УДК 316
Голобородько Андрей Юрьевич
доктор политических наук, кандидат филологических наук, доцент, директор Таганрогского института имени АЛ. Чехова (филиала) Ростовского государственного экономического университета [email protected]
Латышева Анна Тимофеевна
кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и социокультурного развития личности Таганрогского института
. . ( ) Ростовского государственного экономического университета [email protected]
Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом и социологии Ростовского государственного экономического университета [email protected]
Andrey Yu. Goloborodko
doctor of political sciences, candidate of philological sciences, associate professor, Director of Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics (RINH) [email protected]
Anna T. Latysheva
candidate of sociological sciences,
the associate professor of pedagogics and
sociocultural development of
the identity of the Taganrog institute of
A.P. Chekhov - branch of
the Rostov state economic university
Sergei I. Samygin
doctor of sociological sciences, professor of department of personnel management and sociology of the Rostov state economic university [email protected]
Социокультурные условия
профилактики языка вражды в среде российской молодежи
Social and cultural
conditions of the prevention of hate speech in the russian youth environment
Аннотация. В статье рассматриваются социально-культурные условия профилактики языка вражды и экстремизма в молодежной среде. Эффективность профилактики языка вражды в среде российской молодежи зависит от комплекса мер противодействия экстремизму и языку вражды на основе соблюдения ряда социокультурных условий. Авторы статьи указывают на необходимость консолидации усилий государства и общества с целью демпфирования проблемы распространения языка вражды и интолерантности в полиэтничном и поликонфессиональном пространстве российского общества.
Ключевые слова: язык вражды, экстремистские установки, российская молодежь, социокультурные условия профилактики,российское общество,идентичность.
Annotation. The article deals with the socio-cultural context of hate speech and prevention of extremism in the youth environment. The effectiveness of the prevention of hate speech in the Russian youth environment depends on a complex of measures to counter extremism and hate speech on the basis of compliance with a number of socio-cultural conditions. The authors point to the need to consolidate the efforts of citizens to overcome hate speech and intolerance in the multiethnic and multi-confessional space of Russian society.
Keywords: the language of hatred, extremist installation, the Russian youth, socio-cultural conditions of preventive maintenance, the Russian society, identity, prevention measures.
На современном этапе развития общества наблюдаются две взаимно противоположные тенденции: с одной стороны, благодаря современным высоким технологиям, разрушаются все территориальные границы и барьеры, что
детерминирует необратимые процессы глобализации; а с другой, - стремясь не утратить в условиях тотальной и повсеместной глобализации собственную идентичность, народы, нации и различные сообщества и группы стремятся, во
что бы то ни стало, защитить свои национальные традиции, обычаи, религиозные воззрения и культуру от влияния других. Зачастую это приводит к обострению внутренней политической
ситуации в рамках того или иного полиэтничного
,
различных группах населения.
И одной из наиболее незащищенных и уязвимых социальных групп для возникновения языка вражды и экстремистских настроений является молодежь. По мнению целого ряда ученых, проявления экстремизма и языка вражды в среде современной молодежи в последнее время стали носить более опасный для российского обще, -
ществования государства [1]. Экстремистские настроения и язык вражды в среде российской молодежи стали в российском обществе массо-.
сознания, в увлеченности националистическими,
, -
ми для нашего государства религиозными док,
молодежных движений и групп, а также в совер-
,
действий в связи со своими убеждениями [2].
В среде современной российской молодежи, как мы уже писали в одной из своих статей, наряду с положительными характеристиками стали проявляться тревожные симптомы возникновения и
культивирования языка вражды, девиантного и
, -
,
ценностей [3], духовного и социального нездоровья [4]. А между тем, потеря культурной ццентичности и культивирование языка вражды в среде российской молодежи неизбежно приводит к ослаблению государственных позиций [5].
В связи со сказанным выше актуализируется задача разработки и реализации продуктивного инструментария профилактики противодействия маркерам языка вражды в лингвокультурной среде российской молодежи.
В российском социологическом научном дискурсе проблеме языка вражды и его профилактике посвящены труды А. Гладилина, А. Голобородь-ко, А. Джук, Д. Дубровского, Г. Кожевникова, А. Кочергина, А. Толкачевой, Э. Панарина, А. Серикова, М. Фадеичевой, Р. Филипповаи др. Язык вражды весьма точно отражает специфику межэтнических отношений и связанные с ними . -ческих групп ранее были исторически сформированы ценности уважительного добрососедского совместного сосуществования, их отношения складывались относительно непротиворечиво, то современное полиэтническое население в целом, и молодежь, в частности, имеет отрицательные социальные экспектации по отношению .
, -
следованиях, посвященных российской молодежи, особое внимание фокусируется на изменениях системы ценностных ориентаций, жизнен-
ных планов и устремленностей современной
студенческой молодежи в направлении все
, ,
ориентации на реализацию агрессивного потребительского поведения и распространения экстремистских установок и языка вражды, что является отражением воздействия западных социальных практик [6].
