Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки'

Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3324
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / УЛЬТРАПАТРИОТИЗМ / ПСЕВДОПАТРИОТИЗМ / ИНФАНТИЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / PATRIOTISM / ULTRAPATRIOTIZM / PSEUDO-PATRIOTISM / INFANTILISM / EXTREMISM / TERRORISM / VALUES / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна

Патриотизм обозначен как национальная идея в России, актуальность вопросов патриотического воспитания наиболее реактивной социальной группы молодежи остро стоит в настоящее время. 27 мая 2016 г. на базе музея-панорамы «Сталинградская Битва» в г. Волгоград при содействии Российского университета дружбы народов был проведен круглый стол в формате фокус-группы с 20 экспертами по работе с молодежью, среди которых преподаватели, учителя, ветераны, сотрудники государственных органов по работе с молодежью. В ходе двухчасового круглого стола обсуждены проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи, включая темы «Ультрапатриотизм-Патриотизм-Псевдопатриотизм» (соотношение понятий, их сходство и различия, проявления в современной российском обществе среди молодежи), «Современная молодежь и моральные коллизии» (духовно-нравственное развитие современной молодежи, ее ценности), «Инфантилизм бич современной молодежи?» (проблема инфантилизма как барьер на пути гражданско-патриотического воспитания), «Экстремистские взгляды привлекательны для молодежи?» (отношение молодежи к экстремизму и терроризму, эффективные меры по противодействию вовлечения молодежи в экстремистские группировки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пузанова Жанна Васильевна, Ларина Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotic Education of Youth in Russia: Problems, Opinions, Expert Review

Patriotism is designated as a national idea in Russia; nowadays the questions the relevance of patriotic education of the most reactive of social groups young people is especially acute. Round table in the format of focus groups with 20 experts working with young people, among them professors, teachers, veterans, employees public authorities to work with youth was held on the 27th of May 2016 on the basis of the museum-panorama “Battle of Stalingrad” in Volgograd, with the assistance of the Peoples’ Friendship University of Russia. During the two-hour round table were discussed issues of civil and patriotic education of youth, including the theme “Ultrapatriotizm-Patriotism-pseudo-patriotism” (ratio of the concepts, their similarities and differences, manifestations in modern Russian society among young people), “Today's youth and moral conflicts” (spiritually-moral development of today's youth, its values), “infantilism the scourge of modern youth?” (problem of infantilism as a barrier in the way of civic and patriotic education), “Does extremist views attractive for young people?” (the attitude of youth to extremism and terrorism, effective countermeasures of youth involvement in extremist groups).

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи в России: проблемы, мнения, экспертные оценки»

RUDN Journal of Political Science

Вестник РУДН. Серия: ПОЛИТОЛОГИЯ

2017 Vol. 19 No 1 25-37

http://journals.rudn.ru/political-science

й01: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-25-37

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, МНЕНИЯ, ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ*

Ж.В. Пузанова, Т.И. Ларина

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Патриотизм обозначен как национальная идея в России, актуальность вопросов патриотического воспитания наиболее реактивной социальной группы — молодежи — остро стоит в настоящее время. 27 мая 2016 г. на базе музея-панорамы «Сталинградская Битва» в г. Волгоград при содействии Российского университета дружбы народов был проведен круглый стол в формате фокус-группы с 20 экспертами по работе с молодежью, среди которых — преподаватели, учителя, ветераны, сотрудники государственных органов по работе с молодежью. В ходе двухчасового круглого стола обсуждены проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи, включая темы — «Ультрапатриотизм—Патриотизм—Псевдопатриотизм» (соотношение понятий, их сходство и различия, проявления в современной российском обществе среди молодежи), «Современная молодежь и моральные коллизии» (духовно-нравственное развитие современной молодежи, ее ценности), «Инфантилизм — бич современной молодежи?» (проблема инфантилизма как барьер на пути гражданско-патриотического воспитания), «Экстремистские взгляды привлекательны для молодежи?» (отношение молодежи к экстремизму и терроризму, эффективные меры по противодействию вовлечения молодежи в экстремистские группировки).

Ключевые слова: патриотизм, ультрапатриотизм, псевдопатриотизм, инфантилизм, экстремизм, терроризм, ценности, молодежь

Проблема патриотизма была и остается актуальна во все времена. Актуальность темы в наши дни подтверждают слова Владимира Владимировича Путина от 12 сентября 2012 г.: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент — это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе» [1].

