Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки актуализации и самоактуализации личности студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики'

Теоретические предпосылки актуализации и самоактуализации личности студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ФИЗИКИ / ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ / ACTUALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / PERSONAL QUALITIES OF NON-CORE COLLEGE STUDENTS IN STUDYING THE BASICS OF PHYSICS / THE PREMISE OF ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Наталья Георгиевна

В статье рассмотрены внутренние и внешние предпосылки актуализации и самоактуализации студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical prenuse actualization and self-actualization of students of non-core colleges in the process of studying the basics of physics

This article deals with the internal and external preconditions actualization and self-actualization of non-core college students in learning the basics of physics.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки актуализации и самоактуализации личности студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики»

УДК 53(07)

ББК 74.262.23

Волкова Наталья Георгиевна

соискатель

кафедры физики и методики обучения физике Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Volkova Natalya Georgievna The applicant

of the Department of physics and methods of teaching physics Chelyabinsk state pedagogical University Chelyabinsk E-mail: igels-fam@mail.ru Теоретические предпосылки актуализации и самоактуализации личности студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики Theoretical prenuse actualization and self-actualization of students of non-core colleges in the process of studying the basics of physics

В статье рассмотрены внутренние и внешние предпосылки актуализации и самоактуализации студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики.

This article deals with the internal and external preconditions actualization and self-actualization of non-core college students in learning the basics of physics.

Ключевые слова: актуализация, самоактуализация, предпосылки актуализации качеств личности студентов непрофильных колледжей в процессе обучения основам физики.

Key words: actualization, self-actualization, the premise of actualization of personal qualities of non-core college students in the process of studying the basics of physics.

Большинство студентов непрофильных колледжей причисляют физику к «нелюбимым» предметам из-за ряда сложностей, которые они испытывают в процессе обучения. Чаще всего они не понимают сущность физических законов; их роль в развитии концептуальных идей физических теорий, физических картин мира; не умеют решать физические задачи; переводить единицы измерения физических величин в систему интернациональную; производить математические вычисления.

Помимо слабой мотивации к изучению физики как непрофильного предмета у студентов колледжа наблюдаются и психологические проблемы: дискомфортное пребывание на уроках физики, неуверенность в собственных знаниях и способностях, преждевременное прогнозирование неудач при решении

физических задач, боязнь при ответе «глупо выглядеть» на фоне других, тревожность при фронтальном опросе и контроле знаний по физике. В связи с этим многие студенты в процессе обучения прилагают недостаточные усилия к тому, чтобы разобраться в сути вопроса, так как считают, что физику могут освоить лишь самые способные. Как итог, большинство студентов непрофильных колледжей не считают себя «успешными» на уроках физики, не пытаются осмысливать на качественном уровне содержание предмета, не стремятся преодолевать возникающие у них учебные проблемы. Для большинства «гуманитариев» физика остаётся неинтересным предметом для изучения. Эти негативные тенденции можно переломить, создавая комплекс педагогических условий для эффективного обучения, актуализации и самоактуализации студентов непрофильных колледжей, при выполнении ими различных действий, в том числе универсальных, формировании активного познавательного интереса к физике как к дисциплине мировоззренческой, фундаментальной.

В исследовании, разделяя точку зрения Н.М. Миняевой, под актуализацией личности студента непрофильного колледжа понимается проявление ее внутренней активности, выраженной в мобилизации и реализации ее внутренних резервов в ходе выполнения ею значимых определенных действий в процессе самостоятельного решения проблемных заданий [3].

Предпринятый краткий анализ философских и методологических позиций в отношении понятия «самоактуализация» позволяет дать следующее определение данному понятию: это действия личности, ее стремление к осознанию способов саморазвития и возможностей в познании и учении, оценке смысла учебнопознавательной деятельности, собственного предназначения в выборе ее видов, в том числе поисковой, исследовательской и творческой.

Самоактуализация может стать таким процессом, в котором осознание субъектом собственных индивидуальных качеств способствует развитию потребности и способности осуществлять выбор способов и средств по

выполнению действий и операций, готовности активно влиять на результаты деятельности. Механизм самоактуализации будет заключаться в действиях студентов по выявлению и актуализации собственных возможностей, находящихся на потенциальном уровне развития.

