Научная статья на тему 'Перспективы модернизации российской экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию'

Перспективы модернизации российской экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
503
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВТО / ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ / ПАРТНЕРСТВА / MODERNIZATION / WTO / TAX / INTERNATIONAL TRADE / COMPETITIVENESS / COMPETITION / INVESTMENTS / WORLD BANK / STRATEGIC ALLIANCES / PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Иван Анатольевич

Актуальность заявленной темы обусловлена вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в условиях потребности отраслей российской экономики в модернизации и повышении эффективности производства в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке. Членство в ВТО сделает российский рынок более открытым для иностранных производителей и усилит конкуренцию между его участниками. В связи с этим возникает риск стагнации и даже исчезновения отдельных «уязвимых» отраслей российской экономики, в которых процесс модернизации протекает недостаточно высокими темпами. Негативный эффект для экономики может быть нивелирован путем развития стратегических альянсов и партнерств между российскими предприятиями различных отраслей и международными компаниями как механизма интеграции в мировую экономику и повышения конкурентоспособности производимой продукции. В итоге будут обеспечены условия для ускоренной модернизации российской экономики в целом. Исследование проводилось путем анализа имеющихся научных, статистических и информационных материалов по выбранной проблематике, обобщения и сравнения полученных данных. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в целях разработки мер государственной политики в области развития конкуренции на российском рынке с учетом национальных интересов России, в частности путем разработки отдельных положений, касающихся стимулирования создания стратегических альянсов и партнерств между российскими и зарубежными компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF THE RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION WITHIN THE WORLD TRADE ORGANIZATION

The relevance of the chosen topic is defined by the fact that Russia joined the World Trade Organization (WTO) in the situation when its economy suffers the insufficiency of government support and long-lasting process of modernization which needs to be complete in many sectors of Russia’s economy in order to ensure appropriate level of competitiveness of products on global market. Russia’s membership in WTO is going to make its market more transparent and open for international companies and will improve competition among market participants. In this regard, there are risks of stagnation and disappearance of certain «vulnerable» sectors of Russia’s economy where the process of modernization is relatively slow. The negative effect could be offset by developing strategic alliances and partnerships between Russians entities of various industries and foreign companies, that could serve as a mechanism of international integration and competitiveness enhancement. As a result it could form the conditions needed for rapid modernization of Russia’s economy as a whole. The research was conducted through analysis of different scientific, statistical and informational data concerning the problem, generalization and comparison of the information received. The research findings can then be used in order to develop measures of government antitrust policy to ensure competition based on Russia’s national interests. In particular it can be done through development of certain issues which encourage establishment of strategic alliances between Russian and international companies.

Текст научной работы на тему «Перспективы модернизации российской экономики в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию»

УДК 338.2 (045) (470+571)

ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

КУЗНЕЦОВ ИВАН АНАТОЛЬЕВИЧ

аспирант кафедры «корпоративное управление», Финансовый университет, Москва, россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Актуальность заявленной темы обусловлена вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) в условиях потребности отраслей российской экономики в модернизации и повышении эффективности производства в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности на мировом рынке. Членство в ВТО сделает российский рынок более открытым для иностранных производителей и усилит конкуренцию между его участниками. В связи с этим возникает риск стагнации и даже исчезновения отдельных «уязвимых» отраслей российской экономики, в которых процесс модернизации протекает недостаточно высокими темпами. Негативный эффект для экономики может быть нивелирован путем развития стратегических альянсов и партнерств между российскими предприятиями различных отраслей и международными компаниями как механизма интеграции в мировую экономику и повышения конкурентоспособности производимой продукции. В итоге будут обеспечены условия для ускоренной модернизации российской экономики в целом.

Исследование проводилось путем анализа имеющихся научных, статистических и информационных материалов по выбранной проблематике, обобщения и сравнения полученных данных.

Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в целях разработки мер государственной политики в области развития конкуренции на российском рынке с учетом национальных интересов России, в частности путем разработки отдельных положений, касающихся стимулирования создания стратегических альянсов и партнерств между российскими и зарубежными компаниями.

