Педагогика
УДК 796.8
профессор Алексеев Николай Алексеевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); доцент Манышев Владимир Владимирович
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Клименко Борис Александрович
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ
РУКОПАШНОГО ПОЕДИНКА
Аннотация. В статье авторы на основе результатов педагогического исследования и большого фактического материала, рассматривают проблему формирования и выраженности проявлений волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России при применении приемов рукопашного боя. Основной задачей исследования является определение зависимости проявления волевых качеств курсантами от индивидуальных типологических особенностей основных свойств нервной системы. В данной работе представлены результаты сравнения психофизиологических особенностей волевых качеств у курсантов и высококвалифицированных спортсменов, проанализированы и определены факторы, способствующие воспитанию волевых качеств. С учетом полученных результатов в группах исследуемого контингента, даны практические рекомендации по совершенствованию волевой подготовки курсантов, которая лежит в основе прогнозирования ранней специализации по видам профессиональной деятельности в практических подразделениях.
Ключевые слова: воля, волевые качества, волевые усилия, рукопашный бой, боевые приемы борьбы, психологическая подготовка, эмоции, мотив, типологические способности.
Annotation. In the article, the authors on the basis of the results of a pedagogical research and big actual material consider a problem of formation and expressiveness of proving strong-willed qualities at the cadets of the educational organizations of the MIA of Russia in using physical force and fighting methods (a hand-to-hand fight). The main objective of the research is determination of the dependence of proving strong-willed qualities by the cadets on specific typological features of the main characteristics of their nervous system. Taking into account the received results in the groups of the researching contingent, the authors give practical recommendations about improvement of strong-willed training of the cadets, which is the cornerstone of forecasting an early specialization in the types of professional activity in practical divisions.
Keywords: will, strong-willed qualities, strong-willed efforts, hand-to-hand fight, fighting methods, psychological training, emotions, motive, typological abilities.
Введение. Согласно законодательству Российской Федерации, курсанты образовательных организаций МВД России являются действующими сотрудниками органов внутренних дел. На них возлагаются те же обязанности, что и на всех сотрудников.
Рукопашный бой в органах внутренних дел представляет собой вид оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции при ограничении свободы передвижения правонарушителя с применением физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств. Специфика рукопашного боя заключается, в том, что в условиях высокого стресса, сотруднику полиции необходимо владеть такими методами силового задержания правонарушителя и приемами рукопашного боя, которые будут надежны, эффективны и правомерны в конкретной ситуации оперативно-служебной деятельности. Целями учебно-тренировочных занятий с курсантами по единоборствам являются формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, нарушающих общественный порядок и личную безопасность граждан, воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости. В системе физической подготовки сотрудников полиции, этот раздел называется «Боевые приемы борьбы».
Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников, нормативно-правовых актов показал, что в теории физической подготовки разделу боевые приемы борьбы нет определения, следовательно, исходя из того, что содержательный компонент этих двух понятий одинаковый, мы считаем, что под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники, при задержании правонарушителей вступив с ними в рукопашную схватку [1].
Целью исследования было выявление особенностей зависимости проявления волевых качеств у курсантов экспериментальной группы от типологических особенностей основных свойств нервной системы, в сравнении с контрольной группой, охарактеризованной также по типологическим особенностям. Контрольная группа высококвалифицированные спортсмены единоборцы из числа курсантов. В качестве гипотезы предложенного исследования являлось изучение индивидуальных, волевых и личностных особенностей курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина.
Особое внимание авторами в методологии исследования уделено проблеме:
1. Определения степени выраженности проявления волевых качеств у курсантов и высококвалифицированных спортсменов единоборцев;
2. Выявление предрасположенности характеров испытуемых к ведению рукопашного поединка в процессе оперативно-служебной деятельности или не предрасположенности;
3. Сравнение их психофизиологических особенностей волевых качеств у этой категории обучающихся;
4. Определение факторов содействующих воспитанию волевых качеств.
Главной целью образовательного процесса в учебных заведениях МВД России является формирование необходимой профессиональной готовности выпускников к практической работе в территориальных органах МВД России. Понятие «готовность» выпускников учебных заведений МВД России имеет интегративный характер, оно реализуется в ходе оперативно-служебной деятельности и определяется их отдельными составляющими выраженными в специальной, физической, морально-волевой и психологической подготовленности.
Анализ особенностей профессиональной деятельности практических сотрудников органов внутренних дел свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к физической и психологической готовности выпускников образовательных организаций МВД России. В центре внимания профессионально-прикладной подготовки курсантов должны находиться проблемы формирования профессиональных качеств, прочности полученных знаний, умений и навыков, надежности применения их в профессиональной деятельности.
