Научная статья на тему 'Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества'

Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
977
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРОИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / HEROISM / PATRIOTISM / HEROIC AND PATRIOTIC UPBRINGING OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Торосян Джульета Рантиковна

Сегодня Россия переживает ценностный кризис. Героико-патриотическое мировосприятие облегчает поиск ориентиров в нестабильном мире, перенасыщенном информацией. Воспитание патриотизма должно осуществляться в семье, школе, высших учебных и других образовательных учреждениях, трудовых коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Heroism and patriotism as social factors of society stabilization

Today Russia is suffered from value crisis. Heroic and patriotic world-view facilitates the search of key points in the unstable world, replete with information. Education of patriotism must be realized in the family, at school, at the university and other educational organizations and work collectives.

Текст научной работы на тему «Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 1

Д.Р. Торосян, аспир. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*

ГЕРОИЗМ И ПАТРИОТИЗМ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Сегодня Россия переживает ценностный кризис. Героико-патриоти-ческое мировосприятие облегчает поиск ориентиров в нестабильном мире, перенасыщенном информацией. Воспитание патриотизма должно осуществляться в семье, школе, высших учебных и других образовательных учреждениях, трудовых коллективах.

Ключевые слова: героизм, патриотизм, героико-патриотическое воспитание молодежи.

Today Russia is suffered from value crisis. Heroic and patriotic world-view facilitates the search of key points in the unstable world, replete with information. Education of patriotism must be realized in the family, at school, at the university and other educational organizations and work collectives.

Key words: heroism, patriotism, heroic and patriotic upbringing of youth.

Идеи героизма и патриотизма являются важнейшими составляющими культуры социума. При этом культура как совокупность систем ценностей, стереотипов мышления и поведения, свойственных данному обществу, становится ключевым элементом как его устойчивости, так и его приспособляемости к внешним воздействиям без разрушения существенных черт1.

Все новые поколения нуждаются в героях — моральных и культурных авторитетах2. Мифологические и исторические сведения о героях, хранящиеся в памяти общества, поднимают самооценку социума. Вместе с тем в своем восприятии героизма современный человек сталкивается с некими внутренними препятствиями — с иронией, цинизмом, неверием в чужое благородство и пр., — задающими определенную тональность восприятия данного феноме-на3. Нарастающая неоднозначность восприятия "героев" современным обществом отражается в утрате или по крайней мере изменении смысла ряда концептуальных метафор, таких как "народный герой", "герой труда", "герой без страха и упрека" и пр.

А.С. Панарин обращал внимание на значимую роль героического мифа (мифа жертвенности) для России4. Сущность русского

* Торосян Джульета Рантиковна — juleta02@jandex.ru

1 Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003. С. 98.

2 Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства. М., 2005. С. 179—183.

3 Суравнева И.М., Федоров В.В. Феномен героизма. М., 2008. С. 5—7.

4 Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2004. С. 45—53.

национального мира всегда опиралась на мифологию сакрального вождя (герой-лидер) и одновременно сакральную коллективность (православная соборность, община).

Человек, если говорить о его антропологической сути, всегда стремится к целостности, тяготеет к семье, определению своей этнической и профессиональной идентичности. Однако социальная действительность нарушает эту целостность и навязывает ему множество ролей, типов и стилей поведения. Общество (и прежде всего его элиты) целенаправленно обращается к героизму и патриотизму в моменты, когда возникает угроза его безопасности. В последние десятилетия в мировом масштабе наметились тенденции, связанные с повышенным интересом народов к своей традиционной культуре, со стремлением сохранить свою самобытность, подчеркнуть собственную уникальность с всплеском у многих миллионов людей сознания этнической идентичности. Все это не могло не сказаться на новом подъеме героико-патриотических настроений и не только в небольших странах, где общество испытывает вполне обоснованные опасения за сохранение своего культурно-исторического места в стремительно глобализирующемся мире.

