УДК 378
РОЛЬ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
В ФОРМИРОВАНИИ НЕПРИЯТИЯ РАДИКАЛЬНЫХ ИДЕОЛОГИЙ
А.В. Ореховский
Аннотация. Актуальность работы состоит в необходимости анализа расхождений во взглядах на исторические ценности, которые наблюдаются в различных этнических, конфессиональных и политических общественных группах в современном российском обществе. В качестве примера в статье рассматривается позиция Лутовинова В.И., исследующего исходные руководящие положения в процессе осуществления практической деятельности по героико-патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: молодежь, патриотизм, радикализм, воспитание, исторические ценности.
THE ROLE OF HEROIC-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH
IN THE FORMATION OF REJECTION OF RADICAL IDEOLOGIES
A. Orekhovskiy
Abstract. The relevance of the work consists in analyzing the author's differences in views on historical values that are observed in various ethnic, confessional and political social groups in contemporary Russian society. As an example, the article considers the position of V. Lutovinov, who examines the initial guidelines in the process of carrying out practical activities on heroic and patriotic upbringing.
Keywords: youth, patriotism, radicalism, upbringing, historical values.
Сфера духовного развития общества невероятно многогранна, и героико-патриотическое воспитание молодежи является одной из важнейших ее сторон. Сегодня эта проблема приобрела огромное значение. Государство не сможет оставаться мощным и единым, если не будет проводиться целенаправленная работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на примерах героизма дедов и прадедов. Именно ему в наши дни должна отводиться ключевая роль в строительстве будущего страны.
Актуальность такой работы объясняется расхождениями во взглядах на исторические ценности, которые наблюдаются в различных этнических, конфессиональных и политических общественных группах. Стремясь по-современному переосмыслить достижения нашего государства или пересмотреть ценность победы и подвига нашего народа, совершенного им в годы Великой Отечественной Войны, мы сами:
- разжигаем конфликт поколений;
- провоцируем мировоззренческую дезориентацию молодежи;
- ведем подрастающее поколение к массовой духовной деградации;
- лишаем молодых людей мотивации укреплять национальную безопасность.
На этих социальных противоречиях и напряженности радикальные идеологии и паразитируют. Их распространение в
молодежной среде усугубляется кризисом и сильным социальным расслоением в обществе, а также конфликтностью и дифференциацией общественных отношений.
Радикализм антиобщественен, вот почему ему должна быть противопоставлена эффективная комплексная государственная программа с активным привлечением молодежи. Нужно сформировать в подрастающем поколении глубокую мотивацию на борьбу с любыми антисоциальными явлениями. Фундаментом в этой работе может стать героико-патриотическое воспитание, так как оно ориентирует молодежь на обеспечение безопасности России. Поэтому в первую очередь молодым людям необходимо дать знания о сущности, содержании, динамике
функционирования и эволюции патриотизма.
Так Лутовинов В.И., исследуя в своей монографии исходные руководящие положения в процессе осуществления практической деятельности по героико-патриотическому воспитанию, выделяет в этом направлении следующие основополагающие принципы:
- демократизм и гуманизм;
- приоритетное отношение к историческому и культурному наследию нашей Родины, к ее традициям и духовным ценностям;
- непрерывность и системность процесса, внимание к особенностям различных категорий молодежи и преемственности;
- применение индивидуального подхода к каждой личности в целях расширения ее возможностей, развития способностей и формирования нужных качеств;
- использование разнообразных воспитательных средств, форм и методик для повышения эффективности работы;
- тесное сотрудничество и взаимосвязь с другими направлениями воспитания подрастающего поколения [2; с.27].
Автор отмечает, что реализуя эти принципы в ходе героико-патриотического воспитания молодежи, общество сумеет гарантированно сформировать в ней новое, по-настоящему заинтересованное отношение как к государственной, так и к военной службе, готовность достойно выполнять обязанности по защите Отечества. Они помогают заложить правильные установки, знания и навыки. Воспитательная работа с молодыми людьми должна осуществляться по нескольким векторам:
- духовно-нравственный;
- историко-патриотический;
- правовой;
- психологический;
- профессиональный - позволяющий вовремя совершить выбор будущей профессии.