Физическая подготовка является составной частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. В образовательных организациях МВД России это плановый учебно-тренировочный процесс. Он включает в себя общефизические упражнения на силу, быстроту, выносливость, ловкость и служебно-прикладные упражнения, боевые приемы борьбы, преодоление полос препятствий, технико-тактические двигательные действия в различных ситуациях. Физическая подготовка является мощным фактором воспитания морально-волевых качеств, психической устойчивости к стрессу, нормативной агрессивности, уверенности в своих силах.
Для успеха в спорте необходима не только отличная физическая, технико-тактическая, но и психологическая подготовка спортсмена. Значительно легче подготовить спортсмена до определенного уровня физической и технической готовности, чем психологической. Обладая психологической устойчивостью спортсмен способен показать высокие результаты в спорте. Достижение высокого уровня морально-волевой и психологической подготовленности спортсмена предполагает комплексное проявление самых различных качеств. Недостаточное развитие даже одного из них часто является причиной проигрыша в поединке высококвалифицированных спортсменов.
Рассматривая актуальность проблемы воспитания волевых качеств у курсантов, мы не должны забывать о человеческом факторе. По нашему мнению, все проблемы, порождаемые человеческим фактором, заложены в недостаточной, а иногда очень слабой профессиональной его подготовленности. Основной задачей преподавателей является подготовка курсантов, чтобы их, профессиональная компетентность и психологическая готовность придавала им уверенности в своих действиях, и они чувствовали свое превосходство над преступниками. Поэтому психическая подготовка воспитание морально-волевых качеств должно занимать приоритетное направление в профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России на всех ступенях их совершенствования.
Волевая сфера человека характеризуется с помощью понятий «воля», «волевые качества», «волевое усилие», «волевая регуляция». Доктор психологических наук, профессор Рудик П.А. дал определение понятию воля «как сознательное регулирование психической деятельности человеком обеспечивающей преодоление трудностей при достижении цели» [2].
Волевые действия - высшее проявление активности личности. Проявление воли в конкретной ситуации определяется как волевое усилие (волевой акт). С помощью волевых усилий регулируется физическое и психическое напряжение человека в ситуациях достижения цели, борьбы с трудностями и т.п. Важно подчеркнуть, что волевые усилия необходимы только тогда, когда препятствие отражается в сознании как трудность, которую надо преодолеть. Спортивные единоборства предъявляют высокие требования к волевой подготовке спортсмена. Для них характерны высокая психологическая напряженность, динамизм, скоротечность выполнения двигательных действий, зависимость результата от подготовки соперника.
В последние годы особенно в зарубежной психологии, все чаще стали отвергать понятие «воля», его подменяют понятием «мотив», под которым понимают сильное желание человека, при котором не требуется никакого дополнительного психологического механизма. Однако волю невозможно подменить мотивом, сознанием или эмоциями.
Воля - это способность человека осуществлять усилие. Под ними понимают сознательное и осознанно совершаемое внутренне усилие (усилие над собой), являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, к исполнению принятого решения, к началу и остановке двигательных действий. Волевое усилие проявляется в особом мышечном напряжении, которое при отсутствии значительных затруднений может и не осознаваться (в процессе жизни этот механизм функционирует на уровне мышечной памяти). Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, пока до конца не изучены. Известно только, что сила мотива и эмоции влияют на величину и длительность волевых усилий. Волевые усилия - это резервный энергетический и высший регуляторный фактор в оперативно-служебной деятельности и в спорте в частности.
Признаками воли являются: мотивы, осознание цели, действие, преодоление трудностей, достижение цели, которые проявляются в ситуациях, повышенной опасности для жизни и здоровья граждан и самого сотрудника полиции.
Волевые качества являются свойством личности, и их проявление зависит от индивидуальных особенностей человека темперамента, возраста, профессиональной направленности, уровня подготовленности. Механизмы возникновения волевых усилий спортсменов и их функции связаны с осознанием необходимости успешного выполнения соревновательной деятельности с активизацией их сознания, применением различных приемов самоубеждения и самовнушения. Всё это способствует мобилизации на выполнение двигательных действий, направленных на преодоление трудностей и достижение поставленной цели.
Значение волевых качеств, как в спорте, так и в повседневной оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел является важнейшей составляющей общей профессиональной готовности.
Педагогическое исследование проводилось в экспериментальной группе курсантов и спортсменов имеющих спортивные звания и разряды по единоборствам на основе экспериментальных данных, базирующихся на типологических особенностях нервной системы.
В ходе проведения исследования ставилась задача определения степени выраженности волевых качеств и их влияние на способность ведения рукопашного поединка, а также выявление предрасположенности характеров испытуемых к ведению единоборств или их не предрасположенность. Типологические
особенности проявления основных свойств нервной системы, оказывают комплексное влияние на те или иные психологические проявления.
