Научная статья на тему 'Продвижение на рынке современных продуктов пищевой промышленности в условиях широкомасштабной экспансии импортных товаров'

Продвижение на рынке современных продуктов пищевой промышленности в условиях широкомасштабной экспансии импортных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенкова Вера Григорьевна

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции предприятиям пищевой промышленности приходится конкурировать не только друг с другом, но также с зарубежными предприятиями импортерами. В России и других развитых странах органы государственной власти применяют различные методы по защите отечественных производителей от экспансии импортных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advancement in the market of modern products of the food-processing industry in the conditions of large-scale expansion of the import goods

Under modern conditions of a rigid market competition the food-processing industry enterprises should compete not only with each other, but also with foreign enterprises importers. In Russia and other developed countries public authorities apply various methods for protecting home producers against the expansion of import goods.

Текст научной работы на тему «Продвижение на рынке современных продуктов пищевой промышленности в условиях широкомасштабной экспансии импортных товаров»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

63

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

УДК 332.68(045)

В.Г. Костенкова

ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОДУКТОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ШИРОКОМАСШТАБНОЙ ЭКСПАНСИИ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

В современных условиях жесткой рыночной конкуренции предприятиям пищевой промышленности приходится конкурировать не только друг с другом, но также с зарубежными предприятиями - импортерами. В России и других развитых странах органы государственной власти применяют различные методы по защите отечественных производителей от экспансии импортных товаров.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, управление предприятием, государственное регулирование.

Несмотря на поступательное развитие пищевой промышленности в последние годы импортные товары прочно заняли свои позиции на потребительском рынке. Доля импортного продовольствия на рынке сбыта отдельных товаров пищевой промышленности достигает 60 %, что создает угрозу продовольственной безопасности страны.

Наибольшим притоком импортных товаров пищевой промышленности характеризуются два периода отечественной экономики - становления рынка в России (1990-1994 гг.) и экономического кризиса 1998-1999 гг. Импортные продукты питания, как правило, обладают такими конкурентными преимуществами, как более низкие цены реализации и более продуманные и яркие системы маркетинга и реализации (больше средств вкладывается в рекламу товаров, более яркая маркировка и упаковка товаров и т.п.). До настоящего момента существенную долю на рынке кондитерской продукции занимает продукция фирмы «Nestle», представленная торговой маркой «Nestle», и купленными данной фирмой торговыми марками (например, кондитерской фабрикой «Россия»). Кроме того, товары фирмы «Nestle» реализуются не только на рынке кондитерской продукции, но также на других смежных рынках продуктов питания (например, кофе «Nescafe» является лидером рынка растворимого кофе в России).

Для поддержания конкурентоспособности отечественных предприятий-производителей пищевой промышленности Правительство РФ, а также органы государственной власти субъектов РФ предпринимают меры по защите отечественного рынка. При наступлении глобального экономического кризиса 2008 г. протекционистская политика приобрела особую актуальность как в России, так и за рубежом.

Однако следует учитывать оборотную сторону протекционизма. Обеспечивая дополнительные конкурентные преимущества отечественным производителям в краткосрочном периоде, политика протекционизма в долгосрочном периоде пагубно сказывается на развитии конкурентоспособности от-

дельного предприятия, и национальной экономики в целом, уменьшая остроту конкуренции и снижая стимулы для совершенствования национального производства.

Есть еще один аспект - протекционизм снижает объемы международной торговли, а следовательно, способствует затягиванию международного экономического кризиса.

На встрече «большой двадцатки» в ноябре 2008 г. прозвучал призыв ко всем странам - на один год отказаться от введения новых протекционистских мер, но, как показывает анализ, призыв не помог, и разнообразные защитные меры продолжают вводиться по всему миру (см. табл.). Это может кончиться тем, что протекционизм станет одной из главных проблем не только кризисного, но и послекризисного времени.

Таблица

Обзор результатов зарубежной политики протекционизма на современном этапе

Страна Товары, в отношении которых приняты протекционистские меры Предшествующая ставка импортной пошлины Новая ставка импортной пошлины (по состоянию на 01.03.09 г.)

Страны Евросоюза Рис и сорго - 24,26 евро за тонну

Ячмень - 8,68 евро за тонну

Индия Неочищенное пальмовое масло 0 10%

Кулинарный жир 7,5% 15%

Нерафинированное соевое масло 0 20%

Металл и изделия из стали 0 5%

Вьетнам Авиационное топливо 0 5%

Нефтепродукты 25% 35%

Филиппины Нефть и нефтепродукты 0 3%

Южная Корея Сжиженный природный газ 0 1%

Сырая нефть 1% 3%

Протекционистская политика имеет два направления: ограничение импорта товаров, прямая поддержка отечественных предприятий.

