Научная статья на тему 'Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России'

Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ КУРСАНТА К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБУЧЕНИЮ / МОТИВАЦИОННЫЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / READINESS OF THE CADET FOR EDUCATIONAL ACTIVITY / THE POSITIVE RELATION TO TRAINING / MOTIVATIONAL / INFORMATIVE / EMOTIONAL AND STRONG-WILLED COMPONENTS OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грачев Юрий Александрович

Статья посвящена обоснованию феномена готовности курсанта к учебной деятельности как состоянию, в котором фиксируется наличие необходимых знаний и учебных умений, учебной мотивации, а также позитивного отношения к процессу обучения. Автор рассматривает конкретные методики показателей готовности курсантов, включающие мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грачев Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of indexes of readiness of cadets to study in high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Article is devoted to a substantiation of a phenomenon of readiness of the cadet to educational activity as to a state in which presence of necessary knowledge and educational abilities, educational motivation, and also the positive relation to training activity is fixed. The author considers specific techniques of indexes of readiness of the cadets, including motivational, informative, emotional and strong-willed components.

Текст научной работы на тему «Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

работникам служб социальной защиты, и сотрудникам правоохранительных органов, так или иначе взаимодействующим с детьми и подростками и влияющим на их судьбы. Позитивная профилактика начинается с осознания необходимости формирования позитивного опыта успешности и эмоционального благополучия ребенка, подростка как главного средства преодоления асоциальных склонностей и основы его нормального личностного развития.

Список литературы

1. Букина, Н. Н. Развитие системы позитивной профилактики асоциального и зависимого поведения молодежи посредством неформального образования взрослых / / Роль социальных институтов в профилактике нарко-зависимости среди подростков и молодежи : материалы XI межвузовской научнопрактической конференции / под ред. Г. Е. Гуна — СПб.: ЛОИРО, 2009. — С. 168-172.

2. Гнездилов, М. Л. Изучение влияния направленного воздействия средств физической культуры и спорта на преодоление асоциальных проявлений в поведении подростков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы X Всероссийской научно-практической конференции. — Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. — С. 24-27.

3. Кучуб, H. A. К вопросу склонности современного подростка к асоциальному поведению // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2008. — № 10. — С. 56-60.

4. Медведева, М., Шишова, Т. Почему буксуют наши методики борьбы с наркоманией // Воспитание школьников. — 2003. — № 7. — С. 53-61.

5. Мочаяов, Л. Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь // Основы безопасности жизни. — 2002. — № 5. — С.18-20.

6. Сборник научно-методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами / / Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2004. — № 7. — С. 3-64.

Literature

1. Bukina, N. N. Development of system of positive preventive maintenance antisocial and dependent behavior of youth by means of the informal formations of adults / / Role of social institutes in preventive maintenance Drug dependence among teenagers and youth : Materials of interuniversity scientific conference.

— St. Petersburg, 2009. — P. 168-172.

2. Gnezdilov, M. A. Learning of influence of the directed influence of means of physical training and sports on overcoming antisocial displays in behavior of teenagers // Actual problems of physical training and sports: Materials of X All-Russia scientifically-practical conference. — Tomsk, 2007. — P. 24-27.

3. Kuchub, N. Л. To a question of propensity of the modern teenager to asocial behavior // Bulletin of the Orenburg state university. — 2008. — № 10. — P. 56-60.

4. Medvedev, I, Shishov, T. Why our techniques of struggle against a drug addiction // Education of schoolboys slip. — 2003. — № 7. — P 53-61

5. Mochalov, A. The delicate approach to a shouting problem: The drug addiction: Preventive maintenance and the help / / Bases of safety of life. — 2002. — № 5. — P. 18-20.

6. The collection of scientifically-methodical materials on a problem of preventive maintenance of abusing psychoactive substances / / Library of magazine «Bulletin of education». — 2004. — № 7. — p. 3 — 64.

УДК 378.144/.146 Ю.А. Грачев*

Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России

Статья посвящена обоснованию феномена готовности курсанта к учебной деятельности как состоянию, в котором фиксируется наличие необходимых знаний и учебных умений, учебной мотивации, а также позитивного отношения к процессу обучения. Автор рассматривает конкретные методики показателей готовности курсантов, включающие мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.

