Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению сущности таможенного регулирования'

Теоретические подходы к определению сущности таможенного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖНЯ / ИНСТИТУТЫ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS / INSTITUTIONS / FOREIGN TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ананьева В.Н.

В статье проведен анализ таможенного института как элемента внешнеэкономической деятельности упорядочивающего экономические, политические, правовые и другие отношения. Сделан вывод о роли таможенного регулирования в регулировании национальной экономики с ориентацией таможенных органов на достижение высоких результатов по показателям вклада в развитие таких сфер как экологическая, социальная и экономическая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO DETERMINING THE ESSENCE CUSTOMS REGULATION

The article analyzes the customs institution as an element of foreign economic activity streamlining economic, political, legal and other relations. The conclusion is made about the role of customs regulation in the regulation of the national economy with the orientation of the customs authorities to achieve high results in terms of contribution to the development of such areas as environmental, social and economic.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению сущности таможенного регулирования»

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 339.5 ББК 65.5

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В. Н. АНАНЬЕВА ananievavn@mail. ru кандидат экономических наук, доцент кафедры Международных отношений Академия управления при Президенте Республики Беларусь г. Минск, Республика Беларусь

В статье проведен анализ таможенного института как элемента внешнеэкономической деятельности упорядочивающего экономические, политические, правовые и другие отношения. Сделан вывод о роли таможенного регулирования в регулировании национальной экономики с ориентацией таможенных органов на достижение высоких результатов по показателям вклада в развитие таких сфер как экологическая, социальная и экономическая.

Ключевые слова: таможенное регулирование, таможня, институты, внешняя торговля.

THEORETICAL APPROACHES TO DETERMINING THE ESSENCE CUSTOMS REGULATION

V. N. ANANIEVA

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of International Relations Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus

Minsk, Republic of Belarus

The article analyzes the customs institution as an element of foreign economic activity streamlining economic, political, legal and other relations. The conclusion is made about the role of customs regulation in the regulation of the national economy with the orientation of the customs authorities to achieve high results in terms of contribution to the development of such areas as environmental, social and economic.

Keywords: customs regulation, customs, institutions, foreign trade.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях глобализации мировой экономики актуальность и значение таможенного регулирования обусловлены необходимостью выполнения таможенными органами обязанностей по обеспечению экономической безопасности и устойчивого развития государства в экологической, социальной и экономической сферах.

Одной и важнейших характеристик современных международных торговых и таможенных отношений является отсутствие закрепления в нормах международного таможенного права и нормах международного торгового права методов таможенного регулирования. Названная проблема имеет и большое национальное значение, поскольку от успешности таможенного регулирования внешней торговли во многом зависит богатство страны. В последнее время практическая актуальность проблемы зависимости

внешней торговли (в том числе и в условиях введения санкций против Российской Федерации) от таможенного регулирования возрастает. Новые институциональные условия развития таможенной службы обуславливают необходимость разработки теоретических положений и модернизации методического обеспечения формирования таможенных институтов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Теория таможенного регулирования внешней торговли в Республике Беларусь и других странах Таможенного союза находятся в начале пути своего становления. Это обусловливается, во-первых, относительно небольшим периодом существования самой нашей страны; во-вторых, сложностью решаемых при переходе от административно-командной экономики к преимущественно рыночной социально ориентированной экономике проблем, когда на частные задачи, в нашем случае на системное осмысление экономической эффективности деятельности таможенных органов, не обращали должного внимания, и, в-третьих, невозможностью комплексно исследовать такое сложное социальное явление, как таможенная деятельность, пока не накоплена соответствующая практика. Причем отечественная практика, а не опыт зарубежных стран, который, как известно, не может быть напрямую эффективно заимствован.

Таможенная служба как институт государства выполняет роль посредника между государством и рынком. Оказывая услуги государству, таможенные органы выступают в роли некоммерческих субъектов рынка. Отличительной чертой институционального подхода является совмещение теории и анализа исследования. После определения правил и механизмов происходит реформирование организации в рамках институциональных ограничений. Институциональное управление в сфере государственных институтов подразумевает процедуру анализа и выбора одной из приемлемых альтернатив при создании новых институтов или качественном преобразовании существующих государственных институтов.

Экономические и политические реалии последних десятилетий привлекают повышенное внимание к опыту и теоретическим разработкам предшественников в вопросах, относительно трансформации социально-экономических систем и роли государственных институтов в формировании социально-экономической модели государства. Среди многообразия подходов к социально-экономическому развитию и системы государственного управления важная роль отводится институциональному подходу.