Благодаря своей комплексности героико-патриотическое воспитание можно
рассматривать как мощный интегративный фактор, придающий целенаправленность всем усилиям, ориентированным на формирование патриотичности в сознании граждан. С помощью духовно-нравственного воспитания в личности закрепляется понимание высших идеалов и ценностей, направленность на социально значимые процессы и явления реальной жизни. Оно вырабатывает привычку руководствоваться этими определяющими принципами на практике, например, в выборе гражданской позиции или манеры поведения.
Духовно-нравственное воспитание должно включать в себя механизм формирования высококультурной образованной молодежи, четко осознающей, что готовность достойно служить Родине является почетным долгом каждого. Оно формирует нравственные и профессионально-этические нормативы
поведения, гражданское достоинство и ответственность, чувство коллективизма. В современном российском обществе, перенесшем в последние десятилетия самую глобальную трансформацию, необходимо вести неустанный поиск набора новых ценностных комплексов и идеалов, способных увлечь молодое поколение за собой, распахнув перед ним новые горизонты
для самореализации. Именно поэтому президентом РФ В.В. Путиным патриотизму было придано значение приоритетного национального проекта.
Историческое воспитание основано на познании народных корней и осознании уникальности нашей Родины. Молодежь должна ощущать неразрывную связь с ее судьбой и гордиться сопричастностью к достижениям современников и предков, а также чувствовать историческую ответственность за происходящее в государстве и обществе. Этот воспитательный вектор открывает перед подрастающим поколением величие многовековой истории России, показывает ему, какую важную роль наше Отечество играет в мире. Он знакомит молодых людей с военной организацией страны, с тем, как развивалось и укреплялось наше общество; рассказывает об особенностях менталитета народов, составляющих
многонациональную российскую семью, об их нравах и обычаях, верованиях и традициях; дает понимание героического прошлого России, когда многие поколения боролись за суверенитет страны и свою независимость.
В историческом генезисе феномена патриотизма имеется ряд базовых направлений. Главный критерий в оценке патриотизма - его идеологическое содержание. Он может являться основой для краткой характеристики этого феномена:
A. Патриотизм государственный рассматривает объектом своего внимания всю страну в целом. Его первоочередная идея -возрождение России в качестве великой Державы, выработка любви к Отечеству и ответственности за судьбу Родины. Он строится на создании в гражданах общих интересов и целей и формировании в них особого отношения к государству, основанного на понимании его ценности в деле объединения народов.
B. Патриотизм гражданский является идеологическим продолжением государственного. Объект его внимания -гражданское общество и отдельная личность. В его фундамент заложены чувства любви к народу, родной земле, отчему дому, приверженности и уважения к традициям и обычаям. Он вырабатывает гордость за историческое прошлое страны и готовность в любой момент пожертвовать своей жизнью во имя Родины.
Правовое воспитание формирует глубокое понимание конституционного долга, правовых и политических процессов в обществе, государстве и мире, базисных аспектов в военной доктрине страны и концепции его
безопасности. Оно объясняет, какое значение отводится в политической, общественной и государственной системе силовым структурам, в том числе и осуществляющим борьбу с радикальными идеологиями и терроризмом. Правовое воспитание состоит из ознакомления с законодательством страны. Прежде всего, гражданин должен знать свои права и обязанности и осознавать требования по выполнению патриотического и гражданского долга.
Сегодня активному поиску жизненных целей молодых россиян и форм для успешной социальной самореализации мешают такие факторы, как социально-правовая и моральная неопределенность. Они сбивают на их пути все необходимые общественно-значимые правовые и нравственные ориентиры. В различных субъектах РФ были проведены исследования, показавшие, что зачастую молодежь просто не в состоянии дать адекватную оценку возможным последствиям незаконных акций протеста. Большинство считают их справедливыми априори, видя в них направленность на защиту безопасности и интересов народа. Участие в протестных действиях может стать причиной формирования радикального настроя.
