Научная статья на тему 'Экономические предпосылки и механизм импортозамещения'

Экономические предпосылки и механизм импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская экономика / внешнеэкономическая политика России / импортозамещение / таможенная политика / таможенный тариф ЕАЭС.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки и механизм импортозамещения»

Новиков В.Е.

д.э.н., профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле

НИИ Российской таможенной академии

v.novikov@customs-academy.ru

Новиков С. В.

м.н.с. Российской таможенной академии

s.novikov@customs-academy.ru

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕХАНИЗМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Ключевые слова: российская экономика, внешнеэкономическая политика России, импортозамещение, таможенная политика, таможенный тариф ЕАЭС.

В борьбе за мировые ресурсы и экономическое развитие конкурирующие страны используют меры, направленные на поддержание неэквивалентного обмена во внешней торговле. Суть их заключается в том, чтобы экономически сориентировать соперников на экспорт топливных и сырьевых товаров и ввоз ими продукции обрабатывающей промышленности. Это достигается путем выстраивания соответствующего таможенного тарифа, когда таможенные пошлины на импортные готовые товары устанавливаются на таком уровне, чтобы их стоимость на внутреннем рынке оказалась ниже стоимости отечественных товаров.

Такой подход основывается на теории либерализации внешней торговли, разработанной в классической политэкономии А. Смитом и Д. Рикардо, в соответствии с которой все страны получают экономические выгоды от внешней торговли. Однако это не соответствует действительности, поскольку при следовании этой теории менее развитые страны не могут использовать свой социально-экономический потенциал. Эта теория подвергается существенной критике, поскольку она не учитывает научно-технический прогресс, квалификацию занятых работников, фактор увеличения масштабов производства и другие моменты. Но она выгодна развитым странам и странам, добившимся значительных успехов в продвижении своей продукции на мировые рынки, например, КНР.

Из-за незавершенности теории внешней торговли существующие подходы к оценке эффективности импортоза-мещения недостаточно обоснованы, что приводит к экономически неоправданным выводам о целесообразности им-портозамещения.

Сильной стороной теории внешней торговли Адама Смита считают то, что она основана на трудовой теории стоимости. Но она не отвечает на вопрос, почему торгуют между собой страны, когда нет абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров. Например, из предположения, что в США для производства единицы сырья требуется 2 рабочих дня, для производства единицы оборудования - 1 рабочий день, а в России на производство единицы сырья требуется 4, а на единицу оборудования - 3 рабочих дня, делается вывод, что России выгодно импортировать оборудование из США, а США выгодно экспортировать оборудование в Россию и закупать в России сырье. Указывается, что эта теория позволяет строить внешнеэкономическую политику на научном фундаменте и необходимо развивать свободную торговлю, а не защищать свою промышленность от иностранной конкуренции. Доказывается, что позиция развивающихся стран о неэквивалентном характере их торговли с развитыми странами несостоятельна. В этих целях сравниваются затраты труда на производство экспортного товара с затратами на производство импортируемых товаров из развитой страны.

При этом в качестве аргумента высказывается положение, что страна, импортирующая товары с высокой долей добавленной стоимости, снижает свои расходы на удовлетворение общественных потребностей, что в действительности следует из теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо. Поэтому каждая страна должна специализироваться на производстве продукции, где она имеет абсолютное или относительное преимущество. В действительности нужно сравнивать потенциальные затраты на производство товара, замещающего импорт, если бы развивающая страна-импортер сама производила этот товар1.

В научной и учебной литературе, как правило, доказываются преимущества теории абсолютных и относительных преимуществ. Однако уже сейчас эффективность внешней торговли определяется по балансу добавленной стоимости. Страны стремятся экспортировать товары с высокой долей добавленной стоимости, в цене которой учитывается экономический эффект от ее реализации на внешнем рынке. Таким образом, об эквивалентности обмена во внеш-

1 Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Учебное пособие для вузов. Ч. 1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. - М.: Международные отношения, 2002. - С. 86, 88, 91.

ней торговле следует судить исходя из баланса добавленной стоимости, полученной при создании продукции, замещающей импортную и экспортную цены аналогичной продукции1.