,
применять язык вражды, поскольку ненависть,
,
основаниям (религиозным, этническим) возбуждаются, выражаются и распространяются по. -тельство в сфере противодействия языку вражды находится пока в стадии становления, что отражается в соответствующих правовых документах и научных публикациях [7]. Анализ существующих программ по превентивному противодействию проявлениям экстремизма и языка вражды в среде российской молодежи позволяет нам констатировать односторонность освещения проблемы, недостаточную разработанность программы профилактических мер, учитывающей -
особенности асоциальных молодежных группи-- -
сти [8]. При этом наиболее серьезными нам представляются следующие противоречия:
- между необходимостью глубокого социально-культурного анализа процессов, происходящих в сфере молодежной культуры, и острой потребностью общества и государства в научно аргументированных практических рекомендациях по
профилактике языка вражды;
-
работе по противодействию проявлениям языка вражды в среде российской молодежи и недостаточной разработанностью системы превен-
,
условия формирования толерантности в процес-- ;
-
- -
лодежи и сокращением доступных для значительной части молодежи социально-культурных
благ [9]; -
, -
цию жизненных перспектив и недостаточным учетом этой задачи в системе профилактических мер по противодействию языку вражды и экстремистским настроениям в молодежной среде; - -
лодого человека в самоопределении, культуре межнационального общения и недостаточным уровнем сформированности данного качества у молодых поколений россиян.
Насущная потребность разрешения обозначенных противоречий определяет основную проблему, связанную с научным осмыслением сущности и специфики возникновения молодежных
группировок экстремистского толка и риторики ненависти, а также содержательных, организационных, социально-психологических и социокультурных условий противодействия языку вражды и экстремистским установкам личности в учебно-воспитательном и образовательном процессах [10].
На наш взгляд, одно из измерений дефицита устойчивости традиционных мировоззренческих установок различных групп российской молодежи эксплицируется разрозненностью и нескоор-динированностью действий институтов гражданского общества и власти и отсутствием солидарных действий со стороны различных дискриминируемых групп. К сожалению, обращения и письма по факту языка вражды, риторики ненависти или актов насилия до сих пор остаются индивидуальной гражданской позицией. Необходимо консолидировать усилия граждан для преодоления данного рассматриваемого социального дефекта - языка вражды и интолерантности в полиэтничном и поликонфессиональном пространстве российского общества, грозящих
дальнейшим ростом насилия и крайними появ-. -
лия следует направлять на совместную выработку и внедрение профессиональных стандартов, на просвещение и образование, создание -
и неприятия «языка вражды», в том числе с применением усилий со стороны государственных, политических и общественных деятелей [11]. Существенную роль должны играть объективная
информация о разнообразных этнических и кон, -
нии различных меньшинств и противопоставле-« » « -
». -
ствия общества и государства в области разработки и реализации эффективной технологической платформы противодействия «языку враж-», -
:
- - , -
норм и механизмов саморегулирования в российском социуме в освещении этнических, религиозных и расовых тем, применение языка мира и тер;
- - , -
разовательных курсовдля специалистов различ-
;
- - , -
нимания и взаимной поддержки между различ-
,
и подвергающимися дискриминации; - - , -
ториев, дискуссий, образовательных мероприятий и просветительских кампаний с целью инициирования обширного диалога общественности по проблеме «языка вражды», формирования социально-психологической атмосферы его категорического морального неприятия и серьезно, ;
- - , « -
ды» в системе образования, в рамках педагогической практики, учебно-образовательных дис-
,
учебно-методических пособий и учебников; а также создание механизмов гражданского и профессионального контроля образовательной
[12]; - - ,
политического и юридического сообществ степени адекватности и проблем правоприменения существующих правовых механизмов, направленных на защиту чести и достоинства лиц и , « »;
- - , -
ских партий, государственных, политических и общественных деятелей в деле противостояния «языку вражды» и его последствиям, демонстрация ими вполне недвусмысленной публичной позиции в ответ на проявления нетерпимости, ненависти и вражды, в том числе и в СМИ.
При этом эффективность профилактики языка вражды в среде российской молодежи зависит от комплекса мер противодействия экстремизму
и языку вражды на основе соблюдения социо-
:
- понимания социально-психологических механизмов диалектики нормы и патологии поведенческих стратегий и трансформации языка вражды и экстремального поведения из асоциальных форм деятельности в самодеятельные культурно-творческие молодежные инициативы;
-
вражды и экстремизма, а также выявления классификационных подходов экстремистских органи-
,
на радикальных ццеях, фанатичной преданности и , -
ние формы выражения, как терроризм, религиоз-
.;
- -
культурной деятельности в процесс подготовки лидеров молодежных организаций и проектирования программ профилактики экстремизма и языка вражды в молодежной среде на основе популяризации идей кросс-^ль^рного образования, формирования толерантного сознания, личностного развития участника молодежной организации как субъекта социокультурной деятельности, позволяющего трансформировать молодежную субкультуру в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы и общества в целом в сфере культуры, образования, досуговой и спортивной деятельности.
