УДК 316
Сущенко Сергей Анатольевич
кандидат психологических наук, профессор, кафедра психологии и педагогики.
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт
Жидяева Елена Сергеевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры технологий сервиса и деловых коммуникаций.
Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
Zhidyaeva-Elena@mail. ru
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук,
профессор кафедры управления персоналом и социологии. Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ РИНХ)
[email protected] Sergey A. Soutchenko
andidate of psychological Sciences, professor,
Nevinnomyssk state humanitory and technical institute Chair of Pedagogy and psychology
[email protected] Elena S. Zhidyaeva
candidate of sociological Sciences, associate professor of technologies of service and business communications,
The Academy of marketing and social information technology- IMSIT
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Экстремизм в среде российской молодежи: социальные и психологические истоки возникновения
Extremism among Russian youth: the social and psychological origins of the emergence
Аннотация. Склонность к экстремизму современной российской молодежи вполне реальна, и потому требует пристального всестороннего внимания и научного изучения. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. Данная статья посвящена осмыслению социально-психологических истоков возникновения экстремизма в молодежной среде, в числе которых объективные социальные
условия общества и субъективные социально-психологические факторы, состояние сознания и противоречивого поведения российской молодежи.
Ключевые слова: российская молодежь, молодежная среда, социально-психологические причины экстремизма, факторы экстремизма, общество.
Abstract: The propensity to extremism of contemporary Russian youth is quite realistic, and therefore requires close all-round attention and scientific study. It is young people who represent a risk group inclined to aggressively extremist actions. This article is devoted to understanding the socio-psychological origins of the emergence of extremism in the youth environment, including objective social conditions of society and subjective socio-psychological factors, the state of consciousness and contradictory behavior of Russian youth.
Keywords: Russian youth, youth environment, socio-psychological causes of extremism, factors of extremism, Russian society.
Проблема молодежного экстремизма в российском обществе в последние полтора десятилетия приобретает все большую значимость. Социально-психологические аспекты актуальности проблемы исследования состоят в особом статусе экстремизма в иерархии социально-психологических проблем, поскольку молодежь является одной из наиболее уязвимых для экстремизма социальных групп. Молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является благодатной почвой, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Широкое распространение молодежного экстремизма - это свидетельство недостаточной социально-психологической адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения. Экстремизм, экстремистское сознание и поведение в молодежной среде, - явления чрезвычайные, зачастую влекущие за собой серьезные последствия для государства, общества и личности [1].
Активизация молодежного экстремизма в российском социуме, по мнению ряда ученых, рассматривающих проблемы экстремизма, истоки, факторы и детерминанты экстремистских проявлений в среде российской молодежи, обусловлена:
- с одной стороны, объективными социальными условиями общества на фоне затянувшегося периода реформирования, рискогенности и неопределенности (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, Ж.Т. Тощенко, и др.);
- с другой стороны, - субъективными социально-психологическими факторами, состоянием сознания и противоречивого поведения молодежи (Е.О. Кубякина, Е.П. Олифиренко, Кузьмин А.В., Козлов А.А. и др.).
С социологических позиций сущность молодежного экстремизма детерминирована социально-психологическими особенностями молодости и взаимодействия молодежи как особой социально-демографической группы с обществом. Это проявляется в особенностях группового молодежного сознания и конкретных условий жизнедеятельности молодежи [2].
Истоки молодежного экстремизма имеют сложную социально-
психологическую природу. Психологические истоки молодежного экстремизма кроются в особенностях сознания и поведения молодых людей. Специфика сознания молодежи заключается в его лабильности, трансгрессивности, экстремальном типе сознания. Экстремальность «как различные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении на групповом и индивидуально-личностном уровнях» является, по мнению ведущих отечественных исследователей проблем молодежи В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок, имманентным свойством молодежи [3].
Рассматривая социально-психологические особенности молодежного сознания, к экстремальности можно добавить такие характеристики, как: в максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, внутреннюю противоречивость, неустойчивость психики, обостренное восприятие действительности, низкий уровень толерантности, особую потребность в сопричастности с какой-либо группой, неустойчивую идентичность, специфику молодежной субкультуры и др. , которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом молодежной антисоциальной активности.
