УДК 316.346.32-053.6
Фомченкова Галина Алексеевна
Fomchenkova Galina Alexeevna
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Смоленского государственного университета [email protected]
Candidate of Sociology, associate professor of the chair of sociology, Smolensk State University [email protected]
ПАТРИОТИЗМ КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
PATRIOTISM AS THE BASIS OF SPIRITUAL SECURITY OF MODERN YOUTH
Аннотация:
The summary:
В статье речь идет о духовной безопасности молодежи и необходимости ее формирования через патриотически-идеологическое воспитание молодежи. Предлагается авторский вариант программы патриотически-идеологического воспитания, основанный на гражданско-патриотическом и гражданско-правовом воспитании молодого поколения.
The article deals with the spiritual security of youth and the need for the formation of a patriotic and ideological education of youth. The author's version of the program of patriotic and ideological education, based on civil and patriotic and civil legal education of the youth, is proposed.
Ключевые слова:
молодежь, безопасность, духовная безопасность, системный подход, патриотизм, идеология.
Keywords:
youth, security, spiritual security, system approach, patriotism, ideology.
Духовная безопасность личности, государства и общества в целом невозможна без идеологической основы, под которой понимается патриотическое воспитание, ибо патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, являющаяся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующая высший уровень ее развития и проявляющаяся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [1]. Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности, тем более личности молодого человека в условиях трансформации современного российского общества.
Справедлива мысль доктора филологических наук, академика, члена комиссии по школьному образованию Российской академии наук В.Ю. Троицкого: «Личность - это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, то есть человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека» [2].
Утверждая, что патриотизм является фундаментальной основой обеспечения национальной безопасности общества, возникает вопрос: «Через какие субъекты обеспечивается национальная безопасность, с точки зрения современной молодежи?». Ответом на вопрос является анализ результатов авторского исследования, проведенного среди молодежи от 14 до 20 лет, обоих полов, представителей средних и высших учебных заведений г. Смоленска и г. Ярцево Смоленской области, общий объем выборки составил 1 000 человек, который говорит о следующем:
- национальную безопасность государства может обеспечить патриотическое воспитание (идеология): средний показатель - 34,8 % , но 1/5 часть респондентов с этим мнением не согласна (ответ «Нет» и «определенно Нет» составил - 20,6 %);
- ранговые позиционные показатели выглядят следующим образом: ответ «Да», «определенно Да» -высшее духовное развитие общества (26 %), правовая база (17,4 %), церковь (14,9 %), армия (6,9 %). Ответ «Нет», «определенно Нет»: армия (11,4 %), церковь (18,4 %), правовая база (21,1 %), высшее духовное развитие общества (28,5 %);
- если учитывать ответ «Может быть», то ранговые показатели не изменились, однако процентный показатель увеличился (первые три ранга, по убывающей): более ^ молодежи настаивают на том, что национальную безопасность государства может обеспечить патриотическое воспитание (идеология) -31,7 %, высшее духовное развитие общества - 28,5 %, правовая база - 18,7 %.
Следовательно, большая часть опрошенной молодежи склоняется к тому, что идеология, патриотизм, духовность и законность общества смогут обеспечить национальную безопасность.
Безусловно, патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты (ранговые позиции по результатам исследования это подтвердили). Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, как одно из высших чувств человека, патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации.
Опираясь на результаты авторского исследования, была разработана программа по формированию духовной безопасности молодежи современной России, которая включала в себя несколько подпрограмм. Одной из них является подпрограмма патриотически-идеологического воспитания, в основе которой лежит идея о приведении всех структурных звеньев гражданско-патриотического и гражданско-правового воспитания в соответствии с условиями перехода к постиндустриальной культуре, спецификой развиваемой идеологии современного российского общества. Инновационные направления патриотически-идеологического воспитания связаны с актуализацией формирования у молодежи как субъекта культуры, помогающие ему органично войти в социальную жизнь. В основу подпрограммы была положена идейнопатриотическая составляющая, которая предполагает построение подпрограммы развития личности на патриотически-идеологической основе, включающей в себя ценности гражданина и патриота, а также формирующей правовое самосознание современного молодого поколения.
С целью повышения результативности подпрограммы, предлагается разработать модели реализации основных направлений деятельности соответствующих государственных учреждений и общественных организаций по патриотически-идеологическому воспитанию молодежи, основанные на следующих векторах:
- Первый вектор - определяющий содержание деятельности субъектов по формированию патриотизма в обществе в целом.
- Второй вектор - определяющий характер усилий всего общества и, прежде всего, государства по изменению функциональности сфер общественной жизни, влияющих на формирование патриотических настроений молодежи и ее поведения.
- Третий вектор - непосредственно патриотически-идеологическое воспитание молодежи (в семье, школе, вузе, армии, предприятии, организации и т.д.).
Предлагаемая подпрограмма включает в себя четыре модуля: для учащейся молодежи (среднее и старшее звено школы); для студентов и работающей молодежи; для родителей; для специалистов, реализующих программу: государственные институты (образовательные, семейные, политические и др.), органы местного самоуправления, общественные организации. И два блока: гражданско-правовой и историкопатриотический, которые состоят из двух основных направлений. В первое направление входят мероприятия, призванные поднять эффективность деятельности по патриотически-идеологическому воспитанию на более высокий уровень, решить накопившиеся проблемы, создать лучшие условия для их осуществления, новые, более оптимальные возможности для формирования личности гражданина - патриота России. Мероприятия, предназначенные для выполнения этих задач, систематизированы по следующим поднаправлени-ям: информационно-аналитическое; нормативно-правовое; организационно-методическое; обеспечение взаимодействия и координации; подготовка и повышение квалификации кадрового потенциала; финансовоэкономическое обеспечение.