Ключевые слова: готовность курсанта к учебной деятельности, позитивное отношение к

обучению, мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты готовности.

* Грачев, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д.33. Тел. 420-67-32.

Grachev Yury Aleksandrovich, the chief of chair of special actions of organs of Internal Affairs. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the address: Russia, 188510, St.-Petersburg, Petrodvorets, street Avrova, 33. Phone 420-67-32. Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 года.

Y.A. Grachev*. Development of indexes of readiness of cadets to study in high school of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Article is devoted to a substantiation of a phenomenon of readiness of the cadet to educational activity as to a state in which presence of necessary knowledge and educational abilities, educational motivation, and also the positive relation to training activity is fixed. The author considers specific techniques of indexes of readiness of the cadets, including motivational, informative, emotional and strong-willed components.

Keywords: readiness of the cadet for educational activity, the positive relation to training, motivational, informative, emotional and strong-willed components of readiness

Понятие готовности содержит особые функциональные возможности, позволяет «увидеть» начальный этап любой деятельности и широко используется в педагогической теории и практике. Вместе с тем, среди ученых, исследовавших феномен готовности, нет единого мнения в отношении его характеристик и показателей.

В научной психологии понятие готовности возникло изначально в теории установки Д.Н.Узнадзе, который определял готовность как существенный признак установки.

Различные аспекты готовности как личностного отношения к деятельности рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.А. Бефани, Л.С. Выготского, В.Я. Ерастова, М.И. Дьяченко, Ю.М. Забродина, Л. А. Кандыбовича, Е.А. Климова, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, Н.Д. Левитова,

A.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, B.C. Мерлина, Л.С. Нерсесянца, К.К. Платонова, А.И. Пуни, В.Н. Пушкина, С.Л. Рубинштейна, Р.Д. Санжаевой, В.А. Сластенина, А.А. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна,

О.И. Шишкиной и других исследователей.

Понятие «готовности» к деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б.Г. Ананьев понимал как проявление способностей, а В.А. Крутецкий возражал на это, считая готовность к деятельности значительно более широким понятием, чем способности. Он предлагал называть его некоторым «ансамблем», синтезом свойств целостной личности.

Значительный вклад в исследование проблемы готовности внесли в 70-е годы М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович [2]. Под психологической готовностью к деятельности они рассматривали особое психическое состояние как предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. Это состояние включает убеждения, взгляды, отношения, мотивы и чувства личности и является интегральным комплексом разнообразных, связанных между собой элементов.

Готовность к определенным видам деятельности курсантов вузов МВД РФ исследовали

B.М. Богмацера, К.А. Герасимов, И.Г. Смирнов, В.В. Согалаев, Е.Ю. Суховецкая, М. И. Черепанова, В.А. Шибанова и другие авторы [1; 3; 5-7].

Решение специальной задачи по разработке методики контроля готовности студентов к профессиональной деятельности отражено в работе Л.Г. Семушиной и В.С. Кагерманьян [4].

В целях совершенствования учебного процесса в вузах МВД России представляется актуальным обратиться к изучению феномена готовности курсантов к учебной деятельности. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о разработке основных показателей готовности как психологопедагогического феномена.

Возникновение состояния готовности человека к той или иной деятельности начинается с постановки цели, которая отражает наличие определенной потребности и связанных с ней мотивов (как осознания человеком поставленной или возникшей перед ним задачи). Далее осуществляется выработка плана действия, моделей и алгоритмов предстоящих действий, а также определённых средств и способов реализации задуманных действий. По завершении действия результаты сравниваются с поставленной целью и вносятся необходимые изменения. Причём, проявление и изменение готовности определяются доминирующим мотивом, который обеспечивает необходимые действия. А длительность и направленность активности может значительно меняться под воздействием внешних и внутренних разнообразных условий деятельности.

