Новиков В.Е.
д.э.н., профессор, начальник отдела исследования экономических и правовых проблем в таможенном деле НИИ Российской таможенной академии
НЕЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ОБМЕНА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ КАК ОДНА ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРИЧИН НЕЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: внешняя торговля, неэквивалентный обмен, экономические реформы, таможенное регулирование, таможенный тариф, экономический рост.
Начало формирования негативных тенденций в отечественной экономике следует отнести к концу пятидесятых годов ХХ века. После некоторой либерализации экономической мысли стали высказываться соображения о слабой восприимчивости хозяйственного механизма к научно-техническому прогрессу, к повышению качества продукции и отставании от мировых стандартов в производстве промышленной продукции.
Одну из причин такого положения видели в существующем порядке стимулирования предприятия за выполнение и перевыполнение установленных плановых заданий по объему производства и снижению себестоимости сравнимой продукции. В этой системе предприятия были нацелены на увеличение объемов производства, где использовались как экстенсивные, так и интенсивные факторы роста. В снижении себестоимости сравнимой продукции предприятия ориентировались на использование боле дешевых материалов, минимальное обновление выпускаемой продукции. Невысокая заработная плата не стимулировала применение новой техники. Проблема совершенствования хозяйственного механизма становилась все более актуальной.
«Экономически обоснованная система цен стимулирует рост и совершенствование производства, учет требований закона стоимости в хозяйственной практике облегчает выполнение диспропорций в хозяйстве и их преодоление. Несомненно, что одной из важнейших причин отставания техники в ряде отраслей промышленности является слабое использование экономических стимулов развития производства, в том числе цены и хозяйственного расчета. Применение на протяжении длительного периода низких заготовительных цен на сельскохозяйственную продукцию привело (наряду с другими причинами) к резкому нарушению эквивалентности в обмене между промышленностью и сельским хозяйством, материальной заинтересованности колхозников и развитии общественного хозяйства колхозов. Система и уровни конкретных цен, недостаточно учитывающие соотношение спроса и предложения товаров, искусственно усиливают недостаток одних товаров и являются одной из причин значительного оседания в торговой сети других товаров, не пользующихся спросом, отражаются на состоянии денежного обращения» (1, с. 767).
В этом проспекте акцент делается на усиление использования экономических стимулов развития производства и в том числе цен и хозяйственного расчета. В 1965 году принимается решение о совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства, где делается упор на использование стоимостных показателей в оценке работы предприятий и увязку оплаты труда работников не только с индивидуальными результатами труда, но и с общими итогами работы предприятий.
«В целях повышения эффективности общественного производства, увеличения темпов роста национального дохода и на этой основе дальнейшего подъема благосостояния народа Центральный Комитат КПСС и Совет Министров СССР считает необходимым изменить методы планового руководства промышленностью в следующем направлении:
обеспечить наиболее правильное сочетание централизованного государственного планирования с широкой хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимулирования промышленного производства;
расширить права предприятий на основе полного хозяйственного расчета. По мере повышения эффективности производства и роста ресурсов предприятий увеличивать размер средств, оставляемых в распоряжении предприятий для развития производства и поощрения работников;
оценивать результаты деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли (рентабельности производства) и по выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции;
поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий» (2, с. 45).
Эти решения обусловливали заинтересованность предприятий в повышении цен. Однако какого-либо четкого критерия контроля за повышением цен выработано не было. Ставка делалась на усиление государственного контроля цен административными методами. В то же время сохранялась монополия внешней торговли, где внутренние цены на иностранные товары формировались с учетом мировых и внутренних цен предприятий и промышленности, чем поддерживалась эквивалентность обмена.
Как показала практика, установление цен на новые товары с учетом экономического и других эффектов привели к завышению расчетных значений этого эффекта, учитываемого в ценах, и невозможности его обоснованного контроля административными методами.
