Научная статья на тему 'Роль краеведческой работы в становлении социокультурной компетентности личности'

Роль краеведческой работы в становлении социокультурной компетентности личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE / VALUES / GENERATION SUCCESSION / PATRIOTISM / LOCAL HISTORY WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матейко Наталья Вячеславна

В статье анализируется вопрос актуальности становления социокультурной компетентности и воспитания патриотизма учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Local History Work in Personality’s Socio-Cultural Competence Forming

The article analyzes the topicality of socio-cultural competence forming and patriotism development of senior school pupils in the process of local history activity.

Текст научной работы на тему «Роль краеведческой работы в становлении социокультурной компетентности личности»

УДК [37.016:908]:[316.613]

ББК 74.200.585.4

Матейко Наталья Вячеславна

аспирант кафедра педагогики Смоленский государственный университет г. Смоленск Mateyko Nataliya Vyacheslavna Post-graduate Chair of Pedagogics Smolensk State University Smolensk

Роль краеведческой работы в становлении социокультурной компетентности личности The Role of Local History Work in Personality’s Socio-Cultural

Competence Forming

В статье анализируется вопрос актуальности становления социокультурной компетентности и воспитания патриотизма учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности.

The article analyzes the topicality of socio-cultural competence forming and patriotism development of senior school pupils in the process of local history activity.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, ценности, преемственность поколений, патриотизм, историко-краеведческая работа.

Key words: socio-cultural competence, values, generation succession, patriotism, local history work.

В период обновления общества одной из важнейших воспитательных задач

является сохранение преемственности поколений на основе национальных традиций. Основой преемственности поколений является духовный опыт человечества, народа, нации. А духовность - это свойство души, состоящее в бережном отношении, хранении и передачи новым поколениям общечеловеческих ценностей [2, с.8].

Однако в настоящее время общество переживает регресс гуманности, кризис духовности и рост индивидуализма.. В такой ситуации важно не допустить потерю у подростков интереса к собственной культуре, традициям, приобщать их к великим заслугам предков, создавших всемирно значимые памятники культуры, оставивших нам в наследство высоконравственные ценности и гуманистические заповеди.

Развитие общественной мысли определило необходимость вывести всю систему формирования социокультурной компетентности и воспитания патриотизма на качественно новый уровень.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы раскрывает многообразие и неоднозначность трактовки понятия "социокультурная компетентность", что отражает сложность феномена. До сих пор нет точного определения понятия "социокультурная компетентность", мало того, существуют различные точки зрения по поводу самого термина. Г.А. Воробьев отмечает, что "социокультурная компетентность является комплексным явлением и включает в себя набор компонентов, относящихся к различным категориям" [2; 30]. По мнению Р.П. Мильруда, социокультурная компетенция относится к деятельностному компоненту коммуникативной компетенции [4].

Исследователь Л.М. Митина подчеркивает: «компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучаемого своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле лич-ностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости » [4, с.27].

Исходя из вышесказанного, можем дать своё определение социокультурной компетентности. Социокультурная компетентность- это целостный педагогический процесс, обеспечивающий интеграцию знаний, умений, навыков, способствующих определению смысло-жизненных позиций старшеклассников формировать нравственную устойчивость к противостоянию жизненных испытаний и самореализации личности в условиях освоения ими социокультурного пространства.

Основными компонентами становления социокультурной компетентности личности являются: личностное патриотическое сознание, гуманное отношение к человеку, любовь к Родине, её истории. Нравственно-этические нормы общества, сложившиеся за долгие годы истории его развития, воспринимаются личностью как собственные убеждения, и возникает потребность следовать им.

Особую актуальность приобретает формирование социокультурной компетентности в процессе патриотического воспитания учащихся старших классов в историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственнопатриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой, научной и исследовательской работы.

По нашему мнению, в процессе краеведческой работы формируется социокультурная компетентность, которая в ходе патриотического воспитания нацеливает личность на активные, конкретные нравственные проявления.

Патриотизм - это чувство не врожденное, оно воспитывается и приобретается в процессе многогранной жизнедеятельности человека. Исторический опыт показывает, что общество, не способное воспитать в себе патриотическую смену, обречено на беды [1].

По мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева «идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [3].

Патриотизм есть особая форма долженствования, связи личности с чем-то общим, с целым, а именно: с «малой» и «большой» родиной, с обществом, с государством, с культурой. Связи, в которой отражена готовность человека встать на защиту своего народа, земли, страны, совершить подвиг во имя продолжения жизни своей страны и своего народа.

По П.А.Флоренскому патриот - это всегда «корневой» человек, человек, укорененный в культуре, в народе, в своем Отечестве.