Необходимость изучения патриотических ориентиров молодежи сегодня обусловлена:

1) мотивацией к эмиграции молодых людей из России [5];

2) отрицанием истории, неуважительным отношением к памятникам истории, заслугам и достижениям родной страны [8];

3) нарастанием национализма среди молодежи [3].

* Статья подготовлена в рамках Госзадания МОН РФ № 28.126.2016/НМ «Исследование современных приемов и методов в формировании основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в образовательных организациях».

Зачастую патриотизм граничит с такими понятиями, как «экстремизм», «национализм» и «расизм». Важно понимать, что патриотизм — это не только любовь к своей родине, но и уважение к другим народам. Понятие «враждебность» никак не соотносится с понятием «патриотизм». Только человека, уважающего другие народы, тем самым создавая образ своей страны, можно назвать патриотом в полном смысле этого слова. В.В. Путин подчеркивает: «...Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране» [1].

Исследование ВЦИОМ «Сколько в России патриотов?» 2011 г. показало высокий уровень патриотической самоидентификации россиян, однако их доля с годами сокращается (88% — 2008 г., 80% — 2010 г.) [5]. Отвечая на вопрос, «Кто я такой», большинство респондентов определяют себя как граждане России (55%, в 2010 г. — 58%). По мнению россиян, истинный патриотизм — это уважение традиций (48%) и укрепление семейных ценностей (46%, в 2010 г. — 50%).

Однако молодое поколение настроено критично. Так, по результатам исследований О.А. Зайцевой, 42% респондентов оценивают Россию как страну, где недостаточно внимания уделяется созданию условий для патриотического воспитания; 14% опрошенных отмечают полное отсутствие этих условий [2. С. 103—106].

Вопросы гражданственности часто нелогично отделять от вопроса патриотизма, потому как два этих феномена тесно связаны.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи — основа формирования будущего гражданина. Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, привели к деформации понятий, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Строки Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», — неожиданно приобрели новое весьма актуальное звучание. Патриотическое чувство и гражданские ориентиры не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Проблемам патриотического воспитания молодого поколения был посвящен круглый стол, проведенный в формате фокус-группы при содействии Музея-Панорамы «Сталинградская битва» и Российского университета дружбы народов 27 мая 2016 г. в г. Волгоград. Со стороны РУДН на круглом столе выступили Пузанова Жанна Васильевна — заведующий социологической лабораторией РУДН, доктор социологических наук, профессор, Тертышникова Анастасия Геннадьевна — ассистент кафедры социологии РУДН, модератором круглого стола стала Ларина Татьяна Игоревна — кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии РУДН.

Экспертами выступили специалисты, работающие с молодежью и по вопросам молодежи. Кочкина Эсфирь Ефимовна — участница Сталинградской битвы, журналистка. Сиволобова Наталья Эросовна — член Президиума районного совета ветеранов, вдова участника Сталинградской битвы. Игнатьев Геннадий Иванович — ветеран Вооруженных сил СССР, первый заместитель председателя Волгоградской областной организации Общероссийской общественной организации

ветеранов «Российский Союз ветеранов», член Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации Российское военно-историческое общество. Васин Алексей Викторович, директор ФГБУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва», председатель Волгоградского регионального отделения Российского военно-исторического общества. Вырщиков Анатолий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор. Бикмурзаева Надия Ракибовна, учитель истории ГКОУ «Казачий кадетский корпус имени Героя Советского Союза К.И. Недорубова». Пиндыч Алексей Викторович, директор ГКОУ «Волгоградский педагогический лицей-интернат педагогического профиля имени Ф.Ф. Слипченко». Кочергин Артем Сергеевич — учитель истории, заведующий музеем ГКОУ «Волгоградский педагогический лицей-интернат педагогического профиля имени Ф.Ф. Слипченко». Яровая Ирина Станиславовна, руководитель МУ «Центр патриотического воспитания и безопасности жизнедеятельности подростков и молодежи „Виктория"». Кузьмин Алексей Анатольевич, советник председателя комитета молодежной политики Волгоградской области. Терлецкая Татьяна Юрьевна, начальник отдела по работе с молодежью комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда. Новиков Алексей Юрьевич, директор ГБУ ВО «Волгоградпатриотцентр», председатель ВООО «ВИК «Шатун». Молоденков Павел Владимирович, руководитель РОО «Военно-исторические реконструкции мероприятий «Сталинград — Армия Дон». Князев Ярослав Игоревич, руководитель регионального штаба «Бессмертный полк России». Селезнев Василий Евгеньевич, руководитель Волгоградского регионального отделения Всероссийской общественной организации Молодая Гвардия Единой России. Шейкина Анастасия Юрьевна, руководитель Волгоградского регионального отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». Милованов Дмитрий Владиславович, заместитель председателя Волгоградской региональной общественной организации «Объединение ветеранов специальных и разведывательных подразделений».