Рассмотрим наиболее распространенные следующие формы протекционистской государственной политики.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

1. Введение или увеличение существующих тарифных пошлин.

Пошлины являются акцизным налогом на импортные товары, и в бюджетах некоторых государств доля доходов от них составляет около 35%. Они ставят иностранного производителя в невыгодное конкурентное положение при торговле на внутреннем рынке, хотя, как правило, недостаточно высоки для полного прекращения импорта. Например, в марте 2009 г. Правительство РФ повысило таможенные пошлины на импорт молока, сливок и молочных консервов с 15% до 20% таможенной стоимости. Ввозная пошлина на сливочное масло и прочие молочные жиры вводится в размере 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,35 евро за один килограмм против 15%, но не менее 0,22 евро за килограмм, как было ранее. Однако это ограничение не распространяется на страны СНГ, которые освобождены от таможенных пошлин России. Учитывая, что 90% импорта молочной продукции в Россию составляют товары из Белоруссии, эта мера не существенно повлияет на отечественный рынок молочной продукции и носит скорее политический характер.

2. Установление нетарифных барьеров для импортных товаров (введение системы лицензирования, создание системы национальных стандартов качества продукции и его безопасности или усложнение бюрократического порядка импорта товаров). Так, многие европейские страны требуют от импортеров получения лицензий. Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт.

В 1996 г., Правительство РФ «озаботилось» преобладанием экспорта американской курятины, что негативно сказывалось на развитии отечественного производства. В результате рассматривался вопрос о полном запрете ее импорта. Обоснованием необходимости запрета послужило заявление Ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства России о необходимости зашиты потребителей от инфицированных сальмонеллезом кур. Запрет предлагалось установить до тех пор, пока США не изменят стандарты производства.

В настоящий момент Правительство РФ стремится ограничить импорт молочной продукции из Белоруссии.

Аналогичные нетарифные барьеры применяют для регулирования импорта иностранные государства. Аргентина в октябре 2008 г. по 1200 товарным позициям потребительских товаров ввела необходимость получать автоматические лицензии на импорт. В итоге автоматическому лицензированию подвергаются около 50% стоимостного объема импорта потребительских товаров Аргентины (в 2007 г. - 11%).

3. Импортные квоты, подразумевающие установление размеров максимального объема импорта товаров за какой-то период времени. Зачастую импортные квоты выступают более эффективным средством сдерживания международной торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины определенное изделие может импортироваться в больших количествах. Низкие же импортные квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества. Например, Минсельхоз России в настоящее время вышел с

предложением сократить с 2009 г. размер импортной квоты на ввоз мяса птицы на 300 тысяч тонн - до 900 тысяч тонн.

Белоруссия в числе антикризисных мер приняла решение ограничить импорт товаров на 16 видов продовольственных товаров, в том числе пиво, соки, шоколад и сыры.

4. Антидемпинговые, компенсационные (антисубсидиарные, применяются для защиты от субсидированного импорта) и защитные пошлины (чрезвычайные, заградительные - устанавливаются в отношении всех стран-экспортеров конкурирующих товаров на срок, не превышающий 4 года) следует выделить в особую группу, так как данные инструменты торговой политики представляют собой сложное сочетание тарифных и нетарифных барьеров. Дело в том, что ставка данных пошлин (кроме защитных) устанавливается для каждого конкретного случая отдельно, то есть носит персонифицированный, индивидуальный характер и может изменяться в зависимости от лиц, являющихся экспортерами (производителями) облагаемого товара. Также стоит отметить, что законодательные формулировки ВТО, оговаривающие применение данных видов пошлин, различны для развитых и развивающихся стран.

В настоящее время в Аргентине усилен контроль за ввозом в страну товаров из КНР и Бразилии по 120 товарным позициям. По определенным товарным позициям аргентинская таможня будет отслеживать стоимость производства товара в стране его происхождения, а также цены его реализации на рынках других стран. Если будет установлено, что цена ввозимой и реализуемой в Аргентине продукции окажется ниже реальной стоимости производства данной продукции, то такие товары будут запрещены к экспорту.

5. Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются относительно новой формой торговых барьеров и представляют собой многолетние соглашения страны-импортера со странами-поставщиками, оговаривающие объемы поставок и цены на поставляемую продукцию. Особенностью ДЭО является то, что страны-поставщики принимают эти ограничения, как правило, под угрозой использования страной-импортером других видов торговых барьеров (импортных квот, антидемпинговых пошлин и т.д.).

