Научная статья на тему 'Конкурс профессионального мастерства как элемент процесса самоактуализации будущего педагога'

Конкурс профессионального мастерства как элемент процесса самоактуализации будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГ / РАЗВИТИЕ / УСПЕХ / КОНКУРС / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / SELF ACTUALIZATION / PERSONALITY / TEACHER / DEVELOPMENT / SUCCESS / COMPETITION / PROFESSIONALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колпакова А. Н.

Современная ситуация социального, экономического и политического развития страны обусловливают требования общества к адаптивной и креативной личности учащегося, способного максимально реализоваться в жизни и быть в ней эффективным. Теория самоактуализации, описывающая основные качества такой личности становится тем ориентиром, на основе которого выстраивается стратегия личностного развития. Однако, сформировать самоактуализирующуюся личность может только субъект, владеющий данными механизмами, как в теории, так и на практике. Приводятся данные исследования педагогов, направленные на выявление их уровня самоактуализации, и рассматриваются предпосылки для включения в деятельность педагога механизмов, приводящих к актуализации в реализации их способностей. Одним из вариантов этого является конкурсная деятельность. В качестве примера приводится работа в рамках проведения конкурса студенческого педагогического мастерства в НовГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILLS CONTEST AS PART OF FUTURE TEACHERS’ SELF-ACTUALIZATION PROCESS

The current situation of the national social, economical and political development determines the requirements of the society for forming the adaptive and creative student personality, who will be able to fulfill their potential and achieve things they want most in life. The theory of self-actualization, describing the essential qualities of such a personality, is a basis for building the strategy of personal development. However, only a person who theoretically and practically possesses these competences, can form a self-actualizing personality. The article presents research data for the identification of the teachers’ self-actualization level and discusses the preconditions for inclusion the mechanisms leading to actualization in the implementation of their abilities into the teacher’s activity. The competitive activity is one of the possible options. As an example of such work, the contest of pedagogical skills in the Novgorod State University is presented.

Текст научной работы на тему «Конкурс профессионального мастерства как элемент процесса самоактуализации будущего педагога»

УДК 37

КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

А.Н.Колпакова

PROFESSIONAL SKILLS CONTEST AS PART OF FUTURE TEACHERS' SELF-ACTUALIZATION

PROCESS

A.N.Kolpakova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected] Современная ситуация социального, экономического и политического развития страны обусловливают требования общества к адаптивной и креативной личности учащегося, способного максимально реализоваться в жизни и быть в ней эффективным. Теория самоактуализации, описывающая основные качества такой личности становится тем ориентиром, на основе которого выстраивается стратегия личностного развития. Однако, сформировать самоактуализирующуюся личность может только субъект, владеющий данными механизмами, как в теории, так и на практике. Приводятся данные исследования педагогов, направленные на выявление их уровня самоактуализации, и рассматриваются предпосылки для включения в деятельность педагога механизмов, приводящих к актуализации в реализации их способностей. Одним из вариантов этого является конкурсная деятельность. В качестве примера приводится работа в рамках проведения конкурса студенческого педагогического мастерства в НовГУ.

Ключевые слова: самоактуализация, личность, педагог, развитие, успех, конкурс, профессионализм

The current situation of the national social, economical and political development determines the requirements of the society for forming the adaptive and creative student personality, who will be able to fulfill their potential and achieve things they want most in life. The theory of self-actualization, describing the essential qualities of such a personality, is a basis for building the strategy of personal development. However, only a person who theoretically and practically possesses these competences, can form a self-actualizing personality. The article presents research data for the identification of the teachers' self-actualization level and discusses the preconditions for inclusion the mechanisms leading to actualization in the implementation of their abilities into the teacher's activity. The competitive activity is one of the possible options. As an example of such work, the contest of pedagogical skills in the Novgorod State University is presented.

