Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонов Дмитрий Анатольевич, Дементьев Владимир Львович

Работа посвящена совершенствованию профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России посредством выявления специализированных волевых качеств сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя, и их последующего формирования у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонов Дмитрий Анатольевич, Дементьев Владимир Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIALIZED STRONG-WILLED QUALITIES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENTS

The work is devoted to improving professional training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia by identifying specialized strong-willed qualities of employees of internal Affairs departments engaged in operational activities related to the suppression of offenses with active counteraction of the offender, and their subsequent formation in cadets.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10490 © Д.А. Платонов, В.Л. Дементьев, 2020

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Дмитрий Анатольевич Платонов, начальник кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: office@unity-dana.ru Владимир Львович Дементьев,

профессор кафедры физической подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки доктор педагогических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: fizpo-mosumvd@yadex.ru

Аннотация. Работа посвящена совершенствованию профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России посредством выявления специализированных волевых качеств сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя, и их последующего формирования у курсантов.

Ключевые слова: оперативно-служебная деятельность, профессиональная подготовка, психические способности и качества, физическая подготовка, волевые качества.

SPECIALIZED STRONG-WILLED QUALITIES OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENTS

Dmitriy A. Platonov, Head of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Vladimir L. Dement'ev, Professor of the Department of Physical Training of the Educational and Scientific Complex of Special Training, Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: fizpo-mosumvd@yadex.ru

Annotation. The work is devoted to improving professional training in educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia by identifying specialized strong-willed qualities of employees of internal Affairs departments engaged in operational activities related to the suppression of offenses with active counteraction of the offender, and their subsequent formation in cadets.

Keywords: operational and service activities, professional training, mental abilities and qualities, physical training, strong-willed qualities.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Специализированные волевые качества сотрудников органов внутренних дел. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):237-42.

Актуальность. Главная задача, стоящая перед образовательными организациями (ОО) МВД России, заключается в подготовке профессионально грамотных

сотрудников полиции, способных осуществлять квалифицированные виды профессиональной деятельности на базе использования научных знаний, обладаю-

щих необходимыми умениями и навыками, высоким уровнем физической подготовленности, сформированными специальными психическими способностями и профессионально значимыми качествами личности. Обоснование и основные направления решения этой задачи приводятся в нормативно-правовых актах МВД России, регламентирующих отбор, аттестацию, морально-психологическое сопровождение курсантов в ведомственных ОО.

Проблема формирования и развития профессионально значимых качеств, к которым, по мнению специалистов [3, 5, 6 и др.], относятся и специализированные волевые качества личности, является одной из важных проблем, решаемых как в процессе профессиональной подготовки курсантов в ОО МВД России, так и в процессе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Данное положение обусловлено, во-первых, тем, что оперативно-служебная деятельность сотрудника ОВД зачастую осуществляется в экстремальных условиях, связанных с преодолением физических и психических (в том числе и информационных) трудностей и нагрузок, которые могут привести к серьезным травмам, увечьям, к сильному стрессу; во-вторых, существующей в практике правоохранительной деятельности потребностью в профилактике нарушений служебной дисциплины сотрудниками ОВД и в поддержании их профессиональной мотивации к успешной и эффективной оперативно-служебной деятельности.

Специалисты, подчеркивая значимость развитости волевых качеств в профессиональной подготовленности курсантов ОО МВД России и приводя ту или иную умозрительную их совокупность в качестве профессионально значимых, не смогли определиться в их конкретном перечне. Возможно, это связано с тем, что при выделении тех или иных волевых качеств они рассматривали достаточно сильно отличающиеся друг от друга виды правоохранительной деятельности, профессиональная подготовка к которым осуществляется в ОО МВД России (например, подготовка следователей и оперативников). В то же время совершенно очевидно, что без знания научно обоснованной совокупности специализированных волевых качеств нельзя проводить их целенаправленное формирование и развитие у определенного контингента курсантов, обучающихся конкретному виду профессиональной деятельности.

Цель исследования — выявить профессионально значимые специализированные волевые качества сотрудников ОВД, осуществляющих оперативно-

служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя.

Методы исследования — анализ и обобщение информации, представленной в нормативно-правовых документах и в специальной литературе, педагогическое наблюдение, анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования. Проведение предварительных исследований на базе анализа и обобщения информации, представленной в нормативно-правовых документах и в специальной литературе, позволило выявить, что для «защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан ... и для обеспечения общественной безопасности» [1] в экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции важнейшее значение имеет их специальная подготовленность, составляющими частями которой являются физическая, огневая, тактико-специальная и морально-волевая [2].

