ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 339.5 ББК 65.5
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. Н. АНАНЬЕВА ananievavn@mail. ru кандидат экономических наук, доцент кафедры международных отношений Академия управления при Президенте Республики Беларусь г. Минск, Республика Беларусь
В статье проведен анализ существующего в настоящее время методического обеспечения оценки эффективности деятельности таможенных органов. Сделан вывод о необходимости комплексной оценки макроэкономических и микроэкономических показателей эффективности, с применением, в случае необходимости, их дифференциации для разных уровней управления и типов таможенных отношений.
Ключевые слова: таможенное регулирование, экономическая эффективность, институты, внешняя торговля.
METHODICAL SUPPORT OF THE ANALYSIS AND ESTIMATION OF THE EFFICIENCY OF CUSTOMS ACTIVITIES
V. N. ANANIEVA
PhD in Economics, Associate Professor of the Department of International Relations Academy of Public Administration under the aegis of the President of the Republic of Belarus
Minsk, Republic of Belarus
The article analyzes the currently existing methodological support for assessing the effectiveness of the activities of customs authorities. The conclusion is made about the need for a comprehensive assessment of macroeconomic and microeconomic performance indicators, using, if necessary, their differentiation for different levels of management and types of customs relations.
Keywords: customs regulation, economic efficiency, institutions, foreign trade.
ВВЕДЕНИЕ
Таможенная деятельность представляет собой общественное явление, оказывающее влияние на стабильность функционирования и уровень развития национальной экономики, социально-экономическую безопасность государства. Экономическая эффективность деятельности таможенных органов и ее регулирование являются важной составляющей государственной конфигурации национальной экономики. Пополнение доходной части государственного бюджета уже многие годы в значительной мере обеспечивается за счет деятельности таможенных органов. В то же время оценивать экономическую эффективность таможенной деятельности как коммерческой - значит упрощать ее феноменологическую, социально-экономическую природу, сводя значение этой деятельности к пополнению бюджета и контролю за перемещением товаров на/из таможенной территории.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка таможенной деятельности на макроуровне имеет свои особенности. Доходы от деятельности таможенных органов составляют часть доходов республиканского бюджета Республики Беларусь, роль которого становится все более значимой в современных условиях развития экономики. Через республиканский бюджет, помимо прочего, осуществляется косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Его экономическая сущность заключается в перераспределении финансовых средств, в их направлении на решение приоритетных задач промышленной и сельскохозяйственной политики. Объединение в данном случае управления значительными денежными потоками способствует обеспечению «финансирования возрастающих социальных расходов, обеспечению обслуживания государственного долга, поддержанию на необходимом уровне состояния обороноспособности и правопорядка, осуществлению эффективного управления государственным сектором экономики» [1].
Характерные черты межгосударственного товарного обмена и определение финансов как таковых обусловливают экономическую суть таможенных платежей. Им присущи все свойства налогов, и поэтому они, «функционируя в фазе распределения, отражают конкретное направление экономической деятельности, связанное с процессом изъятия перераспределяемой части стоимости совокупно-общественного продукта и национального дохода в пользу государства» [2].
Важнейшими видами таможенных платежей, помимо налога на добавленную стоимость, являются таможенные пошлины. Таможенная пошлина - это обязательный платеж, который взыскивается представителями таможенной службы при пересечении товаром таможенной границы. При этом таможенная пошлина практически всегда составляет неотъемлемую часть внешнеторговых отношений между государствами. Экономическая сущность таможенной пошлины заключается в ее определении как налога, который включается в стоимость продукции, что отражается на ее конкурентоспособности. Однако, применяемая система распределения таможенной пошлины между государствами-членами Евразийского эконмического союза и отсутствие возможности в одностороннем порядке изменять таможенный тариф снизили гибкость использования этого инструмента государственного регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование является основным, главным методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. С его помощью осуществляется политика протекционизма - экономическая политика, в рамках которой реализуются меры, направленные на стимулирование национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции [3, с. 416-422]. Поэтому, с позиций оценки макроэкономической эффективности деятельности таможенных органов, акцент целесообразно делать на осуществлении налогового, валютного, экспортного контроля и на взимании таможенных платежей, которые, «являясь основным инструментом таможенно-тарифной политики, представляют собой денежные средства, взимаемые с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров, и транспортных средств, и могут быть определены как обязательные отчисления в пользу государства» [4].
