Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
1
УДК-37.035.6
13.00.00 Педагогические науки
СОВРЕМЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
Т омилина Светлана Николаевна,
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры Безопасности жизнедеятельности e-mail: [email protected]
Манецкая Светлана Викторовна, доцент кафедры иностранных языков
Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Произошедшие изменения во всех сферах жизнедеятельности российского общества, новая содержательно-ценностная переориентация граждан, а также отсутствие государственной идеологии настоятельно требуют всемерного развития и применения потенциала патриотизма в интересах воспитания современной молодежи. Феномен патриотизма во все времена представлял большой интерес для ученых. Патриотизм обладает необыкновенной притягательной силой для личности, воодушевляет и сплачивает массы в самые тяжелые минуты, генерирует стремление людей к активным действиям по социально-экономическому развитию своего Отечества, обеспечению его безопасности в мирное и военное время, является гарантом сохранения государства и народа. Актуальность статьи вызвана рядом внутренних и внешних факторов, осложнением международной и военнополитической обстановки. По мнению большинства ученых ныне назрела острая необходимость теоретического переосмысления патриотизма, рассмотрения его основ, компонентов, системы реализации, поиска новых подходов в воспитательной деятельности, отказа от штампов, формализма и упрощенчества. В статье рассматриваются сущность российского государственного патриотизма, национальной идеи, его характеристики и особенности. Авторы выделяют основные направления проводимых исследований по формированию патриотизма в России, и анализируют различные трактовки определения понятия «патриотизм» в интересах выявления глубинной сущности этого феномена, понимания его силы воздействия на людей и народы. Важнейший аспект статьи - рассмотрение современных проблем российского патриотизма и определение мер по их разрешению. Акцентируется внимание на необходимость придания патриотизму статуса государственной идеологии, активизации воспитательной деятельности со всем населением и, прежде всего, с молодежью, поколения которому завтра придется принять эстафету от старшего поколения, сохранить и укре-
UDC-37.035.6 Pedagogical sciences
MODERN PATRIOTISM: ITS ESSENCE AND PROBLEMS
Tomilina Svetlana Nikolaevna
Candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of
the Department of Safety
e-mail: [email protected]
Manetskaya Svetlana Victorovna,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Foreign Languages Department State Maritime Academy named after Admiral F.F. Ushakov, Novorossiysk, Russia
Changes happened in all spheres of life in the Russian society; new substantial valuable reorientation of citizens and also the absence of state ideology strongly require comprehensive development and using potential of patriotism in order to educate modern young people. Phenomenon of patriotism has always been of great interest to scientists. Patriotism has an unusually attractive power for a personality; it inspires and joints people in difficult times, combines aspirations of people to actions towards social economic development of their Motherland, providing its safety at any time: in peace and war. The importance of the article is explained by a number of home and foreign factors, and also by complications of international, military and political situation. In the opinion of a great number of scientists now it is necessary to rethink the notion of patriotism theoretically, to consider its basis, components, to find new approaches in educational activity, to refuse standards, formalism and simplifying things. This article considers the essence of Russian state patriotism, national idea, its characteristics and peculiar features. The authors point out main directions to conduct investigations regarding development of patriotism in Russia and analyze different definitions of the term patriotism in order to understand the essence of this phenomenon and its influence on people of different nationalities. One of the key aspects of this article is to look into modern problems of Russian patriotism and to find out ways to settle these problems. A special attention is paid to the necessity to give the status of state ideology to patriotism, to promote educational activity with all population especially with young people. This new generation will take up the baton from old generation and it is its duty to save and strengthen the Motherland
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
2
пить Россию
Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ, ГОСУДАР- Keywords: EDUCATION, STATE PATRIOTSM,
СТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ, ГОСУДАРСТВЕН- STATE-PATRIOTIC EDUCATION, CADET, PA-
НО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КУР- TRIOTSM, MOTHERLAND, FORMATION
САНТ, ПАТРИОТИЗМ, ОТЕЧЕСТВО, ФОРМИРОВАНИЕ
В современных условиях проблема патриотизма является одной из самых важных в сфере духовной жизни россиян. Актуальность рассмотрения проблемы патриотизма обусловлено следующими обстоятельствами:
- отсутствием четкой и ясной государственной идеологии в России;
- существенным провалом в духовно-нравственном воспитании в конце ХХ начале Х]Х вв., приведший к девальвавации у значительной части молодежи таких ценностей как патриотизм, Родина, долг, честь, ответственность;
- сложившимся в настоящее время разновариантным отношением россиян к патриотизму характеризующимся широким диапазоном от полного неприятия до абсолютной поддержки;
- существенным подъемом патриотических настроений в связи с возвращением Крыма в состав Российской Федерации;
- упорно-упрямой санкционной политикой США и стран Евросоюза, которая неуклонно ведет к возрождению новой холодной войны, и может ввергнуть мир в новую мировую войну.
