Научная статья на тему 'Проблемы патриотическоговоспитания молодежи'

Проблемы патриотическоговоспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
766
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / РО-ДИНА / ОТЕЧЕСТВО / САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUAL'S SOCIAL ACTIVITY / PATRIOTISM / CIVICCONSCIOUSNESS / PATRIOTICEDUCATION / NATIVELAND / FATHERLAND / CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Павлов С. В.

Рассматривается патриотизм как качество личности. Автор описывает особенно-сти формирования у молодого поколения осознанного отношения к Отечеству, егопрошлому, настоящему и будущему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of the youth’s patriotic education

The patriotism as the individual’s quality is considered in this article. The author describesthe formation peculiarities of the young generation’s conscious relation to the native land,its past, present and future.

Текст научной работы на тему «Проблемы патриотическоговоспитания молодежи»

УДК 37.035.6

С.В. ПАВЛОВ

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Рассматривается патриотизм как качество личности. Автор описывает особенности формирования у молодого поколения осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, Родина, Отечество, самосознание, социальная активность личности.

The patriotism as the individual's quality is considered in this article. The author describes the formation peculiarities of the young generation's conscious relation to the native land, its past, present and future.

Key words: patriotism, civic consciousness, patriotic education, native land, fatherland, consciousness, individual's social activity.

Современное российское общество остро осознает необходимость решения проблем воспитания молодежи, особенно связанных с реализацией такой цели воспитания, как формирование гражданственности, патриотизма и нравственности.

Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

Начало традиции изучения патриотизма было положено в трудах античных мыслителей. В своих размышлениях

© Павлов С.В., 2013

Аристотель, Платон, Цицерон обращались к вопросу о любви к Отечеству [1].

Позже проблемы патриотизма рассматривались в работах таких представителей мировой философии, как Гегель, Ш. Монтескье, Жан-Жак Руссо и др. На этом этапе зародилась идея государственного патриотизма, поскольку в качестве объекта патриотических чувств мыслители рассматривают государство в целом.

В России изучение патриотизма начинается с XIX в. Разработка патриотизма осуществлялась различными течениями и направлениями русской философской мысли в трудах H.A. Бердяева, Н.Я.Данилевского, H.A. Добролюбова, B.C. Соловьева, E.H. Трубецкого, П.Я. Чаадаева и др.

В настоящее время в большей степени навязывается приоритет материальных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются "более современными", западными: христианские добродетели — общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда — развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение — вседозволенностью и удовлетворением сво-

их потребностей; любовь и самопожертвование — западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре — исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [2, т. 2, с. 543].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые ценности пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [2, т. 2, с. 543].

А. Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагают общество и человек. Патриотизм — это прежде всего состояние духа, души [3, с. 48—49]. Отсюда, по их мнению, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить; а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм — составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [3, с.10].

Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остается нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выража-

ется в любви к своему Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость Родины.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [4, с. 512].

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценно-

сти, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Благополучие общества, как известно, во многом зависит от молодого поколения, готового защитить от невзгод свою Родину — землю своих отцов и тех, кто на ней живет. От патриотизма граждан государства, развития и роста гражданского самосознания зависят настоящее и будущее страны. Вместе с тем, как справедливо отмечает Т. Белова, патриотизм — чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать патриотическую смену, обречено на беды. Воспитание у молодого поколения любви к Родине и всему, что с этим связано, требует ясного понимания того, каким содержанием сегодня наполняется патриотизм [5].

Патриотизм — это еще и гражданственность, т.е. гражданская позиция человека. Человек по достижении возраста, установленного законом, становится гражданином. А это значит, что он обретает принадлежность к политике и правовым нормам государства. Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я. Капустина, зависят от патриотического воспитания граждан, составной частью которого является подготовка молодого поколения к активному участию в формировании и продвижении в жизнь политики государства, к участию в законотворчестве и осуществлению жизнедеятельности по действующим законам [6].

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся

в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота — одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения.

Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селев-ко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «Использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [2, т. 2, с. 542-543].

Чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся, развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигах дедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такими качествами, как высокая культу-

ра, нравственность, гражданственность; быть патриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свое единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающего поколения и др. Однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и на благополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцом воспитательной системы является сам народ.

Условия существования патриотизма — возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности; наличие перспективы общества; энергетический, ду-

ховно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства. «Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [3, с. 51].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в современных условиях, которые характеризуются изменением мировоззренческих основ, нравственно-духовных установок, идет стихийный процесс поиска нового содержания, принципов патриотического воспитания, путей его осуществления и средств.

Патриотизм должен стать объединяющей идеей для всех людей, заботящихся о единстве и процветании России, о ее защите.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Политика: сочинения, Т. 4. М, 1984. С. 375-645; Платон. Критон. Т. 1. М., 1968; Цицерон. Диалоги: «О государстве», «О законах». М.: Ладомир, 1994.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

3. Вырщиков А.Н.,Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современ-

ном российском обществе: монография. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

4. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1999.

5. Белова Т. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение. 2002. № 19.

6. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России // Педагогика. 2003. № 9.

УДК 338.48-6:001.891

Н.В. ТОЛМАСОВА

НАУЧНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОПГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ТУРИСТСКИХ ПЕСТИНАЦИЙ

Рассматривается взаимодействие туристских дестинаций и научно-экспедиционного туризма. Автор описывает актуальность проблемы развития научно-экспедиционного туризма и показывает необходимость проведения экспедиционных практик для эффективного формирования профессиональных навыков студентов.

Ключевые слова: туристская дестинация, научно-экспедиционный туризм, научно-исследовательская работа, экспедиция, качество профессиональной подготовки.

In this article interaction of tourist destination with scientific and forwarding tourism is considered. The author describes relevance of a problem of development of scientific and forwarding tourism and shows need of carrying out forwarding the practician, for improvement of professional skills of students.

Key words: tourist destination, scientific and forwarding tourism, research work, expedition, quality of preparation.

В современных условиях туризм является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

Туризм во всех его проявлениях ставит своей главной целью заботу о человеке, о его развитии и здоровье. Туризм ХХ века предъявил миру огромный потенциал, определил уровни взаимоотношений между государствами и территориями, повлиял на их экономическое и социальное развитие, принятие законодательных решений, развитие системы всемирных, континентальных и местных туристских связей. В XXI в. привлекательными характеристиками туристских направлений стали их культурные и социальные характеристики.

Согласно аксиологической концепции туризма профессора И.В. Зорина, одна из важнейших функций туризма — раскрытие ценностей страны, региона, этноса.

© Толмасова Н.В., 2013

Дестинация в научно-экспедиционном туризме раскрывается с помощью научных методов, реализуемых в форме экспедиции. Научно-экспедиционный туризм можно отнести к специальным видам туризма, главной особенностью которого является непосредственное участие туристов в научной или исследовательской программе тура.

Следует отметить, что, участвуя в научных мероприятиях, поездках, походах, туристы берут на себя часть (иногда и большую) научно-экспедиционных и исследовательских расходов, чтобы увидеть научные объекты, вместе с учеными участвовать в научных поисках и исследованиях. Науке это дает востребованность, популяризацию с помощью туристов, а туристам — уникальность путешествий. При обоюдном участии сторон удешевление такого туристского продукта неизбежно.

Представленное многообразие научного туризма подтверждает слова философа Сергея Синельникова: «Туризм — это жизнь во всем ее многообразии, сконцентрированная на коротком промежут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.