Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки новой модели экономического развития России'

Теоретические предпосылки новой модели экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / экономика / перестройка / инструменты / деградация / теория / потребности / удовлетворение / эквивалентность / обмен / работник / квалификация / model / economy / reorganization / tools / degradation / theory / requirements / satisfaction / equivalence / exchange / worker / qualification
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки новой модели экономического развития России»

Новиков В.Е.

д.э.н., профессор, Российская таможенная академия

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ

Ключевые слова: модель, экономика, перестройка, инструменты, деградация, теория, потребности, удовлетворение, эквивалентность, обмен, работник, квалификация.

Keywords: model, economy, reorganization, tools, degradation, theory, requirements, satisfaction, equivalence, exchange, worker, qualification.

Существующая модель экономики России была сформирована в начале 1990-х годов и преподносилась как модель трансформации плановой экономики в рыночную, основанная на использовании в максимальной степени механизмов конкуренции между товаропроизводителями и в оказании услуг.

При этом предполагалось эффективно использовать цены, налоги, прибыль, заработную плату, таможенные пошлины и другие инструменты, обусловленные действием законов стоимости, спроса и предложения, чтобы стимулировать снижение затрат в расчете на единицу удовлетворения общественной потребности.

Однако с первых же шагов реализации новой модели экономики стало видно, что она не отвечает требованиям экономической теории, что стоимостные инструменты использовались таким образом, чтобы хозяйственный механизм работал не на более полное удовлетворение общественной потребности, а наоборот, на её снижение.

В этих целях был сформирован механизм неэквивалентного обмена внутри страны и с внешней средой.

Реализация этой модели включила механизм превращения экономики в антиэкономику или снижения удовлетворения общественной потребности, что было достигнуто путем либерализации цен в условиях отсутствия конкурентной среды и либерализации внешней торговли в условиях больших различий в уровне мировых и внутренних цен на товары с высокой долей добавленной стоимости.

Результатом такой экономической модели стал опережающий рост цен по сравнению с ростом доходов, что привело к падению уровня потребления. Разрыв в уровне цен и доходов явился барьером во взаимосвязи между производством и потреблением. С одной стороны, отечественные предприятия не могли реализовать продукцию обрабатывающей промышленности, а с другой стороны, на внутренний рынок стала поступать импортная продукция, затраты на производство которой были ниже, чем на аналогичную отечественную продукцию.

«Эффективность» модели экономики, реализованной в ходе экономических трансформаций начала 1990-х годов оказалась весьма высокой. В 1992 г. в процентах к 1991 г., то есть за один год проведения экономических реформ валовый внутренний продукт составил 81, объем промышленной продукции (работ, услуг) - 81,2, а индекс потребительских цен вырос в 26 раз, денежная эмиссия выросла в 16,9 раз1.

Сущность настоящей модели экономики России хорошо раскрыта в многочисленных публикациях. Выявлены целевые установки этой модели, показано как работают её отдельные блоки и каким образом их необходимо перестроить, чтобы обеспечить социально-экономическое развитие.

Одной из работ, где выявлены недостатки отдельных блоков действующей модели экономики России и даны

предложения по их совершенствованию, является программа модернизации России, подготовленная Экспертно-

2

аналитическим центром по модернизации и технологическому развитию экономики .

Подводя итоги экономических реформ, то есть существования действующей модели экономики России за 1990-2010 гг. авторы этой работы указывают, что за это время численность населения снизилась на 5,4 млн. чел., соотношение доходов 10% богатых к 10% бедных составляет от 16,7 до 25 раз, налоговая политика характеризуется как катастрофически вредная для народа, что промышленный капитал не проходит процесс реновации и разрушается, последовательно и целенаправленно, разрушаются основные институты рыночной экономики и сама экономика России. Подчеркивается, что современная политико-экономическая и социальная суть России - это придаток к чужому производству, чужим модернизациям и инновациям. Издержки производства в российской промышленности быстро возрастают. Например, за период функционирования экономики с 2001 по 2010 год издержки на производство тонны калийных удобрений выросли в 2,6 раза, бензина АИ-95 в 3,1 раза, асфальта в 3,7 раза, металлопроката в 3,8 раз, на добычу угля в 4,2 раза, 1 тыс. м3 газа в 6 раз.

