - она просто теперь не субъект политики. Многие россияне неравнодушны к своей стране и довольно чувствительны к историческим переменам.
Важность российского патриотизма к началу XX века состояла в его непрерывной связи и единстве с православием. Идеологическую основу патриотического воспитания российского народа и его армии составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в призыве «За Веру, Царя и Отечество!», с которым российские воины шли в бой.
При этом православный характер российского патриотизма не имеет ничего общего с неприязнью к другим религиям и вероисповеданиям, гонениям их последователей. Православию не был присущ дух экспансионизма, насильственного обращения в свою веру других народов, населяющих Россию и исповедующих ислам, буддизм, католицизм. Русская Православная Церковь всегда терпимо относилась к представителям других религий и способствовала их объединению под знаменем российского патриотизма.
Нельзя также не видеть отличия патриотизма простых русских людей от патриотизма господствующих классов. У первых патриотизм носил чувственный характер. Простые люди любили Родину всем своим сердцем, своими чувствами. Господствующим слоям в основном был присущ осознанный патриотизм. Они любили Родину не только сердцем, но и умом, нередко отождествляя ее образ с принадлежащими лично им богатством и властью.
Однако несмотря на эти и другие недостатки российского дореволюционного патриотизма, следует еще раз подчеркнуть его огромный положительный заряд. Патриотическая идея, чувство единой Родины - великой России, сплачивали общество и его армию, превращали многонациональное население в единый народ, создавали условия для национального согласия и терпимого отношения к последователям различных религий и тем самым позволяли России выходить обновленной и оздоровленной из тягчайших испытаний, навязанных ей войн, иноземного ига и различных смут.
Анализируя итоги первой мировой войны и размышляя над устройством будущей Российской вооруженной силы, профессор Головин Н.Н. пришел к выводу, что представление о духе войск, как о чем-то неисчерпаемом и самодовлеющем, привело к такому расточительному расходованию крови, которое не могли выдержать даже самые лучшие войска в мире. Вместе с тем, ученый отмечает слабый учет зависимости духа войск от причин социального и политического характера1. Надо ли объяснять, как важен этот учет в настоящее время? Многочисленные актуальные публикации по теме исследования лишь подтверждают это (Беляева, Петренко, 2013; Вдовин, 2013; Габдрафикова, Пантелева, Муравлева, 2009; Дорожкин, Лебедев, 2014; Ельчанинова, Столярова, 2013; Зенина, Павлова, 2014; Иванова, Кареева, 2015; Кашапова, 2014; Квасных, Саржанова, 2015; Клячкина, 2013; Лебедева, 2014; Мартынов, 2012; Мартынов, 2013; Митин, 2014; Петрич, 2008; Ромашов, 2013; Сосенков, 2013; Тиллаев, 2014; Чиж, 2011; Яровова, 2015).
Патриотизм, высокие моральные качества и силу духа русской армии характеризует и количество бежавших из вражеского плена. В годы Первой мировой войны из немецкого плена бежал каждый седьмой. Такого большого процента бежавших военнопленных не дала ни одна из европейских армий.
Заметим, что и отношение к бежавшим из плена в русской армии в период Первой мировой войны было иным, чем в годы Великой Отечественной. Факт побега из неприятельского плена отмечался особыми нашивками на рукаве и нередко служил основанием для выдвижения на вышестоящую должность.
Понятию патриотизма, патриотическому воспитанию был придан ярко выраженный классовый характер. Как подчеркивал впоследствии М.В. Фрунзе, принципам православия, самодержавия и народности, на которых строилось раньше воспитание, большевики противопоставили свои - пролетарские: учение революционного коммунизма, международной солидарности всех трудящихся и советской власти как специфические формы диктатуры.
Настойчиво культивировалась глубоко ошибочная идея, что в дореволюционной России трудящиеся не имели своего Отечества, что подлинное Отечество они приобрели только после победы революции в октябре 1917 года. Такой однозначно классовый подход к Отечеству,
1 Головин, Н.Н. (1925). Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы. Белград. С. 2627.
