УДК 316
Казиева Мадина Запировна
Аспирантка.
Дагестанский государственный технический университет
Madina Z. Kazieva
graduate student, Dagestan state technical University [email protected]
Духовное здоровье российской учащейся молодежи как предмет социологических исследований
Spiritual health of Russian students as a subject of sociological research
Аннотация. В статье социологическому анализу подвергается категория духовного здоровья учащейся молодежи. Духовное здоровье имеет принципиальное в отличие от социального, психического и физического здоровья именно тем, что представляет собой сферу реализации духовной сущности личности. Автор считает, что в исследованиях духовного здоровья учащейся молодежи следует исходить из понимания его как состояния, детерминированного духовной жизнью и реальным процессом образовательной жизнедеятельности молодых людей.
Ключевые слова: здоровье, духовное здоровье, духовность, российская учащаяся молодежь, российское общество.
Abstract: In the article, the category of spiritual health of young students is subjected to sociological analysis. Spiritual health has a fundamental difference from social, mental and physical health precisely in that it represents the sphere of realization of the spiritual essence of personality. The author believes that in studies of the spiritual health of young people, one must proceed from an understanding of it as a state determined by the spiritual life and the real process of the educational life of young people.
Keywords: health, spiritual health, spirituality, the Russian youth, the Russian society.
Глобальные трансформации в социально-экономической, политической, социально-культурной и духовной сферах современного российского общества, связанные с формированием нового типа социальности, повлекли за собой множество сложных проблем, коснувшихся молодежи в целом и, учащейся молодежи, в частности. В обществе, «перешедшем на иную ступень социально-исторического развития, существенно изменяется роль духовной сферы» [1] и актуализируется необходимость рефлексии молодежного сообщества как субъекта реализации различных интенций духовного бытия молодежи. При этом здоровье молодежи в любой социальной, политической, экономической и
социокультурной ситуации является весьма актуальной проблемой и предметом первоочередной значимости, поскольку именно молодежь определяет будущее нашей страны, экономический, научный, социокультурный и духовный потенциал общества [2]. Поэтому проблема формирования, сохранения и укрепления физического, психосоматического, социального, духовного здоровья российской учащейся и студенческой молодежи в условиях глобального реформирования всех систем жизнеобеспечения должна стать приоритетной [3].
Таким образом, объектом исследования данной статьи является учащаяся молодежь, а предметом - духовное здоровье учащейся молодежи. Целью исследования является духовное здоровье российской учащейся молодежи как предмет социологических исследований.
Вообще проблема здоровья индивида (как единства тела, психики, духа) сводится к телесному (физическому), психическому, духовному и социальному здоровью и их единству [4]. Здоровье учащейся молодежи следует понимать как норму, систему, полноту, целостность, гармонию тела, психики и духа молодых людей. Они составляют здоровье как интегральную и одновременно фундаментальную характеристику каждого молодого человека [5].
Социально-философскими предпосылками социологического анализа духовного здоровья учащейся молодежи стало осмысление категорий «дух», «духовность», «духовная жизнь» молодежи. Серьезный вклад в развитие данного направления внесли следующие российские ученые: В.С. Барулин, В.В. Пронин, В.Э. Войцехович, А.К. Уледов. В современном отечественном дискурсе проблеме духовности и духовного здоровья учащейся и студенческой молодежи посвящены труды Волочаевой, Э.В. Чекмарева, К.А. Мартынова, Н.А. Федоряк, С.С. Муллахмедовой, Д.С. Шихалиевой, Н.Х. Гафиатулиной, Н.П. Любецкого, Э.М. Загировой и др. [6].
А каким же образом можно соотнести понятия духовности и здоровья?