Таможенная деятельность является институционально сложным экономическим явлением, где происходит согласование экономических интересов многих хозяйственных субъектов: государства, коммерческих организаций (национальных и зарубежных), домашних хозяйств и т. д. От способов и механизмов этого согласования, от того, чьи экономические интересы реализуются преимущественно, зависит как эффективность самой таможенной деятельности, так и эффективность таможенного регулирования внешней торговли, национальной экономики в целом.

Таможенный институт как целостное явление рассматривается как взаимодействие правовых, организационных, технологических и других системных преобразований в сфере таможенного дела. Любые преобразования системы связаны с затратами на ее изменение, что обуславливает поиск перспективного пути развития. Таможенная служба как институт рассматривается как социально значимая организация, возникновение и развитие которой обусловлены объективными предпосылками, отражающими ин-

тересы общества и государства. Таможенный институт является элементом внешнеэкономической деятельности и упорядочивает экономические, политические, правовые и другие отношения.

Для формирования методологической основы таможенного регулирования в период трансформационных преобразований экономики Республики Беларусь необходимо провести анализ возникновения и формирования категории, что позволит определить фундаментальные основы и главные составляющие этого процесса.

Термин «таможенное регулирование» закреплен в Законе Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» от 10.01.2014 г. №129-З. На уровне Евразийского экономического союза данное понятие отражено в статье 1 Таможенного кодекса Таможенного союза: «таможенное регулирование - это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами» [1].

Необходимость создания целостного представления о механизме таможенного регулирования, соответствующего современному этапу экономических преобразований, важность учета при осуществлении таможенного дела тех принципов и норм, которые были заложены в смысловое значение данного понятия при его определении, требует детального анализа и синтеза происхождения категорий «регулирование» и «таможенный».

Термин «регулировать» произошел от латинского «regula», что означает «правило», «reguläre»: подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать; устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма, прибора, аппарата и т. п.; делать что-л. для получения нужных показателей, нужной степени чего-л. Значение данного латинского глагола соответствует французскому «regir» - «регулировать».

Понятие регулирования в его основном значении появилось в XIX веке в Англии, когда был принят закон «О регулировании железных дорог» в 1844 г. (англ. -«regulation»), которое использовалось исключительно в сфере политики и промышленности и было заимствовано из латинского языка. В узком политическом смысле это понятие означало «контроль над частными монополиями посредством правил, устанавливаемых правительством» [3]. Затем данное понятие появилось в Соединенных Штатах Америки в 1880-1920 гг. и в Англии вновь стало активно использоваться после начала приватизации национализированных отраслей промышленности в 1979 г. Далее оно получило распространение в Европе, в том числе и в Германии - нем. «regulieren» - регулировать [4, с. 289].

В более широком смысле, категория «регулирование» определяет любые установленные государством правила, регламентирующие деятельность фирмы или отрасли промышленности, особенно в области техники безопасности и защиты окружающей среды [3].

Таким образом, термин «регулирование» заимствовано из западноевропейских языков и употребляется с 60-х гг XIX века в значении «упорядочивать, налаживать, направлять, приводить в порядок, в систему» [5]. На современном этапе данный термин

применяется в различных областях (политика, медицина, управленческая деятельность, информатика, таможенное дело и др.) и раскрывается авторами по-разному.

Каждое определение категории «регулирование» представляет собой авторский взгляд на данный термин (таблица 1). Формулировки значительно отличаются друг от друга в зависимости от объекта воздействия, какие цели, задачи, функции отражаются в определении, с каких позиций рассматривается данное понятие и в какое время исторических и экономических преобразований, а это значительно расширяет его методологические границы.

Таблица 1 - Некоторые определения понятия «регулирование»

Источник (автор) Определение

Словарь иностранных слов (автор - Чудинов А.Н.) Приведение в известный порядок, уравнение

Социологический словарь (автор - Джери Д.) 1. Приведение в порядок, упорядочение, руководство движением, направлением, действиями, отношениями

2. Совокупность предписаний, исходящих от органа власти или управления и имеющих целью внести известный порядок в ту или иную сферу жизни

3. Форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей)

Социологический словарь (автор - Осипов Г.В.) Управление через задание объекту требуемого результата и путей его достижения

Экономический словарь (автор - Гацалов М.М.) Воздействия на объект, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров

Словарь Лопатникова Л.И. Вид управления, процесс, посредством которого характеристики управляемой системы удерживаются на траектории, заданной управляющей системой

Большой экономический словарь под ред. А.Н. Азрилияна Функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров

Краткий экономический словарь 1. Подчинять определенному порядку, правилу, упорядочивать

2. Устанавливать правильное, необходимое для работы взаимодействие частей механизма, прибора, аппарата и т. п.