В результате была нарушена эквивалентность обмена товарами на внутреннем рынке. Реальный экономический эффект, получаемый народным хозяйством от производства и использования новой продукции, оказался значительно меньше его расчетных значений, учитываемых при установлении цен на новые товары. В итоге завышалась оценка работы предприятия, что вело к необоснованному росту денежного вознаграждения в виде роста прибыли предприятий и оплаты труда работников.
Такое положение, в конечном итоге, привело к диспропорциям в количестве денежной массы, предъявляемой на приобретение товаров и товарной массой на рынке, что обусловило дефицит товаров и рост цен, разбалансирован-ность экономики.
Для решения этой проблемы в конце 80-х - начале 90-х годов не было найдено приемлемого пути. Был продолжен курс на расширение прав предприятий в установлении цен во внешнеэкономической деятельности, в управлении финансами, что было закреплено Законом о предприятии 1987 г. Однако эти решения усилили неэквивалентность обмена и разбалансированность экономики. Попытка дальнейшего углубления экономических стимулов на основе использования стоимостных инструментов привела к экономической реформе 1992 г., когда были нарушены экономические законы, требующие поддержания эквивалентности обмена и объективных экономических пропорций.
Одним из сильнейших инструментов, который использовался при трансформации российской экономики, был таможенный тариф. В начале экономических реформ 1992 года предполагалось, что привлечение иностранных товаров на российский рынок позволит ускорить формирование конкурентной рыночной среды. Однако этого не произошло, а низкие таможенные тарифы привели к неэквивалентному обмену с другими странами. Такая ситуация сохраняется и в настоящее время. До сих пор реализуется практика вписывания России в мировую экономику якобы для достижения экономического благополучия. На самом деле, неэквивалентная внешняя торговля ведет к снижению социально-экономического уровня России, и этот тренд сохраняется до настоящего времени.
Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г., № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» с 1 января 1992 г., были отменены все таможенные барьеры для ввоза товаров. Только Указом Президента РФ от 4 июня был введен с 1 июля временный импортный тариф со ставкой 5% за исключением алкоголя, аудио и видеотехники, легковых автомобилей, который в силу своего очень низкого уровня практически не оказал никакого влияния на сдерживание импорта. За это время отечественному производителю был нанесен мощный удар.
В результате валовый внутренний продукт уже в 1992 году составил 81% к 1991 г. Соответственно, объем промышленной продукции (работ, услуг) - 81,2%, розничный товарооборот - 61%, индекс потребительских цен - 26 раз. Денежные расходы на душу населения увеличились в 7,5 раз, эмиссия выросла в 16,9 раз (3, с. 103).
Диспропорции между ростом цен и повышением денежных доходов на душу населения резко снизили уровень потребления, о чем свидетельствует падение розничного товарооборота. При меньшем падении объема ВВП и промышленной продукции образовались большие массы нереализованных товаров, из которых значительная часть в виде сырья и материалов была вывезена и продана в другие страны, чему способствовала девальвация рубля. В этих условиях большинство товаров реализовывались по заниженным ценам.
Различие между экономической реформой 1965 г. и реформой 1992 г. заключалось в том, что в сферу реформ наряду с усилением либерализации цен была включена внешнеэкономическая сфера, где упразднялась монополия государства. Если раньше, после реформы 1965 г., неэквивалентность обмена привела к инфляции, то с либерализацией внешнеэкономической деятельности возник также неэквивалентный обмен с внешним миром. Капитал устремился из страны, стала меняться структура и снижаться объем производства и внешней торговли. Низкий платежеспособный спрос и предоставленные импортным товарам конкурентные преимущества привели к тяжелому финансовому положению предприятий и формированию больших объёмов запасов в виде нереализованной продукции, сырья и материалов.
Ситуацию не изменил и постоянный таможенный тариф, который был введен в действие Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1994 г. № 196.