Эксперты в ходе круглого стола обсудили следующие темы:

1) «Ультрапатриотизм—Патриотизм—Псевдопатриотизм»;

2) «Современная молодежь и моральные коллизии»;

3) «Инфантилизм — бич современной молодежи?»;

4) «Экстремистские взгляды привлекательны для молодежи?».

При обсуждении данных тем эксперты делились своим опытом и мнениями с позиции ответов на следующие установочные вопросы круглого стола:

1) Какие, на Ваш взгляд, можно назвать лучшие практики работы с молодежью в сфере гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития?

2) Ваш личный опыт, которым готовы поделиться, в рамках обсуждаемых тем?

3) С чем новым, неожиданным Вам приходится сталкиваться при работе с молодежью? (того, что скорее не было ранее)

4) Стоит ли что-то брать из зарубежного/советского опыта в сфере гражданско-патриотического воспитания и духовно-нравственного развития? Что, как Вам кажется?

Главной задачей фокус-группы стало исследование экспертных мнений о граж-данско-патриотическом воспитании молодежи, связанных с ним проблем и перспектив.

Вводной темой первого блока «Ультрапатриотизм—Патриотизм—Псевдопатриотизм» стал вопрос о патриотизме сквозь призму спорта. Эти три формы хорошо отражены в поведении людей во время побед сборной и ее поражений, объединению перед общим врагом или же неприязни к другому народу, участии в международных песенных конкурсах и соревнованиях.

Экспертам предлагалось подумать над проблемой отношения к спорту как показателя патриотизма, а именно на сколько переживание болельщиков хоккейной команды сборной России является проявлением патриотизма, или же это псевдопатриотизм, либо ультрапатриотизм? (рис. 1). Речь шла о чемпионате мира по хоккею 2016 г., когда сборная России проиграла сборной Финляндии в полуфинале. Все закончилось победой сборной России над командой США за третье место, но тем не менее реакция болельщиков была довольно резкая и негативная.

Рис. 1. Хоккей: патриотизм/ультрапатриотизм? Fig. 1. Hockey: patriotism/ultrapatriotism?

Стоит отметить тот факт, что вопрос поднимался касаемо не только поведения болельщиков хоккея и чемпионата этого года, а спорта в принципе; вторым моментом являются итоги международного песенного конкурса —Евровидение 2016, где наблюдалась явная «русофобия» со стороны Запада.

Обсуждая данную тему, некоторые из экспертов заявили, что не существуют понятия псевдапатриотизма и ультрапатриотизма, есть только патриотизм: «Итак, патриотизм, вот там вот есть ультратриотизм и псевдопатриотизм — они для меня не существуют, это ложь самая настоящая, это люди, которые произносят слова про себя и больше ничего» (Игнатьев Г.И.); «На мой взгляд, все эти понятия ставить в один ряд с патриотизмом как-то некрасиво даже ставить

в один ряд с этим конкретным понятием. На мой взгляд, не может псевдопатриотизм быть патриотизмом, бывает только один патриотизм» (Киселев В.С.); «Ия не согласна, то что у нас много сейчас псевдопатриотов» (Яровая И.С.).

Участники круглого стола отмечали, что люди поддерживают национальную идею лидера нашего государства только на словах, а не на деле, в то время как начинать надо с себя: «А если мы говорим о патриотизме, то как сказал Экзюпери в своем произведении: «Встал утром — убери свою планету». Мы начинаем с того, что человек убирает вокруг себя, улицу, дома его родители учат убирать» «<...> патриотизм — это когда человек начинает осознанно относиться к тому, что он делает и именно по отношению к другим людям» (Князев Я.И.).

