УДК 378.1
Владимир Михайлович ДВОРКИН,
доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБИО-БОСПИТАТЕЛЬИОГО И ТPЕHИPОВОЧHОГО ОТОЦЕССА Б УЧЕБИЫХ ЗАБЕДЕИИЯХ ВЫСШЕГО ПPОФЕССИОИAЛЬИОГО ОБPAЗОВAHИЯ: ПО ИТОГАМ IV ВСЕPОССИЙСКОЙ HAУЧHО-ПPAКТИЧЕСКОЙ КОHФЕPЕHЦИИ
OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL AND TRAINING PROCESS AT THE INSTITUTIONS OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION: ON THE RESULTS OF THE IV ALL-RUSSIA SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
Статья посвящена вопросам оптимизации учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования, рассмотренным в ходе IV Всероссийской научно-практической конференции, определены подходы к их решению.
The article is devoted to the issues of optimization of educational and training process at the educational institutions of the higher professional education considered during the work of the IV All-Russia Scientific and Practical Conference, approaches to their solution are defined.
Ключевые слова: физическая подготовка, физическая культура и спорт, профессиональная деятельность, физкультурно-оздоровительная работа.
Keywords: physical training, physical culture and sport, professional activity, sports and health
work.
Подготовка квалифицированных специалистов для правоохранительных органов является первостепенной задачей образовательных учреждений силовых ведомств России.
Одним из значимых уровней профессиональной подготовки кадров является служебно-боевая подготовка, важный компонент которой - физическая подготовка курсантов и слушателей вузов силовых ведомств России.
22 февраля 2012 года в СибЮИ ФСКН России была проведена IV Всероссийская научно-практическая конференция «Оптимизация учебно-воспита-
тельного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования».
Работа конференции проходила по следующим направлениям:
- проблемы преподавания дисциплины «Физическая подготовка» в учебных заведениях высшего профессионального образования;
- актуальные проблемы учебно-тренировочного процесса и пути оптимизации;
- психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта;
- организация и методика физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях.
В организационный комитет конференции поступили более 100 тезисов докладов из 12 образовательных учреждений МВД России, 6 вузов г. Красноярска, Республик Башкортостан и Хакасия, а также СибЮИ ФСКН России. Среди авторов, приславших работы, - доктора наук, заслуженные тренеры России и заслуженные работники физической культуры и спорта, кандидаты наук.
В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, тренеры, интересующиеся актуальными проблемами организации образовательного процесса.
Высокую заинтересованность у участников конференции вызвал доклад заведующего кафедрой валеологии и физической культуры Красноярского государственного торгово-экономического института кандидата педагогических наук, доцента М.Д. Кудрявцева, в котором рассматривались валеологические особенности физического воспитания старшеклассников и студентов. М.Д. Кудрявцев предположил, что формирование валеологических установок у старшеклассников и студентов в процессе физического воспитания будет эффективным, если использовать систему здоровьесберегающих профессионально-ориентированных технологий, обеспечить освоение таких ценностей, как «здоровье», «образование», «физическая культура», организовать освоение и применение старшеклассниками и студентами здоровьесберегающих подходов, методов и технологий в различных видах деятельности - учебной, практической, проектно-исследовательской, спортивномассовой.
Интересным и содержательным было выступление преподавателя Центра подготовки охранников при Сибирском государственном технологическом университете Ю.Е. Ситникова, который говорил об отсутствии общей системы специализированной подготовки сотрудников частных охранных агентств в регионах и в стране в целом. Имеется общий порядок сдачи зачетов на присвоение квалификационных категорий сотрудников
охраны, но отсутствует методика обучения, преподавания и подготовки к данным экзаменам. Например, в силу отсутствия точного, последовательного порядка применения палки резиновой и наручников никто из членов комиссии не в состоянии обоснованно аргументировать правильность выполненного того или иного движения, действия с учетом его практического применения в реальной обстановке. Каждый оценивает действия выполняющего с учетом своего опыта оперативно-служебной деятельности, если таковой имеется. Автор доклада предложил тактику применения спецсредств на основе своего практического и теоретического опыта, сделав упор на простоту и скорость выполнения и соблюдение мер личной безопасности.