Keywords: self actualization, personality, teacher, development, success, competition, professionalism

Изменения современных жизненных условий и требований, диктуемых обществом, подкрепленные нормативными актами, регламентирующими деятельность педагога, обусловили актуальность рассмотрения процесса самоактуализации, как одного из важнейших структурных компонентов современной успешной личности. Педагог как субъект учебно-воспитательной системы стремится достичь успеха в своей профессионально-творческой деятельности. Но этот успех может стать реальным лишь в том случае, если результатом его работы будет реальный успех воспитанника. Именно поэтому рассмотрение процесса организации условий развития самоакутализа-ции будущих педагогов выходит сегодня на первый план. Данный вывод находит свое отражение в Федеральном образовательном стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших программу, где в ряду личностных результатов находится готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформирован-ность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества и пр. [1].

Проведенные ранее исследования показывают,

что стремление педагогов к самоактуализации и способность мотивировать к этому своих учеников требует внимания со стороны научного сообщества. Приведем пример одного из исследований. Способности педагогов к самоактуализации рассматривалась с помощью Самоактуализационного теста САМОАЛ (Э.Шостром, адаптация вопросника POI Н.Ф.Калина, А.В.Лазуркина). С помощью данного опросника можно определить не только уровень самоактуализации, но и рассмотреть показатели его структурных компонентов. Результаты исследования представлены в табл.

Как видно из таблицы, показатели самоактуализации в среднем по группе не достигают половины из возможных баллов (среднее — 46%). Одним из самых высоких показателей явился — «ориентация во времени» — (среднее 60%), что говорит о способности респондентов жить настоящим и не откладывать жизнь на «потом». Это один из наиболее высоких показателей, одна из важнейших составляющих самоактуализирующуюся личность, способную переживать счастье от осознания происходящего «здесь и сейчас», понимание ценности жизни, реальность восприятия, при которой внутренние надежды и страхи не влияют на оценку реальности. Показатель «Ценности» также один из самых высоких (среднее — 55%), что говорит о декларировании ценностей добра, красоты, справедливости, порядка и самодостаточности, подтверждающий веру педагогов в доброту человеческой природы и гуманистичность процессов развития в целом.

Таблица

Уровень самоактуализации и ее компонентов педагогов средней школы

№ респондента Ориентация во времени Ценности Взгляд на природу Потребность в познании Креативность Автономность Спонтанность Самопониман. Аутосимп. Контактность Гибкость Самоактуализаци я

1 70 53 50 40 40 20 27 70 47 40 40 45

2 50 87 50 60 7 33 40 50 33 70 40 50

3 80 60 40 40 47 33 53 60 53 50 60 60

4 40 47 40 50 47 7 20 30 20 20 30 20

5 60 40 40 60 33 27 47 50 20 40 60 50

6 50 40 30 40 27 14 34 0 27 40 40 38

7 80 60 40 40 47 33 53 60 33 50 60 59

С 60 55 42 47 35 23 40 45 33 45 47 46

Среди самых низких показателей мы можем отметить «Автономность» и «Аутосимпатию» (среднее — 23% и 33% соответственно), что, предположительно говорит об отсутствии потребности в уединении, боязни одиночества, некоторой зависимости в своих решениях, неустойчивости под воздействием фрустрирующих факторов. Все эти факторы влияют на уверенность в себе и своих действиях и препятствуют формированию самодостаточности. Как правило, такому субъекту трудно иметь и высказывать собственный взгляд на ситуацию, предположительно выражают некоторое недоверие к своим способностям и возможностям, несколько заниженную самооценку и непринятие себя как уникальной личности, отличной от других. Анализируя полученные данные, мы выдвинули предположение, что низкие показатели структурных компонентов самоактуализации связаны, некоторым образом, с общим эмоциональным фоном педагогов, что, в свою очередь, негативно отражается на способности личности к проявлению своих способностей и возможностей. Предположение подтвердилось в ходе изучения общего эмоционального фона с помощью 8-цветового теста М.Люшера [2].