Физическая подготовка, являясь одной из составных частей боевой подготовки как сотрудников ОВД, так и курсантов ОО МВД России, в ОО представлена как самостоятельная учебная дисциплина, которая непосредственно направлена на обеспечение готовности курсантов к успешному выполнению профессиональных обязанностей по охране правопорядка [7]. При этом изучение практики профессиональной деятельности сотрудников ОВД, связанной с пресечением правонарушений, свидетельствует о том, что ее успешность зависит не только от их физической, но и психической подготовленности, от уровня сформиро-ванности морально-нравственных и волевых качеств. Данное положение выдвигает требование о необходимости в процессе физической подготовки курсантов в ОО МВД России формировать у них не только высокий уровень физической подготовленности, характеризующийся высоко развитыми физическими качествами и специальными двигательными умениями и навыками, но и воспитывать определенную совокупность специализированных волевых качеств для их успешной и эффективной реализации в последующей оперативно-служебной деятельности. Выявление конкретного перечня специализированных волевых качеств, составляющих данную совокупность, позволит упорядочить и формализовать процесс целенаправленного формирования этих качеств при осуществлении физической подготовки курсантов, что в результате будет способствовать совершенствованию их профессиональной подготовки в ОО МВД России.

Это объясняется тем, что «...развитие профессионально значимых психологических качеств у субъекта деятельности в ходе профессионального становления является одним из факторов, обеспечивающих успешность осуществления данного процесса» [6, с. 27].

Изучение научной информации, представленной в специальной литературе, дало возможность определить совокупность волевых качеств, в которую вошли качества, выделенные специалистами, с одной стороны, как характерные (специализированные) для сотрудников ОВД, которые успешно осуществляют оперативно-служебную деятельность, а с другой стороны, присущие высококвалифицированным спортсменам-единоборцам. При этом мы исходили из того, что профессиональная деятельность сотрудника ОВД при пресечении правонарушения при активном противодействии правонарушителя тождественна противоборству спортсменов-единоборцев в поединке (например, в боевом самбо, рукопашном бое, дзюдо, кикбоксинге и др.).

Эта выявленная совокупность качеств была отражена в анкете для того, чтобы респонденты смогли определить наиболее значимые (характерные для успешной деятельности) специализированные волевые качества:

• сотрудников ОВД в процессе осуществления правоохранительной деятельности (таблица 1);

• сотрудников ОВД в процессе конфликтного взаимодействия с невооруженным правонарушителем посредством применения боевых приемов борьбы (БПБ) (таблица 2);

• сотрудников ОВД в процессе боевого взаимодействия с вооруженным правонарушителем посредством применения БПБ (таблица 3).

В анкетировании участвовали 187 респондентов, из которых:

• 32 офицера полиции (со стажем службы не менее пяти лет), являющиеся сотрудниками ОВД города Москвы;

• 54 преподавателя (с педагогическим стажем не менее пяти лет) учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

• 50 курсантов четвертого и 16 — пятого курса факультета правоохранительной деятельности, а также 35 курсантов спортсменов-единоборцев (со спортивной квалификацией не ниже кандидата в мастера спорта России), обучающихся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. Причем курсанты

пятого курса прошли практику в ОВД в качестве сотрудников полиции.

Респонденты в анкете напротив каждого из 11 выделенных качеств (по результатам изучения специальной литературы) проставляли их значимость (по сравнению с другими) от 1 до 11, т.е. от менее к более значимому. Полученные в результате анкетирования данные в последующем анализировались на основе общепринятых методик [4] и позволили выявить обобщенное мнение респондентов по интересующему нас вопросу.

Анализ данных, представленных в таблицах 1, 2, 3, позволяет выявить, что на первые пять мест по значимости в правоохранительной деятельности (таблица 1) и в деятельности сотрудников ОВД, связанной с разрешением максимально экстремальных ситуаций посредством применения БПБ (Таблицы 2, 3), респондентами были поставлены определенные волевые качества (уверенность, самообладание, стойкость, решительность и смелость). При этом необходимо отметить, что данные качества были выделены как наиболее характерные и анкетируемыми сотрудниками ОВД, и другими группами респондентов (с небольшими вариациями по их значимости относительно друг друга). Однако по сумме мест во всех группах респондентов, т.е. по обобщенному мнению респондентов [4], именно эти волевые качества вошли в первую пятерку по своей значимости в оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД.

В таблице 4 представлены обобщенные суммарные результаты, приведенные в таблицах 1, 2, 3, которые демонстрируют, что по сумме мест пять выделенных волевых качеств значительно «оторвались» от остальных качеств. Причем, что в первой пятерке волевых качеств, что во второй — сумма мест между отдельными качествами различается незначительно.

