5. МЭиМО. 2002. №3.
6. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.
7. Юданов И.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 1996.
8. Гельвановский М. и др. Конкурентоспособность в микро- , мезо-, макро-уровневом измерениях // Рос. экон. журн. 1998. №3.
9. Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа // МЭиМО. 2002. №3.
10. Агеева Н.Г. Справочник по конкуренции и конкурентоспособности: Учеб. пособие. Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2002.
Поступила в редакцию 15.01.05
V.F. Salychyuk
Economic Growth and Some Aspects of Regulation of Russian Import at the Modern Stage
The author dwells on the peculiarities of economic growth in Russia in modern conditions. The urgency of boosting economic growth and changing its character is outlined. The article shows the direct tie between this macroeconomic process and real GDP growth. The necessity of dividing the domestic market between home producers and foreign exporters is grounded. The article describes competitive advantages of foreign producers as an object for state regulation.
Салийчук Василий Филиппович
Курганский государственный университет
640023, Россия, г. Курган, п/о №23, а/я 4237
Факс: (3522)46-34-22
Тел.: (3522) 46-39-28
E-mail: takom [email protected]
ЭКОНОМИКА 2005. №3
сидирования импорта или его демпингового характера придется использовать соответствующие виды особых таможенных пошлин с присущими им процедурами введения. В отдельных случаях возможно использование и сезонных пошлин, однако они по периоду их действия являются инструментом краткосрочной нейтрализации ценовых преимуществ импортного товара, и то лишь в том случае, если государство регулирует импорт именно товара с явно выраженным сезонным характером его производства, экспорта и сбыта на внутреннем рынке.
Наличие ценовых преимуществ импортного товара означает, что цена данного продукта на внутреннем рынке страны-импортера ниже, чем цена на отечественные товары, на продукцию национального производства. В связи с этим возникает необходимость их выравнивания для сохранения конкурентоспособности российского товара. Имеется несколько вариантов действий, которыми могут воспользоваться Правительство и Парламент любой страны.
Один из них - это повышение ставок косвенных налогов (НДС, акцизный налог). В России для этого потребуется внесение поправок в действующее налоговое законодательство. Вместе с тем одновременно возрастут указанные ставки и для обложения российских товаров. В России ставки косвенных налогов являются едиными как для импортных, так и для отечественных товаров. Разница в ценах все равно будет сохраняться. Ценовые преимущества иностранного товара сохраняются, но на более высоком уровне. Для их ликвидации следует предусмотреть применение более высоких ставок косвенных налогов, причем только для импортной продукции и услуг. Однако это противоречит российским законам.
Имеется еще один недостаток данного сценария действия. Это отсутствие оперативности в использовании налоговых регуляторов. Любые поправки в федеральные законы вносятся в строгом соответствии с имеющимися законодательными процедурами (заседания Правительства, комитетов Государственной Думы, несколько чтений с нерегламентированными перерывами между ними, затем Совет Федерации и Администрация Президента). Между тем конъюнктура мирового и внутреннего рынка динамично меняется. Принятое законодателем решение по данному вопросу может потерять актуальность. Введенные им новые ставки налогов не смогут решить задачу нейтрализации ценовых преимуществ в отличие от таможенных пошлин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Салийчук В.Ф. Экономический рост: теоретические аспекты: Монография. Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2004.
2. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб.// Госкомстат России. М., 2003.
3. Стратегическое управление организацией: Межкафедр. сб. науч. тр. Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2000
4. Таможенное регулирование внешнеторговых операций: Учеб. пособие /Под ред. В.Ф. Салийчука. Курган: Изд-во Курган. ун-та, 2004.
Использование государством таможенных пошлин как регулятора ценовой конкуренции требует учета следующих исходных обстоятельств для принятия решения:
- во-первых, следует учесть вид и форму конкуренции, которая является предметом регулирования. В нашем случае это ценовая (добросовестная или недобросовестная) конкуренция;
- во-вторых, необходимо иметь в виду характер (или разновидность) ценового конкурентного преимущества. Одно дело если оно является субъективным, созданным самим экспортером-конкурентом. И другая ситуация: преимущество связано с субсидированием своего экспорта, например, государствами Европейского Союза. Решения об использовании таможеннотарифного регулирования в этих ситуациях должны быть различными;
- в-третьих, следует учесть состояние внутреннего рынка ввозимого товара (соотношение спроса и предложения, их ценовая эластичность, возможность импортозамещения по объему и времени, соотношение «цена-качество», соотношение цен внутреннего и мирового рынка, цена продавца-экспортера и др.).