Самоактуализация — это индивидуальный процесс и протекает он, как правило, во всех сферах деятельности человека, однако именно учебная деятельность играет значительную роль в жизни современного учащегося и служит важной сферой его самовыражения. Значимость процесса самоактуализации и необходимость создания в процессе обучения условий, способствующих ему, обусловлена так же рядом возрастных особенностей молодых людей. Рассматривая условия формирования самоактуализации в педагогическом процессе, можно выделить основные: обеспечение индивидуального подхода; простраивание процесса обучения с опорой на внутренние условия развития учащегося, его возрастные условия; обеспечение возможности выбора заданий, форм отчетов и т.д.; привлечение субъективного опыта учащихся; учет потребностей студентов в процессе обучения в самостоятельной и творческой деятельности [3]. Самоактуализация в учебной деятельности обеспечива-

ется как самостоятельностью, так и творческой направленность процесса, включающего в себя взаимодействие между организацией процесса обучения, уровнем освоения содержания материала, характером выполнения творческой деятельности (формы), успешность деятельности для каждого участника процесса познания, уровнем познавательного интереса и эмоциональной комфортностью учащихся. Большое внимание так же стоит уделять особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний учащихся, которые влияют на их стремление к успешной самореализации в ходе их разнообразной деятельности. С точки зрения Б.Г.Ананьева, деятельность (труд, общение и познание, игра и учение, спорт и самодеятельность разных видов) осуществляется лишь в системе этих связей и взаимозависимостей. Поэтому — субъект деятельности — личность и характеризуется теми или иными правами и обязанностями, которые общество ей присваивает, функциями и ролью, которую она играет в малой группе, коллективе и обществе в целом.

Исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъ-ектность. В.В.Давыдов отмечает, что «полноценная деятельность выполняется субъектом, обладающим такими качествами, как сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность и др. Формирование субъекта, например, учебной деятельности происходит в процессе ее становления [4]. Личность, прежде всего — это социально взаимодействующий субъект, который формируется посредством своих отношений к другим людям, действующий активно и осознанно. А творческая личность отличается тем, что может изменять задаваемые общими потребностями и собственными целями условия существования и тем самым создавать новые условия развития, реорганизуя имеющийся (накопленный) опыт.

Такая реорганизация имеющегося опыта, а так же реализации всех необходимых личностных ка-

честв, обуславливающих стремление к самоактуализации (сознательность, самостоятельность, ответственность, инициативность и пр.) происходит в процессе конкурсной деятельности. Рассмотрим этот процесс на примере конкурса студенческого педагогического мастерства. Подобное мероприятие — это соревнование будущих учителей в формирующимся педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать принятый за основу, но еще не присвоенный в полной мере педагогический стиль, раскрыть свои способности и таланты, обнаружить необычное в традиционном. Именно погружение в конкурсную деятельность позволяет обеспечить мотивацию к самораскрытию и самоактуализации студентов. Это осмысление своего правильного профессионального выбора, обобщение опыта наставников, ответственный шаг по пути самораскрытия и личностного роста, испытание на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил.

Проведение профессиональных педагогических конкурсов имеет свою историю, и ведет свой путь, начиная с двадцатых годов прошлого столетия. Сначала это были всероссийские конкурсы, победителями которых становились педагоги, способные научить детей любить школу, принимать активное участие в общественной жизни и бороться за просвещение не только детей, но и их родителей. А в восьмидесятые годы появляется конкурс «Учитель года СССР». Основными задачами профессиональных конкурсов всегда являлись те, что связаны с выявление лучшего опыта в отечественной педагогической практике и его распространение через средства массовой информации, через систему повышения квалификации, рост профессионального мастерства участников конкурса. В рамках компетентностного подхода особая роль конкурсных программ состоит в том, что они направлены на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности учителя — общепедагогических, общекультурных и коммуникативных. Основными характеристиками профессиональной компетентности являются лично-стно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития педагогических компетенций определяет динамику личностно-профессионального роста будущего педагога.