1 О развитии экономических реформ в Российской Федерации в 1992 г. / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. - М., 1993. - С. 103.

2 Программа модернизации России / ЭАЦ «Модернизация». Труды, вып. 6. Авт. колл.: Нигматулин Р.И., Чуев А.В., Абра-

мов М.Д., Бабкин К.А., Кашин В.А., Корчевой Е.А., Нигматулин Б.И. - М., 2011. - С. 3-17.

Отмечается что, проводимая таможенно-тарифная политика препятствует развитию российской промышленности, а российские экспортеры нуждаются в государственной поддержке хотя бы на уровне производителей.

Выявленные авторами тенденции подтвердились и в последующие годы развития экономики России. В 2011— 2015 гг. снизились темпы прироста основных социально-экономических показателей. Например, если среднегодовые темпы прироста валового внутреннего продукта составляли в 1996-2000 гг. 3,6%, то в 2011-2015 гг. - 1,2%. Среднегодовой темп прироста реальных денежных доходов населения составил в 1996-2000 гг. - минус 1,6%, в 2001-2005 гг. -11,6%, в 2006-2010 гг. - 7,2%, а в 2011-2015 гг. снизился до 1,4%1.

Из приведенной динамики показателей видно, что действующая модель экономики не нацелена на устойчивый экономический рост, в ней отсутствуют имманентные факторы экономического роста, основанные на научно-техническом прогрессе. Только в условиях высоких мировых цен на нефть создается возможность получить суперренту от экспорта топливно-сырьевых товаров.

Для решения существующих социально-экономических проблем в «Программе модернизации России» предлагается провести реиндустриализацию России, развивать товарное производство, ориентированное на внутренний рынок, исходя из того, что главным источником богатства является человеческий труд.

Указывается что, при управлении экономикой следует руководство теорией межотраслевого баланса В.В. Леонтьева, суть которой состоит в том, что для жизнеобеспечивающих товаров на внутреннем рынке необходимо сбалансировать рублевые цены с издержками производства, а со сбалансированными ценами необходимо сбалансировать зарплаты трудящихся. При этом потребление должно быть увязано с возможностями развития производительных сил.

То есть, замысел авторов «Программы модернизации» состоит в ориентации развития экономики в соответствии с классической экономической теорией, основанной на соизмерении затрат для удовлетворения общественных потребностей как затрат общественного труда.

Теоретические аспекты формирования новой модели экономики России, исследованы ещё недостаточно, хотя ясно, что она должна выстраиваться в соответствии с законами и закономерностями, вытекающими из экономической теории развития общества. Законы экономического развития базируются на аксиомах о том, что человечество существует в условиях ограниченности ресурсов и конкурентной среды, а само существование человечества при этом возможно только при поддержании процесса все более полного удовлетворения постоянно возрастающих потребностей человека на основе роста производительности общественного труда.

Из всех существующих учений, только одно из них может быть экономической теорией, в соответствии с требованиями которой должна выстраиваться модель экономического развития и функционировать соответствующий хозяйственный механизм.

Практика экономического развития человечества, показывает, что такой теорией является трудовая теория стоимости, из которой следует, что все затраты общества по удовлетворению общественных потребностей выступают в виде затрат энергии человека, и соизмерить эти затраты возможно только на основе учета затрат времени. Измерить непосредственно затраты энергии человека на удовлетворение своих потребностей в каких-либо других физических единицах невозможно в связи с тем, что она затрачивается индивидуумами, каждый из которых имеет свои особенности.

Теория трудовой стоимости объясняет, что индивидуальные затраты в условиях общественного производства, основанного на обмене общественными благами, сводятся в общественно необходимые затраты.

В процессе сведения индивидуальных затрат труда в общественно необходимые затраты выигрывает тот, кто затрачивает меньше времени на удовлетворение общественной потребности, и проигрывает тот, кто затрачивает больше времени. Именно таким образом поддерживается конкурентная среда, необходимая для экономического развития общества.

