Основной отличительной чертой немецкого образования от отечественного является наличие в образовательной системе государственного признания высшего образования. Staatsexamen чем-то похож на государственный экзамен. Однако порядок сдачи данного экзамена определяется не университетом, а Федеральной землей. Данный федеральный экзамен проводится под государственным надзором. Staatsexamen является обязательным для тех, кто имеет желание работать в Германии врачом, учителем, адвокатом или фармацевтом.
Первый федеральный экзамен можно сдать после успешного завершения обучения по специальностям: право, медицина, фармацевтика, а также педагогика. Только после сдачи федерального экзамена диплом будет считаться действительным на территории Федеральной республики Германии, а также во всех странах Евросоюза. После сдачи Первого федерального экзамена и окончания практической части обучения, студент имеет право сдать Второй федеральный экзамен и/или начать обучение в аспирантуре.
Следующая академическая степень в немецких университетах - это доктор. В дипломе любого университета Германии она будет обозначена как Doktor или PhD. Этот диплом может полу-
чить любой студент, который успешно завершил обучение в аспирантуре немецкого ВУЗа и защитил свою научную работу. Длительность обучения для получения диплома доктора зависит соответственно от выбранной студентом научной темы. Как правило, обучение в аспирантуре составляет от двух до пяти лет.
Существует две возможности получить диплом доктора в Германии. Первая - робота над своей научной работой под руководством профессора выбранного ВУЗа со свободным выбором темы. Вторая - обучение в рамках структурированной аспирантской программы. Это, к примеру, такие известные студенческие программы как Graduiertenkolleg, Graduate School, Internationales Promotionsprogramm [4].
Исторически Германию и Россию связывают сложившиеся отношения, на протяжении многих лет Германия оказывала существенное влияние на развитие российской культуры, экономики, политики и системы образования. Именно немецкая модель образования была приятна в качестве основы системы образования в СССР Сравнительный анализ российской и немецкой системы образования позволит оценить передовой опыт подготовки кадров и применить этот опыт для развития отечественной системы образования.
Библиографический список
1. Федотова, Е.Е. Теория и практика подготовки к занятости учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений зарубежных стран (на опыте США, Германии, Дании): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Томск, 2003.
2. Молодежная безработица бьет рекорды [Э/р]. - Р/д: http://www.vedomosti.ru/career/news/1080531/molodezhnaya_bezrabotica_bet_rekordy
3. Молодежная безработица в России выше, чем в мире [Э/р]. - Р/д: http://www.dp.rU/a/2010/08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/
4. Образование заграницей: диплом в Германии [Э/р]. - Р/д: http://www.buydiplom.com/id_76.html
Bibliography
1. Fedotova, E.E. Teoriya i praktika podgotovki k zanyatosti uchathikhsya obtheobrazovateljnihkh shkol i professionaljno-tekhnicheskikh uchebnihkh zavedeniyj zarubezhnihkh stran (na opihte SShA, Germanii, Danii): avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tomsk, 2003.
2. Molodezhnaya bezrabotica bjet rekordih [Eh/r]. - R/d: http://www.vedomosti.ru/career/news/1080531/molodezhnaya_bezrabotica_bet_rekordy
3. Molodezhnaya bezrabotica v Rossii vihshe, chem v mire [Eh/r]. - R/d: http://www.dp.rU/a/2010/08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/
4. Obrazovanie zagraniceyj: diplom v Germanii [Eh/r]. - R/d: http://www.buydiplom.com/id_76.html
Статья поступила в редакцию 29.05.12
УДК 53(072)
Volkova N.G. INDIVIDUAL SELF-ACTUALIZATION OF TRAINEE IN TEACHING PHYSICS IN HUMANITARIAN PROFILE OF EDUCATION. The article is devoted to the problem of self-actualization of trainees from profile groups in the conditions of humanitarian profile education. Self-actualization aims on the development of interest in physics among students and increases their level of socialization. Also, self-actualization will allow students to expand the scope of professional self-determination.
Key words: actualization, self-actualization, individual self-actualization, problems of physics teaching in the humanitarian profile education, motivational factors, the resources of interest of the students own learning and cognitive activity, the personal meaning of the teaching, weighting factor of acquired knowledges.
Н.Г. Волкова, соискатель каф. ТиМОФ ЧГПУ, преп. физики ЧПК № 1, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ГУМАНИТАРНОМ ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена проблеме самоактуализации обучающихся профильных групп в условиях гуманитарного профильного образования. Самоактуализация нацелена на развитие интереса к физике у обучающихся и повышения их уровня социализации. Также самоактуализация позволит обучающимся расширить сферу профессионального самоопределения.