Предположим, закуплен бульдозер за 1 млн. долл. США. Цена этого бульдозера формируется следующим образом: затраты прошлого труда без амортизации - 0,4 млн. долл., амортизация - 0,1 млн. долл., заработная плата -0,3 млн. долл., прибыль - 0,1 млн. долл., экономический эффект полученный потребителям и учтенный в цене -0,1 млн. долл. Таким образом, за бульдозер страна должна поставить товаров на 1 млн. долл. Предположим в обмен на бульдозер поставляется нефть по цене 60 долл./баррель или 360 долл. /т. Всего будет поставлено нефти на 1 млн. долл.: 360 долл/т = 2800 тонн. Себестоимость нефти 13 долл/т, в ней амортизация - 5,2 долл/т, зарплата 4,0 долл/т, затраты по транспортировке - 3 долл/т, в ней добавленная стоимость 1 долл/т, прибыль 3,5долл/т, рента - 40,5 долл/т. Добавленная стоимость на 1 тонну нефти 5,2+4,0+1+3,5+40,5 = 54,2долл/т или 54,2:60*100 ^ 91,2 %.

В этой ситуации страна взамен на импорт бульдозера экспортирует нефть, внутренняя цена которой составляет 19,5 долларов за баррель (13+3+3,5), а реализуемая величина ренты составляет 60-19,5=40,5 долларов, т.е. поставляется продукция с высокой долей добавленной стоимости.

Однако спецификой этой продукции является то, что в добавленной стоимости решающую долю занимает природная рента, в данном случае 40,5:54,2*100=74,7%. Специализация на экспорте нефти предполагает соответствующие ее запасы, затраты на добычу и уровень мировых цен, ограниченную занятность населения. Рост затрат на добычу нефти, что характерно для России, или падение мировых цен приводит к невыгодному для страны обмену: доходы от продажи нефти снижаются.

Теперь предположим, что взамен импортного товара с высокой долей добавленной стоимости производится аналогичный отечественный товар. Например, ввозится станок стоимостью 5000 долларов, использование которого позволяет получить за весь срок его службы 1000 единиц добавленной стоимости. Аналогичный по назначению отечественный станок за весь срок службы позволял получать 500 единиц добавленной стоимости, его цена была равна 7000 долларов. Разница в 500 долларов определялась бы увеличением объема производства продукции и ее более высокой ценой, потому что она обладала более высокими потребительскими свойствами.

В связи с тем, что импортный станок позволял покупателю получить дополнительно 500 долларов в добавленной стоимости, в цене импортного товара учитывалась экономия от использования станка в 500 долларов (1000 долларов - 500 долларов). В цене производимого отечественного станка добавленная стоимость составляет 700 долларов.

Подведем баланс. При ввозе иностранного станка из страны вывезено 5000 долларов. Его применение позволило нам получить 1000 долларов добавленной стоимости. Отказ от производства собственного станка привел к потере 700 долларов. При использовании импортного станка дополнительно получили 500 долларов. Потери в величине добавленной стоимости составили 200 долларов (700 долл. - 500 долл.).

Для оплаты импортного станка необходимо вывезти продукции на 5000 долларов. Главный вопрос состоит в том, с какой долей добавленной стоимости будет вывезена продукция на мировой рынок.

Предположим на мировой рынок можно поставить изделие по цене 6000 долларов, которое естественно в этом случае должно быть конкурентно на мировом рынке. Добавленная стоимость в цене товара составляет 600 долларов. Потери же страны в добавленной стоимости от импорта станка и отказа от производства станка составили 200 долларов. Таким образом, в этом случае положительный баланс составит 600-200 = 400 долларов.

Отсюда видно, что, если замещается импортный станок отечественным станком, который менее эффективен в производстве данной продукции, чем импортный, страна выигрывает 200 долларов. Если же страна способна поставить на мировой рынок продукцию с более высокой добавленной стоимостью взамен импортного станка, то выигрыш составляет 400 долларов.

То есть, отказ от производства собственного станка представляется более выгодным, если можно поставить на мировой рынок товар с высокой долей добавленной стоимости. Выгода окажется более низкой, если вместо импортного станка будет производиться аналогичный отечественный станок. Однако здесь следует учитывать вопросы национальной безопасности, перспективность продукции, возможности ее дальнейшего совершенствования и снижения затрат на производство.