Кроме того, целесообразно выполнить анализ действующего или действовавшего механизма тарифного регулирования импорта данного товара (вид и ставка таможенной пошлины, возможность получения импортерами тарифных льгот и преференций, эффективность регулирования, бюджетные доходы, кумулятивный эффект при взимании косвенных налогов, наличие субсидируемого или демпингового ввоза, состояние рынков российских товаров-субститутов или комплементов и т.д.).
Следует также проанализировать возможности организации производства аналогичного товара в России. Выпускается ли он или не выпускается? В каких объемах? Соответствуют ли объемы его внутреннего выпуска спросу? Возможно ли удовлетворение хотя бы части спроса внутри страны с помощью отечественных товаров-субститутов? Каков необходимый объем импорта конкретного товара для удовлетворения избытка внутреннего спроса над объемом отечественного выпуска? Какой период потребуется для наращивания производства до уровня внутреннего спроса? Какие потребуются инвестиции? Возможно ли их привлечение?
Альтернативной является ситуация, при которой в страну импортируются товары, не производящиеся на ее таможенной территории. Импортный товар не конкурирует с товаром отечественным по причине отсутствия выпуска последнего. Между тем спрос на такую импортную продукцию имеется, необходимо его насыщать с помощью ввоза уникального зарубежного товара. С учетом объема спроса и фискальной функции таможенного тарифа определяется ставка пошлины. Она должна стимулировать ввоз данного товара, решая задачу не только насыщения спроса, но и пополнения федерального бюджета.
При выборе механизма тарифной нейтрализации ценовых преимуществ следует учитывать то, что ставки таможенных пошлин являются едиными для всей таможенной территории страны. В случае доказательства суб-
ЭКОНОМИКА 2005. №3
Принимая регулирующие решения, Правительство опирается на следующую информационную базу:
- действующее внешнеторговое и таможенное законодательство;
- анализ экономического положения отечественных производителей, отрасли национального хозяйства (изучение тенденций ее развития, оценка перспектив открытия рынка ее продукции для импорта, прогноз возможного ущерба отрасли российской экономики в случае либерализации импорта);
- оценку текущих и будущих финансовых результатов либерализации входа на конкретный сектор российского рынка (потери таможенных доходов, влияние на конкуренцию, возможность монополизма и т.п.);
- анализ фактических конкурентных действий зарубежных экспортеров;
- изучение статистических данных по данному вопросу (конкретный товар или товарная группа);
- учет мнений отечественного бизнеса, объединений российских производителей;
- анализ соотношения мировых цен и цен внутреннего рынка (на отдельный товар, цены товаров - субститутов);
- оценку влияния растущего импорта на динамику производства и продаж российских товаров-субститутов и продуктов-комплементов;
- учет тарифных преимуществ, предоставляемых Россией в рамках общей и национальной систем тарифных преференций.
Представляется, что, используя указанную информацию, государство сможет принять регулирующие решения, эффективно защищающие внутренний рынок и нейтрализующие конкурентные преимущества зарубежных экспортеров, и в первую очередь те из них, которые характеризуют применение зарубежными фирмами методов недобросовестной конкуренции на рынке нашей страны, на его региональных сегментах.
Наличие конкурентных преимуществ всегда связано с какими-либо формами или видами экономического соперничества, участниками которого становятся зарубежные экспортеры, иностранные операторы российского внутреннего рынка. К числу наиболее известных принято относить ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Их учет очень важен для обоснования и выбора Правительством методов и способов государственного регулирования, в том числе поддержки и ограничения масштабов конкуренции зарубежных экспортеров и российских продавцов на внутреннем рынке.
