Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КУРСАНТ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПОНЕНТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брылева Юлия Александровна, Базулина Анна Анатольевна

В настоящем исследовании рассматривается самостоятельная подготовка как необходимый и важнейший компонент в образовательном процессе курсантов, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Авторы связывают самостоятельную подготовку курсантов с организацией и содержанием образовательного процесса, который формирует профессиональные компетенции столь необходимые в будущей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Также авторами отмечено, что самостоятельная подготовка курсантов способствует развитию личностных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел: саморазвитию и самоорганизованности, в том числе и посредством рефлексивного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брылева Юлия Александровна, Базулина Анна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PREREQUISITES FOR THE JUSTIFICATION OF INDEPENDENT TRAINING OF CADETS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In this study, independent training is considered as a necessary and most important component in the educational process of cadets studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors link the independent training of cadets with the organization and content of the educational process, which forms professional competencies that are so necessary in the future professional activities of employees of internal affairs bodies. The authors also noted that independent training of cadets contributes to the development of personal qualities of future employees of internal affairs bodies: self-development and self-organization, including through reflexive analysis.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

УДК 378; ББК 74

DOI 10.24412/2658-638Х-2021 -1-100-102

© Брылева Ю.А., Базулина А.А. 2021

THEORETICAL PREREQUISITES FOR THE JUSTIFICATION OF INDEPENDENT TRAINING OF CADETS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

OF RUSSIA

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБОСНОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ

МВД РОССИИ

Yuliya A. Bryleva,

Teacher of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities of the Moscow University of the MIA of the Russian named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogics Sciences 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

Юлия Александровна Брылева,

старший преподаватель кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Anna A. Bazulina,

Docent of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities of the Moscow University of the MIA of the Russian named after V. Ya. Kikot', Candidate of Pedagogics Sciences 12 Akademika Volgina str., Moscow, 117997

Анна Анатольевна Базулина,

доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук 117997, г Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Для цитирования: Брылева Ю.А., Базулина А.А. Теоретические предпосылки обоснования самостоятельной подготовки курсантов в образовательных организациях системы МВД России. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 100-102.

Научная специальность: 13.00.05 - теория, методика и организация социально-культурной деятельности.

Abstract. In this study, independent training is considered as a necessary and most important component in the educational process of cadets studying in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors link the independent training of cadets with the organization and content of the educational process, which forms professional competencies that are so necessary in the future professional activities of employees of internal affairs bodies. The authors also noted that independent training of cadets contributes to the development of personal qualities of future employees of internal affairs bodies: self-development and self-organization, including through reflexive analysis.

Аннотация. В настоящем исследовании рассматривается самостоятельная подготовка как необходимый и важнейший компонент в образовательном процессе курсантов, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. Авторы связывают самостоятельную подготовку курсантов с организацией и содержанием образовательного процесса, который формирует профессиональные компетенции столь необходимые в будущей профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Также авторами отмечено, что самостоятельная подготовка курсантов способствует развитию личностных качеств будущих сотрудников органов внутренних дел: саморазвитию и самоорганизованности, в том числе и посредством рефлексивного анализа.

Keywords: educational process, cadet, self-development, independent training, components of the educational process.

Ключевые слова: образовательный процесс, курсант, саморазвитие, самостоятельная подготовка, компоненты образовательного процесса.

Современные условия социокультурного об- них дел (далее - ОВД) стратегического мышления щества требуют от сотрудника органов внутрен- и оперативных действий. Учитывая все условиях

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

современной жизнедеятельности, сотрудник ОВД обязан (с учетом всех прерогатив нормативно-правовых актов, регулирующих их профессиональную и служебную деятельность) проявлять самостоятельность и решительность в особо критичных ситуациях. Например, в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью граждан, в том числе подрастающему поколению [1, C. 58]. Все сказанное лишь подкрепляет необходимость в профессиональном развитии и становлении сотрудника ОВД [3, С. 22].

