4. Писаренкова Е. П. Развитие специфических координационных способностей у школьников 7-15 лет разных типов конституции: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2010.
5. Макаров Ю. М. Методологические предпосылки формирования теории игровой спортивной деятельности // Научно-педагогические школы университета: науч. тр.: ежегодник-2014 / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; редкол.: В. А. Таймазов (гл. ред.) [и др.]. СПб., 2014. С. 41-51.
6. Там же; Ковязина Г. В. Методические подходы к совершенствованию физической реабилитации постинсультных пациентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4-3. С. 97; Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. М.: Астрель, 2004. С. 341-346.
Notes
1. The influence of nervous system on motor activity in sports / O. V. Sokolova [et al.] / / Almanah of modern science and education. - Tambov, 2010. - № 5 (36). - P. 137-139.
2. Bandakov M. P., Polevoy, G. G. The technique of differential development of specific coordination abilities of soccer players 11-12 years taking into account the typological peculiarities of the manifestation of the properties of the nervous system // Modern problems of science and education. - 2014. - N. 5; URL: www.science-education.ru/119-14507 (reference date: 30.08.2015).
3. Barinov, V. V. Influence of individual personality characteristics a basketball player for the success of competitive activity : author. dis... . candidate. ped. sciences : 13.00.04 / V. V. Barinov. - M., 2001. - 24 p.
4. Pisarenkova, E. P. The development of specific coordination abilities of pupils 7-15 years of different types of Constitution : author. dis... . candidate. ped. sciences : 13.00.04 / E. P. Pisarenkova ; [Resins. state Acad. physical culture, sports and tourism]. - Tula, 2010. - 20 p.
5. Makarov Y. M. Methodological background of the formation of the theory's sports activity // Scientific-pedagogical schools of the University : publications : Yearbook - 2014 / Nat. state University of physical culture, sport and health n. a. P. F. Lesgaft, St. Petersburg ; SYN. V. A. Taymazov (chief editor) [and others]. - Saint-Petersburg, 2014. - P. 41-51.
6. Makarov Y. M. Methodological background of the formation of the theory's sports activity...; Kovyazi-na G. V. Methodological approaches to the improvement of the physical rehabilitation of post-stroke patients // Bulletin of Vyatka state Humanities University. - Kirov, 2011. - N. 4-3. - P. 97; Ozolin N. G. Handbook of coach. The science of winning. - Moscow: Astrel, 2004. - P. 341-346.
УДК 37.015.3
C. Ю. Курилова
Cамоактуализация личности учителя начальных кланов как условие повышения качества образования
Проблема самоактуализации личности учителя относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме определяется изменениями, произошедшими в обществе, новыми общественно-политическими и экономическими отношениями, реорганизацией в образовательной системе. Для современной школы необходим педагог-профессионал, учитель-исследователь, знающий прогрессивную психолого-педагогическую теорию, владеющий передовой технологией обучения и стремящийся к реализации своего потенциала.
В связи с этим целью исследования является рассмотрение имеющихся теоретических представлений на определение содержания понятия «самоактуализация» и выявление возможностей школьной образовательной среды в раскрытии личностного и профессионального потенциала учителя начальных классов.
Профессиональная самоактуализация предусматривает непосредственную профессиональную деятельность педагога, она является сознательным стремлением профессионала актуализировать свои внутренние характеристики (свойства, способности, качества) таким образом, чтобы внешняя их форма (профессиональные знания, умения, навыки) соответствовала профессиональным нормативам, а результат профессиональной деятельности получил социальное (профессиональное) признание.
Nowadays the problem of self-actualization teacher is one of the key problems of pedagogy. Increased attention to this issue is determined by changes in the society, the new socio-political and economic relations, and the reorganization of the education system. It is necessary to has the professional teacher for modern school, teacher and researcher who knows the progressive psychological and pedagogical theory, which owns advanced technology learning and striving to realize their potential.