Эффективность конкурсной работы в развитии профессиональной мотивации, и самоактуализации привела к тому, что этот опыт перешел в сферы профессиональной университетской подготовки будущих учителей. В частности, в Новгородском государственном университете в 2005 году по инициативе директора Института непрерывного педагогического образования Розы Моисеевны Шерайзиной была утверждена концепция проведения конкурса студенче-

ского педагогического мастерства. Разработчиками содержательного контента конкурса стали преподаватели кафедры педагогики. Процесс проведения конкурса проходит в три этапа:

1. Организационный этап. Организация рабочей группы с целью определения актуальных событий, обуславливающих основную фабулу конкурса. Например: обсуждение Всероссийского закона «Об образовании», новгородика, международное сотрудничество и пр. Определение состава жюри из работодателей (директоры и педагоги образовательных учреждений города и области, представители университетов городов-побратимов, представители департамента образования и молодежной политики Новгородской области и пр.). Определение бюджета и уровня спонсорской поддержки конкурсантов. Информирование кафедр университета об отборочном туре кандидатов.

2. Подготовительный этап. После информирования кафедр о времени и месте проведения отборочного тура, проводится предварительное собрание кандидатов и(или) их представителей. Объявляется тематика конкурса, суть основных заданий, дается домашнее задание. Отдельно оговариваются имиджевые нюансы конкурса (внешний вид, умение владеть вниманием, речь, построение текста выступлений в рамках заданий, отношение к «соперникам», поведение на сцене и пр.) Определяется необходимость организации «группы поддержки». Объявляются основные принципы критериальной оценки каждого задания конкурса. Самым сложным моментом является первый шаг — решиться участвовать в конкурсе. Для участников конкурса необходимо определить правильный мотивирующий фактор.

3. Основной конкурсный этап. В процессе отборочного тура выделяются 10 наиболее мотивированных участников. Проводится жеребъевка и определяются номера для очередности выступлений. Приведем примеры конкурсных испытаний:

1. Визитная карточка — презентация «Я хочу работать педагогом...». Конкурсанты обосновывают свое желание работать в будущем в данной профессии. Время — 3 минуты. Форма — любая (эссе, стихи, песня, презентация, видео и пр.)

2. «Неожиданные вопросы» — блиц, на котором студенты должны дать четкий и лаконичный ответ на вопросы, типа: «Назовите качества идеального учителя», «Нужно ли детям в школе физически трудиться?», «Что вы бы изменили в работе современной школы?», «Чем отличается хороший учитель от учителя-мастера»? и т.д. Таким образом, студенты могут показать общую эрудицию и умение рассуждать.

3. «Большая перемена». В рамках данного конкурса студенты должны успокоить и занять группу детей, применяя все знания, полученные на занятиях по педагогике и психологии и специальным модулям в рамках профессиональной подготовки.

4. «Ораторское искусство». Студентам предлагаются три актуальные темы, одну из которых надо раскрыть, обращаясь к зрительному залу. Например: «Ты тоже будешь стариком», «Учиться необходимо, чтобы.», «За что я люблю свою Родину» и пр.

5. «Выдающиеся педагоги». Финалисты говорят о наиболее известных педагогах, которые внесли вклад в развитие педагогики как науки.

