Научная статья на тему 'Государственное урегулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма'

Государственное урегулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1571
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Е. В.

Статья содержит анализ одной из наиболее важных проблем мировой экономики соотношения свободы торговли и протекционизма. Эта проблема является актуальной, так как привлекает внимание многих ученыхэкономистов, политиков. В настоящее время трудно представить себе развитие национальной экономики любой страны без её участия в мирохозяйственных связях. Экономические успехи государства в немалой степени определяются местом в международном разделении труда, его адаптацией к экономической интеграции и глобализации. В русле рыночных преобразований Россия совершает коренной поворот в своей внешнеэкономической политике: прежняя ориентация на относительную замкнутость уступила место курсу на «открытие» экономики и её интеграцию в систему мирохозяйственных связей, либерализацию всех форм внешнеэкономической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное урегулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма»

опыта оценки кредитоспособности. Однако зарубежные методики по-прежнему не находят отражения в практике российских кредитных экспертов. Но эти методики, по мнению специалистов, являются достаточно актуальными в современной России с учетом ориентации на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности [1].

Различные методики оценки кредитоспособности отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных частей общего рейтинга заемщика, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Различные способы оценки кредитоспособности не исключают, а дополняют друг друга, следовательно, применять их стоит в комплексе.

В заключение следует отметить, что в настоящее время основная проблема в практике внедрения зарубежных методик оценки кредитоспособности заемщика - это их адаптация к российским реалиям. На наш взгляд, изучение зарубежного опыта кредитования и использование его в современной отечественной банковской практике может помочь снять многие проблемы российских банков.

список литературы

1. Герасимова Е. Б. Комплексный анализ кредитоспособности заемщика // Финансы и кредит. 2005. № 4. С. 21-29.

2. Горелая Н. В. Оценка кредитоспособности заемщика в системе регулирования кредитных рисков // Управление корпоративными финансами. 2005. № 6. С. 29-41.

3. Ильясов С. М. Об оценке кредитоспособности банковского заемщика // Деньги и кредит. 2005. № 9. С. 28-34.

4. Ли В. О. Об оценке кредитоспособности заемщика (российский и зарубежный опыт) // Деньги и кредит. 2005. № 2. С. 50-54.

5. Луценко Е. В., Лебедев Е. А. Определение кредитоспособности физических лиц и риска их кредитования // Финансы и кредит. 2006. № 32. С. 75-83.

6. Попова Л. В., Маслова И. А., Пчеленок Н. В., Петрыки-на М. М. Применение моделей прогнозирования банкротства на российских предприятиях // Экономический анализ: теория и практика. 2004. № 9. С. 22-30.

7. Прохно Ю. П., Баранов П. П., Лунева Ю. В. Теоретические и практические аспекты оценки предприятия-заемщика коммерческим банком // Деньги и кредит. 2004. № 7. С. 46-49.

государственное урегулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма

Е.В. ПАНКРАТОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий

Статья содержит анализ одной из наиболее важных проблем мировой экономики - соотношения свободы торговли и протекционизма. Эта проблема является актуальной, так как привлекает внимание многих ученых-экономистов, политиков. В настоящее время трудно представить себе развитие национальной экономики любой страны без её участия в мирохозяйственных связях. Экономические успехи государства в немалой степени определяются местом в международном разделении труда, его адаптацией к экономической интеграции и глобализации. В русле рыночных преобразований Россия совершает коренной поворот в своей внешнеэкономической политике: прежняя ориентация на относительную замкнутость уступила место курсу на «открытие» экономики и её интеграцию в систему мирохозяйственных связей, либерализацию всех форм внешнеэкономической деятельностью.

Как показывает исторический опыт, курс на открытость даёт экономике ряд потенциальных преимуществ и новых возможностей, важнейшие из которых -увеличение экспортного компонента национального дохода вследствие роста массы вовлекаемых в международный оборот ресурсов и факторов производства; постепенное совершенствование модели взаимодействия с мировым хозяйством; переход от традиционного международного товарообмена к более высоким формам сотрудничества (научно-техническая и производственная кооперация и др.); развитие и приближение качественного уровня отечественной продукции к мировому и повышение её конкурентоспособности; повышение трансграничной мобильности национальных факторов производства; ускорение формирования рыночной инфраструктуры.