Теперь предположим, что страна отказывается от импортозамещения и не располагает возможностями поставки на мировой рынок продукции с высокой долей добавленной стоимости, то есть в стране не производится конкурентоспособная на мировом рынке продукция с высокой долей добавленной стоимости. В этом случае на мировой рынок должна быть поставлена конкурентоспособная продукция с низкой долей добавленной стоимости, к которым обычно относятся сырьевые ресурсы, имеющиеся в стране. Особенностью этих товаров является то, что их стоимость на мировом рынке может существенно колебаться в результате изменения спроса на них под влиянием мировых экономических кризисов, что характерно для экономических систем с преобладанием стихийных процессов в формировании экономических пропорций, и прежде всего, в распределении вновь созданной стоимости между собственниками капитала и наемными работниками.

В части рынка сырьевых товаров следует учитывать также рентный фактор, то есть разный уровень затрат на добычу и подготовку этого сырья в связи с различиями в природно-геологических условиях добычи и качества сырья.

Внешняя торговля в обмен нефти на бульдозер оказывается невыгодной, во-первых, по причине, что недоиспользуется неограниченный ресурс человеческого потенциала, а во-вторых, что расходуется ограниченный доступный природный ресурс в виде нефти.

1 Новиков В.Е. Взаимодействие цен и таможенных пошлин в государственном регулировании экономики // Вестник Российской таможенной академии. - М., 2014. - № 3 (28). - С. 20.

Возможно, когда-то, при освоении неограниченного потенциала солнечной, термоядерной и других видов энергии для удовлетворения общественной потребности человека может быть использовано вещество в атомарном, молекулярном или другом состоянии, но пока оно остается доступным в основном в том виде, в каком оно возникло при возникновении нашей планеты. Поэтому это вещество должно быть преобразовано в результате применения соответствующего интеллектуального потенциала таким образом, чтобы оно более полно удовлетворяло потребности общества.

В этой ситуации страна в настоящее время экспортирующая нефть в замен на бульдозеры, которые в том числе использует и для добычи нефти, принимает решение отказаться от обмена нефти на бульдозеры. Варианты решения этой проблемы могут быть разные и зависят от научно-технического и социального потенциала страны.

Например, страна может попытаться взамен на бульдозеры поставить на экспорт товары с более высокой долей добавленной стоимости. Возможен вариант организации собственного производства на базе имеющихся разработок или на базе закупки иностранного производства бульдозеров с последующим переходом на собственное производство.

Варианты могут быть различные, но они должны давать возможность, в конечном счете, перехода на собственное производство и дальнейшее совершенствование узлов и компонентов с высокой долей добавленной стоимости, определяющих возможность повышения конкурентоспособности изделия в последующие периоды.

Например, Советский Союз при проведении индустриализации страны пошел путем закупки предприятий с полным технологическим циклом и одновременно создавал научно-техническую базу для развития соответствующих отраслей.

Худшим вариантом импортозамещения является организация сборочного производства без его глубокой локализации и права дальнейшего совершенствования ведущих узлов изделия, что закрепляет страну в глобализационных производственных цепочках с производством узлов и компонентов с низкой долей добавленной стоимости, что характерно для российской экономики.

Импортозамещение тесно связано с конкурентоспособностью и является одним из элементов механизма повышения конкурентоспособности страны. Замещая импорт товаров с высокой долей добавленной стоимости, страна одновременно организует собственное производство таких товаров или им аналогичных, тем самым формируя необходимую научно-производственную базу и развивая подготовку кадров высокой квалификации, способных производить такую продукцию. В Российской Федерации создана Правительственная комиссия по импортозамещению, которая рассматривает вопросы организации производства отечественных товаров взамен импортных, с учетом конкретных условий1.

Однако в Российской Федерации проводилось импортозамещение наоборот - это когда собственное производство продукции с высокой долей добавленной стоимости замещается импортным под предлогом его неконкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках.

Под импортозамещением в настоящее время понимают обычно организацию производства на территории страны товара, вместо его ввоза из других стран. Такая ситуация возникает, когда страна исторически отстала в социально-экономическом развитии и предпринимает меры для преодоления этой отсталости или стремится сама производить какой-либо товар, весьма важный для удовлетворения общественных потребностей.

