Научная статья на тему 'Понятие и специфика нравственного воспитания слушателей учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний'

Понятие и специфика нравственного воспитания слушателей учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ / MORAL EDUCATION / PEDAGOGICAL INFLUENCE / MORAL VIEWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Светлана Ивановна

в статье раскрывается понятие нравственного воспитания слушателей учебных центров ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION AND PECULIARITY OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN TRAINING CENTERS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

the article deals with the definition and peculiarity of moral education of students in trining centers of the Federal Penal Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Понятие и специфика нравственного воспитания слушателей учебных центров Федеральной службы исполнения наказаний»

Педагогика

S.I. AFANASYEVA*

УДК343.83 ББК 67.409.022 А94

DEFINITION AND PECULIARITY OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN TRAINING CENTERS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация: В статье раскрывается понятие нравственного воспитания слушателейучебных центров ФСИН России.

Ключевые слова: нравственное воспитание, образование, педагогическое воздействие, нравственные убеждения.

Annotation: the article deals with the definition and peculiarity of moral education of students in trining centers of the Federal Penal Service of Russia.

Key words: moral education, education, pedagogical influence, moral views.

СВЕТЛАНА ИВАНОВНА АФАНАСЬЕВА*

ПОНЯТИЕ И СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Формирование нравственно совершенной личности является одним из главных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К ним относятся и сотрудники уголовно-исполнительной системы (УИС). Это обусловли вает особый интерес к рассматриваемому понятию.

Защищая справедливость, любой сотрудник обязан в своих действиях быть морально воспитанным. Несоответствие его подготовленностинравственным требованиям, которые предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, нарушениям законности, подрыву авторитета УИС. Нравственное начало призвано не только формировать моральный облик сотрудников но и регулировать их поведение как на службе, так и вне ее, создавать в коллективах учреждений необходимую психологическую атмосферу, стимулирующуювысо-конравственные поступки личного состава.

Сотрудники, впервые принятые на службу в учреждения и органы УИС на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональную подготовку в учебных центрах, которая не только рассматривается как средство передачи необходимых знаний, но и служит тому, чтобы воспитывать преданность делу и профессиональную гордость, развивать духовный потенциал. Совершенствование нравственного воспитания слушателей является одной из важнейших задач, стоящих перед учебными центрами ФСИН России. От того, насколько качественно она будет исполнена, зависит уровень сформированности моральной сферы слушателей и наличия стремления к позитивным личностным изменениям, отвечающим интересам УИС.

* Старший преподаватель (Учебный центр УФСИН России по Республике Саха [Якутия]). E-mail: editor@academjust.rvazantelecom.ru

В современных условиях построение педагогически наполненного, целостного процесса нравственного воспитания слушателейв учебных центрах приобрело исключительное значение.

В основе деятельности педагогов по нравственному воспитанию слушателей лежит цель формирования духовногоидеала и развития в соответствии с ним высоких моральных качеств и норм поведения, отвечающих требованиям, предъявляемым к сотрудникам УИС в современных условиях.

Нравственное воспитание слушателей в учебных центрах осуществляется на протяжении всего срока обучения, составляющего в среднем два месяца и являющегося относительно непродолжительным для оказания педагогического воздействия, в связи с чем требует научной обоснованности всех воспитательных влияний. Оно представляет собой системное образование, которое включает в себя, во-первых, лиц, осуществляющих педагогическое воздействие на слушателей то есть субъект нравственного воспитания, которым является командно-преподавательский состав. Должности начальника учебного центра и его заместителей замещаются сотрудниками имеющими высшее образование и опыт руководящей работы в УИС; преподавательского состава -сотрудниками, имеющими высшее профессиональное образование и опыт работы в УИС по преподаваемой специальности. Именно субъект нравственного воспитания представляет собой ту инстанцию, которая планирует, разрабатывает, организует и осуществляет все необходимые воспитательные мероприятия. Уровнем квалификации командно-преподавательского состава, наличием педагогических способностей, положительных личностных качеств определяется эффективность нравственного воспитания. Вместе с тем деятельность учебных центров в наименьшей степени связана с использованием профессиональных педагогов, в них хуже чем в других образовательных учреждениях, решается вопрос об использовании педагогических достижений и рекомендаций1. Преподают в них в основном практики (в этом сильная сторона учебных центров), но они не проходят достаточную переквалификацию в качестве педагогов с использованием научно обоснованных воспитательных технологий; во-вторых, воспитуемых, на которых оказывается педагогическое воздействие, то есть объект нравственного воспитания. Это слушатели из числа сотрудниковрядового и среднего начальствующего состава, впервые принятые на службу в УИС и прошедшие обучение по месту служ-

бы. Как правило, это лица восемнадцати лет и старше, успешно прошедшие профессиональный отбор и медицинскую комиссию, имеющие различные уровень образования и семейное положение. Они, несомненно, уже имеют определенный уровень нравственной воспитанности, сформированный семьей, образовательными учреждениями и многочисленными неформальными группами, участниками которых были в течение всей своей жизни.