Социокультурные условия профилактики языка вражды в среде российской молодежи представляют собой комплекс технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, которые включают: организационно-педагогический компонент (овладение личностью знаниями и умениями, необходимыми для жизнедеятельности в мультикультурном про-
странстве); социально-психологический компонент (развитие самодеятельной активности личности, мотивированное участие в культурно, -
Литература:
1. Верещагина AB. Социология безопасности : учебник / A.B. Верещагина, С.И. Самыгин, Н.Х. Гафиатулина и др. М. : ИНФРА-М, 2017. 264 с.
2. Джук АЛ. Молодежный экстремизм как эле-
// -кальского государственного университета. 2011. № 8. С. 62-66.
3. Голобородько А.Ю. Социокультурные особенности языка вражды и экстремизма в среде российской молодежи / А.Ю. Голобородько,
. . , . . // , -
науки. 2017. № 1.
4. Shakhbanova M.M. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth / M.M. Shakhbanova, N.Kh. Gafiatulina, A.V. Veresh-chagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt // Social Science (Pakistan). 2016. T. 11. № 16. C. 3886-3893.
5. Голобородько А.Ю. Дискурс «мягкой силы» в
контексте конструирования имиджа современной
:
конкурентной идентичности / А.Ю. Голобородько, A.B. Сериков // Гуманитарий Юга России. 2015. 4. . 41-50.
6. . .
практики как способ идентификации российской студенческой молодежи / Н.Х. Гафиатулина, A.B. Верещагина, М.М. Шахбанова // The Caucasus and the World. 2015. № 2 (42). С. 158-164.
7. . . : -сурсы, методы воздействия и ключевые риски /
. . , . . , . . // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9.
8. Hate Speech Law and Legal Definition [Электронный ресурс]. URL: http: // definitions. uslegal. com/ h/hate-speech/
9. . .
и национальная безопасность России / А.Ю. Голобородько, A.B. Лубский, A.B. Сериков. Ростов н/Д., 2014., 304 с.
10. Гафиатулина Н.Х. Социальна я коммуникация в профилактике конфликтов : учебно-методическое пособие / Н.Х. Гафиатулина, С.И. Самыгин. М. : РУСАЙНС, 2016. 164 с.
11. . . -: . ., 2007. 259 .
12. Тарасенко A.B. Моделирование профессиональной социализации студенческой молодежи в условиях неопределенности / Л.В. Тарасенко, O.A. Нор-^евян, В.А. Кирик и др. Ростов н/Д., 2016. 220 с.
культурном и межэтническом взаимодействии); кадровый компонент (изучение менеджмента социально-культурной деятельности в процессе подготовки лидеров молодежных организаций).
Literature:
1. Vereshchagina A. V. Security Sociology : textbook / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, N.K. Gafiatulina and other. M. : INFRA-M, 2017. 264 p.
2. Juke A.A. Youth extremism as an element of youth maladjustment // Bulletin of the Trans-Baikal State University. 2011. № 8. P. 62-66.
3. Goloborodko A.Y. Socio-cultural features of manifestations of hate speech and extremism in the Russian youth environment / A.Y. Goloborodko, A.T. Latysheva, S.I. Samygin // Humanitarian, socioeconomic, and social sciences. 2017. № 1.
4. Shakhbanova M.M. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth / M.M. Shakhbanova, N.Kh. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin, S.I. Imgrunt // Social Science (Pakistan). 2016. T. 11. № 16. C. 3886-3893.
5. Goloborodko A.Y. The discourse of «soft power» in the context of constructing the image of modern Russia: the factors and technologies of formation of competitive identity / A.Y. Goloborodko, A.V. Serikov // Humanists in southern Russia. 2015. № 4. P. 41-50.
6. Gafiatulina N.K. Everyday social practices as a way to identify the Russian student's youth / N.K. Gafiatulina, A.V. Vereshchagina, M.M. Shakhbanova // The Caucasus and the World. 2015. № 2 (42). P. 158-164.
7. Samygin S.I. Information War: resources, methods of influence and key risks / S.I. Samygin, A.V. Kuznetsova, A.T. Latysheva // Humanitarian, socio-economic, and social sciences. 2016. № 8-9.
8. Hate Speech Law and Legal Definition [3fleKTpoHHbiii pecypcj. URL: http: // definitions. uslegal. com/h/hate-speech/
9. Goloborodko A.Y. Cultural identity and national security of Russia / A.Y. Goloborodko, A.V. Lubskiy, A.V. Serikov. Rostov n/D. 2014., 304 p.
10. Gafiatulina N.K. Social communication in the prevention of conflicts : a teaching aid / N.K. Gafia-tulina, S.I. Samygin. M. : RUSAYNS, 2016. 164 p.
11. Verkhovskii A.M. Hate speech against societ y: scientific publication. M., 2007. 259 p.
12. Tarasenko L.V. Modelling of professional socialization of student's youth in conditions of uncertainty / L.V. Tarasenko, O.A. Nor-Arevyan, V.A. Kirik. Rostov n/D., 2016.220 p.