Молодежь, будучи становящимся социальным субъектом, легко поддается влиянию различных идей и идеологий, содержащих в себе потенциал не только для конструктивной, но и для деструктивной деятельности. Таким образом, как подчеркивают М.И. Егоров и А.Я. Маргулян, создается опасность криминальной социализации молодежи, при этом нарушается восприятие ею традиционной духовно-ценностной базы воспитания и социализации [4]. Безнравственность и бездуховность повседневной жизни, отсутствие ясных целей, невозможность проявить себя в социально значимых видах деятельности приводят к массовому распространению алкоголизма и наркомании, бездеятельности и лени, с одной стороны, и росту преступности и экстремизма, - с другой [5].
По мнению А.В. Кузьмина, проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования российского общества. Как подчеркивает в своем диссертационном исследовании А.В. Кузьмин, экстремизм в среде современной российской молодежи стал массовым явлением, а количество преступлений экстремистской направленности за последнее десятилетие возросло в 5,7 раз [6].
Согласно статистике нарушений и преступлений экстремистской направленности (по данным ежегодного доклада генерального прокурора РФ Юрия Чайки Совету Федерации): количество выявленных преступлений экстремистской направленности в молодежной среде возросло со 130 (в 2004) до 896 (в 2015), а число нарушений экстремистского характера на 2013 год составляло 52000, а к 2015 году возросло до 70000 [7].
В качестве основных истоков молодежного экстремизма в России по праву можно считать:
- социальные истоки (классовая борьба и возникающие на этой почве неразрешимые антагонистические противоречия);
- психологические: лабильность (подвижность, неустойчивость), трансгрессивность (способность молодежного сознания преодолевать барьеры), экстремальность сознания (разнообразные формы проявления максимализма в сознании и крайностей в поведении), склонность к рискованным формам поведения;
- социально-культурные истоки (глобализационные процессы и кризис современного мира, молодых поколений россиян и их критического рационального мышления) [8].
В контексте данной статьи необходимо указать и на детерминанты психологической и социально-психологической природы, которые обуславливают участие современной молодежи в экстремистской деятельности. С точки зрения современной социальной психологии, в изучении проблемы молодежного экстремизма и агрессии выделяются три аспекта - аффективный, мотивационный, поведенческий. Аффективный аспект содержит в себе взаимосвязанные отрицательные эмоции: гнев, обида, раздражение, отвращение и пр.; мотивационный представлен негативным отношением к человеческой природе в целом (молодежный цинизм), убеждением в недоброжелательном отношении других людей (недоверие, подозрительность, мнительность); поведенческий объединяет формы проявления враждебности в поведении личности молодого человека в целом.
Известный российский исследователь проблемы экстремизма в молодежной среде В.И. Чупров, рассматривая сущность и истоки рассматриваемого явления, на наш взгляд, весьма точно указал на его амбивалентную природу. Суть двойственной природы экстремизма в молодежной среде заключается в том, что именно, какие причины побуждают молодых людей к экстремистским проявлениям: это либо психологические, «внутренние причины, вытекающие из социально-групповых особенностей самой молодежи», либо социальные «внешние, связанные с использованием молодых людей для политических, национальных, религиозных, криминальных целей» [9]. Согласно эмпирическим данным, представленным В.И. Чупровым, оппозиционные настроения питают 27,5% молодых респондентов, националистические -11,7%, протестные - 10,6%, прокремлевские - 25,7%, правозащитные - 8,3%. Данное распределение демонстрирует, что в современном сознании российской молодежи преобладают оппозиционные настроения [9].
Мы полагаем, что внутренними предпосылками, психологическими истоками возникновения молодежного экстремизма являются внутриличностные противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений, таких как: нигилизм и фанатизм; открытость и замкнутость; ранимость, застенчивость и агрессивность; подверженность внешнему влиянию и вызов обществу, протест; привязанность к семье и вызов семье; желание утвердиться в новой среде и отсутствие цели в жизни; копирование западной культуры и нежелание быть похожими на других, быть «как все». Внешние противоречия возникают при взаимодействии с социумом: при столкновении с его жесткими требованиями, влиянием СМИ и молодежных
компаний, воздействием криминогенных структур и пр., что зачастую способствует формированию экстремальных типов молодежного сознания и поведения.
Л.А. Апанасюк утверждает, что первичными истоками зарождения экстремизма среди российской молодежи выступают «средовые предпосылки»: нарастающая социальная напряженность, неравенство молодежи (социальное и экономическое), социальное неблагополучие, низкий культурный уровень некоторых социальных, этнических и религиозных молодежных групп, размывание системы духовных ценностей, падение престижа власти [10].
