Научная статья на тему 'Особенности обучения тактики действий при ведении рукопашного боя'

Особенности обучения тактики действий при ведении рукопашного боя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10698
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКА / РУКОПАШНЫЙ БОЙ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОЦЕНКА ОБСТАНОВКИ / АТАКА / КОНТРАТАКА / ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / TACTIC / HAND-TO-HAND FIGHTING / PREPARATORY ACTS / ASSESSMENT OF SITUATION / ATTACK / COUNTERATTACK / DEFENSIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манышев Владимир Владимирович, Алексеев Николай Алексеевич, Коник Алексей Алексеевич

В статье рассматривается тактика ведения рукопашного боя, методы и виды тактических действий, оценка противника. Приводятся особенности формирования профессионально-значимых и морально-волевых качеств, навыков применения боевых приёмов борьбы и обеспечения личной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Манышев Владимир Владимирович, Алексеев Николай Алексеевич, Коник Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC EDUCATION TACTICS FOR CONDUCTING A HAND-TO-HAND SINGLE COMBAT

The article deals with tactic actions of hand-to-hand fighting, techniques and methods of tactics, assessment of enemy. It also results the features of forming professional-significant and morally-strong-willed qualities, skills of application of fighting and personal security provision.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения тактики действий при ведении рукопашного боя»

научно-практической конференции (заочной) с международным участием. ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2016. С. 225-229.

9. Шелехова Л. В. Персонологическая стратегия математического образования будущего учителя: дисс... доктора пед. наук : 13.00.01, 13.00.08 Майкоп, 2012. 338 с.

Педагогика

УДК 796.8

доцент Манышев Владимир Владимирович

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); профессор Алексеев Николай Алексеевич

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Коник Алексей Алексеевич

Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТАКТИКИ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ РУКОПАШНОГО БОЯ

Аннотация. В статье рассматривается тактика ведения рукопашного боя, методы и виды тактических действий, оценка противника. Приводятся особенности формирования профессионально-значимых и морально-волевых качеств, навыков применения боевых приёмов борьбы и обеспечения личной безопасности.

Ключевые слова: тактика, рукопашный бой, подготовительные действия, оценка обстановки, атака, контратака, оборонительные действия.

Annotation. The article deals with tactic actions of hand-to-hand fighting, techniques and methods of tactics, assessment of enemy. It also results the features of forming professional-significant and morally-strong-willed qualities, skills of application of fighting and personal security provision.

Keywords: tactic, hand-to-hand fighting, preparatory acts, assessment of situation, attack, counterattack, defensive actions.

Введение. На протяжении всей истории нашей цивилизации происходили войны и различные конфликты, поэтому становление рукопашного боя во все времена неразрывно связано с развитием общества.

У древних славян под рукопашным боем понималась схватка без оружия, при этом главной целью воина было выполнить боевую задачу и уничтожить противника максимально быстро. В средние века на Руси в Новгороде, Москве, Рязани и Вятки определились четыре направления в кулачном бое, в каждом из которых вырабатывались свои излюбленные приемы.

В разные периоды времени применялись и различные специальные определения, и термины единоборств, так в словаре В.И. Даля даётся следующее понятие рукопашного боя: «Рукопашь, рукопашка, рукопашье (от старославянского «рукопашь» - рука и «пахать» - размахивать), рукопашный бой - драка, схватка, ручной бой холодным оружием или дубинками и кулаками» [1].

Изложение основного материала статьи. В «Военном энциклопедическом словаре» под рукопашным боем понимается: «бой, в котором поражение противника ведется холодным и огнестрельным оружием, а также метанием гранат [2].

В процессе развития в рукопашный бой вносились различные приёмы из многих национальных видов борьбы и других народов мира. В войнах XVIII-XIX веков противоборствующие стороны ведя рукопашный бой, поражали друг друга, холодным оружием и огнём из стрелкового ручного оружия. В русской армии рукопашный бой отождествлялся, прежде всего, со штыковым боем, в таком бою применялся, штык и приклад.

