Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN117.pdf Статья опубликована 28.03.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Реутова В.В. Теоретические подходы к определению понятия и структуры профессиональной компетентности педагога // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/61PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378.14
Реутова Виктория Владимировна
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Россия, Симферополь
Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Теоретические подходы к определению понятия и структуры профессиональной компетентности педагога
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические подходы к определению сущности понятия «профессиональная компетентность педагога», дается характеристика структуры профессиональной компетентности педагога с учетом изучения подходов разных научных школ. Делается вывод о необходимости повышения профессионализма преподавателей высшей школы, что обусловлено требованиями к повышению уровня общекультурной и специальной (педагогической) подготовки выпускников высших учебных заведений; изменением общеобразовательных парадигм, фиксирующие переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческой подготовке будущих специалистов Автором проанализированы различные подходы ученых к определению сущности понятия «профессиональная компетентность педагога» и его составляющих структурных элементов. В ходе исследования установлено, что профессиональная компетентность педагога - это сложный комплекс, включающий профессиональные знания, умения, навыки, готовность к деятельности, а также целый ряд профессионально важных личностных качеств таких как: креативность, мобильность, коммуникабельность, толерантность, уравновешенность, отзывчивость, доброжелательность, стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, саморефлексии и др. Проанализировав различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности педагога были предложены следующие ее возможные компоненты: мотивационный, специально-предметный, психолого-педагогический, методический или дидактический, личностный, коммуникативный, организационно-управленческий, экспериментально-исследовательский.
Ключевые слова: компетентность; педагог высшей школы; профессиональная компетентность педагога; педагогическое мастерство; педагогическая деятельность; педагогическая техника; педагогические приемы
Одной из проблем современного общества является его потребность в компетентных, высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда специалистах. Поэтому учебные заведения значительное внимание должны уделять именно формированию у будущих специалистов профессиональной компетентности еще со студенческих лет. Проблемой исследования профессиональной компетентности педагога занимались и занимаются многие зарубежные и отечественные ученые: Л.С. Ващенко, В.М. Введенский, Н.И. Жалдак, И.А.
Зязюн, М.В. Корнилова, А.И. Лапша, Н.Г. Ничкало, А.В. Овчарук, А.И. Пометун, А.В. Хуторской, А.Я. Савченко, А. Сысоева, А.М. Семеног, Якса Н.В. и другие.
Целью статьи является определение сущности и содержания профессиональной компетентности педагога.
Анализ современной научно-педагогической литературы дает нам основания утверждать, что большинство ученых (В.Н. Введенский, Р.С. Гуревич, Л.М. Митина, С.Г. Молчанов, С.Г. Пильова, В.Я. Синенко, К.В. Шапошников) считают, что профессиональная компетентность педагога - это совокупность знаний, умений, навыков, опыта, а также его личностных качеств. В. Пелагейченко же, учитывая мнение А.К. Марковой, считает, что профессионально компетентный педагог это тот, кто решает задачи воспитания и обучения и готовит выпускника с желаемыми психологическими качествами; доволен профессией; достигает желаемых результатов в развитии личности учащихся; имеет и осознает перспективу своего профессионального развития; открыт для постоянного профессионального обучения; обогащает опыт профессии благодаря личному творческому вкладу; социально активен в обществе; [1, с. 56].
По мнению С.В. Ивановой, профессиональная компетентность - это «способность специалиста с момента начала своей профессиональной деятельности на уровне определенного государством определенного стандарта отвечать общественным требованиям профессии путем эффективной профессиональной деятельности и демонстрировать надлежащие личные качества, мобилизуя для этого соответствующие знания, умения, навыки, эмоции, основываясь на собственной внутренней мотивации, отношении, моральных и этических ценностях и опыте, осознавая ограничения в своих знаниях и умениях и аккумулируя другие ресурсы для их компенсации» [2, с. 110].
