ния данного вуза, начиная с 8 семестра (ГОС-2, или с 7 семестра для ФГОС-3), переходят на обучение в вечернее время с одновременным оформлением в штат предприятий на полный рабочий день [4].
Таким образом, производственная практика студентов — важнейшее звено подготовки высококвалифицированных инженерных кадров. При этом интегрированная система обучения доказала высокий уровень производственно-ориентированной профессиональной подготовки выпускников, что подтверждается их 100% востребованностью на рынке труда, т.е. все выпускники успешно трудоустроены после окончания вуза и, как правило, по профилю полученного образования.
Литература
1. Хохлов Н.Г. Направления и формы интеграции образования, науки и производства // Высшее образование в России. 1994. № 3.
2. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров; 2-е изд. М., 1983.
3. Нуртдинова А.Ф. Правовые аспекты социального партнерства в Российской Федерации: материа-лылы областной научно-практической конференции. Томск, 1999.
4. Сорокина-Исполатова Т.В. Производственная практика как учебный процесс при подготовке специалиста: сборник научных докладов VI международной конференции ЮНЕСКО. М., 2006.
ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
С.В. ПАВЛОВ,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: ser0---0@yandex.ru
Научный руководитель и рецензент: доктор философских наук, профессор Э.П. Литвинов
Аннотация. В данной статье рассматривается патриотизм как качество личности. Автор описывает особенности формирования у молодого поколения осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему. Ключевые слова: патриотизм, Родина, Отечество, воспитание, самосознание, история, культура, честь, достоинство.
PROBLEMS PATRIOTIC EDUCATION OF TODAY'S YOUTH
S.V. PAVLOV,
graduate student of chair of pedagogics and psychology of the Russian international academy of tourism
Annotation. This article describes patriotism as the quality of the individual. The author describes the features of the formation of the younger generation of conscious relationship to the Fatherland, its past, present and future. Keywords: Patriotism, homeland, fatherland, education, identity, history, culture, honor and dignity.
Современное российское общество остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией таких целей воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития
общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.
Начало традиции изучения патриотизма было положено в трудах античных мыслителей. В своих
размышлениях Аристотель, Платон, Цицерон обращались к вопросу о любви к своему Отечеству [1, т. 1, с. 375—645].
Позже проблемы патриотизма рассматривались в работах таких представителей мировой философии как Гегель, Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо и др. На данном этапе зарождается идея государственного патриотизма, поскольку в качестве объекта патриотических чувств мыслители рассматривают государство в целом.
В России изучение патриотизма начинается с XIX в. Разработка патриотизма осуществлялась различными течениями и направлениями русской философской мысли. В трудах H.A. Бердяева, Н.Я. Данилевского, H.A. Добролюбова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П.Я. Чаадаева и др.
В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели -общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [8, т. 2, с. 543].
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые — пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [8, т. 2, с. 543].
А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм — это, прежде всего, состояние духа, души [3, с. 48, 49]. Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а
высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [3, с. 10].
Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остается нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, в стремлении и готовности его защищать. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле, патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [9, с. 512].
Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность
за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину — землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависит настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм — чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание любви у молодого поколения к Родине и всему связанному с ней, требуют ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм [2].
Патриотизм — это еще и гражданственность, т.е. гражданская позиция человека. Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я. Капустина, зависит от патриотического воспитания граждан, составной частью которого является подготовка молодого поколения к активному участию в формировании и продвижении в жизнь политики государства, к участию в законотворчестве и осуществлению жизнедеятельности по действующим законам [5].
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа — любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота —
одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.
Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь, исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотиче-ских акциях, в сборе материала по истории родного края» [8, т. 2, с. 542, 543].
Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, привить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являться патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свое единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов в процессе обучения и социализации подрастающего поколения однако, главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.
Условия наличия патриотизма — возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический ба-
ланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа [3, с. 51].
Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что в современных условиях, которые характеризуются изменением мировоззренческих основ, нравственно-духовных установок, идет стихийный процесс поиска нового содержания, принципов патриотического воспитания, путей его осуществления.
Патриотизм должен стать объединяющей идеей для всех людей, заботящихся о единстве и процветании России, о ее защите.
Литература
1. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. М., 1984. С. 375—645; Платон. Критон. Т. 1. М., 1968; Цицерон. Диалоги: «О государстве», «О законах». М., 1994;
2. Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение. 2002. № 19.
3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: моногр. Волгоград, 2006.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955.
5. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9.
6. Монтескье III. Размышления о величии и падении римлян II Избранные произведения. М., 1955; Руссо Ж.Ж. О родине // Трактаты. М., 1969.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003.
8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 2. М., 2006.
9. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. М., 1999.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ
О.С. САЗОНОВА,
кандидат педагогических наук Научная специальность:13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: qawik@mail.ru
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор М.Г. Харитонов
Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема формирования рефлексивных умений учителей; раскрываются современные подходы к решению актуальной проблемы формирования рефлексивных умений учителей в системе педагогического образования; определяется новое видение данной проблемы и раскрываются пути ее решения через призму комплекса наук.
Ключевые слова: педагогическое образование, актуализация рефлексивных умений, рефлексивные умения учителей, формирование рефлексивных умений, профессиональная педагогическая подготовка, рефлексивная подготовка, концептуальные подходы в образовании.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING REFLECTIVE SKILLS
O.S. SAZONOVA,
candidate of pedagogical sciences
Annotation. The article examines the actual problem of developing teachers' reflective skills; describes contemporary approaches to solving problems in shaping reflection skills among teachers in the system of pedagogical education. It defines a new vision of complex problems and demonstrates the ways to solve these problems through complex science.
Keywords: pedagogical education, actualisation of reflective skills, the reflexive skills of teachers, shaping reflection skills, professional pedagogical training reflective, conceptual approaches in education.