После финансово-экономического кризиса и девальвации рубля эквивалентность обмена услугами несколько улучшилась при импорте товаров. Одновременно экспортные товары стали поставляться ниже их реальной стоимости и эквивалентность обмена ухудшилась. Однако последующее снижение ставок таможенных пошлин при импорте товаров снизила эквивалентность обмена и в целом неэквивалентный обмен в международной торговле России не в ее пользу сохранился. Об этом свидетельствует работа, проведенная РАН и национальным инвестиционным фондом в 2002 г., из которой видно, что действующие в момент дефолта ставки таможенных пошлин на импортные товары были занижены. Например, в 1997-1999 гг., средний уровень импортной пошлины по отрасли «Машиностроение» составил 21%, а эквивалентность ставки, при которой начался рост производства в этой отрасли в результате девальвации рубля должна была составить 115%. Соответственно такие ставки составляли по пищевой промышленности 45% и 115%, легкой промышленности 25 и 93%, химической промышленности 10 и 69%, по сельскому и лесному хозяйству 17 и 81% (4, с. 15).
В последующие годы, ставки таможенных пошлин продолжали снижаться. Так, по проведенным нами расчетам на основе Таможенного тарифа по основным товарным группам продукции машиностроения за 1995-2014 гг., ставки пошлин снизились: по товарной группе 84 - с 9,4 до 3,3%, 85 группе - с 14,4 до 6,9%, 86 группе с 18,3 до 6,7%, 87 группе - с 21 до 9, 2% (5, с. 46).
Средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины в России с учетом льгот и преференций снизилась с 11,45% в 2008 г. до 7,06% в 2015 г. В 2016 году она должна составить - 6,62% (6). Максимально допустимый уровень ставки пошлин, который может применяться по истечении переходного периода вступления России в ВТО по всей номенклатуре товаров может составлять 7,147 (7).
В соответствии с экономическими законами, внешняя торговля должна являться фактором повышения благосостояния общества. Экономические эффекты для участников внешнеторгового обмена в свете теории трудовой стоимости возникают вследствие действия основного экономического закона о необходимости все более полного удовлетворения постоянно возрастающих потребностей общества. Именно все большее удовлетворение общественных потребностей является условием существования общества, а их удовлетворение обусловливает постоянное социально-экономическое развитие. Этот закон имманентен для любого общества, независимо от его социально-экономического устройства.
Основной экономический закон социализма предполагает «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» (8, с. 570). В обществе, основанном на частной или смешанной собственности, основной экономический закон реализуется в виде возрастания прибыли собственников капитала и доходов наемных работников. Экономические эффекты для участников внешнеторгового обмена возникают в разной форме. Потребители импортных товаров снижают затраты на удовлетворение общественных потребностей, замещая ими более дорогие отечественные товары. В этом случае высвобождаются производственный капитал и капитал в обслуживающее его научное сопровождение и образование, который в принципе должен быть направлен в сферы производства или услуг, более полно удовлетворяющие общественные потребности, то есть с меньшими общественно-необходимыми затратами труда, и конкурентоспособными на мировом рынке. Если этот процесс, в результате непринятия управляющими структурами соответствующих мер не происходит, производственный капитал обесценивается, сопровождающие его научное сопровождение и образование прекращают существование. То есть, в этом случае, несмотря на выгоды потребителя при использовании импортных товаров общество несет потери.
Следовательно, если в силу каких-то причин не представляется возможность переместить высвобождаемый капитал в связи с импортом товаров в более эффективные сферы, то необходимо ввести таможенные пошлины для защиты отечественного производства от ввоза на внутренний рынок более эффективного товара.
Общество-импортер, которое не применяет таможенные пошлины для защиты отечественного производства или применяет заниженные пошлины и не принимает меры для более эффективного использования высвобождающегося производственного капитала за счет развития науки и образования позволяет обществу-экспортеру реализовать интеллектуальную ренту и направить ее на более полное удовлетворение своих общественных потребностей.
В другом варианте при увеличении импорта товаров, более эффективно удовлетворяющих конкретную потребность, необходимо расширить экспорт товаров, то есть производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров.
«В целом мы еще раз видим, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большего выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли» (9, с. 770).
