Научная статья на тему 'Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества'

Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
766
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА / КРИЗИС ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Власова Виктория Николаевна, Щербакова Лидия Ильинична, Самыгин Сергей Иванович

Состояние кризиса духовной жизни общества приводит к определенному переформатированию и деформации сознания населения, и прежде всего, молодежи. Молодежь, будучи своеобразным индикатором различных трансформаций в обществе, сопровождающихся размыванием духовно-нравственных критериев, определяет в целом потенциал развития общества: от выбора ценностных ориентиров напрямую зависит и будущее молодежи, и будущее функционирование социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Власова Виктория Николаевна, Щербакова Лидия Ильинична, Самыгин Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества»

УДК 316

Власова Виктория Николаевна

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики ФПК и ППС,

Ростовский государственный университет

[email protected]

Щербакова Лидия Ильинична

доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социология и психология,

Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ)

имени М.И. Платова

[email protected]

Самыгин Сергей Иванович

доктор социологических наук, профессор

кафедры управления персоналом и социологии,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

[email protected]

Victoria N. Vlasova

doctor of Philosophy, candidate of pedagogical sciences, professor of the chair of

pedagogics of the faculty of pedagogical sciences and the faculty of education,

Rostov State Medical University

[email protected]

Lidiya I. Scherbakova

Doctor of sociological sciences, professor

Head of the Department «Sociology and psychology» Platov South-Russian State

Polytechnic University (NPI)

[email protected]

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor

of chair of human resource management and sociology Rostov state economic university (RINH) [email protected]

Система ценностных ориентаций молодежи как отражение кризиса духовной жизни общества

The role of patriotic education in shaping the social health of Russian student youth

Аннотация. Состояние кризиса духовной жизни общества приводит к определенному переформатированию и деформации сознания населения, и прежде всего, молодежи. Молодежь, будучи своеобразным индикатором различных трансформаций в обществе, сопровождающихся размыванием духовно-нравственных критериев, определяет в целом потенциал развития

общества: от выбора ценностных ориентиров напрямую зависит и будущее молодежи, и будущее функционирование социума.

Ключевые слова: молодежь, ценностные ориентации, духовность, духовная жизнь общества, кризис духовной жизни.

Abstract: The state of the crisis of the spiritual life of society leads to a certain reformatting and deformation of the consciousness of the population, and first of all, of the youth. Young people, as a kind of indicator of various transformations in society, accompanied by erosion of spiritual and moral criteria, determine the overall development potential of society: the future of youth and the future functioning of society directly depend on the choice of value orientations.

Keywords: youth, value orientations, spirituality, the spiritual life of society, the crisis of spiritual life.

Длительный период реформирования в российском обществе и крайне противоречивый характер его развития привел к состоянию кризиса духовной жизни, который является следствием пережитой обществом культурной травмы [1]. Как известно, духовный и культурный кризис всегда сопровождает общество в эпоху коренных изменений, поскольку факторы, обусловившие этот кризис, коренятся в переоценке базовых социокультурных ценностей и трансформации основных социальных и культурных институтов, моделирующих социальное и духовное здоровье россиян [2]. В своем основании кризис духовной жизни имеет отказ социума от традиционных ценностных ориентаций, существовавших веками и служивших духовными ориентирами.

Обращение к проблеме системы ценностных ориентаций молодежи связано с необходимостью осмысления сложного, противоречивого духовно -нравственного состояния, которое переживает российское общество.

Проблематика исследования ценностного мира молодежи привлекает внимание многих современных представителей социально-гуманитарных наук. Так, проблема ценностных ориентаций молодежи рассматривается в работах: М.К. Горшкова, Ю.А. Зубок, Д.Л. Константиновского, В.Т. Лисовского, В.А. Лукова, Э.В. Чекмарева, В.И. Чупрова, Ф.Э. Шереги и др.

О том, что система ценностных ориентаций молодежи являются отражением состояния духовной жизни общества, пишут многие авторы. Так, по мнению М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги ценностные ориентиры и духовно-нравственные установки молодежи являются результатом процесса ее социализации, в ходе которого нормы социальной и духовной жизни общества интериоризуются в ценности личности [3].

Проблеме изучения духовной жизни общества и кризисных явлений в нем посвящены социально-философские, культурологические и социологические исследования и наиболее яркими учеными в этой области считаются: Е.В. Викторова, К.С. Таланова, С.Б. Токарева, Ж.Т. Тощенко, А.К. Уледов, Д.В. Филюшкина, З.М. Хачецуков, С.В. Хомутцов, Т.И. Яковук.

Состояние всеобщего социокультурного кризиса и кризиса духовной жизни проявляется в разрушении традиционной культуры общества, и в первую очередь, в разрушении ценностного мира молодого индивида. В этих

условиях, как пишет в своей монографии Д.В. Филюшкина, «духовная люмпенизация как продвижение человека и общества к примитивной и низкой духовности в процессе социокультурных изменений и ее проявление в ценностном мире и коммуникативно-поведенческих практиках приобретает статус актуальной научной проблемы» [4, с. 8].

