i современные системы образования
E.H. Бондаренко
пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации развитых стран
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, повышение квалификации учителей, непрерывное педагогическое образование, принципы повышения квалификации учителей, развитые зарубежные страны, виды обучения, самообразование.
Keywords: self realization, self actualization, teachers' life long learning, pedagogical education, principles, developed countries, types of learning, self-education.
Начало обобщения международного опыта организации повышения квалификации учителей и определения перспектив развития этой формы обучения взрослых было положено на международной конференции по вопросам образования, которая состоялась на 35-й сессии ЮНЕСКО (1975). В документах конференции отмечалось, что постоянное обновление и развитие общих и педагогических знаний, изменения, происходящие в педагогических системах, а также рост творческого характера педагогической деятельности не предоставляют возможности обеспечить будущего учителя знаниями и умениями, достаточными для его профессиональной деятельности. В этой связи первоначальная подготовка к профессии должна рассматриваться в процессе непрерывного педагогического образования учителей как первая фундаментальная стадия [2].
В настоящее время в развитых зарубежных странах самоактуализация педагогов, несмотря на высокую квалификационную базовую подготовку профессиональных педагогических кадров, во многих европейских вузах имеет объективную потребность в совершенствовании. Быстрое расширение высшего педагогического образования приводит к снижению его качества. Прослеживается разрыв между знаниями специалистов и уровнем стремительно совершенствующейся и развивающейся науки и техники.
Современная система повышения квалификации в странах Европы строится на принципах маневренности, преемственности, интеграции образовательных структур, гибкости организационных форм [3].
Достижение взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности предполагает создание соответствующих условий. Так, в системах повышения квалификации учителей существует три поля для данной деятельности: обучение в системе высшего образования; обучение на долгосрочных и краткосрочных курсах; самообразование.
Обучение в системе высшего образования позволяет прервать на любом курсе обучение в вузе с получением соответствующего документа и права на работу учителем определенного уровня, а затем, при желании, возобновить учебу на следующем этапе. Этому способствует многоступенчатая структура высшей школы: учителя могут последовательно получить сначала сертификат по педагогике, затем — степень бакалавра, магистра, доктора философии.
Обучение на долгосрочных и краткосрочных курсах получило довольно широкое распространение в зарубежных странах. Это формы так называемого полуочного образования, когда изучение одной программы осуществляется в растянутые сроки. Продолжительность занятий на курсах может колебаться от нескольких дней
до года. Годичные курсы могут быть вечерними и полными, требуют освобождения от работы с сохранением зарплаты и привлечением временных заместителей. Краткосрочные курсы весьма разнообразны. Прав на получение ученой степени обучение на курсах не дает.
Курсы-семинар. Продолжительность, как правило, две недели. Учителя одного штата собираются для подготовки специальных учебных материалов. Занятия проводятся ежедневно с 8.30 до 17 часов с полуторачасовым перерывом, в отличие от наших шести астрономических часов учебного времени в день. Курсы-семинар субсидированы департаментом образования штата при частичной доплате каждым слушателям (около 90 долл.), не считая стоимости проживания.
Краткосрочные курсы. Продолжительность их колеблется от 4 до 8 недель. На первой неделе занятий проводится знакомство слушателей друг с другом, определяются общие цели, изучаются факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к учебе. Слушателям разрешается говорить лишь на преподаваемом языке. Вторая неделя включает изучение ранее не знакомого слушателям иностранного языка с использованием нового подхода к учебному процессу. Слушатели выполняют роль учеников и на себе испытывают новые формы и приемы преподавания.
Краткосрочные курсы-семинары для преподавателей иностранных языков университета или колледжа. Проводятся по субботам, в вечернее время или во время отпуска для удобства работающим преподавателям и учителям.
Курсы-семинары, организованные на базе нескольких местных школ для их учителей. Распространение этого вида краткосрочных курсов связано с общностью проблем, которая дает возможность составителям программ обеспечивать наиболее эффективные (для всех приемлемые) практические решения. Учителя могут сразу же применять в работе то, что узнали на семинаре, совершенствуя последовательно один прием за другим. Однако недостаточность средств, особенно у городских школьных систем, препятствовала приглашению на семинары высококвалифицированных лекторов, что значительно снижало ценность семинара [4].