Не вызывает сомнений, что эти новые возможности будут реализовываться лишь постепенно, по

мере достижения экономикой России определённых количественных и качественных характеристик, и на это потребуется немало времени. Однако абсолютно открытой экономики нет ни в одной стране мира. Исходя из состояния и интересов национальной экономики правительства большинства «рыночных» государств регулируют внешнеэкономическую деятельность при помощи различных административных и экономических мер.

Последние годы показали, что в ходе реформ в России преобладает трактовка открытости как ускоренной либерализации внешнеэкономической деятельности. Однако такое толкование при современном состоянии экономики могут привести и уже приводят к негативным последствиям - снижению отечественного промышленного потенциала с разрушением целых отраслей и отдельных важных предприятий; консервации диспропорций структуры народнохозяйственного

комплекса, где преобладают добывающая промышленность и трудоёмкие, экологически опасные производства; усилению финансовой и технологической зависимости от промышленно развитых стран и международных организаций; ухудшению структуры отечественного экспорта и импорта; потере национальными производителями части внутреннего рынка.

Уточним, что под свободой торговли (free trade) понимается политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, развивающуюся на основе свободных рыночных сил спроса и предложения, а под протекционизмом - государственную политику защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Современные государства Запада, отстаивая постулаты фритредерства, вовсе не отходят от использования протекционистских методов. На экономическую политику правительств влияют представители как протекционизма, так и фритредерства. Некоторые американские авторы констатируют, что даже США вынуждены терпеть у себя определенную «долю социализма» (подразумевая под этим государственное вмешательство) и что именно это позволяет им сохранить динамизм развития. В других государствах с рыночной экономикой «доля социализма» ещё внушительнее. По суммарным данным к последней трети ХХ в. в индустриально развитых странах через государственные бюджеты перераспределилось от 25 до 60 % национального дохода; на государство приходилась примерно такая же доля инвестиций и затрат на НИОКР. Даже после массовой приватизации государственная собственность (от федерального до муниципального уровня) в странах Запада охватывает примерно 20 % совокупного общественного богатства. В целом можно сделать вывод, что современное государство - это самый крупный предприниматель, инвестор, покупатель, продавец, кредитор, должник и т. п.

Внешняя торговля любого государства строится на основе взаимной выгоды. Однако взаимовыгодность здесь - это не только сбалансированность экспортных и импортных операций, но гораздо более широкая проблема определенной государственной стратегии, которая всегда находится в единстве с проблемами социально-экономического развития.

На выбор национальной внешнеэкономической стратегии существенное влияние оказывают как социально-экономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике.

История свидетельствует, что начиная с Х1Х в. в международной торговле чередовались периоды либерализма и протекционизма. Со второй половины Х1Х в. до войны 1914-1918 гг. господствовала фритре-дерская политика. Межвоенный период (1920-1939гг.) характеризовался усилением протекционизма во всем мире, и только после 1945 года мировая экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли.

В 1948 г. под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, призванная стать форумом обсуждения

проблем международной торговли и способствовать снижению и унификации таможенных пошлин. Необходимость решения этих же задач привела к созданию Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли. Принятие конгрессом США Акта о развитии торговли (1962 г.) дало президенту США право вести переговоры с иностранными государствами о существенном снижении тарифов. “Раунд Кеннеди” стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, предусматривающих снижение таможенных пошлин на 35-40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли.

В 80-90-е годы ХХ в. в общем русле либерализации мировой торговли в политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции. Несмотря на проделанную ГАТТ/ВТО работу по либерализации торговли, она остается одной из основных сфер государственного регулирования национальной экономики.

Формы и методы государственного регулирования внешней торговли отдельных государств во многом сходны, ибо отработаны длительной мировой практикой, однако имеются существенные различия в механизмах их использования в зависимости от преобладания фритредерской либо протекционистской ориентации.