Ценность образовательного процесса, в данном случае, заключается в формировании у обучающихся (курсантов образовательных организаций МВД России) компетенций, утвержденных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки и основными профессиональными образовательными программами высшего образования (ОПОП ВО - утвержденных в образовательной организации), а также навыков самостоятельной работы, метакогнитивности и ау-торефлексии.

Опираясь на позиции И.Ф. Исаева, В.А. Сла-стенина, Е.Н. Шиянова и др., подчеркнем, что сущностной характеристикой образовательного процесса выступает его целостность - не разделимость и релятивная автономность его компонентов (В.А. Сластенин). В свою очередь целостность образовательного процесса невозможна без системного подхода и его прикладного характера (Ю.К. Бабанский). В основу системного подхода заложена взаимосвязь структурных компонентов образовательного процесса, объединенных общей целью и задачами, направленными на планомерное и поступательное развитие личности -что возможно лишь в рамках субъект-субъектного взаимодействия (преподаватель - курсант (ы)). Подчеркнем, что педагогическое взаимодействие включает в себя: педагогическое воздействие (т.е. профессиональную деятельность преподавателя) и ответную реакцию курсантов (обучающихся, слушателей).

Ведущей целью образовательного (учебного) процесса выступает всестороннее развитие и социальная зрелость обучающегося (Г.М. Фридман) [3, С. 27]. Соответственного главным принципом, для достижения этой цели, выступает принцип самостоятельности (саморазвитие, самовоспитание, самоорганизация, самосовершенствование, метакогнитивность и ауторефлексия) обучающихся в образовательном процессе. Самостоятельная подготовка имманентно (от лат. - пребывающий в чем-либо) включена во все педагогические ка-

тегории: воспитание, обучение, развитие. В образовательных организациях МВД России, в частности в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя (и его филиалах), в Санкт-Петербургском университете МВД России самостоятельная подготовка включена в воспитательный процесс: «...самостоятельная подготовка... является важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса» [2, С. 289]. В целом же, стоит подчеркнуть, что в ведомственных образовательных организациях остро стоит вопрос об оптимизации самостоятельной подготовки курсантов (слушателей) и ее методического обеспечения, с учетом профиля подготовки [5, С. 156].

Самостоятельная подготовка курсантов МВД России подразумевает под собой активную когнитивную деятельность обучающихся направленную на достижение дидактических (образовательных) целей. Самостоятельная подготовка курсантов МВД России проводится на площадках образовательных организаций в специально отведенное время, как правило, после окончания учебных занятий. Функции самостоятельной подготовки различны: и прагматические, и дидактические, и коммуникативные. Но, главнейшей функцией и целью, на наш взгляд, должна быть функция саморазвития и самовоспитания - самостоятельного достижения и поиска ответов на поставленные профессорско-преподавательским составом задач (например, поиск ответов к case-study).

Ведущими признаками плодотворной самостоятельной подготовки будут выступать: самостоятельность обучающихся в поиске ответов для логического разрешения задач; умение оперировать полученными знаниями и умениями в контексте учебной дисциплины, учитывать междисципли-нарность; воспитание мотивации и воли в целях необходимости доведения, полученного (назначенного) дела, до его логического завершения.

Субстанциональная роль в организации и проведении самостоятельной подготовки курсантов отводится профессорско-преподавательскому составу кафедр образовательной организации. Проблемой в данном случае выступает неподготовленность курсантов младших курсов, как правило - это бывшие школьники, которые в виду отсутствия навыков самоорганизации и самодисциплины не стремятся к развитию способностей. Практический опыт же показывает, что возвращение к традиционным формам проведения самостоятельной подготовки: контроль и назначение индивидуального (парного) задания, - являются самыми актуальными и полезными в процессе обучения и воспитания курсантов.

Необходимо отметить значимость интереса курсантов к самостоятельной подготовки, которая будет лишь возрастать при грамотной, дидактической работе профилирующей кафедры. Мероприятия, планируемые кафедрой для проведения самостоятельной подготовки будут иметь свою ценность в том случае, если они направлены на активизацию когнитивных способностей курсантов. Например, мастер-классы (приводим два примера):

- по подбору научно-исследовательской и методической литературы в целях написания рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, научных статей;

- по дискуссии о вкладе ученых (И.П. Иванов, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, В.А. Сухом-линский, В.Ф. Шаталов, С.Т. Шацкий и многие другие) в развитие профессии «социальный педагог» (инспектор по делам несовершеннолетних), их личный опыт в работе с несовершеннолетними, биография, пути творческого и профессионального становления.

