Научная статья на тему 'Патриотизм как национальная идея в контексте духовно-нравственного развития современной молодежи'

Патриотизм как национальная идея в контексте духовно-нравственного развития современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
800
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / PATRIOTISM / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / YOUTH / VALUES / SOVIET UNION / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиппов Владимир Михайлович, Пузанова Жанна Васильевна

Патриотизм является не просто современным трендом государственной политики, но и ценностью, консолидирующей основой общества, вектором духовно-нравственного воспитания и развития молодежи. В статье анализируются данные социологических исследований последних лет об уровне духовно-нравственного развития современной молодежи России и ее гражданско-патриотических установках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism as the national idea in the context of spiritual and moral development of the modern youth

Patriotism is not just the modern trend of the state policy, but also the value that can be considered as a consolidating basis of the society, a vector of the spiritual and moral education and development of the youth. The article analyses the data of the latest sociological researches on the level of spiritual and moral development of the modern youth of Russia and their civil and patriotic values.

Текст научной работы на тему «Патриотизм как национальная идея в контексте духовно-нравственного развития современной молодежи»

УДК 316.346.32-053.6:37.035.6

Филиппов Владимир Михайлович

доктор физико-математических наук, профессор, ректор Российского университета дружбы народов

Пузанова Жанна Васильевна

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов

ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ [1]

Аннотация:

Патриотизм является не просто современным трендом государственной политики, но и ценностью, консолидирующей основой общества, вектором духовно-нравственного воспитания и развития молодежи. В статье анализируются данные социологических исследований последних лет об уровне духовно-нравственного развития современной молодежи России и ее гражданско-патриотических установках.

Ключевые слова:

патриотизм, духовно-нравственное развитие, молодежь, ценности, Советский Союз, национальная идея.

Filippov Vladimir Mikhailovitch

D.Phil. in Physics and Mathematics, Professor, Rector of Peoples' Friendship University of Russia

Puzanova Zhanna Vasilyevna

D.Phil. in Social Science, Professor, Social Science Department, Peoples' Friendship University of Russia

PATRIOTISM AS THE NATIONAL IDEA IN THE CONTEXT OF SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF THE MODERN YOUTH [1]

Summary:

Patriotism is not just the modern trend of the state policy, but also the value that can be considered as a consolidating basis of the society, a vector of the spiritual and moral education and development of the youth. The article analyses the data of the latest sociological researches on the level of spiritual and moral development of the modern youth of Russia and their civil and patriotic values.

Keywords:

patriotism, spiritual and moral development, youth, values, Soviet Union, national idea.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - основа формирования будущего гражданина. Изменения, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, привели к деформации понятий, лежащих в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей страны. Строки Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - неожиданно приобрели новое, весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство и гражданские ориентиры не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Патриотизм как национальная идея - это действительно путь к дальнейшему развитию государства. Навязать патриотизм невозможно, человек должен формироваться как гражданин и патриот. Важную роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья, образовательные учреждения и государство. Одновременно с этим возможности патриотического воспитания молодежи в учебных заведениях резко уменьшаются из-за недостаточной подготовленности педагогических кадров в этой области, ослабления личной мотивации преподавателей к формированию у молодых людей качеств, необходимых для патриота и гражданина своей страны [2]. Не последнее место здесь должны занимать государственные органы, ответственные за патриотическое воспитание молодых людей, чья деятельность не носит в достаточной мере систематического и комплексного характера. Кроме того, в данный момент отсутствуют единые взгляды на сам процесс патриотического воспитания молодежи [3].

На сегодняшний день результаты проведенных опросов показывают доминирование позитивных тенденций нравственного развития среди молодежи (уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ и его победу в Великой Отечественной войне, а также нравственные ориентиры в оценке и поведении). Вместе с тем можно заметить неоднозначность становления мировоззрения студентов и школьников [4]. Так, согласно опросу ФОМа от 3 июля 2014 г. «Россияне о духовности» [5], почти половина опрошенных (43 %) полагает, что сейчас духовности в обществе меньше, чем было в советское время (ответ на вопрос: «Как Вам кажется, сегодня в жизни нашего общества больше или меньше духовности, чем было в советское время?»).