На героико-патриотическое воспитание возложена важнейшая нравственная и культурно-историческая миссия. Оно раскрывает ценности, отражающие специфику развития общества и нашего государства, знакомит с национальным самосознанием, образом жизни, миропониманием и судьбой русского народа. Это направление воспитания связано с беззаветной любовью и преданностью Отечеству, гордостью за единство с великим народом, с его свершениями, испытаниями и проблемами. Оно строится на почитании национальных символов и святынь, а также на готовности к самоотверженному служению стране и обществу.
В СМИ отмечается, что в большинстве своем современная молодежь России настроена патриотично, однако существуют группы молодых людей, воспринимающих это явление сквозь призму собственного видения. Некоторые представители студенческой среды, такие как Варвара Караулова, поддерживают различные радикальные идеи. Зафиксированы случаи участия наших сограждан в боевых действиях на стороне ИГИЛ - террористической организации, которая запрещена в РФ. Все это стало результатом воздействия массмедиа и электронных средств информации,
популяризирующих циничное отношение к российской культуре и истории.
Воспитание профессионального отношения к своей деятельности формирует
добросовестность и ответственность в труде, связывая его со служением Отечеству. Оно учит молодежь стремиться к активности в проявлении своих профессионально-трудовых характеристик для успешного выполнения поставленных задач и служебных обязанностей; вырабатывает в индивидууме способность эффективно справляться со своими заданиями и умение прогнозировать будущее, претворяя в жизнь планы профессионального роста. Эта форма воспитания занимается постановкой мотивов, целей и ценностных ориентиров, помогающих самореализации личности и осуществлению ее профессиональных притязаний, нацеливая молодого человека на достижение высоких результатов.
Психологическое воспитание отвечает за создание нового поколения, обладающего высоким уровнем психологической
устойчивости и готовностью в любых условиях выполнить самые сложные и ответственные задачи. Оно формирует способность к преодолению всех тягот и лишений военной службы и других форм служения государству, если того потребуют обстоятельства. Психологическое воспитание занимается изучением и прогнозированием социально-психологических моментов, возникающих в воинских подразделениях и молодежных коллективах. Оно играет роль профилактики негатива и проявлений девиантности в поведении и обучает снятию психологической напряженности и преодолению стрессов. Такое воспитание формирует психологические качества, учитывая особенности одной личности или целых социальных категорий молодых людей, помогая строить индивидуальную работу в процессе профотбора и на базе его итогов [3; с.31].
Воспитывая молодежь на устойчивых, исторически сложившихся, передаваемых из поколения в поколение воинских и трудовых традициях, мы вытраиваем для нее систему правил, поведенческих норм и духовных ценностей, где все элементы органически взаимосвязаны друг с другом. Все они на практике объединены общими целями, задачами, принципами, мировоззрением и духовно-нравственными основами, представляющими собой специфическую форму отношений нашего общества и его образа жизни.
Опасность нынешнего состояния нации заключается не в экономическом и социальном кризисе, а в духовной опустошенности, бесперспективности будущего, отсутствии
патриотичности, чувстве бессмысленности. В российском обществе сегодня эти явлении широко распространены [3; с.15]. Внутренний мир опустошенного человека заполняется националистическим и религиозным
экстремизмом, сектантством, наркоманией, алкоголизмом и прочими суррогатными заменителями духовности. Он начинает жить чуждыми идеологическими ориентирами и ценностями.
Радикализм процветает там, где есть безработица и социальная неустроенность. Неотъемлемой частью человеческой сущности является реализация духовных и идеологических потребностей, и молодежь - не исключение. Поэтому задача серьезного усиления героико-патриотического воспитания подрастающего поколения стала в наши дни приоритетной. Чтобы решить ее, можно пользоваться разными подходами.
Культурно-просветительский (или
информационный) вектор. Нельзя допустить, чтобы информация героико-патриотической направленности оставалась на уровне внешнего проявления - красивым, интересным, престижным, но бесполезным излишеством. Нужно пробудить в молодежи истинный интерес к проблематике патриотизма. Ее необходимо убедить в безусловной ценности и пользе этого явления и научить подходить к профессиональным обязанностям с гражданской и государственно-патриотической позиции.