В докладе доцента кафедры физической культуры Института физической культуры, спорта и туризма Сибирского федерального университета кандидата педагогических наук А.Ю. Осипова были затронуты вопросы дефицита двигательной активности у студенческой молодежи, которые неразрывно связаны с проблемой формирования устойчивой потребности в активной двигательной деятельности. А.Ю. Осипов придает большое значение в решении проблемы мотивации и оздоровления учащихся на занятиях физической культурой активному применению в учебном процессе различных физкультурно-оздоровительных технологий и современных оздоровительных направлений. Данные программы должны включать комплексные мероприятия оздоровительного, спортивно-массового, диагностического и просветительского характера. По мнению автора, в них обязательно должны входить физкультминутки и физкультпаузы для студентов и сотрудников, ежедневные комплексы корригирующей гимнастики для позвоночника и глаз, ежеквартальный мониторинг физической и функциональной активности, спортивные соревнования различного ранга, спартакиады среди студентов, сотрудников, городские и краевые сорев-
нования; обязательны лекции и семинары, посвященные тематике здорового образа жизни, встречи с ведущими специалистами в области здравоохранения, с ведущими спортсменами края и России.
Горячее обсуждение вызвал доклад руководителя школы контраварийного вождения «PanamaDriveSchool» мастера спорта России по автомобильному спорту А.П. Пономарева, посвященный необходимости совершенствования программ обучения вождению автомобилем.
По мнению А. П. Пономарева, решение проблемы качества подготовки водителей в автошколах возможно при следующих условиях:
- нормативного урегулирования требований к оборудованию унифицированных площадок для обучения управлению транспортными средствами;
- разработки и внедрения единых требований к профессиональной подготовленности инструкторов автошкол на основе обязательной сертификации такой деятельности;
- использования в процессе обучения автошкол программ подготовки, разработанных на основе дифференцированного подхода к обучаемым в зависимости от опыта и уровня их водительского мастерства.
Доклад начальника кафедры оперативно-боевой и физической подготовки СибЮИ ФСКН России кандидата педагогических наук, доцента Е. В. Панова был посвящен сравнительному анализу организации и содержания физической подготовки в силовых ведомствах России. Подводя итоги выступления, автор сделал следующий вывод: несмотря на некоторые различия в организации и содержании физической подготовки в различных силовых ведомствах, физической подготовке личного состава уделяется значительное внимание, что дает основания для определенного оптимистического прогноза состояния профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, сотрудников органов наркоконтроля и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.
Конференция позволила не только обменяться опытом работы, но и выработать комплексные рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного и тренировочного процесса в учебных заведениях высшего профессионального образования, выявить имеющиеся проблемы и наметить подходы к их решению.
По результатам обсуждения поставленных на конференции вопросов сформированы ряд рекомендаций.
I. В области проблем преподавания дисциплины «Физическая подготовка» в учебных заведениях высшего профессионального образования
1. Констатировать, что одним из главных факторов успешной профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов является физическая и психологическая готовность к действиям в экстремальных условиях. Предъявляемые требования к физической готовности выпускников вузов силовых ведомств России являются специфическими и значительно отличаются от обычных. В вузах силовых ведомств России существует реальная необходимость корректировки учебного процесса по дисциплине «Физическая подготовка».
2. Отметить, что в оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов большую роль играют не только двигательные качества, но и достаточно высокий уровень интеллектуальных и психологических свойств личности (смелость, решительность, внимание, самообладание и настойчивость). В связи с этим при проведении вступительных испытаний по физической подготовке содержание испытаний необходимо дополнить упражнениями, позволяющими оценивать психологические свойства личности кандидатов на обучение в вузе.
3. Рекомендовать активнее применять методы проблемно-ситуационных упражнений при проведении комплексных практических занятий (учений) с курсантами вузов. Необходимо готовить учебные задания, связанные с задержанием пра-
вонарушителей в различных ситуациях, и разработать способы решения их с учетом требований учебных дисциплин выпускающих кафедр.
4. Признать, что учебно-методическое обеспечение раздела «Боевые приемы борьбы» («Рукопашный бой») образовательных учреждений силовых ведомств России представлено не в полном объеме. Методика преподавания боевого раздела для сотрудников правоохранительных органов недостаточно разработана. Существует потребность в совершенствовании методик обучения боевым приемам борьбы (приемам рукопашного боя), внедрении инновационных подходов к организации и проведению физической подготовки сотрудников правоохранительных органов.
5. Констатировать, что изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта физической подготовки сотрудников правоохранительных органов является актуальной потребностью педагогической науки в вузах силовых ведомств России. Условия служебной деятельности требуют от профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений России создания простых, научно обоснованных и эффективных методик подготовки курсантов и слушателей, которые можно легко воспроизводить и получать при этом высокие результаты.
