УДК 378. 147.88
Е. Д. Гершман
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Освещается проблема организации самостоятельной работы будущих учителей в процессе педагогической практики в образовательном учреждении. По мнению автора, использование педагогической технологии самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности будет способствовать развитию у будущих учителей самостоятельности, творческой активности и инициативы.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, педагогическая технология самоактуализации, творческая самостоятельная деятельность, педагогическая практика в образовательном учреждении, самоопределение, саморазвитие личности.
В ходе модернизации и инновационного развития современного высшего профессионального образования определены приоритетные направления профессиональной подготовки студентов: конкурентоспособность на рынке труда; компетентность; ответственность; свободное владение своей профессией и ориентированность в смежных областях деятельности; готовность к постоянному профессиональному росту; социальная и профессиональная мобильность.
В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В связи с этим возрастает интерес к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов и в первую очередь к формированию у них творческой активности и инициативы. Основополагающим в этом процессе является эффективное взаимодействие субъектов образования в совместной учебно-профессиональной деятельности, интенсивное развитие механизмов личностного и профессионального роста.
Из множества существующих определений понятия «саморазвитие личности» нам близка позиция, определяющая его как сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний [1, с. 11]. Одной из возможностей, позволяющей реализовать саморазвитие личности, является самоопределение в специально организованном пространстве в условиях прохождения студентами педагогической практики в образовательном учреждении.
Самоопределение - это непрерывный процесс достижения поставленных образовательных целей и задач, а также оформления новых [2, с. 12]. Реализация процесса самоопределения может наиболее эффективно осуществляться в ходе самостоятельной работы студентов. По мнению И. А. Зимней, «самостоятельная работа представляется как целе-
направленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом работа в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» (см. [3, с. 35]).
Наиболее эффективно этот процесс осуществляется на «входе» студентов в образовательное пространство школы. Именно в период педагогической практики студенты имеют возможность осуществить рефлексию особого типа, в ходе которой действия будущего специалиста в конкретной ситуации сопоставляются с его актуальными качествами, знаниями, представлениями, опытом, индивидуальностью (способностями, профессиональной компетентностью и т. д.).
Находясь в рефлексивной позиции, в период педагогической практики будущий педагог получает возможность принятия самостоятельного решения. Этот механизм обнаруживается в том случае, когда обусловленность затруднений студента сопоставляется с его актуальными качествами. Только тогда это - акт, момент самообразования, самоуправления, самоорганизации. Субъект сам себя познает, ставит познавательные задачи и думает, как их решить.
Современные требования к качеству профессиональной подготовки специалиста учреждения высшего профессионального образования диктуют необходимость выхода на творческий уровень реализации самостоятельной работы в период педагогической практики в образовательном учреждении. Только в этом случае она способствует сознательному усвоению и переносу знаний, умений и навыков в новые ситуации, что ведет к развитию познавательной самостоятельности и активности.
Однако существующая на сегодняшний день система организации самостоятельной работы студен-
тов в ходе педагогической практики, в которой проявляется регламентация деятельности на каждом этапе, минимизирует степень студенческой активности и недостаточным образом организует соответству-щее этой деятельности образовательное пространство. Поэтому для создания условий при осуществлении самоуправления самостоятельной работой студентов в ходе педагогической практики необходимо обеспечить возможность делегирования полномочий управления и ответственности за результаты своей деятельности самим студентам. Только в этом случае будет осуществляться подлинно самообразовательная деятельность, направленная на профессиональное становление будущего специалиста.
Задача организации самостоятельной работы студентов в ходе педагогической практики состоит в том, чтобы в режиме «реального события» или смоделированной ситуации студент имел возможность самостоятельно определить способы, средства, условия педагогической деятельности в конкретной педагогической ситуации. Затем с помощью рефлексии осуществленной деятельности и осознания затруднений он мог спроектировать наиболее эффективный способ «выхода» из затруднения, осуществить прогноз возможности его применения в дальнейшей деятельности. Это необходимо для того, чтобы утвердиться в собственных силах, получить опыт творческой самостоятельной деятельности.
