Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонов Дмитрий Анатольевич, Дементьев Владимир Львович

Работа посвящена совершенствованию профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России посредством формирования у курсантов профессионально значимых качеств личности. Выявление специализированных волевых качеств сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя, позволило конкретизировать и формализовать педагогические воздействия на курсантов на занятиях по физической подготовке, а в целом разработать педагогическую технологию формирования данных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Платонов Дмитрий Анатольевич, Дементьев Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPECIALIZED STRONG-WILLED QUALITIES OF POLICE OFFICERS IN CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The work is devoted to improving professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the formation of professionally significant personal qualities in cadets. The identification of specialized strong-willed qualities of employees of internal affairs departments engaged in operational and official activities related to the suppression of offenses with active counteraction of the offender, allowed to concretize and formalize the pedagogical effects on cadets in physical training classes, and in general to develop pedagogical technology for the formation of these qualities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2020-10408 © Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев, 2020

Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Дмитрий Анатольевич Платонов,

начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Владимир Львович Дементьев, профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки,

доктор педагогических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Работа посвящена совершенствованию профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России посредством формирования у курсантов профессионально значимых качеств личности. Выявление специализированных волевых качеств сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя, позволило конкретизировать и формализовать педагогические воздействия на курсантов на занятиях по физической подготовке, а в целом разработать педагогическую технологию формирования данных качеств.

Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, профессиональная подготовка, психические способности и качества, физическая подготовка, волевые качества, педагогическая технология.

FORMATION OF SPECIALIZED STRONG-WILLED QUALITIES OF POLICE OFFICERS IN CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Dmitriy A. Platonov,

Head of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Vladimir L. Dement'ev,

Professor of the Department of Physical Training of the educational and scientific complex of special training,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The work is devoted to improving professional training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the formation of professionally significant personal qualities in cadets. The identification of specialized strong-willed qualities of employees of internal affairs departments engaged in operational and official activities related to the suppression of offenses with active counteraction of the offender, allowed to concretize and formalize the pedagogical effects on cadets in physical training classes, and in general to develop pedagogical technology for the formation of these qualities.

Keywords: operational and service activities, professional training, mental abilities and qualities, physical training, strong-willed qualities, pedagogical technology.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Формирование специализированных волевых качеств сотрудников полиции у курсантов образовательных организаций МВД России. Вестник экономической безопасности. 2020;(6):320-4.

Актуальность. В последнее десятилетие как в нашей стране, так и за рубежом существенно возросли требования к профессиональной подготовленности сотрудников полиции. Данное положение в основном связано с такими причинами, как: рост эмиграционных процессов, усиление террористиче-

ских угроз, сложность социально-экономической и эпидемиологической ситуации в мире, которые во многом обусловлены глобализацией общества.

Концепция кадровой политики МВД России [1; 2 и др.] определяет ключевые профессиональные требования к сотрудникам полиции, которые нашли

свою детализацию в Наставлениях по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел (ОВД) [3]. Значимость данных требований и их реализуемость в профессионально-прикладной подготовленности сотрудников ОВД состоит в том, что именно от их физической и психической готовности защищать закон и правопорядок в основном зависит успешность борьбы с преступностью, сохранение жизни и здоровья граждан, самих сотрудников полиции, а в целом - сохранение и укрепление государственности в нашей стране.

Специфика профессиональной деятельности сотрудников ОВД заключается в необходимости контакта с маргинальными личностями и преступниками, а также разрешения возникающих при этом конфликтных ситуаций. Успешное и эффективное решение профессиональных задач в негативной среде и, зачастую, при наличии «стрессовой обстановки», т.е. на фоне нервного напряжения, эмоционального и физического утомления, сотрудник ОВД должен осуществлять на основе целого ряда специальных профессиональных двигательных компетенций, сформированных психических способностей и специализированных качеств. Для этого сотруднику полиции требуется наличие хорошо развитых физических качеств, владение умениями и навыками применения боевых приемов борьбы (БПБ) для пресечения нападения или активного сопротивления правонарушителя (как одного, так и группы), его задержания и сопровождения в ОВД, уверенность в своих силах, стойкость, решительность и другие специализированные волевые качества.