Ключевые слова: модернизация, ВТО, таможенный тариф, международная торговля, конкурентоспособность, инвестиции, Всемирный банк, стратегические альянсы, партнерства.

THE PROSPECTS OF THE RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION WITHIN THE WORLD TRADE ORGANIZATION

IVAN A. KUZNETSOV

graduate student of «corporate Governance» Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The relevance of the chosen topic is defined by the fact that Russia joined the World Trade Organization (WTO) in the situation when its economy suffers the insufficiency of government support and long-lasting process of modernization which needs to be complete in many sectors of Russia's economy in order to ensure appropriate level of competitiveness of products on global market. Russia's membership in WTO is going to make its market more transparent and open for international companies and will improve competition among market participants. In this regard, there are risks of stagnation and disappearance of certain «vulnerable» sectors of Russia's economy where the process of modernization is relatively slow. The negative effect could be offset by developing strategic alliances and partnerships between Russians entities of various industries and foreign companies, that could serve as a mechanism of international

integration and competitiveness enhancement. As a result it could form the conditions needed for rapid modernization of Russia's economy as a whole.

The research was conducted through analysis of different scientific, statistical and informational data concerning the problem, generalization and comparison of the information received.

The research findings can then be used in order to develop measures of government antitrust policy to ensure competition based on Russia's national interests. In particular it can be done through development of certain issues which encourage establishment of strategic alliances between Russian and international companies.

Keywords: modernization, WTO, tax, international trade, competitiveness, competition, investments, World Bank, strategic alliances, partnerships

За последние 20 лет с момента распада СССР в российской экономике произошли значительные перемены. Эти перемены связаны не только с появлением новых отраслей хозяйства, но и с преобразованием старых. Внедрение новых технологий в промышленность позволило в значительной степени изменить ее облик. Модернизация затронула целый ряд ключевых для российской экономики отраслей. В качестве примера можно привести следующие отрасли, инвестиции в которые позволили достичь серьезных результатов в части модернизации и приведения их в конкурентоспособное состояние на мировом рынке.

Во-первых, нефтегазовая отрасль. Важнейшим достижением здесь за последние 20 лет стало освоение месторождений Восточной Сибири, призванных обеспечить сохранение текущих объемов добычи в условиях истощения месторождений Западной Сибири. Здесь следует отметить освоение Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае (Роснефть), Верхнечонского — в Иркутской области (Роснефть и ТНК-ВР), Талаканского — в Якутии (Сургутнефтегаз), а также Куюмбин-ского месторождения (Славнефть). Кроме того, к списку достижений в нефтегазовой сфере можно отнести и запуск добычи на месторождении им. Ю. Корчагина на шельфе Каспийского моря компанией «Лукойл». Это первое шельфовое месторождение, которое российская компания смогла освоить без привлечения зарубежных партнеров.

В области инфраструктурных проектов запуск первой очереди трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО-1) протяженностью более 2694 км от Тайшета (Иркутская область) до Сковородино (Амурская область)

является однозначным достижением. Реализация указанного проекта позволила увеличить доступ российской нефти на важнейший рынок — в Юго-Восточную Азию. Нельзя не упомянуть запуск в 2012 г. газопровода «Северный проект» — этот мегапроект, реализованный Россией совместно с западными партнерами, напрямую соединил газовые месторождения Западной Сибири с основными потребителями газа в Западной Европе, при этом большая часть газопровода, общая длина которого составляет 1224 км, пролегает по дну Балтийского моря.

Во-вторых, черная металлургия. Только за первое десятилетие XXI в. в нее было инвестировано свыше 1,2 трлн руб. Модернизация затронула ряд основных направлений:

• модернизация базовых пределов, направленная на дополнительное снижение издержек производства и повышения его ресурсо- и энергоэффективности. В результате доля энергозатратного и экологически вредного мартеновского способа выплавки, составлявшая 52 % еще с советских времен, по итогам 2011 г. упала до нуля, сейчас вся отечественная сталь производится на новых конвертерных и электросталеплавильных мощностях;

• модернизация прокатных мощностей. В результате освоено производство новой продукции, в частности реализация таких мегапроектов, как строительство двух ста-нов-5000 на Магнитогорском и Выксунс-ком металлургических заводах позволила производить трубы большого диаметра, ранее импортировавшиеся [1].

