Литература:
1. Агаева И.Б., Вечер М.В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016 № 1 [35]. - С. 95 - 98.
2. Агаева И.Б., Вяземская Л.В. Интегрированное воспитание и обучение детей раннего возраста с задержанным и нормативным речевым развитием (из опыта работы) // Журнал РИНЦ. Защита детей -приоритет России. - The Newman in Foreign Policy № 37 (81), июнь-июль 2017 Журнал зарегистрирован в российской наукометрической базе цитирования (РИНЦ). Научная электронная библиотека e-library Номер договора: 443-06/2015. https://elibrary.ru/item.asp?id=30113843
3. Бадалян, Л.О. Невропатология: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 317 с.: ил.
4. Бенилова, С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика): монография / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. - М.: НОУ ВПО «МПСУ»; Воронеж: М0ДЭК,2014. - 536 с.
5. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - Санкт - Петербург: КАРО, 2016. - 336 с. - (Коррекционная педагогика)
6. Карелина, И.Б. Комплексная реабилитация неговорящих детей раннего возраста с нарушениями онтогенетического развития / И.Б. Карелина // Логопедия. 2015. - № 3 (9). - С. 19 - 34.
7. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2006. - 380 с: ил.
8. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / Под ред. А.Г. Московкиной. - М.: Классике Стиль, 2003. - 320 с.
9. Михалик, М. Нейролингвистические основы логопедической диагностики и коррекции при ранних повреждениях центральной нервной системы / М. Михалик // Дефектология. - 2016. - № 2. - С. 60 - 68.
10. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»
11. Разенкова, Ю.А. Трансформация понятий и терминов «раннее вмешательство» и «ранняя помощь» в отечественной науке, практике и социальной политике / Ю.А. Разенкова // Дефектология. - 2016. - № 3 С. 49 - 54.
12. Сырвачева, Л.А. Особенности родительского отношения и его влияние на психическое развитие детей 3 лет с перинатальным поражением ЦНС. Диагностика и коррекция: монография. - Изд.2-е перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун - т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - 352 с.
13. Титова, Т.А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Т.А. Титова, О.В. Елецкая, М.И. Матвеева, Н.С. Куликова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2016. - 192 с.
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Аксенова Марина Владимировна
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Гороховцева Лилия Александровна
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ»
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации самостоятельной учебной деятельности баклавров в процессе освоения содержания программы дисциплины «Основы математической обработки информации», входящей в состав основной профессиональной образовательной программы бакалавриата, и решения проблемных ситуаций, встречающихся в процессе профессиональной деятельности учителей начальной школы. В ней рассматриваются учебно-профессиональные задачи, решение которых необходимо бакалавру для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: основы математической обработки информации, самостоятельная учебная деятельность, учебно-профессиональные задачи.
An^tatton. The article is devoted to organization of autonomous learning activities of bachelors during the progress through the contest of programme in «Basics of mathematical data processing» which is included in the main professional academic programme of Baccalaureate. It also cover various solutions of problematic situations that are frequent in the process of professional activities of primary school teachers. This article considers academic and vocational objectives, attainments of which are essential for bachelor to be successful in future profession.
Keywords: basics of mathematical data processing, autonomous learning activities, academic and vocational objectives.
Введение. Современный этап развития образовательной системы характеризуется качественными преобразованиями компонентов, составляющих её основу. Эти процессы связаны с изменением федеральных государственных образовательных стандартов образования, которые определили новые образовательные цели и задачи для всех ступеней образования. «Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться» [1, с. 3].
Важной задачей высшего образования в этих условиях является подготовка творческих специалистов, способных к непрерывному саморазвитию, умеющих ориентироваться в современном информационном пространстве. Преподаватели, организующие учебно-воспитательный процесс по направлению подготовки бакалавров «Педагогическое образование» профили «Начальное образование», «Дошкольное и начальное образование», «Начальное образование и Иностранный язык», «Русский язык и Начальное образование»,
находятся в постоянной инновационной деятельности для обеспечения будущего учителя начальных классов совокупностью знаний, умений, навыков, формирования опыта будущей профессиональной деятельности и развития личной ответственности которые составляют ключевые компетенции, определяющие качество содержания современного высшего образования.