Ряд негативных факторов, связанных с низкой престижностью работы в УИС, ее трудностями, опасностью для жизни и здоровья, недостаточным уровнем оплаты труда и социально-правовой защищенности сотрудников привел к значительному оттоку из учреждений наиболее профессионально подготовленных опытных специалистов, составляющих профессиональное ядро пенитенциарной системы, в связи с чем возросло количество молодых сотрудников принимаемых на службу. По мнению психологов, данный возраст характеризуется становлением мировоззрения, развитием планов на будущее, способностью адекватно воспринимать реальность и в то же время категоричностью суждений, в связи с чем требует повышенного внимания со стороны преподавателей.

Наименьший процент слушателей составляют лица старше 35 лет, они имеют твердую жизненную позицию, стремление к продуктивной и творческой работе над собой, более критичны в оценках окружающих и самих себя.

Т аким образом, при организации процесса нравственного воспитания необходимоучитывать различие возрастных характеристик слушателей и их психофизиологическиеособенности

Образование слушателей определяет сфор-мированность общей культуры и сознательности, является основой миропонимания, повышает уровень нравственности человека, развивает интеллект, формирует привычку думать и достоверно рассуждать, всесторонне оценивать происходящее.

Образовательный ценз слушателей из числа сотрудниковрядового и младшего начальствующего состава (более 50 % - имеют среднее образование) намного ниже по сравнению со слушателями из числа сотрудников среднего начальствующегосостава (более 50 % - окончили высшие профессиональные учебные заведения). Данная тенденция наметилась с момента передачи исправительной системе от внутренних войск функций надзора за осужденными и охраны, после чего персонал по своему качественному составу существенно изменил-

Педагогика

Педагогика

ся, в него влилась большая группа контролерского состава (младшие инспекторы надзорной службы) и сотрудников охраны3. Это в основном недипломированные специалисты, что значительным образом влияет на средний уровень профессионального образования и создает определенные трудности в осуществлениипроцес-са нравственного воспитания, так как результаты социально-психологических исследований констатируют наличие прямой зависимости подверженности профессиональной деформации от уровня образованности. Чем выше интеллект, тем реже сотрудник УИС употребляет в речи специфический жаргон, тем более широк круг его интересов, потребностей и выше ориентация на положительное в осужденном*.

Следовательно, образованность обеспечивает высокий уровень понимания слушателямиоб-щественных ценностей и способствуетразвитию потребности в мышлении, обстоятельному проникновению в специфику профессиональной деятельности, непрерывному самосовершенствованию и приумножению нравственности.

Анализ семейного положения слушателей свидетельствует о том, что примерно равное их количество состоят и не состоят в браке. Данное обстоятельство важно учитывать при организации нравственного воспитания, так как семья оказывает определенное воздействие на осуществление воспитательного процесса и может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора. Это особого рода коллектив, играющий долговременную и важнейшую роль. Благоприятный моральный климат в семье, позитивные отношения между ее членами активно влияют на формирование нравственных качеств, в первую очередь таких, как доброжелательность, внимание и милосердие к людям, честность, открытость, трудолюбие. Слабые супружескиесвязи или их отсутствие не способствуют созданию духовных ценностей. Только подлинная теплота и близость с родными людьми дают нравственную опору в жизни. Анализ деятельности сотрудников показывает; что наибольшего успеха в служебной деятельности среди них добиваются в основном те, кто имеет стабильные семьи, устойчивые к невзгодам быта5.

Таким образом, процесс нравственного воспитания в учебных центрах рассматривается как совокупность взаимосвязанных, согласованно функционирующихсотрудникови педагогических явлений, целостно управляемых для достижения максимального воспитательного воздействия. Данная педагогическая система включает в себя

взаимоотношения между субъектоми объектом нравственного воспитания, которые являются не только односторонним процессом воздействия, где объект пассивно воспринимает педагогические влияния, но и активным процессом взаимодействия, при котором происходит обмен мыслями, идеями и чувствами; а также условия среды -окружающие обстоятельства, отражающие специфику педагогической деятельности.

Среди условий в которых осуществляетсяпро-цесс нравственного воспитания слушателей учебных центров, следует отметить низкий уровень культурысущественнойчасти населения современной России, в том числе сотрудниковУИС.

Существующийнравственный кризис акцентируется пропагандой потребительского культа материальных ценностей и удовлетворения пристрастий человека Достаточно сложно найти личность, которую можно поставить в пример другим сотрудникам, человека, который должен обладать такими качествами, как мужество, мудрость, честность, бескорыстность, справедливость. В профессиональных отношениях получили распространение такие явления, как беззаконие, коррупция, алкоголизация, в основе которых лежит искажение базовых нравственных ориентиров, замена истинных духовных идеалов и ценностей на узкоэгоистичные. Данные обстоятельства обостряют проблему формирования нравственного идеала в сознании слушателей, являющегося важным элементом духовной ценности личности.