Что касается мнения участников круглого стола относительно проявления патриотизма в спортивных мероприятиях (хоккей, футбол, олимпиады и др.) и международных конкурсах, то одни из экспертов отмечает важность поддержки своей страны даже в трудные ее минуты: «Евровидение — это вид так называемого "Реактивного патриотизма " — я увидел и у меня реакция, это не патриотизм, это проявление лжепатриотизма. Поэтому я считаю, что на это реагировать не надо» (Вырщиков А.Н.).

Далее на круглом столе была поднята проблема патриотизма как модного тренда (рис. 2). Есть молодые люди, которые поддерживают свою страну лишь в удобных для них случаях, а это не является патриотизмом. Дизайнеры наносят на товары узоры хохломы, гжель, это становится важным элементом продвижения товара. К наиболее распространенным способам проявления патриотизма в маркетинге относятся цвета флага РФ, триколор можно увидеть на кепках, шортах, купальниках, на чехлах для смартфонов и т.д. В популярности триколору не уступает и образ/портрет нашего президента.

Рис. 2. Патриотизм: тренд/ценность? Fig. 2. Patriotism: the upside/value?

Участники круглого стола утверждают, что основой истинного патриотизма, который не является следованием моде, служит знание своей истории. Важно и то, как ее преподают. Мы должны знать историю нашей страны, в том числе самые трагические и «болезненные» ее срезы. Эта та история, которую нельзя забывать, ее нужно всегда помнить и чтить память тех, кто погиб в те кровавые годы, но, к сожалению, не все молодые люди на сегодняшний день понимают всю полноту трагедии того времени. Для некоторых Парад Победы — это обычный выходной день, повод встретиться с друзьями, выпить и оторваться. Прозвучали следующие мнения по поводу необходимых мер: «Первая на мой взгляд задача, если мы говорим о преподавании истории, надо детей учить правильному поиску информации, потому что сейчас вопросу разработки именно информации уделяется очень мало времени», «<...>что в любом случае человек будет подавать информацию через личную призму, поэтому, если мы говорим об истории важно преподавать историю как предмет государствообразующий, преподавать через единый учебник, но это если мы говорим об истории» (Князев Я.И.).

Эксперты отмечают тот факт, что что многие страны и даже люди внутри нашей страны пытаются переписывать и фальсифицировать историю, трактуя ее со своей точки зрения, навязывая ее молодым людям: «И на современном этапе это вопрос является проблемой, учитывая что есть много фальсификации истории и дети просто путаются в подобной информации, и система образования не всегда может справиться с этим», «Очень часто учителя истории из-за своего отношения к государству рассказывают свое личное отношение, а не то, что записано в учебнике» (Кочергин А.С.).

На сегодняшний день государство предпринимает эффективные меры для повышения уровня патриотизма среди молодежи, а именно разрабатываются государственные программы, направленные на повышение уровня патриотизма среди молодого поколения; в средних общеобразовательных учреждениях создаются специальные уроки по патриотическому воспитанию: приглашаются ветераны ВОВ, устраиваются различные интеллектуальные олимпиады, показывающие уровень знания истории своей страны; организуются молодежные форумы с участием молодых ученых, преподавателей, студентов различных вузов России, активное участие в таких форумах принимают президент, премьер-министр и другие должностные лица России. Эксперты отметили важность проведения таких мероприятий для молодежи: «Мы ходим по школам, проводим уроки мужества. Видим, да, в последнее время происходит перелом. Среди молодежи происходит перелом в лучшую сторону, но, правда, еще, как говорится, наметился, начинается только лишь, но это надо дальше развивать дальше», «<...> надо действительно чтить память, изучать историю не только на учебниках, вот у нас есть пример, да, это суворовское наше движение в Волгограде и тот же «Бессмертный полк», то есть много различных форм» (Игнатьев Г.И.).