Оценка таможенной деятельности на микроуровне сопряжена в основном с проблемой оценки деятельности таможенных органов как коммерческой организации, стремящейся к оптимизации и повышению эффективности своей деятельности. Нацеленность на достижение большего результата при меньших затратах позволит реально оценить уровень эффективность функционирования таможни как субъекта экономических отношений.
Однако уже на микроэкономическом уровне сложно оценить деятельность таможенный органов с использованием только экономических показателей, так как одним из важных направлений таможенной деятельности является правоохранительная, которую сложно формализовать и оценить путем применения экономических критериев оценки.
Оценки деятельности таможенных органов на макро- и микроуровне можно производить с использованием традиционных экономических показателей, применяемых для оценки экономической деятельности и уровня развития экономики, адаптируя их к специфике таможенной службы как государственного органа.
Так, например, может использоваться комплекс экономических показателей, отражающих свойства и тенденции изменения экономических явлений.
Эти показатели могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные показатели могут быть натуральными, условно-натуральными, стоимостными. Их также называют объемными. Относительные показатели характеризуют различные пропорции экономических величин. Величины показателей могут быть безразмерными (коэффициенты), выражаться в процентах, отражать соотношение экономических величин, выражаемых в различных единицах измерения.
К основным показателям изменения динамического ряда двух последовательных моментов времени относятся абсолютный прирост, темп роста, темп прироста. «Абсолютный прирост за единицу времени характеризует скорость изменения уровня, темп роста характеризует интенсивность изменения, темп прироста - относительную скорость изменения» [5].
«Показатели изменения динамического ряда могут вычисляться при постоянной и переменной базе. За постоянную базу принимается один уровень динамического ряда, как правило, начальный. Переменной базой служит предшествующий уровень. Показатели на постоянной базе называются базисными, а на переменной базе - цепными» (таблица 1.). «Дополнительной характеристикой скорости развития является абсолютное ускорение. Оно измеряется как разность между последующим и предшествующим абсолютными приростами» [5].
Таблица 1 - Формулы для расчета
Показатель База показателя
Постоянная (базисный показатель) Переменная (цепной показатель)
Абсолютный прирост V = а - во /0 * ✓ = в, - в- /(,-1)
Темп роста V = £ /о 00 П = о' /с-1) &-1
Темп прироста /о во р а - а-1
Абсолютное (экономическое) ускорение ) = +1)/ - (!-1)
Кроме того, в нашем случае при оценке макроэкономической эффективности таможенной деятельности целесообразно применение корреляционного анализа. «Коэффициент корреляции используется для того, чтобы определить тесноту линейной связи
между различными экономическими показателями, и для того, чтобы правильно определить тип связи - прямая или обратная. Кроме того, он необходим, чтобы принимать решения, связанные с выбором анализа тех или иных показателей (например, если коэффициент корреляции между затратами и прибылью предприятия равен 0,5 (связь средняя), то следует сузить либо расширить число параметров модели)» [6].
Таможенные органы, выполняя функции государства, должны обеспечивать качество результатов своей деятельности, которые с одной стороны направлены на защиту экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности (далее -ВЭД), а с другой стороны обеспечивают государственные и общественные интересы. Поэтому, оценивая эффективность таможенной деятельности с позиций участников ВЭД, следует обратить внимание на такой критерий как качество оказываемых услуг при сокращении временных затрат связанных с производством таможенных операций. При этом определение эффективности с позиций государства имеет свои особенности. Необходимо рассматривать социально-экономическую эффективность от деятельности таможенных органов, например, повышение эффективности борьбы с контрабандой, борьба с незаконным ввозом контрафактной продукции, эффективность управления и т. д.
К тому же, принимая во внимание административную природу государства, отдельные рычаги государственного регулирования под воздействием внешних политических факторов могут терять «гибкость» применения и не оказывать ожидаемого влияния на экономический рост.
Как справедливо отмечает Г. С. Середкина, на протяжении нескольких лет менялись подходы к оценке эффективности деятельности таможенных органов (таблица 2) [7].