Анализ проведенных западными психологами и педагогами исследований специфических особенностей обучения взрослых подтвердил наличие общих для педагогов проблем: недостаточное количество моральных и материальных стимулов к учебе; несовместимость специфических познавательных способностей взрослых, методов преподавания и оценки, которые преобладают на курсах; разный уровень знаний слушателей курсов повышения квалификации, обусловленный разным качеством полученного образования. Исследователи считают важным учитывать опыт учителей, творчески, вдумчиво руководить работой слушателей, а не сообщать им лишь факты, требовать понимания сути процессов и явлений, а не заучивания точных формулировок.
Интерес представляют исследования по применению технических средств обучения (ТСО) в процессе повышения квалификации, особенно видеозаписей уроков. В Англии и США широко применяют видеозапись лекций, которые слушатель не смог посетить [5].
Во многих зарубежных странах осуществляется обновление содержания школьного образования. Усовершенствование дидактических технологий предъявит новые социальные заявки на повышение квалификации учителя, позитивные изменения в когнитивных свойствах личности, повышение профессиональной и интеллектуальной активности.
Особое значение приобретает диагностика интереса учителя к повышению своего профессионального уровня. В Королевском колледже Лондона нами проводилась экспериментальная диагностика его профессионально-педагогического интереса к повышению профессионального мастерства. Участвовало 120 респондентов: с высшим образованием — 73,4 %; со средним специальным — 26,6 %. Преподаватели составили 86 %; начальники отделов и инспектора — 14%. Тестирование и анкетирование преподавателей дали возможность выявить обобщенный крите-
рий их интереса к занятиям на курсах. В основном они сводились к желанию: повысить квалификацию через проработку и изучение педагогической проблемы; развить умения самостоятельно реализовывать на практике теоретические знания; участвовать в дискуссии и создание условий для аргументации собственного мнения; получить ответ на сформулированные и заданные вопросы по содержанию обучения; продолжить повышение профессионального уровня.
Помимо традиционных курсов (долгосрочных и краткосрочных), на базе университетов и колледжей за рубежом распространена тенденция переноса центра тяжести и значимости повышения квалификации на школу, на внутришколъное неформальное общение, сотрудничество, взаимодействие, наставничество на основе кратких, но интенсивных внутришколъных программ (США, Англия, Германия и др.). Возникает стремление работать с другими учителями, анализировать, критиковать (рефлексировать), передавать умения, знания. В результате формируется культура общения, происходит обогащение профессионального языка. Идет процесс повышения профессиональной независимости и освобождения от косности. Постепенно разрабатываются стандартные модели сотрудничества на базе школы. Однако все формы сотрудничества находятся в контексте юридических рамок общенациональной программы и под известным контролем администрации и центральных властей.
Одна из форм сотрудничества — техническое репетиторство, наставничество, тренинг. Существуют три формы тренировки: техническая, коллегиальная, передаточная.
В технической тренировке акцент переносится на учение и передачу новых умений и стратегии в существующий привычный набор умений учителя. Коллегиальная тренировка направлена на контекст учения, процесс саморефлексии, на отработку профессионального диалога среди учителей, необходимого для совершенствования практики. Передаточная тренировка обеспечивает передачу модели учебного процесса от одного к другому со специфическими проблемами, стратегиями, приемами обучения.
Много общего в содержании повышения квалификации, связанного с изменениями в содержании школьного образования. Подобны во многом организационные формы и технологические методы обучения взрослых. Проблемы противоречия в мотивации педагогов на изменение уровня профессиональной компетентности носят адекватный характер как в России, так и в разных развитых зарубежных странах.
Во Франции, например, с 1982 г. функционирует организация, осуществляющая переподготовку педагогических кадров для народного образования — MAFPEN. Приоритетные задачи данной организации:
- учет и удовлетворение спроса на профессиональную переподготовку;
- профессиональная подготовка, открывающая возможность продвижения по
службе;
- подготовка специалистов или профессиональная переориентация.
Кроме перечисленных задач организация MAFPEN ответственна за создание сети региональных центров переподготовки специалистов.