Стоит сказать, что большинство участников круглого стола, касаясь вопроса гражданско-патриотического воспитания молодежи, ставили в пример политику государства, проводимую в СССР. Основными институтами «зарождения патриотизма» назывались семья, школа, институт и государство: «Давайте вспомним ве-

ликий могучий Советский Союз — блистательная абсолютно работа по патриотическому воспитанию, она шла, тотальная эта работа, на всех этажах и так далее» (Кочергин А.С.), «Пропагандировать достижения наших предков и преумножать своими делами — это залог современного патриотического воспитания» (Кочергин А.С.), «Чтить память и изучать историю не только на учебниках, тот же бессмертный полк, например, чтобы ребята могли принимать участие на деле» (Кочергин А.С.), «Яхочу сказать, что я буду учить детей как учили меня: меня учили, что нужно любить свою родину не за что-то, а лишь за то, что она просто у тебя есть», «Патриотическое воспитание — это формирование духовного наследника, творца будущего, защитника настоящего. Вот собственно и вся формула патриотического воспитания» (Вырщиков А.Н.).

Духовно-нравственное воспитание молодежи является весьма актуальной темой, связанной с патриотическим воспитанием. При обсуждении данной темы информанты отмечали влияние западной и американской пропаганды на сознание молодых людей, активную подмену исторических фактов, итогов Второй мировой войны. Сам образ России многими государствами трактуется как страны-агрессора. Все это можно наблюдать и на примере бывших республик СССР, таких стран, как Литва, Латвия, Эстония, Украина т.д., правительство которых сейчас ведет активную борьбу с коммунистическим прошлым и антироссийскую истерию. Их народ лишают своей истории, а молодое поколение воспитывают в актуальных западных ценностях и русофобии: «Потому что идет полное искажение ВОВ, мы с вами сетуем, что где-то там в Европе и Америке фальсифицируют войну, это элементы информационной войны. Но что бы этого не было, надо противодействовать информационной войне, за счет своего сознания, убеждений, системы ценностей», «Навязанная культура, которая 25 лет уже в качестве "мягкой силы " полностью влияет на РФ и вносит совершенно новую систему ценностей, которую назвали гуманным словом "общечеловеческие ". Вот эта "мягкая сила " — она уничтожает всю самобытность, всю уникальность всех национальных государств, а мы особая мишень», «Мы же давно начали перенимать все западные ценности. Понятно, что западноевропейские ценности. МЫ их копируем, но и сами европейцы от своих ценностей страдают на сегодняшний день. Может нам и стоит частично отказаться от этих ценностей, но знаете, некоторые из них мы трактуем не совсем верно» (Вырщиков А.Н.).

Участники круглого стола не оставляют без внимания и современный кинематограф в России, говоря о том, что очень мало правдоподобных, достойных фильмов, снятых про войну, или же фильмов, направленных на повышение уровня патриотизма: «<...> вы посмотрите на современное кино, то, которое делается за деньги налогоплательщиков. Один-два фильма можно назвать, которые несут патриотический заряд, наших Российских фильмов» (Вырщиков А.Н.).

Проблемой является и тот факт, по мнению одного из информантов, что определенная часть нынешней молодежи не только не знает важные исторические факты, но и не имеет представления о выдающихся людях, как например о великом космонавте Юрии Гагарине, зато они хорошо знают певицу Полину Гагарину, а некоторые даже проводят параллели между ней и космонавтом, считая их родственниками.

Эксперты отмечали, что будущее нашего общества завит от того, как будет действовать молодое поколение в современных реалиях, а в формировании ценностных ориентаций ребенка несомненно должны участвовать родители: «И главная задача родителей смотреть, с кем общается ребенок и воспитывать ценности. И учить его начинать с себя. Отношение к себе, к своему внешнему виду» (кадет), «С точки зрения будущего, нам нужно разобраться с системой, ценностей которая нам нужна. И когда мы увидим свое будущее, мы должны делать его настоящим за счет социальных действий, потому что у патриотизма всего 3 элемента: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность» (Вырщиков А.Н.).

Далее была поднята тема инфантилизма, в котором многие эксперты увидели корень проблемы воспитания молодежи: «<...> человек не учится работать, не учится трудиться, и к сожалению, в школах даже боятся сейчас, чтобы школьник убирал территорию школьную, даже свой класс убрать, и то говорят... Не знаю, для меня это дикость. Мы сами строили себе стадионы, сами строили каток, сами убирали класс, мы были на полном государственном обеспечении, но нам говорили так: „Ты должен сам себя обслужить, ты должен за собой ухаживать уметь сам и помочь другу"» (Игнатьев Г.И.).