Человеку необходимо ощущать себя частью "Мы", и этнос не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Этносы, согласно Бромлею, характеризуются такими свойствами, как язык, культура, самосознание, самоназвание (этноним), которые складываются в общих территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых условиях5. Этносы — это межпоколенные группы, они устойчивы во времени и по месту проживания, для них характерна стабильность состава, а каждый человек этноса обладает пожизненным этническим статусом. Конечно, кроме этнических, есть и другие устойчивые группы (большая семья, род и т.д.), которые не менее успешно, чем этнос, выполняют ценностно-ориента-ционную и защитную функцию.

В так называемых постконфигуративных культурах6 господствует однородная, упорядоченная информация; в них отсутствует необходимость самоопределения личности, так как существует высокая степень стереотипизации, предрешенности большинства способов поведения, связанная с постоянством, неизменностью условий жизни на протяжении многих поколений. Современные же этнические общности (за некоторыми исключениями) не склонны задавать человеку такую жесткую направленность поведения, как "поведение предков — модель для воспроизведения"7. Обычно

5 Татунц С.А. Этносоциология. М., 1999. С. 20.

6 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 132—137.

7 Там же. С. 139.

они не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются. Например, интернационализируются жилище, пища, одежда, искусство. В таких конфигуративных культурах преобладающей моделью поведения людей оказывается поведение их современников, отзывчивое на изменения в окружающем мире. Для этого типа культуры свойственны интенсивные миграционные процессы, развитые средства массовой информации, затрудняющие передачу опыта подрастающим поколениям. По М. Мид, возможен еще один тип культурной нормы — префигуративные культуры, где ни предки, ни современники, а сам человек определяет ответы на сущностные вопросы бытия. Носителями новых образцов поведения становятся представители новых поколений, где взрослые учатся у детей, а молодежь наделяется новыми правами8.

Однако обществу для того, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, жизненно необходимо сохранять связь между поколениями. Поэтому сегодня в мире доминируют постконфигу-ративные и конфигуративные культуры. Как уже упоминалось выше, в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — возрастающий интерес и возврат к своим корням. Эта тенденция является следствием восприятия нашего времени как периода упадка, разложения, кризиса цивилизации. Терроризм, конфликты, локальные войны, опасность экологической катастрофы сопровождаются чувствами страха, неуверенности, ощущением бессмысленности существования. Мы часто ощущаем нестабильность окружающего мира, в нас все меньше оптимизма и желания смотреть вперед. Возникает, так называемый, "шок будущего"9. И несмотря на высокий уровень экономического развития, современные развитые общества не сформировали идеологии, способные удовлетворить человеческую потребность в осмысленном существовании и ощущении общности. В результате усиливается потребность искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков, в истории, в традициях.

Героико-патриотическое мировосприятие облегчает поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией, нестабильном мире, вызывающем чувство беспокойства и тревоги. Главная черта новой действительности, ее содержательная сторона состоит в том, что современный человек создал слишком сложный для отдельной личности, для ее интеллектуальных возможностей мир. В результате человек утратил способность осознавать базовые закономерности этого мира и их изменения10.

8 Там же. С. 139.

9 См.: Тоффлер О. Шок будущего. М., 2001.

10 Делягин М.Г. Указ. соч. С. 13.

В списке рисков и угроз национальной безопасности России, составленном Советом по национальной стратегии РФ, "морально-психологический кризис нации" россиян поставлен на последнее место. Однако, по мнению Левады, доля экономических факторов в кризисе нации составляет лишь около 30%. А остальные 70% — духовное неблагополучие, дефицит позитивных эмоций11.