In this connection, the aim of the study is to examine the available theoretical concepts to determine the concept of "self-actualization" and identifying opportunities for school educational environment in disclosing personal and professional capacity of primary school teachers.
© Курилова C. Ю., 2015
Professional self-actualization provides direct professional work of teachers, it is a conscious desire to update their professional internal characteristics (properties, capabilities, quality) so that their outer shape (professional knowledge, skills) met professional standards, and the result of professional work has received social (professional) recognition.
Ключевые слова: cамоактуализация личности учителя, образовательная cреда, творчество, концепция.
Keywords: self-actualization of primary school teachers, educational environment, creativity, concept.
Начало обучения в школе - один из cамых cерьезных моментов в жизни ребенка. От того, в какой образовательной cреде он окаже^я, каким будет его первый учитель, во многом завиотт его ушешность и развитие личности в будущем. На эффективность процеша обучения школьника влияет личность cамого учителя, стиль его отношений c учащимжя, отстема педагогичеших приемов и шошбов его взаимодействия c учащимжя, характер общения, профешиональная подготовленность педагога, уровень пcихологичеcкой культуры, знание и понимание им ошовных cоциально-пcихологичеcких феноменов клаша.
Наметившиеcя тенденции развития начального образования выявили проблемы, которые требуе^я решать уже cегодня. Одной из таких проблем являе^я неготовность большей части учителей начальных кланов к полной cамореализации личностных и профешиональных потенций в педагогичешой деятельности. Сегодня ведущим являе^я умение шздавать уаловия, в которых ребенок чувствует cебя cамоcтоятельным, шошбным принимать решения, оcущеcтвлять выбор и быть за него ответственным. Уотление личностной направленности в процеше деятельности учителя заставляет по-иному оценивать его пcихолого-педагогичеcкую подготовку [1].
Работы В. П. Зинченко, Б. С. Братуш, Е. И. ^аева, А. В. Мудрик, А. Б. Орлова, В. А. Петровшо-го, В. И. Слободчикова, В. А. Татенко, И. Б. Котовой и других показали, что развитие личности невозможно не только без «значимого другого», но и без «значимого cебя для других». Пожки ответа на вопроc о развитии личности привели к открытию той формы активности, которая получила название «устремление», т. е. направленность человека на продуцирование таких действий, которые cвязаны c раотирением возможностей и cферы действований. Выявлено, что каждый из cубъектов образования не просто шдействует развитию другого, а находит в этом уаловие для шбственного личностного развития.
В огаове такого взгляда лежит концепция рашмотрения личности как cубъекта идеальной представленности и продолженное™ человека в другом человеке, разработанная А. В. Пет-ровшим и В. А. Петровшим. ^ходя из этой концепции, педагоги неcут ответственность за отсте-му взглядов, ценностей, личностных cмыcловых установок учащихcя.
Утехи учителя заключаю^я не в том, чтобы быть лучшим педагогом, отличником труда, а выражаю^я в активном отношении как к шбственным потхичежим резервам, так и к возможностям, которые предоставляет учебно-вошитательная отстема школы. Утехи учителя прежде вcего выражают продуктивность личностного развития в конкретных уаловиях школы.
Теоретичешое и практичешое значение в cвязи с этим приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности учителя, шглагао которой необходимо учитывать не только реальные шциальные уаловия развития личности, но и ее потенциальные характеристики (в том чиале природные ошбенности), которые еще не проявляю^я по тем или иным причинам. Ишледованиями установлено, что cфера потенциального выполняет важнейшую детерминирующую функцию в развитии личности. Она алужит источником cмыcлообразования и временной першективы (А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович). Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные першективы и возможности ее развития.
Потенциальное - это та cфера, в которую личность вступает, превращая ее в актуальную. Ишользуя выражение Л. С. Выготшого, ее можно назвать «ближайшей зоной развития», видимой человеком издалека и намечаемой им в качестве цели развития и профешиональной cамоактуа-лизации. Потенциальное может выступать и в качестве объективно заданной общественной задачи. В этом олучае оно выполняет стимулирующую, детерминирующую функцию в развитии личности, хотя еще не стало актуальным.