Заключение. Изучение научной информации, представленной в специальной литературе, и выявление обобщенного мнения респондентов (на основе их анкетирования) позволили определить совокупность специализированных волевых качеств, характерных для сотрудников ОВД, в которую вошли следующие качества: уверенность, смелость, самообладание, решительность, стойкость. На основе обобщения знаний, представленных в специальной литературе, дадим характеристику выделенных специализированных волевых качеств сотрудника ОВД, позволяющих ему успешно осуществлять оперативно-служебную деятельность, связанную с пресечением правонарушений при активном противодействии правонарушителя.

Таблица 1

Результаты выявления наиболее характерных волевых качеств у сотрудников ОВД в процессе осуществления правоохранительной деятельности

Волевые качества Сотрудники ОВД Преподаватели ОО МВД РФ Курсанты 5-го курса Курсанты-спортсмены Сум. мест Место

Знач. Место Знач. Место Знач. Место Знач. Место

1. Дисципл. 144 9 378 7 117 7 226 7 30 7

2. Инициативы. 128 11 320 11 106 9 208 8 39 10

3. Самостоятел. 167 7 392 4 102 10 189 11 32 9

4. Целеустрем. 169 6 371 8 108 8 201 9 31 8

5. Уверенность 175 4 364 9 131 4 270 2 19 5

6. Настойчив. 163 8 381 6 120 6 263 4 24 6

7. Самооблад. 186 1 413 2 135 3 240 6 12 3

8. Стойкость 180 3 399 3 148 1 275 1 8 1

9. Решительн. 183 2 385 5 125 5 252 5 18 4

10. Смелость 172 5 424 1 143 2 267 3 11 2

11. Критичн. 137 10 347 10 94 11 194 10 41 11

Таблица 2

Результаты выявления наиболее характерных волевых качеств у сотрудников ОВД в конфликтном взаимодействии с невооруженным правонарушителем посредством применения БПБ

Волевые Сотрудники ОВД Преподаватели ОО МВД РФ Курсанты 4 и 5 курсов Курсанты-спортсмены Сум. Место

качества Знач. Место Знач. Место Знач. Место Знач. Место мест

1. Дисципл. 40 8 63 10 91 2 15 10 30 8

2. Инициативн. 44 7 92 7 48 6 20 8 28 7

3. Самостоят. 23 10 112 5 43 7 18 9 31 9

4. Целеустр. 48 6 108 6 40 8 30 5 25 6

5. Уверенность 95 1 249 1 223 1 68 1 4 1

6. Настойчив. 30 9 90 8 38 9 22 7 33 10

7. Самооблад. 52 5 156 3 32 10 41 3 21 4

8. Стойкость 58 4 68 9 57 5 24 6 24 5

9. Решительн. 79 2 166 2 76 4 49 2 10 2

10.Смелость 65 3 146 4 86 3 32 4 14 3

11. Критичн. 18 11 37 11 30 11 14 11 44 11

Таблица 3

Результаты выявления наиболее характерных волевых качеств у сотрудников ОВД в боевом взаимодействии с вооруженным правонарушителем посредством применения БПБ

Волевые Сотрудники ОВД Преподаватели ОО МВД РФ Курсанты 4 и 5 курсов Курсанты-спортсмены Сум. Место

качества Знач. Место Знач. Место Знач. Место Знач. Место мест

1. Дисципл. 36 6 51 10 16 10 16 10 36 10

2. Инициатив. 20 10 69 7 37 6 18 9 32 8

3. Самостоят. 29 7 77 6 18 9 22 7 29 6

4. Целеустр. 26 8 30 8 20 8 24 6 30 7

5. Уверенность 88 1 151 2 224 1 47 2 6 1

6. Настойчив. 24 9 58 9 30 7 20 8 33 9

7. Самооблад. 57 3 148 3 61 5 56 1 12 3

8. Стойкость 41 5 90 5 69 4 33 4 18 5

9. Решительн. 50 4 135 4 106 3 26 5 16 4

10. Смелость 64 2 159 1 157 2 39 3 8 2

11. Критичность 15 11 18 11 12 11 14 11 44 11

Таблица 4

Обобщенные результаты выделения специализированных волевых качеств, характерных для сотрудников ОВД

Волевые качества Место по результатам в табл. 1 Место по результатам в табл. 2 Место по результатам в табл. 3 Сумма мест Общее место

1. Дисциплинированность 7 8 10 25 8-10

2. Инициативность 10 7 8 25 8-10

3. Самостоятельность 9 9 6 24 7

4. Целеустремленность 8 6 7 21 6

5. Уверенность 5 1 1 7 1-2

6. Настойчивость 6 10 9 25 8-10

7. Самообладание 3 4 3 10 3-4

8. Стойкость 1 5 5 11 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Решительность 4 2 4 10 3-4

10. Смелость 2 3 2 7 1-2

11. Критичность 11 11 11 33 11

Уверенность. Волевое качество, проявляющееся в осознании сотрудником ОВД своих возможностей и преимущества перед правонарушителем в различных конфликтных ситуациях, обусловленное необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками выполнения БПБ, физической и психической подготовленностью. Правильная оценка своих возможностей, чувство правоты, основанное на вере в силу и в верховенство закона, позволяет сотруднику ОВД адекватно выполнять и корректировать свои действия при осуществлении профессиональных обязанностей в процессе правоохранительной деятельности.

