УДК 378 : 159.923 - 057.8
Иванова В.М.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
В статье рассмотрены вопросы организационно-системного аспекта образовательной поддержки педагогом процесса самоактуализации студентов в учебной деятельности. В соответствии с логикой образовательной поддержки определены фазы самоактуализации студентов. Приведено описание образовательной поддержи в учебной деятельности.
Ключевые слова: образовательная поддержка, самоактуализация, образовательное взаимодействие, образовательная деятельность, личностные смыслы, фазы самоактуализации.
Педагогическая система, ориентированная на студента, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих студенту раскрыть личностный потенциал, не навязывая ему свое их видение.
Определив образовательную поддержку адекватным дидактическим средством для развития самоактуализации, мы прежде всего обратились к имеющимся толкованиям понятия «поддержка». В Толковом словаре В. Даля это слово связывается со значением глагола поддержать, «поддерживать» - служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой - всем, что придает крепость, прочность, силу. Другими словами, это действие, которое не дает прекратиться, нарушиться тому, что движется, находится в динамике.
Слово «поддержать» имеет несколько синонимов: помочь, прийти на выручку, пособить.
Выделенные семантические значения понятий «поддержка», «поддержать» задают определенные педагогические смыслы:
- помочь другому обрести уверенность;
- подкрепить то положительное, что есть в личности;
- удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
Поддержка в широком социокультурном контексте рассматривается как естественный акт содействия кому-либо в самоопределении и самореализации (Н.Б. Крылова). Будучи явлением универсальным, поддержка возможна в разных условиях при наличии содействия процессам, базирующимся на относительной автономии личности, ее самодеятельности и
саморазвитии. В педагогической и психологической литературе выделяются разные виды поддержки, отличающиеся друг от друга по содержанию и формам: педагогическая, психологическая, нравственная, образовательная, акмеологическая и т. д.
Научная идея и научное понятие педагогической поддержки как педагогической помощи детям в решении их индивидуальных проблем (здоровье, учение, отношение, жизненное самоопределение) были рассмотрены современной педагогической литературой как:
- превентивная и оперативная помощь человеку, направленная на решение его проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, с обучением, с жизненным и профессиональным самоопределением (Т.В. Анохина и др.);
- педагогическая деятельность, обеспечивающая процессы становления индивидуальности человека (В.П. Бедерханова, О.С. Газман и др);
- особый вид взаимодействия, способствующий преодолению трудностей девиантного поведения (С.А. Расчетина);
- дифференцированная, адресная помощь дезадаптированному подростку (С.В. Бойкова);
- сопровождение ребенка (Е.И. Казакова);
- принцип жизни образовательного учреждения (С.М. Юсфин);
- взаимодействие учителя и ученика, направленное на организацию пространства в обучении и воспитании, выступающего условием для самопознания детьми себя (Г.А. Давыдов).
Педагогическая поддержка - это ответ воспитателя на доверие воспитанников; помощь воспитанникам, которые нуждаются в поддержке, часто не осознавая этого.
Г.А. Давыдов предлагает рассматривать педагогическую поддержку как последователь-
ность определенных ситуаций. Например, контактное взаимодействие воспитателя с воспитанником; диалог между ними, направленный на возникновение потребности рассказать о себе; включение воспитанника в общение с другими сверстниками, совместную работу над проблемой (если это может помочь в ее разрешении) или взаимодействие «лицом к лицу». Представляют интерес модели индивидуальной и личностной педагогической поддержки, предложенные Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневичем.
Мнения ученых о необходимости помощи студентам в самоактуализации приводят к необходимости организации образовательной поддержки. Е.И. Горячева подчеркивает, что условиями, обеспечивающими успешность самоактуализации, являются: помощь в определении средств и способов деятельностной самореализации; учет индивидуальных особенностей и дифференцированная работа с обучаемыми; опора преподавателя на субъективный опыт воспитанников, включение рефлексии, в том числе групповой; совместная интерпретация результатов диагностики и самодиагностики; возможности свободной коммуникации для информационного проблемного обмена; фасилитирования в установлении разрывов между «Я» - реальным и «Я» - идеальным, «Я хочу» и «Я могу» [6].