Стоит подчеркнуть, что в основе духовного здоровья молодежи, безусловно, лежит категория духовности и духовного, которая прослеживается в работах П.П. Красноруцкого, С.И. Бокачева, О.Ю. Голубевой и др. Причем указанные авторы указывают на определенные методологические проблемы исследования категории «духовное здоровье». Итак, невзирая на то, что данная категория все глубже проникает в социологический контекст, применяется при социологических опросах и концептуализируется, тем не менее, «приращение» вживление данной категории в западную и отечественную социологию происходит непросто и противоречиво. Это связано с рядом проблем теоретико-методологического характера: во-первых, идеологического (укоренения социально-философских стеретипов в понимании духовности и нежелании исследователей отказаться от этих стереотипов); во-вторых, терминологического (проблемы концептуального социологического определения); и, в-третьих, прикладного, прагматического (трудности критериальной основы эмпирического социологического применения).
Мы полагаем, что в исследованиях духовного здоровья учащейся молодежи следует исходить из понимания его как состояния, детерминированного духовной жизнью и реальным процессом образовательной жизнедеятельности молодых людей.
Духовное здоровье в совокупности с физическим, социальным и психическим образует целостное человеческое бытие. Однако духовное здоровье, на наш взгляд, имеет принципиальное отличие от социального, психического и физического здоровья именно тем, что представляет собой сферу реализации духовной сущности личности. Ибо, как подчеркивает И.М. Меликов, априори сущность всякого индивида духовна, потому именно духовная жизнь образует основу всякого человеческого существования, состояния его здоровья, его самочувствия. По словам И.М. Меликова, молодой «человек - это, прежде всего, духовное, а потом социальное и природное существо» [7].
Современное (светское) понимание здоровой духовности молодежи, которое соответствует обществу и общечеловеческим ценностям подразумевает такие качества (элементы), как: 1) отсутствие корысти в мыслях, словах и поступках; 2) свободный ум, гибкое мышление; 3) умение чувствовать красоту окружающего мира; 4) веру в высшую справедливость; 5) законопослушность, почтение к морально-этическим нормам, принятым в обществе; 6) душевное богатство, человеколюбие; 7) бескорыстная помощь нуждающимся; 8) готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире возрастало; 9) борьба с собственным эгоизмом, равнодушием и бездеятельностью; 10) любовь к людям и жизни; 11) образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения; 12) сила воли и устремление к самосовершенствованию, преодолению трудностей; 13) развитый интеллект и утонченный вкус, не проявление низменности, грубости и злобы. Светское понимание здоровой духовности «предполагает ориентацию на гуманистические ценности и гармонизацию личности без обращения к сверхъестественным силам» [8].
Принципиальное значение в интерпретации духовного здоровья молодежи, считает В.Э. Войцехович, играет понятие нормы. Это система духовных и психических свойств молодого человека, позволяющих ему «быть похожим» на социальное (коллективное) окружение и выполнять две важные социальные функции - сохранение и развитие себя как личности:
- во-первых, как индивида, стремящегося к личностной самореализации в социуме (превращению потенциального состояния в актуальное, реализации собственных личностных возможностей, постижению смысла жизни, практической реализации главной мечты);
- во-вторых, как коллективного социального существа, призванного выполнять в обществе определенные социальные функции [9].
О нормативной составляющей духовного здоровья студенческой молодежи говорит и О.Ф. Волочаева, утверждая, что нормой духовного здоровья является такая степень соблюдения учащейся молодежью требований и ожиданий духовно-нравственного характера, «которая в
данных конкретно-исторических условиях не приводит к нарушению нормального функционирования вуза как системы и нарушению социального порядка в обществе» [10, с. 14].
Духовная жизнь учащейся молодежи является необходимым условием формирования ее духовного здоровья. Специфика социологического подхода к духовной жизни состоит в том, что последняя не сводится к совокупности идеальных явлений, а характеризуется как более содержательное образование, которому присущи социальные институты, занятые духовным производством и распространением его продуктов, социальные носители духовного.
Духовное здоровье функционирует как на уровне сознания личности, так и на уровне практической жизнедеятельности молодых людей, охватывает все многообразие жизнедеятельности общества, социальных групп и каждой личности, а соответственно условия и факторы этой деятельности. Духовное здоровье учащейся молодежи можно определить как относительно самостоятельную область общественной жизни, основу которой составляют процессы духовной деятельности данной социальной группы. Как подчеркивает Е.В. Викторова, основными слагаемыми духовного здоровья личности молодого человека являются: общественное сознание, процессы духовной деятельности личности (производство общественного сознания, его распространение и усвоение в общественно организованных формах) и общественные отношения (в том числе и институализированные) между субъектами духовной деятельности [11, с. 10].