На открытый вопрос: «Что, по Вашему мнению, сегодня могло бы более всего способствовать росту духовности в жизни нашего общества?» - большинство респондентов ответили, что таким средством может стать воспитание детей и молодежи. В ходе этого же опроса установлено, что почти половина опрошенных (47 %) не связывает духовность с верой, полагая, что неверующий человек вполне может быть высокодуховным; четверть респондентов полагает, что такого быть не может; 12 % затруднились ответить (ответ на вопрос: «Как Вам кажется, может или не может быть высокодуховным неверующий человек?»).

Опрос, проведенный Центром по исследованиям проблем молодежи и молодежной политики РУДН в 2016 г. среди учащейся молодежи старших классов, студентов ссузов и вузов (Ы = 1950 из 19 субъектов РФ), показал, что религия играет скорее важную роль для 37 % респондентов. На втором месте по популярности ответ «очень важную» - 23 %, на третьем - «скорее неважную» - 14 %. Далее следуют ответы «я атеист», «я агностик». 8 % респондентов затруднились с ответом на поставленный вопрос. В то же время наибольшее число респондентов считают, что причиной вступления в различного рода секты является возможность найти там поддержку (25,1 %). Еще 18,6 % опрошенных полагают, что при принятии решения о вступлении в секты молодыми людьми движет желание самореализоваться. Чуть меньшее количество респондентов (16,1 %) отмечают в этом случае возможность почувствовать себя важной частью общества.

Поиски смысла жизни, ответов на фундаментальные мировоззренческие вопросы - отличительная черта юношеского и подросткового возраста. Ценностного вакуума здесь быть не может, он тут же заполняется [6]. Невостребованность избыточной энергии и потенциального энтузиазма молодежи, разрушение духовных ценностей и идеалов, экзистенциальный кризис, страх будущего, ощущение собственной ненужности, оторванности, одиночества для многих молодых людей становятся тягчайшим испытанием. Юность и молодость - время поиска себя, построения прочного фундамента осмысленного бытия, закрепления и утверждения собственной идентичности и личностной значимости. На вопрос о том, как часто молодые люди принимают участие в деятельности общественных организаций (волонтерских, профсоюзных и т. д.), ответы распределились следующим образом: 41 % - «время от времени», 34 % - «регулярно», 25 % респондентов никогда не имели опыта подобной деятельности (опрос Центра по исследованиям проблем молодежи и молодежной политики РУДН).

Патриотизм может рассматриваться как одна из ценностей, основа воспитания молодого поколения. Больше половины респондентов (59 %) признали национальной идеей России патриотизм, 14 % респондентов не смогли ответить на вопрос, 10 % выбрали вариант «счастливое будущее страны», 9 % - «помощь другим странам», 7 % - «здоровье нации», 1 % - «ничего из перечисленного».

Актуальность изучения патриотических ориентиров молодежи обусловлена негативными проявлениями, которые присутствуют наравне с ростом позитивных тенденций: мотивацией к эмиграции [7]; отрицанием истории, неуважительным отношением к памятникам истории, заслугам и достижениям родной страны [8; 9]; нарастанием национализма среди молодежи [10].

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи - основа формирования будущего гражданина. Как уже было отмечено выше, российское общество сильно изменилось за последние десятилетия, что привело к деформации понятий, лежащих в основании государства. В советский период формирование гражданско-патриотических ценностей можно было назвать военно-патриотическим. Воспитание было направлено на подготовку человека к защите Отечества, в первую очередь на укрепление единого духа, мировоззрения, поддержание интернационализма, воспитание строгой дисциплины, уважения к вооруженным силам, поощрение физической закаленности и пр. Основной идеологией, объясняющей причины подобного воспитания, необходимость такой позиции, был марксизм-ленинизм. Действенность такой системы в то время была достаточно высока, но для современности она вряд ли будет эффективна, так как общество изменилось.