Проанализировав литературу, посвященную исследованию проблемы профессиональной компетентности педагога, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность педагога - это сложный комплекс, включающий профессиональные знания, умения, навыки, готовность к деятельности, а также целый ряд профессионально важных личностных качеств таких как: креативность, мобильность, коммуникабельность, толерантность, уравновешенность, отзывчивость, доброжелательность, стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации, саморефлексии и др. И если с толкованием понятия «профессиональная компетентность педагога» ученые в основном определились и пришли к общему подходу, то с выделением структурных компонентов профессиональной компетентности в целом, и педагогов в частности единства у ученых нет.
Так, Р.С. Гуревич в качестве основных характеристик профессиональной компетентности выделяет следующие: «богатство знаний, соответствующих условиям достаточности для продуктивной профессиональной деятельности; системность организации и структурирования знаний, осознание реальных связей между элементами, классифицированность; таксономитричность знаний, выделение основных узловых элементов; возможность обновления как содержания, так и взаимосвязей под влиянием объективных факторов; фундаментальность знаний, определяющая роль общих принципов, идей; методологичность, прагматизм, непрерывность связей: «знание - деятельность»; рефлексивность знаний» [3, с. 46]. А.А. Орлов в теории и практике профессиональной деятельности педагога выделяет «основные компоненты профессионально-педагогической компетентности: этические установки, систему психолого-педагогических знаний, систему знаний в области предмета, который преподается, общую эрудицию, средства умственных и практических действий, профессионально личностные качества» [4, с. 12].
И.А. Зязюн рассматривает понятие профессиональной компетентности педагога в структуре педагогического мастерства и определяет такие ее составляющие: профессиональные знания; педагогическая направленность личности преподавателя на систему
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ценностей, приобретенных в процессе жизнедеятельности человека; способности к педагогической деятельности (коммуникативные, перцептивные, динамические, эмоциональные, креативные, оптимистическое прогнозирование); педагогическая техника, необходимая для выполнения профессиональных функций, а именно: умение владеть собой, управлять своим эмоциональным состоянием, умение сотрудничать, владение техникой речи и т.п. [5, с. 118-121]. Л.Г. Карпова считает, что «структурными компонентами профессиональной компетентности являются три сферы: мотивационная (мотивы, установки, ориентации, направленность), которая обеспечивает сформированность общекультурной, личностно-мотивационной и социальной компетентности; предметно практическая (операционно-технологическая), что способствует развитию определенных подвидов профессиональной компетентности: методологической, практическо-деятельностной, дидактико-методической, специально-научной, экономико-правовой, экологической, информационной, управленческой, коммуникативной; сферу саморегуляции, развивает психологическую компетентность и аутокомпетентность» [6, с. 10-11].
Т.Е. Исаева в понятии профессиональной компетентности выделяет следующие составляющие: адаптационно-цивилизационную; социально-организационную; предметно-методическую; коммуникативную; ценностно-смысловую [7, с. 17]. С.В. Иванова, в структуре профессиональной компетентности педагога определяет следующие компоненты: мотивационно-ценностный, содержательный, деятельностный, личностный и опытно-рефлексивный. В структуре профессиональной компетентности А. В. Лебедева предлагает выделять: научно-теоретическую компетентность; методическую компетентность; психолого-педагогическую компетентность; профессиональную позицию педагога [9, с. 9].
А.И. Драгайцев в структуре профессиональной компетентности педагога выделяет субъектный, объектный и предметный компоненты. «Субъектный компонент определяет качественное своеобразие специалиста как субъекта, может ставить цели и достигать их, развиваться, осуществлять профессиональную самодиагностику, самоизменения, самооценку и самоанализ, а также диагностику, изменения, оценку и анализ профессиональной деятельности и ее результатов. Объектный компонент характеризует процесс созидания специалистом системы профессиональной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от поставленной задачи до ее воплощения в достигнутом результате» [10, с. 26]. Предметный компонент составляет продукт совместной деятельности педагога и учащихся.