Фритредерская модель, по сути, близка к монетаристской, разработанной в рамках той или иной национальной экономической системы. Она предполагает, что мировой рынок сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любой другой регулирующий институт, обеспечить сбалансированность и взаимовыгодность торговых операций.

Действительно, свободная мировая торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает силы, способствующие долговременному подъему темпов роста экономики на путях инноваций, в то время как протекционизм с течением времени все больше препятствует действию этих сил.

Политика свободной торговли дает выигрыш всем странам, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам их населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители могут нести потери.

В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости

из-за уменьшения стимулов к развитию как импорт-замещающих производств, так или иначе затронуты процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падения в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания новых инвестиций, профессионального переобучения и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.

Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена рядом объективных обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по сравнению с развитыми странами условиях. Выжить здесь могут скорее всего лишь сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсам, либо предпочитают не использовать грязные технологии на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что ее результатом является сохранение зависимости национальных экономик, отток и без того скудных капиталов и квалифицированных кадров.

Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня требований мирового рынка. Но для этого потребовалось бы оградить их от более мощных соперников, а это уже покушение на незыблемые принципы свободной торговли. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании рыночного механизма ценообразования вместо произвольных бюрократических решений, привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом централизованного перераспределения ресурсов в пользу наиболее эффективных видов производства. Протекционистский вариант внешнеторговой политики предполагает защиту отечественного производства, что связано с некоторым сокращением внешнеторговых операций. Для регулирования в этой сфере государство использует тарифные (пошлины) и нетарифные инструменты (квоты, лицензии, субсидии, демпинг).

Таможенные пошлины представляют собой косвенные налоги, взимаемые государством в протекционистских либо фискальных целях с товаров в момент пересечения ими границ. Наиболее распространенным видом ограничения торговли является импортная пошлина, которая представляет собой денежный сбор с товаров, пропускаемых через границу под контролем таможни. Исследования зарубежных и отечественных экономистов показали, что следствием любой таможенной защиты является снижение благосостояния нации. Использование импортного тарифа может при-

вести к ухудшению условий внешней торговли каждой из торгующих стран. Импортный тариф вызывает снижение обменного курса валюты страны - инициатора его введения. Как следствие, возможно сокращение экспорта и в конечном счете - экспортного производства. Между тем, при некоторых условиях использование тарифа может оказаться более эффективным, чем экономическая пассивность. Важно найти импортный тариф, оптимальный для государства, потребителей и производителей.

Введение импортного тарифа отвечает интересам прежде всего отечественных производителей, конкурирующих с импортом. Импортные товары дорожают, и потребители вынуждены переключать свой спрос на отечественную продукцию. К тому же внутренние производители могут несколько повысить цену на свои товары благодаря еще большему повышению цен импортных товаров и получить дополнительную прибыль. Таким образом, импортный тариф наносит определенный ущерб потребителям.

Добавим, что отечественные производители, конкурирующие с импортерами, выигрывают лишь в том случае, если ставка импортной пошлины будет достаточно высока, чтобы привести к действительному ограничению импорта. Однако и в этом случае выигрыш производителей не покрывает потерь потребителей, что снижает совокупный положительный эффект для общества.

Следует также отметить, что и фискальный доход от тарифа будет не очень велик, так как частично его израсходуют на разработку самого тарифа, ведение документации, расширение таможенной службы и т. д. Итак, от введения импортного тарифа выигрывают производители и - немного - государство, а проигрывают потребители.