Для реализации этого механизма в процессе подготовки будущего учителя, по нашему мнению, целесообразно использовать педагогическую технологию самоактуализации обучающегося в самостоятельной творческой деятельности (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, А. А. Леонтьев, А. Б. Воронцов, Г. К. Селевко). Основной целью проектирования и конструирования профессионально ориентированной технологии самоактуализации обучающегося в самостоятельной творческой деятельности является создание специально смоделированной обучающей среды, позволяющей активизировать педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, успешно достигая поставленные образовательные цели (см. [3, с. 112]). Обучающая среда является ее предметным профессионально ориентированным содержанием, отвечающим требованиям государственных стандартов высшего профессионального образования и квалификационным требованиям к подготовке в вузе специалиста определенного профиля и качества.
Педагогическая технология самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности включает в себя четыре блока [4, с. 76].
I. В блоке педагогической задачи самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности представлены: а) «предмет» - разви-
тие самоактуализации как наивысшей потребности в творчестве; б) «процесс» - особая специфическая деятельность, направленная на активное и сознательное проявление творческих способностей (переход потенциальных возможностей в актуальные); в) «продукт» - неповторимое своеобразное сочетание творческого подхода к организации собственной самостоятельной деятельности.
II. В блоке способа самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности представлены: а) «средства развития» - содержание программ учебных дисциплин, методические и учебные пособия, информационные мультимедийные средства обеспечения образовательного процесса; «средства построения» - педагогическая диагностика, педагогическое проектирование и эксперимент; б) «методы самоактуализации» - организация и использование в процессе обучения различных форм сотрудничества между преподавателем и школьниками, интерактивных технологий (игровые, диалоговые, тренинговые, задачные).
III. Блок условий творческой самостоятельной деятельности включает: а) «внутренние условия» (индивидуальные особенности личности студентов, сензитивность, физическое и психическое состояние во время педагогической практики); б) «внешние условия» - направленность будущего преподавателя на проектирование индивидуальной творческой траектории развития обучающегося, обеспечение психологической безопасности образовательной среды; в) «информационные условия» - официальные документы, концепции и программы развития учреждений образования и т. п. [5, с. 116].
IV. В блоке контроля, оценки и коррекции процесса самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности представлены методы диагностики и анализа динамики результатов самостоятельной творческой деятельности, что обеспечивает ее управляемость и эффективность. Центральное место здесь отводится способности будущих учителей применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников.
Для комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в рамках государственных стандартов высшего образования второго поколения и выявления условий оптимального проектирования содержания и технологий самостоятельной работы студентов в ходе педагогической практики в образовательном учреждении мы предлагаем объединить в ее структуру взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: аксиологический, когнитивный, операциональный, досуговый и валеологический.
Эта модель позволяет максимально полно охватить все компоненты сложного и многофункцио-
нального процесса проектирования и организации самостоятельной работы студентов в ходе педагогической практики в образовательном учреждении, собрать и систематизировать информацию по целому комплексу критериев и показателей, характеризующих эффективность ее проектирования, организации и контроля.
Аксиологический компонент модели проектирования и организации самостоятельной работы помогает выявить динамику потребностно-мотиваци-онной и ценностно-смысловой сферы студента в ходе педагогической практики в образовательном учреждении. Понимание целей, осознание ближайших перспектив в ходе педагогической практики будут активно способствовать воспитанию устойчивого интереса к педагогической деятельности, повлияют на развитие профессионально личностных качеств будущего учителя [6, с. 96].
Когнитивный компонент модели проектирования и организации самостоятельной работы будущих учителей состоит в получении знаний: о видах и формах организации самостоятельной работы в ходе педагогической практики; об эффективных приемах организации самостоятельной работы в младшем школьном, подростковом, старшем школьном и студенческом возрасте; об основных характеристиках сознательности выполнения самостоятельной работы; а также о способах активизации самостоятельной работы в ходе учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении.
Операциональный компонент модели проектирования и организации самостоятельной работы студентов включает: репродуктивный, поисковый и креативный (творческий) уровни самостоятельной работы будущих учителей; учебные и профессионально-педагогические умения и навыки студентов (аналитико-диагностические, проектировочные, организационные, коммуникативные, рефлексивно-оценочные); владение педагогической технологией самоактуализации обучающегося в творческой самостоятельной деятельности, а также интерактивными образовательными технологиями (игровые, диалоговые, тренинговые, задачные и др.) [7, с. 96].
Досуговый компонент модели организации самостоятельной работы показывает возможности влияния воспитательного пространства образовательного учреждения на продуктивность организации самостоятельной учебно-воспитательной работы студентов педагогического вуза. Он предполагает получение опыта работы в качестве классного руководителя, организации внеклассных мероприятий со школьниками, планирования учебно-воспитательной работы с учащимися в соответствии с направленностью образовательного учреждения.