Специфика нравственного воспитания слушателей обусловлена также условиями осуществления профессиональной подготовки и особенностями будущей служебной деятельности и заключается в том, что этот процесс:

- протекает как целеустремленный и плановый и происходит на протяжении всей жизни и деятельности, зависит от окружающих людей и условий разного масштаба;

- не начинается с чистого листа, а ведется со взрослыми людьми, имеющими жизненный опыт;

- зависит от множества факторов - организационных и внеорганизационных, часто противоречиво влияющих на нравственное воспитание и не поддающихся нужной оптимизации;

- характеризуется достижением текущих и рубежных результатов, которые нельзя четко выделить и однозначно оценить, как, например, при обучении;

- определяется целостным комплексом воспитательного процесса, который требует высокой педагогической квалификации всех, кто участвует в нем;

- во многом зависит от самого слушателя, его желания совершенствоваться, взаимодействовать с помогающими ему в этом людьми;

- осуществляется как индивидуально, так и в учебных группах, которые оказывают на его протекание как позитивное, так и негативное влияние, в связи с чем значительно возрастает роль воспитывающего воздействия со стороны кураторов учебных групп;

- связан с подготовкой к деятельности в условиях исполнения уголовного наказания, постоянного воздействия на их сознание криминальной субкультуры, что нередко приводит к появлению враждебного отношения к осужденным и явлениям профессиональной деформации. Так, Н.С. Фурсов отмечает; что «среди сотрудников первого года службы широкое распространение получает профессиональная деформация, которая выражается в утрате истинного представления о нравственном смысле своей профессии, притуплении чувства профессионального долга, повышении восприимчивости к отрицательным мотивам»6;

- осуществляется в рамках учебной деятельности, для которой характерны авторитарность, нормативность, что в целом создает определенные трудности в нравственном воспитании слушателей, деятельность которых регламентируется положениями и приказами, требованиями служебной дисциплины. Стереотип догматичного следования приказам команднопреподавательского состава учебного центра порождает установку на бездумное выполнение любого их распоряжения. Боязнь наказания за неточное исполнение приказа блокирует у слушателей самостоятельность суждений и решений, формирует конформизм и безынициативность. Со стороны неопытных преподавателей имеют место проявления формализма в

осуществлении нравственного воспитания и предпочтение использовать те воспитательные средства, которые уже привычны и не требуют большой затраты личностных, творческих сил. Неоспорим тот факт, что нельзя привить слушателям высокие чувства, насильно заставляя их включаться в воспитательный процесс. Важно разъяснять значимость отношений субординации и дисциплины в служебной деятельности сотрудников УИС, но при этом предоставлять слушателям возможность личного выбора в поступках и творческого подхода к решению поставленных задач, ориентировать и направлять их, делиться положительным опытом, демонстрировать личный пример.

Следовательно, для достижения успешности процесса нравственного воспитания слушателей необходимо глубоко понимать его специфику и учитывать перечисленные особенности условий. Педагогическая действительность эффективна, когда она системна. Никакое отдельное звено, если будет функционировать в отрыве или без учета других, не даст полноценного результата, при этом понимание цели и задач процесса нравственного воспитания и следование им являются его важнейшими организационными элементами.

Определение специфики нравственного воспитания для учебных центров ФСИН России позволили нам определить нравственное воспитание слушателей учебных центров ФСИН России как педагогический процесс, организуемый в рамках профессиональной подготовки, с целью формирования духовного идеала и развития в соответствии с ним высоких моральных качеств и норм поведения, отвечающих требованиям к сотрудникам УИС в современных условиях.

1 См.: Прикладная юридическая педагогикав органах внутренних дел: учебник / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столя-ренко. М., 2008. С. 251.

2 См.: Маклаков А. Г. Общая психология: учебник. СПб., 2004. С. 482.

3 См.: Зубков А.И., Калинин Ю.И., Сысоев В.Д. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции Российской Федерации. История и современность. М., 1998. С. 114.

4 См.: Хачатурян С.Д., Худоконенко С.А., Гришин В.А. Исследование взаимосвязи уровня выраженности профессиональной деформации индивидуально-психологических особенностей сотрудниковУИС. Правоохранительная деятельность в России и США. Владимир, 1999. С. 87.

5 См.: Кваша Б.Ф., ВитольникГ.А. Воспитание личности сотрудника органов внутренних дел: учеб. пособие. СПб., 1998. С. 89.

6 Фурсов Н.С. Организация и правовые основы деятельности учебных центров ФСИН России: автореф дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 3.

Педагогика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.