Ключевые слова: актуализация, самоактуализация, самоактуализация личности обучающегося, проблемы обучения физике в гуманитарном профильном образовании, мотивационные факторы, ресурсы интереса обучающихся к собственной учебно-познавательной деятельности, личностный смысл учения, фактор значимости приобретаемых знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки от 17 апреля 2012 г. № 413, важнейшей стратегической задачей образования определяет развитие человеческого капитала страны. В новом стандарте конечный результат образовательной деятельности российской школы фиксируется в портрете будущего выпускника. Выпускник должен обладать определенными компетенциями гражданина, а именно: должен быть гражданином, осознающим себя личностью, уважающим других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигающим взаимопонимания и успешно взаимодействующим
для достижения общественно-значимых результатов; активным и целенаправленно познающим мир, осознающим ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированным на образование и самообразование в течение всей своей жизни; владеющим основами научных методов познания окружающего мира, креативно и критически мыслящим, мотивированным на творчество и инновационную деятельность.
В положениях правительственного документа «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года» от 8 декабря 2011 г. № 2227-р также установлены приоритетные направления модернизации образования, нацеленные на повыше-
ние качества образования и конкурентоспособности выпускников, на развитие фундаментальных естественных наук, на формирование у обучающихся таких жизненных установок, как мобильность, стремление к постоянному обучению, к творческому решению проблемных задач. Таким образом, важнейшей задачей современного российского образования становится предоставление каждому обучающемуся, идущему по пути саморазвития, условий для самоактуализации, для проявления его индивидуальности.
Исторически понятие «самоактуализация» имеет неоднозначную трактовку. Самоактуализация была определена как «.процесс сотворения себя через самопонимание и самоопределение.» (Ф. Аквинский); как «.результат свободного саморазвития в культурной среде.» (П. Гольбах, Д. Дидро, Б. Спиноза); как «.развивающийся человеческий дух.» (Гегель); как «.процесс саморазвития личности, напрямую определяемый процессом обучения.» (И. Кант); как «.стремление человека реализовать себя в творческой деятельности.» (Н.А. Бердяев); как «.воля и сила человека, направленная на постоянную работу по капиталовложению в себя, в свои способности, деяния, воображение, мышление; состояние человека в процессе постоянного «зановорождения», постоянно открывающего в себе новые грани своей уникальности.» (М.К. Мамардашвили) [1, с. 10-14].
Стоит отметить то, что понятие «самоактуализация» состоит из двух слов, каждое из которых несет свое смысловое содержание. Определение частицы «само.» обозначает направленность действия на самого себя. Философский словарь трактует понятие «актуализация» (от лат. аctualis - деятельный) как понятие, означающее изменение бытия, переход бытия из состояния возможности в состояние действительности. В «Педагогическом словаре» под актуализацией понимается - «перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного состояния в явное, действующее». Целостное понятие «самоактуализации» дает «Словарь практического психолога». «Самоактуализация» - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. «Педагогическая энциклопедия» рассматривает самоактуализацию как извне существующие силы, направляющие развитие (личностных качеств) компетенций в некотором направлении; высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Предпринятый краткий анализ философских и методологических позиций в отношении понятия «самоактуализация» позволяет нам сформулировать следующее определение. Самоактуализация личности обучающегося - это стремление личности к осознанию, развитию и реализации собственных личностных особенностей и возможностей в познании и учении; смысла учебно-познавательной деятельности; собственного предназначения в условиях ответственного свободного выбора, творческой деятельности и саморазвития. Таким образом, можно сделать умозаключение о том, что самоактуализация личности обучающегося может стать существенным обстоятельством (фактором) в эффективной организации учебно-познавательной деятельности, движущей силой в развитии интереса к изучаемой предметной дисциплине, например к физике.
Физика, как основа естественнонаучного школьного образования, призвана наглядно объяснять ученикам причины физических явлений и процессов, применять изученные законы и закономерности на практике, учитывать законы природы для создания необходимых экологических условий жизни и труда, от которых зависят здоровье и долголетие людей. История развития цивилизованного общества показывает, что достижения физики существенно повлияли на быт и культуру человечества, привели к созданию таких инструментов, устройств и технологий, без которых трудно себе представить современный мир человека. Достаточно упомянуть современную энергетику, основанную на достижениях ядерной физики и электродинамики; технологию связи, основанную на достижениях теории электромагнитных волн и физики твёрдого тела; космическую технику, использующую всю мощь классической механики и современной вычислительной техники и др., чтобы убедиться в уникальных возможностях науки физики.