Через механизм косвенного соизмерения затрат труда на удовлетворение общественной потребности посредством стоимости человечество получает ощущаемые, видимые инструменты соизмерения затрат труда на удовлетворение своих потребностей в виде цен, которые уже используются для управления процессом снижения затрат на единицы удовлетворения конкретной общественной потребности.

Отсюда вытекает, как следует управлять ценами, чтобы добиться более полного удовлетворения общественной потребности при относительном снижении затрат общественно необходимого труда. В соответствии с законом стоимости, или его модификацией, цены должны приближаться к стоимости товара, (включая товар особого рода - рабочую силу), что является необходимым условием существования конкурентной среды.

Однако в условиях международного обмена товарами и услугами существование такого механизма возможно только при поддержании эквивалентного обмена между странами. При неэквивалентном обмене часть вновь созданной стоимости будет перераспределяться в пользу других стран, что приведет к нарушению к пропорциям обмена и внутри страны.

Согласно теории внешней торговли, в условиях наличия национально-государственных образований эквивалентность обмена может поддерживаться только при обмене товарами, содержащими примерно одинаковую долю добавленной стоимости, в производстве которых заняты высококвалифицированные работники. Однако в результате реформ доля такой продукции в обмене России с внешним миром стала снижаться.

В результате сложился устойчивый тренд на изменение структуры производства и потребления внутри России с внешним миром: во внешней торговле возрастала доля поставок на мировой рынок топливно-энергетических и сырье-

1 Российский статистический ежегодник 2016. табл. 1.2. «Среднегодовые темпы прироста (снижения) основных социально-экономических показателей (стоимостные показатели в сопоставимых ценах; в среднем за год; в процентах). - С .32.

вых ресурсов и ввоза продукции обрабатывающей промышленности; в производстве, соответственно, снижалась доля продукции обрабатывающей промышленности и увеличилась доля топлива, сырья и продукции низких переделов.

Такая ситуация во внешней торговле устойчиво поддерживалась установлением заниженных таможенных пошлин на ввоз продукции обрабатывающей промышленности. Внешнеторговая политика неэквивалентного обмена законодательно была оформлена вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Ставки таможенного тарифа в России разрабатывались в отсутствие каких-либо законодательных и других нормативных актов, позволяющих однозначно рассчитать таможенные пошлины, направленные на развитие обрабатывающей промышленности и, в первую очередь, продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствуют и какие-либо международные соглашения, и рекомендации по определению таможенных пошлин. В то же время соглашение по определению таможенной стоимости, которая рассчитывается после ввоза или вывоза товаров и должна соответствовать расчетной величине, принятой при обосновании таможенных пошлин, принято еще в рамках ГАТТ, а позднее Всемирной торговой организацией.

Выгоды от такого неэквивалентного обмена, естественно, получают страны-экспортеры продукции обрабатывающей промышленности в Россию, торговые посредники, которым выгоднее заниматься импортом продукции, чем реализацией аналогичной отечественной продукции, поскольку импортная продукция может быть реализована по более низким ценам, чем отечественная и при более высокой прибыли торгового посредника. В результате отечественные обрабатывающие отрасли оказались неконкурентоспособными на внутреннем и мировом рынках. В условиях низкой рентабельности или убыточности производства продукции стало невыгодно инвестировать в развитие отечественной обрабатывающей промышленности. При определенных мерах поддержки за счет предоставления таможенных льгот инвестиции направлялись в создание сборочных производств из иностранных комплектующих. Созданный же в России денежный капитал свободно перемещается в другие страны с выгодными условиями инвестирования.

В свою очередь неэквивалентный обмен внутри страны достигался в основном за счет соответствующей ценовой политики. Свободное установление цен производителями продукции и торговыми посредниками в неконкурентной среде привело к монопольному ценообразованию на многих товарных рынках.