Т. А. Артемьевой были разработаны «потенциальные» и «актуальные» ошбенности личности. Потенциальные ошбенности - такие, которые, во-первых, индивидуально характеризуют данную личность; во-вторых, выявляют процеш и диапазон ее развития по многим ошованиям -генетичешим, физиологичешим, пcихологичеcким, поведенчешим, деятельностным и т. д.; в-третьих, они еще не реализую^я в данных уйловиях жизнедеятельности.
Актуальные - те, которые реально «работают» в разных уйловиях жизнедеятельности.
При этом «потенциальные особенности не сводятся только к задаткам». Категория «потенциальные особенности», в отличие от категории «задатки», указывает на направление развития личности на всех ее подструктурных уровнях, а не только на физиологической или какой-нибудь иной основе.
Т. А. Артемьева подчеркивает, что новые личностные образования не даются человеку в готовом виде, как результат «развертывания изнутри» ее потенциальных возможностей, а являются следствием активности самой личности во взаимодействии с обществом, результатом присвоения ею достижений человеческой культуры в конкретных социальных условиях.
Динамика потенциальных возможностей в актуальные - основной психологический механизм саморазвития личности (Платонов, Анцыферова).
Этимологически слово «самоактуализация» происходит от слова «актуализация», переход из состояния возможности в состояние действительности. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т. е. характеризует не только то, что уже сложилось, но и то, что составляет сферу возможного развития. Учебно-воспитательный процесс может либо способствовать развитию личности учителя, либо сужать сферу ее возможностей. Необходимо, чтобы учитель психологически был готов к реализации своей собственной личности, уметь преодолевать самого себя. Нужно научить учителя работать изобретательно и творчески, используя собственные психические резервы.
Ученые обращают внимание на необходимость творческого подхода учителя к педагогической деятельности. Современные педагоги-исследователи особую важность придают такой самостоятельной категории, как «творческая самоактуализация» личности учителя, то есть процесс и результат самоосуществления ее творческой сущности в профессиональной деятельности. Творчество учителя - один из важнейших признаков его профессиональной культуры. Еще английский педагог А. Нейлл утверждал, что «творчество и самовыражение являются единственными вещами, с которыми следует считаться в образовании». Отечественный педагог и психолог П. Ф. Каптерев отмечает, что творчество учителя и ученика объединяет, «связывает потребность в самообразования и самовыражения» [2].
Задачей педагога является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения для школьников, т. е. умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку в классе.
Учитель может создать в классе нужную атмосферу стимулирования школьников к учению, если он будет руководствоваться следующими принципами:
1) на всем протяжении учебно-воспитательного процесса демонстрировать учащимся свое полное доверие к ним;
2) помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих перед классом и каждым учащимся в отдельности;
3) исходить из того, что у учащихся имеется внутренняя мотивация к учению;
4) выступать для учащихся как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
5) развивать в себе способность чувствовать настрой класса и принимать его; быть активным участником группового взаимодействия;
6) открыто выражать свои чувства и переживания каждого школьника;
7) хорошо знать самого себя [3].
В феномене «самоактуализация личности», как отмечал А. Маслоу, содержатся субъективные предпосылки профессионализма в педагогической деятельности. Проведенные впоследствии в США исследования показали, что «самоактуализирующийся» учитель, как творчески настроенный человек, потенциально обладает огромным влиянием на воспитанников. Так, в исследовании Б. Кларка выявлено, что учителя, имеющие общую направленность к самоактуализации, ориентированы на дружескую коммуникацию с людьми, позитивно оценивают себя как способных людей, достойных уважения, которые скорее приятны другим, чем неприятны. Они отличаются энтузиазмом по отношению к преподаваемому предмету, могут пробудить к нему живой интерес, верят в способности своих учеников и подбадривают их. Кроме того, их характеризует теплое отношение к людям, юмор, подлинность эмоциональных проявлений, искреннее сопереживание ученикам, умение укреплять у них чувство самоуважения.