Из этой цитаты видно, что выгоды потребителей заключаются в более полном удовлетворении их потребностей. А в чем проявляются потери производителей страны-импортера не ясно. В действительности это высвобождающийся из отрасли капитал, который не использован для производства другой, более эффективной продукции. Он является чистой потерей для общества. В стране-экспортере потребители несут потери за счет роста цен на экспортируемую продукцию в том случае, если производство данной продукции не увеличивается. Но это происходит только из-за неэффективного управления или естественной ограниченности экспортируемого ресурса.
При распределении экономических эффектов необходимо также учитывать потребительную стоимость, общественную потребность и полезность разных товаров. В этом плане обществу важнее экспортировать товары обрабатывающей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, а ввозить сырьевые товары.
Экспортер получит экономическую выгоду от реализации на мировом рынке конкурентоспособного товара, удовлетворяющего общественную потребность с меньшими затратами общественного труда в виде интеллектуальной ренты, как разницы между мировой ценой и затратами на этот товар на таможенной границе. Введение импортной таможенной пошлины на этот товар ограничивает его реализацию на внутреннем рынке путем выравнивания цен на отечественный и импортный товар. Через таможенные пошлины интеллектуальная рента направляется в государственный бюджет импортера, а отечественный производственный капитал в этой сфере продолжает функционировать. Собственник-производитель данного отечественного товара с помощью государственного механизма управления экономикой должен повысить эффективность этого товара в удовлетворении общественной потребности за счет привлечения результатов научных исследований и повышения квалификации персонала. В этих целях государство должно поддерживать опережающее развитие науки и образования, что позволит выходить на рынок с все более эффективными продуктами. Накопление объемов интеллектуальной ренты также позволяет отказаться от производства неэффективных товаров за счет развития внешней торговли, когда такие товары, необходимые для общества, могут быть получены с более низкими затратами из других стран. Следовательно, наращивая производство конкурентоспособных товаров и отказываясь от производства неэффективных товаров, общество получает возможность боле полно удовлетворять общественные потребности и ускорять социально-экономическое развитие.
Поэтому таможенно-тарифное регулирование должно быть основано на максимизации получаемой страной экономии общественных затрат для удовлетворения существующей общественной потребности и использования ее для более полного удовлетворения существующих потребностей. В этом плане экономически выгодно производить отечественную продукцию, если она даже увеличивает затраты на удовлетворение общественных потребностей.
В нашей экономической литературе принято показывать продукцию, более полно удовлетворяющую существующую частную потребность, как разницу в затратах на удовлетворение этой потребности импортным и отечественным товаром при отсутствии взимания таможенных пошлин, не рассматривая всю цепочку взаимосвязей в процессе удовлетворения общественных потребностей.
Единственным источником экономических выгод во внешней торговле являются общественно-необходимые затраты труда экспортера эффективной продукции.
Таким образом, из экономической теории вытекает, что государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы не допустить неэквивалентного обмена. В решении этого вопроса в соответствии с теорией есть только один путь. Это создание и развитие экспорта конкурентоспособных на мировом рынке товаров и оказания услуг. Таковыми могут быть только товары, произведённые высококвалифицированными работниками и аккумулирующие в себе большие затраты сложного труда. Конкурентоспособность товаров на мировом рынке обусловливается их способностью удовлетворять общественные потребности с более низкими затратами труда.
Между странами идет конкуренция за способность производить такие товары, для чего необходимо иметь высококвалифицированных специалистов. Это предполагает развитие в стране известной триады: образование - наука -производство наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости. Каждая из составляющих этой триады должна постоянно совершенствоваться, что требует принятия соответствующих мер государством.
В части образования и науки необходимо приоритетное и достаточное финансирование, высокая заработная плата, отражающая приоритетность этих сфер, а также эффективная система подготовки высококвалифицированных кадров. В части производства необходима эффективная система мер таможенного регулирования и других мер поддержки предприятий, осваивающих продукцию высоких технологий. Именно такую систему мер пытаются реализовать развитые страны, например, США, которые привлекают специалистов из других стран. В части затрат на науку лидируют также развитые страны. Например, в таблицах 1 и 2 представлено, как выглядят расходы ведущих стран на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на душу населения и в целом.