По мнению зарубежных социальных психологов П. Хилла, К. Паргамента и Р. Худа, духовное здоровье личности оказывается такой дефиницией, которая более применима для описания индивидуального и общественного состояния сознания, социального опыта и отождествляется с такими явлениями, как «сознательное восприятие и мышление» [12].
Среди зарубежных авторов особый вклад в развитие категории духовного здоровья внесли следующие ученые: А. Ахиезер, Д. Тэйси, Д. Джордан, С. Шнайдерс, П. Хилас. По С. Шнайдерсу, в основе духовного здоровья учащейся молодежи лежит понятие здорового духа, обусловленного стремлением молодого индивида к личностному росту, доверием к себе, открытостью всему тому, что может приносить социальное благо и пользу на основе партнерских отношений. Духовное здоровье есть не что иное, как проявление жизни здорового духа партнерских отношений или жизни, детерминируемой духом социального партнерства [13].
П. Хилас полагает, что духовно здоровую жизнь молодежи следует воспринимать не просто в контексте установленных ролей и институциональных обязательств, а как саму жизнь, раскрывающую источник смысла, самораскрытие, личностное развитие молодых людей. Духовное здоровье молодежи проявляется в духовной жизни, причастности жизненному миру. Духовное здоровье тесно связано с творческим потенциалом молодого человека, отношениями с самим собой, с другими [14]. Действительно, духовное здоровье учащейся молодежи включает
систему духовно-нравственных норм и ценностей духовного пространства ее жизнедеятельности. Из духовного пространства молодой человек берет готовые способы решения реальных проблем. Духовность является пространством, где формируется и развивается личность всякого молодого человека. Российский социолог Рагимова О.А. определяет категорию духовного здоровья учащейся молодежи как комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения молодого человека в обществе. Духовное здоровье опосредовано духовностью молодого человека [15].
Составными элементами духовного пространства могут выступать: моральные нормы, система духовно-нравственных ценностей, духовная культура.
Американский социолог К. Руф, рассуждая о здоровой сознательной духовности, раскрывает ее путем описания четырех основных элементов: 1) здоровая духовность выступает в качестве источника высших ценностей и смысла; 2) здоровая духовность как способ восприятия жизненного мира; 3) руководство для рефлексивного осознания «внутреннего Я» личности; 4) сознательная способность индивида объединить различные аспекты в единое целое. Причем, как подчеркивает К. Руф, современные поиски здоровой духовности среди молодых поколений - это проявление интенции реконструировать свою жизнедеятельность [16].
Таким образом, мы полагаем, что в исследованиях духовного здоровья учащейся молодежи следует исходить из понимания его как состояния, детерминированного духовной жизнью и реальным процессом жизнедеятельности молодых людей. Духовное здоровье учащейся молодежи - это особая нравственная ценность, позволяющая определять личностные цели и смыслы этой особой группы. Не только физически, социально, но и духовно здоровая молодежь может создать здоровое, сильное общество и государство.
Литература:
1. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов н/Д.: СКНЦ ВШЮФУ, 2014. - 230 с.
2. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности. М.: ИНФРА-М, 2017. - 264 с.
3. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. -235 с.
4. Гафиатулина Н.Х. Снижение институциональных рисков в сфере образования как условие повышения социального здоровья молодежи // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. №1 (39). 2015. С. 18-23.
5. Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социоструктурном контексте: автореферат дис. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2007. - 27 с.
6. Муллахмедова С.С., Шихалиева Д.С., Гафиатулина Н.Х., Загирова Э.М. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала: ДГТУ, 2017. 189 с.
7. Меликов И.М. Духовное бытие свободы: монография. М.: РГСУ, 2013. - С. 9.
8. Панькова И.И. Здоровьетворящее образование в контексте православной педагогической традиции. Ростов н/Дону, 2011. - С. 58-59.
9. Войцехович В.Э. Духовное здоровье: норма и патология // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Институт человека РАН, 2002. - С. 16.