У современной молодёжи изменилось отношение к таким ценностям, как национальная культура, общественное признание, почёт, интересная работа, чувство национальной гордости, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, присущим советскому периоду времени.

Цель воспитания патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества.

Патриотизм и гражданственность являются комплексом социокультурных и духовных ценностей современных россиян. Формирование патриотизма и гражданственности у молодых поколений россиян представляет собой одну из основных задач социокультурной компетенции.

Формирование социокультурной компетентности старшеклассников реализуется с использованием системы проблемных социокультурных заданий: познавательно-поисковых, познавательно-исследовательских задач, познавательно-исследовательских учебных проектов, учебных дискуссий.

Цель нашего исследования связана с воспитанием патриотизма и формированием у учащихся гражданских позиций. Мы считаем, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы - научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.

С мая 2003 года на территории Шумячского района Смоленской области проходят Вахты Памяти. Именно тогда был создан Шумячский отряд поисковиков под названием «Звезда», в который входили старшеклассники Шумяч-ской средней школы.

Поисково-разведывательные работы велись в деревнях Вигурина Поляна, Надейковичи, Яновка, Починичи, Студенец. В результате поисковиками были найдены и эксгумированы останки 49 погибших воинов, обнаружено 2 медальона, по которым установили имена погибших.

В результате проделанной работы, с участием старшеклассников в поселке Шумячи и в Вяземском районе Смоленской области состоялись церемонии по захоронению останков воинов, погибших в годы войны и найденных в ходе поисково-разведывательных работ.

Такие мероприятия способны остановить распространение эгоизма, равнодушия, необоснованной агрессивности и цинизма в сознании старшеклассников и возродить великую державу, подлинной идеологией которой был русский патриотизм.

Для учащихся 7-11 классов поселка Шумячи, организована работа краеведческого кружка. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории поселка, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого уголка и собственных изысканий, дома, улицы, люди, природа родного поселка, краеведческая литература. Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние три года ребята выполнили исследовательские работы: «Странички из истории поселка Шумячи», «Партизанское движение на территории Шумячско-го района», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу имена».

Целенаправленная краеведческая работа, по нашему мнению является важным условием возникновения устойчивых духовно-патриотических чувств и убеждений у старшеклассников, что в свою очередь, оказывает сильное влияние на отношение старшеклассников к окружающей действительности.

Для того чтобы объективно оценить роль поисково- краеведческой работы в формировании социокультурной компетентности у учащихся старших классов было проведено мониторинговое исследование в котором участвовало 85 старшеклассников. В опросе принимали участие учащиеся Шумячской, Студенецкой и Надейковичской средних школ Смоленской области.

Например, на вопрос «Считаете ли Вы важным найти останки погибших воинов и по возможности, установить их имена?» 79% ответили - да, 10% ответили - нет, и 11% - затруднились ответить, что отражено в диаграмме 1.

Диаграмма 1

□ нет Пда □ затрудняюсь

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что ученики школы хотят знать имена героев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

На следующий вопрос «Считаете ли Вы, что историко-краеведческая работа воспитывает у молодежи устойчивые духовно-патриотические чувства?» 84% учащихся склонны считать, что краеведческая деятельность дает огромные возможности, которые позволяют воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах.

Особенно важными воспитательными направлениями сегодня выступают вахты памяти, Всенародная акция «Свеча памяти», молодежная акция «Вечный огонь», которые формируют национальное самосознание, эстетическое развитие учащихся средствами отечественного художественного наследия.

На этом основании мы делаем вывод, что целенаправленная историкокраеведческая и поисковая работа является важным условием возникновения устойчивых духовно-патриотических чувств и убеждений у старшеклассников, а это в свою очередь, оказывает влияние на формирование социокультурной компетентности личности.

Библиографический список

1. Белова Т. А. Десять лет гражданскому образованию в России // Граждановедение. -2002. - №19. - с.18-24

2. Воспитание в современных условиях. /Под ред. О.П. Котиковой. Мн., 1999. - 199 с.

3. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. -172 с.

4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности/Л.М.Митина.-М., 2002. - с.25-31

Bibliography

1. Belova, T.A. Civil Education in Russia Is Ten / T.A. Belova // Civic Studies. - 2002. -№19. - P.18-24.

2. Education in Modern Conditions // Edited by O.P. Kotikova. - Minsk, 1999. - 199 p.

3. Mitina, L.M. Psychology of Competitive Personality Development / L.M. Mitina. - Moscow, 2002. - P. 25-31.

4. Vyrshchikov, A.N., Kusmartsev, M.B. Patriotic Education of the Youth in Modern Russian Society: Monograph / A.N. Vyrshchikov, M.B. Kusmartsev. - Volgograd: “Avtorskoye Pero” NP IPD, 2006. - 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.