Важно определить, каким образом можно выявить и оценить содержательные составляющие готовности курсантов к учебной деятельности. Важное значение в структуре общей готовности к учебной деятельности, безусловно, имеют знания и умения, а точнее, общая предметная подготовленность к обучению. Хотя в процессе обучения недостающие знания, навыки и умения могут компенсироваться за счет позитивного отношения к делу, стремления восполнить имеющиеся пробелы. Поэтому мотивационный компонент готовности и наличие позитивного эмоционального отношения оказываются не менее, а иногда и более значимыми составляющими готовности, чем конкретные знания. Очевидно, следует признать, что указанные компоненты взаимообусловлены и равноценны в общей структуре готовности.

На основании вышесказанного правомерно рассматривать готовность курсанта к учебной деятельности как состояние человека, характеризующееся мобилизацией внутренних ресурсов на выполнение задач учебной деятельности. При этом в целостном состоянии готовности необходимо различать две составляющие — долговременную (длительную) и ситуативную (временную) готовность. Важнейшими показателями целостного состояния готовности курсантов к учебной деятельности выступает наличие необходимых знаний, учебной мотивации, позитивного отношения к обучению и учебных умений.

Как было сказано выше, компонентами готовности являются следующие составляющие: знание учебных предметов; позитивное отношение к учебной деятельности; мотивация (точнее, наличие внутренних мотивов учения); овладение учебными умениями.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Соответственно этому готовность курсантов к учебной деятельности также включает четыре показателя: уровень успеваемости, характеризующий степень владения знаниями; уровень удовлетворенности обучением, отражающий позитивное отношение к учебе; наличие внутренней мотивации; степень владения учебными умениями.

Рассмотрим подробнее, что собой представляют и как оценивались нами эти четыре показателя.

Уровень успеваемости в нашей стране традиционно оценивается по пятибальной шкале. А критерии оценивания разрабатываются применительно к каждому конкретному образовательному учреждению и учебному предмету. Есть такие критерии и для основного курса «специальная подготовка» на кафедре специальных мероприятий ОВД, по которой проходили обучение экспериментальные группы курсантов.

Порядок оценивания успеваемости курсантов регулируется специально разработанным «Положением об оценке служебной деятельности курсантов (слушателей) и учебных подразделений государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования», который существует в каждом учебном заведении.

В этом документе приводятся общие положения и основания оценивания, а затем даются конкретные примеры расчетов и определяются правила оценивания результатов учебы курсантов и слушателей за семестр (учебный год) - по результатам сдачи зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ, практик и стажировок.

Показатель уровня удовлетворенности обучением, отражающий личное позитивное отношение курсантов к обучению выбран нами не случайно. Для оценки наличия или отсутствия позитивного отношения к учебе часто используются различные показатели мотивационного характера: наличие познавательных интересов в учебе, желание продолжать обучение в случае изменение условий в худшую сторону или с помощью выявление приоритетов в личностной иерархии мотивов. Однако, большинство методик изучения мотивации достаточно сложны и мало пригодны для массовых исследований педагогического характера. К тому же надежность получаемого результата остается невысокой из-за самооценочной основы получения первичных данных.

Таким образом, мы обратились к понятию удовлетворенности как достаточно определенному критерию наличия или отсутствия позитивного личностного отношения к обучению.

Методика оценки отношения к учебной деятельности представляет собой шесть двуполярных шкал по основным факторам, существенно влияющим на удовлетворенность. Шкалы разработаны для невербальной самооценки респондентами своего отношения к процессу обучения в вузе. Опросные листы с полным текстом инструкции и двуполярными шкалами по шести факторам раздаются каждому респонденту.

Шкала оценивания степени удовлетворенности учебным процессом

А В С В Е Е О

высокая оценка в современном обществе 3 2 0 -2 -3 низкая оценка в современном обществе

возможность заниматься любимым делом 3 2 0 -2 -3 невозможность заниматься любимым делом

хорошие отношения с педагогами 3 2 0 -2 -3 сложные отношения с педагогами

хорошие отношения в учебной группе 3 2 0 -2 -3 сложные отношения в учебной группе

соответствие характеру и способностям 3 2 0 -2 -3 несоответствие характеру и способностям

большие возможности личностного саморазвития 3 2 0 -2 -3 малые возможности личностного саморазвития

Вербальная интерпретация показателей шкалы: А — полностью удовлетворен процессом обучения; В — вполне удовлетворен процессом обучения; С — скорее удовлетворен, чем неудовлетворен;

О — не знаю; Е — скорее неудовлетворен, чем удовлетворен; Б — в целом неудовлетворен процессом обучения; О — совершенно неудовлетворен процессом обучения.