Если мы хотим воспитать нацию-патриота, особое внимание нужно уделить пропаганде многовековой истории Отечества; больше говорить о боевом пути и героических традициях Вооруженных Сил. Россияне должны знать свою историю без искажений, только так они смогут извлечь из нее правильные уроки. Воспитание необходимо строить на преемственности традиций - от армии Российской Империи и Вооруженных Сил СССР к современности. Понимание молодежью неразрывности истории Родины и неотделимости Бородинского сражения от Сталинградской битвы усиливает
патриотичность. Имена летчика Покрышкина и капитана Тушина, рядового Матросова и матроса Кошки, генералиссимуса Сталина и полководца Суворова должны стоять в одном ряду. Духовная связь утрачивается, когда прошлое отрывается от настоящего.
Справедливо утверждение А. С. Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». А беллетрист В. Белов писал: «Вне памяти, вне
традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». Владение исторической памятью означает усвоение концентрированного позитивного опыта борьбы наших предшественников за счастливое существование и возможность совершенствовать жизнь, развивая в себе все самое человеческое. Строительство
сегодняшнего дня и подготовка грядущего -задача нелегкая. Чтобы успешно ее преодолевать, следует подробно разглядеть свое прошлое.
Благодаря исторической памяти происходит накопление положительного опыта нации. Но изучение истории не оканчивается на запоминании дат и пересказе содержания учебников и первоисточников. Важны выводы, извлеченные из них. В нашей же стране, как ни прискорбно, мысль: древнегреческого историка Геродота: «Главный урок истории состоит в том, что люди не извлекают уроков из истории», пока продолжает находить подтверждение.
Осуществляя в ХХ1-м веке героико-патриотическое воспитание, нужно учесть особенности коммуникативного пространства. Оно сегодня создается образами и имиджами, которые становятся значимыми факторами в процессах формирования патриотизма [8; с.7]. Образ Родины, являясь ее знаковой моделью в условиях глобализации, превращается в объект активного конструирования, который применяется совместно с информационно-коммуникационными технологиями. Задача номер один для России - создать узнаваемое национальное лицо. Поэтому велика важность подбора символов, отражающих идею единства российского народа, вызывающих
национальную гордость и формирующих позитивный образ нашей Родины в мире. Положительность имиджа в настоящем и будущем - столь же эффективный ресурс в героико-патриотическом воспитании молодежи, как и историческая память или героическое прошлое.
Для достижения поставленной цели и сопряженных с нею определенных задач в героико-патриотическом становлении молодежи должен эффективно использоваться весь воспитательный арсенал, накопленный на текущий момент. Успех будет измеряться готовностью молодых людей выполнять свой гражданский долг в любых его проявлениях, а также их стремлением и умением находить баланс между личными и общественными интересами.
Литература:
1. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социолог. диагностики) / М.К. Горшков. -М.: Новый хронограф, 2011.
2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно -методические основы / В.И. Лутовинов. - М.: АПК и ПРО, 2001.
3. Ореховская Н.А. Патриотические ценности в массовом сознании современной российской молодежи / Н.А. Ореховская // Этносоциум и межнациональная культура. - 2013. - № 3(57). - С. 132-136.
4. Рыжкин Ю.Е. Военно-патриотическое воспитание: методическое пособие / Ю.Е. Рыжкин. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
5. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию (научно-исследовательская работа). - М.: Росвоенцентр, 2006.
6. Патриотическое воспитание: нормативные правовые документы. - 2-е изд.; перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Россия на новом переломе: страхи и тревоги; под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. -М.: Альфа-М, 2013.
8. Семененко И.С. Образы и имиджи в дискурсе национальной идентичности / И.С. Семененко // Полис. - 2008. - № 5. - С. 7.
Сведения об авторе:
Ореховский Анатолий Васильевич (г. Москва, Россия), кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры политологии, заместитель декана факультета «Социальные и гуманитарные науки» МГТУ им. Н.Э. Баумана
Data about the author:
A. Orekhovskiy (Moscow, Russia), Ph.D., Associate Professor, Department of Political Science, Deputy Dean of "Social and Humanities" BMSTU