В перерывах между конкурсами, пока жюри подводит итоги каждого этапа, студенты демонстрируют свои творческие способности: поют песни, читают стихи, показывают свои картины, танцуют. Таким образом, студенты имеют возможность продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для личностного и профессионального роста и определения правильности выбранной профессии, а значит актуализации собственных знаний и умений. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе студенты переживают волнение, связанное не только с переживанием за выступление, но и с творческим подъемом, пониманием своих возможностей и способностей. Это может привести к некоторой фрустрированности, влияющей на развитие положительной мотивации к саморазвитию студентов. То есть студенты при подготовке к конкурсу и в период выступления проводят большую исследовательскую работу по обобщению того опыта, который у них уже есть (работа вожатыми в детских оздоровительных лагерях, стройотряды, работа педагогом в период педагогической практики и пр.) и тем материалом, который они переработали в процессе подготовки и репетиций. Именно эту внутреннюю неудовлетворенность и растерянность в поиске ответов на вопросы и разработке выступлений можно считать в определенной степени исходным условием для развития мотивации. В этот момент активизируются когнитивные потребности участника конкурса, и при определенной поддержке, в первую очередь, ближайшего профессионального окружения (организаторов конкурса, педагогов кафедр и консультантов) формируется внушительный мотив для дальнейшего профессионального роста. Работа по анализу имеющегося опыта и опыта, полученного в ходе конкурса, позволяет более эффективно провести рефлексию своих возможностей. На этапах проведения конкурса студенты анализируют свои педагогические умения, на основе которых складывается планирование развивающей парадигмы личности. Происходит анализ собственных умений до конкурса и после конкурсных мероприятий. Это касается не только профессиональных способностей и знаний (знание предмета, грамотное использование современных способов передачи знаний, коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство, умение достигать результата в сложной ситуации), но и личностных качеств: умение слушать и слышать других, эмпатия, стрессоустойчивость, способность принимать решение, работа с собственными эмоциями и пр.

Таким образом, в процессе подготовки и прохождения конкурсных испытаний формируется большинство качеств самоактуализирующейся лич-

ности, описанной А.Г.Маслоу: креативность, центрированность на проблеме, объективное восприятие реальности и принятие себя, уважение к окружающим, философское чувство юмора, автономия, спонтанность, свежесть восприятия и пиковые переживания

[5].

Одной из основных образовательных задач современности является становление индивидуальности. Для решения этой задачи необходимо создание психолого-педагогических условий для проявления познавательной самостоятельности ученика, использование источников саморазвития, реализации себя как личности. Чтобы обеспечивать одновременно и социализацию и индивидуализацию обучения, учитель должен владеть особыми профессиональными знаниями и умениями. Они в должной мере не раскрыты в педагогике и в частности в дидактике, не заданы учителям в виде определенных приемов работы, не входят в круг их профессиональных интересов. Чтобы обеспечить механизм саморазвития каждому ученику как уникальной, неповторимой индивидуальности, учитель должен выявить его личностные и познавательные способности, дать им развиться и устойчиво проявиться. Только максимально стремясь реализовать свои возможности и способности в полной мере, имея внутреннюю мотивацию к саморазвитию и владея механизмами данного процесса, педагог может привести к пониманию необходимости в развитии собственных учеников.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электр. ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://kasyan-soh.ucoz.ru/dokument/ prikaz_1241_o_vnesenii_izmenenij_v_fgos_noo.doc (дата обращения: 31.03.2014).

2. Колпакова А.Н. Личностное развитие и его оценка в образовательном учреждении: Монография. СПб., 2016. 163 с.

3. Кедров Б. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987. 192 с.

4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИНТОР, 1996. С. 237.

5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2011. 351 с.

References

1. Makariy Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of primary education]. Available at: http://kasyan-

soh.ucoz.ru/dokument/prikaz_1241_o_vnesenii_izmenenij_v _fgos_noo.doc (accessed: 31.03.2014).

2. Kolpakova A.N. Lichnostnoe razvitie i ego otsenka v obrazovatel'nom uchrezhdenii: Monografiya [Personal development and its evaluation in an educational institution]. Saint Petersburg, 2016. 163 p.

3. Kedrov B. O tvorchestve v nauke i tekhnike [About creativity in science and technology]. Moscow, 1987. 192 p.

4. Davydov V.V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [Theory of developmental education]. Moscow, 1996, p. 237.

5. Maslou A.G. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Saint Petersburg, 2011. 351 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.