Однако большинство обучающихся в гуманитарном профильном образовании испытывают ряд сложностей при изучении основ единой физической картины мира. У них отмечается низкий уровень следующих компонентов предметных компетенций: сформированности физических понятий, знаний закономерностей, теорий; умений решать физические задачи; навыков перевода единиц измерения физических величин в между-
народную систему измерения (СИ); математических вычислительных умений.
Действительно, выбрав гуманитарный профиль обучения, обучающиеся выделяют для себя предметы «важные» и «неважные», и предмет «физика» проигрывает в этом выборе. Помимо слабой мотивации к изучению физики как непрофильного предмета, у них наблюдаются психологические проблемы: дискомфортное пребывание на уроках физики, неуверенность в собственных знаниях и возможностях, преждевременное прогнозирование «неудач», боязнь «глупо выглядеть» среди сверстников в процессе ответов или решения физических задач, тревожность при фронтальном опросе и контроле знаний по физике. Многие в процессе обучения прилагают недостаточные усилия, так как считают, что физика - сложный предмет, который могут освоить лишь самые способные. Как показало проведенное нами в период 2005 - 2012 гг. исследование, данная проблема возникает у обучающихся в гуманитарном профильном образовании из-за того, что в основной школе обучение физике преимущественно осуществлялось на репродуктивном уровне. Сложность физических понятий обучающиеся объясняют их абстрактностью. На уроках у них возникают учебные проблемы на этапах моделирования физических явлений и процессов, в применении способов научного познания, в изучении формальнологически изложенного содержания параграфов учебников. Как итог, большинство обучающихся не считают себя «успешными» на уроках физики, не осмысливают на качественном уровне содержание предмета, не стремятся преодолевать возникающие у них учебные проблемы, а значит предметная дисциплина «Физика» остаётся для них неинтересной.
Эти негативные тенденции можно переломить, создавая комплекс условий для эффективного обучения, самоактуализации и саморазвития обучающихся, формирования активного познавательного интереса к физике как к науке мировоззренческой, фундаментальной.
Основное дидактическое требование активного усвоения знаний в процессе обучения подтверждают работы российских педагогов-ученых Е.П. Ильина, Ш.И. Ганелина, И.С. Карасовой, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скатки-на, А.В. Усовой и др. В мировой дидактике исторически складывались концепции обучения, в которых утверждалось положение о необходимости совместной деятельности при передаче учителем знаний обучающимся. Речь шла о «естественном» развитии ребенка в процессе приобретения собственного опыта и о непрерывном умственном развитии в процессе активного и содержательного усвоения основ науки. Учеными доказано, что развитие активности и самостоятельности учащихся происходит в самостоятельной учебно-познавательной деятельности при наличии познавательной мотивации к учению и интереса к предметному содержанию.
В трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина и др. показано, что ученик перейдет на более высокий уровень развития, если организовать специальное обучение, которое должно идти впереди развития. Общепринятые представления о развитии психики обучающегося таковы, что появление нового в психике под влиянием обучения не представляет собой лишь надстраивание над существующим уровнем или вытеснение прежнего уровня новым. Возникающее новое и старое взаимодействуют, вызывая внутреннее противоречие в психике ученика и продвигая его развитие.
По нашему мнению, посредством учета психофизиологических особенностей обучающихся в процессе обучения и убеждения в ценности приобретаемых ими физических знаний возможно зарождение социально значимого интереса к предмету «Физика». В исследовании РЯ. Симонян показано, что познавательный и социальный мотивы могут породить социально значимый интерес к физике [2]. Следовательно, на уроках физики у обучающихся в гуманитарном профильном образовании эффективнее всего формировать мотивы к познавательной деятельности через мотивационные факторы социального мотива: осознанный социально значимый конечный результат деятельности; привлекательность самого процесса деятельности как процесса общения, взаимодействия; ситуация успеха, как регулятор социальных ролей в группе; мотивация вознаграждения как ожидание социальной оценки; удовлетворенность в познании и общении.