Общеизвестно, что успешное обучение возможно только в условиях мотивированной учебно-познавательной деятельности на всех ее этапах: восприятии нового материала; повторении, закреплении, систематизации знаний и умений; проверке домашнего задания и пр. Актуализация реализует свою функцию развития личности на всех этапах ее деятельности только в том случае, если в процессе обучения физике используются приемы и средства, активизирующие, побуждающие ее к активной деятельности. Целенаправленное создание условий для актуализации мотивов учения заключается в последовательных и взаимосвязанных действиях преподавателя и студентов, направленных на формирование у них потребности в самосовершенствовании, самодвижении, построении себя, как личности.

В связи с этим внешними предпосылками актуализации личностного потенциала студента являются условия образовательной среды, в которой осуществляется совокупность действий педагога по организации способов и средств учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по физике. В этом случае актуализация личности студента будет направлена на пробуждение ее активности по реализации значимых для нее универсальных учебных действий, направленных на скорейшее разрешение проблем в процессе самостоятельной работы. Это возможно в условиях управления преподавателем процессом обучения (активностью как личностным компонентом) через механизмы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [5].

По нашему мнению, актуализация личности студента определяется еще одной предпосылкой, нацеленной на активизацию действий студентов, их

развитие в условиях образовательной среды, позволяющей им активно реализовать познавательный потенциал (рис. 1).

Стоит отметить, что действия личности всегда связаны с некоторой потребностью - «внутренним напряжением, побуждающим психическую активность, связанную с целеполаганием» [2, с. 38]. При этом потребность понимается как осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Осознанные побуждения для удовлетворения потребностей личности в учении и познании окружающей действительности являются мотивами учения. Целью в обучении можно считать осознанный образ желаемого результата, связанный с мотивом посредством смысла. Смысл выражает отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия. Значимая для личности деятельность является действенным механизмом, позволяющим преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития [1].

Важно отношение самих студентов к процессу познания содержания физики, проявляющееся в их активности к учебно-познавательной деятельности, степени и качеству этой активности. Об уровне развития познавательных интересов студентов на занятиях по физике можно судить в процессе наблюдения за сформированностью следующих показателей:

• активность включения в учебную деятельность (частота задаваемых вопросов, частота правильных ответов по желанию);

• желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления;

• стремление к осознанию выполняемых действий (в том числе универсальных);

• самостоятельность выводов и обобщений;

• участие по собственному желанию в анализе и дополнениях ответов сверстников;

• реакция на звонок с урока;

• самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете и дома;

• желание читать научно-популярной литературу;

• добровольное выступление с докладами и пр.

Актуализация личности студента

действия по развитию студента

уровень актуального развития

уровень потенциального развития

внешние предпосылки

активность студента по вы- способы активизации

полнению УУД учебно-познавательной

в процессе /—N деятельности студента

самостоятельной работы \—]/ (при освоении УУД)

8 %

Я 1

я 8 § н в * ,о я з 5 ч *

Я 5 !ґ

а а 2

£ «3 ■& 83 33

я

о

Ц I I I I

38 « 8 Я Я Я V

<я ч ё 2 5 ®

о (Я

Я 9

1 Э

Я <я

Ш го

а

о

я

£ я

“ 2 ч Ь « 2 55 н

к

я

Е н

Я Я 2 * я ^

£ Э 8 *§

“ £

13 И

я 0 О Я н Ч о о

ь ^

5 н

о щ == е а

2

я

я

я 5

53 >м §5 55 § * % Р «

я ’й а я н я

^ ^ н и о

& ^

ю

£

о

я

я

Л 5

ч 2

« 5

н ^

В “ Р

«в X ^

§ |р ц

* ІЗ 53

Н Я щ

Я Я

Я о

Л а

зЯ Я

53 н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§ £ й« я «

Ч и

-- о я

^ я а

_ 2 £

я я-т

а ^

действия по саморазвитию студента

потенциальный уровень развития К уровень саморазвития

переход \

1 1 1/

^ Самоактуализация личности студента^

Рис. 1. Предпосылки актуализации личностного потенциала студента непрофильного колледжа в процессе обучения основам физики