Эксперты подтверждают тот факт, что сейчас очень развит социальный инфантилизм и потребительское отношение ко всему, причем эти вещи взаимосвязаны. Человек привык быть потребителем, делать так, как ему удобнее и не своими руками. Отсюда совершенная беспомощность. Каждый выполняет свою узкоспециализированную функцию, не выходя за рамки, которые все больше и больше сужаются: «<...> инфантилизм проявляется не только в том, что человек не может плакат нарисовать, начинается вредительство окружающим его людям, но этот инфантилизм связан именно с отсутствием труда», «Это очень удобно олигархам, разным иностранным компаниям воспитывать потребителей, потому что слой мечтателей пока что еще рождается сам в разных странах» (Князев Я.И.).

Эксперты пришли к выводу, что проблема инфантилизма у молодежи зачастую зависит и от поведения их родителей, если родители поощряют «пассивную жизнь» своих детей, а это проявляется в длительном времяпрепровождении за играми в телефоне и на компьютере, в нежелании чем-либо заниматься (спорт, учеба, работа и т.д.), в будущем будет очень трудно донести до такого человека необходимость в каком-либо действии: «Родители запрещают молодежи заниматься тем, что им интересно, поэтому что бы сейчас нам побороть эту инфантильность, о которой мы говорим, в первую очередь нужно призывать к гражданскому самосознанию, что бы родители в детях воспитывали активную гражданскую позицию, и самим детям давать больше самостоятельности, чем больше самостоятельности у молодежи, тем больше они будут думать творчески, мечтать, созидать» (Новиков А.Ю.).

Для решения проблемы инфантилизма молодежи следует предпринимать необходимые меры как со стороны родителей, так и со стороны общественных организаций: «Подытожу это все по инфантильности. Чтобы инфантильность

побороть, надо усилить, активизировать работу во всех социальных слоях молодежи, детей и так далее» (Милованов Д.В.).

Последней темой круглого стола стали темы экстремизма и терроризма, которые на сегодняшний день являются очень опасными феноменами для России. Экспертам была предоставлена следующая статистика: в прошлом году в феврале-марте 2015 г. был проведен опрос среди московских студентов и школьников, и один из вопросов который задавался молодежи — «Является ли проблема терроризма и экстремизма актуальной для России?». Как можно видеть из представленной диаграммы для большинства школьников и студентов, среди школьников 54%, студентов таких 60%, считают, что данная проблема является актуальной (рис. 3).

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос: «Является ли проблема терроризма и экстремизма актуальной для России?» Fig. 3. The distribution of answers to the question: "Is the problem of terrorism and extremism relevant for Russia?"

Прозвучало интересное мнение среди экспертов: «Я как представитель молодежи считаю, что эти люди, экстремисты, это те люди, которые хотят что-то менять в обществе, которые готовы к переменам радикальным, и просто их активность нужно направлять в нужное русло, в политику <...>» (Анастасия).

Эксперты рассуждали о том, что в России необходимо ужесточить контроль над общественными организациями, работающими с молодежью, причем такая работа должна проводится не когда организация уже проявила себя как экстремистская, а на самом начальном этапе ее зарождения. Один из экспертов отмечает влияние западной пропаганды на сознание молодежи в России, при помощи концепции «Управляемого хаоса» происходит достижение определенный целей, отсюда идут и террористические атаки, главная задача государства своевременно реагировать на такие действия: «При помощи "Управляемого хаоса" они хотят нас с вами окончательно разгромить. Вот отсюда и вся пропаганда. Она идет,

она и будет идти, поэтому наша с вами задача говорить правду людям и о прошлом нашей страны и о будущем, что нас не оставят в покое» (Князев Я.И.).

Эксперты также озвучили следующие мнения: «Почему интересно присоединиться к экстремистской аудитории? Почему сначала интересно почитать этот сайт, посмотреть какую-то литературу, возможно, послушать, а потом пойти и начинать приступать к каким-либо действиям. Потому что достаточно грамотно пристраиваются все эти мероприятия и строится работа этих сайтов. Потому что неслучайные люди сидят за рамкой этого интернет-сайта, этого телевизионного канала, этой литературы и т.д. Психологи, специалисты, причем достаточно крутые и хорошие... Вот почему все ярко, интересно, завораживающе преподнесено», «У меня буквально пару слов о том, почему молодежь интересуется экстремизмом, как этому противодействовать. Одним из способов является духовно-нравственное воспитание, часто путаемое с религиозным воспитанием, хотя духовно-нравственное воспитание это в первую очередь нравственность и внутренняя духовность, образование и самообразование, честь, долг и верность отечеству» (Терлецкая Т.Ю.).