Смелость. Волевое качество, проявляющееся в способности сотрудника ОВД осуществлять активную деятельность, направленную на достижение цели в опасных и трудных ситуациях, сознавая возможность неблагоприятных и тяжелых для себя последствий (например, потери авторитета, благополучия, здоровья и др.). Смелость непосредственно зависит от силы желания добиться определенного результата и осознания необходимости выполнения для этого конкретных профессиональных действий.

Самообладание. Волевое качество сотрудника ОВД, отражающее способность не теряться и успешно действовать в любых (в том числе трудных и неожиданных) обстоятельствах, пренебрегать усталостью, управлять своим поведением и действовать в критических ситуациях и в сложных условиях. Успешную реализацию этого качества обеспечивает наличие плана действий в той или иной ситуации, учет возможных вариантов развития событий, знание своих прав и обязанностей. В процессе принятия решения данное качество обеспечивает приоритет высших мотивов профессиональной деятельности над низшими, общих

правил поведения над импульсивными и минутными желаниями, а в процессе реализации решения — преодоление возникающих трудностей, выполнение необходимого самоограничения и прочего для достижения определенной цели.

Решительность. Волевое качество, которое проявляется в самом принятии решения. Оно выражает способность сотрудника ОВД принимать правильные решения и активно без колебаний их реализо-вывать в своей правоохранительной деятельности. Решительность отличает сотрудника ОВД, точно знающего, что и как надо делать для соблюдения закона, и понимающего, что лишь его решительные действия ведут к защите правопорядка. Данное качество проявляется в быстроте, тесно взаимосвязано с уверенностью в правильности выбранного решения (варианта поведения) и выражается в твердости, с которой оно реализуется.

Стойкость. Волевое качество сотрудника ОВД, проявляющееся в том, насколько он способен преодолевать трудности и препятствия в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, вызывающие отрицательные ощущения и переживания (наличие психической и физической усталости, отрицательных эмоциональных состояний, психо-эмоционального и физического воздействия правонарушителей и др.), не останавливаясь, продолжая выполнять оперативно-служебную деятельность.

Литература

1. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.

2. Бычков В.М. Модернизация состава профес-

сионально-прикладных навыков применения боевых приемов борьбы у курсантов на основе совершенствования содержания обучения в образовательных организациях МВД России / В.М. Бычков, В.Л. Дементьев, Д.А. Платонов // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 240-245.

3. Воронина, А. С. Психологические условия профессионально-личностного развития сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Воронина Александра Сергеевна. М., 2019. 25 с.

4. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: «Валгус», 1980. 334 с.

5. Марьин М.И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: учебно-метод. пособ. / М. И. Марьин, В. Е. Петров. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 309 с.

6. Молоканова А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высшем образовательном учреждении МВД России: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / Мо-локанова Анна Владимировна. М., 2000. 232 с.

7. Физическая подготовка обучающихся образовательных организаций МВД России: курс лекций / под руководством Д.А. Платонова. М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 152 с.

References

1. Federal law dated February 07, 2011 № 3-FZ "On

police" // Collected legislation of the Russian Federation, 14.02.2011, No. 7, article 900.

2. Bychkov V.M. Modernization of professionally applied touch-cov to use combat fighting skills of students through improved learning content in educational institutions of the MIA of Russia / V.M. Bychkov, V.L. Dementiev, D.A. Platonov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2015, no. 7, Pp. 240-245.

3. Voronina A.S. Psychological conditions of professional and personal development of employees of the preliminary investigation units of the Ministry of internal Affairs of Russia: autoref. dis. ... Cand. the course of studies. sciences: 19.00.03 / Voronin S. Alexander. M. 2019. 25 C.

4. Kyveryalg A.A. Research methods in professional pedagogy / A.A. Kyveryalg. Tallinn: "Valgus", 1980. 334 p.

5. Marin M.I. Organization of psychological support in educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia: educational method. M.I. Maryin, V.E. Petrov. Moscow: TSOKR MVD of Russia, 2006. 309 p.

6. Molokanova A.V. Professional and psychological qualities of investigators and their development in the higher educational institution of the Ministry of internal Affairs of Russia: dis. ... Cand. the course of studies. sciences: 19.00.06 / Molokanova Anna. M., 2000. 232 p.

7. Physical training of students of educational institutions of the MIA of Russia: course of lectures / under the leadership of D. A. Platonov. M.: the Mos interior Ministry named after V.Ya. Kikot, 2017. 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.