наряду с другими факторами социально-политического, экономического и военного характера, неизбежно приводил к усилению начавшегося раскола общества на два враждебных лагеря. Одни встали на защиту своего социалистического Отечества, которое они только обрели, другие - под знамена Белого движения, боровшегося также за свое Отечество - великую и неделимую Россию. Над страной заполыхало кровавое пламя гражданской войны, неумолимая логика которой вела к обоюдной жестокости, безнравственности и величайшей трагедии российского народа, огромным человеческим жертвам.
Сила патриотизма наших людей, очищенная от различных идеологических, классовых наслоений, особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. Достойный ответ на призыв «Родина-мать зовет!» в эти тяжелые годы стал главным смыслом жизни наших людей. Поистине, стар и млад, весь народ, независимо от социальной, национальной и религиозной принадлежности, вставал на защиту Отечества. Масса добровольцев осаждала призывные пункты, формировались дивизии народного ополчения, на оккупированной врагом территории развивалось партизанское движение. Подвиги наших людей на фронте и в тылу становились нормой поведения, героизм был действительно массовым.
В целях укрепления у личного состава морального духа, развития патриотического сознания и стремления к героическим подвигам были учреждены боевые ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского. В Красной Армии были введены традиционные для России форма одежды, погоны, офицерские звания, учреждены гвардейские части, созданы суворовские и нахимовские училища.
Вспомним об огромной силе воздействия Русской Православной Церкви на сознание и поведение человека, на формирование у него патриотического сознания.
Все это обеспечивало высокое патриотическое сознание, крепкий моральный дух народа и армии, помогало им стойко выносить все тяготы и лишения войны и в конечном счете, наряду с другими факторами, способствовало достижению победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Победоносное завершение Великой Отечественной войны еще выше подняло уровень патриотического сознания нашего народа, воинов армии и флота. Их сердца наполняла искренняя гордость за наше
Отечество, «стойбище осеннего тумана», за одержанную победу. Люди настойчиво стремились в кратчайшие сроки залечить раны, нанесенные войной.
В 60-е - начале 70-х годов в стране развернулась активная работа по военно-патриотическому воспитанию советского народа, особенно молодежи. Это, естественно, не имело ничего общего с милитаризацией страны, системой воспитания, как это нередко пытался представить ряд средств массовой информации, а преследовали одну-единственную благородную цель - воспитание подлинных патриотов, готовых верно служить своему Отечеству и защищать его.
Масштабное реформирование уголовно-исполнительной системы (УИС) обусловливает повышенные требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к нравственному облику сотрудников, во многом определяющему решение служебных задач. Неслучайно Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г.2 отметил, что нужно добиваться полного соответствия моральных качеств личного состава высоким профессиональным требованиям. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года особое место отводится вопросам предупреждения неслужебных связей, профилактики профессиональной деформации. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника УИС подчеркивает важность воспитания качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой и профессиональной морали3.
Специфика деятельности УИС, в том числе постоянное общение с осужденными к лишению свободы, нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия, противостоять которым в полной мере способна высоконравственная личность. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость совершенствования нравственного воспитания сотрудников, особенно на этапе начальной профессиональной подготовки, так как именно здесь закладываются моральные основы будущей служебной деятельности.
2 Медведев, Д.А. (2009, 11 ноября). Послание Федеральному Собранию. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979
3 Свод Профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы. (2010, 24 мая; Приложение к приказу Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации № 240).
Главными элементами системы, формирующей моральное сознание и поведение личности у молодых сотрудников УИС, являются:
а) социальная среда;
б) личность с ее индивидуальными качествами и особенностями;
в) определенная сумма знаний, ценностей и установок, которую общество или социальная группа стремится передать своим соотечественникам, ответственность личности органически связаны с ее моральными чувствами, с ее совестью, постоянной самооценкой ею своего поведения и стремлением к нравственному развитию и самосовершенствованию.