Сколько бы мы ни обсуждали планы возрождения России, оперируя только экономическими показателями и цифрами о росте ВВП, уровнях и темпах развития промышленности и агропромышленного комплекса, об инновациях, инвестициях и нанотех-нологиях, все это может остаться нереализованным, если не будет духовно-нравственного возрождения России, ее народа и каждого человека в отдельности. В последнее десятилетие наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству разводов. Доля детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в 2004 г., по данным мониторинга Детского фонда ООН, составляла около 30%12. Россия обогнала большинство стран мира по числу абортов. Наша страна занимает первое место в мире по численности брошенных детей. Каждый 38-й ребенок живет в государственных учреждениях, в патронатных семьях или у опекунов. Смертность от убийств в России — самая высокая в Европе (26 случаев на 100 тысяч человек). Россия занимает к тому же первое место по числу суицидов среди подростков 15—19 лет. Причина этих явлений — ценностный кризис. Его следствия — низкий уровень культуры и нравственности у значительной части подрастающего поколения, употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотиков и табака, распространение подростковой преступности и насилия в среде несовершеннолетних.

Существуют вечные ценности, составляющие духовный стержень, ценности, которые отделяют добро от зла, любовь от предательства, честь от подлости, и именно они в критические моменты жизни страны и народа помогают выстоять, сохранить себя. Одной из таких исторических ценностей российского народа всегда был патриотизм. Забвение этой ценности и выведение ее за рамки государственной политики приводит к тяжелейшим последствиям и заставляет сегодня вновь вспомнить о ней. Патриотизм — это одна из значимых, непреходящих духовно-нравственных ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства. Патриотизм является духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной, деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой

11 Левада Ю.А. Человек приспособленный // Экономические и социальные перемены в России: Мониторинг общественного мнения. 1999. № 3. С. 116—123.

12 Мониторинг Детского фонда ООН //www.unrussia.ru/institutions/unicef.html

своего рода фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, является одним из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которые особенно мощно и неудержимо проявляются в переломные эпохи, во время значимых исторических событий и особенно в годы тяжких испытаний. Патриотизм, с нашей точки зрения, не появляется сам по себе с рождением человека. Он зарождается уже в раннем детском возрасте и формируется как чувство, связанное с мировоззрением ближнего окружения, с родным краем, связанное со всем тем, что мы называем малой Родиной. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и все более осознается, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности. Каждый человек проходит в своем духовном развитии, в процессе поиска своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов. Вначале только "я", потом — "я и Россия", затем — "Россия и я" и, наконец, растворяется в своем Отечестве. Так должно происходить в теории, в идеале, однако в реальности все не так просто. Чтобы стать патриотом своей Родины, недостаточно осознать факт своего рождения именно в этой стране. Патриотизм как одна из важнейших духовно-нравственных черт гражданина, должен воспитываться всем окружающим укладом жизни от рождения и до того момента, когда жизненное кредо гражданина становится устойчивым и неизменным. Если этого не происходит, общество "наполняется" людьми, в основной своей массе безразличными к судьбе своей Родины и своего народа.

Основы патриотического воспитания закладываются в семье. Воспитание патриотизма осуществляется также в школе, в высших учебных и других образовательных учреждениях, в трудовых коллективах, да и весь уклад общественной жизни человека способствует воспитанию патриотизма. Особое место в данном ряду занимает служба в армии и в других силовых структурах. Высокий моральный дух армии, готовность к самопожертвованию во имя Отчизны, выражающиеся в кратком, но огромном по содержанию слове "героизм", издревле являлись особенностью патриотизма как общего национального явления. В условиях службы в армии патриотизм вырабатывается в процессе воспитательной работы, всем укладом военной службы на основе глубокого изучения героической истории и традиций российского государства и его народа, боевых традиций армии, воспитания у личного состава таких черт, как вера, верность долгу и присяге, честь, национальное и собственное достоинство, воля, храбрость и т.д.