6. Поддержка низкого курса местной валюты, что ведет к стимулированию экспорта и дестимулированию импорта.

К прямым методам поддержки отечественных производителей можно отнести:

субсидирование отечественных предприятий. Например, в условиях современного мирового экономического кризиса страны Евросоюза возобновили субсидии мясомолочному сектору. Индия для малых и средних предприятий ввела субсидирование 2%-й ставки по кредитам со ставкой свыше 7% в год. Египет на 50% увеличил финансирование государственных субсидий промышленным предприятиям-экспортерам;

льготное кредитование. В условиях современного экономического кризиса для поддержки отечественных производителей Болгария объявила о трехкратном увеличении лимитов кредитования Агентства по экспортному

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2009. Вып. 2

кредитованию. Швейцария увеличила финансирование программы экспортных гарантий для швейцарских производителей. Япония выделила 3,3 млрд. долл. на финансовую поддержку предприятий-экспортеров.

Правительство РФ запланировало на 2009 г. вливание в банковскую систему 300 млрд. руб. в виде вхождения в капитал банков со стороны государства и 350 млрд. руб. за счет субординированных кредитов. Полученные средства банки должны направить на кредитование отечественных производственных предприятий. Однако предварительные оценки показали, что отсутствие контроля за целевым расходованием полученных средств привело к тому, что банки направили полученные средства на операции с валютой, а не на кредитование;

размещение государственного заказа. Для поддержки отечественных производителей в условиях современного экономического кризиса Правительство РФ приняло решение установить ценовые преференции (от 5% до 25%) для поставщиков российских товаров при размещении государственного заказа;

снижение или отмена таможенных пошлин на экспорт товаров. Данные меры объясняются целесообразностью увеличения рентабельности экспорта товаров в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса в период мирового экономического кризиса. Например, в начале 2009 г. Индонезия отменила таможенную пошлину (2,5%) на экспорт пальмового масла, Вьетнам отменил таможенную пошлину на экспорт риса, Китай - на кукурузную муку, кукурузу и сою, а Украина - на семена подсолнечника. Аргентина снизила экспортные пошлины на кукурузу с 25% до 20%, пшеницу - с 28% до 23%, а также на свежие фрукты и овощи таможенные пошлины снижены на 50%;

льготное налогообложение. Например, Индия выделила 230 млн. долл. для полного возмещения федерального налога на добавленную стоимость (НДС) на экспортную продукцию, а также для возмещения налога на комиссию за услуги иностранных агентов индийских экспортеров. Антикризисным планом Белоруссии предусмотрено предоставление экспортерам налогового кредита в части освобождения от уплаты НДС в первом полугодии 2009 г. В Киргизии запланировано принятие мер по освобождению от уплаты налогов хозяйствующих субъектов, осуществляющих импорт оборудования. Китай еще в ноябре принял пакет налоговых мер, которые предполагают значительные льготы по НДС, и меры по поддержке инвестиций (реформа НДС снизит налоговую нагрузку на предприятия примерно на 120 млрд. юаней (18 млрд. долл.)). В России пока не предусмотрены для экспортеров льготы по НДС, однако с 2009 г. была снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20%, что должно оставить в распоряжении компаний около 400 млрд. руб.

При политике протекционизма государственная казна пополняется дополнительными денежными поступлениями от таможенных пошлин и других сборов.

Но в то же время протекционизм может явиться причиной кризиса национальной экономики вследствие постоянного удерживания повышенного

уровня цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Продукция отечественных производителей становится неконкурентоспособной, слабеет мотивация развития технического прогресса, не происходит снижения издержек в отраслях хозяйства, ограждённых от иностранной конкуренции.

Политика протекционизма является необходимым инструментом защиты и поддержки отечественных производителей, однако в связи с тяжестью последствий, применять ее нужно выборочно в отдельных стратегических и неконкурентоспособных отраслях промышленности.

Поступила в редакцию 22.06.09

V. G. Kostenkova, senior lecturer

Advancement in the market of modern products of the food-processing industry in the conditions of large-scale expansion of the import goods

Under modern conditions of a rigid market competition the food-processing industry enterprises should compete not only with each other, but also with foreign enterprises - importers. In Russia and other developed countries public authorities apply various methods for protecting home producers against the expansion of import goods.

Костенкова Вера Григорьевна, старший преподаватель ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.