Таможенные пошлины могут принимать форму специфической или адвалорной пошлины. Специфические пошлины взимаются с единицы облагаемого товара в соответствии с ее описанием, которое дается в соответствующей рубрике таможенного тарифа. Адвалорные пошлины представляют собой определенный процент стоимости импортируемого товара. Стоимость определяется официальным либо декларативным путем. Эти пошлины создают большую опасность злоупотреблений.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа тарифной автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и может его изменить по собственной инициативе. Зачастую страны, имеющие автономный тариф, хотят зарезервировать за собой возможность переговоров и с этой целью устанавливают систему множественных тарифов. Использование тарифной системы защиты, приносит желаемые результаты в следующих случаях:

- при действительном ограничении импорта и создании отечественным производителям условий для развития производства. Например, Венесуэла, Колумбия и Эквадор, желая развить отечественное сбороч-

ное производство автомобилей, договорились об установлении высоких, до 35 %, импортных пошлин на готовые автомобили и одновременно поддерживают на низком уровне(3-5 %) пошлины на комплектующие узлы. Поставщики продукции при таких условиях, как правило, вынуждены идти на снижение цен;

- когда введение таможенных тарифов является важным источником доходов государственного бюджета (что характерно для молодых развивающихся стран);

- если производство определенной отечественной продукции является предметом национального престижа;

- при проведении политики перераспределения дохода внутри страны и создании основ социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

- если нужно создать запасы определенной отечественной продукции для обеспечения благосостояния или обороноспособности страны.

Степень воздействия государства на внешнюю торговлю в последние годы возросла во многом благодаря нетарифным ограничениям. Эти ограничения из-за своего скрытого характера дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование - ограничение количества или стоимости объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из нее (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. Квота оказывает такое же влияние на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты доход от нее может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам.

У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести повышение монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий на коррупционной основе.

Следующим широко распространенным нетарифным инструментом являются добровольные экспортные ограничения. В этом случае страны-экспортеры сами берут обязательства ограничить экспорт в ту или иную страну. По сути добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.

Последствия этой меры более отрицательны, чем при использовании тарифов и импортных квот. Негативным эффектом становится потеря фискальных доходов от таможенных пошлин и импортных лицензий -государство попросту отдает эти деньги зарубежным экспортерам.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Для этого используются экспортные субсидии - льготы, предоставляемые экспортерам для расширения вывоза товаров. Благодаря этому, экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем, по сниженным ценам, что способствует росту объема экспорта.

Но так как это снижение цен покрывается субсидией, то доход от экспорта увеличивается. Увеличение экспорта сокращает количество товаров на внутреннем рынке и приводит к повышению внутренних цен, а вслед за этим снижается спрос. Добавим к этому, что субсидии увеличивают расходы бюджета. В конечном результате потери страны превышают прибыли.

Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг. В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже сложившейся на внутреннем рынке, добиваясь увеличения продаж. Демпинг может стать следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию.

Экономические санкции - наиболее жесткая форма ограничения внешней торговли. Примером может служить торговое эмбарго, то есть запрещение ввоза в страну или вывоза из нее каких-то товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам - иногда даже, несмотря на то, что это наносит ущерб самой стране-инициатору. С политической точки зрения эмбарго оправдывает себя, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой оно вводится, сильно зависит от импорта. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.

Особым режимом таможенно-тарифного регулирования является Общая система преференций (ОСП). Суть ее состоит в предоставлении промышленно развитыми странами в одностороннем порядке тарифных льгот при импорте товаров из развивающихся стран. Система призвана способствовать экономическому росту развивающихся стран, расширению объемов и ассортимента экспортируемых ими товаров.

Развивающиеся страны выступили с инициативой введения преференциального режима еще в начале 60-х годов, и с начала 70-х по решению ЮНКТАД Общая система преференций была введена. Схемы ОСП действуют с 1971 г. в ЕС и Японии, с 1972 г. - в Австрии, Норвегии, Швеции, Финляндии, Швейцарии, с 1974 г. - в Канаде, с 1976 г. - в США. Генеральная Ассамблея ООН включила ОСП в качестве составной части в Международную стратегию развития, а впоследствии - в Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Использование ОСП привело к укреплению существующих и созданию новых экспортных мощностей в развивающихся странах. Импортеры развитых стран стали ориентироваться на поставки товаров из стран, пользующихся преференциями. Развивающиеся страны получают тем больше преимуществ от использования ОСП, чем эффективнее производят структурную перестройку и осваивают выпуск конкурентоспособной продукции.