В структуре духовно-нравственного воспитания будущих офицеров УИС выделяются такие важные социально-психологические элементы, как: нравственный идеал, предполагающий в себе определенную систему ценностей, целей, смыслов, идей, потребностей и интересов (содержащие основополагающие идеи общества); система моральных норм, установок, требований, закрепляющихся и сохраняющихся в психологии групп, коллективов, общества в целом через общественное мнение, установки, нормы, морально-психологический климат, коллективные (групповые) настроения, традиции, систему взаимоотношений, авторитеты и т.д.
Формирование у сотрудников нравственных качеств, которые необходимы для успешной служебно-профессиональной деятельности, осуществляется преимущественно на учебных занятиях в ВУЗах, в процессе службы; на это также направлено проведение специальных мероприятий во внеучебное время.
Гуманизация деятельности уголовно-исполнительной системы затрагивает сферу духовного просвещения и образования курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Новые повышенные требования к моральному, образовательному и профессиональному уровню офицеров - выпускников вузов - на первый план выдвигают вопросы необходимости духовно-нравственного воспитания, которое способно формировать определенное мировоззрение, ценности, высшие цели и жизненные смыслы курсантов. Использование духовного потенциала традиционной для России религии - православия - стало одним из направлений воспитательной работы ФСИН России.
Анализируя результаты проводимой в Самарском институте ФСИН России работы по духовно-нравственному воспитанию курсантов, нельзя не отметить положительные изменения психоэмоционального
состояния и поведения курсантов. Приобщение курсантов к духовной культуре российского народа, к религии, благотворным образом влияет на морально-психологический климат взвода, на становление личности офицера - будущего сотрудника уголовно-исполнительной системы России. Духовно-нравственное воспитание помогает курсантам приблизиться к истории Державной Руси, выработать в себе толерантность, любовь к Родине, возродить благодарность предкам.
Демократические изменения в России позволили населению страны реализовать право свободы совести по отношению к религии.
Одним из важных показателей коренного изменения отношения государства к религии и религиозным взглядам, явилось изменение их правового положения, закрепленное в соответствующих документах: положение Конституции РФ, касающейся религии и прав граждан на свободу совести; закон РФ «О свободе вероисповеданий»; федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «Об альтернативной гражданской службе». Общее число нормативных актов, непосредственно регулирующих разные аспекты свободы совести и деятельность религиозных объединений или включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере, составляет более 100. Эти правовые документы вывели государственно-церковные отношения на уровень международных правовых норм и полностью соответствуют обязательствам, принятым на себя Россией на международной арене. В соответствии с этими документами религиозные организации получили законный статус, было разрешено преподавание религии в общеобразовательных школах после окончания обычных занятий. Запрещается вмешательство правительства в религиозную деятельность, а также государственное финансирование атеистической и религиозной деятельности, государство гарантирует свободу вероисповедания.
Опрос, проведенный среди курсантов в нашем вузе об отношении к религии, показал, что 85% респондентов относят себя к верующим. К типологическим группам неверующих и атеистов себя относят 15%.
Эти данные свидетельствуют о том, что профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать религиозный фактор при проведении учебных занятий, помня, что на лекциях и семинарских занятиях присутствуют как атеисты, так и приверженцы тех или иных религиозных конфессий. Даже те, кто не относит себя к верующим, могут быть приверженцами традиций, связанных с вероисповеданиями.
Однако причисление себя к религиозности и степень действительной религиозности часто вступают в противоречие. Беседы с курсантами показали, что из числа относящих себя к православным каждый второй не читал Евангелия, вообще не молятся 70% опрошенных (ВЕРЯТ - 85 %), не соблюдают постов — 90%, но заходят в церковь только по большим праздникам, чтобы поставить свечу за упокой усопших или за здравие живущих — 60%.