Вербальная и числовая интерпретация шкалы представлены только в ключе для оценки результатов, поскольку внесение их в опросные листы, как показала практика, зачастую мешает респондентам проявить свое непосредственное эмоциональное отношение к процессу деятельности.

При использовании методики важно обеспечить условия получения искренних ответов. Для этого лучше, чтобы опрос проводился анонимно и осуществлялся «сторонними» лицами - не являющимися кураторами и преподавателями опрашиваемых. В случае работы в учебной группе инструкция обязательно повторяется вслух с подтверждением анонимного характера опроса и предложением самостоятельно собрать заполненные листы : «Передайте, пожалуйста, заполненные листы по колонкам вперед — с задних столов на первые». Последнее повышает убежденность респондентов в том, что персонального отслеживания результатов не предполагается.

В качестве мотивационного компонента готовности по нашему мнению целесообразно использовать показатель внутренней мотивации.

Известно, что фактор мотивации подчас влияет на успешность обучения сильнее, чем фактор интеллекта. Поэтому воспитание будущего специалиста в стенах вуза заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивации. Характер мотивации учения является, по сути, интегральным показателем готовности к обучению.

В связи с этим в исследовании готовности курсантов к учебной деятельности наряду с тремя указанными компонентами (знаниями, умениями и эмоциональным отношением) учитывалось наличие мотивов учения —внешних и внутренних). Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности, т.е. в условиях учебной деятельности овладение содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью. Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Обучающийся непосредственно включен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Таким образом, доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности курсанта в процессе учебной деятельности.

Учебная деятельность становится внешне мотивированной при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Например, такими целями может быть получение хорошей оценки (диплома), похвалы, признания товарищей, выполнение требований педагога. При внешней мотивации знание не выступает целью учения, и поэтому обучающийся в определенной степени оказывается равнодушным к процессу познания. Изучаемый материал не является для него внутренне значимой информацией, а усвоение учебных дисциплин не становится личностной ценностью. В результате получаемая информация усваивается с большим трудом. Напротив, если деятельность курсанта внутренне мотивирована, то учебный материал усваивается намного легче.

Преподаватель, заинтересованный в повышении эффективности своей деятельности, естественно, обращает внимание на мотивацию учения и стремится к ее активизации и поддержанию на высоком уровне. Но при этом он лишен методического инструментария, позволяющего определить наличие внутренней мотивации и ее динамики при использовании различный форм, методов обучения. Поэтому на практике отсутствие внутренней мотивации как показателя низкого уровня готовности к обучению нередко остается скрыгтым. Следовательно, для полноценной картины состояния готовности курсантов вымвление внутренней мотивации учения как важного показателя представляет собой существенную часть исследования.

Для оценки показателя мотивационного компонента готовности может быть использована стандартизованная «Методика диагностики структуры учебной мотивации», которая широко применяется педагогами в образовательных учреждениях среднего и высшего уровня.

Данная методика позволяет вышвлять направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности курсантов при изучении ими тех или иных учебных дисциплин. При этом опрос проводится анонимно, а результаты обобщаются по каждому потоку курсантов.

Процедура опроса состоит в том, что каждому респонденту предлагается список с перечнем суждений и предложенных вариантов ответов (текст опросника не приводится из-за ограниченного объема статьи). Ответы по каждому суждению в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке (либо просто на листе бумаги) напротив порядкового номера суждения: верно (+

+); пожалуй, верно (+); пожалуй, неверно (—); неверно (-). Обработка производится в соответствии с

ключом. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации обучения.

При обработке результатов акцент делается на вышснение внутренних мотивов, которые совпадают с целью учебной деятельности. То есть в условиях учебной деятельности в вузе это означает, что овладение содержанием учебного предмета выступает для курсанта одновременно и мотивом, и целью.