Л.Н. Семенец в профессиональной компетентности педагога выделяет следующие составляющие:
• Проектировочная компетентность - как способность к созданию образа саморазвивающейся педагогической системы: «преподаватель-студент».
• Концептуальная компетентность - личностная характеристика, которая включает систему знаний о теоретико-методологических основах обучения и развития личности, управления учебно-профессиональной деятельностью студентов с целью формирования и развития целостной личности.
• Аксиологическая личностная компетентность - это интегративно- личностное образование, включающее систему ценностей, связанных с саморазвитием и самосовершенствованием в педагогической деятельности.
• Дидактическая компетентность - система знаний и умений, которая обеспечивает целостную реализацию целевого, содержательного, процессуального компонентов методической системы обучения.
• Психологическая компетентность - это интегрированная способность личности организовывать процесс обучения студентов в соответствии с психологическими закономерностями формирования и развития учебно-профессиональной деятельности.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
• Управленческая компетентность - это личностная характеристика, выражаемая в самоорганизации и саморегуляции педагогической деятельности с целью формирования и развития учебно-педагогической деятельности студентов посредством коллективных и коллективно-распределительных форм обучения. Управленческая компетентность является рефлексивной, поскольку предусматривает анализ и выбор той компетентности, которая является ведущей в конкретной учебно-воспитательной ситуации. [12, с. 183-186].
Проанализировав различные подходы к определению структуры профессиональной компетентности педагога, мы предлагаем выделять следующие возможные компоненты:
• мотивационный - для того чтобы на высоком уровне выполнять свои профессиональные обязанности, педагог, в первую очередь, должен быть заинтересован в своей деятельности. В этих условиях важно и внутренняя мотивация к деятельности (призвание, талант, желание), и внешняя (поощрение как материальное, так и моральное (уважение со стороны общества к самой профессии педагога как таковой и признание ее ценности);
• специально-предметной - формирование знаний, умений, навыков, опыта по специальным дисциплинам;
• психолого-педагогический - характеризует уровень подготовки педагога по дисциплинам психолого-педагогического цикла, то есть его знания, умения, навыки и опыт по педагогике и психологии;
• методический или дидактический - заключается в овладении педагогом системой научных психолого-педагогических и предметных умений и навыков, основанных на знании средств, путей, условий, форм, методов и приемов педагогических воздействий и их эффективном использовании в учебно-воспитательного процессе;
• личностный - характеризуется наличием целого набора личностных качеств, которые обязательно должны быть присущи профессионально-компетентный педагогу: честность, человечность, терпимость, порядочность, отзывчивость, доброжелательность, ответственность и другие;
• коммуникативный - умение педагога общаться, сотрудничать со студентами и коллегами;
• организационно-управленческий - педагог должен уметь не только правильно организовать учебно-воспитательный процесс, но и наблюдать и управлять этим процессом, своевременно выявлять недостатки в организации и исправлять или корректировать их;
• экспериментально-исследовательский - умение и навыки подбирать необходимые методики, проводить соответствующие экспериментальные исследования и делать аргументированные выводы на основе полученных результатов, то есть умение анализировать и оценивать.
Учитывая то, что указанные составляющие профессиональной компетентности тесно взаимосвязаны между собой, взаимозависимы, и каждая производительная только при наличии других, сложившихся в достаточной мере, то приобретение их следует считать обязательными для успешной деятельности педагога в современных условиях развития общества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пелагейченко В. Ключевые компоненты компетентности учителя / В. Пелагейченко // Открытый урок: разработки, технологии, опыт. - 2009. - №2. - С. 55-60.
Мир Науки
2. Иванова С.В. Функциональный подход к определению профессиональной компетентности учителя биологии и организация ее совершенствования в заведении последипломного образования / С.В. Иванова // Вестник Житомирского государственного университета им. И. Франко. - 2008. - Вып. 42.
- С. 106-110.