Мы рассмотрим только ценовую конкуренцию и возможности использования ввозных таможенных пошлин для нейтрализации ценовых преимуществ зарубежных поставщиков, для регулирования цен внутреннего российского рынка на импортные товары. Таможенная пошлина в данном случае и есть тот регулятор, который позволяет нейтрализовать конкурентные возможности и экономические преимущества зарубежных продавцов, в том числе и в сфере условий конкуренции.
-уникальную продукцию, которая пока не выпускается внутри страны, а значит, не имеет аналогов на внутреннем рынке;
- продукцию высшего качества, но дороже отечественной;
- продукцию высшего качества, которая превосходит российскую по критерию «цена-качество»;
- продукцию качественную, более дорогую, однако позволяющую существенно снизить эксплуатационные расходы покупателя;
- импортную продукцию, замещающую при потреблении отечественную (товары-субституты);
- товары-комплементы, дополняющие покупки и потребление российской продукции или, наоборот, потребляемые только в комплексе с отечественными товарами, а значит, стимулирующие связанные покупки продукции российского выпуска.
Многообразие конкурентных преимуществ импортных товаров порождает необходимость дифференцированного подхода при защите внутреннего рынка с помощью различных таможенных инструментов. В одном случае государство вынуждено защищать отечественного производителя, нейтрализуя ценовые преимущества экспортера, в другом - предстоит обеспечить достаточно свободный ввоз в страну иностранного товара в целях насыщения внутреннего рынка или стимулирования экономического соперничества на нем с зарубежными экспортерами. В третьем случае государство с помощью высоких ввозных пошлин ограничивает импорт отдельных товаров, перенацеливая их продажу на конкретные рыночные сегменты.
Возможна ситуация, когда государство применяет фискальные и запретительные таможенные пошлины. Цель этой акции - минимизация импорта данного товара за какой-либо период без формального запрета. Государство также может применить количественные ограничения на импорт зарубежных товаров, используя какие-либо инструменты нетарифного регулирования, например квотирование или контингентирование, сертификацию или лицензирование. Нельзя исключать использование и тарифного квотирования. В этом случае импорт сверх квоты не запрещается, однако задача запрета обычно решается с помощью применения более высоких ставок ввозных пошлин (для сверхквотного импорта некоторых товаров).
Возможно применение Правительством и других мер государственного регулирования импортных операций в соответствии с имеющимся внешнеторговым и таможенным законодательством. Одна из целей регулирования
- защита отечественного производителя, нейтрализация конкурентных преимуществ иностранных экспортеров. Одновременно государство решает и другую проблему - временно нивелирует (в необходимых случаях) конкурентные отставания российских производителей и продавцов. Чаще всего данную задачу государство решает с помощью регулирования условий воспроизводства конкурентных преимуществ (или отставаний) отечественных операторов рынка, отечественных предприятий. В полной мере это относится и к конкуренции с импортными товарами.
ЭКОНОМИКА 2005. №3
ожидаемым сокращением рабочих мест), потерю налоговых поступлений, социальную нестабильность, необходимость реструктуризации отстающих предприятий региона вплоть до их полного закрытия или ликвидации.
Поэтому предприятия-производители всех субъектов Федерации внимательно отслеживают внешнеторговую политику Правительства России и, в первую очередь, практику применения защитных мер тарифного и нетарифного характера по товарам, на производстве и реализации которых традиционно специализируются предприятия данного федерального округа. Здесь эффективность защитных мер, в том числе и в сфере импорта продукции сельского хозяйства, имеет жизненно важное значение для предприятий региона. Высота ставок ввозных пошлин на конкретные товары непосредственно влияет на экономические интересы региональных производителей, на масштабы выпуска отечественных товаров, на динамику валового регионального продукта, на размеры налогооблагаемой базы.
Конечно, наиболее интересными являются преимущества, создаваемые зарубежными конкурентами. Именно они представляются наиболее справедливыми, характеризуют специфику действий иностранного экспортера в условиях добросовестной конкуренции на российском внутреннем рынке. Именно они могут стать объектом наиболее трудного выбора государства-импортера при определении инструментов, целей и периода регулирования. Ведь в этом случае государство вынуждено защищать и внутренний рынок, и отечественных продавцов от более сильного конкурента, конкурента иностранного, превосходящего по ряду позиций отечественных участников рынка, конкурента - носителя научно-технического и экономического прогресса в данной отрасли национального и мирового хозяйства.