3. Делать что-нибудь для получения нужных показателей, достижения нужной степени чего-либо

«Бизнес-словарь» Е.С.Серого Регулирование государственное — воздействие на систему со стороны государства для осуществления собственной политики

Источник: составлено автором по данным [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

Проанализировав значения, предлагаемые указанными авторами, можно сделать вывод, что все они являются различными. Так, Д. Джери обозначает данное понятие как совокупность определенных норм и раскрывает его через определенное направление действий. Г. В. Осипов и Е. С. Серый не раскрывают конкретной цели данного «дей-

ствия», то есть из их определений следует, что регулирование применяется для достижения любой поставленной задачи, а не для целей уравновешивания и развития определенной системы, в то время как А. Н. Чудинов, Д. Джери и Л. И. Лопатникова отражают данный термин, как применяемый в целях привнесения порядка, равновесия и создания условий для развития определенной системы. Также данный термин определяет и А. Н. Азрилиянс указанием на то, что управляемая система должна действовать в рамках установленных параметров, то есть по заданной управляющей системой траектории. М. М. Гацалов поясняет, что термин «регулирование» стоит применять при реализации политики, направленной на исправление существующей ситуации, то есть лишь в случае отклонения системы от заданных параметров. Также важно отметить, что в кратком экономическом словаре данная категория, помимо указания системы действовать в рамках установленных правил и достижения поставленных задач, раскрывается как установление взаимодействия различных частей системы с целью достижения заданных параметров.

Учитывая тот факт, что прямым синонимом слова «регулирование» является понятие «управление», которое, в свою очередь, означает «деятельность, направляющую и регулирующую общественные отношения через органы государственной власти» [14], то, по мнению автора, наиболее правильным будет определить данный термин как целенаправленное воздействие, осуществляемое органами управления, ориентированное на привнесение упорядоченности, поддержание равновесия в управляемом объекте, на его развитие и направление данного объекта на достижение заданных параметров посредством введения в него регуляторов и обеспечения взаимодействия различных его частей.

Данное определение понятия «регулирование» учитывает и содержит следующие черты: во-первых, регулирование не является непосредственно совокупностью норм, оно реализуется с их помощью, во-вторых, данное определение является наиболее полным с точки зрения анализа целей, которые на сегодняшний день достигаются посредством регулирования, то есть для достижения равновесия регулируемой системы и политики, проводимой управляющим субъектом. Регулирование в любой области применяется с целью координации деятельности объекта, его контроля и разработки наиболее эффективных и характерных для данного объекта параметров дальнейшего развития.

Термин «таможенный» впервые употребился в XI веке, когда таможня называлась «мытня» (впервые термин был упомянут в Русской правде Ярослава Мудрого) [15]. В ряде славянских языков это название используется и в настоящее время, в частности в белорусском: таможня - «мытня», аналогично в украинском - «митниця» (мытныця), и также в болгарском - «митница» [16]. На Руси ряд платежей, которые было поручено взимать местным русским князьям, назывались «мыт». Однако, первоначально, мыт означал инфекционное заболевание лошадей, затем место, где им можно было заразиться, то есть место, где могли останавливаться повозки. Отсюда мытарство - страдание, мучение, испытание, притеснение и другие подобные эмоции и состояния, связанные с прохождением таможни и к которым трудно привыкнуть. Позднее это место приобрело значение заставы, а затем и торговых и проезжих пошлин по суше и рекам [15].

Непосредственно употребляемое в настоящее время понятие «таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. Общепринято считать, что данный термин был заимствован у татарского народа в Х1У-ХУ веках в период Золотой орды и изменил свое значение, став обозначать «торговый сбор, взимаемый за наложение клейма» [16]. Однако есть доказательства о его использовании еще в XIII веке - существуют ярлыки с надписью «таможьникъ» [17]. Место, где товар «тамжили», то есть ставили специальное клеймо (тамгу), стало называться таможней.

Некоторые ученые считают, что современное слово «деньги», просходящее от старорусского «денга», также уходит своими корнями в тюркский язык и исходит от слова «тамга», так как изображения тамги правителей и само слово «^аш^а» встречается на древних тюркских монетах из Средней Азии [18]. Данная взаимосвязь вполне может быть обоснована, ведь одной из основных функций таможенных органов является фискальная, то есть пополнение государственного бюджета за счет взимаемых таможенных платежей (денежных средств).

Таможенное регулирование в современном его значении, как понятие, включающее в себя элементы современного таможенного регулирования, широкое применение получило в XVII веке, когда усилилось государственное вмешательство в сферу внешней торговли и вводилось множество запретов и ограничений на ввозимые товары (таблица 2).