В-третьих, автомобильная промышленность. Соглашение о промышленной сборке — это достаточно яркий пример активной

государственной промышленной политики, позволившей к настоящему времени создать в стране совершенно новую отрасль автомобильной промышленности. Если еще в 2008 г. доля импорта на рынке легковых автомобилей в России превышала 55 %, то в 2011 г. она составила всего 36 %. При этом доля зарубежных брендов во внутреннем производстве автомобилей увеличилась с 5,7 % в 2003 г. до 62 % в 2011 г., а в абсолютном выражении объем их производства превысил 1 млн автомобилей в год. Более того, в ближайшее время «второе издание» соглашений о промышленной сборке должно привести к возникновению в России современной автокомпонентной отрасли. По предварительным оценкам Министерства промышленности и торговли РФ, к 2020 г. инвестиции в производство и выпуск автокомплек-тующих на российском рынке составят около 5 млрд долл. США. Ожидается, что средства пойдут на строительство двигательных заводов, предприятий по производству коробок передач и механообработке, компонентов интерьера и штамповочное производство. При этом выполнение соглашений о промышленной сборке приведет к увеличению объема выпуска российских автозаводов до 3 млн автомобилей к 2020 г. против 1,7 млн по итогам 2011 г.

Надо сказать, что о строительстве заводов по производству компонентов уже объявили Gestamp, Toyota Tsusho, входящая в Toyota Group, а Volkswagen намерен строить завод бензиновых двигателей в Калужской области. Аналогичные планы — создание и модернизация двигателестроительных производств — есть у Ford (совместно с Sollers), а также RenaultNissan и АвтоВаза.

И в-четвертых, нельзя не упомянуть о такой важной стратегической отрасли российской экономики, как сельское хозяйство. Еще 10-15 лет назад отрасль переживала серьезные проблемы, представляясь черной дырой без каких-либо перспектив. Сегодня это одна из наиболее перспективных отраслей экономики России, один из естественных фундаментальных ресурсов страны. Важнейший шаг на пути модернизации отрасли был сделан еще в 2000 г., когда решением руководства страны была воссоздана кредитно-финансовая система агропромышленного комплекса вместе с созданием

крупнейшего на сегодняшний день кредитного учреждения, призванного развивать это направление, — ОАО «Россельхозбанк». При всесторонней государственного поддержке сельхозтоваропроизводителей и АПК в целом многим хозяйствам удалось модернизировать технологии и средства производства, закупить новые машины и оборудование, перейти к безотвальным технологиям вспашки и нулевой обработке почвы. А такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и птицеводство, в последние годы показали беспрецедентные темпы развития. В частности, в свиноводстве, благодаря частным инвестициям и государственному субсидированию, поголовье свиней за последние 6 лет увеличилось на 30 %, а производство и потребление на 50 %. В отрасль было вложено более 300 млрд руб. Доля личных подсобных хозяйств сократилась с 70 % до 37-38 %. В России появились новые высокотехнологичные заводы по переработке свиноводческой продукции [2].