Формирование специальных двигательных компетенций, психических способностей и качеств, способствующих эффективности их применения при пресечении правонарушения, у сотрудников ОВД и у курсантов образовательных организаций (ОО) МВД России осуществляется на занятиях по физической подготовке. Причем именно физическая подготовка курсантов в ОО МВД России закладывает тот фундамент, на котором формируется профессиональная подготовленность сотрудников ОВД к применению физической силы в процессе оперативно-служебной деятельности. В этой связи ни у кого не возникает сомнений необходимость и потребность существенной модернизации физи-

ческой подготовки курсантов в ОО МВД России в качестве адекватного ответа на современные вызовы для сохранения правопорядка. Неиспользуемым резервом для совершенствования физической подготовки курсантов в ОО МВД России является возможность целенаправленного формирования у них специализированных волевых качеств, характерных для сотрудников полиции, осуществляющих оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя.

Цель исследования - разработка педагогической технологии формирования специализированных волевых качеств в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая подготовка» в ОО МВД России, направленной на совершенствование профессиональной подготовленности курсантов к последующей оперативно-служебной деятельности.

Методы исследования - анализ и обобщение научных данных, представленных в специальной литературе, педагогическое наблюдение, моделирование, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования. Анализ специальной литературы, в которой приведены результаты изучения и воспитания волевых качеств личности, позволил выявить их большую значимость, сложность их выделения в целостной волевой сфере и изучения каждого качества в отдельности, социальную необходимость и востребованность их целенаправленного формирования и развития, в особенности в специфических областях профессиональной деятельности человека. При этом, как указывают специалисты, волевые качества на протяжении жизни способны изменяться и развиваться, а достигают наибольшего развития в процессе трудовой (профессиональной) деятельности [6; 8; 9 и др.]. Причем подготовка молодежи к определенному виду трудовой деятельности в различных специальных ОО уже рассматривается как определенная профессиональная деятельность [5].

Огромным потенциалом для развития волевых качеств обладают занятия физической культурой (как самостоятельные, так и организованные) и спортом [4; 7; 11 и др.]. В этой связи требуется отметить, что профессиональная деятельность сотрудника полиции при пресечении правонарушения

при активном противодействии правонарушителя тождественна противоборству спортсменов-единоборцев в поединке (например, в кикбоксинге, рукопашном бое, дзюдо, боевом самбо и др.).

Анализ и обобщение научных данных, представленных в специальной литературе, позволили выявить совокупность волевых качеств, которую составили как качества, выделенные специалистами в качестве характерных для сотрудников полиции, успешно осуществляющих профессиональную деятельность, так и качества, характерные (специализированные) для высококвалифицированных спортсменов-единоборцев.

На основе анкетирования 187 сотрудников полиции из выявленной совокупности, состоящей из 11 волевых качеств, респондентами было выделено 5 наиболее значимых специализированных волевых качеств (уверенность, смелость, самообладание, решительность, стойкость) в деятельности сотрудника ОВД, осуществляющего оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя. На целенаправленное формирование этих 5 специализированных волевых качеств у курсантов ОО МВД России на занятиях по физической подготовке и была направлена разработанная нами педагогическая технология.

Педагогическая технология формирования специализированных волевых качеств у курсантов ОО МВД России представляет собой определенную систему педагогических воздействий, базирующуюся на применении дидактических принципов обучения, воплощенную в выявленном содержании теоретической подготовки и реализуемую на основе использования разработанных приемов обучения и выполнения тренировочных и специальных упражнений, игровых заданий согласно определенным педагогических требованиям.

В рамках предлагаемой технологии теоретическая подготовка осуществляется в форме лекций (на основе использования объяснительно-иллюстративного метода) и бесед (на базе применения методов убеждения, поощрения и принуждения), а ее продолжительность составляет 10-15 минут в предварительной и заключительной части занятия.