Прежде чем приступить к анализу ценностных ориентаций молодежи, необходимо остановиться на рассмотрении специфики духовности, поскольку именно она выступает исходной категорией, включающей различные элементы духовной жизни общества, среди которых во главе угла стоят социокультурные и духовные ценности молодежи.

Следует указать, что в современной научной литературе духовность рассматривается в качестве активного начала, созидающего мир культуры человека. В соответствии с анализом современных научных трудов, светское понимание духовности личности связывается со сферами морали, науки.

Духовность, по мнению Е.В. Викторовой, можно определить как некую совокупность морально-нравственных и интеллектуальных интересов, имеющих первоочередную значимость как для личности, так и для социума. Суть духовности молодежи заключается не в аккумулировании знаний, а в формировании их ценности, приобретении и понимании их смысла. Кроме того, проблема духовности - это проблема отношения молодого человека к себе, социальному окружению, обществу, природе [5].

Духовная жизнь общества, будучи сложным, целостным активно-творческим процессом деятельности людей, направлена на освоение и преобразование мира, созидания, сохранения, обогащения и освоение культуры в ходе которого удовлетворяются, продуцируются, развиваются человеческие ценности и потребности. Духовная жизнь молодежи определяется как способ воспроизводства молодежью ценностей культуры, который опирается на материальные практики и определяет их.

Кризис духовной жизни общества детерминируется, в первую очередь, противоречиями внутреннего характера: утратой идеологии и ломкой культурных традиций, изменением привычного ритма жизни и дезориентацией в социокультурном пространстве, усилением социальной апатии и нарастанием духовного отчуждения, переоценкой социальных и духовных ценностей, особенно среди молодых людей.

Так каким же образом происходит и чем характеризуется эта переоценка ценностей в сознании современной молодежи?

Согласно результатам социологических исследований Центра социологии молодежи ИСПИ РАН, тенденции трансформационных изменений ценностных ориентаций современной молодежи в условиях неопределенности и кризиса духовной жизни заключаются в том, что:

- во-первых, для процесса формирования ценностной структуры молодежного сознания характерно противоборство двух пластов -традиционного (духовного, высоконравственного) и современного (потребительского, прагматичного), причем наблюдается тенденция

движения по направлению к современным ценностям в противовес традиционным ;

- во-вторых, трансформационные изменения, наблюдающиеся в структуре ценностных ориентаций молодежи, отражают процесс рационализации молодежного сознания, поскольку в них явственно обнаруживаются противоречия между рациональными и духовно -нравственными ценностями, что, безусловно, является отражением кризисных явлений духовной жизни [6, С. 559].

В структуре ценностного сознания современной молодежи превалируют индивидуалистические, дифференцирующие ценности, связанные с достижением личностно значимых целей, в то время как интегрирующие ценности утратили свои доминирующие позиции.

Как отмечают большинство молодых людей (таковых 64%), для современной молодежи характерен «моральный релятивизм», нигилизм, цинизм, эгоцетризм, равнодушие к идеалам. Причина этого, по мнению самой молодежи, заключается в том, что «многие унаследованные от прошлого социокультурные и духовные ценности приобретают характер анахронизмов, разделять которые означает обречь себя на неуспех» [3]. Так, по данным исследований, 46% молодых респондентов убеждены, что сформировался уже другой нравственный мир, в котором они живут, мир, отличный от того, который был ранее, и многие социокультурные ценности и традиционные моральные нормы уже устарели. Большинство молодежи (порядка 55%) признают, что их жизненный успех в значительной степени зависит от умения поступиться собственными принципами и согласиться с тезисом, что «современный мир жесток, и чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать моральные принципы и нормы» [3, с. 125].

Трансформация базовых ценностей российского общества разрушила социализационные механизмы функционирования социума, что не замедлило сказаться и на характере трудовых ценностей, претерпевших основательные изменения в молодежной среде. Как результат трансформационных процессов и кризиса духовной жизни произошла кардинальная переориентация российской молодежи от предпочтения нематериальных (социальных и духовных) ценностных ориентаций к ценностям материально-экономического характера. Исходя из анализа трудовых молодежных ценностей, условий их формирования и изменения на современном российском рынке труда, можно считать, что главными тенденциями в сфере трансформации трудовых ценностей молодежи выступают: дегуманизация, инструментализация и прагматизация [7].

Такого рода трансформация трудовых ценностей молодежи объясняется тем, что в противовес советскому времени, духовная сфера молодежи была выведена за рамки государственных институтов и вытеснена моделями выживания и приспособления, ей была предоставлена т.н. свобода.