Уже в XX веке с возрастанием эффективности применения огневых средств и плотности боевых порядков масштабные кавалерийские и штыковые атаки стали не эффективны и нецелесообразны. Постоянное совершенствование оружия и внедрение новой техники внесли кардинальные изменения в содержание и тактику рукопашного боя, как разновидности ближнего боя.

Специфика вооруженных конфликтов XXI века, показала, что чрезвычайно возросла роль частей специального назначения, действующих автономно небольшими группами. В ходе выполнения задач подразделениям специального назначения приходится производить захват, как одиночного, так и небольших групп противника с целью пленения, и получения информации. Соответственно в ходе ближнего боя достаточно часто, особенно в случаях неприемлемых для проведения огневого контакта или при отказе (неисправности) оружия, возникает необходимость в проведении рукопашной схватки.

В современных условиях рукопашный бой может возникать как при ведении боевых действии в различных условиях местности и времени, так и при выполнении оперативно-служебных задач. Решающим значением в нём будет решительность, смелость, быстрота действий, взаимная выручка, умелое владение личным оружием, и хорошая тактическая и физическая подготовка.

Федеральный закон «О полиции» даёт право на применение физической силы лично или в составе подразделения (группы), в том числе боевых приемов борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, для доставления и задержания лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции (ст. 20) [3].

Рукопашный бой сотрудников полиции коренным образом отличается от армейского рукопашного боя так, как ограничен действующим законодательством. Если в армейском рукопашном бою главной задачей является выведение из строя, уничтожение противника, то сотруднику полиции, зачастую приходится иметь дело с правонарушителем (вооруженным ножом, кастетом, или иным подручным средством), которого необходимо задержать, по возможности, без причинения серьезных травм, ограничить свободу передвижения, и сопроводить в отдел полиции.

Рукопашный бой является обязательным разделом подготовки сотрудников ведомственных вузов силовых министерств, с учетом их специфики и оперативно-служебной деятельности в программы подготовки включены отдельные разделы рукопашного боя. Специфика рукопашного боя заключается, в том,

что в условиях высокого стресса сотруднику полиции необходимо владеть такими боевыми приемами борьбы и методами силового задержания, которые будут надёжны, эффективны и правомерны в конкретной ситуации.

Особенностями является последовательность проведения действий с защитно-контратакующих с последующим их переводом на задержание и сопровождение. Современный «Рукопашный бой», как разновидность ближнего боя включает в себя четыре взаимосвязанных элемента: применение приемов единоборства без оружия, холодного оружия, подручных средств и огнестрельного оружия.

Тактика рукопашного боя включает в себя.

1. Определение цели ведения рукопашного боя, которая может ставиться заранее при различных видах задержания преступников, или определяться мгновенно при неожиданном нападении для самозащиты. Основной целью ведения рукопашного боя выступает обеспечение фактора внезапности и создание благоприятные условия для проведения боевых приемов борьбы и, в конечном счёте, задержание преступника. При этом цель рукопашного боя определяет все последующие тактические действия. Сотруднику полиции необходимо быстро оценить свои возможности с соответствующими возможностями противника и быть готовым к встрече с любыми неожиданностями.

Цели в рукопашном бою могут достигаться в ходе выполнения тактических действий:

- с использованием техники рукопашного боя, таких как обезоруживание, отражение ударов, задержание, сопровождение противника;

- с использованием физических качеств (силы, быстроты выносливости, ловкости) и волевых качеств (смелости решительности, настойчивости, инициативы, выдержки).

Методами достижения цели в рукопашном бою будут:

- неожиданные действия. Действовать неожиданно или захватывать противника врасплох. Противник, застигнутый врасплох будет находиться в состоянии замешательства и начнёт допускать ошибки. Фактор неожиданности, внезапности действий всегда вынуждает его бороться в невыгодных для него условиях;

- физическое, психическое, техническое тактическое подавление противника, данный метод основан на действиях, которым противник не в состоянии оказать соответствующее им противодействие;

- маскировка, данный метод основан на действиях, выполняемых с целью отвлечения, дезориентации и введения противника в заблуждение относительно своих намерений, физического и психического состояния и может производиться в форме угрозы или вызова. Данные действия производятся для провоцирования соответствующих защитных и атакующих действий противника, и ставят заведомо в выгодное положение сотрудника полиции.