Конкуренция на товарных рынках России приобрела характерный для государства, специализировавшегося на поставке сырья на мировой рынок, вид, где вместо отечественных производителей, которые конкурировали бы друг с другом и с иностранными производителями, стали конкурировать иностранные производители, отечественные импортеры и иностранные торговые сети, что привело к вытеснению с рынка отечественных торговых посредников, мелких и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, сформировавшиеся сеть товародвижения в условиях свободного ценообразования, фактически монополизирует рынок, поскольку в сети везде устанавливаются монопольные цены. Некоторая конкуренция существует между отдельными торговыми сетями, но в любом случае потребительским рынком в значительной степени управляет торговый посредник, который устанавливает розничные цены, поддерживая их на уровне, позволяющим максимизировать выручку от продажи товара. Это сдерживает развитие производства товаров, имеющих наиболее низкую цену в расчете на единицу потребительской стоимости товара (качества) и наиболее полно удовлетворяющих общественную потребность. Одновременно торговые сети имеют возможности, изменяя уровень розничных цен, сдерживать реализацию отечественных товаров и создавать преимущества для реализации импортных товаров.

Отсюда видно, что в формировании розничных цен должна быть усилена регулирующая роль государства, как это сделано в ряде стран, чтобы между потребителем и производителем посредством формирования цен поддерживались экономические отношения, направленные на увеличение производства и потребление продукции с наименьшими издержками и наиболее полно удовлетворяющими общественную потребность.

В настоящее время государство сконцентрировалось на регулировании цен и тарифов в отраслях, относимых к естественным монополиям или приравненных к ним: производство электро- и теплоэнергии, транспортировка по магистральным трубопроводам нефти и газа, железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Однако регулирование осуществляется через введение в этих отраслях механизмов либерализации цен, основанных на псевдоконкурентных механизмах, что ведет к повышению цен и тарифов. Например, тарифы на электроэнергию устанавливаются исходя из затрат замыкающегося производителя. Государство фактически не регулирует, а ограничивает уровень повышения цен и тарифов в этих отраслях. Аналогичная ситуация сложилась в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, где государство также ограничивает размер их повышения.

Таким образом, в действующей системе цен не реализуется учетная и стимулирующая функции цены, что, с одной стороны, искажает экономические пропорции, и они не отвечают требованиям экономической теории, а с другой стороны, производители и торговые посредники не заинтересованы в снижении затрат, ибо они извлекают прибыль за счет повышения цен и, следовательно, снижения уровня потребления, что проявляется в постоянной инфляции.

В действующей модели экономики не соблюдается одна из важнейших пропорций общественного воспроизводства: пропорции первичного распределения вновь созданной стоимости между собственником средств производства и наёмным работником. Оплата труда работника в соответствии с экономической теорией должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, от качества которой будет зависеть повышение производительности труда и удовлетворение общественных потребностей, а также увеличение объема валового внутреннего продукта. Кроме того, увеличение части вновь созданной стоимости в распоряжении собственников ведет к ограничению роста ВВП и сокращению инвестиций, так как при низкой оплате труда и низких доходах населения объемы потребления сокращаются, общественные потребности удовлетворяются на более низком уровне, и общество постепенно деградирует, а доходы собственников капитала направляются для извлечения прибыли в другие страны, а также на собственное потребление и личное накопление.

Поскольку основным источником доходов России являются валютные поступления от экспорта сырья и топлива, то состояние экономики России сильно зависит от мировых цен на эти товары. На стадии экономического подъема в развитых и развивающихся странах мировые цены на нефть формируются выше их стоимости за счет превышения спроса над предложением. Введение в эксплуатацию месторождений с более высокими затратами по добыче нефти позволяет на какой-то период стабилизировать цены на нефть, но к этому времени в развитых и развивающихся странах начинается процесс спада производства и падения цен на нефть.

Развитые и развивающиеся страны выходят из кризиса за счет стимулирования потребления, в том числе за счет увеличения денежных доходов населения. Одновременно происходит постепенный процесс выхода из кризиса путем обновления производственной базы за счет технических нововведений, что обеспечивает последующее снижение затрат на производство продукции и оказание услуг. Все вместе это позволяет восстановить нормальный процесс расширенного воспроизводства.

Россия же, доходы которой формируются за счет экспорта сырья, топлива и материалов, и которая практически уже не имеет собственной базы для воспроизводства продукции обрабатывающей промышленности и зависит от импорта оборудования, технологий и комплектующих узлов, не может самостоятельно выйти из фазы кризиса и находится в пассивном состоянии до ожидания выхода из кризиса развитых и развивающихся стран и повышения цен на нефть.