Проблемы, препятствующие формированию гражданско-патриотических ценностей, могут быть разнообразны. Одной из них может выступить неполноценная социализация. Неполноценной она может быть по большому количеству факторов: детский алкоголизм, наркомания и др. Беспризорники тоже не получают социальных навыков, так как они отключены от общества. В таких условиях государство должно бороться с вышеприведенными проблемами, а также соблюдать следующий комплекс норм: развивать у молодежи любовь к родине, воспитывать чувство гордости за подвиги предков, учить уважать старших, изучать историю, интересоваться культурой и расширять ее; создавать общественные объединения и организации, привлекающие молодежь и воспитывающие патриотизм и гражданственность; поощрять интерес к военной службе, освоению военного дела; научить соблюдать традиции и обычаи, что является средством возрождения и развития национального духа. Отдельное внимание следует уделить духовно-нрав-

ственному воспитанию, которое не отождествляется с религиозным воспитанием, но и не исключает его. Лучшие практики следует позаимствовать из СССР, когда люди были объединены коллективной работой, общей идеей.

Важнейшей проблемой остается проявление инфантилизма у молодежи. «Пассивность» молодых людей мешает становлению полноценной личности и гражданственности. Поскольку молодежь - это будущее нашей страны, следует грамотно с ней взаимодействовать: организовывать молодежные форумы, предоставлять молодым людям рабочие места, повышать уровень образовательных учреждений, развивать ГТО - тогда инфантилизм существенно сократится и даже может быть полностью искоренен. При этом значимым фактором остается воспитание семьи, поэтому важна работа не только с молодежью, но и с молодыми родителями.

По словам президента РФ, сейчас в России осуществляются меры для улучшения положения страны на мировой арене, что, соответственно, положительно влияет и на внутренние дела государства. Эти меры заключаются в следующем:

- ограничение давления других стран на российскую культуру,

- сохранение самобытности страны,

- устранение межрасовой напряженности,

- возрождение многополярного мира,

- повышение интереса к истории и культуре (в том числе традиционной),

- выработка национальной идеи и поддержание единого духа [11].

Важной частью духовно-нравственного развития молодежи является воспитание идеи патриотизма. Школа (и высшая школа в том числе) - тот институт, который может и должен при помощи «мягкой силы» оказывать воздействие на процесс формирования ценностей молодежи.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках госзадания МОН РФ № 28.126.2016/НМ «Исследование современных приемов и методов в формировании основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях».

2. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 37-43.

3. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Там же. С. 44-50.

4. Нехорошков А.В., Падерин В.К. Нравственные и патриотические аспекты мировоззрения студентов // Вестник экономики, права и социологии. 2012. № 2. С. 227-230.

5. Россияне о духовности [Электронный ресурс]. 2014. 3 июня. URL: http://fom.ru/TSennosti/11589 (дата обращения: 26.12.2016).

6. Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Представления о современном мире граждан Беларуси, России и Украины: методические аспекты социологического исследования (на примере студентов РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. Т. 15, № 4. С. 103-122.

7. Почему уезжают из России? Мнение потенциальных эмигрантов [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 1986. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112642 (дата обращения: 26.12.2016).

8. Филиппов В.М., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Великая Отечественная война в представлениях российского студенчества: зеркало памяти // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Вып. 11, т. 2. С. 72-75.

9. Фальсификаторы истории и нужно ли с ними бороться? [Электронный ресурс] : пресс-выпуск ВЦИОМ № 2830. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115249 (дата обращения: 26.12.2016).

10. Национальный вопрос в России? [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=114328 (дата обращения: 26.12.2016).

11. Демурин М. О патриотизме как национальной идее [Электронный ресурс]. URL: http://www.putin-today.ru/ar-chives/20531 (дата обращения: 26.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.