Научная статья на тему ' основные механизмы государственного регулирования внешней торговли'

основные механизмы государственного регулирования внешней торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4885
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
государственное регулирование / внешняя торговля / тарифные методы / нетарифные методы / внешнеэкономическая деятельность. / government regulation / foreign trade / tariff methods / non-tariff methods / foreign economic activ- ity.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Китиева Малика Ибрагимовна, Пугоева Лейла Башировна

Внешнеторговая политика – государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. В статье рассматриваются основные механизмы государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN MECHANISMS OF STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE

Foreign trade policy is a state economic policy that affects foreign trade through taxes, subsidies and direct restrictions on imports and exports. Since the economy of all countries in one way or another depends on exports and imports, the state in law establishes certain rules of foreign trade. The article discusses the main mechanisms of state regulation of foreign trade in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему « основные механизмы государственного регулирования внешней торговли»

/ ЕШМЭШШ 61

Китиева Малика Ибрагимовна

к.э.н.,доцент каф.экономики, Ингушский государственный университет

Пугоева Лейла Башировна

студент, Ингушский государственный университет

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ

ТОРГОВЛИ

Kitieva Malika Ibragimovna

Ph.D., Associate Professor of Economics, Ingush State University

Pugoeva Leila Bashirovna

student, Ingush State University

MAIN MECHANISMS OF STATE REGULATION OF FOREIGN TRADE

Abstract:

Foreign trade policy is a state economic policy that affects foreign trade through taxes, subsidies and direct restrictions on imports and exports. Since the economy of all countries in one way or another depends on exports and imports, the state in law establishes certain rules of foreign trade. The article discusses the main mechanisms of state regulation of foreign trade in the Russian Federation.

Аннотация:

Внешнеторговая политика - государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. В статье рассматриваются основные механизмы государственного регулирования внешней торговли в Российской Федерации.

Keywords: government regulation, foreign trade, tariff methods, non-tariff methods, foreign economic activity.

Ключевые слова: государственное регулирование, внешняя торговля, тарифные методы, нетарифные методы, внешнеэкономическая деятельность.

Функция государства в регулировании сферы международной торговли тесно связана с различными формами её регулирования, такими как институциональная, программная, денежно-кредитная, налоговая, ценовая и т.д. Форму хозяйственного взаимодействия в виде рынка утверждают в процессе становления и оптимизации экономических институтов, в данном случае выступающих в качестве регуляторов и инструментов экономических форм (государственный, коммерческий и социальный заказы).

Внешняя торговля представляет собой взаимодействие страны с иностранными государствами по поводу перемещения товаров и услуг через национальные границы. Внешняя торговля позволяет государству получать дополнительный доход от продажи национальных товаров и услуг за рубежом, насытить внутренний рынок, преодолеть ограниченность национальных ресурсов, а также повысить производительность труда, специализируясь в мировой торговле на поставке определенной продукции на мировой рынок. [3]

Государственное регулирование внешней торговли является совокупностью форм, инструментов и методов воздействия на различные экономические отношения, которые соответствующие структуры используют в государственных и национальных интересах.

Осуществляется государственное регулирование такими методами как принятие постановлений, законов и решений правительства.

В регулировании внешней торговли государство применяет следующие инструменты воздействия:

- межгосударственные соглашения и договоры;

- таможенные тарифы;

- мероприятия, стимулирующие экспорт и импорт;

- ограничительные условия.

Основные два направления в мировой торговле, широко известные с давних времен внешнеэкономической политики - это фритредерство и протекционизм.