«Понимаете, даже флэш-мобы, половина из них ничего не несет, это просто пустота, никакой смысловой нагрузки, единственное что дают возможность соц-сетей, если мы говорим о таких провокациях, мы должны понимать что какой-то пункт, он не сможет воспринять ее правильно, он не сможет ее понять, поэтому на мой взгляд на сегодняшний день, когда мы говорим о государственной политике, о борьбе с экстремизмом, развитии патриотизма, мы должны говорить об очень сложной структуре, это не только молодежь, это работа со взрослыми, это работа со СМИ, в том числе и ограничении информационного поля, как кто тут кричал о том что „Ах, у нас свобода"» (Князев Я.И.).

«У меня буквально пару слов о том, почему молодежь интересуется экстремизмом, как этому противодействовать. Одним из способов является духовно-нравственное воспитание, часто путаемое с религиозным воспитанием, хотя духовно-нравственное воспитание — это в первую очередь нравственность и внутренняя духовность, образование и самообразование, честь, долг и верность отечеству. Это не хождение в храм или еще что-то. Понимаете, это уже религиозность, это вера. Поэтому у нас часто понятия эти пытаются подменить. Второе, это у нас проблематика, как я вижу, это то что у нас отсутствует единая общая концепция идеологии в стране. Она отсутствует» (Новиков А.Ю.).

Подводя итог, следует сказать, что круглый стол получился очень интересным, продуктивным и насыщенным. Были получены мнения экспертов относительно заданных тем, по каким-то вопросам мы получили больше ответов, по каким-то меньше, но итог однозначен, работа удалась. Стимульный материал, использованный в процессе беседы, сработал как задумывалось исследователями, что подтверждает дискуссия круглого стола. «И мы, как бы мы эту систему не строили, против нас действует система еще мощнее, это не только военная мощь, да, мы можем наращивать военные силы, но должны себе отдавать. Системное воспитание — хорошо, но много зависит от нас, и, конечно, молодежь, такая „коронная фраза" — „молодежь — это наше будущее"». И вот какая у нас

будет молодежь зависит... От того, какая у нас будет молодежь, зависит то, будет ли у нас будущее вообще или нет» (Пузанова Ж.В.).

По итогам круглого стола можно сделать следующие выводы. Патриотизм как национальная идея — это действительно путь к дальнейшему развитию государства. Навязать патриотизм невозможно, человек сам должен сформировать из себя патриота, конечно, это происходит под действием таких социальных институтов, как семья, образовательные учреждения и государство. Объединение таких понятий, как ультрапатриотизм и псевдопатриотизм, с понятием патриотизм, по мнению экспертов, недопустимо. К сожалению, для некоторой части молодежи дух патриотизма не характерен, скорее это больше манера подражания. Это выражается в незнании своей истории, потребительском отношении к символам Победы и памятным датам.

По мнению экспертов, лучшими методами работы с молодежью с сфере гражданского-патриотического воспитания являются создание государственных программ, направленных на повышение уровня патриотизма молодежи, активная работа институтов семьи и учебных заведений, организация различного рода мероприятий, работа СМИ, не стоит забывать и про советский опыт. Особый контроль государства должен быть направлен на работу СМИ, телевидения, интернет-ресурсов и литературы. Пропаганду западных ценностей на сознание молодежи, фальсификацию и переписывание исторических фактов необходимо полностью исключить. В такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия, уже принимаются и разрабатываются законы по предотвращению экстремизма и терроризма, также большая работа должна производится в этой области с молодежью всеми властными структурами и религиозными деятелями. Согласно мнению участников круглого стола, следует предотвращать на ранних стадиях деятельность экстремистских и террористических организаций. Помимо работы спецслужб и государственной власти, необходимо обсуждение такого вопроса на круглых столах среди молодого поколения.