Тарифные и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю широко используются многими странами. Сторонники протекционизма считают, что ограничение импорта необходимо, чтобы поддержать отечественных производителей и сохранить рабочие места, что должно обеспечить социальную стабильность. Однако протекционизм, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения неэффективного производства.

Обычно говорят, что протекционизм необходим для защиты молодых отраслей промышленности, которым требуется время, чтобы окончательно сформироваться и укрепить свои позиции на рынке. По мере же их развития уровень протекционизма будет снижаться. Однако определить действительно перспективные отрасли с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны достаточно трудно. К тому же протекционизм снижает стимулы к повышению эффективности, и в результате становление отрасли может затянуться.

Протекционистская политика часто проводится для пополнения доходов бюджета. Этот аргумент популярен в странах, где еще не сформировалась эффективная налоговая система. Таможенную пошлину собрать проще, чем налоги, но поступления в бюджет в этом случае будут зависеть от эластичности спроса на импорт по цене. Однако чем эластичнее будет спрос, тем больше возрастут доходы государства при ослаблении протекционизма.

Есть еще один аргумент в пользу протекционизма по отношению к отраслям, выпускающим стратегически важную для страны продукцию: чрезмерная зависимость от импорта действительно может поставить страну в уязвимое положение при чрезвычайных обстоятельствах. Однако в определении этих отраслей есть некоторые проблемы - к ним можно отнести большую часть вообще существующих. Что касается невозобновляемых ресурсов, то протекционизм в данном случае может поставить страну в зависимость от импортных поставок в будущем. Как видно, аргументы в пользу протекционизма спорны и требуют тщательной проверки.

Протекционизм может иметь и другие отрицательные последствия. Практически всегда такая политика, проводимая одной страной, вызывает ответную реакцию со стороны других, что неизбежно усиливает конъюнктурные колебания на мировом рынке.

Существует и третий вариант внешнеторговой политики - это модель, адекватная задаче взаимо-

выгодного сотрудничества в рамках демократически разрабатываемых международных программ реализации высоких технологий, образовательных, культурных, экологических программ и т. п. Такая модель предполагает, во-первых, свертывание импорта в тех сферах экономики, где отечественные производители при определенной поддержке могут удовлетворить спрос не хуже зарубежных. При реализации этой модели возникает множество проблем как внутреннего, так и внешнего характера. Тем не менее, ориентация на развитие импортзамещающего производства может стать одной из важнейших предпосылок перехода к действительно равноправному сотрудничеству.

Во-вторых, модель предполагает не только свертывание импорта определенных товаров, но и расширение импорта других, прежде всего оборудования, необходимого для реализации совместных стратегических проектов и программ, ориентированных на постиндустриальные технологии. В России создание эффективных технологических комплексов на основе оборудования позволит использовать имеющийся образовательный и природный потенциалы, что может стать наиболее приемлемой ориентацией в ее внешнеторговой стратегии.

Безусловно, изменения только в сфере импорта, без соответствующей коррекции экспортной стратегии мало что дадут для решения проблемы взаимовыгодной внешней торговли. Экспортная стратегия, направленная на взаимовыгодную интеграцию переходных экономик в мировую, должна предусматривать постепенный отказ от преимущественного вывоза сырья, материалов и природных ресурсов, что предполагает повышенный контроль над экспортом. Речь идет об использовании значительной части валютных поступлений от экспорта для создания современной обрабатывающей промышленности. Перспективной задачей может стать проведение маркетинговых исследований, позволяющих разработать и реализовать программы перехода на поставку ресурсов, прежде всего тем партнерам, которые будут обеспечивать выгодный для нашей страны импорт.