Таким образом, самостоятельная подготовка затрагивает все категории образовательного процесса. Подводя итог, подчеркнем, что несмотря на множество научных трудов (диссертационных исследований, монографий, научных статей и прочее) (Елагина В.С., Притугина М.Б., Шала-мов В.В. и др.) о самостоятельной подготовке курсантов, в том числе и курсантов образовательных организаций МВД России, вопросы дидактического и прикладного аспектов в данном направлении остаются открытыми.

Библиографический список

1. Ананьин О.Ю., Евсеева И.Г., Хорошавина Г.Д. О возможностях инновационных преобразований в профессиональной подготовке будущих специалистов органов внутренних дел // Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: организационно-методические основы моделирования научно-методического исследования в профессиональном образовании: сборник научных статей. М. : Московский государственный областной университет, 2019. С. 57-61.

2. Воронина А.С. Теоретический анализ подходов к профессионально-личностному развитию сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 289-291.

3. Никитская Е.А. Межведомственное взаимодействие в образовательных организациях как механизм ресоциализации подростков с девиантным

поведением / Е.А. Никитская, М.В. Никитский // Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 2018. № 1. - С. 21-23.

4. Никитская Е.А. Формы психологической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с де-виантным поведением // Психология и право. 2017. Т. 7, № 1. С. 25-33.

5. Ульянова И.В. Подготовка социальных педагогов к профессиональной деятельности в контексте кластерного подхода / И.В. Ульянова // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: Материалы XXVI Рязанских чтений / под общ. ред. Л.А. Байковой, Н.В. Мартишиной. Рязань : Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2019. С. 156-159.

References

1. Anan'in O.YU., Evseeva I.G., Horoshavina G.D. O vozmozhnostyah innovacionnyh preobra-zovanij v professional'noj podgotovke budushchih specialistov organov vnutrennih del // Povyshenie kachestva podgotovki kadrov v sovremennyh uslovi-yah razvitiya obrazovaniya: organizacionno-metodi-cheskie osnovy modelirovaniya nauchno-metodich-eskogo issledovaniya v professionalem obrazovanii: sbornik nauchnyh statej. - M.: Moskovskij gosudarst-vennyj oblastnoj universitet, 2019. - S. 57-61.

2. Voronina A.S. Teoreticheskij analiz podhodov k professional'no-lichnostnomu razvitiyu sotrudnik-ov podrazdelenij predvaritel'nogo sledstviya MVD Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2017. № 6. - S. 289-291.

3. Nikitskaya E.A. Mezhvedomstvennoe vzaimod-ejstvie v obrazovatel'nyh organizaciyah kak mekha-nizm resocializacii podrostkov s deviantnym povede-niem / E.A. Nikitskaya, M.V. Nikitskij // Mezhdun-arodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki sluzhebnoj deyatel'nosti. - 2018. № 1. - S. 21-23.

4. Nikitskaya E.A. Formy psihologicheskoj raboty po preodoleniyu negativnyh faktorov v professional'nom samoopredelenii podrostkov s devi-antnym povedeniem // Psihologiya i pravo. - 2017. -T. 7, № 1. - S. 25-33.

5. Ul'yanova I.V. Podgotovka social'nyh peda-gogov k professional'noj deyatel'nosti v kontekste klasternogo podhoda / I.V. Ul'yanova // Moderni-zaciya obrazovaniya: problemy obshchego, srednego professional'nogo i vysshego obrazovaniya: Materi-alyXXVI Ryazanskih chtenij / pod obshch. red. L.A. Bajkovoj, N.V. Martishinoj. - Ryazan': Ryazanskij go-sudarstvennyj universitet imeni S.A. Esenina, 2019. -S. 156-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.