3. Щербатюк Л.Б. Профессиональная компетентность будущих инженеров механиков - сложная динамическая система / Л.Б. Щербатюк, С.М. Щербатюк // Вестник Черкасского университета. Серия Педагогические науки. - 2009. - Вып. 165. - С. 45-49.
4. Вианис-Трофименко К.Б. Повышение профессиональной компетентности педагога / К.Б. Вианис-Трофименко, Г.В. Лисовенко. - Х.: Изд. группа «Основа», 2007. - 176 с.
5. Корабельникова Д.С. Сущность и структура профессиональной компетентности учителя хореографии / Д.С. Корабельникова // Сборник научных трудов Бердянского государственного педагогического университета (Педагогические науки). - 2010. - №4. - С. 118-121.
6. Карпова Л.Г. Формирование профессиональной компетентности учителя общеобразовательной школы: Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / Лариса Георгиевна Карпова. - Харьков, 2004. - 27 с.
7. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций межвузовского преподавателя: труды международной научно-практической Интернет-конференции [Преподаватель высшей школы в XXI веке] / Т.Е. Исаева.
- Сб. 4. - Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения. - С. 15-21.
8. Иванова С.В. Критерии и показатели развития профессиональной компетентности учителей биологии в учреждениях последипломного педагогического образования / С.В. Иванова // Вестник Житомирского государственного университета им. И. Франко. - 2010. - Вып. 52. - С. 152-156.
9. Лебедева О.В. Развитие методической компетентности учителя как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе: Автореф. дис. на соискание учёной степени канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» / Ольга Васильевна Лебедева. - Нижний Новгород, 2007. - 24 с.
10. Драгайцев А.И. Составляющие профессиональной компетентности будущего учителя в свете компетентностного подхода в образовании / А.И. Драгайцев // Вестник Черкасского университета. Серия Педагогические науки. - 2008. - Вып. 145 - с. 25-28.
11. Савельева С.С. Креативная среда как фактор формирования профессиональной компетентности учителя: материалы Российской научно-методической конференции [воспитательной пространство: проблемы региона] / С.С. Савельева. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2007. - С. 133-137.
12. Семенец Л.Н. Педагогическая компетентность преподавателя как условие формирования профессиональной компетентности будущего учителя / Л.М. Семенец // Вестник Житомирского государственного университета им. И. Франко. - 2010. - Вып. 53. - С. 183-186.
13. Якса Н.В. Продуктивно - обобщающий подход к формированию профессиональной педагогической компетентности / Н.В. Якса // Научный вестник Крыма. - 2016. - №5. - с. 13.
Reutova Viktoriia Vladimirovna
V.I. Vernadsky Crimean federal university, Russia, Simferopol
E-mail: [email protected]
Theoretical approaches to the definition and structure of professional competence of the teacher
Abstract. The article deals with theoretical approaches to defining the essence of the concept of "professional competence of the teacher", describes the structure of the professional competence of the teacher, taking into account the study of the approaches of different scientific schools. The conclusion about the need to improve the professionalism of teachers in higher education, due to the requirements to increase the level of common cultural and special (educational) training of university graduates; the change of educational paradigms, fixing the transition from the mass-reproduction of forms and methods of teaching to the individual creative training of future professionals author scientists analyzed different approaches to defining the essence of the concept of "professional competence of the teacher" and its constituent structural elements. The study found that the professional competence of the teacher - is a complicated complex, including professional knowledge, skills and readiness for activities, as well as a number of professionally important personal qualities such as creativity, mobility, communication, tolerance, equanimity, compassion, kindness, the pursuit of self-knowledge, self-development and self-realization, self-reflection, etc. After analyzing, the different approaches to determining the structure of the professional competence of the teacher following its possible components have been proposed: motivational, specially-substantive, psychological and pedagogical, methodological or didactic, personal, communicative, organizational and administrative, experimental research.
Keywords: competence; high school teacher; teacher professional competence; pedagogical skill; pedagogical activity; pedagogical technology; pedagogical methods