Учителю начальных классов в современных условиях, приходится иметь дело с большим объемом информации. В этой связи его информационная грамотность, которая предполагает умение осуществлять работу с различной информацией, а именно эффективно получать, критически оценивать, грамотно использовать, управлять, успешно обрабатывать и на основе этого принимать правильные решения во многом определяет успех профессиональной деятельности. На современном этапе развития общества сложно представить любую работу с информацией такую как ее получение, обработку, хранение, прогнозирование, передачу без применения компьютеров. В основе работы всех прикладных программ ЭВМ лежат алгоритмы, которые используют математических методах обработки информации. Знание этих методов, а также понимание их сути позволит будущему учителю начальных классов свободнее ориентироваться в выборе средств для решения, как учебных задач, так и задач будущей профессиональной деятельности.
В этой связи в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) второго поколения, в том числе, и для направления подготовки «Педагогическое образование» профилей «Начальное образование», «Дошкольное и Начальное образования», «Начальное образование и Иностранный язык», «Русский язык и Начальное образование» появилась базовая дисциплина «Основы математической обработки информации», которая образовалась на стыке информатики, а также ряда математических и педагогических учебных дисциплин.
Изложение основного материала статьи. Цель дисциплины «Основы математической обработки информации» - формирование общекультурных и профессиональных компетенций, направленных на развитие комплекса знаний, умений и навыков, связанных с особенностями математических способов и методов представления и обработки информации, а также применения математического аппарата обработки данных теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- формирование комплекса знаний и умений, связанных с представлением информации с помощью математических средств;
- актуализация межпредметных знаний, способствующих пониманию особенностей представления и обработки информации средствами математики;
- ознакомление с основными математическими моделями и типичными для соответствующей предметной области задачами их использования;
- формирование системы математических знаний и умений, необходимых для понимания основ процесса математического моделирования и статистической обработки информации в профессиональной деятельности;
- ознакомление с математическим аппаратом обработки данных теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач;
- обеспечение условий для активизации познавательной деятельности бакалавров и формирования у них опыта математической деятельности в ходе решения прикладных задач, характерных для области их профессиональной деятельности;
- стимулирование самостоятельной деятельности по освоению содержания дисциплины и формированию необходимых компетенций.
В процессе освоения данной учебной дисциплины систематизируются и обобщаются имеющиеся знания, связанные с особенностями математических способов представления и обработки информации, составляющие основу для развития универсальных и профессиональных компетенций бакалавров. Изучение дисциплины «Основы математической обработки информации» способствует формированию у студентов представлений о математическом аппарате как инструменте описания и моделирования тех или иных явлений в различных отраслях человеческой деятельности. Студентам сообщается о классических методах математической обработки и представления информации, а также происходит овладение навыками применения математического аппарата обработки данных теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач. Полученные знания и умения студенты применяют на практике.
В условиях вуза основными организационными формами изучения дисциплин являются: лекции, аудиторные занятия и самостоятельная работа. На лекциях излагаются важнейшие в профессиональном отношении и наиболее трудные вопросы программы. На аудиторных занятиях, как правило, решаются задачи, а также осуществляется текущий и промежуточный контроль усвоения материала. Однако для успешного овладения дисциплиной, необходима напряженная, систематическая самостоятельная учебная деятельность студентов. Самостоятельная учебная деятельность бакалавров - будущих учителей начальных классов, являясь важным компонентом образовательного процесса, всё больше становиться его основой, формирующей личность бакалавра, его мировоззрение и культуру профессиональной деятельности, развивает способность к самообучению и постоянному повышению своего профессионального уровня.
Организация самостоятельной учебной деятельности будущих учителей начальных классов в процессе изучения дисциплины «Основы математической обработки информации» требует от каждого преподавателя переориентировать учебный процесс не только на новые образовательные результаты, но и на метапредметные, а также личностные. В ходе организации самостоятельной учебной деятельности преподаватель должен ориентироваться не на работу со студентами «вообще», а с конкретной личностью, оказать ей помощь в адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. Для этого, преподавателями разрабатывается материал, помогающий обучающимся организовать самостоятельную учебную деятельность при изучении дисциплины «Основы математической обработки информации» и осуществить контроль за качеством усвоения основных теоретических вопросов, так как включает в себя вопросы и задания для самоконтроля, вопросы к зачету, задания к контрольной работе, а также учебно-методический материал: основные вопросы каждой из изучаемых тем, перечни знаний и умений, которыми студенту необходимо овладеть при изучении дисциплины, образцы решения типовых задач. Среди предлагаемых задач присутствуют учебно-профессиональные задания, решение которых необходимо
будущему учителю начальных классов для успешного осуществления будущей профессиональной деятельности.