На противоположном полюсе находятся «неэффективные» учителя, которым не свойственна тенденция к самоактуализации. Их отличает равнодушие, язвительность, насмешки над другими людьми, нарушающие у тех чувство безопасности. Такие преподаватели в силу своих характерологических черт подрывают творческие силы учащихся.
Уровень личностного развития учителя начальных классов определяет и его отношение к различным аспектам профессиональной деятельности. В нашем исследовании было выделено три уровня самоактуализации личности учителя: высокий, средний и низкий.
Для учителя с высоким уровнем самоактуализации характерно творческое отношение к результатам своего труда; постоянное стремление к самообразованию, самосовершенствованию; поощрение индивидуальных отличий учащихся; строит свою работу с учетом индивидуальных различий учеников; ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников; основывает свою работу на теории обучения и новейших научных исследованиях; в ходе работы группирует учеников и дает им задание, соответствующее стилю их обучения, интересам, уровню знаний и т. д.; знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно работает с другими учителями.
Учителя со средним уровнем самоактуализации осознают индивидуальные различия учеников; создают определенные условия для развития учеников; периодически обсуждают с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказывать им помощь в обучении; иногда варьируют задания и группируют учеников.
Во вторую группу входят учителя, у которых отмечается стремление реализовать свой потенциал, но не реализующие его.
Учителя с низким уровнем стремления к самоактуализации - работают с «целым классом»; крайне редко делают различия между учениками; при планировании работы не учитывают потребностей учеников и их различные стили обучения, уровень знаний, сформированность учебных умений и навыков. В эту группу входят учителя, имеющие проблемы в своей деятельности. Как правило, такие педагоги чувствуют неудовлетворенность избранной профессией и уходят из школы.
Отвечая на вопрос «Хороший учитель - это...», большинство педагогов с низким уровнем стремления к самоактуализации воспринимают учителя в основном как источник информации. Педагоги, находящиеся на «среднем» уровне, обращают внимание на развитие внутреннего мира ребенка и мастерское владение профессиональными умениями. При этом одни выделяют профессионализм, другие - самосозидание. На «высшем» уровне подчеркиваются личный опыт и рефлексия. Хороший учитель характеризуется способностью преодолевать жизненные трудности, высокими духовными целями и ценностями. Такой учитель стимулирует инициативу, приветствует самостоятельный поиск, побуждает учащихся к постановке проблем, выдвижению гипотез [4].
Устойчивый интерес к применению разнообразных обучающих технологий, к индивидуализации и дифференциации обучения возникает только у учителей, находящихся на «среднем» уровне. На «высшем» уровне появляются осознание ограниченности своих знаний и, как следствие, новая цель - самообразование и самоактуализация. Для учителя с тенденцией к самоактуализации характерно:
- творческое отношение к труду;
- подбор приемов и методов стимулирования учащихся к познавательной активности, самостоятельной творческой деятельности;
- определение степени свободы действий учащихся на уроке;
- реализация учителем на уроке своих проектных разработок.
Учителя с тенденцией самоактуализации делают процесс учения притягательным и в силу этого не только создают на уроке позитивный климат, но и обеспечивают условия для внутреннего развития детей. Впрочем, учителя, не склонные к самоактуализации, тоже могут создавать атмосферу, благоприятную для учения, но, как правило, лишь для отдельных учащихся.
В условиях гуманистического обучения предполагается изменение типа отношений между учителями и учениками, открытость будущему, способность к прогнозированию и переоценке ценностей. Иными словами, ключ к личностному росту ребенка в личностном росте взрослого.
Примечания
1. Але^еев Н. И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТюмГУ, 1997.
2. Большакова О. Н. Самостоятельность, творчество, инициатива: монография. Томск: Изд-во «STT», 2010.