Вместе с тем, по мнению президента российского зернового союза Аркадия Злочевского, к настоящему времени потенциал отрасли реализован лишь на 10 %. Основные направления развития — расширение внутреннего потребления зерна (на 10-15 млн т), создание индустрии глубокой переработки зерна, превращение России в крупного экспортера мяса птицы и свинины. Главный ресурс производства зерна — современные аграрные технологии. Однако модернизации мешает высокая нестабильность зернового рынка. Созданные механизмы зерновых интервенций с этой проблемой не справляются и должны быть усовершенствованы. В отношении создания индустрии глубокой переработки зерна уже имеются определенные позитивные сдвиги. В Белгородской области группа компаний «Приосколье» приступила к строительству завода по производству лизин-сульфата, одной из основных аминокислот, используемых в животноводстве и птицеводстве. Мощность завода — 57 тыс. т в год. Однако серьезные прорывы в этом направлении возможны лишь при комплексной поддержке государства в части снижения рисков инвесторов, поскольку вопрос заключается в реализации капиталоемких проектов со сроком окупаемости 10-15 лет [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что российская экономика не стоит на месте, а ее отрасли постепенно развиваются, становясь все более технологичными и конкурентоспособными. Вместе с тем следует признать, что несмотря на это динамика развития отраслей экономики России недостаточна для того, чтобы уже в ближайшее время эффективно конкурировать с зарубежными компаниями. Государству необходимо приложить больше усилий для модернизации экономики с точки зрения административного ресурса и создания экономических стимулов для инвестирования в отдельные отрасли, прежде всего в обрабатывающую промышленность. Так, в России обрабатывающая промышленность производит добавленной стоимости 1,2-1,4 тыс. долл. на человека. В то же время, например, в Швейцарии — 11 тыс. долл., в Германии — 8 тыс. долл., в США — более 6 тыс. долл.

Также следует отметить, что наше государство значительно отстает от западных стран по объемам бюджетных расходов на НИОКР — то, за счет чего обеспечиваются инновации и модернизация в экономике. В качестве примера можно привести военно-промышленный комплекс. Состояние ВПК после распада СССР и заложенный в него в советское время инновационный потенциал позволили практически не инвестировать в эту отрасль на протяжении последующих 20 лет, и при этом военная промышленность оставалась конкурентоспособной на мировом рынке. На сегодняшний день данная отрасль по-прежнему остается одной из самых высокотехнологичных в экономике России. Однако уже в ближайшем будущем ситуация может резко поменяться. Дело в том, что в Государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г., расходы на НИОКР составляют около 10 % от запланированных 19 трлн руб. совокупного объема программы. Хотя, если опираться на отечественный и зарубежный опыт, нормальный показатель — 20-25 %.

Все это свидетельствует о том, что, к сожалению, на практике модернизация экономики испытывает меньшую поддержку со стороны государства, чем в официальных заявлениях. Вместе с тем вопрос инновационного развития страны и модернизации ее экономики становится все более актуальным в условиях

вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Присоединение к ВТО — это комплексный процесс, который подразумевает гораздо больше, чем принятие обязательств по ставкам пошлин на товары. Вступление в ВТО влияет на широкий круг мер государственной политики и институтов, включая тарифную политику, таможенное администрирование, нормы применения стандартов обеспечения безопасности товаров с отказом от протекционистских мер, предоставление доступа на рынки и национального режима иностранным поставщикам услуг, правила режима в отношении иностранных инвесторов в товары, ограничения по сельскохозяйственным субсидиям, искажающим условия торговли, защиту прав интеллектуальной собственности, нормы по обеспечению прозрачности внешнеторгового режима и даже государственные закупки. Данный процесс предоставляет возможность для осуществления важных преобразований в области торговли, прямых иностранных инвестиций, а также институциональных реформ. Таким образом, процесс присоединения к ВТО является важнейшим инструментом экономического развития [4].

Россия официально стала полноправным членом Всемирной торговой организации 22 августа 2012 г., подведя итог переговорам, начатым еще в 1995 г., и получив статус 156 члена ВТО. Надо сказать, что переговорный процесс о вступлении России в ВТО был непростым. Наиболее острыми в ходе дискуссий оказались вопросы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.

С официальным присоединением к ВТО России уже 23 августа пришлось сделать первые шаги по снижению тарифной защиты внутреннего рынка. Согласно новой редакции Единого таможенного тарифа (ЕТТ), обновленной с учетом обязательств РФ перед ВТО и принятой советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июле, снижение ввозного таможенного тарифа затронет ставки примерно по 1 тыс. товарных позиций из примерно 11 тыс. По предварительным расчетам, при переходе на новую

Таблица 1

Сравнительный анализ таможенных тарифов на импорт продукции отдельных отраслей

до и после вступления России в ВТО

Наименование отрасли Старый тариф Новый тариф

Сельское хозяйство

• свиноводство:

живые свиньи 40 % 5 %

свинина в рамках существующих квот 15 % 0 %

свинина вне квоты 75 % 65 %

• овощеводство:

огурцы 15 %, но не менее 0,12 евро за 1 кг. 15 %, но не менее 0,08 евро за 1 кг.