Следует отметить, что взятый курс на укрепление патриотизма в нашей стране, государственно-патриотическая позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина обеспечило активизацию процесса патриотического воспитания населения.
Вместе с тем, полученные результаты пока не позволяют говорить о полном разрешении проблемы патриотизма, формировании развитых патриотических качеств у всех россиян. По данным Левада-центра [7] только для 27 % россиян патриотизм означает активную работу для процветания
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
3
страны; лишь 22% видят необходимость стремления к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее; всего 18% видят свой долг в необходимости защищать свою страну от любых нападок и обвинений.
Ныне, по мнению А.Н. Вырщикова [2], А. А. Крупника [4], В.И. Лу-товинова [5] и др. активнее следует искать пути наполнения патриотизма новым содержанием, возвращения в арсенал патриотического воспитания такого важного педагогического понятия как «Родина», дальнейшего совершенствования самой системы патриотического воспитания и организации последовательного серьезного научного изучения проблемы патриотизма.
Что же такое патриотизм? В чем его сущность?
По мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева [2] в обыденном сознании патриотизм есть чувство глубокое, древнее, запечатанное в человеческом генотипе, что делает характер данного понятия внеисторичным, его объём наднациональным и метатерриториальным, а содержание кросскультурным, надконфессиональным, надпартийным, надкорпоративным и т.д.
Богатый материал для понимания сущности феномена патриотизма можем найти в различных современных словарях.
Так, знаменитый отечественный филолог С.И. Ожегов понимает сущность патриотизма как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [3, с. 496]. По мнению авторов Философского словаря, составленном под редакцией И.Т. Фролова [8] рассматриваемое понятие трактуется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Военно-энциклопедический словарь объясняет рассматриваемое понятие патриотизм шире, как «любовь к родине, своему народу, стремле-
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
4
ние своими действиями служить их интересам» [1, с. 279]. Педагогический энциклопедический словарь (главный редактор Б.М. Бим-Бад) [6] поясняет сущность патриотизма как любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.
Таким образом, рассмотрение вышеприведенных формулировок позволяет утверждать, что «патриотизм» это конкретное личностное качество человека. Сущность данного феномена заключается:
а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;
б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности.
В приведенных определениях ясно прослеживается мысль, что человек - это высшая ценность нашей цивилизации, в то же время для человека высшей ценностью является любовь к своему Отечеству, в интересах которого он живет и трудится. Этого же мнения придерживаются А.Н. Вырщи-ков и М.Б. Кусмарцев [2], В.И. Лутовинов [5], А.А. Крупник [6] и другие.
С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяются его нравственное значение как обязанности и добродетели. По мнению Б.М. Бим-Бада и соавторов [6] ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма.
Нельзя не согласиться с точкой зрения А.А. Крупника [4] утверждающего, что глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. По мнению автора потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противо-
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
5
стоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Российские патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.
Следовательно, патриотизм как феномен и ценность наиболее близок любому человеку, ибо он генетически связывает его с родителями, родом, своим народом, языком, культурой, традициями, обычаями близкой ему популяции, географической местностью, где он родился. Человеку близки эти ценности, он воспринимает их как свои, родные. Он готов и энергично трудится для их процветания, Любые попытки их уничтожения он воспринимает как угрозу самому себе и готов дать им отпор, в том числе и вооруженный.