10. Волочаева О.Ф. Влияние вузовской социализации на нравственное здоровье студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь. 2005.
11. Викторова Е.В. Социология духовной жизни. Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2010. - 80 с.
12. Hill P., Pargament K., Hood R. ets. Condeptualiziting Religion and Spirituallity: Points of Commonality, Points of Departure // Journal for the Theory of Social behavior. 2000. Vol. 30. №1. P. 55.
13. Snhneiders S.M. Religion and spirituality: Strangers, Rivals or Partners? // The Santa Clara Lectures. 2000. Vol. 6. №2/ P. 14.
14. Heelas P. The holistic Milieu and Spirituality: reflections on Voas and Bruce - A sociology of Spirituality / Ed.by K. Flanagan. Un. Of Durham, Uk, Ashgate, 2007. P. 15.
15. Рагимова О.А. Теоретические основы определения понятия здоровья // Известия Саратовского университета. 2009. Т.9. Вып. 2. Сер. Философия. Социология. Психология. С. 41-47.
16. Roof W.A Generation of Seekers: The Spiritual journeys of the baby boom generation. San Francisco: Harper,1999. P. 35.
Literature:
1. Filyushkina D.V. Spiritual lumpenization of Russian society: determining factors and social manifestations. Rostov n / a .: SKNTS VS SFU, 2014. - 230p.
2. Vereshchagina A.V., Samygin S.I., Gafiatulina N.Kh. Sociology of security. Moscow: INFRA-M, 2017. 264 p.
3. Gafiatulina N.Kh., Lyubetsky N.P., Samygin S.I. Social health of Russian youth in the era of globalization. Moscow: Rusayns, 2016. - 235 p.
4. Gafiatulina N.Kh. Reducing institutional risks in the sphere of education as a condition for increasing the social health of young people // Education. The science. Innovations: The Southern Dimension. №1 (39). 2015. Pp. 18-23.
5. Gafiatulina N.Kh. Specificity of the attitude of Russian young people to health in the sociostructural context: the author's abstract of the dissertation. Cand. Sociology. Sciences. Rostov-on-Don, 2007. - 27p.
6. Mullakhmedova S.S., Shikhalieva D.S., Gafiatulina N.Kh., Zagirova E.M. Spiritual development of personality in the conditions of modernization of Russian society. Makhachkala: DGTU, 2017. 189p.
7. Melikov I.M. Spiritual being of freedom: a monograph. M., 2013. P. 9.
8. Pankova I.I. Health education in the context of the Orthodox pedagogical tradition. Rostov n / Don, 2011. - P. 58-59.
9. Voytsekhovich V.E. Spiritual health: norm and pathology // Human health: socio-humanitarian and biomedical aspects. M .: Institute for Human Rights of the Russian Academy of Sciences, 2002. - P. 16.
10. Volochayeva O.F. The influence of university socialization on the moral health of student youth: author's abstract. Dis. ... cand. Sociology. Sciences. Stavropol. 2005.
11. Viktorova E.V. Sociology of spiritual life. Penza: PSPU him. V.G. Belinsky, 2010. - 80 p.
12. Hill P., Pargament K., Hood R. ets. Condeptualiziting Religion and Spirituallity: Points of Commonality, Points of Departure // Journal for the Theory of Social behavior. 2000. Vol. 30. №1. P. 55.
13. Snhneiders S.M. Religion and spirituality: Strangers, Rivals or Partners? // The Santa Clara Lectures. 2000. Vol. 6. №2. P. 14.
14. Heelas P. The holistic Milieu and Spirituality: reflections on Voas and Bruce - A sociology of Spirituality / Ed.by K. Flanagan. Un. Of Durham, Uk, Ashgate, 2007. P. 15.
15. Ragimova OA Theoretical bases of definition of concept of health // Izvestiya of the Saratov university. 2009. T.9. Issue. 2. Ser. Philosophy. Sociology. Psychology. Pp. 41-47.
16. Roof W.A Generation of Seekers: The Spiritual journeys of the baby boom generation. San Francisco: Harper,1999. P. 35.