Комментируя данные этих таблиц, автор статьи говорит, что «Представленные данные свидетельствуют о том, что объемы финансирования российских НИОКР существенно уступают аналогичным показателям зарубежных стран, часть из которых добилась значительного экономического роста только за последние десятилетия».
Таблица 1
Расходы на НИОКР на душу населения в ведущих странах в 2010-2014 гг. (в долл. США)
Страна 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
США 1321 1322 1375 1443 1507
Япония 1069 1098 1160 1190 1258
Германия 1011 1074 1177 1229 1265
Франция 769 780 818 831 837
Юж. Корея 935 1055 1172 1289 1372
Китай 138 158 183 216 247
Россия 242 231 246 270 284
Источник: Основные показатели научно-технологического развития стран мира по классификации ОЭСР. - Ьйр^/зМз. oecd.org/Index.а8рх?Ба1а8е1;Со11е=М8Т1_РиВ (4, с. 77-78).
Таблица 2
Доля расходов ведущих стран на НИОКР в 2014 г. (в млрд. долл. США и % от ВВП)
Общие расходы на НИОКР
млрд. долл. США % от ВВП
США 401,6 2,90
Япония 140,8 3,26
Германия 86,3 2,82
Франция 50,0 2,25
Южная Корея 53,2 3,74
Китай 179,0 1,77
Россия 33,7 1,12
Источник: Затраты на НИОКР в странах мира, Группа Всемирного Банка. - http://data.worldbank.org/indicator/GB. XPD.RSDV.GD.ZS (10, с. 78).
В то время как зарубежные страны, около 20 лет назад имевшие статус развивающихся или наименее развитых и в экономике которых преобладала сельскохозяйственная компонента, в современных условиях усиливают свои позиции на экспортных рынках высокотехнологичной и наукоемкой продукции, Российская Федерация находится в поиске «своего особого пути», который до настоящего момента все еще имеет ярко выраженную сырьевую направленность» (10, с. 79).
Следует добавить, что сырьевая направленность подкрепляется развитием в России сборочных производств и кооперацией с иностранными фирмами, которые поставляют российским производителям наиболее сложные узлы и комплектующие, требующие для их производства высоких технологий. Например, «более 50% компонентов, необходимых для производства «Сухого», закупаются у иностранных государств» (4, с. 83). Примерно то же самое можно сказать и о грузовиках «КАМАЗ», на которые устанавливаются коробки передач (немецкая Zahnrad Fabrik), мосты и
кабины (немецкая Daimler AG) (10, с. 83). Такие примеры можно приводить и дальше, что говорит о политике ввоза в Россию продукции высоких технологий и не только высоких, а обычных технологий, применяемых в производстве западных стран. В результате неэквивалентный обмен усиливается, производство современных машин, с использованием отечественных технологий практически не развивается, о чем свидетельствуют данные за 2014 г.
«По итогам 2014 г. отрицательная динамика наблюдается в производстве таких изделий, как:
механическое оборудование (двигатели внутреннего сгорания (-25,7% к 2013 г.), турбины на водяном пару (-71,8%;
станки металлорежущие (-6,5%) и машины кузнечнопрессовые (-31,4%);
электрические машины и оборудование (-10,8%):
По итогам 2014 г. индекс промышленного производства сократился на 7,8% по отношению к 2013 г., что вызвано сокращением инвестиций в основные промышленные фонды» (10, с. 77).
Как известно, главным составляющим элементом экономики является ее способность производить все новые и новые товары, более полно и эффективно удовлетворяющие общественные потребности. Это предполагает развитие научно-технического прогресса, что зависит от восприимчивости хозяйственного механизма к новой технике, развития науки и образования.