В ходе самостоятельной учебной деятельности будущих учителей начальных классов по освоению учебной дисциплины «Основы математической обработки информации» необходимо использовать учебно-профессиональные задания, связанные с решением тех или иных педагогических проблем, возникающих в реальном процессе обучения математике младших школьников. По форме эти задания самостоятельной учебной деятельности студентов представляют собой описание некоторых жизненных практических ситуаций и задач. Этот тип заданий имеет принципиальное отличие от академических задач. Академические задачи обычно специально сформулированы в контексте конкретных задач обучения, жестко определены, относительно них имеется полная информация, они, как правило, однозначны. В учебно-профессиональном задании содержится некая проблема, решение которой требует от студента использовать предметную или мультипредметную информацию, полученную в процессе освоения дисциплины «Основы математической обработки информации», учитывать, извлекать и представлять информацию в виде разного рода текстов, графиков, диаграмм, таблиц, используя при этом интеллектуальные умения различного вида. Применимость такого рода заданий в самостоятельной учебной деятельности, предполагает не просто овладение студентами некоторыми навыками работы с информационными потоками (поиск, переработка, распространение), а развитие способности с их помощью выстраивать целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие - мышление - применение - творчество).
Самостоятельная учебная деятельность будущих учителей начальных классов ориентированная на использование математики в целях решения учебно-профессиональных заданий, т.е. в создании математических моделей реальных ситуаций, и в создании различных алгебраических и геометрических интерпретаций теоретических фактов или понятий - это ведущая организационная форма изучения дисциплины «Основы математической обработки информации».
Рассмотрим возможные варианты учебно-профессиональных заданий, которые можно предложить студентам для самостоятельной учебной деятельности в процессе освоения дисциплины «Основы математической обработки информации».
Так при изучении темы «Элементы теории вероятности. Вероятностные методы обработки информации» интерес у будущих учителей начальных классов вызывают задания, связанные с понятием статистической информации и формами её представления. Рассмотрим пример учебно-профессионального задания по этой теме и его решение.
Задание: Данные об оценках полученных учащимися одного из классов начальной школы за контрольную работу по математике представленны в таблице 1.
Таблица 1
Оценка 2 3 4 5
Количество учащихся получивших оценку 3 10 15 5
Постройте гистограммы распределения учащихся по оценкам, которые они получили за контрольную работу по математике используя частоту, относительную частоту, а также постройте полигон частот для данной выборки.
Решение: Частота появления определенной оценки в нашей задаче - это количество учащихся получивших данную оценку за контрольную работу по математике. Чтобы найти относительную частоту нужно соответствующую частоту разделить на общее количество учащихся писавших контрольную работу и умножить на 100%. Зная это составим таблицу 2 с указанием частот и относительных частот для каждой из полученных оценок.
Таблица 2
Оценка 2 3 4 5
Частота 3 10 15 5
Относительная 9,1% 30,3% 45,5% 15,2%
частота
По данным таблицы 2 построим столбчатые гистограммы распределения учащихся по оценкам, которые они получили за контрольную работу по математике используя частоту (рисунок 1) и относительную частоту (рисунок 2):
Рисунок 1
Рисунок 2
Полигон частот, используют также для наглядного представления распределения данных, полученных в результате статистического исследования.
Полигон частот для данной задачи о распределении оценок изображен на рисунке 3.
Рисунок 3
В процессе изучения темы «Обработка результатов педагогического эксперимента» студентам можно предложить следующее учебно-профессиональное задание.
Задание 1. Рассчитать результат (средний балл и доверительный интервал) итоговой контрольной работы в экспериментальном классе. Если известно, что в классе всего учится 30 человек, из них получили оценку «5» - 6 человек; оценку «4» - 10; оценку «3» - 12; оценку «2» - 2 человека.