Время вседозволенности, безыдейности, неопределенности и безответственности, революции, потрясения военного и экономического характера настолько измотали русский народ, что некоторая часть общества прибывает в депрессивном состоянии, другая часть населения впала в безверие. Несправедливость, нищета, бездушие чиновников государственной власти, разрастающаяся как раковая опухоль коррупция породили небывалый всплеск преступности. В таких условиях предстоит нести нелегкую службу молодым офицерам УИС и выпускникам наших институтов. Церкви уготована роль спасителя России, как не раз бывало в истории нашей Родины в самые трудные и суровые годы лихолетья. Только при активном участии государства, усилении влияния церкви, солидарности прогрессивной части большинства и политической воли руководителей государства в духовно-нравственном воспитании молодежи, в том числе будущих специалистов, можно добиться положительного результата. Остается рассчитывать на разум человека, на результаты исследований ученых, которые способны пробудить интерес человека к активной жизненной позиции во имя блага нынешнего и грядущих поколений. Немаловажную роль в УИС играет воспитание работников УИС. Воспитание работников осуществляется на основе многовековых нравственных устоев, традиций УИС, патриотизма и уважительного отношения к народам и народностям многонационального Российского государства, лучших произведений отечественной и мировой культуры. При этом учитываются исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества. В настоящий период в проводимой работе необходимо руководствоваться содержанием государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 4224.
4 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2006-2010годы. (2005, 11 июля; Постановление Правительства Российской Федерации № 422).
Это направление работы с личным составом УИС должно проводиться с учетом опыта, накопленного в период реализации предшествующей государственной программы патриотического воспитания и подготовки к празднованию 70-ой годовщины Победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
В системе УИС немало сотрудников, показывающих пример самоотверженной службы, проявляющих смелость и решительность при исполнении служебного долга. Для них подвиг стал нормой, а самоотверженность - делом чести. На них должны равняться молодые сотрудники. За героизм, проявленный при освобождении заложников, защите целостности Российского государства, восьмерым сотрудникам присвоено высокое звание Героя России, более 3-х тысяч награждены орденами и медалями.
Органы воспитательной работы в полном объеме еще не обеспечивают эффективную работу с личным составом.
В организации воспитательной работы с личным составом УИС активно используются различные средства, а также формы этой деятельности. К наиболее распространенной в учреждениях и органах УИС, которая прошла апробацию и приносит позитивные результаты, относится, в частности, индивидуально-воспитательная работа, которая влияет на патриотическое воспитание молодых офицеров.
В организации воспитательной работы должны участвовать наставники и ветераны УИС; с решением служебных задач, она направлена, в первую очередь, на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений законности и дисциплины, повышение профессионализма сотрудников, их ответственности за выполнение своих служебных обязанностей. В силу своей значимости, действенности индивидуально-воспитательная работа выдвигается на одно из первых мест в системе повседневного влияния на личный состав УИС. Одним из важнейших факторов патриотического воспитания является повседневная и конкретная индивидуально -воспитательная работа, позволяющая лучше изучить человека, детально и конкретно разобраться с каждым в отдельности, глубже узнать, как реально воспринимаются предъявляемые к нему требования. Целенаправленно осуществляя индивидуально-воспитательную работу, можно понять сильные и слабые стороны сотрудников и на основе этого определить конкретные меры дальнейшего индивидуального воздействия на каждого из них.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что воспитательная работа в уголовно-исполнительной системе представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий, осуществляемых субъектами воспитательной деятельности и направленных на формирование у работников необходимых морально-психологических качеств. Воспитательная работа предполагает единство и согласованность действий всех субъектов воспитания.