11 ВМУ, социология и политология, № 1

161

В настоящее время во внутренней политике России все большее внимание уделяется молодежи. Создан Государственный комитет по делам молодежи, разработана и действует государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации. В стране появились многочисленные, патриотические молодежные организации ("Наши", "Идущие вместе", "Молодая гвардия", "Россия молодая", "Евразийский союз молодежи"), идеология и деятельность которых очень разнообразны и неоднозначны. Например, в основе деятельности "Евразийского союза молодежи" лежат идеи антиатлантизма, восстановления господства России над евразийским пространством, которые носят ярко выраженный антизападный характер. "Евразийский союз молодежи" не признает либерализма и фактически призывает к возрождению "империи".

Общественность России серьезно задумалась над разработкой молодежной доктрины, в которой могли бы быть четко обозначены приоритеты воспитания молодежи, в том числе патриотизма, консолидации всех прогрессивных сил страны. Однако с течением времени ситуация не становится проще. Необходима совместная целенаправленная, кропотливая работа государственных органов, политических партий, общественных организаций, всех прогрессивных патриотических сил страны.

Одним из направлений такой работы является создание программ по героико-патриотическому воспитанию молодежи, таких как "Долг", "Честь имею"13, "Солдаты России", "Молодое поколение России" и т.д.

В 1993 г. была создана международная общественная организация — Всемирный русский народный собор (ВРНС). Это крупнейший общественный форум, играющий важную роль в формировании гражданского общества России. В его заседаниях принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, а также русских общин из зарубежья. В 2005 г. ВРНС был предоставлен специальный консультативный статус при ООН.

В феврале 2008 г. состоялся XII Всемирный русский народный собор (ВРНС), главная тема которого звучит так: "Будущие поколения — национальное достояние России". Важной особенностью форума было заинтересованное обсуждение проблем нравственного и духовного воспитания юных россиян, в ходе которого прозвучали реальные предложения в адрес органов власти. Участники Собора обратились к Президенту, Правительству и Федеральному Собранию РФ с предложением принять ряд законодательных актов, обе-

13 Дубова О.Н. Программа "Честь имею" // http://olga.dubova.nm.ru/films.html

спечивающих защиту молодежи от последствий нравственного кризиса. В частности, о необходимости принятия следующих федеральных законов: "О защите общественной нравственности", "О видеоиграх и компьютерных играх", "О детской игрушке", "Об организации и контроле свободного времени и досуга несовершеннолетних", "О поддержке нравственных ценностей в отношениях полов", "О защите несовершеннолетних от информационной продукции, причиняющей вред их нравственности, здоровью и развитию".

В завершение форума его участники сформулировали основную идею в соборном слове "Поколение наследников", которая заключается в том, что молодые граждане России должны иметь возможность активно участвовать в жизни общества, чувствовать себя хозяевами своего дела, своей страны, города, улицы, села.

Нравственно-духовное воспитание граждан и в первую очередь молодежи должно стать в России приоритетным направлением деятельности государства, органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций, общеобразовательных учреждений, средств массовой информации, традиционных религиозных конфессий России. Только объединив усилия всех здоровых сил общества, можно противостоять греху и порокам, которые целенаправленно насаждаются сегодня нашему обществу извне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003.

Дубова О.Н. "Честь имею" //http://olga.dubova.nm.ru/films.html

Левада Ю.А. Человек приспособленный // Экономические и социальные перемены в России: Мониторинг общественного мнения. 1999. № 3.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

Мониторинг Детского фонда ООН //www.unrussia.ru/institutions/unicef. html

Панарин А.С. Православная цивилизация. М., 2004.

Суравнева И.М., Федоров В.В. Феномен героизма. М., 2008.

Татунц С.А. Этносоциология. М., 1999.

Тоффлер О. Шок будущего. М., 2001.

Федоров В.В., Туманов А.И. Патриотическое мировоззрение россиян: мифы и реальность // Вестн. ТГТУ. 2005. Вып. 7.

Шинкаренко В.Д. Смысловая структура социокультурного пространства. М., 2005.

Щербина Н.Г. Политика и миф // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Политические науки. 1998. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.