Решение. Средний балл по итоговой контрольной работе рассчитывается как среднее арифметическое и по условию нашей задачи составляет X =3,6
- _ _ 5,6 + 4,10+3,12 + 2,2
.л. - - — -5,0
я 30
Средняя квадратическая ошибка выборочного среднего
1Т(х-хг)2
"от -— =0,12
1/ ф-1)
Задаем 95%. достоверность и по таблице коэффициента Стьюдента находим: а=2,04 Вычисляем доверительный интервал
АХД0£ = ± = 2,04 ■ 0,12 = 0,2
Получаем что ожидаемый результат контрольной работы
X = X ± ^ = (3,7 ± 0,2)ёалла
Следовательно, результат аналогичной повторной контрольной работы в этом классе будет с 95% вероятностью лежать в этой области (от 3,5 балла до 3,9 балла).
Задание 2. Рассчитать коэффициенты вариации для двух групп изучаемых классов учащихся: контрольных и экспериментальных.
Сравнительная характеристика относительной вариации результатов некоторого экспериментального обучения представлена в виде таблицы 3.
Таблица 3
Контрольные классы Экспериментальные классы
оценки количество оценок параметры оценки количество оценок параметры
5 4 3 2 18 38 42 11 Итого: 109 X1 = 3,6 ст1=0,88 v1=24% 5 4 3 2 27 41 33 0 Итого: 101 X2 = 3,9 ст2=0,88 v2=22%
Как видно из данной таблицы, в контрольных классах, в которых обучение осуществлялось
~ = X =
традиционным способом о1=0,88, 1 3,6, а в экспериментальных классах о2=0,88, 2 3,9. Абсолютная
величина вариации среднего балла одинакова в обеих группах, а величины относительной вариации различны. Сравнивая величины средних оценок и коэффициентов вариации, можно сделать вывод о том, что в контрольных классах не только более низкий уровень успеваемости, но и процесс обучения менее стабилен (v1>v2).
В рамках изучения вышеназванной темы можно предложить следующие задания для самоконтроля:
1. Проведите статистическую обработку результатов вашего педагогического эксперимента. Оформите данные в виде таблицы.
2. Изучите особенности проведения количественной и качественной обработки результатов педагогического эксперимента.
3. Разработайте план мероприятий по мониторингу учебных достижений младших школьников в процессе работы по педагогическому исследованию.
В некоторых темах при изучении дисциплины «Основы математической обработки информации» для самостоятельной учебной деятельности студентам предлагаются индивидуальные домашние учебно-профессиональные задания.
Приведем пример тематики индивидуальных домашних заданий по теме «Методы шкалирования»:
1. Приведите примеры различных видов измерительных шкал (номинативной, порядковой, метрической) используемых в начальной школе.
2. Предложите систему диагностических методик развития детей в начальной школе (класс по выбору).
3. Проведите диагностическое исследование по одной из методик и опишите результаты исследования.
4. Составьте тесты для будущих первоклассников (Готов ли ребенок к школе? Что ребенок знает к школе? и т. д.). Опишите виды шкал, используемые для обработки результатов тестирования.
5. Составьте тесты для родителей (выбор темы произвольный). Опишите виды шкал, используемые для обработки результатов тестирования.
Выводы. Таким образом, отметим, что изучение дисциплины «Основы математической обработки информации» в соответствии с современными требованиями к подготовке будущих учителей начальных классов должна осуществляться на основе самостоятельной учебной деятельности бакалавров, включающей решения учебно-профессиональных заданий, обеспечивающих в целом становление и развитие высокопрофессиональной личности, готовой к инновационной профессиональной деятельности в системе модернизации образования.
Литература:
1. Гусева, Е. Н. Теория вероятностей и математическая статистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. Н. Гусева. - М.: Флинта, 2011. - 220 с. - www.biblioclub.ru /book /83543/.
2. Организация самостоятельной деятельности бакалавров профиля «Начальное образование», «Начальное образование и Иностранный язык» в процессе изучения учебной дисциплины «Основы математической обработки информации»: учебно-методическое пособие/ авт-сост. М.В. Аксенова, Л.А. Гороховцева - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2017. - 80 с.