В понятии «образовательная поддержка» Э.Р. Саитбаева подчеркивает ряд важных моментов. Образовательная поддержка содействует образованию личности, обеспечивает образовательный эффект, который состоит в обретении человеком своего «человеческого образа», в выборе, конструировании, проектировании направлений своего развития, в нахождении способа построения собственной жизни. Образовательная поддержка содействует человеку в нахождении, осознании, постановке, осуществлении собственных целей, связанных с образованием, саморазвитием и самоактуализацией [7]. Сегодня можно говорить о складывающихся подходах к выявлению закономерностей образовательной поддержки. Исходя из понимания образования как гуманитарного образования, обеспечивающего готовность выпускника к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опытом самореализации в осуществлении профессиональной деятельности, можно утверж-
дать, что выпускник современного вуза должен быть готов не только к своей профессиональной деятельности, но и к значительно более широкой сфере «человек - общество - человек». На первый план выдвигается вопрос об организации образовательной поддержки, создающей необходимые условия для развития потребности в самоактуализации студента, системы «синтезирующей», а не «расчленяющей» человеческое мировоззрение. Поиск такой системы средств - это по существу и есть поиск способа возвращения образованию его ценностной сущности. И в этом отношении образовательная поддержка могла бы стать основным «цементирующим» элементом педагогического процесса.
Прежде чем определить роль и место образовательной поддержки в учебном процессе, уточним понятие «образование» и его роль в формировании мировоззрения людей в современной социальной и исторической ситуации.
Образованность понимается как внутреннее свойство человека, которое развивается под влиянием внутренних и внешних объективных и субъективных факторов; характеризует способность человека к решению жизненно важных задач на основе освоения им общей культуры и социального опыта.
Прежде всего, «образование» есть придание образа в смысле развертывающегося формирования. С другой стороны, такое образование образует (формирует), заранее соизмеряя образуемое в оглядке на некую образцовую меру, которая зовется поэтому «прообразом». Образование есть вместе с тем и формирование, и введение в определенный образ».
Оказывая образовательную поддержку процессу самоактуализации студентов, образование становится сферой, в которой создаются прецеденты и образцы самоактуализации, в которой наряду с передачей культурных образцов передаются способы самоактуализации, опирающиеся на рефлексию деятельности и анализ ее последствий.
Понятие «образовательная поддержка» позволяет акцентировать роль социальных институтов образования в поиске и нахождении человеком своего образа и места в мире.
Процесс самоактуализации характеризуется некоторой стадийностью и протяженностью во времени. Это позволяет констатировать тот факт, что на каждом определенном этапе разви-
тия личности уровень ее самоактуализации будет изменяться под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов.
Задача современного педагога, таким образом, заключается в том, чтобы содействовать наиболее быстрому и «безболезненному» переходу личности на качественно новый уровень самоактуализации, нивелируя при этом негативные тенденции личностного развития обучающегося. Успешность самоактуализации на том или ином уровне развития личности студента может быть обеспечена образовательной поддержкой.
Содержание образовательной поддержки включает:
- информацию о содержании, структуре, механизмах и критериях самоактуализации студента в учебной деятельности, прецеденты самоактуализации, зафиксированные в культуре, и способы их осмысления; способы организации взаимодействия личности с индивидуальным опытом принятия ответственных решений, выступающие в качестве когнитивной основы самоактуализации;
- ценностные основания процесса самоактуализации студентов, выступающие в качестве аксиологической основы самоактуализации.
- способы обеспечения субъектных проявлений студентов в учебной деятельности, составляющие действенную основу самоактуализации студентов.
В данном контексте образовательная поддержка может выступать как особый тип «врачевания». Когда человек начинает пробовать себя в разных сферах творчества, встречает трудности, но, оказываясь в атмосфере доброжелательности и понимания, когда вместе с ним раздумывают, ищут ответы на «вечные» вопросы, он начинает по-иному видеть себя и по-иному оценивать свои возможности. Находя опору в самом себе, он ощущает внутреннюю свободу, способность строить добрые взаимоотношения с людьми, противостоять «социальным болезням», творчески самосовершенствоваться, самореализовываться и самоактуализироваться.
Образовательная поддержка процесса самоактуализации в учебной деятельности - это система способов организации образовательных взаимодействий, способных создавать такое сочетание образовательной деятельности, которое обеспечивает возможность для рождения нового
знания, значимого для личности, способствующего расширению смысловых границ, новому смыслотворчеству, а значит и актуализации заложенных в человеке сил и возможностей.
Структурно-организационные компоненты взаимодействия соединяют в организованные формы образовательной деятельности ее участников с необходимым инструментарием постижения нового познавательного опыта и служат обеспечению продуктивных образовательных действий участников, которые показаны в таблице 1.