Психологи и педагоги отмечают, что на социальном и познавательном мотивах ученика основывается его мотивация к учению по физике. Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение ученика, его направленность и активность, основывается на стремлении ученика удовлетво-
рить социальную и познавательную потребности. Но сформировать мотивы к учению возможно лишь при условии, что обучающиеся будут убеждены в необходимости приобретаемых знаний, в их неоспоримой ценности, злободневности, насущности, жизненности для человека, человеческой цивилизации.
Отметим, что, с одной стороны, ценности личности связаны с общественными нормами, ценностями окружающего социума, с другой стороны, отражают субъективное отношение к ним самого человека. Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился (А.К. Маркова). В этом случае обучение физике должно быть нацелено на формирование личностного смысла учения - внутреннего отношения обучающихся к содержанию предмета «Физика», а также к учению, связанному с познанием объективной значимости этого содержания для окружающего социума.
Интерес к предметному содержанию является ведущим мотивом учебно-познавательной деятельности ученика. В работе «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся» Г.И. Щукина отмечает: «то, что изучается по принуждению, забывается при первом удобном случае» [3, с. 83]. По мнению Н.А. Менчинской наличие интересов школьников можно считать показателем их общего развития. Под влиянием интереса познание принимает для человека «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), опираясь на интерес, вся деятельность ученика становится плодотворной (Б.Г. Ананьев). К тому же, интерес к деятельности снимает утомление: несмотря на трудности, сложность и длительность работы, ученик доводит ее до конца [3].
Таким образом, в процессе обучения интерес к физике должен преимущественно вырастать из потребности ученика знать физику, уметь ориентироваться в действительности. Однако результаты исследований показывают, что обучающиеся в гуманитарном профильном образовании имеют низкий уровень потребности знать физику, она им неинтересна. Следовательно, учитель физики призван создавать комплекс условий для самоактуализации личности обучающегося в процессе учебно-познавательной деятельности по физике творческого характера с учетом психофизиологических особенностей каждого обучающегося. Инструментами для этого необходимо выбрать актуализацию социального мотива, а через него познавательного. Тогда обучение физике станет интересным и для «гуманитарного» ученика.
По мнению Г.И. Щукиной, активное состояние интереса определяется стремлением учителя находить внешние и внутренние ценные ресурсы интересного обучения. Внешними ресурсами, определяющими интерес обучающегося к физике, являются: уровень квалификации учителя физики, возможность его постоянного самообразования; уровень оснащенности кабинета физики демонстрационным и лабораторным оборудованием, цифровыми образовательными ресурсами; наличие образовательных программ, современных дидактических пособий; адекватность применяемых методов и приемов обучения, способов организации учебно-познавательной деятельности, характера и уровня учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Внутренними ресурсами, не менее значительно влияющими на интерес обучающихся к предмету «Физика», являются волевые качества, сосредоточенное внимание, целевые установки, логика действий, попытки составить и реализовать план действий, адекватное знание самого себя, уверенность в своих возможностях. С этой целью в атмосфере безусловного уважения учителя к своим ученикам необходимо на уроках физики создавать такую развивающую среду, в которой последние будут иметь возможность для самоактуализации своей личности в процессе изучения физических явлений и законов, обнаружения явной взаимосвязи приобретаемых знаний, умений, навыков с жизнью.
В этом случае важнейшим стимулом интереса к изучению физики выступает фактор значимости приобретаемых знаний. Поставленная учителем цель на урок будет трансформироваться в познавательные мотивы в условиях твердой убежденности обучающихся в возможности использовать полученные знания в жизни. В этой связи закономерны вопросы обучающихся в гуманитарном профильном образовании: «Зачем мне нужно это знать?», «Что предполагает это знание для меня и общества?», «В чем смысл способа научного исследования?», «Какова роль физического знания в развитии науки?», «Какое место в общественной и личной практике занимает данное физическое знание, решение конкретной физической задачи?». Другими словами, выявление значимости научного открытия, решаемой физической задачи - ключ к сознательному учению, к интересу познавать.
Внешними ресурсами интересного обучения для каждого обучающегося, на наш взгляд, являются также разные, но природосообразные способы передачи информации. Например, диалогические методы обучения, метод проектов, проблемное обучение, семинары-дискуссии, конференции, когнитивное конструирование, игры (организационно-деятельностные, деловые, интерактивные), комплексные дидактические задания, тренинги (рефлексивности, самопознания и обучения, личностного роста). С их помощью учитель физики способен постоянно обновлять содержание, способы и формы самостоятельной работы обучающихся через раскрытие известного ранее под новым углом зрения, через решение аналогичной задачи новыми средствами с тем, чтобы заставить обучающихся пересматривать прежние пути, искать иные, более рациональные. В таком случае учебно-познавательная деятельность вызывает у обучающихся состояние ожидания от обучения чего-то нового, особенного, интересного каждому из них. В свою очередь, активный процесс изучения физических явлений и процессов обучающимися в условиях систематического становления и углубления познавательного интереса способен приносить им озарение, новые радости познания и осознание своего личностного развития.