Таблица 2 - Эволюция возникновения и формирования категории таможенного регулирования

Дата Событие Описание и значение

XI в. Издание Русской правды Ярослава Мудрого Впервые таможня была упомянута как «мытня»

XIII в. Впервые были использованы ярлыки с надписью «таможь-никъ» Клеймо о том, что товар «тамжили», ставилось на специальные ярлыки и место, где с товаром совершали данные действия, стало называться таможней

XIV-XV вв. Период Золотой Орды на Руси Заимствование термина «таможня» у кочевых народов Средней Азии. Данный термин стал обозначать «торговый сбор, взимаемый за наложение клейма»

1667 г. Принятие Новоторгового устава Введение видов и размеров внешних и внутренних таможенных сборов, являющихся одними из основных мер таможенного регулирования

XVII - XVII вв. Эпоха правления Петра I и Екатерины Активное применение мер таможенного регулирования

Сер. XIX в. Принятие в Англии закона «О регулировании железных дорог» Термин «regulation» использовался исключительно в сфере политики и промышленности

1880 - 1920 гг. Создание электромобилей в США, расцвет промышленности, период интенсивной иммиграции Появление понятия «регулирование» в Соединенных Штатах Америки. Данный термин использовался более широко, чем при его появлении в Англии. Появился прочный механизм таможенного регулирования, так как таможенное дело было тесно увязано с внутренней и внешней политикой государства

1924 г. Принятие Таможенного Устава - первого на советском пространстве кодифицированного акта по таможенному делу Основная задача таможенных органов - контроль экспортно-импортных операций и взимание таможенных платежей. В данный период значительно усилилась государственная монополия и таможенные органы выполняли лишь функции по регистрации и контролю над провозом груза и пассажиров и не были частью механизма таможенного регулирования

Окончание таблицы 2

1979 г. Начало приватизации национализированных отраслей промышленности В Англии вновь стало активно использоваться понятие «регулирование» в различных сферах национальной экономики, в том числе и в таможенном деле. Далее оно получило распространение в Европе, в том числе в Германии - нем. «regulieren» - регулировать

Конец XX в. Распад СССР (формирование таможенных служб бывших государств-членов), создание Европейского союза. Развитие информационных и коммуникационных технологий Термин «регулирование» применяется в различных областях (политика, медицина, управленческая деятельность, информатика, таможенное дело и др.). Активное использование термина «таможенное регулирование»

XXI в. Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации Законодательное закрепление понятия «таможенное регулирование»

Источник: составлено автором.

Таким образом, категория «таможенное регулирование» прошла долгий исторический путь в своем формировании. Отдельно необходимо выделить период ее не использования - в рамках предыдущей социалистической экономической системы СССР. Отсутствие значимой роли таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в условиях господства отношений государственного патернализма не способствовало формированию системы таможенного регулирования. В силу приоритета отраслевого принципа управления вся экономика страны (СССР) определялась как единый народнохозяйственный комплекс, являющийся экономически целостной, сложной, многогранной системой взаимосвязанных отраслей производства и непроизводственной сферы, базировавшийся на общегосударственной собственности и планово-распределительной системе управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль таможенных органов была незначительной.

Активное развитие категория «таможенное регулирование» получила после распада СССР, когда во входивших в него странах стали формироваться самостоятельные таможенные органы. В настоящее время, помимо термина «таможенное регулирование», широко используются «таможенно-тарифное регулирование», «нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности», «валютное регулирование» (как элемент нетарифного). По мнению автора, такое разделение обусловлено не только масштабностью задач, выполняемых таможенными органами в сфере государственного регулирования экономики, но и сложностью функционирования такой системы.

Что касается места таможенного регулирования в системе государственного регулирования, то стоит отметить, что в настоящее время таможенные органы выступают непосредственным регулятором внешнеэкономической сферы, участвуют в реализации вопросов развития и регулирования внешнеэкономических отношений, оказывают влияние на уровень развития производительных сил (в том числе за счет выполняемой ими фискальной функции и функции защиты национальных производителей), в частности в плане структурной перестройки национальной экономики.

Действующие методы, используемые при реализации таможенного регулирования, позволяют решить задачи, стоящие перед государством в области обеспечения экологической безопасности, защиты государства и общества в целом от экономических и других видов преступлений, регулирования структуры внешнеторгового оборота, реализации интересов различных участников внешней торговли и другие. Эти методы представляют собой сложную систему взаимосвязанных мер, имеющих по своей природе различную основу: от жестких административных запретительных мер до мер тарифного регулирования, которые носят сугубо экономический характер.