Таблица 2 - Эволюция подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов
Наименование подхода Расчет Преимущества Недостатки
1. Сравнение планового задания с фактическим выполнением Факт отчетного периода/плановое задание (на отчетный период) Простота в применении Применяется если между результатами и плановыми показателями существует прямая зависимость
2. Фондоотдача Количество оформленных документов (или вес това-ров)/среднегодовая стоимость основных средств Повышение уровня использования основных фондов позволяет увеличить размеры выпуска производства Нельзя в полном объеме оценить степень использования основных фондов
3. Бюджетирование Полученный бюджетом результат/расходы, обеспечивающие его получение Контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств Сложность процесса бюджетирования
4. Рейтинговая оценка Сравнительная оценка деятельности нескольких таможенных органов Позволяет объективно производить оценку деятельности всех звеньев структуры таможенных органов Так как финансовое состояние предприятия меняется, то к моменту публикаций рейтинга информация устаревает
Окончание таблицы 2
5. Контрольные показатели эффективности деятельности таможенного органа (КПЭД) Оценка деятельности таможенных органов производится ежеквартально по критериям эффективности, ориентированным на конечный результат КПЭД является индикаторами выполнения задач, возложенных на таможенные органы Перенасыщенность дублирующими и излишними показателями; Не учитывается степень участия в выполнении КПЭД каждого подразделения таможенного органа
6. Аналитические показатели эффективности деятельности таможенного органа (АПЭД) Каждый аналитический показатель дает качественную и количественную характеристику определенной стороны деятельности Анализируются конкретные результаты мероприятий Нельзя комплексно оценивать результаты деятельности
Как видно из таблицы 2, все существующие подходы имеют свои преимущества и недостатки, совершенствование которых в последнее время направлено на смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.
Ключевым аспектом повышения эффективности таможенной деятельности становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, связанных с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними.
Институциональные изменения проявляются в виде новых правил в совокупности с механизмом их исполнения, изменения структуры трансакций. Для оценки институциональных изменений считается целесообразным выработать ряд показателей, которые позволят оценить деятельность таможенной службы, направленную на оптимизацию таможенного контроля, организацию его таким образом, чтобы при одновременное снижению трансакционных издержек участников внешнеэкономической деятельности сохранялось качество проводимого таможенного контроля.
Показатели эффективности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабо формализуемыми, так и четко формализуемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям эффективности.
Так, согласно рекомендациям Всемирной таможенной организации, качественный показатель эффективности таможенной деятельности должен отвечать следующим критериям:
•должен быть соответствующим - это значит, что он должен обладать возможностью оценить желаемый эффект или тенденцию;
•должен быть полезным и значимым - это значит, что достигнутый результат должен быть объяснимым и доступным;
• должен быть устойчивым - это значит, что масштабы должны быть четко определены, а составные элементы должны быть объективными и измеримыми;
• должен быть надежным и достоверным - это значит, что математические подсчеты, используемые при измерении результатов, должны быть понятными и неизменными, так, чтобы надежность была бесспорной.
В результате обобщения зарубежного опыта А.Ю. Диановым [8] была предложена следующая типология показателей результативности деятельности таможенных органов
(рисунок 1) и сделан вывод, что результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат и его динамика.
Рисунок 1 - Типология показателей результативности применительно к таможенной деятельности [8]
Принимая во внимание сложную природу таможенной деятельности, а также роль таможенной службы в жизни общества и государства, не представляется возможным провести ее анализ и оценку эффективности, рассматривая таможенную систему как субъекта сугубо макроэкономического либо микроэкономического уровня.
Таможенная система является институтом государства, выполняющим фискальную, регулирующую и иные функции. При этом сами таможенные органы являются субъектом экономических отношений, предоставляющие своего рода таможенные услуги, также стремятся к повышению экономической эффективности своей деятельности.
Повышая свою эффективность, они одновременно оказывают влияние, как на деятельность отдельных участников экономических отношений, так и на уровень развития государства в целом. Направляя свою деятельность на упрощение, сокращение времени проведения и количества таможенных операций, таможенная служба снижает трансак-ционные издержки участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении
сделки, тем самым способствуя увеличению скорости оборачиваемости активов и, как следствие, увеличению товарооборота.
Увеличение торгового оборота, как правило, влечет за собой рост поступлений в доходную часть республиканского бюджета. Оптимизируя свою деятельность, таможенная служба повышает свою экономическую эффективность.