Начиная с 2000 года в Российской Федерации начинается создание нормативно-правовой базы. Наиболее важными из них являются Концепция и пятилетние Г осударственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Потенциал патриотизма направлен не только на консолидацию российского общества и духовнонравственного, политического и экономического возрождения России, но и на действенное воспитание его граждан, учащейся молодежи, которая завтра примет эстафету ответственности за судьбы России от старшего поколения.
В государственных документах патриотизм определяется как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
В постсоветской России, проблеме патриотизма посвящены научные работы А.Т. Абдуллаева, Г.В. Агаповой, А. А. Аронова, А.К. Быкова, Г.Д.
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
6
Гачева, Д.Д. Гладских, В.С. Горбунова, Н.В. Ипполитовой, Е.Ю. Логачевой, В.И. Лутовинова, А.Е. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, В.М. Межуева, В.Ю. Микрюкова, В.С. Мусиной, Ф.Д. Рассказова, С.Н. Томилиной и др.
Так, А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев [2] подчеркивают: «Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства». С позиций В.И. Лутовинова [5] патриотизм есть возвышенноэмоциональное состояние личности, где главным объектом патриотизма выступает государство.
Изучение и анализ трудов вышеприведенных авторов позволяет заключить, что патриотизму присуще следующие характеристики:
- демонстрационная сторона проявляется в деятельности, в поступках личности;
- является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества;
- служит эталоном активной гражданской позиции личности, её готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству;
- является неотъемлемым атрибутом существования нации, народа, общества, государства, личности;
- сплачивает, консолидирует народ, служит делу сохранения и развития государства и общества;
- неразрывно связан с многовековой историей, культурой, традициями, обычаями и нравами народа;
- предполагает тесную связь с интернационализмом, при этом полностью отвергает национализм, сепаратизм и космополитизм;
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
7
- представляет собой особую направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества;
- основывается на личном выборе, сознательной и добровольной принимаемой позиции каждого гражданина;
- является одной из наиболее ярких черт российского национального характера.
Кроме того, государственными документами и авторитетными учеными акцентируется, что российскому патриотизму свойственны свои особенности. К ним относятся: высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.
A. Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев [2] отмечают, что в современных условиях перед Россией как многонациональным государством на первый план выходит задача поиска и теоретической разработки нового, концептуально обогащенного содержания патриотизма, не повторяющего ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий, который в наибольшей степени будет служить делу воспитания российских патриотов XXI в.
B. И. Лутовинов [5], А.Н. Вырщиков [2] и др. в исследовании феномена патриотизма выделяются шесть основных направлений.
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
8
Первое - возвышенно-эмоциональное определяет патриотизм через чувство любви к Родине, Отечеству.
Второе - деятельностное, основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых для человека чувств.
Третье - рассматривает патриотизм как общественное явление. Данное направление именуется также как «государственный патриотизм». По мнению его сторонников, деятельностью по формированию патриотического сознания в обществе и созданию необходимых условий для его проявления должны заниматься государственные институты в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества.
Четвертое представляют патриотизм как одно из явлений духовной жизни общества. Сторонники данного направления рассматривают патриотизм в контексте развития отечественной истории как проявление специфических черт общественного сознания и менталитета различных обществ.
Пятое - освещает патриотизм личности. Личность здесь занимает, безусловно, доминирующее среди остальных субъектов патриотизма положение. Активная созидательная роль личности проявляется в процессе развития в себе интеллектуальных, нравственных, духовно-творческих, деятельностных качеств и свойств гражданина, защитника Отечества.
Шестое - духовно-религиозное. Патриотизм здесь рассматривается как важнейший фактор развития личности, а именно - ее духовного развития, самовыражения, связывая содержание патриотических качеств личности с религиозным началом.
В новых условиях понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структуры и многообразием форм проявления.
К серьезным проблемам развития патриотизма, совершенствования процесса патриотического воспитания следует отнести отсутствие госу-
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
9
дарственной идеологии, воспрепятствованию частью глобалистски настроенных персон широкому патриотическому движению. Нет в стране и единой молодежной общественно-политической организации патриотической направленности, действенно занимающаяся патриотической работой с этой категорией граждан. Ныне молодежь не понимает сути патриотизма, его необходимость. На фоне множества проблем, патриотизм в молодежной среде отходит на второй план.