Задача выявления степени овладения учебными умениями как показателя готовности к учебной деятельности является, на наш взгляд, ключевой, поскольку этот показатель отражает сформированность волевого компонента в деятельности курсантов. В конечном итоге важно определить, что они могут делать в процессе обучения, а не только знают как делать или хотят делать. В соответствии с этим очевидно, что определение только трех составляющих — показателей успеваемости, удовлетворенности и внутренней мотивации — оказывается недостаточно для полноценной характеристики феномена готовности к учебной деятельности.

В связи с этим необходим инструмент для оценки степени владения умениями. В качестве такового выступает «Методика оценивания степени владения учебными умениями», которая используется педагогами в системе среднего и высшего образования. В ее основе лежит метод экспертных оценок 30 общеучебных умений, в которой выделяют пять основных групп умений: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские. При этом организаторские умения, направленные на самоорганизацию учебной деятельности, правомерно называют организационными, т.е. направленными на организацию собственной деятельности.

Соответственно сказанному, в «Методике оценивания степени владения учебными умениями» использована следующая классификация (по Н.В. Кузьминой):

гностические умения:

— выделять главное в тексте или в сообщении преподавателя;

— выделять связи между явлениями, изображать их в таблицах, схемах;

— пользоваться справочной литературой;

— привлекать к изучению материала дополнительную литературу;

— пользоваться приемами скорочтения;

— производить анализ, синтез и обобщение материала;

проектировочные умения:

— формулировать цель своей деятельности;

— формулировать цели самостоятельной работы над учебными заданиями;

— формулировать требования к деятельности;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

— формулировать, к каким результатам следует прийти к окончанию;

— определенного учебного периода;

— формулировать задачи, темп, ритм работы в ближайшее время;

конструктивные умения:

— конспектировать кратко, сжато, своими словами с элементами кодирования;

— составлять план ответа на семинаре;

— составлять тезисы своих сообщений;

— составлять доклад с элементами цитирования, аннотирования и рецензирования;

— обосновывать правильность избранной логики изложения;

— самостоятельно составлять таблицы, схемы, рисунки;

— делать выводы и обобщение на основании чужого или собственного изложения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммуникативныеумения:

— формулировать вопросы к преподавателям и к текстам;

— активно воспринимать устные сообщения и анализировать их;

— активно участвовать в семинарах;

— уметь рассказывать об усвоенном, изученном;

— строить логически законченное сообщение;

— высказывать собственное мнение, уметь аргументировать свои оценочные суждения;

организационные умения:

— организовывать свое время, избегать пустой траты времени;

— организовывать свою деятельность: рабочее время и средства;

— контролировать свои действия, эмоции, движения, мимику;

— организовывать свою общественную деятельность;

— организовывать свою научно-исследовательскую деятельность;

— накапливать информацию так, чтобы ею можно было пользоваться.

Представленный перечень учебных умений, безусловно, не является исчерпывающим или единственно возможным. Это лишь вариант, который на наш взгляд достаточно полно отражает представленный вариант определения волевого компонента готовности, что и обусловило его использование в настоящей работе.

Для оценивания степени владения учебными умениями используется метод экспертных оценок, который включает четыре компонента: самооценку, оценку сокурсника, оценку куратора и оценку преподавателя. При обработке полученных данных вычисляется среднеарифметическое значение оценки по каждому умению.

Таким образом, описанные в статье методики позволяют определить все четыре компонента, характеризующие готовность курсантов к учебной деятельности — уровень успеваемости, уровень удовлетворенности обучением, наличие внутренней мотивации и степень владения учебными умениями.

Список литературы

1. Герасимов, К. А, Смирнов, И. Г., Богмацера, В. М. Особенности формирования готовности курсантов вузов МВД РФ к выполнению профессиональных обязанностей сотрудника правоохранительных органов [Электронный ресурс]: http://lib.sportedu.ru/books/xxpi/2001n2/p43-46.htm

2. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Мн.: БГУ, 1978. - 182 с.

3. Согаёаев, В. В. Педагогические условия формирования готовности курсантов ВВУЗа к воспитательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. — Челябинск, 1997. — 173 с.

4. Семушина, Ё. Г. , Кагерманьян, В. С. и др. Разработка методики контроля готовности к профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. — М., 2001. — 94 с.