Группа спортсменов высокой квалификации примерно пополам разделилась по стилям ведения поединков, и в соответствии с этим мы можем охарактеризовать каждую группу. Наиболее характерна сила нервной системы - слабая для контратакующего стиля (71,3%) - это естественно предполагает великолепную чувствительность в отношении к спарринг - партнеру, средняя сила нервной системы для этого стиля менее характерна и поэтому составила всего (28,7%). Атакующий стиль предполагает в основном прямолинейность ведения боя, (напористость), что является характерным для большой силы нервной системы по возбуждению и составила (43,4%), хотя слабая нервная система составила (56,6). С помощью кинематометрической методики Ильина удалось установить, что у большинства спортсменов-единоборцев преобладает в атакующем стиле торможение (66,7%), уравновешенность (33,3%), а у спортсменов контратакующего стиля преобладает уравновешенность (55,2), торможение (29,4%), возбуждение (15,4%). У большинства спортсменов, преобладает уравновешенность по «внутреннему» балансу «атака» - (65,4%), возбуждение -остальные (34,6%), «контратака» - (45,1%), торможение (42,9%), возбуждение- (12,0%.
У большинства спортсменов обнаруживается подвижность процессов возбуждения (61,5%), инертность - соответственно (38,5%), у курсантов (75%) - подвижность, инертность - (25%).
Имея преимущество в скорости напряжения мышц (при наличии подвижности возбуждения), хотя это преимущество не весьма значительное, курсанты в группе обследованных могут отставать от спортсменов в скорости расслабления (при наличии инертности торможения). Подвижность торможения у высококвалифицированных спортсменов составила (92,3%), инертность торможения (7,7%) подвижность торможения у экспериментальной группы курсантов составила (45,8%), инертность (54,2%).
Особое место в образовательном процессе по дисциплине физическая подготовка должно быть отведено практическим действиям по применению физической силы и боевых приёмов борьбы.
Выводы. Полученные результаты исследования подтверждают необходимость направлять учебно-тренировочный процесс курсантов вузов МВД России не только на выполнение технико-тактические двигательные действия, но и на морально-волевую и психологическую подготовку.
По нашему мнению, содержание учебного занятия должно в первую очередь иметь служебно-прикладную направленность. Курсантов готовить к комплексному проявлению различных качеств и навыков при ведении рукопашного боя.
Сравнив результаты тестирования экспериментальной группы курсантов и высококвалифицированных спортсменов, мы видим явное преобладание у спортсменов силы нервной системы. Хотя, согласно индивидуальным данным обследования - 45% курсантов имеют хорошие показатели по силе и степени силы нервной системы, что дает возможность отнести их к группе предрасположенной к ведению рукопашного поединка в сложных условиях. Другая же группа, имеющая слабо выраженную силу нервных процессов, будет отнесена к категории не предрасположенных к ведению рукопашного поединка. У курсантов (практически 70% состава группы) ярко выражены индивидуальные качества, типологические особенности, что дает возможность активно работать над усвоением основного программного материала по разделу: «Боевые приемы борьбы», а также индивидуальных целевых спаррингах.
При проведении занятий профессорско-преподавательскому составу необходимо индивидуализировать практические задания с учетом темперамента обучающихся, а также типологических особенностей проявления основных свойств их нервной системы.
Полученные данные, позволяют осуществлять раннюю специализацию курсантов, склонных к ведению единоборств и проводить более углубленную их подготовку.
Морально-волевое воспитание курсантов целесообразно проводить комплексно по дисциплинам физической, огневой и тактико-специальной подготовки различными методами (убеждения, упражнения, соревновательным с поэтапным увеличением физической нагрузки усложнением техники выполнения двигательных действий и постепенно повышающимися трудностями), которые в конечном счете обеспечивают формирование у курсантов морально-волевых качеств.
Литература:
1. Торопов В.А., Ушенин А.И., Хыбыртов Р.Б. Рукопашный бой или боевые приемы борьбы в теории и практике физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Санкт-Петербургский университет МВД России. 2014.
2. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л.1977; Ильин Е. П. Психология воли. Спб.: Питер, 2011.
3. Ильин Е.П. Психологические особенности учебной и спортивной деятельности. - Л. 1984.
4. Макаров Н.А, Антонов В.Г. Психологическая самоподготовка к рукопашному бою. - Минск. 1994.
5. Ловягина А.Е, Ильина Н.Л, Волков Д.Н. Психология физической культуры и спорта. М. 2016.
Педагогика
УДК: 378.183
кандидат педагогических наук, доцент Алешина Светлана Александровна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОПОРОЙ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Аннотация. В статье представлен анализ основных тенденций развития исторического знания Оренбургского региона с опорой на первоисточники. Доказывается, только опираясь на действительно исторические знания можно выработать собственное понимание настоящего и будущего.
Ключевые слова: историко-педагогическая компетентность, источники региональной тематики, источники краеведческого характера.
Annotation. The article presents the analysis of the main trends in the development of the historical knowledge of the Orenburg region based on primary sources. Proved only by relying on a truly historical knowledge it is possible to develop your own understanding of the present and the future.