6. Констатировать, что к особенностям профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов относятся большие физические и психические нагрузки, возникающие в результате воздействия факторов служебной деятельности (опасность, новизна обстановки, угроза жизни и т. д.). Рукопашный бой и спортивные единоборства позволяют в учебных условиях моделировать вариативно-конфликтную боевую ситуацию, непосредственно связанную с риском. Таким образом, спортивные единоборства и дальше будут занимать важное место в боевой и физической подготовке в системе обучения и воспитания курсантов
(слушателей) образовательных учреждений России.
7. Признать, что существующая традиционная система педагогического контроля противоречит современным педагогическим технологиям обучения, не способствует объективной оценке индивидуальной готовности сотрудников правоохранительных органов и нуждается в обновлении. Наиболее оптимальной формой итогового контроля по физической и огневой подготовке являются комплексные зачетные или экзаменационные упражнения, выполняемые по схеме: преследование правонарушителя ^ ведение единоборства ^-огневое поражение.
8. Считать, что преодоление полос препятствий на учебных занятиях с элементами наиболее часто встречающихся в служебной деятельности позволит значительно улучшить в образовательных учреждениях силовых ведомств России процесс физической подготовки.
9. Обратить особое внимание на обучение боевым приемам борьбы (приемам рукопашного боя) сотрудников-женщин. В первую очередь этот процесс должен быть направлен на формирование умений и навыков обеспечения личной безопасности в ситуациях нападения правонарушителя. Это может быть достигнуто путем отбора наиболее простых и эффективных приемов. Кроме того, необходимо особое внимание уделять обучению сотрудников-женщин эффективным способам применения специальных средств и подручных предметов. Также для обеспечения личной безопасности сотрудни-ков-женщин и возможности задержания ими правонарушителей необходимо формировать у них прочные навыки применения огнестрельного оружия.
II. В сфере актуальных проблем учебно-тренировочного процесса и путей его оптимизации
1. Активнее внедрять в практику физического воспитания и спорта информационные технологии, в частности направление по разработке обучающих систем с биологической обратной связью,
позволяющих значительно улучшить психофизиологическую подготовку спортсменов путем проведения аутотренинга, также необходимо стимулировать ликвидацию компьютерной неграмотности и создавать условия для применения на практике новых информационных технологий.
2. Использовать выявленные особенности воздействия упражнений на соревновательную деятельность боксеров при оптимизации тренировочного процесса. При этом необходимо учитывать избирательность влияния и особенности выполнения (способы, методы, величины нагрузки и др. ) отдельных упражнений. Учитывая влияние упражнений на различные стороны подготовленности боксера, более объективно подбирать тренировочные средства и повышать эффективность тренировочного процесса единоборцев.
3. Отметить, что в действующей программе СДЮШОР по дзюдо имеется резерв для включения специализированных подвижных игр без ущерба для общего освоения программного материала. Более того, введение игровой методики положительно сказывается на эмоциональном настрое занимающихся, что, в свою очередь, будет способствовать стабилизации контингента и эффективности освоения учебных программ.
4. Констатировать, что в вузах недостаточное внимание уделяется аспектам психологической и волевой подготовки студентов, занимающихся спортом. Для развития психолого-волевой сферы личности у спортсменов необходимо целенаправленно систематически включать в содержание учебно-тренировочного процесса специальные упражнения, выполнение которых требует от занимающихся проявления таких качеств, как смелость, решительность, настойчивость, упорство, инициативность.
5. Отметить актуальность научного обоснования и разработки новых специфических средств и методов эффективной специальной стрелковой подготовки биатлонистов на этапе первоначального обучения.
6. Констатировать, что рациональное применение ряда лекарственных средств (не относящихся к группе допингов и не наносящих ущерба здоровью спортсмена), расширяет функциональные возможности организма здорового человека, открывает новые рубежи спортивных достижений в различных видах спорта и позволяет совершенствовать методику тренировочного процесса.
III. В сфере психолого-педагогических аспектов физической культуры и спорта
1. Признать, что на занятиях по физической подготовке предоставляются широкие возможности для совершенствования личности человека, профессионально важных качеств, определяющих будущую успешную профессиональную деятельность лишь при правильной организации учебного процесса.