• рыбное хозяйство:

рыбное сырье 10 % 6-8 %

Промышленность

• машиностроение:

легковые автомобили 30 % 25 %, с 2020 г - 15 %

грузовые автомобили 20-25 % 20 %

тракторы 20-25 % 20 %

• химическая промышленность:

химическая продукция 10 % 6 %

Прочие продовольственные товары:

сливочное масло 15 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг 15 %, но не менее 0,29 евро за 1 кг

редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшится с 9,6 % до 7,5-7,8 %, по промышленным товарам — с 11,2 % до 7,6 %, по сельскохозяйственным товарам — с 18,6 % до 14,6 % [5]. При этом важно отметить, что в соответствии с принятыми обязательствами России перед ВТО в рамках режима наибольшего благоприятствования (РНБ)1 средний тариф (предельный) должен составить

1 Принцип тарифов в рамках «режима наибольшего благоприятствования» означает, что любому члену ВТО предоставляется статус страны, пользующейся режимом наибольшего благоприятствования. Например, если при ввозе какого-либо вида машин из США Япония взимает пошлину в размере 5 %, то для российских экспортеров и экспортеров всех других стран — членов ВТО пошлина на такой же вид машин, экспортируемых в Японию, будет не выше 5 %. Основные изъятия из принципа наибольшего благоприятствования составляют таможенные союзы и соглашения о свободной торговле, а также тарифные преференции для развивающихся стран.

8,2 % после выполнения всех обязательств, однако применяемый тариф РНБ составит всего 7,6 %, поскольку по многим позициям таможенного тарифа применяемые ставки пошлин будут ниже предельного уровня, требуемого в соответствии с обязательствами. В настоящий момент по более чем 1500 тарифным линиям применяемый тариф в России ниже уровня установленной предельной ставки пошлины в рамках обязательств перед ВТО.

Следует также отметить, что в 2011 г. средний применяемый тариф РНБ в России составил 11 %. При этом средний тариф, взвешенный с учетом удельного веса в стоимостном объеме, по оценкам, снизится более существенно — с 11,6 % в 2011 до 5,3 % в 2020. Это объясняется отраслевой структурой импорта в российской

Рис. 1. Оценка влияния различных источников на расчетные выгоды российской экономики

от вступления в ВТО

экономике, где более 25 % объема импорта в стоимостном выражении приходится на автомобили и электрооборудование и машины. Рассмотрим изменение ввозных пошлин по секторам экономики [4].

В разрезе отраслей наиболее существенное снижение тарифов на импорт продукции после вступления России в ВТО коснулось следующих видов хозяйственной деятельности2 (табл. 1).

Следует также отметить, что переходные периоды для либерализации доступа на российский рынок составляют два-три года, по наиболее чувствительным позициям — 5-7 лет [6].

Вместе с тем прогнозируется, что несмотря на снижение импортных тарифов, многие отрасли расширятся благодаря снижению цен на исходные ресурсы, повышению качества услуг и росту цен на экспортную продукцию (рис. 1).

В российском экспертном сообществе до сих пор нет согласия по поводу того, выгодно ли России вступление в ВТО или нет. Сторонники присоединения утверждают, что использование четких правил внешней торговли, которые устанавливает организация, позволит России защищать свои интересы на международной

2 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и единого таможенного тарифа Таможенного союза».

экономической арене и бороться с дискриминацией ее товаров на зарубежных рынках. Противники же говорят, что вступление в ВТО лишит страну возможности использовать целый ряд механизмов по защите и поддержке собственных отраслей экономики.

Переходя от слов к цифрам, Всемирный банк подготовил исследование, в котором проанализировал возможные выгоды для российской экономики от вступления страны в ВТО. Согласно его оценкам в среднесрочной перспективе выгоды от присоединения составят около 3,3 % ВВП в год, или около 49 млрд долл. США (при расчете от ВВП 2010 г.). В долгосрочной перспективе, при условии позитивных изменений инвестиционного климата, выгоды должны увеличиться до 11 %ВВП (ок. 162 млрд долл. США). Кроме того, доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2 % в год, при этом, по оценкам Всемирного банка, более чем у 99 % домо-хозяйств прирост доходов составит от 2 % до 25 % каждый год.