Политика фритредерства заключается в обеспечении свободной торговли, при которой таможня выполняет только роль регистрирующего органа, какие-либо импортные или экспортные пошлины отсутствуют, а внешнеторговый оборот не ограничивается. Еще в 19-м веке фритредерство являлось официальной внешнеэкономической политикой Великобритании. Она хорошо подходит странам, имеющим высоко эффективное хозяйством, так как у предпринимателей этих стран достаточно мощный потенциал, чтобы выдерживать иностранную конкуренцию. [6]

Страны с менее развитой экономикой предпочитают политику протекционизма, когда для местных предпринимателей создаются более льготные условия для деятельности по сравнению с их ино-

ИШММШ /

62_

странными конкурентами. Сама политика протекционизма также разделяют на две группы - тарифные и нетарифные методы.

Тарифный метод, при котором устанавливают таможенный тариф или пошлину, является одним из первых способов, позволяющих регулировать международную торговлю.

Таможенный тариф представляет собой определенный перечень пошлин, который систематизируется правительством, принимающим решение облагать ими некоторые импортируемые или экспортируемые товары. А таможенными пошлинами являются налоги, которые взимает государство за право провоза через свою границу товаров, имущества, ценностей.

Таможенный тариф выполняет следующие функции:

• регулирующую импорт и экспорт товаров;

• фискальную, которая пополняет бюджета;

• защищает собственных производителей от иностранной конкуренции;

• торгово-политическую функцию.

Уплата пошлины заставляет владельца ввозимого товара повысить цену. В связи с тем, что тарифы, ограничивают импорт, они приводят к ухудшению возможностей потребителей. Однако это выгодно для государства и для отечественных производителей.

Нетарифные методы делят на следующие группы:

• административные меры или такие количественные ограничения как сертификация, лицензирование, контингентирование;

• технические меры, такие как стандарты качества, маркировка и упаковка, санитарный контроль, ветеринарный контроль;

• экономические меры, которые включают в себя обеспечение уплаты таможенных платежей, валютный контроль, ценовой контроль, НДС, государственная монополия на внешнюю торговлю, ограничении поставок.

Нетарифные ограничения являются прямыми административными нормами, которые устанавливаются государством и определяют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к импорту или экспорту.

Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, а также в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Наиболее часто государственные ограничения вводятся на вывоз товаров, которые нужны самой стране.

Ограничение вывоза и ввоза товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на определенный период времени называется контингентированием, а ограничение количества (т.е. квота) экспортируемых или импортируемых товаров определенных наименований - квотированием

- это ограничение. Квотирование является наиболее распространенным видом из всех видов нетарифных барьеров.

С помощью лицензирования государственные власти запрещают свободный импорт или экспорт без лицензии, которую выдают на определенное количество товара и действует она в течение периода, указанного в ней.

Современная комплексная система внешней торговли включает в себя экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, использование средств морального поощрения экспортеров. Основная роль в этой системе принадлежит кредитным и финансовым инструментам.

Кредитные средства используют для выдачи экспортных кредитов на более благоприятных условиях и страхования экспортных операций, позволяющих банкам предоставлять кредиты на льготных условиях.

Наиболее мощные финансовые инструменты для форсирования экспорта во внешней торговле -это различные субсидии и налоговые льготы. Подобная поддержка экспортеров позволяет стимулировать коммерческую деятельность предприятия и существенно повысить конкурентоспособность товаров, позволяя реализовывать их на внешнем рынке по более низким ценам, чем на внутреннем. Такой способ реализации товара, когда на мировом рынке товары продаются по более дешевым ценам, чем на внутреннем рынке или по ценам ниже их себестоимости, называют демпингом.

Еще одна форма торгового барьера - это добровольное экспортное ограничение (квота), когда экспортеры соглашаются на добровольные ограничения при условии смягчения определенных торговых барьеров со стороны государства, в которое ввозят товары.

Существующие сегодня сложности в развитии мировой торговли в России связаны в основном с необходимостью установить рациональное соотношение мер, обеспечивающих конкурентную среду на внутреннем рынке и действиями по защите интересов отечественного производителя. В связи с этим, для экономики нашей страны все более актуально внедрение политики импортозамещения. Эту задачу можно достичь поддержкой конкурентоспособного производства наиболее востребованных потребительских и инвестиционных товаров. Крайне необходимо также развивать экспортные производства по глубокой переработке сырья, повышать эффективность мер по поддержке уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и оборонно-промышленном комплексах и других наукоемких отраслях.