Восприимчивость хозяйственного механизма к новой технике определяется степенью конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке. Если при реализации отечественной продукции на внутреннем рынке по ценам, отражающим национальную стоимость, она неконкурентоспособна с импортной продукцией, то должны устанавливаться импортные пошлины, повышающие затраты по реализации этой продукции и выравнивающие для потребителей затраты на приобретение отечественной и импортной продукции. При этих условиях отечественное производство за счет совершенствования хозяйственного механизма, науки и образования должно стремиться производить все более эффективную продукцию, которая постепенно должна достигнуть, а затем и превысить эффективность импортной продукции, стать продукцией, конкурентоспособной на мировом рынке. Этот процесс управляется государством и зависит от эффективности работы государственных управленческих структур.
Как показала мировая практика, все развитые стран прошли этап защиты отечественного производства инструментами таможенно-тарифного регулирования или, иначе говоря, протекционизма. Этот этап прошли Англия, Франция, Германия, США и другие страны, которые и сейчас защищают на первоначальном этапе производство определенных товаров, в том числе и новых, если они в этом направлении отстают от других стран. Таким образом, при заниженных пошлинах, не обеспечивающих равновыгодность приобретения потребителем отечественной и импортной продукции, иностранный производитель получает экономическую выгоду в виде реализации интеллектуальной ренты как разницу между ценой внутреннего рынка импортера и ценой, определяемой национальной стоимости экспортера. Отечественный производитель несет потери от сокращения производства, а затем и ликвидации производства в виде потерь производственного капитала, включая накопленные знания, если государство не содействует его перемещению в более эффективные сферы производства. Этих сфер вообще может не быть, если государство не поддерживает научно-технический прогресс, науку и образование.
Поскольку в России заниженные таможенные пошлины были установлены в 1992 г., а затем происходил процесс их снижения при одновременном росте затрат на производство в связи с ростом цен и повышением государством тарифов естественных монополий, включая производство и распределение электроэнергии, воды, железнодорожных тарифов, цен на нефть и газ, то действующие таможенные пошлины во многих случаях имеют практически символическое значение, а эффективные сферы вложения высвобождаемого и накапливаемого капитала отсутствуют. В связи с этим из России отток капитала составляет 150-200 млрд. долл. ежегодно и эффективных мер регулирования этого оттока практически не принимается.
По нашим подсчетам, из-за занижения таможенных пошлин, импортеры только в 1998-2007 гг. дополнительно получили выигрыш в 526214,2 млн. долл., а государственный бюджет соответственно не дополучил эту сумму доходов.
Список литературы и источников
1. Проспект исследования проблемы «Закон стоимости и ценообразование в СССР», оставлен под руководством члена-корреспондента АН СССР В.П. Дьяченко и к.э.н А.Г. Куликова. История ценообразования в СССР. Документы и материалы. Т. 4. 1956-1964 гг. / Госкомцен Совета Министров СССР, НИИ по ценообразованию, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, Центральный государственный архив народного хозяйства СССР. - М.: Прейскурантиздат, 1978. - 871 с.
2. Из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства» от 4 октября 1965 г. / История ценообразования в СССР. Документы и материалы. Т. 5. 1965-1970 гг. - М.: Прейскурантиздат, 1980. - 895 с.
3. О развитии экономических реформ в Российской Федерации в 1992 г. / Государственный комитет Российской Федерации по статистике. - М., 1993. - С. 103.
4. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. / Российская академия наук, Национальный инвестиционный совет. - М., 2002. - 106 с.
5. Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость. - М., 2016. - 346 с.
1 Доклад Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 году» // Информационный портал Минэкономразвития России. - http://ekonomy.gov.ru/wps/wcm/connect/97fcd9bd-03b8-4c66-a02f-1Ш69е48429/Итоги_2014^
6. Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. - М.: Минэкономразвития России, 2013.
7. Справка по обязательствам. - www.economy.gov.ru
8. Энциклопедический словарь. / Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия» - М., 1954. - Т. 2. -С. 520.
9. Курс экономической теории: учебник. 7-е издание, дополненное и переработанное. Под общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой В .А. - Киров: АСА, 2011. - 880 с.
10. Гурьянов А.С. Необходимость повышения конкурентоспособности российской машинно-технической продукции на мировом рынке. // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. - № 11. - С. 77-78.