Свои оценки аналитики Всемирного банка подготовили, исходя из нижеследующих источников расчетных выгод.

Между тем по первым результатам вступления России в ВТО Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии провел

предварительный анализ эффектов влияния членства в ВТО на импорт товаров в Россию по итогам сентября 2012 г.

Из материалов Департамента можно сделать следующие основные выводы:

1) в целом в сентябре объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья в Россию снизился по сравнению с августом 2012 г. примерно на 10 %;

2) сокращение объемов импорта коснулось большинства товаров за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства;

3) рост импорта свинины составил порядка 16 %, что стало прямым следствием изменения ставок ввозной таможенной пошлины, а также снижения пошлины на поставки вне квоты:

• существенный — более чем на 50 % — рост импорта растительного масла в связи с практически двукратным увеличением объемов ввоза пальмового масла вследствие снижения ставок пошлины;

• рост на 23 % импорта молочных продуктов в связи с окончанием сезона «большого молока» и снижением ставок ввозных таможенных пошлин на некоторые товары — плавленые и твердые сыры;

• рост более чем на 30 % поставок табачных изделий на фоне негативных ожиданий дальнейшего повышения акцизов и возможной реструктуризации канала продаж;

• наблюдается сокращение ввоза по фруктам, рыбе;

• снижение объемов импорта продукции машиностроения и автотранспорта;

• снижение более чем на 40 % импорта легковых автомобилей вследствие введения с 01.09.2012 утилизационного сбора и августовского роста импорта легковых автомобилей более чем на 20 %;

• рост почти на треть импортных поставок судов и плавучих средств при сохранении уровня тарифов [7].

Из вышеприведенного анализа видно, что с наиболее серьезными проблемами после вступления страны в ВТО столкнулось сельское хозяйство. Свиноводство, по мнению большинства экспертов, вследствие снижения таможенных пошлин на импорт свинины, а также ввоз живых свиней (так называемого

«живка») может испытать значительный спад по сравнению с набранными в последние годы при поддержке государства темпами развития. Также опасения вызывает ситуация вокруг производства растительных масел. Российские производители поставлены в условия жесткой конкуренции с зарубежными производителями в связи с почти двукратным снижением ввозных пошлин на пальмовое масло.

В сложившихся условиях встает вопрос о том, чем станет ВТО для российской экономики: стимулом или, наоборот, тормозом модернизации?

Исходя из вышеприведенного исследования Всемирного банка, присоединение России к ВТО — важный шаг в реформировании экономики. Это уникальная возможность для продвижения страны в направлении модели экономического развития, ориентированной на поддержание контактов с другими странами. Россия получит значительные выгоды от вступления в средне- и долгосрочной перспективе (о них мы подробно говорили выше). Присоединение страны к ВТО может стать дополнительным импульсом для модернизации российской экономики.

Это одна точка зрения. Однако если обратиться к исследованиям о самостоятельном развитии национальной экономики и ее связях с внешними рынками, то можно сделать иные выводы.

В своих работах основоположник «национальной системы политической экономии» Ф. Лист, обобщая мировой опыт зарубежных стран в историческом разрезе, утверждает: «Страны достигают экономического могущества и процветания на основе вовсе не доктрины фритредерства (либерализма), а скорее на основе доктрины протекционизма» [8]. Взаимовыгодной может быть только торговля между странами, находящимися примерно на одном уровне «экономической культуры», в противном случае отстающей стране требуется «школа воспитательного протекционизма».

По мнению Ф. Листа, таможенная система «естественно вызвана стремлением народов к самосохранению и к обеспечению своего благосостояния и преуспеяния или к установлению преобладания их над другими нациями».