В настоящее время масштабы экспортно-импортных операций Российской Федерации довольно незначительны, учитывая её потенциальные возможности в этой сфере. Однако, несмотря на это в России накоплен довольно богатый опыт во внешнеторговой политике и использовании различных методов регулирования мировой торговли. Чтобы

обеспечить равноправное участие России в международной торговле, необходимо выработать эффективные меры противодействия дискриминационным мерам, предпринимаемым в отношении российского бизнеса и товаров со стороны ведущих государств мира и некоторых международных организаций.

В современной России сохраняются значительные региональные различия по степени включенности в мировое хозяйство, что выражается в значительной дифференциации использования внешних факторов для целей воспроизводства территориальных ресурсов. Дифференциация регионов в аспекте развития их внешнеэкономических связей свидетельствует о слабости соответствующего механизма стимулирования и активизации внутренних факторов развития региона, обуславливающих современные российские проблемы регионального развития. Преодоление данной проблемы требует глубокого понимания особенностей региона и приоритетов его развития и ставит перед региональными правительствами задачу создания мо-тивационных стимулов внешнеэкономической деятельности применительно к специфике территорий.[4]

Таким образом, несмотря на либерализацию современной внешнеэкономической деятельности, значительная роль в развитии внешней торговли и ее регулировании принадлежит государству, осуществляющему соответствующую внешнеторговую политику. [6]

Деятельность государства, направленная на развитие и регулирование внешнеторговых отношений, играет оду из главных ролей в укреплении

63

позиций страны на мировой экономической арене и является важным компонентом иностранной политики любого государства. Именно поэтому ведущие страны мира с развитой рыночной экономикой используют любые доступные политические средства для воздействия на страны, которые расценивают как реальных или потенциальных конкурентов. Однако, в последнее время, многие государства все чаще выражают свой протест против военно-политического давления на свои внешнеторговые отношения.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

2. Федеральный закон «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г.№ 165.

3. Китиева М.И., Долова А.М.Методы государственного регулирования международной торговли. Colloquium-journal. 2018. № 13-10 (24). С. 4850.

4. Китиева М.И., Орцханова М.А., Полонко-ева Ф.Я. Современные тенденции внешнеэкономической деятельности в регионе. Экономика и предпринимательство. 2017. № 11 (88). С. 229-231

5. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. - М.: ИНФРА-М, 2012.-198с.

6. http://www.rusimpex.ru - Российский центр внешней торговли

Китиева Малика Ибрагимовна

к.э.н., доцент каф.экономики, Ингушский государственный университет

Кокурхаева Радимхан Магомет-Башировна к.э.н., доцент каф. экономики, Ингушский государственный университет

Торшхоева Хава Юсуповна

студент, Ингушский государственный университет

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Kitieva Malika Ibragimovna

Ph.D., Associate Professor of Economics, Ingush State University Kokurkhaeva Radimkhan Magomet-Bashirovna Ph.D., associate professor of Economics, Ingush State University

Torshkhoeva Khava Yusupovna

student, Ingush State University

INTERNATIONAL ORGANIZATIONS AND THEIR ROLE IN THE WORLD ECONOMY

Abstract

At the present stage, the world economy is a complex system of economic relations and various interrelations that cannot develop without certain "rules" that make the development of the world economy more predictable. International economic organizations are the most important component of the legal regulation of the world economy. International organizations are structures that, actively cooperating with each other, affect the world economy and politics. Today there is a fairly wide network of international economic organizations whose key purpose is to strengthen ties between various countries in the field of trade and other areas of the economy. Given the trend of gradual globalization of the world economy, the role of such organizations will systematically increase.

The article analyzes the main goals and key activities of the most important international economic organizations, identifies their place and role in the global economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.