Отдельное внимание следует уделить духовно-нравственному воспитанию, которое не отождествляется с религиозным воспитанием, но не исключает его. Лучшие практики следует позаимствовать из СССР, когда люди были объединены коллективной работой, общей идеей.

Важнейшей проблемой остается и проявление инфантилизма у молодежи. «Пассивность» молодых людей мешает становлению полноценной личности и гражданственности. Поскольку молодежь — это будущее нашей страны, следует грамотно с ней взаимодействовать: организовывать различные молодежные форумы, предоставлять рабочие места, повышать уровень образовательных учреждений, развивать ГТО, тогда инфантилизм существенно сократится и искоренится. При этом также важным фактором остается и воспитание семьи, поэтому важна не только работа с молодежью, но и с молодыми родителями.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи // Сайт Kremlin.ru. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/16470.

[2] Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 4.

[3] Национальный вопрос в России? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 04.08.2013. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=114328.

[4] Нарбут Н.П., Троцук И.В. Мировосприятие российской молодежи: патриотические и геополитические компоненты // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4 (08).

[5] Почему уезжают из России? Мнение потенциальных эмигрантов // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 28.03.2012. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=112642.

[6] Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Представления о современном мире граждан Беларуси, России и Украины: методические аспекты социологического исследования (на примере студентов РУДН) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2015. Т. 15. № 4.

[7] Сколько в России патриотов? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 12.12.2012. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113466.

[8] Фальсификаторы истории и нужно ли с ними бороться? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 08.05.2015. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid= 115249.

DOI: 10.22363/2313-1438-2017-19-1-25-37

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN RUSSIA: PROBLEMS, OPINIONS, EXPERT REVIEW

Zh.V. Puzanova, T.I. Larina

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

Patriotism is designated as a national idea in Russia; nowadays the questions the relevance of patriotic education of the most reactive of social groups — young people — is especially acute. Round table in the format of focus groups with 20 experts working with young people, among them — professors, teachers, veterans, employees public authorities to work with youth was held on the 27th of May 2016 on the basis of the museum-panorama "Battle of Stalingrad" in Volgograd, with the assistance of the Peoples' Friendship University of Russia.

During the two-hour round table were discussed issues of civil and patriotic education of youth, including the theme — "Ultrapatriotizm—Patriotism—pseudo-patriotism" (ratio of the concepts, their similarities and differences, manifestations in modern Russian society among young people), "Today's youth and moral conflicts" (spiritually-moral development of today's youth, its values), "infantilism — the scourge of modern youth?" (problem of infantilism as a barrier in the way of civic and patriotic education), "Does extremist views attractive for young people?" (the attitude of youth to extremism and terrorism, effective countermeasures of youth involvement in extremist groups).

Key words: patriotism, ultrapatriotizm, pseudo-patriotism, infantilism, extremism, terrorism, values, youth

REFERENCES

[1] Vstrecha s predstavitelyami obshchestvennosti po voprosam patrioticheskogo vospitaniya mo-lodyozhi. Kremlin.ru. Available from: http://kremlin.ru/events/president/news/16470.

[2] Zajceva O.A. Patriotizm v srede molodezhi. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehko-nomicheskie i social'nyeperemeny. 2011; 4.

[3] Nacional'nyj vopros v Rossii? Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya. 04.08.2013. Available from: http://wciom.ru/index.php?id=241&uid=114328.

[4] Narbut N.P., Trocuk I.V. Mirovospriyatie rossijskoj molodyozhi: patrioticheskie i geopoliti-cheskie komponenty. Sociologicheskaya nauka i social'nayapraktika. 2014; 4 (08).

[5] Pochemu uezzhayut iz Rossii? Mnenie potencial'nyh ehmigrantov. Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya. 28.03.2012. Available from: http://wciom.ru/index.php?id= 236&uid=112642.

[6] Puzanova Zh.V., Larina T.I. Predstavleniya o sovremennom mire grazhdan Belarusi, Rossii i Ukrainy: metodicheskie aspekty sociologicheskogo issledovaniya (na primere studentov RUDN). VestnikRossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya Sociologiya. 2015; Vol. 15; 4.

[7] Skol'ko v Rossii patriotov? Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya. 12.12.2012. Available from: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113466.

[8] Fal'sifikatory istorii i nuzhno li s nimi borot'sya? Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya. 08.05.2015. Available from: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.