Важно отметить, что изучаемый окружающий мир не столь рационален в действительности. Он наполнен человеческими отношениями, включающими в себя приобретенный опыт, в котором немаловажную роль играет опыт переживаний, чувств -эмоциональная составляющая личности. Сильный побудитель познавательного интереса к физике заметно проявляется у обучающихся в общении во время дискуссии. Сравнение и оценка собственных успехов и достижений других обращает обучающихся к самопознанию.
Однако в психологической природе интереса есть не только интеллектуальная и эмоциональная составляющие, но и регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать трудности в процессе учения. Прогрессивные педагоги прошлого отмечали, что стимуляция учеников к преодолению трудностей основана на интересе к сущности изучаемого предмета, а не к внешним его прикрасам. Подлинный интерес возбуждается активной работой мысли, сопряженной с решением сложных задач в ходе самостоятельной работы, требующей от обучающихся самоактуализации, активного информационного, исследовательского поиска, использования воображения, оперирования обобщенными умениями, творческого решения.
Стоит отметить ведущую роль «слова» в познании, формирующего мысль, проникающего во внутренний план действий, участвующего в создании «внутренней среды». Правильное осознание физических понятий обучающимися позволяет диалектически соединять яркое, образное, выражать тонкие эмоциональные, личностные процессы и совершать глубокие обобщения. Введенное новое физическое понятие - слово, с которым в житейском обиходе ученик встречался не раз, должно «зазвучать» для него по-новому в точном, лаконичном определении, обращенном одновременно к разуму и чувствам. Основные условия успешного усвоения понятий обучающимися, методика изучения качества усвоения понятий обучающимися, планы обобщенного характера при изучении явлений, физических величин, законов, теорий, приборов и установок подробно описаны в монографии А.В. Усовой [4]. Содержательная и процессуальная стороны обучения при изучении фундаментальных физических теорий обучающимися средней школы раскрыты И.С. Карасовой [5].
По-нашему мнению, при использовании обобщенных планов на уроках физики в гуманитарном профильном образовании важно учесть порядок раскрытия пунктов. По результатам нашего исследования, «гуманитариям» важно начинать изучение физического явления с пункта об использовании данного явления на практике, и лишь затем раскрывать внешние признаки явления и другие компоненты обобщенного плана, установленного А.В. Усовой. Такой методический прием приводит к самоактуализации личности обучающегося на уроках физики в гуманитарном профильном образовании, показателями чего являются социально значимый интерес к изучению физических явлений, ясно понимаемые цели обучения, значимый познавательный мотив; мобильность в обобщении; обладание специальными умениями; свободное оперирование физическим содержанием; высокая организация учебных действий; удовлетворенность в познании и общении.
Итак, в процессе обучения учитель физики может эффективно осуществить самоактуализацию личности обучающегося в гуманитарном профильном образовании, если создаст для каждого обучающегося комплекс условий: своевременную диагностику психофизиологических особенностей и возможностей; учет вне-
шних и внутренних ценных ресурсов интереса к собственной учебно-познавательной деятельности; учет эмоциональности субъектов образования; формирование регулятивных механизмов; удовлетворенность познавательных и социальных мотивов.
В свою очередь, создаваемый учителем на уроках физики комплекс условий поможет обучающемуся осознать, развить
Библиографический список
и реализовать личностные особенности и возможности в познании и учении; осмыслить собственную учебно-познавательную деятельность, собственное предназначение в условиях ответственного свободного выбора образовательной траектории и жизненного пути, осуществить творческую деятельность и саморазвитие.
1. Пахтусова, Н.А. Основы профессионально-личностной самоактуализации будущего педагога: учеб. пособие. - Челябинск, 2010.
2. Симонян, РЯ. Методика управления учебно-познавательной деятельностью учащихся по физике в условиях предпрофильного образования: дис. .канд. пед. наук. - Челябинск, 2004.
3. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М., 1988.
4. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий. - М., 2007.