Идея образовательной поддержки не противоречит существовавшим и существующим лич-ностно ориентированным подходам в образовании. Она в определенной степени встраивается в них, но в тоже время развивает, причем развивает в двух смыслах. Во-первых, конкретизирует, указывая определенные сферы-задачи лич-ностно ориентированной педагогической работы, прописывая ее логику и технологию. Во-вторых, и это теоретически самое интересное и важное, она имеет свои собственные конкретные психолого-педагогические основания(идеи свободо-сообразности и свободоспособности, идея самоопределения как ядра личностного развития, идея поддержки актуального и потенциального, идея индивидуализации и социализации как целостного контекста развития человека).
Таким образом, способы образовательной поддержки процесса самоактуализации студентов университета состоят в передаче путей, посредством которых мы можем помочь студенту стать тем, кем он способен стать. Студенты без исключения должны быть вовлечены в какое-то дело в учебной деятельности, которое является чем-то очень ценным для них, своего рода призванием. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску подлинных, предельных ценностей бытия-истины, красоты, добра, совершенства. Способы образовательной поддержки процесса самоактуализации студентов стимулируют процесс самоактуализации, развивают потребностно-мотивационную сферу личности и создают необходимые условия для развития здоровых потребностей и мотивов деятельности, в передаче, трансляции способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.
Для обоснования последовательности различных видов учебной деятельности в модели-
ровании процесса самоактуализации в условиях образовательной поддержки за основу взят аксиологический подход к процессу развития личности А.В. Кирьяковой [1], [2], на основании которого нами выделены следующие фазы самоактуализации:
- присвоение эталонов деятельности;
- преобразование целей, мотивов деятельности;
- подтверждение соответствия Образа собственного Я в новых условиях;
- проектирование индивидуальных образовательных маршрутов.
При отборе преподавателем содержания учебной деятельности студентов для образовательной поддержки учитывалась необходимость создания ситуаций, которые требуют
трансформации привычных видов учебной деятельности, предполагают поиск новой модели деятельности и поведения. В соответствии с логикой образовательной поддержки определялись фазы самоактуализации студентов.
Первая фаза - присвоение студентами знаний об объективной действительности с точки зрения целостного представления о своих возможностях по выполнению учебной деятельности при усвоении материала темы занятия. Студент осуществляет рефлексию по оценке такого опыта с разных точек зрения, пытаясь выявить его назначение в самоактуализации.
Вторая фаза - преобразование студентами своей учебной деятельности по следующим параметрам: отбор содержания деятельности, выбор средств обучения, обоснование мотива-
Таблица 1. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета
ОБЛАСТЬ РЕФЕРЕНЦИИ Личностные смыслы ^ Общественные интересы ^ Социальные требования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Коммуникативное Полемическое Информационное Культурно-образовательное Исследовательская деятельность - результат интеллектуальный продукт
Проектная деятельность - индивидуальный образовательный маршрут, учебный проект, собственная модель самоактуализации
Конструктивная деятельность создает благоприятные условия для развития действий перцептивного и интеллектуального моделирования свойств и отношений предметного мира благодаря подключению к ориентировке в этих свойствах специальных средств познания - эталонов (обобщенных образов моделируемых объектов), существующих в общественном опыте
Элементы исследовательской, проектной и конструктивной деятельности
Мыследеятельностные выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия
Презентационные построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе
Коммуникативные слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус
Поисковые находить информацию по каталогам, контекстный поиск в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов
Информационные структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск
Компоненты учебной деятельности
Творческий - реализуется в создании собственных моделей учебной деятельности Репродуктивный - служит для воспроизведения наличного опыта воспитательной деятельности поколения
ции, способов организации и управления учебной деятельностью. Взаимодействие студентов в учебной деятельности позволяет добавить к своим собственным выводам теоретические конструкции других. Эти выводы и конструкции приводят к проекту решения учебной задачи.
Третья фаза - подтверждение на практике правильности разработанного студентами проекта решения учебной задачи по совершенствованию личностного потенциала как соответствия образа собственного Я новым условиям.
Четвертая фаза - проектирование изменений собственной личности, необходимых для решения возникающих учебных задач по выбору и принятию решения о деятельности студентов в возникшей образовательной ситуации. Происходит защита проекта реализации личностного потенциала при выполнении учебного задания, отбор средств достижения планируемого результата, излагается ведущий замысел самоподготовки студентов к познанию себя.
Все четыре фазы объединены общим дидактическим принципом - акцентуацией переноса внимания с содержания деятельности на способы выполнения деятельности, которая требует самооценки внутренних ресурсов личности, реализации механизмов сознательного управления своей деятельностью и поведением при решении учебных задач.