По мнению автора, основной целью таможенного регулирования является содействие формированию и непосредственная реализация действенного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности государства. Под данным механизмом нами понимается регулирование ВЭД, отвечающее потребностям национальной экономики в ее переходный период. Задачами таможенного регулирования в механизме государственного регулирования являются:

- содействие проведению структурной перестройки национальной экономики;

- содействие эффективному обеспечению товарообмена на таможенной территории ЕАЭС;

- обеспечение модернизации и эффективного функционирования таможенной системы, соответствующей международным стандартам и отвечающей современным требованиям интеграции в международное экономическое пространство;

- реализация задач по защите отечественного рынка;

- стимулирование развития национальной экономики.

На наш взгляд, последняя задача таможенного регулирования обусловлена значительным влиянием проводимой таможенной политики на национальную экономику. Направления такого воздействия представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Направления влияния таможенного регулирования на национальную экономику

Сфера влияния Инструмент влияния

Программа «Зеленая таможня», целью которой является обучение специалистов таможенных органов по выявлению рисков и угроз, связанных с нелегальной торговлей товарами, представляющими опасность для окружающей среды

Реализация запретных мер на ввоз озоноразрушающих веществ посред-ствам лицензирования (в рамках Монреальского протокола)

Экологическая Контроль за сведением к минимуму трансграничной перевозки опасных и других отходов в соответствии с экологически обоснованным и эффективным использованием таких отходов и содействие ограждению граждан и окружающей среды от отрицательных последствий таких перевозок (осуществляется в рамках Базельской конвенции)

Контроль за соблюдением правил по ввозу животных и растений, в том числе запретов и ограничений провоза исчезающих видов флоры и фауны

Социальная Борьба с преступностью в сфере таможенного дела (т. е. правовая защита граждан), в том числе с контрабандой историко-культурных ценностей, исчезающих видов флоры и фауны: таможенные органы активно реализуют мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, касающихся перемещению указанных объектов

Окончание таблицы 3

Создание многофункционального кадрового потенциала, в состав которого входят специалисты, имеющие высшее образование - 95%, из них экономическое - 20%, юридическое - 30%, специалисты в области информационных технологий - 25%, таможенное дело - 25%.

В таможенных органах осуществляется создание благоприятных условий для работы и карьеры сотрудников, организация непрерывного профессионального развития кадров

Социальная защита и поддержка работающих в таможенной системе должностных лиц, членов их семей и ветеранов таможенных органов за счет внедрения широкого перечня социальных льгот

Противодействие коррупции: в таможенных органах создана атмосфера нетерпимости к взяточничеству путем повышения уровня антикоррупционного сознания должностных лиц таможенных органов, о чем свидетельствует ежегодный рост количества выявленных и пресеченных сотрудниками таможен попыток передачи им взяток

Экономическая Пополнение республиканского бюджета, расходы которого в значительной мере направляются на социальную и экологическую сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.): доля НДС, акцизов и налогов от внешнеэкономической деятельности в доходной части консолидированного бюджета за 2014 г. составила 50,3%

Обеспечение экономической безопасности и защита отечественных производителей: проявляется в протекционистской функции таможенных органов, которая реализуется посредством установления таможенных запретов, ограничений, лицензирования и квотирования

Источник: составлено автором по данным [19, 20].

Таким образом, таможенное регулирование является одним из основных инструментов государственного регулирования национальной экономики и соотносится как « часть - целое». Такая роль таможенного регулирования в регулировании национальной экономики обусловлена ориентацией таможенных органов на достижение высоких результатов по показателям вклада в развитие именно таких сфер как экологическая, социальная и экономическая.

Что касается непосредственно мер таможенного регулирования, то их можно разделить, как уже отмечалось, на две укрупненные группы:

1) экономические методы - базируются на использовании экономического инструментария таможенной политики: таможенный тариф, налоги, таможенные сборы и другие виды платежей;

2) административные методы - система правил, нормативов, запретов, с помощью которых таможенные органы осуществляют непосредственное влияние на субъекты внешнеэкономической деятельности, регламентируют их деятельность в интересах общества [21, с. 83].

Выделяют следующие составляющие таможенного регулирования: принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; таможенные процедуры; таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; совершение таможенных операций по выпуску; таможенный контроль; предоставление таможенных льгот; ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела [22, с. 48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение, данное в законодательстве, определяет лишь направления таможенного регулирования и не определяет его основные меры, элементы. По мнению автора, предложенная классификация элементов таможенного регулирования достаточно полная, хотя и отделяет от таможенно-тарифного регулирования единую Товарную номенклатуру ВЭД [22].

Однако, на наш взгляд, эффективная система таможенного регулирования не может существовать без мер нетарифного регулирования, ведь они играют значительную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности государства. В результате изучения основных элементов таможенного регулирования автором разработана схема, отражающая их развитие в историческом разрезе (рисунок 1).

