Научная статья на тему 'Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия радикальным идеологиям'

Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия радикальным идеологиям Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1605
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЯ / ГЕРОИЗМ / ПОЛИТИКА / YOUTH / EDUCATION / PATRIOTISM / HISTORY / HEROISM / POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осокин Глеб Егорович

В статье излагается актуальность героико-патриотического воспитания российской молодежи в рамках противодействия радикальным идеологиям. Героико-патриотическое воспитание рассматривается в качестве интегративного фактора, придающего целенаправленность усилиям по формированию патриотического сознания граждан и обеспечивает формирование у молодежи ответственного отношения к готовности выполнения задач по защите Отечества. Автор анализирует различные подходы и направления воспитания молодежи в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEROIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH AS A FACTOR OF COMBATING RADICAL IDEOLOGIES

The article describes the relevance of the heroic and Patriotic upbringing of Russian youth in countering radical ideologies. Heroic and Patriotic education is considered as an integrative factor that gives focus to the efforts on formation of Patriotic consciousness of citizens and provides for the formation of young people a responsible attitude to its readiness to fulfill tasks on protection of the Fatherland. The author analyzes the various approaches and directions of education of youth in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Героико-патриотическое воспитание молодежи как фактор противодействия радикальным идеологиям»

УДК 316

ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАДИКАЛЬНЫМ ИДЕОЛОГИЯМ

Г.Е. Осокин

Аннотация. В статье излагается актуальность героико-патриотического воспитания российской молодежи в рамках противодействия радикальным идеологиям. Героико-патриотическое воспитание рассматривается в качестве интегративного фактора, придающего целенаправленность усилиям по формированию патриотического сознания граждан и обеспечивает формирование у молодежи ответственного отношения к готовности выполнения задач по защите Отечества. Автор анализирует различные подходы и направления воспитания молодежи в современных условиях.

Ключевые слова: молодежь, воспитание, патриотизм, история, героизм, политика.

HEROIC AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

AS A FACTOR OF COMBATING RADICAL IDEOLOGIES

G. Osokin

Abstract. The article describes the relevance of the heroic and Patriotic upbringing of Russian youth in countering radical ideologies. Heroic and Patriotic education is considered as an integrative factor that gives focus to the efforts on formation of Patriotic consciousness of citizens and provides for the formation of young people a responsible attitude to its readiness to fulfill tasks on protection of the Fatherland. The author analyzes the various approaches and directions of education of youth in modern conditions.

Keywords: youth, education, patriotism, history, heroism, policy.

Героико-патриотическое воспитание

молодежи представляет собой одну из актуальных задач в сфере духовно-нравственной жизни общества. Укрепление государства, развитие позитивных идеологий напрямую зависит от целенаправленной работы по героико-патриотическому воспитанию молодежи, призванной играть ключевую роль в судьбе страны. Ее актуальность определяется тем, что зачастую наблюдаются расхождения во взглядах на патриотические ценности между слоями общества, этническими группами, а также между различными группами политических элит. Стремление к современному переосмыслению, например, итогов исторических достижений нашей страны в различных областях, или в частности, пересмотр ценности Победы в Великой Отечественной войне, способствует разжиганию конфликта поколений,

мировоззренческой дезориентации

подрастающего поколения, что ведет к тотальной духовной деградации молодежи и полной утрате ею мотивации по укреплению национальной безопасности России.

Данные процессы формируют социальные противоречия и напряженность, на которых и развиваются радикальные идеологии. Их распространение среди молодежи усиливается кризисным состоянием общества, социальной дифференциацией, расслоением общества и

конфликтностью общественных отношений. Радикализму как общественному (точнее антиобщественному) явлению в этой ситуации необходимо противопоставить эффективную комплексную государственную программу духовно-нравственного или социально-нравственного развития, к реализации, которой, активно привлекать молодежь. Молодые люди должны быть глубоко мотивированы на противостояние идеологиям экстремизма, терроризма, разнообразных радикальных течений, как антиобщественным явлениям. Базисным элементом мотивации можно полагать героико-патриотическое воспитание, которое в итоге ориентирует на обеспечение безопасности нашего государства. Современные молодые люди на наш взгляд, обязаны иметь знания об эволюции патриотизма, понимать его сущность, содержание, динамику функционирования.

Среди основополагающих принципов героико-патриотического воспитания, отмечает в своей монографии В. Лутовинов [2, с.27], исходными руководящими положениями при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных

категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности патриотического воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе героико-патриотического воспитания молодых людей призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, установкам, знаниям, навыкам и осуществляется по следующим основным направлениям воспитания:

- духовно-нравственное;

- историческое;

- правовое;

- патриотическое;

- профессионально-деятельностное;

- психологическое.