В ходе теоретических исследований было выявлено, что хотя стремления к позитивному самоизменению и продуктивному выстраиванию себя заложены в человеке природой, эффективность протекания самоактуализации студента зависит, с одной стороны, от внутренней готовности обучающихся к самоактуализации, а с другой - их включением в учебную деятельность, ориентированную на выражение себя в направлении все большей сложности. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили наличие тесной связи между уровнями учебной деятельности и уровнями самоактуализации студентов, позволив сделать вывод о том, что чем продуктивнее учебная деятельность, тем результативнее самоактуализация. Следовательно, в учебной деятельности студентов ведущей является ориентация не просто на знания, а «на поиск смысла». На первом уровне учебной деятельности, который соответствует первому уровню самоактуализации, этот поиск происходил при оказании образователь-
ной поддержки. На втором уровне учебной деятельности, соответствующем второму уровню самоактуализации, студенты понимали, чем материал значим для них, пытались ставить цели занятий, личные цели, сценарий занятия, элементы учебной информации. На данном уровне студенты нуждаются в образовательной поддержке в меньшей степени. На третьем уровне учебной деятельности и соответственно на третьем уровне самоактуализации студенты могут самостоятельно выбирать и реализовы-вать свое дальнейшее образование, строить межличностные и деловые отношения.
Реализация на практике образовательной поддержки педагогом процесса самоактуализации студентов на каждой фазе учебной деятельности привела к выявлению объективных затруднений, испытываемых студентами в освоении данной деятельности. Познавательные затруднения возникают по различным причинам в процессе учебной деятельности. Так, в процессе диалоговой интерпретации присоединения России к Болонской конвенции отдельные студенты, находящиеся на уровне осознания необходимости самоактуализации, уклонились от участия в работе, мотивировав это отсутствием интереса к проблеме, не имеющей практической значимости в образовании России, но доказать неприемлемость декларации не смогли. Другие студенты данного уровня и их сокурсники, находящиеся на уроне активной саморегуляции, напротив, единообразно обсуждали тему как очевидный прогресс российского образования, не видя в декларации недостатков. Их интерпретации сводились к выводу, что достоинства Болонского процесса очевидны и в анализе он не нуждается, сожалели, что Россия не подписала декларации раннее. Несогласие студентов, находящихся на уровне деятельной самореализации, с данной интерпретацией оказало различное влияние на поведение субъектов первых двух уровней: представителей первого уровня смутило («не пониманию, что вы обсуждаете») и вызвало агрессивную реакцию представителей второго уровня («Как можно критиковать декларацию, которая была признана ведущими странами Европы!»). Таким образом, познавательные затруднения проявляются у студентов как апатия, неуверенность, закрытость, боязнь публичной демонстрации своего знания. В случае со студентами, находя-
щимися на уровне осознания необходимости самоактуализации, образовательная поддержка в преодолении познавательных затруднений заключается в «провоцировании» интереса к знанию как объекту интерпретирования и основывается на понимании того, что «предмет диалога всегда лежит в контексте личностных целей, интересов, смыслов собеседников» [3, с. 124].
Интеллектуальные затруднения объясняются недостаточной развитостью потребности в самоактуализации. Так, в практическом опыте при рассмотрении мнения Л.Н. Толстого о том, что воспитание всегда насилие над личностью ребенка, студенты начинают описывать роль воспитания личности в настоящее время, ее необходимость, а также описывать воспитание как общественное явление. Но лишь студенты уровня деятельной самореализации предлагают интерпретацию: «Свободное воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса». Такая интерпретация не сразу понятна студенту, находящемуся на уровне осознания необходимости самоактуализации, вызывает эмоциональную вспышку, так как она не вписывается в его установку: «Воспитанник не всегда согласен с позицией, которую по отношению к нему занимает взрослый или воспитатель!». Студенты уровня активной саморегуляции, включившись в диалог, интерпретируют данную идею как имеющую право на существование теоретически, но не осуществимую на практике в России. Идея свободного воспитания кажется прогрессивной и гуманной. Она еще никогда и нигде не была широко реализована. Хотя и заложена в Законе «Об образовании» Российской Федерации. Вместе с тем она остается утопической для России до тех пор, пока не подкреплена технологически и методически. Эмпирический опыт студентов уровня осознания необходимости самоактуализации отсутствует, следовательно, отсутствует база интерпретации знания. Студенты уровня активной саморегуляции обозначили роль воспитания в системе образования. Однако никто из участников ситуации диалога не вышел на уровень обсуждения проблемы с учетом принципиально нового состояния взаимоотношений
«человек - воспитание - человечество». Выявленные в процессе учебной деятельности студентов интеллектуальные затруднения также требуют дифференциации способов образовательной поддержки в зависимости от их уровня самоактуализации. Каждый студент в состоянии осуществить самоактуализацию смыслов и ценностей, собственных представлений о себе и окружающем мире. Ориентация на процесс познания как ценность и самоактуализацию студента и есть аксиологическое становление или развитие личности, который ведет к формированию целостно-непротиворечивой картины мира становящейся индивидуальности. Включая все эти аспекты, фазная схема развития в образовательном процессе дает свободу преподавателю в исследовании более широкого круга возможностей и в выборе тех, которые наиболее соответствуют ситуации на занятиях. Модель развития личности указывает возможный способ использования в учебной деятельности процессов, приводящих к развитию аксиологического потенциала личности студента университета.