Все это свидетельствует о необходимости оценки эффективности таможенных органов на основе комплексного анализа показателей, характеризующих деятельность таможенной службы на макро- и микроуровне, а также отражающих институциональные изменения в таможенной системе.
Для оценки институциональных изменений считается целесообразным выработать ряд показателей, которые позволят оценить деятельность таможенной службы, направленную на оптимизацию таможенного контроля, организацию его таким образом, чтобы при одновременное снижению трансакционных издержек участников внешнеэкономической деятельности сохранялось качество проводимого таможенного контроля.
Исходя из поставленных перед таможенной службой целей показатели, отражающие результативность функционирования таможенных органов, можно разделить на группы согласно таблице 3.
Таблица 3 - Показатели, отражающие результативность функционирования таможенных органов
Показатели, характеризующие эффективность деятельности таможенных органов на макроэкономического уровня - доля таможенных платежей в ВВП; - индекс выполнения плана; - темп роста таможенных платежей, темп прироста таможенных платежей; - доля таможенной задолженности в общем объеме таможенных платежей; - индекс погашения выявленной задолженности по таможенным платежам; - темп роста импорта/экспорта, темп прироста импорта/экспорта; - коэффициент корреляции таможенных платежей и товарооборота
Показатели, характеризующие эффективность деятельности таможенных органов на микроэкономическом уровне - доходность таможенных органов (коэффициент, отражающий доход, полученный государством, на одну денежную единицу, вложенную в таможенную службу); - коэффициент, отражающий доход, полученный государством, в расчете на одного сотрудника таможенных органов; - коэффициент своевременности и полноты выплаты заработной платы; - предельная текучесть кадров; - коэффициент общей укомплектованности штата таможенных органов; - доля проведенных форм таможенного контроля на основании использования системы управления рисками; - доля доходов от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, конфискованных или обращенных в доход государства по делам о контрабанде или АТП, в общем объеме таможенных платежей
Окончание таблицы 3
Показатели, характеризую- - среднее время осуществления контрольных операций в щие институциональные изме- пункте пропуска;
нения в системе таможенных - среднее время, затрачиваемое на совершение таможенных органов операций при выпуске в отношении партии товаров;
- доля деклараций на товары, поданных в электронном виде, в общем количестве зарегистрированных деклараций на товары;
- доля товаров, оформленных с использованием процедуры предварительного декларирования, в общем объеме импорта;
- доля участников ВЭД, обладающих статусом уполномоченного экономического оператора, в общем количестве участников ВЭД:
- коэффициент, отражающий количество форм таможенного контроля, проведенных после выпуска, к общему количеству форм таможенного контроля, проведенных до и после выпуска
Приведенный выше перечень показателей не является исчерпывающим, однако даже в таком виде позволяет дать оценку эффективности деятельности таможенных органов в соответствии с определенными целями и поставленными задачами. Приведенные выше показатели основаны на фактически имеющихся данных, исключающих субъективный подход.
Показатели макроэкономического уровня характеризуют деятельность таможенной службы направленную на обеспечение полноты сбора таможенных платежей и отразят динамику импорта. Показатели микроэкономического уровня позволят оценить «рентабельность» таможенных органов, качество управления, результативность мероприятий, направленных на защиту интересов человека и общества, обеспечения безопасности государства. Показатели, характеризующие институциональные изменения в деятельности таможенных органов, покажут эффект, полученный от мероприятий, направленных на создание безбарьерной среды и содействию развития бизнеса, за счет оптимизации технологий производства таможенных операций.
Оценка эффективности деятельности таможенной системы в целом является фактором более важным, чем анализ набора отдельных элементов, таких как статистические показатели, характеризующие текущую деятельность таможенной службы, состояние внешнеторгового баланса или доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета.
Особенно важным является наличие зависимости изменений экономических показателей от институциональных преобразований. Практическое применение такого методического подхода в особенности сможет отразить влияние институциональной модернизации таможенной системы на развитие внешнеэкономической деятельности.
ВЫВОДЫ
На основании проведенного анализа существующих подходов к оценке экономической эффективности таможенной деятельности установлено, что ни один из них не позволяет без значительного искажения информации провести названную оценку. Для комплексной оценки экономической эффективности таможенной деятельности предлагается использовать количественные и качественные показатели с применением, в случае необходимости, их дифференциации для разных уровней управления и типов таможенных отношений. Названная оценка должна проводиться во взаимосвязи с функциональной ролью таможенных отношений и таможенных органов в экономической системе. При этом, учитывая установленные особенности экономической оценки эффективности
деятельности таможенных органов и состояние разработанности проблемы предложены методические подходы к обеспечению анализа и экономической оценки деятельности таможенных органов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственный бюджет : учебник / С. М. Омирбаев [и др.]. - Алматы : Дэуир, 2011 - б32 с.