В предварительной части занятия на лекциях курсантам, во-первых, кратко и доступно объясня-

ется (с приведением примеров из военной, правоохранительной и спортивной деятельности, характеризующих силу воли, высокий нравственный потенциал конкретного человека, реализуя принцип наглядности) роль и значение специализированных волевых качеств в профессиональной деятельности сотрудника полиции для создания у курсантов требуемой мотивации (реализуя принцип сознательности и активности); во-вторых, доходчиво сообщаются общие и специальные знания (реализуя принцип научности). В беседах, которые проводятся на последующих после лекций занятиях, осуществляется контроль знаний и представлений, которые сформировались у курсантов после проведения лекций. В конце лекции или беседы преподаватель четко формулирует цели и задачи конкретного занятия и акцентирует внимание курсантов на специфических особенностях учебно-тренировочной работы, которую они будут выполнять для целенаправленного развития определенного специализированного волевого качества.

В заключительной части занятия теоретическая подготовка осуществляется в форме беседы и обсуждения, которые могут проводиться по усмотрению преподавателя как со всей группой курсантов, так и индивидуально. В беседе с курсантами подводятся итоги занятия и определяются ближайшие цели и задачи (в том числе и в самоподготовке), выделяются и отмечаются (похвалой или оценкой) лучшие занимающиеся, делаются замечания и разбираются причины недостаточно добросовестной работы на занятии отдельных курсантов. С группой может проводиться обсуждение поступков или проступков курсантов, которые оказали положительное или отрицательное влияние на проведение занятия. Также проводятся индивидуальные беседы и обсуждения с курсантами, у которых появились определенные вопросы, относящиеся как к самостоятельным, так и к учебно-тренировочным занятиям.

Необходимо отметить, что в ходе проведения теоретической подготовки требуется обязательно осуществлять формирование морально-нравственных основ личности курсанта, т.к. «именно в комплексном подходе к воспитанию подрастающего поколения лежит успех работы с ним» [10, с. 71]. У курсантов ОО МВД России необходимо вос-

питывать нравственные чувства и качества, формировать определенные понятия, представления, взгляды и убеждения, прививать привычки и навыки поведения, исходя из моральных принципов и общественных требований к сотрудникам полиции. Для этого при проведении бесед на основе использования метода убеждения обучающимся разъясняются существующие традиции, нормы поведения и требования как к сотрудникам полиции, так и к курсантам ОО МВД России. А метод принуждения (наказания) используется для оказания определенного воздействия на курсанта, который нарушил дисциплину, морально-нравственные нормы общественного поведения и т.п. В целом это позволяет корректировать поведение курсантов и предупреждать их нежелательные поступки в процессе профессиональной подготовки в ОО МВД России.

После овладения курсантами необходимым объемом знаний, непосредственно относящихся к воспитанию и развитию специализированных волевых качеств, и созданием у них устойчивой и достаточно сильной мотивации, требуется переходить к их практическому формированию.

Практическое формирование специализированных волевых качеств у курсантов ОО МВД России проводится на занятиях по физической подготовке на основе действующей учебной программы, согласно отраженному в ней содержанию и принятым методам обучения. Исходя из предлагаемой нами технологии, вносимые изменения в учебно-тренировочный процесс заключаются: 1) в применении приемов обучения и педагогических требований, акцентирующих влияние используемых методов на волевую сферу с целью формирования того или иного волевого качества; 2) в использовании отдельных элементов (частей) содержания образования в качестве специальных упражнений и игровых заданий для развития волевых качеств; 3) в применении тренировочных упражнений для развития волевых качеств, но в рамках обусловленной учебной программой направленности занятия.