Педагогика
УДК 796.8
профессор Алексеев Николай Алексеевич
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); доцент Манышев Владимир Владимирович
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород); кандидат педагогических наук Клименко Борис Александрович
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ВОСПИТАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ
РУКОПАШНОГО ПОЕДИНКА
Аннотация. В статье авторы на основе результатов педагогического исследования и большого фактического материала, рассматривают проблему формирования и выраженности проявлений волевых качеств у курсантов образовательных организаций МВД России при применении приемов рукопашного боя. Основной задачей исследования является определение зависимости проявления волевых качеств курсантами от индивидуальных типологических особенностей основных свойств нервной системы. В данной работе представлены результаты сравнения психофизиологических особенностей волевых качеств у курсантов и высококвалифицированных спортсменов, проанализированы и определены факторы, способствующие воспитанию волевых качеств. С учетом полученных результатов в группах исследуемого контингента, даны практические рекомендации по совершенствованию волевой подготовки курсантов, которая лежит в основе прогнозирования ранней специализации по видам профессиональной деятельности в практических подразделениях.
Ключевые слова: воля, волевые качества, волевые усилия, рукопашный бой, боевые приемы борьбы, психологическая подготовка, эмоции, мотив, типологические способности.
Annotation. In the article, the authors on the basis of the results of a pedagogical research and big actual material consider a problem of formation and expressiveness of proving strong-willed qualities at the cadets of the educational organizations of the MIA of Russia in using physical force and fighting methods (a hand-to-hand fight). The main objective of the research is determination of the dependence of proving strong-willed qualities by the cadets on specific typological features of the main characteristics of their nervous system. Taking into account the received results in the groups of the researching contingent, the authors give practical recommendations about improvement of strong-willed training of the cadets, which is the cornerstone of forecasting an early specialization in the types of professional activity in practical divisions.
Keywords: will, strong-willed qualities, strong-willed efforts, hand-to-hand fight, fighting methods, psychological training, emotions, motive, typological abilities.
Введение. Согласно законодательству Российской Федерации, курсанты образовательных организаций МВД России являются действующими сотрудниками органов внутренних дел. На них возлагаются те же обязанности, что и на всех сотрудников.
Рукопашный бой в органах внутренних дел представляет собой вид оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции при ограничении свободы передвижения правонарушителя с применением физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств. Специфика рукопашного боя заключается, в том, что в условиях высокого стресса, сотруднику полиции необходимо владеть такими методами силового задержания правонарушителя и приемами рукопашного боя, которые будут надежны, эффективны и правомерны в конкретной ситуации оперативно-служебной деятельности. Целями учебно-тренировочных занятий с курсантами по единоборствам являются формирование навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, нарушающих общественный порядок и личную безопасность граждан, воспитание смелости, решительности, инициативы и находчивости. В системе физической подготовки сотрудников полиции, этот раздел называется «Боевые приемы борьбы».
Изложение основного материала статьи. Анализ литературных источников, нормативно-правовых актов показал, что в теории физической подготовки разделу боевые приемы борьбы нет определения, следовательно, исходя из того, что содержательный компонент этих двух понятий одинаковый, мы считаем, что под боевыми приемами борьбы следует понимать приемы рукопашного боя, которые применяют сотрудники, при задержании правонарушителей вступив с ними в рукопашную схватку [1].
Целью исследования было выявление особенностей зависимости проявления волевых качеств у курсантов экспериментальной группы от типологических особенностей основных свойств нервной системы, в сравнении с контрольной группой, охарактеризованной также по типологическим особенностям. Контрольная группа высококвалифицированные спортсмены единоборцы из числа курсантов. В качестве гипотезы предложенного исследования являлось изучение индивидуальных, волевых и личностных особенностей курсантов Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина.
Особое внимание авторами в методологии исследования уделено проблеме:
1. Определения степени выраженности проявления волевых качеств у курсантов и высококвалифицированных спортсменов единоборцев;
2. Выявление предрасположенности характеров испытуемых к ведению рукопашного поединка в процессе оперативно-служебной деятельности или не предрасположенности;
3. Сравнение их психофизиологических особенностей волевых качеств у этой категории обучающихся;
4. Определение факторов содействующих воспитанию волевых качеств.
Главной целью образовательного процесса в учебных заведениях МВД России является формирование необходимой профессиональной готовности выпускников к практической работе в территориальных органах МВД России. Понятие «готовность» выпускников учебных заведений МВД России имеет интегративный характер, оно реализуется в ходе оперативно-служебной деятельности и определяется их отдельными составляющими выраженными в специальной, физической, морально-волевой и психологической подготовленности.