Иностранные экспортеры могут обладать преимуществами по следующим причинам:
- монопольное пользование патентами или патентными лицензиями;
- обладание уникальными ноу-хау и инжинирингом;
- огромный опыт международного соперничества, эффективный маркетинг;
- более эффективные ресурсосберегающие технологии;
- более эффективное оборудование, основной капитал;
- более квалифицированный менеджмент и персонал;
- более высокая производительность труда;
- более высокая капиталоотдача, более низкая материало- и энергоемкость производства;
- превосходство в сфере привлечения финансовых ресурсов;
- более эффективная схема транспортировки товаров на территорию страны-импортера и др.
Указанные экспортеры как обладатели серии конкурентных преимуществ могут представить на рынок страны:
- более дешевую продукцию, с более низкими ценами, чем на рынке
России;
Практика рыночного хозяйствования требует точной оценки конкурентных преимуществ, которыми обладают иностранные экспортеры, а также импортные товары на внутреннем рынке Российской Федерации. Только в этом случае возможен эффективный выбор инструментов таможенного регулирования импорта, а значит, эффективной нейтрализации состязательных преимуществ иностранных товаров. В научной литературе уже выделялись два вида таких преимуществ: объективные (естественные, исторически сложившиеся) и создаваемые конкурентами, субъектами рыночной деятельности [5; 6; 7; 8; 9; 10]. По нашему мнению, можно выделить конкурентные преимущества (или отставания российских товаров) по сфере их возникновения: преимущества в области основного капитала, предметов труда (оборотного капитала); на рынке труда; в области качества товара; ценовые преимущества и т. д. Целесообразно также определить технические, технологические, организационные, финансовые и коммерческие преимущества конкурирующих компаний, в том числе и зарубежных экспортеров. По признаку применения в процессе экономического соперничества следует выделять еще две группы конкурентных преимуществ: реально используемые и потенциальные.
Участниками (субъектами) экономического соперничества на внутреннем рынке России становятся отечественные производители (продавцы) и зарубежные экспортеры. Конкуренция разворачивается на определенных товарных и региональных секторах рынка нашей страны.
Объектами международного соперничества становятся:
- доля экспортера в совокупном объеме продаж и прибыли на данном секторе. Особенно это важно на начальных стадиях продвижения зарубежного товара на российский рынок, на этапе его освоения;
- увеличение (сохранение) позиций иностранных экспортеров на уже завоеванном рынке и наращивание их удельного веса в совокупном обороте конкретного рыночного сегмента.
В связи с этим возникает достаточно острая проблема распределения рынка каждого товара или даже товарной группы между экспортерами и отечественными производителями. При этом борьба за такое распределение может охватывать не только рынки аналогичных товаров, но и рынки продуктов-субститутов, и рынки товаров-комплементов, хотя они, на первый взгляд, не являются предметом иностранного экспорта и их ввоза на таможенную территорию России.
Эта проблема имеет не только федеральные, макроэкономические масштабы, она также остро стоит и перед регионами России и региональными секторами ее внутреннего рынка, особенно в тех федеральных округах и субъектах Федерации, на территории которых базируются производители и продавцы российских конкурирующих товаров.
В обеспечении конкурентоспособности наших товаров заинтересованы не только отечественные конкурирующие предприятия, хотя именно они в данном случае имеют перспективу потери части рынка, объема продаж, прибыли, рабочих мест и налоговых платежей. Такие же потери понесут и регионы страны. Добавим к ним еще и обострение вопросов безработицы (в связи с
ЭКОНОМИКА 2005. №3
прекращаться. Соответственно будет падать и потребление импортного товара российскими покупателями.
Должны применяться инструменты, побуждающие отечественных производителей и экспортеров повышать степень переработки отечественных сырых материалов, переходить от экспорта первичного сырья к вывозу продукции хотя бы первичной переработки, а еще лучше - к вывозу полуфабрикатов и далее к вывозу готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, наукоемких товаров. Таким образом максимизировались бы занятость и рабочие места на таможенной территории России.