2. Обратить внимание на формирование навыков саморегуляции сотрудника правоохранительных органов в экстремальных ситуациях. Особенности психических процессов, определяющих поведение и действия сотрудников правоохранительных органов в оперативно-служебной деятельности, необходимо учитывать при организации занятий по формированию психологической готовности к решению поставленных задач в экстремальных ситуациях.
3. Рекомендовать к использованию формализацию предсоревновательной установки в оценке психологической готовности боксеров высокой квалификации с целью повышения эффективности процесса психологической подготовки, что в конечном итоге положительно скажется на результатах тренировочного и соревновательного процессов.
4. Отметить, что одной из ключевых проблем в обучении двигательным действиям является овладение техникой упражнений. Чем быстрее это произойдет, тем больших успехов достигнет обучаемый. Процесс овладения техникой во многом зависит от уровня развития психических процессов (психомоторных реакций, зрительных, слуховых, тактильных
и особенно мышечно-двигательных ощущений, восприятий, представлений, мышления и внимания), регулирующих движения, характерные для конкретного вида упражнений.
5. Отметить необходимость создания учреждений спортивного профиля не только для подготовки спортивного резерва сборных команд по видам спорта, но и для удовлетворения потребности в занятиях физическими упражнениями различных категорий населения, при этом должны учитываться рыночные условия. В учебных заведениях по подготовке специалистов в области физкультуры и спорта необходимо обучать кадры, способные работать в рамках «спорт для всех».
IV. В сфере организации и методики физкультурно-оздоровительной работы в учебных заведениях
1. Отметить, что проблема укрепления здоровья школьников и студентов, повышения уровня их физической подготовленности и приобщения их к здоровому образу жизни остается одной из наиболее острых проблем социальной политики Российской Федерации.
2. Признать, что одно из важных мест в системе формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании среди детей и молодежи принадлежит физической культуре и спорту.
3. Констатировать, что физкультурнооздоровительная работа в высших и средних специальных учебных заведениях осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
4. Признать тот факт, что регулярный врачебно-педагогический контроль может являться средством формирования привычки к физическому совершенствованию. Методика тестирования должна включать этапы: определение цели тестирования, обеспечение стандартизации измерительной процедуры, выбор реально выполнимых тестов с достаточной надежностью и информативностью, оценка и
анализ результатов тестирования, разработка программы по улучшению показателей тестирования. Тестирование физической подготовленности должно проводиться в соответствии с требованиями спортивной метрологии.
5. Отметить, что оптимальная двигательная активность выступает фактором эффективности оздоровительной тренировки. Важным аспектом в повышении качества организации занятий оздоровительной направленности следует считать использование знаний человека в оценке состояния своего здоровья.
6. Констатировать, что важным условием повышения адаптационных возможностей организма студентов при занятиях физическими упражнениями является дифференцированная работа с учетом их индивидуальных возможностей. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту должна включать в себя овладение знаниями по определению начальной компетенции обучаемых в области физической культуры.
7. Признать, что фитбол-гимнастика -современный метод профилактики и восстановления нарушений осанки у студентов специальной медицинской группы. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс за счет широких возможностей коррекции нарушений осанки как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости.
8. Констатировать, что оздоровительная физическая культура широко используется для укрепления здоровья, физического развития, повышения энергопотенциала человека, являясь важным средством его всестороннего и гармоничного развития. Значимость физической культуры в структуре образовательной и профессиональной подготовки студентов заключается в том, что она выступает не только в роли учебной дисциплины, но и как средство направленного развития целостности личности, способной вырабатывать пути сохранения и укрепления здоровья.
9. Считать актуальным решение проблемы по усовершенствованию социально-педагогической функции специалиста по физической культуре и спорту в области организации и проведения спортивно-массовых мероприятий. Это позволит эффективнее привлекать население к физкультурно-спортивным занятиям.
10. Отметить важность роли преподавателей физической подготовки по формированию физической культуры личности. Преподаватели по роду своей профессиональной деятельности должны являться «катализаторами» в активизации двигательной активности студентов, а также способствовать формированию у обу-
чаемых навыков самоконтроля физического состояния и развития у них аналитических способностей, позволяющих студентам вузов самостоятельно анализировать положительные и отрицательные стороны занятий физическими упражнениями, выбирать оптимальный режим учебно-тренировочной деятельности.
В целом конференция продемонстрировала возможности консолидации научных знаний и практического опыта тренерско-преподавательского состава и сотрудников правоохранительных органов в решении проблем оптимизации учебно-воспитательного и тренировочного процесса.