Валеологический компонент, ориентированный на специфику образовательного учреждения, при-
меняющего здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, позволяет сформировать правильное отношение к своему здоровью и восприятие здоровья как жизненной ценности у всех участников образовательного процесса. Это поможет выработать у будущих педагогов позитивную и устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни; обеспечить развитие установок, способствующих активному и правильному образу жизни; получить социально-общественный опыт самостоятельного применения валеологических знаний, а также психологических техник и приемов, снимающих психическое напряжение (стрессы, опасности, трудности).
Опытно-экспериментальная работа по использованию технологии самоактуализации обучающегося в самостоятельной творческой деятельности проводилась на факультетах: искусств, социальных и гуманитарных наук; русской филологии и делопроизводства; иностранных языков Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого, и в общей сложности в ней участвовало 368 студентов и 22 преподавателя этого вуза и 26 учителей других образовательных учреждений г. Тулы. Экспериментальной базой исследования стали МОУ СОШ №№ 4, 14 и 16 города.
Перед проведением экспериментальной работы нами были исследованы мнения студентов о применении технологии самоактуализации обучающегося в самостоятельной творческой деятельности в профессиональной деятельности учителя и готовность к ее применению на педагогической практике. Студенты подчеркнули, что не считают себя в достаточной степени подготовленными к этому (свыше 76 % студентов выпускного курса факультетов искусств, социальных и гуманитарных наук, русской филологии и делопроизводства, иностранных языков выбрали вариант ответа «скорее не готовы, чем готовы» и 6 % - «совершенно не готовы», остальные ответили «скорее готовы»). Для успешной подготовки к применению технологии самоактуализации в самостоятельной творческой деятельности, по мнению студентов, им не хватает собственного опыта организации самостоятельной работы на занятиях по педагогике, психологии, методике преподавания дисциплин, а также конкретных знаний по использованию этой технологии при проведении уроков в период производственной практики. Чрезвычайно беден у студентов опыт наблюдения за применением технологии самоактуализации в самостоятельной творческой деятельности в образовательном процессе школ: 87 % студентов пятого курса экспериментальных факультетов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого ни разу не наблюдали использование технологии самоактуа-
лизации на уроках учителеи в процессе психологопедагогической практики. Только 13 % студентов видели применение на занятиях различных видов самостоятельной работы учащихся (прежде всего при проведении контроля и оценке уровня знаний и умений) и сами применяли их в период педагогических практик.
Таким образом, выявление условий оптимального проектирования содержания и технологий са-
мостоятельной работы студентов в ходе педагогической практики в образовательном учреждении позволяет выбирать и использовать средства решения познавательных и профессиональных задач, адекватные выбранным источникам информации и целям учебно-познавательной и практической профессиональной деятельности, а также представлять ее результаты в форме, соответствующей реальной ситуации.
Список литературы
1. Абдулина О. А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высш. образование в России. 2003. № 3. С. 9-12.
2. Берак О. Д., Шибаева Л. В. Установка на развитие личности студента // Вест. высш. школы. 2000, № 10. С. 10-13.
3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 204 с.
4. Уварина М. В. Педагогическая технология самоактуализации в творческой самостоятельной учебной деятельности // Начальная школа. 2007, № 10. С. 75-79.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
6. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 2001. 183 с.
7. Селевко Г. К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 123 с.
Гершман Е. Д., соискатель, ассистент кафедры.
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого.
Пр. Ленина, 125, г Тула, Тульская область, Россия, 300026.
E-mail: fedotenko@tspu.tula.ru
Материал поступил в редакцию 02.07.2010.
E. D. Gershman
THE USE OF SELF-ACTUALIZATION TECHNOLOGY IN THE INDEPENDENT ACTIVITY OF STUDENTS DURING TEACHING PRACTICE AT THE EDUCATIONAL INSTITUTION
The article is devoted to the problem of the organization of individual work of pedagogical higher school students in the process of teaching practice at the educational institution. According to the author, the pedagogical technology of self-actualization, (A. A. Leontev, V. P. Bespalko, M. V. Klarin, etc.), which forms the ability to informative independence and activity, will allow to provide the creative character of independent activity of students
Key words: independent activity, technology of self-actualisation, teaching practice at the educational institution, informative independence, creative activity
Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy.
Pr. Lenina, 125, Tula, Tula region, Russia, 300026.
E-mail: fedotenko@tspu.tula.ru