Рис. 2. Показатели развития экономики Китая (1980-2012)

Источник: [10,11]

В связи с этим свобода торговли — это серьезное препятствие для ускоренного развития. Закрепление сложившейся системы разделения труда между странами мира, в том числе посредством ВТО, происходит в силу того, что свободная торговля обеспечивает отставание, однобокое развитие и зависимость слабых экономик от ведущих стран и корпораций.

Япония также активно проводила протекционистскую политику, благодаря чему в течение короткого времени сумела стать одним из мировых лидеров по уровню развития экономики, несмотря на тяжелое поражение во Второй мировой войне [9]. По данным за 2012 г. эта страна занимала третье место в мире по объему ВВП — 5,9 трлн долл. США [10].

Со вступлением Китая в ВТО в 2001 г. мировая торговля открыла «золотую жилу», а китайская экономика начала бурно расти за счет экспорта. Но это стало возможным лишь благодаря тому, что еще в 1995 г., за шесть лет до вступления в ВТО, промышленные товары составляли 83,6 % китайского экспорта, в то время как в России в 2010 г. этот показатель едва достигал 15 %. Кроме того, в Китае в начале 1990-х годов таможенные пошлины превышали 40 % (рис. 2), а их снижение происходило по мере модернизации экономики, позволившей Китаю выйти на передовые

позиции в мире по производству и экспорту готовой продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если обратиться к историческому опыту развития экономик развитых стран, можно найти подтверждение теоретическим выкладкам Ф. Листа. Так, история развития США и Англии свидетельствует о том, что эти страны проводили жесткую протекционистскую политику с целью развития внутреннего производства и национального рынка. И лишь тогда, когда их экономическая мощь превысила мощь стран-партнеров, им стала выгодна открытая политика

Противоположные примеры — преждевременной либерализации — также красноречивы. В период вынужденного открытия китайской экономики, начавшийся с «опиумных войн» 1840-1842 и 1856-1860 гг., страна испытала глубочайший спад, поставивший Китай на грань выживания. Более поздние примеры «открытия» национальных экономик тоже оказываются продолжением политики развитых стран по сохранению своего отрыва от отстающих [12].

Рис. 3. Инвестиции в экономику России

Источник: [10]

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что присоединение России к ВТО несет в себе как возможные значительные выгоды, так и риски для российской экономики и ее отраслей. К плюсам можно отнести: а) рост уровня ВВП страны, по оценочным данным, более чем на 3 % ежегодно, а в долгосрочной перспективе до 11 % ВВП; б) рост доходов российских домохозяйств, по оценкам, на 7,2 % в год; в) повышение производительности российских предприятий под влиянием повышения качества оказываемых им бизнес-услуг.

Минусы от вступления России в ВТО: а) непрогнозируемое падение доходов российских производителей вследствие снижения отпускных цен на продукцию, связанное со снижением тарифов на импорт и ростом ценовой конкуренции российских предприятий с зарубежными игроками; б) снижение инвестиций в модернизацию отраслей российской экономики из-за падения выручки отечественных предприятий; в) снижение темпов роста в наименее развитых («уязвимых») отраслях российской экономики (таких, как, например, сельское хозяйство, автомобильная промышленность) вследствие ослабления уровня государственной поддержки и неготовности предприятий указанных отраслей к конкуренции с крупными иностранными производителями.

Кроме того, низкий уровень прямых иностранных инвестиций в экономику России на фоне чистого оттока капитала из страны

(с начала 2013 г. отток составил 29 млрд долл. США [13]) создает негативные предпосылки для развития экономики в рамках ВТО. По данным статистики Всемирного банка, соотношение прямых иностранных инвестиций и нормы накопления в России составляло в 1998-2012 гг. в среднем 8 % (рис. 3). По оценкам Минэкономразвития, рост инвестиций в российскую экономику в январе — мае 2013 г. упал до 0 % [10].

В условиях возникающих рисков значительную роль в их снижении могут играть стратегические альянсы и партнерства. Стратегическими альянсами называются соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния фирм. Стратегические альянсы являются для фирм одной и той же отрасли, но расположенных в разных странах, средством конкурентной борьбы на мировом рынке при сохранении их независимости [14]. Среди целей, ради которых компании объединяются в альянсы, можно выделить следующие:

• совместное продвижение и реализация продукции;

• повышение конкурентоспособности продукции и блокирование конкуренции;

• выход на новые рынки (экспансия);

• доступ к новым технологиям и совместные научные разработки.