Учитывая, что одним из важнейших показателей развитости страны служит структура экспорта, первоочередной задачей является развитие новых экспортных направлений. Упор должен быть сделан на сферы, в которых наша страна имеет определенные возможности для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести образование, культуру, НИОКР. При этом экспорт ноу-хау должен происходить на взаимовыгодной основе, предусматривающей совместное использование тех или иных инноваций, разработанных в нашей стране. Одним из вариантов является также активное внедрение на рынки развивающихся стран, где мы можем иметь довольно высокий уровень конкурентоспособности по целому ряду изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных), конечно, при осуществлении разумной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой модели экспорта, когда он будет финансироваться партнерами по мировому рынку в рамках долгосрочных программ. Вложения в НИОКР, в образование на базе имеющегося у России потенциала, в развитие экологически чистых производств могут в перспективе обеспечить желательную реструктуризацию отечественной экономики.

список литературы

1. Медведев В. Глобальная экономика: тенденции и противостояния // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 2. С. 3-10.

2. Миклашевская Н. А., Холопов А. В. Международная экономика / Под ред. А. В. Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2004. С.12-20.

УДК 338.981

концептуальные проблемы теории предпринимательства и смена экономической парадигмы

Н. В. РАССКАЗОВА

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра экономической теории

В статье рассматриваются основные этапы развития теории предпринимательства. В качестве основополагающей методологии используется анализ с позиции открытых, нелиненейно саморазвивающихся систем, применимых и к предпринимательству.

Необратимость общественных, в том числе и экономических процессов как исходный принцип миропонимания предполагает принципиально новые подходы в обществознании. Развитие экономической мысли осуществлялось преимущественно в направлении исследования экономики как замкнутой системы, имеющую начало и конец, прошлое и будущее, управляемую неизменными законами. Случайность, нерав-новесность и неустойчивость представлялись как деструктивные явления, которые немедленно должны быть преодолены. Для закрытой системы характерен жесткий детерминизм, причинные связи имеют линейный характер. Поэтому ход развития является поступательным и может быть просчитан как в прошлое, так и в будущее. В такой равновесной системе социум рассматривался как совокупность экономически обособленных субъектов, являющихся функцией экономических условий и отношений. Исходя из данного принципа споры о макро- или микроэкономическом подходе в поисках выхода из кризиса, базирующихся на догмате об определяющей роли экономики и исходящему из представления о замкнутом характере исследуемых систем, равновесности и строгой детерминированности происходящих в них процессов, не соответствует современной научной картине мира.

Сегодня возникла новая научная парадигма, которая исходит из трактовки систем как открытых, в которых случайность и необратимость играют существенную роль в описании нелинейных, неравновесных систем. С этой позиции социально-экономическую систему общества можно представить как открытую макросистему, которая является неравновесной, а равновесность может быть представлена как частный случай.

Анализ социально-экономической системы с позиции неравновесного, нелинейного развития предполагает новый подход к человеку и его деятельности, выражающийся в единстве предметной и познава-

тельной сторон. Превращение человека и его деятельности в основополагающую категорию означает, что материальное производство, производительные силы и производственные отношения могут играть производную по отношению к деятельности человека роль, а не рассматриваться в качестве исходных категорий. Критерием общественно-исторического прогресса в таком случае выступает не уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений, а достигнутая степень развития познавательной способности человека и реализация ее в предметном воплощении [13]. Т. о., по сути, причиной необратимости и неравновесности процессов с этой точки зрения является человек с его неповторимостью и поэтому именно человек и его деятельность выступает постоянным источником стихийности и неупорядоченности социально-экономической системы.

Данный подход позволяет по-новому взглянуть на предпринимательство и предпринимателя в системе хозяйственных отношений и раскрыть формирование и развитие теории предпринимательства в контексте смены экономической парадигмы. В связи с этим предпринимательство, обусловленное трансформационными процессами внешней и внутренней среды, требует оценки и понимания с точки зрения логики общеисторического развития и ставит перед исследователями следующие вопросы:

1) каково взаимовлияние предпринимательства как процесса хозяйственной деятельности и нелинейного, неравновесного развития социально-экономической системы;

2) какова роль предпринимателя, являющегося носителем материальных и идеальных критериев, и его деятельности в системе общественных, в том числе, и производственных отношений.

При рассмотрении предпринимательства как движущей силы развития социально-экономической системы, как справедливо отмечают А. Ю. Блинов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.