На схеме показана эволюция таможенного регулирования на протяжении десяти веков с момента создания таможенной службы, а точнее наличия первого упоминания о ней. Такая эволюция отражает расширение задач, возникающих перед таможенными органами, а, следовательно, и объектов регулирования таможенного дела.

с XI век: таможенно-тарифное регулирование Л

ч

*

с Х1У-ХУ века: таможенно-тарифное регулирование + правоохранительная деятельность \

ч ;

с ХУП-ХУШ века: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, правоохранительная деятельность \

ч ;

1

с XIX век: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, правоохранительная деятельность Л

ч

г Нач. XX века: таможенно-тарифное регулирование, контроль совершения экспортно-им-портных операций \

/

г Конец XX - нач. XXI века: все элементы таможенного регулирования \

к /

Рисунок 1 - Этапы развития элементов таможенного регулирования Источник: разработка автора.

На современном этапе таможенное регулирование представляет собой сложный механизм управления, контроля и воздействия на внешнюю торговлю и экономику в целом,

реализуемый посредством исполнения отдельных его элементов на местах с целью обеспечения возможности эффективного планирования (разработки), выполнения и контроля деятельности таможенных органов для защиты экономических интересов государства.

ВЫВОДЫ

Проведенный анализ становления категории «таможенное регулирование», изучение его сущности и составляющих элементов позволяют утверждать, что таможенное регулирование исторически сложилось как система (механизм), включающая цель, задачи, объект, субъекты и инструменты.

Таким образом, если таможенная деятельность охватывает всю систему способов, методов и последствий таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, то деятельность таможенных органов - это деятельность организационной структуры (одного из хозяйствующих субъектов, хотя и очень важного, участвующего в таможенной деятельности), созданной для реализации ряда функций в процессе таможенного регулирования и заключающейся в установлении порядка и правил, при соблюдении которых юридические и физические лица могут реализовать свое право на перемещение товаров и транспортных средств на таможенную территорию государства и/или таможенного союза.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О таможенном регулировании в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 января 2014 г., № 129-З // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.by/document/index.php? §^=12551&р0=И11400129&р1=&р5=0. - Дата доступа: 04.10.2015.

2. Значение слова «регулировать» [Электронный ресурс] // Исторический словарь галлицизмов русского языка. - Режим доступа : http://gallicismes.academic.ru. - Дата доступа: 04.10.2015.

3. Значение слова «регулирование» [Электронный ресурс] // Политология. Словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru. - Дата доступа: 04.10.2015.

4. Андерхилл, Д. Политика. Толковый словарь / Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Берн, П. Бернем, и др. - Москва : «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Общая редакция: д.э.н. Осадчая И. М., 2001. - 536 с.

5. Значение слова «регулирование» [Электронный ресурс] // Экономический словарь Фокина Н. И. - 2015. - Режим доступа: http://dictionary-economics.ru. - Дата доступа: 05.10.2015.

6. Азрилиян, А. Н. Большой экономический словарь / А. Н. Азрилиян, М. Ю. Агафонова, О. М. Азрилиян, и др. - Москва : Институт новой экономики. Под редакцией Азри-лияна А. Н., 1994. - 574 с.

7. Значение слова «регулировать» [Электронный ресурс] // Большой экономический словарь. - Режим доступа: http://ekslovar.ru. - Дата доступа: 05.10.2015.

8. Значение слова «регулирование государственное» [Электронный ресурс] // Бизнес-словарь Е. С. Серого. - Режим доступа: http://www.businessvoc.ru - Дата доступа: 05.10.2015.

9. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки / Л. И. Лопатников. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : «Дело», 2003. - 520 с.

10. Гацалов, М. М. Современный экономический словарь-справочник / М. М. Га-цалов. - Ухта : «УГТУ», 2002. - 371 с.

11. Осипов, Г. В. Социологический словарь / Г. В. Осипов. - Москва : «Инфра-М», «Норма», 2015. - 608 с.

12. Джерри, Д. Большой толковый социологический словарь в 2 т. / Д. Джерри, Дж. Джерри. - Москва : «Вече», «АСТ», 1999. - Т. 1 - 544 с., Т2 - 528 с.

13. Чудинов, А. Н. Толковый словарь иностранных слов / А. Н. Чудинов. - СПб. : Издание книгопродавца В. И. Губинского, 1894. - 1004 с.

14. Значение слова «управление» [Электронный ресурс] // Словарь Ефремовой. -Режим доступа: http://www.efremova.info. - Дата доступа: 05.10.2015.

15. Откуда пошла российская таможня [Электронный ресурс] // Познавательный журнал «Школа». - Режим доступа: http://shkolazhizni.ru. - Дата доступа: 06.10.2015.

16. Таможня [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. - Дата доступа: 06.10.2015.

