Педагогика и психология
УДК343.83 AM. KISELYOV*
ББК 67.409.022 К44
ON THE RELEVANCE OF THE PROBLEM OF PROFESSIONAL AND MORAL VALUES DEVELOPMENT OF THE STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA AT THE MODERN STAGE OF DEVELOPMENT OF THE PENAL SYSTEM
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования профессионально-нравственных ценностейу курсантоввузов ФСИН России. Организация данного компонентавоспитательной работы в ведомственных вузах с использованием современных педагогических технологийпозволит значительно повысить эффективность процесса формирования профессиональнонравственных ценностей курсантов и будет способствовать успешномурешению задач, определенныхв Концепцииразвития уголовно-исполнительнойсисте-мы РоссийскойФедерации до 2020 года
Ключевые слова: профессионально-нравственное воспитание сотрудниковуголовно-исполнительной системы, профессионально-нравственные ценности персонала, нравственный смысл профессиональной деятельности.
АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ *
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОНРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Annotation: the article is devoted to the development of the professional and moral values of the students of higher educational establishments of the Federal penal service of Russia. The organization of this educational component in governmental high schools with the application of advanced pedagogical technologies will significantly improve the efficiency of the development of professional and moral values of the students and will contribute to the successful solution of the tasks defined in the Development Concept of the penal system of the Russian Federation until 2020.
Keywords: professional and moral education of the penal staff, professional and moral values of the staff, the moral nature of professional activities.
Профессионально-нравственные ценности сотрудникауголовно-исполнительной системы Российской Федерации — это не абстрактные, а присутствующие в его личности и действующие качества. Они проявляются постоянно в поведении, действиях и службе, как стремление в любых условиях следовать требованиям гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга; непоколебимая нацеленность в жизни и деятельности на утверждение должного, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью во имя человека, во благо России; знание нравственных норм, убежденность в их ценности и необходимости подчинения им своего личного поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности; глубокое понимание ценности человека, его достоинства, прав, интересов и жизни как высшей социальной и духовной ценности; понимание связи своей профессиональной деятельности и практически каждого ее элемента с вопросами нравственности, убежденность в необходимости достижения в каждом профессиональном действии не только правовых, но и высоких нравственных результатов; умение и стремление всегда разбираться в тонкостях своего профессионального поведения, учитывать их при решении стоящих задач;
* Доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России)
E-mail: [email protected].
обладание привычками всегда быть на высоте нравственных требований и выполнять их не ради контроля, не из страха перед наказанием (перед старшим начальником), а по внутреннему убеждению. Такое поведение и действия сотрудника УИС регулируются особой гранью профессиональной подготовленности уровнем сформированности у него профессиональнонравственных ценностей.
К сожалению, особенности службы в уголовно-исполнительной системе, трудности в решении служебных задач часто связаны с размыванием нравственного смысла деятельности сотрудников нравственность перестает быть стимулятором и регулятором повседневного выполнения служебных обязанностей. Выполнение профессиональных обязанностей в ситуациях, когда трудности службы влияют на мотивацию и не способствуют престижу профессии, понижает нравственную устойчивость персонала. К этому добавляются необходимость постоянного общения с лицами, нарушившими не только правовые, но и морально-нравственные нормы, непосредственное взаимодействие с криминальной и аморальной средой. Указанные выше факторы говорят о важности проблемы профессионально-нравственной подготовленности персонала УИС. Особую актуальность данная проблема приобрела на современном этапе реформирования Федеральной службы исполнения наказаний. Разнообразие объективных и субъективных факторов, возникающих в процессе реформирования, различия в функциональных обязанностях выпускников вузов ФСИН России и в условиях самой службы сотрудников требуют; на наш взгляд, более глубокого подхода к ее исследованию с точки зрения педагогики.
В Федеральной службе исполнения наказаний трудятся тысячи высококвалифицированных специалистов, они честно несут службу, показывают примеры порядочности и высокого профессионализма. Вместе с тем приходится констатировать, что есть сотрудники, противоправные действия которых вызывают огромный общественный резонанс, наносят непоправимый ущерб авторитету ФСИН России, перечеркивают труд добропорядочных сотрудников УИС.