самоизменения

По нашему мнению, обучение физике должно осуществляться посредством учета психофизиологических особенностей студентов непрофильных колледжей в процессе формирования универсальных учебных действий и убеждения в ценности приобретаемых ими физических знаний с целью зарождения у них социально значимого интереса к физике. При обучении физике студентов непрофильных колледжей формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности эффективно при опоре на мотивационные факторы социального мотива: осознанный социально значимый конечный результат деятельности; привлекательность самого процесса деятельности как процесса общения, взаимодействия; ситуация успеха как регулятор социальных ролей в группе; мотивация вознаграждения как ожидание социальной оценки; удовлетворенность в познании и общении. К тому же, сформировать мотивы к учению возможно лишь при условии, что обучающиеся будут убеждены в необходимости приобретаемых знаний, в их неоспоримой ценности, злободневности, насущности, жизненности для человека, человеческой цивилизации.

В процессе обучения основам физики преподаватель учит студентов необходимым способам и методам, способствующим рациональной самоорганизации учебной деятельности, без внешнего систематического контроля, помощи и стимуляции. Например, повторение пройденного материала в день его изучения; критический анализ собственного конспекта (обработка текста маркером; вставка дополнительных надписей, расшифровывающих смысл; вставка примеров из собственной жизни) в сравнении с созданным опорным конспектом преподавателем при объяснении нового материала.

Назовем еще ряд приемов, реализация которых в образовательном процессе по физике будет способствовать активизации учебно-познавательной деятельности студентов, а, значит, актуализации их возможностей при выполнении различных действий: работа над содержанием материала по

цепочке вопрос-ответ-источник; использование универсальных учебных действий при работе с различными информационными источниками; рациональное изучение понятий через поэтапное заполнение пунктов обобщенных планов [4]; преобразование изученного материала в опорные конспекты с введением условных сокращений, вспомогательные рисунки, логико-графические схемы, знаково-образные модели; составление и обновление собственного глоссария и пр.

При организации процесса обучения основам физики, нацеленного на актуализацию личностного потенциала студента непрофильного колледжа, появляется устойчивый познавательный интерес к физике, желание знать физику, ориентироваться в действительности, уметь объяснять физические явления окружающего мира. Чтобы это осуществить, необходимо выявить:

- особенности перехода обучающихся из подросткового в юношеский возраст;

- способы формирования психических процессов, форм мышления, уровней самосознания;

- типы ведущей деятельности студентов на определенном возрастном этапе;

- факторы, определяющие развитие мотивов: от понимания необходимости деятельности до готовности действовать на благо другим людям;

- условия, способствующие развитию потребности в коллективной деятельности.

К основным показателям актуализации личностного потенциала студентов на занятиях по физике отнесены: мотивация учения; потребность в познании; уровень овладения знаниями по физике, способы оперирования ими; положительное отношение к физике; степень осознания важности и необходимости выполняемых действий (деятельности); самостоятельная формулировка студентами цели деятельности, как планируемого результата; адекватная самооценка; волевая и эмоциональная саморегуляция; уровень работоспособности; удовлетворенность полученными результатами, уверенность в своих силах.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев.

- Казань: Изд-во КГУ, 1998. - 321 с.

2. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008.

- 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

3. Миняева, Н.М. Теоретико-методологические основы актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента: моногр. [Текст] / Н.М. Миняева. -Оренбург: ОГУ, 2010. - 147 с.

4. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий [Текст] / А.В. Усова. - М.: Издательство Ун-та РАО, 2007. - 310 с.

5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. заведений [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыдова, Г.Н. Шибанова. -М.: «Академия», 2008. - 384 с.

Bibliography

1. Andreev, V.I. Pedagogy creative self [Text] / V.I. Andreev. - Kazan: publ. house KSU, 1998. - 321p.

2. Ilyin, E.P. Motivation and motifs [Text] / E.P. Ilyin. - St. Petersburg.: Peter, 2008.

- 512 p.: ill. - (Series «Masters of Psychology»).

3. Minyaeva, N.M. Theoretical and methodological foundations of self-actualization resource student performance: monograph [Text] / Minyaeva, N.M. - Orenburg: OSU, 2010. - 147 p.

4. Usova, A.V. Formation of scientific concepts in students [Text] / A.V. Usovа. -Moscow: Publishing University Press RAO, 2007. - 310 p.

5. Shamova, T.I. Educational Systems Management: Manual for Students of Higher Educational Institutions [Text] / T. I. Shamova, T.M. Davydova, G.N. Shibanova. -M.: Academy, 2008. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.