2. Оценка противника (обстановки).

Под оценкой обстановки при ведении рукопашной схватки понимается совокупность всех объективных условий по своевременному выявлению опасных действий и намерений противника с оценкой их последствий для всех возможных вариантов развития ситуации, с выбором наиболее целесообразного варианта ведения боя. При этом достигается существенное снижение рисков личной безопасности сотрудника полиции и возможность эффективного применения боевых приёмов борьбы.

Говоря другими словами, оценка обстановки - это познание сотрудником объективных условий предстоящей рукопашной схватки и нахождение наиболее правильных путей использования этих условий для успешного задержания, и сопровождения правонарушителя в отдел полиции.

При подготовке американских полицейских большое внимание уделяется умениям быстро оценить ситуацию и физические качества любого человека, который приближается к нему. Так в «Правилах для полицейских» указано, что полицейский должен «оценивать человека по мере приближения к нему, решая, сможет ли он задержать его, если это понадобится» [4].

В оценку обстановки (ситуации) входят следующие сведения:

- данные о противнике: количество преступников и его вооруженность, какие есть подручные средства, во что они одеты и обуты;

- место нахождения преступников (улица, помещение, транспорт), их расположение (направление движения), намерения, характер действий, и степень его агрессивности;

- физические и психические качества, физические данные (рост, вес, телосложение противника), по поведенческим признакам степень готовности к ведению рукопашного боя и нервно-психическое состояние (в состоянии алкогольного или наркотического опьянения);

- по внешним признакам манере держаться, осанке, мимики лица и взгляда, проявления нервозности нарастания агрессивности тона речи можно определить наличие скрытых намерений, а также его (их) техническую подготовленность (стойка, изготовки, хваты и перехваты ножа, специфические признаки присущие преступникам и спортсменам. В случаях, если у преступника имеется какое-либо спрятанное оружие, он может прикасаться к тому месту в одежде, где оно спрятано, неосознанно ощупывая его, и занимать при этом положение, облегчающее использование этого оружия;

- сведения об условиях ведения рукопашного боя, факторы, затрудняющие или облегчающие бой условия видимости (направление лучей солнца), в ночное время возможность использования освещения;

- возможность использования подручных средств;

- наличие поблизости посторонних людей;

- наличие сообщников, потенциальных противников или недоброжелателей;

- оцениваются свои силы, собственные возможности, численность личного состава опыт и слаженность наряда (подразделения), наличие оружия, специальных средств;

- оценивается состояние погоды, время суток и года атмосферные условия и их влияние на действия преступников и своих сил.

Опыт задержания правонарушителей (57% случаев) показывает, что у подготовленного полицейского навык оценки их намерений, позволяет им распознать технико-тактическое содержание действий правонарушителя еще в положении статики. Молодым сотрудникам ППС это удается в (33% случаев), как правило, только после того, как правонарушитель начал производить определенное движение (действие).

Поэтому перед задержанием (применением боевых приемов борьбы) сотруднику полиции необходимо уметь быстро оценивать сложившуюся ситуацию, степень угрозы информацию о противнике и обстановке, в которой придется вести рукопашный бой. Это позволит с высокой степенью достоверности прогнозировать степень опасности действий преступника, сократит риск внезапного нападения, и применение оружия. В

зависимости от ситуации оценка обстановки и сбор информации в различных условиях может производиться более тщательно, так при действиях группы захвата в специальных операциях быть по времени относительно длительным, а в условиях при самозащите от внезапного нападения может быть крайне скоротечным.

На основе оценки обстановки и анализа информации выбираются наиболее целесообразные в конкретных условиях тактические действия, направленные на задержание правонарушителей (преступников).

При ведении рукопашной схватки может применяться разведка боем, которая даёт более четкие представления о возможностях противника (стойка, умение атаковать, защищаться и маневрировать).

В соответствии с изложенным, целью данного исследования были изучение методов задержания преступников в рукопашном бою, умений быстро оценивать противника и применять боевые приемы борьбы в конкретной ситуации.

