УДК343.83 AV GRUNIN*
ББК 67.409.022
Г90 NECESSITY OF DEVELOPMENT
OF FUTURE PENAL STAFF’S OF RUSSIA MORAL CHARACTERISTICS DURING EDUCATION
Аннотация: в статье излагается вопрос о необходимости формирования нравственных качеств будущих сотрудников УИС в образовательном процессе.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, нравственные качества, морально-психологическое состояние, профессиональная подготовка, профессиональная этика, профессиональный долг
Annotation: the article deals with the necessity of development of future penal staff’s of Russia moral characteristics during education.
Key words: penal system, moral characteristics, moral and psychological state, professional skills, professional ethics, professional duty.
АНДРЕЙ
ВЛАДИМИРОВИЧ
ГРУНИН*
О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Современное российское общество переживает период глубоких социально-экономических преобразований, которые затрагивают и высшую школу, ставя перед ней задачи воспитания мыслящей, активной, творческой, самостоятельной личности, обладающей высокой нравственностью.
Как указывается в Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы, «без соответствующего морального настроя всех категорий работников УИС, без их психологической готовности добросовестно исполнять свои должностные обязанности нельзя ожидать весомых результатов в реформировании УИС»1.
Необходимость формирования, поддержания и восстановления у личного состава высокого морально-психологического состояния и других качеств, обеспечивающих безусловное выполнение поставленных задач в любых условиях, подчеркивают Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы2.
Названные положения определяют специфику вузовской профессиональной подготовки специалистов ФСИН России, призванной сформировать у будущих сотрудников УИС личностные, деловые и специальные профессиональные качества3, среди которых особо выделяются нравственные. Приоритет морального облика перед остальными профессионально значимыми качествами обусловлен тем, что нравственная сфера личности - это не только проявление ее общей и духовной культуры, но и основание для развития всех других качеств.
В квалификационных требованиях к сотрудникам основных служб УИС подчеркивается, что правоохранительный характер службы в УИС сопряжен с опасностью для жизни и здоровья, поэтому выпол-
* Старший преподаватель кафедры боевой и тактико-специальной подготовки (Владимирский юридический институт ФСИН России).
E-mail: [email protected]
Педагогика
Педагогика
нение задач, возложенных на ФСИН России, требует наличия у сотрудника таких нравственных качеств, как дисциплинированность, решительность, принципиальность, умение сохранять самообладание, правильно и быстро действовать в экстремальных ситуациях, обладая значительным резервом физических и моральных сил. Квалификационные требования к нравственным качествам сотрудников УИС также относят: профессиональную этику, глубокоеува-жение к закону и социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждан, честность, порядочность, гуманность, доброжелательность, твердость моральных убеждений, развитое чувство профессионального долга, ответственность за судьбу людей и порученное дело, принципиальность и независимость в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, чувство нетерпимости к любому нарушению закона4.
Особая значимость морально-боевых и нравственных качеств для службы в УИС обусловт лена профессиональным требованием обладать постоянной готовностью и моральной способностью осуществлять насилие (вплоть до вооруженного) в интересах поддержания режима и правопорядка в учреждениях ФСИН России, защиты общества, достижения поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Результаты опросов свидетельствуют о том, что сами сотрудники также ставят нравственные качества на одно из первых мест (68 %)5 в общем ряду профессионально значимых для сотрудников УИС качеств, необходимых для эффективного несения службы, нередко сопряженной с конфликтными, опасными, экстремальными ситуациями Анализируя результаты опросов, проведенных среди курсантов и слушателей Владимирского юридического института ФСИН России, примерно 70 % респондентов также называют нравственные качества как одну из главных составляющих профессионально значимых качеств будущих сотрудников УИС. Тенденция роста необходимости формирования нравственных качеств прямо пропорциональна году обучения, то есть осознание этой необходимости усиливается со степенью знакомства с будущей профессией.