В первом случае можно сослаться на опыт индустриализации в СССР, который использовали Китайская народная республика и другие развивающиеся страны.

Во втором случае, можно указать на попытки США отказаться от ввоза более эффективных российских ракетных двигателей и перейти на собственное производство такой продукции под предлогом обеспечения национальной безопасности. Организация собственного производства ранее закупаемых товаров требует значительных первоначальных затрат, которые затем окупаются за счет увеличения производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости.

Необходимость все более полного удовлетворения постоянно возрастающих неограниченных общественных потребностей в условиях конкурентной борьбы требует, чтобы затраты в расчете на единицу удовлетворения этих потребностей постоянно снижались. Поэтому следует стимулировать объем создаваемой в стране добавленной стоимости. Российский таможенный тариф, введенный в начале 1990-х годов создавал преимущества на внутреннем рынке импортным товарам, в результате чего резко сократилось производство машин, оборудования, электроники. Во многих случаях производство техники с полным технологическим циклом было заменено сборочным производством с выполнением простых технологических операций. Промышленное производство, в том числе добывающие отрасли, аграрно-промышленный комплекс был поставлен в зависимость от иностранных технологий и оборудования.

Экономические реформы 1992 года стали, по существу, завершением цикла преобразований экономического механизма в СССР, к недостаткам которого относилась невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, к повышению качества продукции и улучшению эстетических свойств, их соответствия потребностям покупателя.

В определенной степени это было связано с ускоренной индустриализацией страны, что было совершенно необходимо. Индустриализация должна была быть проведена в короткие сроки, что обусловливалось геополитическими условиями. Это потребовало ускоренного развития производств, средств производства, что привело к недостаточному производству предметов потребления и удовлетворения потребностей населения.

На фоне сбалансированных экономик западных стран это выглядело существенным недостатком экономического механизма СССР, что использовалось в конкурентной борьбе против России западными странами. В результате в 1965 году была начата реформа экономического механизма на основе стимулирования работы предприятий за счет

1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

увеличения прибыли, а не за счет роста объема производства и снижения затрат. Однако такой подход не решал проблему диспропорций в экономике СССР, а приводил к более быстрому росту цен по сравнению с удовлетворением потребностей общества.

В условиях усилившейся диспропорции в развитии экономики и удовлетворении общественных потребностей в 1992 году было решено провести углубление экономических реформ за счёт либерализации экономических отношений между хозяйствующими субъектами, а в последующем между ними и населением и государством.

Однако эти меры ни в какой степени не соответствовали состоянию экономики, но отвечали интересам западных стран в конкурентной борьбе против России. Либерализация цен и открытие внешнеторговых границ, беспошлинная торговля быстро привели к развалу обрабатывающей промышленности и обмену сырья на импортное оборудование, предметы потребления и продовольствия.

В этой ситуации научно-технический потенциал оказался не нужным и быстро деградировал при отсутствии поддержки со стороны государства. Развивались ложные экономические идеи, что Россия может успешно существовать как экспортер топливно-сырьевых товаров и потребитель более эффективных, чем отечественные, зарубежных товаров и технологий.

Однако технологическая зависимость России скоро была использована западными странами в конкурентной борьбе против России введением различного ряда санкций на доступ к западным технологиям и оборудованию, вытеснению России с энергетических и сырьевых рынков, что может привести к быстрому экономическому кризису в России.

В этих условиях получили развитие идеи импортозамещения, организации собственного производства продукции взамен импортной. Однако идея импортозамещения подается как задача производства предприятиями, в некоторых случаях при финансовой поддержке государства, сразу конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Производство такой продукции может быть организовано только в единичных случаях при наличии соответствующих научно-технических разработок, в то время как при существующей импортной зависимости требуется массовый переход на производство собственного оборудования.

Это может быть осуществлено только при коренном пересмотре внешнеторговой политики в Евразийском экономическом союзе, существенной корректировке таможенного тарифа в сторону обеспечения равновыгодности реализации на внутреннем рынке продукции собственного производства и импортной продукции.