Второе направление включает системные мероприятия по этой деятельности: гражданско-правовое; гражданско-патриотическое; историко-патриотическое; социально-патриотическое; культурно-патриотическое; спортивно/военно-патриотическое; взаимодействие с регионами и координация их деятельности в патриотиче-ски-идеологическом воспитании молодежи современной России.
До реализации программы проводится работа с молодежью, специалистами, родителями, среди которых выделяются группы лидеров, проходящие в дальнейшем специальную подготовку, способствующую реализации подпрограммы патриотически-идеологического воспитания по принципу «равный - равному». Например: психологические (тренинговые, ролевые, коммуникативные и др.) обучающие мероприятия с узкими специалистами, ознакомление с информационно-методическими материалами, приобретение опыта в решении конфликтных ситуаций, просветительские и т. д.
Таким образом, программа предполагает поэтапное включение молодого поколения в жизнь социума; воспитание сопричастности семье, школьному, студенческому и рабочему коллективу, локальному социуму, обществу. А формирование сопричастности происходит путем создания общественно активной команды (школа, высшие учебные заведения, силовые структуры (УВД, МЧС, военные и др.), информационных (СМИ, интернет) и общественных организаций. Деятельность осуществляется на принципах демократизма, партнерства, самоуправления, расширения опыта социально значимой деятельности, включающей в себя приобщение подростков и молодежи к заботе о культурно-исторической среде города, села, микрорайона и т.д. Кроме того, имеет место тесная работа с родителями, направленная на формирование культуры взаимодействия с детьми, работа с референтными группами, значимыми для молодежи (коллективом класса, группы, трудовым коллективом, клубными объединениями по интересам).
Главное условие реализации подпрограммы - консолидирующая, скоординированная деятельность, тесное сотрудничество всех социальных институтов, институтов исполнительной власти, общественных объединений и организаций как на местном уровне самоуправления, так и на государственном.
До и после реализации подпрограммы проводятся повторные исследования с целью определения эффективности полученных результатов. Например, на заключительном этапе интервьюирования молодежи, участвовавшей в реализации программы патриотически-идеологического воспитания (старшее звено гимназии г. Ярцево Смоленской области и студенты 1, 2 курсов НОУ ВПО «Академия права и управления (институт)» Смоленский филиал), были получены следующее результаты:
а) появилось более четкое понимание «добра и зла», «совести», «того, что недопустимо для человека в обществе», и таких понятий, как: «патриотизм», «гражданин», «правовое общество», «гражданская позиция». У большинства опрошенных респондентов практически отсутствуют затруднения в понимании «морали» и «нравственности» (данные «до» реализации программы и «после» представлены через косую линию, таблица 1);
б) снизился процент молодежи, которой свойственно «слепое» подражание какому либо лидеру (процентные соотношения «до» реализации программы составлял - ^ опрашиваемых (27,9%), «после» реализации программы данный процент уменьшился до 20,8%);
Таблица 1 - Мнения респондентов на вопрос:
«Существует ли для Вас четкое понимание следующих понятий?» (%)
Нет Зависит от ситуации Трудно сказать Да Определенно Да
четкое понимание «добра» и «зла» 1,1 / 1,0 5,6 / 5,0 2,5 / 1,9 7,9 / 8,3 2,9 / 3,5
четкое понимание морали 1,7 / 1,1 4,2 / 3,5 4,5 / 3,7 7,1 / 8,1 2,5 / 3,9
четкое понимание нравственности 1,6 / 0,8 3,2 / 2,6 5,5 / 4,9 7,4 / 8,8 2,3 / 3,1
четкое понимание совести 1,6 / 1,1 2,5 / 2,1 2,2 / 1,7 9,9 / 10,5 3,8 / 4,4
четкое понимание того, что недопустимо для человека в обществе 1,4 / 1,0 2,1 / 1,8 2,4 / 1,5 10,7/ 11,7 3,4 / 4,0
в) результаты исследования, в рамках реализуемой программы, показали, что молодежь отдает предпочтение патриотически-идеологическому воспитанию. Процентные показатели также повысились.
Итак, подытоживая вышесказанное, отметим: одним из приоритетных подходов к формированию духовной безопасности молодежи современной России является патриотически-идеологическое воспитание. Но, в процессе этого воспитания, в частности, через реализацию подпрограммы патриотически-идеологического направления, необходимо тесное сотрудничество органов федерального, регионального, краевого, областного, городского и районного значениях, а также образовательных организаций, учебных и трудовых коллективов, общественных учреждений. Межведомственный подход позволит рационально использовать бюджетные средства, создать систему активного сохранения, восстановления и укрепления духовно-нравственного здоровья молодежи, повысить вероятность ведения активной социальной и личной позиции, как гражданина и патриота.
Ссылки:
1. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 № 2446-
1. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/20.html
2. Из выступления на заседании Общественного консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования г. Москвы.
References (transliterated):
1. Zakon RF “O bezopasnosti” ot 05.03.1992 No. 24461. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/20.html
2. From a speech at a meeting of the Public Advisory Board “Education as a mechanism for the formation of spiritual and moral culture of society” at the Department of Education, Moscow.