17. Происхождение слова «таможьникъ» [Электронный ресурс] // Этимологический словарь Фасмера. - Режим доступа: http://vasmer.narod.ru - Дата доступа: 06.10.2015.

18. Слова-интернационализмы тюрского происхождения [Электронный ресурс] // Свободная гипертекстовая вики-энциклопедия. - Режим доступа: http://www.wikiznanie. т. - Дата доступа: 08.10.2015.

19. Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь до 2015 года : приказ Председателя ГТК Респ. Беларусь, 8 апр. 2011 г., № 125-ОД // Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. - 2011.

20. О состоянии государственных финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство финансов Республики Беларусь. - Режим доступа : http://www. minfin.gov.by/. - Дата доступа : 12.03.2015.

21. Гребельник, О. П. Основы таможенного дела / О. П. Гребельник. - К. : Киев. нац. торг- экон. ун-т, - 2003. - 188 с.

22. Шапошников, Н. Н. Таможенная политика России / Н. Н. Шапошников. -Москва: «Литра», - 2003. - 330 с.

23. Борисов, К. Г. Международное таможенное право : учеб. пособие / К. Г. Борисов. - Москва : РУДН, 2001. - 616 с.

24. Таможенный кодекс Европейского союза [Электронный ресурс] // Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. - Режим доступа : http://kompmp.rada.gov.ua - Дата доступа : 10.11.2015.

25. Бондаренко, В.С. Что такое Евросоюз / В. С. Бондаренко. - Гомель : БТЭУ ПК, 2009. - 11 с.

26. Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕАЭС [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. - Режим доступа: http://eec.eaeunion.org. - Дата доступа: 11.11.2015.

27. Тарифное регулирование [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Беларусь. - Режим доступа: http://mfa.gov.by - Дата доступа: 12.11.2015.

28. Таранов, М. С. Обязательное предварительное информирование / М. С. Таранов // Таможня и ВЭД - 2012. - № 5. - С. 12-15.

29. О евразийской экономической комиссии [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org. - Дата доступа: 13.11.2015.

30. About the EU [Электронный ресурс] // European Union. - Режим доступа: http://europa.eu. - Дата доступа: 15.11.2015.

REFERENCES

1. O tamozhennom regulirovanii v Respublike Belarus' [Ehlektronnyj resurs] : Zakon Resp. Belarus', 10 yanvarya 2014 g., № 129-Z // Nacional'nyj pravovoj internet-portal Respu-bliki Belarus'. - Rezhim dostupa: http://pravo.by/document/index.php?guid=12551&p0= H11400129&p1=&p5=0. - Data dostupa: 04.10.2015.

2. Znachenie slova «regulirovat'» [EHlektronnyj resurs] // Istoricheskij slo-var' galliciz-mov russkogo yazyka. - Rezhim dostupa : http://gallicismes.academic.ru. - Da-ta dostupa: 04.10.2015.

3. Znachenie slova «regulirovanie» [Ehlektronnyj resurs] // Politologiya. Slovar'. -Rezhim dostupa: http://dic.academic.ru. - Data dostupa: 04.10.2015.

4. Anderhill, D. Politika. Tolkovyj slovar' / D. Anderhill, S. Barrett, P. Bern, P. Bernem, i dr. - Moskva : «INFRA-M», Izdatel'stvo «Ves' Mir». Obshchaya redakciya: d.eh.n. Osadchaya I. M., 2001. - 536 s.

5. Znachenie slova «regulirovanie» [Ehlektronnyj resurs] // Ehkonomicheskij slovar' Fokina N. I. - 2015. - Rezhim dostupa: http://dictionary-economics.ru. - Data do-stupa: 05.10.2015.

6. Azriliyan, A. N. Bol'shoj ehkonomicheskij slovar' / A. N. Azriliyan, M. Yu. Agafonova, O. M. Azriliyan, i dr. - Moskva : Institut novoj ehkonomiki. Pod redakciej Azriliyana A. N., 1994. - 574 s.

7. Znachenie slova «regulirovat'» [EHlektronnyj resurs] // Bol'shoj ehkonomiche-skij slovar'. - Rezhim dostupa: http://ekslovar.ru. - Data dostupa: 05.10.2015.

8. Znachenie slova «regulirovanie gosudarstvennoe» [Ehlektronnyj resurs] // Biznes-slovar' E. S. Serogo. - Rezhim dostupa: http://www.businessvoc.ru - Data dostupa: 05.10.2015.

9. Lopatnikov, L. I. Ehkonomiko-matematicheskij slovar': Slovar' sovremen-noj ehko-nomicheskoj nauki / L. I. Lopatnikov. - 5-e izd., pererab. i dop. - Moskva : «Delo», 2003. - 520 s.