Может показаться, что Россия в случае вступления в ВТО будет свободна от необходимости защиты своего внутреннего рынка, от нежелательного или избыточного импорта, от недобросовестной конкуренции иностранных экспортеров, от конкуренции товаров, производимых и реализуемых ими на внешних рынках с использованием государственного субсидирования. Защита внутреннего рынка (в различных масштабах и формах) предстоит России и после вступления в ВТО. Связанная с этим дальнейшая либерализация нашей торговли не отменяет защитные функции государства, в том числе и реализацию защитных функций таможенного тарифа. Однако границы защиты внутреннего рынка будут постепенно сужаться. Свобода маневра государства в области выбора, а также применения мер тарифного и нетарифного регулирования будет ограничиваться.
Каковы же основные причины, приводящие государства-импортеры к необходимости обеспечивать адекватную защиту внутреннего рынка, собственной экономической безопасности, в том числе и с помощью системы таможенных пошлин, многоколонного таможенного тарифа?
1. Наличие активной практики субсидирования своего экспорта многими странами, в том числе и членами Всемирной торговой организации.
2. Практика использования демпингового экспорта различных товаров. Не является здесь исключением таможенная территория Российской Федерации. На нее поступают потоки товаров по демпингу, однако эти факты не всегда отслеживаются и доказываются в установленном порядке.
3. Наличие во многих странах-экспортерах более выгодных природноклиматических условий для выращивания продукции сельского хозяйства и развития других отраслей первичного сектора, а значит, и для выпуска продуктов переработки аграрно-сырьевого сектора. Природная рента у зарубежных экспортеров указанных товаров (несправедливое ценовое преимущество) должна безусловно изыматься на таможенной территории страны-импортера, на ее границах с помощью системы ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.
4. Применение дискриминационных мер ограничительного характера другими странами по отношению к российскому экспорту. Они имели место, могут возникать и в будущем. В связи с этим появляется необходимость использования ответных мер Россией, в том числе и тарифного характера и мер нетарифного регулирования.
нию, ход переговоров по вступлению России в ВТО только подтверждает это. Наши партнеры используют переговоры, в первую очередь, для либерализации допуска своих товаров на различные сектора внутреннего рынка России без адекватных мер по открытию своих рынков для товаров российского экспорта. Страны Европейского Союза пока не намерены смягчать режим защиты своего единого рынка, не меняют масштабы субсидирования аграрного экспорта, не смягчают меры нетарифного регулирования по отношению к импорту российских товаров.
Поэтому России во многом предстоит ориентироваться на увеличение сбыта части ежегодного прироста ВВП на своем внутреннем рынке, даже если этот курс несколько ухудшит показатели открытости экономики страны, снизит или стабилизирует экспортоемкость экономического роста, при этом интенсифицируя усилия по наращиванию и диверсификации российского экспорта и, в первую очередь, несырьевых товаров.
Ориентируясь на преобладающие продажи дополнительной продукции на внутреннем рынке, нужно учитывать имеющиеся трудности. К ним мы относим: ограниченность производственного и потребительского спроса; незначительный объем производственных инвестиций, включая и долгосрочные вложения бизнеса в основной капитал; низкую среднюю заработную плату; невысокую пенсию; бедность значительной части населения; ограниченность расходов государства, в том числе и на решение социальных проблем общества (образование, здравоохранение и т.д.). Указанные обстоятельства характеризуют имеющуюся ограниченность совокупного спроса, незначительную емкость внутреннего рынка Российской Федерации. Именно поэтому следует наращивать объем совокупного спроса в стране, создавая таким образом возможности для реализации растущей части прироста национального продукта именно на внутреннем рынке России, осуществляя одновременно комплекс мероприятий по наращиванию отечественного экспорта, по повышению конкурентоспособности российской экспортной продукции несырьевого и наукоемкого характера.
Ограниченность внутреннего спроса закономерно ставит проблему его рационального распределения между продукцией отечественных производителей и импортными товарами. В связи с этим имеется необходимость разработки и реализации эффективной политики импортозамещения на внутреннем рынке Российской Федерации. Политика должна включать комплекс мер нетарифного и тарифного регулирования импорта. Важным ее элементом должен стать механизм использования особых таможенных пошлин, применяемых для индивидуального регулирования масштабов избыточного и нежелательного импорта [3].