5. Карасова, И.С. Фундаментальные физические теории в средней школе (содержательная и процессуальная стороны обучения): монография. - Челябинск, 1997.
Bibliography
1. Pakhtusova, N.A. Osnovih professionaljno-lichnostnoyj samoaktualizacii buduthego pedagoga: ucheb. posobie. - Chelyabinsk, 2010.
2. Simonyan, R.Ya. Metodika upravleniya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnostjyu uchathikhsya po fizike v usloviyakh predprofiljnogo obrazovaniya: dis. .kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2004.
3. Thukina, G.I. Pedagogicheskie problemih formirovaniya poznavateljnihkh interesov uchathikhsya. - M., 1988.
4. Usova, A.V. Formirovanie u shkoljnikov nauchnihkh ponyatiyj. - M., 2007.
5. Karasova, I.S. Fundamentaljnihe fizicheskie teorii v sredneyj shkole (soderzhateljnaya i processualjnaya storonih obucheniya): monografiya. - Chelyabinsk, 1997.
Статья поступила в редакцию 13.07.12
УДК 37.013.77
Gunzunova B.A. CONCEPTUAL MODEL OF SYSTEM OF SELF-CONTROL OF EMOTIONAL CONDITIONS IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY. In the article the state-of-the-art review of theory-methodological approaches to research of system self-control of the subject of activity the analyse is given. The model of system of self-control of emotional conditions of pedagogical workers is presented. The importance of a question of regulatory profile of self-control affirms as professional pedagogical activity is given.
Key words: conceptual model, system self-control, subject of pedagogical activity, self-control determinants, individual styles of self-control, regulatory profile of the teacher.
Б.А. Гунзунова, доц. каф. общей и социальной психологии БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дан аналитический обзор теоретико-методологических подходов к исследованию системной саморегуляции субъекта деятельности. Представлена модель системы саморегуляции эмоциональных состояний педагогических работников. Утверждается значимость вопроса регуляторного профиля саморегуляции в профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: концептуальная модель, системная саморегуляция, субъект педагогической деятельности, детерминанты саморегуляции, индивидуальные стили саморегуляции, регуляторный профиль педагога.
Изучение личности педагога, продуктивности и эффективности его профессиональной деятельности является одной из наиболее глобальных и актуальных задач для современной психологической науки и практики. Профессиональное функционирование педагогов является эмоционально напряженным видом социальной активности и входит в группу профессий с постоянным присутствием негативно выраженных стрессоров. Хроническая эмоциональная насыщенность профессиональной деятельности требует от педагога наличия больших резервов самообладания, навыков саморегуляции. В связи с вышеизложенным, наиболее перспективным является направление, связанное с применением системного подхода к анализу педагогической деятельности, а также с построением моделей этой деятельности.
Разработка методологии и теории данной области научного знания и практики должна представлять собой логически стройный понятийный аппарат, состоящий из ряда взаимосвязанных между собой научных категорий отражающий и объединяющий современные представления философии, педагогики, общей психологии и т.д. Исследования философов и психологов позволяют зафиксировать набор понятий и дефинитивное описание теоретических концептов, отражающих разработанную нами концептуальную модель системы саморегуляции эмоциональных состояний субъекта педагогической деятельности.
Изложение научных основ системы саморегуляции мы начнем с понятия «концепция» (от лат. сonceptio - «понимание»,
«система»), в философском толковании трактуется как определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея, ведущий замысел содержание которой раскрывается через ряд принципов (лат.principium - основание) или основных исходных научных положений какой-либо концепции [1]. Концептуальный аспект теоретического знания выражает, прежде всего, парадигмаль-ное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, то есть определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе порождающей идеи системных понятий (базовых концептов). Концепт являет собой образ, представленный в знаково-символичной системе (тезисный, схематичный, рисуночный) и имеющий гипотетический и прогностический характер «смыслового поля». В нашем исследовании под концептом будем понимать содержательный образ темы исследования, общую идею системы саморегуляции эмоциональных состояний у субъектов педагогической деятельности. Понятие «модели» (лат. modulus - мера, образец) в широком смысле означает любой образ, аналог (описание, схема) какого-либо объекта, процесса или явления. Моделирование значительно расширило возможности других методов исследования профессионализма, как «способ, прием познания, позволяющий посредством системы, искусственно созданной человеком, воспроизвести другую более сложную систему, являющуюся объектом непосредственного исследования» (Б.М. Кедров). На смыс-