В фазе падения мировых цен на нефть в России усиливается деградация научно-технической базы воспроизводства, а последующий цикл начнется с импорта уже не нового оборудования.

Действующая в России модель экономики, направленная на экспорт топлива, сырья, материалов, в том числе за счет сокращения их собственного потребления в результате относительного падения доходов населения, по существу является моделью перекачки вновь созданной стоимости в более развитые страны. Ещё одним фактором, усиливающим действие этой модели, является ограничение имеющихся в России преимуществ использования доходов от экспорта нефти.

По действующему порядку при вывозе нефти и газа и некоторых других сырьевых товаров применяются экспортные пошлины. По обязательствам, принятым Россией при вступлении в ВТО, она должна отменить экспортные пошлины. Наибольшее значение имеют экспортные пошлины от вывоза нефти, которые формируют значительную часть доходов государственного бюджета. Экспортные пошлины на нефть постепенно снижаются и заменяются налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который при этом включается в себестоимость добычи нефти, а не взимается за счет прибыли. В этом случае увеличивается себестоимость добычи нефти, что естественно влияет на уровень цен нефти, поставляемой на внутренний рынок, и часть ренты от продажи нефти на мировом рынке переносится на внутренних потребителей нефти, что вообще противоречит экономической теории, и как бы выступает механизмом повышения уровня затрат, а затем и цен и снижает уровень удовлетворения общественных потребностей.

Валютное регулирование, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния являются инструментами, регулирующими объем потребления в России, ограничивая его при высоких ценах на топливно-сырьевые товары и в определенной степени компенсирующего его снижение при падении цен на нефть и другие товары.

Существующая модель экономики должна быть перестроена в соответствии с требованиями экономической теории на основе учета действия закона стоимости и соотношения спроса и предложения, максимизации добавленной стоимости во внешней торговле. Учет действия этих законов предполагает поддержание эквивалентного обмена на всех стадиях процесса общественного воспроизводства, а также во внешней торговле. Хозяйственный механизм должен быть реформирован комплексно, но начинать необходимо с восстановления эквивалентности обмена во внешней торговли и пересмотра обязательств, принятых при вступлении России в ВТО.

Установление экономически обоснованных ставок таможенных пошлин позволит сформировать конкурентный внутренний рынок. Отечественный и импортный товар на рынке окажутся примерно в одинаковых условиях с точки зрения предпочтений потребителя и будут реализовываться по одной и той же цене. До экономически обоснованного уровня повысится рентабельность производства, что создаст предпосылки для формирования конкурентного рынка инвестиций, вырастут доходы государственного бюджета. Вместе с тем, сократится прибыль от реализации импортных товаров, что компенсирует некоторое повышение цен на товарных рынках.

Положительный эффект от повышения таможенных пошлин проявился, например, при введении санкций на импорт овощей, что стимулировало рост отечественного производства при повышении качества поставляемой на рынок продукции при незначительном повышении цен.

Необходимым условием экономического роста является формирование обоснованных пропорций в распределении вновь созданной стоимости, между собственником капитала и наемным работником, например, введением минимальной почасовой оплаты или пропорций распределения маржинального дохода предприятий.

В ценовой политике следует отказаться от регулирования цен в отраслях естественных монополий путем создания механизмов формирования цен на основе замыкающих затрат, что ведет к их постоянному росту. Необходимо также усилить государственное регулирование розничных цен, которые в настоящее время отданы на откуп торговым сетям, проводящим политику монопольных цен и выбрасывающих на свалку товары и продукты, что служит фактором сжатия спроса и растратой общественного труда.

На период перехода на новую модель вывоз капитала должен жестко ограничиваться. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния направляются на приобретение новых заводов с полным циклом производства с последующим углублением локализации, совершенствованием производимых и созданием новых видов продукции.

Переход на новую модель экономики невозможен без развития фундаментальной и прикладной науки и повышения уровня образования, что позволит удовлетворить потребности производства в создании, производстве и поставке на мировые рынки конкурентоспособных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.