Причем политика импортозамещения должна содержать не только инструменты административного и экономического регулирования российского импорта. Она закономерно должна включать и мероприятия по стимулированию и развитию производства отечественных товаров, расширению их выпуска в целях реализации на внутреннем рынке вместо каких-либо импортных товаров, ввоз которых уменьшается, а может даже и постепенно
ЭКОНОМИКА 2005. №3
восстановить свои прежние позиции на важнейших секторах мирового рынка, на ряде континентов планеты, в структуре всемирного хозяйства в целом, в общем объеме мирового ВВП (о положении России в мировой экономике см. [2. С. 655-693]).
Однако проблемы экономической динамики России не сводятся только к увеличению темпов прироста национального продукта, к повышению темпов экономического роста. Есть и другие аспекты данной проблемы. И они пока не нашли достойного освещения в научной литературе.
Один из них связан с реализацией ежегодного прироста реального ВВП. Экономический рост, как известно, проявляет себя в ежегодном формировании прироста реального ВВП. Прирост ВВП - это интегральный результат экономического роста как макропроцесса, его атрибут, неотъемлемый признак [3. С. 54-59; 1. С. 44-73].
Увеличение темпов означает одно: абсолютная величина прироста возрастает. Причем чем длиннее продолжительность двух последних стадий экономического цикла, тем продолжительнее период наращивания годовых приростов. Вместе с тем увеличивается база для расчетов - физические объемы ВВП каждого базисного года.
В связи с увеличением темпов и размеров прироста ВВП возрастает теоретическая и прикладная значимость его реализации. Ведь увеличение прироста реального ВВП - это возрастание массы, количества товаров и услуг, производимых экономикой страны сверх объема базисного года. Это прирост реальных товаров и услуг. Он будет воспроизводиться регулярно при одном условии: если полный объем прироста будет регулярно реализовываться в рамках текущего года, в рамках периода его воспроизводства. Успешная реализация прироста ВВП - это обязательная предпосылка экономического роста.
С точки зрения путей возможной реализации прирост распадается на две части. Одна часть прироста реализуется на внутреннем рынке России, другая - на мировом рынке с помощью внешней торговли. Вторая часть принимает форму прироста годового экспорта [4. С. 50-67].
Будет ли ежегодно возрастать прирост экспорта? Это зависит не только от степени востребованности и конкурентоспособности дополнительно выпускаемой отечественной продукции, не только от эффективных действий российских экспортеров на соответствующих секторах мирового рынка (маркетинг, выбор каналов сбыта, ценовая политика и т.п.), не только от эффективной экспортной политики государства, его оптимального стимулирования.
Успехи наращивания экспорта во многом зависят и от действий зарубежных конкурентов, оперирующих на аналогичных секторах мирового рынка. Значительное влияние на масштабы экспорта России окажут меры тарифного и особенно нетарифного регулирования, применяемые странами-импортерами, меры по защите ими своих внутренних рынков от экспорта российских товаров, в том числе и в рамках процедур и условий, принятых в ВТО.
Вряд ли в связи с этим стоит прогнозировать их смягчение после вступления России в структуру этой международной организации. К сожале-
дохода началось уже в 1990 г. Несмотря на наличие экономического роста в последние годы (1999 -2004), реальный ВВП страны еще достаточно далек от предкризисного уровня, хотя приближение к докризисному объему происходит достаточно динамично. Исследования автора свидетельствуют о том, что за годы кризиса (1992-1998) страна понесла огромные экономические потери. Объем недопроизведенного валового внутреннего продукта (даже по самым щадящим методикам расчетов) измеряется его несколькими годовыми величинами (см. подробнее [1. С. 81-95]).