Реализация патриотических мероприятий в рамках этих направлений и составляет содержание героико-патриотического

воспитания. Мы полагаем, что героико-патриотическое воспитание может

рассматриваться в качестве интегративного фактора, придающего целенаправленность усилиям по формированию патриотического сознания граждан.

Духовно-нравственное воспитание

предполагает формирование у личности высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: формирование высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формированию нравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств гражданского достоинства,

ответственности и коллективизма. Президент РФ В.В. Путин определил патриотизм как приоритетной национальной идеей и на этой основе в новом российском обществе, идет активный поиск комплекса новых идеалов, ценностных ориентаций, которые поведут за собой молодое поколение, откроют им новые возможности самореализации.

Историческое воспитание направлено на познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и

исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и суверенитет страны. Феномен патриотизма в его историческом генезисе имеет основные направления развития. Идеологическое содержание патриотизма - главное в оценке этого феномена. На основании этого критерия можно дать краткую характеристику патриотизма:

а) государственный патриотизм, который базируется на идее «возрождения России как великой Державы». Таким образом, государство рассматривается как объект патриотизма. Государственный патриотизм предполагает наличие у граждан общего интереса, общей цели, отношения государству Российскому как к величайшей ценности «объединителя народов» и, конечно, чувства любви и ответственности за судьбу Отечества.

б) гражданский патриотизм - по идеологическому содержанию является продолжением государственного патриотизма. В основе гражданского патриотизма лежат: любовь к родной земле, своему отчему дому, народу; гордость историческим прошлым своей страны; приверженность и уважение к традициям и обычаям народа; готовность взять на себя ответственность за судьбу России, вплоть до пожертвования своей жизнью.

Следовательно, если в первом случае объектом патриотизма является государство, то во втором - личность и гражданское общество, а триада «государство - общество - личность» -неразделима.

Правовое воспитание обусловливает формирование глубокого понимания

конституционного долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли силовых структур в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности организации общества, осуществляющих борьбу с идеологией радикализма и терроризма, осознание требований выполнения гражданского и патриотического долга. Активный поиск жизненных целей

российской молодежи, форм ее социальной самореализации происходит в условиях социально-правовой и моральной

неопределенности и зачастую лишает молодых людей необходимых общественно-значимых правовых и нравственных ориентиров. Проведенные исследования в субъектах РФ показывают, что нередко молодежь еще не в состоянии адекватно оценить возможные последствия от незаконных протестных действий, считая их справедливыми, так как они якобы направлены на защиту их интересов и личной безопасности. Не исключено, что протестные действия могут стать предтечей формирования радикальных идеологий.

Героико-патриотическое воспитание

обеспечивает формирование важнейших нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику

формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Многие СМИ в настоящее время отмечают, что наряду с большинством патриотично настроенной молодежи, имеется часть, которая патриотизм видит в своей трактовке, основанной на воздействии электронных СМИ, масс-медиа, обстоятельств жизни, популяризирующих циничное отношение к нашей истории и культуре. Крайней степенью распространения этих радикальных идеологий являются факты участия россиян в составе запрещенной в России организации ИГИЛ, в составе военных формирований на стороне бандеровского режима на Украине и проч.

Профессионально-деятельностное воспитание предполагает формирование добросовестного и ответственного отношения к труду с учетом сферы будущей профессиональной деятельности, служение Отечеству, стремление к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью

выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое воспитание обеспечивает формирование у молодых людей высокой психологической устойчивости, иммунитета, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать, если потребуют обстоятельства, тяготы и лишения военной и других видов государственной службы. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в молодежных коллективах, воинских

подразделениях, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование

психологических качеств с учетом особенностей различных социальных категорий молодежи, каждой личности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов [3, с.31].

Воспитание на трудовых и воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений российского общества в виде образа жизни, системы правил и норм поведения, духовных ценностей. Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно -нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами героико-патриотического воспитания.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - не экономический и социальный кризисы, а духовная пустота, [3, с.15] отсутствие патриотизма, чувство

бессмысленности, бесперспективности,

получившие широкое распространение в российском обществе. Националистический и религиозный экстремизм, как и сектантство, наркомания, алкоголизм - суррогатные заполнители внутреннего мира человека, который не терпит пустоты. В зияющую нишу пустоты приходят чуждые идеологические ориентиры и ценности. Радикальные идеологии вьют свои гнезда там, где существует безработица, отсутствуют социальные лифты, неустроенность. А ведь наличие духовных, идеологических потребностей человека - неотъемлемая часть его сущности и существования. Молодые люди не стали исключением. Именно поэтому

приоритетной становится задача значительного усиления роли героико-патриотического воспитания молодежи.