На практических занятиях применение приемов обучения и педагогических требований, по сути, направлено на «психологизированность» применяемых методов и средств физической подготовки курсантов, которые используются на конкретном

занятии согласно осваиваемому разделу учебной программы. Для приемов обучения, применяемых в предлагаемой технологии, характерно наличие определенного содержания организуемой деятельности курсантов, что реализуется в упражнениях и игровых заданиях, и обусловленность цели их применения, которая отражается и подчеркивается в соответствующих педагогических требованиях. При этом педагогические требования могут выполнять разные функции: выступать как определенная задача, которую необходимо выполнять, осуществляя ту или иную деятельность; отображать нормы профессионального поведения; побуждать или сдерживать те или иные действия в виде конкретных указаний; стимулировать осознанные действия или поведение и т.д.

В предлагаемой технологии использование специальных и тренировочных упражнений и игровых заданий базируется на применении дидактических принципов «от простого к сложному» и «от легкого к трудному», т.е. исходя из их координационной сложности и физической трудности. Требуется отметить, что трудности, которые курсанты преодолевают на занятиях, должны быть им посильны, но при этом достаточны для создания тренировочного эффекта, а предлагаемые упражнения и задания -выполнимы.

В рамках предлагаемой технологии к тренировочным упражнениям могут относиться практически все используемые в общей физической подготовке курсантов упражнения, но выполняемые согласно конкретным педагогическим требованиям; к специальным - упражнения из изучаемого в данный конкретный момент специального содержания образования курсантов, двигательную основу которых составляют действия, характерные для оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции.

Построение игровых заданий в ходе проведения физической подготовки курсантов в ОО МВД России осуществляется на базе моделирования типичных компонентов служебно-оперативной деятельности сотрудников ОВД, представленных в содержании образования, которое они изучают в тот или иной момент времени.

Заключение. Специфика профессиональной деятельности человека определяет и способствует

формированию определенных специальных психических способностей и профессионально значимых качеств личности специалиста. Специализированные волевые качества являются профессионально значимыми качествами личности сотрудника полиции, важность целенаправленного формирования которых не вызывает сомнения у специалистов.

Для сотрудника ОВД, осуществляющего оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя, сформированность специализированных волевых качеств (уверенности, смелости, самообладания, решительности, стойкости) являются необходимым условием успешности и эффективности его профессиональной деятельности.

Предлагаемая нами педагогическая технология формирования специализированных волевых качеств в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая подготовка» в ОО МВД России направлена на совершенствование профессиональной подготовленности курсантов к последующей оперативно-служебной деятельности. Технология представляет собой реализацию процесса физической подготовки курсантов на основе использования: дидактических принципов; теоретической подготовки; совокупности приемов обучения, используемых в рамках применяемых методов и действующей учебной программы и направленных, посредством выполнения тренировочных и специальных упражнений, игровых заданий согласно выделенным педагогическим требованиям, на формирование специализированных волевых качеств у курсантов ОО МВД России. Предлагаемый подход к выделению и использованию тренировочных и специальных упражнений, игровых заданий позволяет в приведенной технологии сопряженно (одновременно) формировать как специализированные волевые качества, так и необходимые курсантам в их последующей профессиональной деятельности физические качества и двигательные умения и навыки.

Литература

1. Приказ МВД РФ от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

2. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Ерегина С.В. Педагогические технологии в подготовке юных дзюдоистов: учебно-метод. по-соб. / С.В. Ерегина. М.: ГБОУ ДО «Московский учебно-спортивный центр» Москомспорта, 2012. 240 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: учеб. для вузов / А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2011. 583 с.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. М.: Советский спорт, 2010. 340 с.

8. Непопалов В.Н. Психические процессы и личность: учеб. пособ. / В.Н. Непопалов, Е.В. Ро-манина, А.В. Родионов. М.: Физическая культура, 2009. 224 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

10. Сысоев Ю.В. Воспитание готовности к труду и обороне от древней Греции до современной России / Ю.В. Сысоев, В.А. Жеребкова, Е.Ю. Сысоева. Смоленск: Изд-во «Смядынь», 2018. 112 с.

11. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. для студ. учреждений высш. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. М.: Изд-кий центр «Академия», 2018. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.