Ученым, работающим в уголовно-исполнительной системе, на наш взгляд, целесообразно подумать над вопросом о создании обновленной эффективной модели индивидуально-воспитательной работы, основанной на современных психолого-педагогических и социологических подходах, учитывающей позитивный отечественный и зарубежный опыт, и, несомненно, на основах патриотизма. Эту деятельность следует нацеливать на обеспечение профессиональной направленности и реального позитивного воздействия индивидуально -воспитательной работы на результативность служебной деятельности, укрепление дисциплины и законности, повышение эффективности нравственного и профессионального воспитания сотрудников УИС на основе основополагающих мировоззренческих ценностей: гражданственности, государственности, служебного долга, самоотверженности, справедливости и неподкупности, честности и нравственной чистоплотности.
Только на эти принципах можно воспитать патриотическую личность молодого офицера УИС России.
ИСТОЧНИКИ:
Беляева, В.А., Петренко, А.А. (2013). Модель духовно-нравственного воспитания
студенческой молодежи в научно-образовательном центре духовно-нравственной культуры и воспитания вуза. Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования, 2, 1-14.
Вдовин, С.А. (2013). Духовно-нравственное воспитание офицеров УИС: от истоков до современности. Вестник Самарского юридического института, 2, 12-17.
Габдрафикова, Л.С., Пантелева, Л.А., Муравлева, В.В. (2009). Патриотическое воспитание как направление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы, 1, 63-65.
Дорожкин, И.Б., Лебедев, Г.П. (2014). О совершенствовании патриотического воспитания сотрудников УИС. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 4,14-21.
Ельчанинова, О.Ю., Столярова, Н.В. (2013). Духовно-нравственное воспитание офицерских кадров в военно-учебных заведениях России в дореволюционный период. Вестник Самарского юридического института, 2, 17-22.
Зенина, Н.В., Павлова, Е.В. (2014). Отдельные аспекты индивидуально-воспитательной
работы с молодыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы. Российский следователь, 17, 53-56.
Иванова, О.В., Кареева, И.В. (2015). Морально-патриотический облик сотрудника уголовно-исполнительной системы. Черные дыры в российском законодательстве, 1, 135-138.
Кашапова, А.И. (2014). Патриотизм как социальный феномен: сущность и специфика.
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики, 10-3, 85-88.
Квасных, Г.С., Саржанова, А.Н. (2015). Патриотическое воспитание студентов в современном вузе. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 1, 87-90.
Клячкина, Н.Л. (2013). Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях российской армии. Вестник Самарского юридического института, 2, 25-29.
Лебедева, О.В. (2014). Отличия между гражданским образованием и патриотическим воспитанием. Право и образование, 10, 44-52.
Мартынов, В.Ф. (2013). Духовно-нравственное воспитание офицеров в военно-учебных заведениях Российской империи в XVIII - начале XX в. Право и образование, 1, 137-143.
Мартынов, В.Ф. (2012). Формирование дисциплинарного поведения будущих офицеров в военно-учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX вв. Право и образование, 5, 134-141.
Митин, А.В. (2014). Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и основные
направления совершенствования. Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки, 2, 72-75.
Петрич, О.И. (2008). Педагогические условия формирования патриотизма у студентов.
Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 4, 293-296.
Ромашов, Р.А. (2013). Государственно-правовые традиции в духовно-нравственном воспитании российских офицеров. Вестник Самарского юридического института, 2, 9-12.
Сосенков, Ф.С. (2013). О патриотическом воспитании студентов и курсантов учебных
заведений морского и речного транспорта. Вестник Волжской государственной академии водного транспорта, 36, 235-239.
Тиллаев, Б.А. (2014). Патриотическое воспитание молодежи - как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 4, 146-148.
Чиж, В.Я. (2011). Проблемы патриотического воспитания как нравственной основы
формирования личности студентов вузов - угроза национальной безопасности государства. Вестник Казанского технологического университета, 9, 332-336.
Яровова, Т.В. (2015). Патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях. Среднерусский вестник общественных наук, 2, 107-112.