Мы считаем, что знание героико-патриотической направленности не должно оставаться чем-то внешним по отношению к молодым людям, интересным, красивым излишеством. Необходимо пробудить интерес молодых людей к патриотической проблематике; молодое поколение должно убедиться в полезности и безусловной ценности патриотизма, научиться подходить к своим будущим профессиональным проблемам с гражданских, государственно-патриотических позиций.

Особую роль в воспитании народа-патриота имеет пропаганда многовековой истории нашего Отечества, боевого пути и героических традиций наших Вооруженных Сил. Необходимо сделать все для того, чтобы россияне знали историю своего народа такой, какой она была на самом деле, без украшательств и сочинительства, учились на ней и извлекали из нее уроки. В воспитании должна соблюдаться

преемственность традиций как старой Российской армии, так и советских Вооруженных Сил. Надо сделать все для того, чтобы российский народ, молодежь хорошо понимали неразрывность истории нашей Родины, нераздельность сражения при Бородино и Сталинградской битвы, имен артиллериста капитана Тушина и летчика-истребителя Покрышкина, матроса Кошки и рядового Матросова, генералиссимусов Суворова и Сталина. Настоящее не может быть оторвано от прошлого, иначе теряется духовная связь.

История - это проявление души народа, его золотой запас. А.С. Пушкин справедливо утверждал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Владеть исторической памятью - значит усвоить концентрированный позитивный опыт борьбы предшествующих поколений за счастливую жизнь для всех и сделать его орудием дальнейшего совершенствования жизни, развития человеческого в человеке. Известный писатель В. Белов справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека».

Таким образом, строя день сегодняшний, подготавливая день завтрашний, наше общество идет по нелегкому пути. Чтобы обрести новые

силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое. Историческая память содействует накоплению, аккумуляции положительного народного опыта. Однако изучать историю - это вовсе не значит запоминать прошедшее и пересказывать содержание исторического материала. Важно извлекать уроки из многовекового опыта нашей страны, но у нас пока подтверждается, к сожалению, мысль греческого историка античной эпохи Геродота: «Главный урок истории состоит в том, что люди не извлекают уроков из истории».

При формировании героико-патриотического воспитания в начале XXI в. следует учитывать, что современное пространство коммуникаций соткано из образов и имиджей [8, с.7]. Именно образы и имиджи становятся все более значимыми факторами процессов

конструирования патриотизма, являющегося ценностным основанием героико-

патриотического воспитания.

В условиях глобализации образ Родины как ее знаковая модель становится объектом активного конструирования с применением

информационно-коммуникационных технологий. Важной задачей в этих условиях является создание узнаваемого в мире «национального лица» нашей Родины. Важно найти такие символы, которые отражали бы идею единства нации, вызывали национальную гордость и создавали позитивный образ страны в мире. Важным ресурсом формирования героико-патриотического воспитания молодежи является историческая память, героическое прошлое родины, но не менее важным является позитивный образ настоящего и будущего.

Следовательно, с точки зрения достижения главной цели и вытекающих из нее целевых задач героико-патриотическое воспитание должно эффективно использовать весь накопленный воспитательный арсенал. Современное героико-патриотическое воспитание должно

характеризоваться и оцениваться мерой готовности, стремлением молодых людей к выполнению своего гражданского долга во всем разнообразии форм его проявления; умением и стремлением молодежи сочетать личные и общественные интересы; реальным вкладом, вносимым ею в решение важнейших проблем безопасности общества и его граждан.

1. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социолог. диагностики) / М.К. Горшков. -М.: Новый хронограф, 2011.

2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы / В.И. Лутовинов. - М.: АПК и ПРО, 2001.

3. Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодежи / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. - № 3.

4. Рыжкин Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: методическое пособие / Ю.Е. Рыжкин. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

5. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательская работа. - М.: Росвоенцентр, 2006.

6. Патриотическое воспитание: нормативные правовые документы. - 2-е изд.; перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Россия на новом переломе: страхи и тревоги; под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. -М.: Альфа-М, 2013.

8. Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности / И.С. Семененко // Полис. - 2008. - № 5. - С. 7.

Сведения об авторе:

Осокин Глеб Егорович (г. Москва, Россия), аспирант кафедры философии МГТУ им. Н.Э. Баумана, e-mail: 6598159@mail.ru

Data about the author:

G. Osokin (Moscow, Russia), graduate student of department of philosophy of MSTU of N.E. Bauman, e-mail: 6598159@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.