Таким образом, структура образовательной поддержки самоактуализации студентов представлена компонентами взаимодействия, которые соединяются в организованные формы образовательной деятельности ее участников с необходимым инструментарием постижения нового познавательного опыта и служат обеспечению продуктивных образовательных действий участников. Студенты без исключения должны быть вовлечены в какое-то дело в учебной деятельности, которое является чем-то очень ценным для них, своего рода призванием. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску подлинных, предельных ценностей бытия-истины, красоты, добра, совершенства. Способы образовательной поддержки процесса самоактуализации студентов стимулируют процесс самоактуализации, развивают по-требностно-мотивационную сферу личности и создают необходимые условия для развития здоровых потребностей и мотивов деятельности, в передаче, трансляции способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.
11.12.2012
Список литературы:
1. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с. - ISBN 5-85859-025-X
2. Кирьякова, А. В. Реализация аксиологического подхода в университетском образовании / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая // Высшее образование в России. - 2010. - № 5. - С. 124-128 .
3. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. -М. : Логос, 1999. -124 с.
4. Иванова, В. М. Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов / В. М. Иванова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 4. - С. 207-215.
5. Иванова, В. М. Образовательная поддержка как средство развития процесса самоактуализации студентов / В. М. Иванова // Образование и саморазвитие. - 2008. - № 2 (8) . - С. 19-24.
6. Горячева, Е. И. Концепция самореализации как основной гуманистической педагогики / Е. И. Горячева // Проблемы проектирования образования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. - М.,1995. - С. 149-153.
7. Саитбаева, Э. Р. Научно-педагогические основы самоопределения педагога-профессионала : монография / Э. Р. Саитба-ева. - М. - Оренбург : ООИПКРО, 2001. - 374 с.
Сведения об авторе:
Иванова Валентина Михайловна, доцент кафедры общей педагогики Оренбургского государственного
университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. 8 (3532) 372576, e-mail: [email protected]
UDC 378 : 159.923 - 057.8 Ivanova V.M.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
THE STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL SUPPORT OF UNIVERSITY STUDENTS' SELF-ACTUALIZATION
This article covers the questions of education support organizational system aspect by professor in students' self-actualization process during academic work. Following the logic of education support the students' self-actualization stages were determined. The description of education support in academic work is given.
Key words: education support, self-actualization, educational interaction, educational activities, personal meanings, self-actualization stages.
Bibliography:
1. Kiryakova, A. V. The theory of personality's orientation in scope of values / A. V. Kiryakova. - Orenburg, 1996. - 188 p. -ISBN 5-85859-025-X
2. Kiryakova, A. V. The realization of axiological method in university education / A. V. Kiryakova, T. A. Olkhovaya // Higher education in Russia. - 2010. - № 5. - P. 124-128 .
3. Serikov, V. V. Education and personality. Theory and education systems planning practice / V. V. Serikov. - M. : Logos, 1999. - 124 p.
4. Ivanova, V. M. Self-actualization of senses and values in student's academic work / V. M. Ivanova // Siberian educational journal. - 2008. - № 4. - P. 207-215.
5. Ivanova, V. M. Education support as a development means of student' self-actualization process / V. M. Ivanova // Education and self-development. - 2008. - № 2 (8). - P. 19-24.
6. Goryacheva, E. I. Self-development conception as a basis of humanistic aspect in pedagogics / E. I. Goryacheva // The problems of education planning in graduate assistants' research works. IPI RAO for 1994 - M.,1995. - P. 149-153.
7. Saitbaeva, E. R. Educational research self-determination bases of expert-professor's : monograph / E. R. Saitbaeva. -M. - Orenburg : OOIPKRO, 2001. - 374 p.