2. За годы экономического кризиса Российская Федерация (уже в 1997 г.) оказалась отброшенной в конец второго десятка крупнейших стран мира по физическому объему ВВП. Резко ухудшились экономические позиции современной России в структуре мирового хозяйства, в совокупном объеме мировой торговли по сравнению с аналогичными данными докризисного периода. Причем ситуация во многом сохраняется, несмотря на наличие экономического роста в стране за 1999-2003 гг. (свыше 25% прироста ВВП). За указанные годы России удалось только незначительно продвинуться в направлении первого десятка стран мира по объему реального ВВП. Для этого необходимо демонстрировать еще более высокие темпы прироста реального продукта страны по сравнению с государствами первой десятки, учитывая при этом сохранение очень высоких темпов динамики национального продукта Китаем, Индией, Бразилией и некоторыми новыми индустриальными государствами.
3. Необходимо изменить характер как национального производства страны, так и ее экономического роста. Ведь сейчас экономический рост в России находится на докризисном уровне. Он, безусловно, обеспечивает увеличение физического объема ВВП, однако только в рамках его докризисной величины. Экономический рост пока происходит в рамках такой стадии циклического развития, как оживление. Это посткризисный экономический рост. Стране предстоит превратить его в процесс, происходящий на стадии подъема. Лишь тогда этот процесс макроэкономики будет наращивать реальный национальный продукт России сверх его ранее достигнутого максимального (докризисного) уровня. Пожалуй, только в такой ситуации можно говорить о подлинном экономическом росте любой страны, о процессе, который точно и устойчиво выполняет свою главную целевую функцию в структуре экономической динамики: наращивает реальную массу товаров и услуг в стране по сравнению с базисным периодом. В нашем случае - периодом докризисным.
4. Необходимость повышения темпов прироста физического объема национального продукта России хотя бы в среднесрочной перспективе. Однако более перспективным представляется его увеличение в рамках долгосрочного периода, например очередных десяти лет. Видимо, именно поэтому такой широкий резонанс получила идея Президента страны о необходимости удвоения валового внутреннего продукта в рамках будущего десятилетия. Известный лозунг прошлого «Догнать и перегнать» в данной ситуации не теряет актуальности в условиях жесткого межгосударственного соперничества на геополитической карте нашей планеты, когда Россия с трудом пытается
ЭКОНОМИКА 2005. №3
УДК 330.014.32 В.Ф. Салийчук
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ИМПОРТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Изложены особенности экономического роста России в современных условиях. Показана необходимость смены характера и повышения темпов экономического роста. Обоснованы наличие прямой связи между этим макропроцессом и реализацией прироста реального ВВП, необходимость распределения внутреннего рынка между отечественными производителями и зарубежными экспортерами. Описаны конкурентные преимущества иностранных производителей как объект государственного регулирования.
Ключевые слова: экономический рост, внешняя торговля, импорт, конкурентоспособность, таможенный тариф, ввозные таможенные пошлины, импортозамещение.
В начале XXI в. экономика Российской Федерации оказалась в достаточно сложном и неоднозначном положении. Оно характеризуется следующими обстоятельствами: резкое сокращение ВВП за годы экономического кризиса и рыночных реформ; ликвидация последствий дефолта 1998 г.; бедность значительной части населения страны; негативные последствия распада СССР, его единого хозяйственного комплекса и внутреннего рынка; быстрое сокращение численности населения страны, совокупного спроса и емкости национального рынка России. Исключительно остро стоит стратегическая задача восстановления экономической мощи страны, ее хозяйственного потенциала и, в частности, восстановления ее позиций в структуре всемирного хозяйства, на завоеванных ранее секторах мирового рынка.
Это во многом объясняет значимость экономического роста страны, а также развития российской внешней торговли, и в особенности наращивания объемов ее экспортных операций. Данный тезис в полной мере относится к вопросу огромной важности о конкурентоспособности российских товаров и услуг на различных секторах мирового рынка. Особую актуальность указанная проблема приобретает в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
В процессе обсуждения и оценки перспектив такого вступления следует учитывать ряд обстоятельств, отражающих исходные экономические позиции России в современных условиях, ее «стартовое» состояние.
1. Необходимость восстановления докризисных объемов валового внутреннего продукта России. За годы рыночных реформ (1992-1998) страна чрезвычайно высокими темпами сокращала свой реальный ВВП. Исключительной была не только глубина экономического кризиса, но и его продолжительность. Ведь падение валового общественного продукта и национального