Однако в этом направлении никаких мер не принимается. Страны ЕАЭС выполняют принятые на себя в рамках Всемирной торговой организации обязательства по снижению ставок таможенного тарифа. По существу, такое снижение ставок никакого воздействия на производство и импорт не оказывает, поскольку таможенный тариф занижен в несколько раз и создает преимущество на внутреннем рынке для импортной продукции.

Например, при действующей ставке таможенного тарифа ЕАЭС на экскаваторы 5%, расчетная ставка, обеспечивающая равновыгодность использования импортного и отечественного экскаватора должна быть на уровне от 16 до 46%1. В таблице 1 показано соотношение внутренних цен бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков и импортной стоимости этой продукции при средневзвешенной тарифной ставке и ставке, обеспечивающей их равновыгодность для потребителя.

Таблица 1

Соотношение цен производителя на внутреннем рынке и расчетной стоимости при импорте бульдозеров, экскаваторов, погрузчиков2

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Курс доллара по годам 24,86 31,83 30,36 29,39 31,08 31,85 38,61 61,07

Цена бульдозеров на внутреннем рынке, руб. за штуку 2 876 612 3 151 488 3 087 559 2 904 600 3411396 2 899 802 3 437 731 3 381 753

Цена экскаваторов на внутреннем рынке, руб. за штуку 3 800 646 1 645 400 5866 382 10 251 664 3 830 334 6 118 933 12 449 119 6 718 161

Цена погрузчиков на внутреннем рынке, руб. за штуку 80 544 59 237 76 430 81 369 74 536 78 386 82 983 101 017

Расчетная стоимость при импорте по товарной позиции 8429, учитывающая начисленную пошлину по средней ставке, рублей за шт. 2 223 847 4 013 333 2 998 712 1 835 956 2 951 534 2 454 297 2 765 586 4 726 062

Расчетная стоимость при импорте по товарной позиции 8429, учитывающая начисленную пошлину по ставке 20% 2 541 539 4 586 667 3 427 100 2 098 235 3 373 181 2 804 911 3 160 669 5 401 214

В условиях значительного занижения ставки таможенной пошлины импортозамещение по этой продукции невозможно реализовать в массовом порядке. Импортозамещение выгодно для страны, когда производится не только продукция конкурентоспособная на мировом рынке и замещающая уже реализуемую там продукцию, но и вытесняющая импортную продукцию с внутреннего рынка под защитой таможенных пошлин, что невозможно сделать, следуя обязательствам ВТО. Всемирная торговая организация находится в критической ситуации из-за накопившихся в ней

1 Романенко А.А. Таможенное регулирование ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза: монография / А.А. Романенко, В.Е. Новиков. - М.: Российская таможенная академия, 2011. - 82 с.

2 Рассчитано авторами на основании источников [7, 8].

противоречий между странами, вследствие проводимой в ней торговой политики, не вытекающей из экономической теории, а отвечающей интересам развитых стран, поэтому Россия должна выйти из этой организации.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации предусматривается обеспечение устойчивости по макроэкономической ситуации, стимулирование темпов экономического роста, а также развитие рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, ускоренное развитие агропромышленного комплекса и фармацевтической промышленности1.

В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года определены цели политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В частности, ставятся цели повышения устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, обеспечение темпов роста экономики и повышение ее конкурентоспособности, рост научно-технического потенциала, развития экономики. Достижение этих целей должно привести к укреплению экономического суверенитета страны2.

России нужно срочно менять свою внешнеэкономическую политику, исходя из реальной экономической теории и учета своих интересов. Только реальный, а не мнимый переход на импортозамещение позволит России сохранить экономическую, а вместе с ней и политическую самостоятельность.

Список литературы и источников

1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. Ч. 1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. - М.: Международные отношения, 2002. - 416 с.

2. Новиков В.Е.Взаимодействие цен и таможенных пошлин в государственном регулировании экономики // Вестник Российской таможенной академии. - М., 2014. - № 3. - С. 16-24.

3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

4. Романенко А.А. Таможенное регулирование ввоза дорожно-строительной техники на территорию Таможенного союза: монография / А.А. Романенко, В.Е. Новиков. - М.: Российская таможенная академия, 2011. - 120 е.

5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.

6. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

8. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник за 2004-2015 годы / Росстат.

9. Бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации» за 2004-2015 годы.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683.

2 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.