Таким образом, создание стратегических альянсов с зарубежными компаниями открывает перспективы к сохранению конкурентоспособности российской экономики в условиях

вступления страны в ВТО, поскольку представляет собой эффективный механизм интеграции в мировую экономику и конкуренции на зарубежных рынках. Альянсы сами по себе являются моделью интеграции нескольких бизнес-единиц, в процессе которой происходит взаимопроникновение зачастую абсолютно различных корпоративных культур, обмен опытом, технологиями, кадрами. Совместные предприятия получают преимущества обоих или нескольких партнеров (в зависимости от количества участников) и способны более эффективно конкурировать на рынке, чем компании-участники по отдельности.

ВЫВОДЫ

1. За последние два десятилетия Россия добилась определенных успехов в части модернизации основных отраслей экономики. Это подтверждается рядом успешно реализованных инфраструктурных проектов в нефтегазовой и металлургической промышленности. Дальнейшему развитию указанных секторов экономики может способствовать вступление России в ВТО. Под влиянием снижения импортных тарифов, а как следствие — увеличения спроса на импортную продукцию в РФ произойдет снижение реального курса рубля. В связи с этим предприятия-экспортеры, к которым относятся компании нефтегазовой отрасли, цветной и черной металлургии, химической промышленности, получат более высокие экспортные цены в рублях.

2. Правила ВТО не регулируют рынок энергоносителей, таких как нефть и газ, и дискриминации России на этих рынках также не наблюдалось. В связи с этим основные инновационные прорывы, которые за последние десятилетия были достигнуты именно в этих областях, не обеспечат ожидаемый положительный эффект для экономики от членства страны в ВТО. В остальных же отраслях процесс модернизации, мягко говоря, завершен лишь на 10-15%.

3. Присоединение России к ВТО несет в себе как возможный положительный эффект для экономики, так и значительные риски. Плюсы связаны с ростом ВВП страны, доходов российских домохозяйств, повышением производительности российских предприятий под

влиянием качества оказываемых им бизнес-услуг. Риски от вступления России в ВТО заключаются в росте ценовой конкуренции российских предприятий с зарубежными игроками и падении выручки российских предприятий, следствием чего могут стать снижение инвестиций в модернизацию отраслей и темпов роста в наименее развитых («уязвимых») отраслях российской экономики вследствие ослабления уровня государственной поддержки и неготовности предприятий указанных отраслей к конкуренции с крупными иностранными производителями.

4. В условиях вступления России в ВТО жизненно важной для отдельных отраслей российской экономики является задача модернизации. В рамках переходного периода, установленного ВТО для либерализации доступа на российский рынок (2-3 года, а для некоторых отраслей — 5-7 лет), России предстоит решить эту задачу. Текущие условия присоединения страны к ВТО могут способствовать этому процессу. Однако, по мнению специалистов Всемирного банка, диверсификация, модернизация и рост экономики получат дополнительный импульс, только если присоединение к ВТО будет дополнено улучшением инвестиционного и делового климата для всех компаний, ведущих бизнес в России, как отечественных, так и иностранных. В противном случае некоторые наиболее уязвимые отрасли российской экономики могут не выдержать иностранной конкуренции и полностью исчезнуть.

5. В условиях вступления России в ВТО, усиления конкурентной борьбы с зарубежными игроками, необходимости скорейшей модернизации отраслей экономики значительную роль в преодолении возникающих рисков и сохранении конкурентоспособности России на мировом рынке могут сыграть стратегические альянсы и партнерства, прежде всего международные. Несмотря на незначительный опыт создания и развития альянсов в России, их количества по сравнению с развитыми странами, все больше российских компаний включают указанную форму кооперации в стратегию своего развития, а крупный бизнес рассчитывает на увеличение стратегических альянсов и парт-нерств в российской экономике в ближайшие годы и активно способствует этому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.