В проведённом исследовании для изучения степени быстроты сотрудника полиции по оценке противника, была разработана анкета, для изучения различных видов тактических действий при ведении рукопашного боя. В ходе первого этапа исследования был проведён опрос 128 сотрудников полиции, (большинство опрашиваемых прослужили в органах внутренних дел от 7 лет до 15 лет) направляемых в Северокавказский регион для выполнения оперативно-служебных задач. Анализ результатов опроса показал, что на выбор тактических действий при ведении рукопашного боя в различных условиях значительное влияние оказывают их уровень профессиональной подготовки и опыт участия в задержании преступников.

Так при задержании преступника, в условиях внезапного нападения и скоротечности ситуации часть сотрудников (57%) не своевременно смогла выявить опасные действия и его намерения, а также правильно оценить возможные варианты развития ситуации, и соответственно выбрать наиболее целесообразный вариант задержания.

У некоторых сотрудников (36%) вызывает трудность задержание правонарушителей в ограниченном пространстве. Это говорит о том, что необходимо больше уделять время на отработку вопросов по использованию подручных средств, в зданиях (двери, лестницы, перила, углы стен), в поездах (двери купе, поручни, задержание в коридоре вагона и в тамбуре). Такие ошибки снижают эффективность, а в некоторых случаях делает невозможным применения боевых приемов борьбы.

Разработанная анкета включала в себя ряд блоков, каждый из которых имел определенные цели и задачи. В таблицу 1 были включены вопросы, отражающих психическую и физическую готовность сотрудников органов внутренних дел применить физическую силу лично или в составе подразделения (группы).

Таблица 1

Ситуация применения физической силы лично или в составе подразделения (группы), в том числе

боевых приемов борьбы

№ п/п Ход анализа экстремальной ситуации Вопросы

1. Цели действий Последовательность их достижения?

2. Оценка ситуации (обстановки) Что, где в какое время происходит? Степень опасности преступника? Кому грозит опасность? Возможные последствия? Данные о преступниках: - количество преступников; - физические и психические качества, степень готовности к ведению рукопашного боя; - по внешним признакам техническую подготовленность (стойка, изготовки, хваты и перехваты ножа); - наличие поблизости посторонних людей; - наличие сообщников; - намерения, характер действий, степень его агрессивности и боеспособности. Свои силы: - численность личного состава опыт и слаженность; - наличие оружия, специальных средств; - какие есть подручные средства.

3. Выбор метода, и способа действий Какие действия предпринять наступательные (ударные и контрударные), оборонительные (защитные) и комбинированные действия?

4. Принятие решения Как предотвратить последствия? Каков запас времени?

5. По окончанию разбор действий и оценка результата Сколько времени затрачено на задержание? Насколько эффективны были действия, на что обратить внимание? Какие были допущены ошибки? Были ли риски личной безопасности? Как действовать в следующий раз? Были ли нарушения мер безопасности?

Практический опыт задержания правонарушителей показывает, что в состоянии агрессии человек не адекватно оценивает, как свои действия, так и действия сотрудников полиции, как правило, ведёт себя эмоционально, причем, чем больше эмоций, тем меньше в этом поведении будет разумности, а это значит, что он будет допускать ошибки в своих действиях. Сотрудник полиции, используя эти ошибки, может изменить ситуацию в свою пользу. В некоторых случаях неспособность сотрудником полиции правильно и до конца провести прием самбо для удержания либо конвоирования правонарушителя, только активизирует его агрессию.

Тактические действия в рукопашном бою подразделяются на: подготовительные, наступательные (ударные и контрударные), оборонительные (защитные) и комбинированные действия. Практичная и по-настоящему эффективная тактика рукопашного боя может быть только комбинированной. Неправильный подбор тактических действий сотрудником полиции в конкретной схватке (бое) обрекает его на поражение. Тактические действия будут зависеть от того в какой ситуации придется действовать в каждом конкретном случае: в составе патруля (группы захвата) для задержания опасного вооруженного преступника, при нападении группы преступников, вооруженных ножами, или защищаться от невооруженного нетрезвого хулигана.