Однако, как отмечается в ведомственных документах и отчетах руководства ФСИН России, уровень нравственности, законности и служебной дисциплины работников не в полной мере отвечает требованиям современного этапа развития и реформирования УИС и междуна-
родным стандартам, предъявляемым к их сотрудникам6 . Происходящие в стране социальные процессы становятся источником негативных явлений, снижающих эффективность правоохранительной деятельности и ее авторитет в российском обществе. В учреждениях и органах УИС все еще имеют место «беззаконие, преступность, коррупция, «двойные стандарты» в профессиональных отношениях, в основе которых лежит искажение базовых нравственных ориентиров, замена истинных духовно-нравственных идеалов и ценностей на узкоэгоистичные потребительские ценности»7.
Бесспорно, пенитенциарная система, как и другие структуры государства является объективным отражением сложного социально-экономического, общественно-политического и информационного этапа развития современного российского общества. Однако существующие случаи грубых нарушений сотрудниками требований законодательства и норм морали, невыполнения своих профессиональных обязанностей являются недопустимыми в среде, призванной служить закону и быть примером для окружающих
Нравственность не только требование, не только характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие узкоспециальной подготовленности будущего сотрудника УИС морально-психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов, престижа профессии сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость.
В связи с особым социальным статусом и профессиональными задачами проблемы УИС приобретают общегосударственное звучание. Особенно активно и целенаправленно развитие нравственной сферы личности должно проходить в образовательном учреждении уголовноисполнительной системы - специально организованной среде, реализующей комплекснуюпро-грамму профессиональной подготовки В образовательных учреждениях ФСИН России данные качества формируются и закрепляются в ходе учебной и воспитательной работы с курсантами и слушателями По мнению А.М. Сто-ляренко, сформированность морально-психологических качеств является основным показа-
телем нравственно-психологической подготовленности юриста8.
Необходимость формирования нравственных качеств будущих специалистов обусловлена следующими обстоятельствами:
1. Нравственные качества не существуют в отрыве от других личностных качеств. Они «как бы накладываются на все виды качеств, облагораживая их, придавая человеческой деятельности гуманистический смысл, эмоциональную насыщенность»9.
2. Нравственные качества выступают как свойство характера и раскрывают типичные черты поведения человека, в связи с чем становятся важным элементом нравственной воспитанности личности.
3. В общем комплексе личностно-деловых качеств нравственные качества занимают ведущее место и оказывают значительное влияние на эффективность профессиональной деятельности.
4. Процесс формирования нравственных качеств определяется целостным подходом к изучению и развитию личности курсантов и слуша-
телей на основе взаимосвязи всех ее сторон: интеллектуальной эмоциональной, волевой и действенно-практической
В контексте названных положений диалектика формирования нравственных качеств будущих специалистов уголовно-исполнительной системы состоит в последовательно сменяющих друг друга, взаимосвязанных и взаимозависимых этапах: 1) определение характера отношения к службе ее задачам; 2) формирование на этой основе мотивации и нравственных убеждений; 3) развитие нравственных качеств как составляющих профессионального облика сотрудника УИС.
Таким образом, все обозначенное доказывает необходимость формирования нравственных качеств будущих специалистов для уголовно-исполнительной системы России, а именно нравственно зрелых, справедливых, преклоняющихся перед законом, преданных профессиональному долгу, ответственных работников, способных строить свою деятельность в соответствии с возложенными на них государством и службой обязанностями.
1 Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы. План мероприятий по реализации Концепции воспитания работников уголовно-исполнительной системы на 2006-2010 гг. М., 2005. С. 2.
2 См.: Методические рекомендации по морально-психологическому обеспечению в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы от 24 июля 2006 г. М., 2006. С. 1-2.
3 См.: Квалификационные требования к сотрудникамосновных служб уголовно-исполнительной системы: метод рек. М., 2006. С. 1.
4 См.: Там же.
5 См., напр.: Даниличева Т.П. Содержание и особенности профессионально важных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы оказания социально-психологической помощи в уголовно-исполнительной системе: материалы науч-практ. конф. Владимир, 2009. С. 35.
6 См.: Концепция воспитания работников уголовно-исполнительной системы. С. 1.
7 Федорова Е.М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки учеб. пособие. М., 2007. С. 4.
8 См.: СтоляренкоA.M. Юридическая педагогика: курс лекций. М., 2000. С. 158.
9 Долинский Н.И. Педагогическая система формирования нравственных качеств будущих офицеров: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук Саратов, 2007. С. 3.
Педагогика