10. Gacalov, M. M. Sovremennyj ehkonomicheskij slovar'-spravochnik / M. M. Ga-calov. - Uhta : «UGTU», 2002. - 371 s.

11. Osipov, G. V. Sociologicheskij slovar' / G. V. Osipov. - Moskva : «Infra-M», «Norma», 2015. - 608 s.

12. Dzherri, D. Bol'shoj tolkovyj sociologicheskij slovar' v 2 t. / D. Dzherri, Dzh. Dzherri. - Moskva : «Veche», «AST», 1999. - T. 1 - 544 s., T2 - 528 s.

13. CHudinov, A. N. Tolkovyj slovar' inostrannyh slov / A. N. CHudinov. - SPb. : Iz-danie knigoprodavca V. I. Gubinskogo, 1894. - 1004 s.

14. Znachenie slova «upravlenie» [Ehlektronnyj resurs] // Slovar' Efremovoj. - Rezhim dostupa: http://www.efremova.info. - Data dostupa: 05.10.2015.

15. Otkuda poshla rossijskaya tamozhnya [Ehlektronnyj resurs] // Poznavatel'nyj zhur-nal «SHkola». - Rezhim dostupa: http://shkolazhizni.ru. - Data dostupa: 06.10.2015.

16. Tamozhnya [Ehlektronnyj resurs] // Svobodnaya ehnciklopediya Vikipediya. -Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org. - Data dostupa: 06.10.2015.

17. Proiskhozhdenie slova «tamozh'nik"» [Ehlektronnyj resurs] // Ehtimologicheskij slovar' Fasmera. - Rezhim dostupa: http://vasmer.narod.ru - Data dostupa: 06.10.2015.

18. Slova-internacionalizmy tyurskogo proiskhozhdeniya [Ehlektronnyj re-surs] // Svobodnaya gipertekstovaya viki-ehnciklopediya. - Rezhim dostupa: http://www.wikiznanie.ru. -Data dostupa: 08.10.2015.

19. Osnovnye napravleniya razvitiya tamozhennoj sluzhby Respubliki Belarus' do 2015 goda : prikaz Predsedatelya GTK Resp. Belarus', 8 apr. 2011 g., № 125-OD // Gosudarstvennyj tamozhennyj komitet Respubliki Belarus'. - 2011.

20. O sostoyanii gosudarstvennyh finansov Respubliki Belarus' [Ehlektronnyj resurs] // Ministerstvo finansov Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa : http://www.minfin.gov.by/. -Data dostupa : 12.03.2015.

21. Grebel'nik, O. P. Osnovy tamozhennogo dela / O. P. Grebel'nik. - K. : Kiev. nac. torg- ehkon. un-t, - 2003. - 188 s.

22. Shaposhnikov, N. N. Tamozhennaya politika Rossii / N. N. SHaposhnikov. - Moskva: «Litra», - 2003. - 330 s.

23. Borisov, K. G. Mezhdunarodnoe tamozhennoe pravo : ucheb. posobie / K. G. Bo-risov. - Moskva : RUDN, 2001. - 616 s.

24. Tamozhennyj kodeks Evropejskogo soyuza [Ehlektronnyj resurs] // Komitet Ver-hovnoj Rady Ukrainy po voprosam finansov, bankovskoj deyatel'nosti, nalogo-voj i tamozhennoj politiki. - Rezhim dostupa : http://kompmp.rada.gov.ua - Data do-stupa : 10.11.2015.

25. Bondarenko, V. S. Chto takoe Evrosoyuz / V. S. Bondarenko. - Gomel' : BTEHU PK, 2009. - 11 s.

26. Departament tamozhenno-tarifnogo i netarifnogo regulirovaniya EAEHS [Ehlektronnyj resurs] // Evrazijskaya ehkonomicheskaya komissiya. - Rezhim dostupa: http://eec.eaeunion.org. - Data dostupa: 11.11.2015.

27. Tarifnoe regulirovanie [EHlektronnyj resurs] // Ministerstvo inostran-nyh del Respubliki Belarus'. - Rezhim dostupa: http://mfa.gov.by - Data dostupa: 12.11.2015.

28. Taranov, M. S. Obyazatel'noe predvaritel'noe informirovanie / M. S. Ta-ranov // Tamozhnya i VEHD - 2012. - № 5. - S. 12-15.

29. O evrazijskoj ehkonomicheskoj komissii [Ehlektronnyj resurs] // Evrazij-skaya ehkonomicheskaya komissiya. - Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org. - Data dostupa: 13.11.2015.

30. About the EU [Ehlektronnyj resurs] // European Union. - Rezhim dostupa: http://eu-ropa.eu. - Data dostupa: 15.11.2015.

Статья поступила в редакцию 18 сентября 2018 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.