5. Суховецкая, Е. Ю. Повышение качества подготовки курсантов в образовательном процессе военного института внутренних войск МВД России средствами правового воспитания / Е.Ю. Суховецкая / / Проблемы активизации познавательной деятельности курсантов вузов ВВ МВД России в процессе обучения: Сб. н.ст. межвуз. регион. н.-практ. конф. Часть 1. — СПб.: Изд-во СП ВИ ВВ МВД России, 2006. — С. 179-183.

6. Шибанова, В. А. Формирование информационно-коммуникационной готовности курсантов к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, Челябинск, 2010. — 23 с.

7. Черепанова, М. И. Формирование нравственно-психологической готовности курсантов юридического института МВД России к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Барнаул, 2002 — 205 с.

Literature

1. Gerasimov, K. A, Smirnov I. G, Bogmatsera V. M. Features of formation of readiness cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation to the performance of professional duties of the law enforcement officer. An electronic resource: http://lib.sportedu.ru/books / xxpi/2001n2/p43-46.htm.

2. Djachenko, M. I, Kandybovich, L. A. Psychological problems of readiness to the activity. — Minsk, 1978. — 82 p.

3. Sagalayev, V. V. Pedagogical conditions formation readiness of cadets of high school for educational activity: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. - Chelyabinsk, 1997. - 173 p.

4. Semushina, L. G., Kagermanjan, V. S., etc. Development of a technique of control of readiness for professional work of students of average special educational institutions. - M, 2001. - 94 p.

5. Suhovetskaya, E. U. Improvement of preparation of cadets in educational process of military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of legal education /E.U. Suhovetskaya / /Problems of activation of informative activity of cadets of high schools of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in training activity: the Collection of scientific articles of interuniversity regional scientifically-practical conference. Part 1. - SPb.: publishing house of SPb MI of IT of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. — 79-83 p.

6. Shibanova, V. A. Formation of information-communication readiness of cadets in professional work in educational process of military high school: the Abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, Chelyabinsk, 2010. — 23 p.

7. Tcherepanov, M. I. Formation of moral-psychological readiness of cadets of legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia to professional work: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, Barnaul, 2002. — 205 p.

УДК 154.4 М.В. Гурьева*

Профессиональное выгорание сотрудников ОВД

Статья посвящена характеристике факторов, влияющих на формирование феномена выгорания с точки зрения различных психологических подходов. Результаты исследования выгорания у представителей разных профессиональных групп рассмотрены в этой статье.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, редукция профессиональных достижений, эмоциональное истощение, деперсонализация.

M.V. Guryeva*. The professional burnout of policemen. The article is dedicated to description of factors, which influenced on formation of phenomenon burnout from the point of view of differently psychological achievements. The results of burnout research of representatives of different professional groups are revealed in this article.

Keywords: professional burnout, reduction of professional achievements, emotional exhaustion, depersonalization.

С 1 марта в ОВД начал действовать новый федеральный закон о полиции. В соответствии с его требованиями сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. [12]. Кроме того, сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами [12].

В связи с этим представляются актуальными вопросы, связанные с совершенствованием психологического сопровождения сотрудников полиции в части, касающейся разработки психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на профилактику и редуцирование разнообразных симптомов профессионального выгорания, что существенным образом скажется на успешности выполнения профессиональных обязанностей.

В последние годы участились случаи неадекватного поведения сотрудников ОВД в эмоционально насыщенных ситуациях, злоупотребления алкоголем в процессе выполнения служебной деятельности, проявлений агрессивного и асоциального поведения. Каждый такой случай требует всесторонней проверки, включая обязательное определение причин и фактов, способствующих развитию поведенческих отклонений.

В этом плане представляется своевременным рассмотрение факторов и причин профессионального выгорания.

Теоретический анализ исследований работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме выгорания позволил выделить факторы, влияющие на его возникновение.

* Гурьева, Марина Владимировна, соискатель кафедры общей и практической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: marina-guru2006@mail.ru.

* Guryeva, Marina Vladimirovna, competitor of the department of general and applied psychology, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affaires of Russia. Russia. Saint-Petersburg.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2011 гоаа.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.