Существенной проблемой процесса патриотического воспитания молодежи является формализм в воспитательной работе. На местах опять дело воспитания загоняют в бумагу, в местничковых надуманных концепциях, в авторских целевых программах, повторяющих друг друга, в обилии планов, в образовании неэффективных воспитательных штабов любого калибра.
Таким образом, можем заключить:
1. Патриотизм, будучи стержневым нравственно-политическим принципом, социально-личностным чувством гражданина, содержательно базирующийся на подлинной любви, верности и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее, устремленности жить, учиться и трудиться во славу своей страны и своего народа, предполагает готовность защищать и отстаивать интересы Родины в мирное время и с оружием в руках, самоотверженно в военное время.
2. Патриотизм не является застывшим или окончательно сформированным качеством. Патриотизм формируется и развивается у каждой личности в процессе целенаправленного воспитательного процесса.
3. Патриотизм применялся и применяется как верное, испытанное и оправдавшее себя идеологическое средство воздействия на население, его консолидацию, особенно в самые тяжелые время для государства и общества.
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
10
4. Для решения имеющихся проблем патриотического воспитания молодежи необходимо реализовать следующие меры:
- придать патриотизму статус государственной идеологии;
- создать всероссийскую молодежную патриотическую организацию;
- внедрить во всех учебных заведениях плановое изучение теоретических основ патриотизма.
Реализация предложенных мер придаст патриотическому воспитанию новый импульс деятельности, который позволит вырастить новое поколение патриотов способных принять эстафету от старшего поколения и продолжить дело сохранения территориальной целостности и укрепления экономической. и оборонной мощи России.
Литература:
1. Военный энциклопедический словарь / В 2 томах. Том 1. - Редкол.: А.П. Горкин, В. А. Золотарев, В.М. Карев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, «РИ-ПОЛ КЛАССИК», 2001.
2. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008.
4. Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М.: ВУ, 1995. -С.16.
5. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях: проблемы и направления их решения / В.И. Лутовинов, Е.Г. Радионов. - М.: ВУ. 1995.
6. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В. А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009.
7. Подмена понятий: патриотизм в России / Институт современной России [Электронный ресурс] http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii (Дата обращения 13.01.2015)
8. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат,
1986.
References
1. Voennyj jenciklopedicheskij slovar' / V 2 tomah. Tom 1. - Redkol.: A.P. Gorkin, V.A. Zolotarev, V.M. Karev i dr. - M.: Bol'shaja Rossijskaja jenciklopedija, «RIPOL KLASSIK», 2001.
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf
Научный журнал КубГАУ, №110(06), 2015 года
11
2. Vyrshhikov, A. N., Kusmarcev, M. B. Patrioticheskoe vospitanie molodjozhi v sov-remennom rossijskom obshhestve / Monografija. - Volgograd: NP IPD «Avtorskoe pero», 2006.
3. Ozhegov, S. I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij / Rossijskaja akademija nauk. Institut russkogo jazyka im. V.V. Vinogradova. - 4-e izd., dopolnennoe. - M.: OOO «ITI Tehnologii», 2008.
4. Krupnik A. A. Patriotizm v sisteme grazhdanskih cennostej obshhestva i ego formi-rovanie v voinskoj srede: Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. - M.: VU, 1995. - S.16.
5. Lutovinov V. I. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v sovremennyh uslovijah: problemy i napravlenija ih reshenija / V.I. Lutovinov, E.G. Radionov. - M.: VU. 1995.
6. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / gl. red. B.M. Bim-Bad; redkol.: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova i dr. - M.: Bol'shaja Rossijskaja jenci-klopedija, 2009.
7. Podmena ponjatij: patriotizm v Rossii / Institut sovremennoj Rossii [Jelektronnyj resurs] http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii (Data obrashhenija 13.01.2015)
8. Filosofskij slovar' / Pod red. I. T. Frolova. - 5-e izd. - M.: Politizdat, 1986.
http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/88.pdf