Эффективность тактических действий необходимо оценивать, с какой надёжностью сотрудник полиции приводит правонарушителя в состояние, не позволяющее ему продолжать активное сопротивление. В различных ситуациях при неожиданных или неопределенных действиях противника в ходе рукопашного боя, тактика его ведения может меняться и переходить из одних действий в другие. Поэтому определяющим фактором в ходе рукопашной схватки главным будет умение навязать противнику свой план ведения боя, перехватить инициативу.

Подготовительные действия сотрудника полиции предшествуют нападению и обороне и направлены на получение данных о противнике его уровне подготовленности, физических качествах, а также с помощью проведения обманных действий сокрытие своих замыслов по проведению задержания.

Наступательные (ударные и контрударные) действия направлены на проведение атаки или контратаки. Практика показала, что рукопашный бой динамичен и скоротечен, как правило, он длится не более одной -двух минут. Для достижения победы в рукопашной схватке, проведение атаки является лучшим тактическим средством единоборства. Главная задача с первых секунд схватки перехватить инициативу у противника, действовать решительно и внезапно, непрерывно атакуя, не давая ему никаких шансов провести эффективные контратакующие действия. Успех атаки будет зависеть от умения маневрировать и удержания дистанции между сотрудником и правонарушителем. При этом необходимо учитывать, что чем короче боевая дистанция, тем быстрее и незаметнее удар будет доходить до противника и тем сложнее ему будет защититься от него. Только навязав свою волю противнику и владея инициативой, сотрудник полиции сможет эффективно использовать свои физические, тактические и технические способности.

Проведение контратаки возможно в тех случаях, когда сотрудник полиции уверенно владеет защитными приёмами в виде блоков, уклонов, нырков, уходов, подставок, ложных выпадов, активно передвигаясь, создаёт себе выгодные положения в процессе боя для эффективного применения приёмов борьбы. Проводя контратаку, сотрудник должен уметь оперативно ориентироваться в быстро меняющейся обстановке и перемещаться, маневрируя предельно быстро. Контратака проводится на любой дистанции, при этом, чтобы раскрыть защиту противника используются ложные атаки, или тактический приём выжидание вызывая этим противника на атаку. Используя любую оплошность противника необходимо воздействовать на его наиболее уязвимые места с последующим проведением болевого приёма или броска.

При проведении оборонительных действий необходимо грамотно сочетать защитные действия с маневрированием и передвижением, таким образом, чтобы нападающие мешали друг другу. В этих случаях служебная практика показала, что необходимо использовать отвлекающие факторы, так при маневрировании вынудить преступника развернуться таким образом, чтобы ему в глаза бил свет или ветер дул пыль, при перемещениях прикрывать свои фланги и тыл объектами местности, затруднить преступнику использование подручных предметов.

Активное сближение и выбор дистанции рукопашного боя с противником позволяет занять сотруднику наиболее выгодное положение (позицию) по отношению к нему (таблица 2).

Это обеспечит возможность визуального наблюдения за секторами возможного нападения противника, кроме этого, это даст возможность использовать подручные средства, в зданиях двери, лестницы, перила, стены (углы стен). Выгодная позиция даёт возможность использовать направление освещения. А всё это вместе в последующем даёт возможность перейти в контратаку.

Таблица 2

Наиболее выгодная дистанция в различных критических ситуациях рукопашного боя

№ п/п Наименования средств и ударов Дистанция атаки (рукопашного боя)

1. Нож, палка Средняя 1-2 шага.

2. Пистолет Средняя 1-2 шага.

3. Ружьё, карабин Средняя 1-2 шага.

4. Подручные средства Ближняя 0,5-1 шаг.

5. Удары руками и ногами Ближняя 0,5-1 шаг. С этой дистанции можно нанести короткие удары руками, коленями, выполнить захват, произвести бросок. Средняя дистанция, с которой можно нанести удар ногой, рукой, не делая при этом шага. Дальняя — дистанция, с которой можно нанести удар ногой или рукой с подшагом или выпадом вперед.

6. Борьба с применением захватов Вплотную до 0,5 шага.