2. Курс лекций по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность» [Электронный ресурс] / сост. Е. М. Дрозд // Столичный профессиональный бизнес-колледж. - Режим доступа: https://www.spbk-spo.com/new/ekonomika_i_menedjment/drozd.pdf. - Дата доступа: 24.10.2013.
3. Бернар, И. Толковый экономический и финансовый словарь : фр., рус., англ., нем., исп. терминология : в 2 т. / И. Бернар, Ж.-К. Колли ; под общ. ред. Л. В. Степанова. -М. : Междунар. отношения, 1997. - Т. 1. - 7S4 с.
4. Макроэкономика: теория и российская практика : учебник / А. Г. Грязнова [и др.] ; под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. - М. : КноРус, 2004. - б04 с.
5. Гранберг, А. Г. Моделирование социалистической экономики : учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. - М. : Экономика, 19SS. - 4S7 с.
6. Экономико-математические методы [Электронный ресурс] // Кафедра «Информационные системы». - Режим доступа: httpy/emm.ostu.ru/lect/ledö.html^voprc^. - Дата доступа: 23.10.2013.
7. Середкина, Г. С. Анализ подходов к оценке эффективности деятельности таможенных органов [Электронный ресурс] / Г. С. Середкина // Pandia.ru : энцикл. знаний. -Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/3S1/33707.php. - Дата доступа: 12.05.2014.
S. Дианов, А. Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 0S.00.05 / А. Ю. Дианов ; Рос. тамож. академия. - М., 2009. - 27 с.
REFERENCES
1. Gosudarstvennyj byudzhet : uchebnik / S. M. Omirbaev [i dr.]. - Almaty : Dehuir, 2011. - б32 s.
2. Kurs lekcij po discipline «Vneshneehkonomicheskaya deyatel'nost'» [Ehlektronnyj resurs] / sost. E. M. Drozd // Stolichnyj professional'nyj biznes-kolledzh. - Rezhim dostupa: https://www.spbk-spo.com/new/ekonomika_i_menedjment/drozd.pdf. - Data dostupa: 24.10.2013.
3. Bernar, I. Tolkovyj ehkonomicheskij i finansovyj slovar' : fr., rus., angl., nem., isp. terminologiya : v 2 t. / I. Bernar, Zh.-K. Kolli ; pod obshch. red. L. V. Stepanova. - M. : Mezhdu-nar. otnosheniya, 1997. - T. 1. - 7S4 s.
4. Makroehkonomika: teoriya i rossijskaya praktika : uchebnik / A. G. Gryaznova [i dr.]; pod red. A. G. Gryaznovoj, N. N. Dumnoj. - M. : KnoRus, 2004. - б04 s.
5. Granberg, A. G. Modelirovanie socialisticheskoj ehkonomiki : ucheb. dlya vuzov / A. G. Granberg. - M. : Ehkonomika, 19SS. - 4S7 s.
6. Ehkonomiko-matematicheskie metody [Ehlektronnyj resurs] // Kafedra «Infor-macionnye sistemy». - Rezhim dostupa: http://emm.ostu.ru/lect/lectб.html#vopros3. - Data dostupa: 23.10.2013.
7. Seredkina, G. S. Analiz podhodov k ocenke ehffektivnosti deyatel'nosti tamo-zhen-nyh organov [EHlektronnyj resurs] / G. S. Seredkina // Pandia.ru : ehncikl. znanij. - Rezhim dostupa: http://www.pandia.ru/text/77/381/33707.php. - Data dostupa: 12.05.2014.
8. Dianov, A. Yu. Razvitie teoreticheskih polozhenij i vyrabotka prakticheskih rek-omendacij po primeneniyu sistemy pokazatelej ocenki rezul'tativnosti tamozhennoj deyatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk : 08.00.05 / A. Yu. Dianov ; Ros. tamozh. akademiya. - M., 2009. - 27 s.
Статья поступила в редакцию 25 сентября 2018 года.