О том, что источниками порождения экстремисткой деятельности молодежи могут выступать социальные условия пишут также Г.А. и Л.А. Новиковы. В числе таких источников: деформация политических институтов; резкое падение жизненного уровня, безработица, ухудшение социальных перспектив значительной части населения; чувство социальной и личной нереализованности, неполноты бытия; исторические обиды, религиозная роль и дискриминация; амбиции лидеров политических партий, их стремление использовать национальный или религиозный фактор для достижения своих корпоративных целей и удовлетворения личных интересов; ориентация лидеров и факторов политического процесса на экстремальные средства деятельности [11].
Таким образом, можно резюмировать, что истоки российского молодежного экстремизма имеют сложную социально-психологическую природу: психологическими истоками возникновения молодежного экстремизма являются внутриличностные противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений; социальными - состояние кризиса современного российского общества и социальной неопределенности.
Следовательно, мероприятия по профилактике молодежного экстремизма со стороны государства и общества должны учитывать описанные выше детерминанты.
Литература:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Маркова Ю.В. К вопросу о специфике феномена молодежного экстремизма // Проблемы правоохранительной деятельности. 2012. №1. С. 72-76.
3. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2009. №1 (89). С. 146-166.
4. Егоров М.И., Маргулян Я.А. Молодежный экстремизм как социальное явление // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6944 (дата обращения: 22.10.2017).
5. Муллахмедова С.С., Шихалиева Д.С., Гафиатулина Н.Х., Загирова Э.М. Духовное развитие личности в условиях модернизации российского общества. Махачкала: ДГТУ, 2017. -189 с.
6. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: автореф. дисс.... уч. степ . д-ра пед. наук. Тамбов, 2014.
7. Генеральная прокуратура: в Российской Федерации все больше преступлений экстремистской направленности / информационное агентство ТАСС// URL: http: // tass.ru/politika/1937790 - 29.09.2015.
8. Гафиатулина Н.Х., Любецкий Н.П., Самыгин С.И. Социальное здоровье российской молодежи в эпоху глобализации. М.: РУСАЙНС, 2016. -235 с.
9. Чупров В.И. Сущность и проявления молодежного экстремизма. URL: http://www. isprras.ru/pics/File/Chuprov.pdf.
10. Апанасюк Л.А. Ксенофобия в молодежной среде: социокультурный подход: монография. Тамбов, 2013. 182 с.
11. Новикова Г.А., Новикова Л.А. Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде. Архангельск, 2014. 46 с.
Literature:
1. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
2. Markova Yu.V. On the specificity of the phenomenon of youth extremism / / Problems of law enforcement. 2012. №1. Pp. 72-76.
3. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Extremism among youth // Monitoring of public opinion. 2009. № 1 (89). Pp. 146-166.
4. Egorov M.I., Margulyan Ya.A. Youth extremism as a social phenomenon // Modern problems of science and education. 2015. №5. URL: https://science-education.ru/en/article/view?id=6944 (reference date: 22.10.2017).
5. Mullakhmedova S.S., Shikhalieva D.S., Gafiatulina N.Kh., Zagirova E.M. Spiritual development of personality in the conditions of modernization of Russian society. Makhachkala: DGTU, 2017. - 189p.
6. Kuzmin A.V. Socio-cultural prevention of extremism in the youth environment: the author's abstract. diss. uch. step. Dr. ped. sciences. Tambov, 2014.
7. The Prosecutor General's Office: there are more and more extremist crimes in the Russian Federation / TASS news agency // URL: http: // tass.ru/politika/1937790 - 29.09.2015.
8. Gafiatulina N. Kh., Lubetsky NP, Samygin S.I. Social health of Russian youth in the era of globalization. Moscow: Rusays, 2016. - 235p.
9. Chuprov V.I. The essence and manifestations of youth extremism. URL: http://www. isprras.ru/pics/File/Chuprov.pdf.
10. Apanasyuk L.A. Xenophobia in the youth environment: sociocultural approach: monograph. Tambov, 2013. 182 p.
11. Novikova G.A., Novikova L.A. Prevention of extremist manifestations in the youth environment. Arkhangelsk, 2014. 46p.