Оборонительные (защитные) действия уклон, блок, подставка направлены на проведение защиты с последующим переходом в контратаку. Данные действия применяют в случаях, когда нет возможности проведения атакующих действий. При ведении рукопашной схватки, как в составе группы, так и индивидуально необходимо постоянно контролировать окружающую обстановку, чтобы избежать нападения сообщников задерживаемого лица.

Не маловажными для решения тактических задач будут действия сотрудника полиции по маскировке, которые проводятся с целью скрыть от противника свои истинные намерения, подготовленность и вызвать его ответную реакцию.

Выводы:

1. Главным в методике обучения рукопашному бою сотрудников полиции должен быть реализован принцип силового доминирования, под которым понимается активная наступательная направленность ведения боя.

2. Планируя задержание необходимо оперативно оценивать сложившуюся ситуацию и «привязывать бой» к условиям местности, что позволит использовать все имеющиеся доступные средства для задержания противника и обеспечения личной безопасности.

3. Основной целью применения специальных мер воздействия в случаях совершения активных противоправных действий является правомерное и эффективное пресечение противоправного деяния.

Таким образом, раздел физической подготовки сотрудников полиции - «Боевые приемы борьбы» развивает и совершенствует специальную выносливость, ловкость и быстроту, воспитывает необходимые морально-волевые качества смелость, решительность, инициативу и находчивость, формирует профессионально-значимые и морально-волевые качества, навыки, применения боевых приёмов борьбы и обеспечения личной безопасности необходимые для достижения победы над противником в условиях оперативно-служебной деятельности.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: - Издательство ИДДК, 2004.

2. Военный энциклопедический словарь (ВЭС) - М.: Военное издательство, 2007.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

4. Рубинштейн Д. Раздел 4. Перевод № Д-10853. М.: Всесоюзный центр переводов, 1982.

Педагогика

УДК 378.147.88

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат педагогических наук, доцент Марфусалова Венера Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация. В статье рассматривается проблемы взаимодействия между субъектами образовательного процесса - классным коллективом, учителями и родителями. Отмечается, что родители имеют преимущественное право в воспитании детей. При этом образовательная организация должна выступать создавать условия для усиления психолого-педагогических функций в процессе образования детей в начальной школе. Авторы раскрывают особенности проектной деятельности в процессе взаимодействия классного коллектива, учителей и родителей.

Ключевые слова: образование, школа, учитель, родители, классный коллектив, субъект, взаимодействие, воспитание, проект, функции, совершенствование, общение.

Annotation. The article deals with the problems of interaction between the subjects of the educational process - a class team, teachers and parents. It is noted that parents have a preferential right in the upbringing of children. At the same time, the educational organization should act to create conditions for strengthening the psychological and pedagogical functions in the process of educating children in elementary school. The authors reveal the features of the project activity in the process of interaction of the classroom team, teachers and parents.

Keywords: education, school, teacher, parents, class team, subject, interaction, education, project, functions, improvement, communication.

Введение. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость улучшения форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Такое педагогическое взаимодействие в условиях школьного образования предполагает комплексный подход, охватывающий также психолого-социальное взаимодействие, и определяться целями развивающего характера по отношению к персонам взаимодействия. При этом цели такого взаимодействия могут осмысливаться в различной уровни восприятия и понимания каждым из субъектов. В «Законе об образовании» отмечается, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают им помощь в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [2, глава 4, статья 4]. При осуществлении системы взаимодействия учителей, родителей и обучающихся в современном мире явились проблемы, связанные с тем, что большая часть родителей оказалась не готовой к форме сотрудничества и взаимодействия с учителем для решения вопросов общественного и психологического становления личности в начальной школе.

Между тем, педагогическое взаимодействие - одно из главных представлений педагогики и научный принцип, лежащий в ядре формирования личности. Система взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся как элемент единой системы обучения и воспитания ребенка рассчитывает основание единой программы работы с родителями, снабжающей организацию целенаправленного процесса овладения социальными нормами жизнедеятельности субъектов образовательного процесса в социокультурном и профессиональном пространстве и развитие компетенций в предназначенных формах образовательной делу. В этом процессе неоценима роль родителей в развитии социальных и коммуникативных качеств, в выявлении и развитии персональных способностей и задатков своих детей [3, с. 19-22].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.