3. Cериков В. В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999.
4. Курилова C. Ю. Проблема самоактуализации личности молодого учителя начальных классов в педагогической деятельности // Материалы международной научно-практической конференции: альманах «Продуктивное образование»: индивидуальные образовательные траектории: в 2 ч. Ч. 1. Вып. 8. М.: Экшэн, 2006. C. 172-175.
Notes
1. Alekseev N. I. Personality-oriented education: theory and ргас^се. Tyumen, 1997. 120 с.
2. Bolshakov O. Independe^e, сгеа^ку, initiative: a monograph. Тотск: Izd. of "STT", 2010. 180 с.
3. Serik V. Education and personality: theory and practice of designing educational systems. M.: Corporation "Logos", 1999. 272 c.
4. Kurilova C. Y. Problem of self-actualization of young primary school teachers in teaching activities // Proceedings of the international scientific-practical conference. Almanac "Productive Education": individual educational trajectory. At 2 pm. Part 1. Vol. 8. M.: Ekshen, 2006. C. 172-175.
УДК 378
А. Т. Галиахметова, Е. А. Андреева
Интеграция педагогических технологий как важное направление модернизации профессионального образования
Интеграция педагогических технологий является одним из перспективных направлений повышения качества образования в высших учебных заведениях. В данной статье рассматривается проблема интеграции педагогических технологий как важное средство повышения качества образования. Целью исследования является разработка и построение модели интеграции педагогических технологий. Были использованы такие методы, как моделирование, эксперимент, анализ существующих педагогических технологий. Разработанные модели были экспериментально проверены и свидетельствуют о положительном влиянии на качество педагогического процесса в системе модернизации профессионального образования. Разработанная авторами структура учебного процесса в условиях интеграции педагогических технологий способна оказать помощь преподавателям в конструировании и проведении учебных занятий.
Integration of educational technology is one of the promising ways of increasing the quality of education in higher educational institutions. The article describes the problem of integration of educational technologies as an important means of improving the quality of education. The aim of the research is the development and construction of a model of integration of educational technologies. We used such methods as modeling, experiment, analysis of existing educational technologies. The models have been tested experimentally, and show the positive impact on the quality of the educational process in the modernization of professional education. The developed structures of the educational process in terms of integration of educational technologies can assist teachers in designing and conducting lessons.
Ключевые слова: интеграция, педагогическая технология, профессиональное образование, качество образования.
Keywords: integration, educational technology, professional education, quality of education.
Современная профессиональная школа призвана не только готовить студентов к овладению профессией, но и нести ответственность за качество профессионального образования и конкурентоспособность специалиста. Сформировать у всех студентов современные ключевые профессиональные компетенции можно, только кардинально изменив систему профессионального образования. Поэтому совершенствование педагогического процесса в профессиональной школе остается одной из самых важных проблем. Ученые обращаются к вопросам разработки и внедрения эффективных педагогических технологий (в том числе гибких технологий) в профессиональную школу. Разработать и внедрить систему педагогических технологий, учитывая многовариативность образовательных программ и типов образовательных организаций, оценить их качество и практическую состоятельность в учебном процессе - задачи, которые необходимо решить в настоящее время.
Реформирование системы профессионального образования должно основываться не только на обновлении его содержания, его гуманизации и демократизации, но и на изменении самого подхода к процессу организации профессиональной подготовки. Приблизительные и неконкретные методики, которыми в настоящее время пользуются в организациях профессионального образования, должны быть заменены на целостные системы эффективных, гибких педагогических технологий, объединяющих достижения педагогической науки и ориентированных на решение ключевых задач профессионального образования. Педагогика пока не располагает целостной системой педагогических технологий ни в теоретическом, ни в практическом аспектах. В связи с этим исследование в данном направлении является чрезвычайно актуальным для современной профессиональной школы и педагогики в целом.
Анализ различных исследований в данной области указывает на острую потребность преподавателей в овладении новейшими педагогическими приемами и идеями современной педагогики. Одной из таких идей является интеграция педагогических технологий.
© Галиахметова А. Т., Андреева Е. А., 2015