Из материалов расширенного заседания коллегии ФСИН России от 9 февраля 2012 года известно, что «... в 2011 г. при росте численности сотрудников принятых на службу на 6 % (принято 25 277 против 23 603 в 2010 г.) численность уволенных со службы возросла на 20 % (32 142 против 26 878). При этом на 29 % воз-
росло число сотрудников, уволенных по отрицательным мотивам (351 против 272). Совершение преступлений сотрудниками представляет серьезную угрозу не только для авторитета службы как элемента государственности, это создает серьезную угрозу эффективности ее функционирования, подрывает сам смысл решаемых нами государственных задач. Адекватной реакции кадровых и воспитательных служб требует прежде всего ситуация с предательством интересов службы нашими сотрудниками, выходящая из тени латентности. В 2011 г. выявлено 584 факта неслужебных связей (2010 г. -475). В отношении425 сотрудниковУИС (2010 г. -372) возбуждено 416 уголовных дел (2010 г. -356), из них 261 - коррупционной направленности (2010 г. - 192)»1.
Говоря о нарушениях со стороны сотрудников УИС, не стоит делать упор только на преступлениях коррупционного характера. Подрывают авторитет системы и случаи неправомерного, а иногда крайне грубого отношения как некоторых сотрудников УИС к спецконтинген-ту, так и отдельных начальников к своим подчиненным. В высшей степени безнравственными являются поступки людей, призванных стоять на страже закона, облаченных властью и полномочиями, однако ставшими на путь совершения преступлений и забывшими при этом о своем профессиональном долге. Необходимо принять дополнительные меры по искоренению подобных фактов и усилить работу, направленную на формирование у сотрудниковУИС гражданских, нравственных и духовных качеств.
Во ФСИН России предъявляются высокие профессиональные и этические требования к нравственному облику сотрудника, независимо от занимаемого им служебного положения и специального звания, поэтому деловая репутация и авторитет сотрудника, его поведение при различных обстоятельствах должны быть безупречными, соответствующими высоким стандартам гуманизма, общечеловеческой и профессиональной нравственности.
Формирование личности сотрудникауголов-но-исполнительной системы, отвечающего требованиям времени и ожиданиям общества, начинается с этапа его профессиональной подготовки - этапа обучения в специализированном вузе. Профессионально-нравственное воспитание - одна из самых сложных и проблемных областей деятельности вузов ФСИН России.
Анализ образовательного процесса в Академии ФСИН России, результаты бесед с руководством учебно-строевых подразделений
Педагогика и психология
Педагогика и психология
вуза показали, что в настоящее время существует высокая потребность в разработке педагогических путей и средств формирования у курсантов необходимого для их дальнейшей практической деятельности в УИС моральнонравственного мировоззрения. Одной из важнейших личностных характеристик выпускников - будущих сотрудников УИС, с нашей точки зрения, является уровень сформированнос-ти профессионально-нравственных ценностей.
Актуальность обозначенной в статье проблемы подтверждается также необходимостью удовлетворения потребности будущих руководителей органов и учреждений УИС в овладении инновационными системами и концепциями воспитательной работы с подчиненными, с одной стороны, и отсутствием соответствующих разработок и рекомендаций - с другой.
Изучение практики воспитательной работы вузов ФСИН России и специфики профессиональной деятельности начальствующего состава практических органов и учреждений выявило противоречия:
- между возросшей потребностью в высокой профессионально-нравственной подготовленности начальствующего состава УИС и недостаточной теоретической разработанностью этой проблемы в юридической педагогике;
- требованиями, предъявляемыми к личности руководителя как организатора профессиональной деятельности подчиненных, и его недостаточной подготовленностью в профессионально-нравственном плане;
- спецификой будущей профессиональной деятельности курсантов в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы современной России и ее недостаточным учетом при организации в вузах ФСИН России процесса формирования профессионально-нравственных ценностей обучаемых.
Устранение данных противоречий позволит повысить уровень сформированности профессионально-нравственных ценностей курсантов ведомственных вузов и окажет положительное влияние на эффективность функционирования практических органов и учреждений УИС.
Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы существует настоятельная необходимость в разработке педагогических условий, путей и средств, обеспечивающих эффективность процесса формирования профессиональнонравственных ценностей курсантов вузов ФСИН России и способствующих решению задач, определенных в Концепцииразвития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
1 Ведомостиуголовно-исполнительнойсистемы. 2012. № 3. С. 12-13.