Как отмечает Т.И. Яковук, превалирующими тенденциями изменения духовной сферы жизни молодежи в условиях трансформирующегося общества и кризиса духовной жизни общества являются: плюрализация и

либерализация ценностных ориентаций этой группы; рационализация ценностно-нормативного сознания молодежи, выражающаяся в переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные; прагматизация и «деэтизация сознания, понимаемая как процесс коррозии моральных оснований саморегуляции в молодежной среде» [8, с. 15-16].

Незавершенность в молодежном сознании процесса формирования мотивационно-потребностной, социально-ценностной и духовно-нормативной сфер, с одной стороны, и кризис духовной жизни, детерминированный трансформацией духовного пространства общества, с другой, - неизбежно ведут «к изменению мировосприятия и новым формам рационализации духовной жизни молодежи», причем формой этой рационализации выступают прагматизация молодежного сознания, снижение уровня духовно-нравственных императивов, а также «отсутствие строгих норм в механизме саморегуляции духовной жизни молодежи» [8, с. 27].

Какими же видятся основные направления преодоления кризиса духовной жизни и защиты ценностного мира молодежи?

1) Состояние всеобщего социокультурного кризиса и кризиса духовной жизни можно преодолеть путем возрождения традиционной культуры общества.

2) Преодоление кризиса духовной жизни и духовное совершенствование личности в обществе должно быть связано с нахождением цементирующего общество идеала, национальной идеи, объединенных общечеловеческими ценностями, что, в свою очередь, позволит преодолеть внутренние противоречия в молодежном сознании [9].

3) Уменьшению последствий кризиса духовной жизни будет способствовать преодоление индивидуализма в сознании молодежи путем укрепления ее коллективизма, вне коллективных форм взаимодействия индивид не может полноценно развиваться и самореализовываться [10].

4) Важным направлением по пути преодоления кризиса духовной жизни и защиты ценностного мира молодежи является формирование общественными и культурными институтами гармоничного образа «нового человека», культивирование нравственных форм поведения, ориентированных на всеобщее, в противовес частному. В этой связи молодежь необходимо вовлекать в созидательную общественно полезную деятельность, что повысит мотивацию к труду и уменьшит инструментализацию и прагматизацию трудовых ценностей.

Литература:

1. Щербакова Л.И., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в свете теории социокультурной травмы. 2017. №6-7. С. 90-94.

2. Гафиатулина Н.Х. Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи // Инженерный вестник Дона. 2014. Т. 28. №1. С. 75. URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2296.

3. Горшков М.К. Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. Второе издание, дополненное и исправленное. М., 2010. 592 с.

4. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШЮФУ, 2014. 230 с.

5. Викторова Е.В. Социология духовной жизни. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. 80 с.

6. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М, 2008. С. 559.

7. Власова В.Н., Кротов Д.В., Самыгин С.И. Студенческая молодежь: проблемы профессиональной ориентации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №10. С. 21-25.

8. Яковук Т.И. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи: автореф. ... уч. степ. д-ра социол. наук. М., 2006. 48 с.

9. Муллахмедова С.С., Шихалиева Д.С., Гафиатулина Н.Х., Загирова Э.М. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала: ДГТУ, 2017. -189 с.

10. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.

Literature:

1. Shcherbakova LI, Gafiatulina N.Kh., Samygin S.I. Social health of Russian youth in the light of the theory of socio-cultural trauma. 2017. № 6-7. Pp. 90-94.

2. Gafiatulina N.Kh. The state of institutional subjects modeling the social health of Russian youth / / Engineering Herald of the Don. 2014. Vol. 28. №1. 75. URL: http://ivdon.ru/magazine/archive/n1y2014/2296.

3. Gorshkov M.K. Sheregi F.E. Youth of Russia: a sociological portrait. The second edition, supplemented and amended. Moscow, 2010. 592 p.

4. Filyushkina D.V. Spiritual lumpenization of Russian society: determinants and social manifestations. Rostov n / a.: SKNTS VS SFU, 2014. 230 p.

5. Viktorova E.V. Sociology of spiritual life. Penza: PSPU them. V.G. Belinsky, 2010. 80 with.

6. Sociology of Youth: encyclopedic dictionary / otv. Ed. Yu.A. Zubok, V.I. Chuprov. M., 2008. P. 559.

7. Vlasova VN, Krotov DV, Samygin S.I. Student youth: problems of vocational guidance // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. №10. Pp. 21-25.

8. Yakovuk T.I. Factor of uncertainty in sociocultural regulation of spiritual life of youth: author's abstract. ... uch.step. Doctor of Sociology sciences. M., 2006.

9. Mullakhmedova S.S., Shikhalieva D.S., Gafiatulina N.Kh., Zagirova E.M. Spiritual development of personality in the conditions of modernization of Russian society. Makhachkala: DGTU, 2017. - 189 p.

10. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.