Возможность получения последипломного образования, кроме курсов повышения квалификации при высших учебных заведениях, предоставляет национальный центр дистанционного обучения КНЕД. Целью создания данного учебного заведения явилось желание правительства Франции компенсировать недостатки в обучении своей нации. О популярности Французского национального центра заочного обучения можно судить по постоянно увеличивающемуся контингенту обучающихся. Данный Центр состоит из семи филиалов, которые разбросаны по всей Франции. Каждый из них имеет общенациональное значение и специализируется в определенной научной области. Например, филиал в Ванве осуществляет подготовку взрослых по всем предметным областям, проводит компенсирующие занятия для подготовки к различным курсам, экзаменам, предлагает изучение большо-
го количества иностранных языков на всех уровнях, осуществляет педагогическую подготовку на всех уровнях, кроме университетского.
Обучение в Национальном французском центре заочного обучения осуществляется, главным образом, по переписке, но когда изучение какой-либо дисциплины требует практической подготовки, организуются групповые занятия. По признанию большинства французов, обучение в Центре представляет собой очень гибкую и экономичную форму получения образования, позволяя каждому пройти курс заочного обучения в индивидуальном темпе с последующим присуждением квалификации [6].
В Германии долго отсутствовала единая административно оформленная система усовершенствования и повышения квалификации учителей. В настоящее время онтогенетические механизмы становления человеческой целостности присутствуют в деятельности большинства немецких университетов, все больше места отводится повышению квалификации кадров. Для достижения этой цели организуются различные курсы, лекции и семинары. Используются всевозможные стажировки. Такой вид деятельности вузов рассматривается как важный фактор развития всей высшей школы, так как это способствует обновлению программ и методов обучения. С 80-х гг. XX в. правительство Германии начинает активно финансировать вузовские научные программы, которые проводятся на междисциплинарных началах. Большое значение уделяется подбору преподавательских кадров для работы в вузах. В стимулировании их работы принимают участие и частные фонды.
Наше исследование подтвердило, что в настоящее время структуры, ответственные за организацию педагогического образования в Западной Европе, рассматривают подготовку педагогических кадров не только как освоение базового курса с некоторой переподготовкой в будущем, а как непрерывный процесс обучения и совершенствования на протяжении всех лет работы учителя. Это связано с тем, что интеграционные процессы в области культуры и образования, а также гуманизация общественного сознания предъявляют ряд новых требований к профессиональной квалификации преподавателя. Одно из наиболее значимых профессиональных качеств учителя — способность правильно воспринимать любые изменения, возникающие в сфере образования, и быстро адаптироваться к новым условиям.
Таким образом, существуют различные пути самореализации и самоактуализации педагогических кадров в системах повышения квалификации развитых стран. В этой связи правительства европейских стран поставили следующие задачи перед педагогическими учебными заведениями: ориентировать будущих учителей на изменения, которые произошли в учебных планах и программах; акцентировать повышение уровня подготовки к использованию ТСО; совершенствовать психолого-педагогическую подготовку; оказать помощь будущим педагогам в разработке новых учебных программ и планов, учитывая новые требования реформы школы.
Литература_
1. Современные проблемы истории образования и педагогической науки : В 3 ч. / Под ред. З.И. Равкина. М., 1994.
2. UNESCO and Education. United Nations Educational, Scientific and Cultural organization. Paris, 1993.
3. Carr W, Kemmis S. Becoming critical: education, knowledge and action research. London, 2003.
4. Clay J., George R. Moving beyond permeation: courses in teacher education / Race. Gender and the Education of Teachers. Buckingham, 1993.
5. Christensen J.C., McDonnell J.H. The Career Lattice: A Structure for Planning Professional Development /Kremer-Haydon L., Vonk J.H.C.,Fessler R. (eds) Teacher Professional Development: A Multiple Perspective Approach. — Amsterdam, 2005. Р. 295-315.
6. EUROSTAT (2006) Population density (inhabitants per km2), http://europa.eu.int/comm/eurostat/ newcronos/queen/display.do?screen=detail&language= en&product=LT&root=LT/yearlies/c/ca/ caa/caa 12048.
© Бондаренко E.H., 2009