4. Андреева Т.В. Социально-психологические факторы формирования направленности личности в процессе творческого становления (на примере архитекторов): дис. канд. психол. наук / Т.В. Андреева. Л., 1989.
5. Андреева Т.В. Биографический метод в исследовании творческого становления личности: теоретические и прикладные вопросы психологии / Т. В. Андреева. Вып. 2. Ч. 2. СПб., 1996.
6. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов / Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская. СПб., 1994.
7. Деркач А.А. Акмеология: учебник / под ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2006.
8. Захарова Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза / Л.Н. Захарова // Вопросы психологии, 1998. № 2. С. 24.
9. Мартынова М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов / М.Д. Мартынова // Университетское управление: практика и анализ, 2003. № 5-6 (28). С. 129-133.
10. Колесникова М.В. Социальная активность в педагогическом контексте / М.В. Колесникова // Инновационные процессы в теории и практике современного образования: материалы научно-практ. конф. Омск: ОмГПУ, 2005. С. 37-39.
11. Камалов А.Р. Проблемы становления социально-культурной активности будущих полицейских // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г. Ч. 1. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2016. С. 51-53.
12. Камалов А.Р. Опыт развития социально-культурной активности курсантов ВУЗОВ МВД России // Сборник статей XVII международной научно-практической конференции, часть II. Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2018. С. 17-19.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОМ НАУЧНОМ ДИСКУРСЕ Пенязь А.В. Email: [email protected]
Пенязь Анастасия Вячеславовна — магистрант, кафедра медиаобразования, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье представлен обзор основных теоретических представлений о медиаобразовании в российском научном дискурсе. Рассмотрены подходы к пониманию медиаобразования ведущих исследователей этого направления, обозначены его цели и задачи, уточнены взаимосвязи с такими родственными понятиями, как медиа- и медийно-информационная грамотность, медиакультура. Представлен обзор доминирующих в педагогическом сообществе моделей медиаобразования. Автор акцентирует внимание на теоретическом характере описанных моделей и приводит аргументы в пользу практикоориентированного модуса медиаобразования.
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, медиакультура, модели медиаобразования.
THEORETICAL APPROACHES TOWARDS MEDIA EDUCATION IN RUSSIAN SCIENTIFIC DISCOURSE Peniaz A.V.
Peniaz Anastasia Viacheslavovna—Masters Student, DEPARTMENT OF MEDIA EDUCATION, INSTITUT OF JOURNALISM, COMMUNICATIONS AND MEDIA EDUCATION MOSCOW PEDGOGICAL STATE UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article provides an overview of the main theoretical opinons on concept of media education in Russian scientific discourse. Leading researchers' approaches towards media education,
its goals and objectives are examined, correlations with related concepts of media literacy, media and information literacy, media culture are specified. Media education models dominating in pedagogical community are reviewed. Author emphasizes the theoretical nature of listed models and proposes arguments in favor of practice-oriented media educational model. Keywords: media education, media literacy, media culture, media education models.
УДК 37.01
Медиаобразование как область науки о коммуникациях в России начала оформляться в начале 1990-х годов, параллельно с формированием медиарынка и свободного медиапространства. Теоретическая база отечественного медиаобразования формировалась на основе западных теорий и зарубежного опыта - французского, британского, немецкого, бельгийского, канадского и американского. Также свой отпечаток оставила созданная в советское время школа эстетического медиаобразования - клубы кино- и фотолюбителей, кружки юных журналистов. На данный момент в российской науке существует несколько ведущих подходов к исследованию медиаобразования, и в каждом существует свое определение этого термина.
Согласно подходу организации ЮНЕСКО, активно продвигающей концепцию медиаобразования по всему миру с 1970-х годов, медиаобразование заключается в обучении «теории и практическим умениями для овладения современными средствами массовой коммуникации», которые предполагается рассматривать как специфическую область знаний в рамках педагогики [2].
В своих работах основоположник отечественного медиаобразования А. В. Федоров рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники» [6, с. 8]. Целью этого процесса является обретение медиаграмотности - способности «активно использовать возможности информационного поля» медиа [6, с. 8]. Интересно заметить, что в определении А. В. Федорова мы сталкиваемся с развитием творческих и коммуникативных способностей (то есть актуальных сегодня «мягких» навыков - soft skills) как с целью медиаобразования. В своих монографиях А. В. Федоров подробно систематизирует отечественный и зарубежный опыт в вопросах истории и теории медиаобразования [6, с. 113-256, 270-320].
Практический подход можно увидеть в трудах И.А. Фатеевой, сконцентрированных на прикладных рекомендациях для педагогов, реализующих медиаобразовательную составляющую на всех уровнях образования [4]. И.А. Фатеева предлагает рассматривать медиаобразование как «все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей, порождаемых фактом существования массмедиа» [5, с. 12].
Российский модуль медиаобразования был разработан Е.Л. Вартановой и Я.Н. Засурским, в рамках этого труда было предложено следующее определение медиаобразования: «защита от СМИ + подготовка к анализу СМИ + понимание сущности и функций СМИ + осознанное участие в медиакультуре» [2].
Наиболее объемное и глубокое определение дает в своих работах И.В. Жилавская, предлагая рассматривать медиаобразование как «совокупность системных действия субъектов медиаобразовательной деятельности, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации на основе гуманистических идеалов и ценностей» [2]. И. В. Жилавская часто концентрируется на понятии медийно-информационной грамотности как главного показателя развития личности и ее готовности к современным реалиям, в которых процесс приобретения медийных компетенций не может быть оторван от любой деятельности обучающегося [9, с. 5-6]. Предлагаем считать подход И. В. Жилавской основным для данной работы, поэтому следующие определения будут сформулированы на основе трудов этого автора.
Под задачами медиаобразования подразумевается обучение человека:
• «грамотно «читать» медиатекст;
• развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, самостоятельности суждений;
• привить эстетический вкус и способность к творческой деятельности».
В процессе реализации этих задач медиаобразования возникает медиаобразовательная деятельность - «целенаправленные действия как медиапедагогов, так и журналистов, других членов медиасообщества» [2]. В процессе этой деятельности происходит повышение медиакультуры - «показателя уровня развития личности, ее способности усваивать новые знания в области медиа, воспринимать, оценивать, анализировать медиатекст, взаимодействовать с каналами массовой коммуникации, заниматься медиатворчеством» [2].
Под методами медиаобразования понимаются «способы работы педагога и ученика, при помощи которых достигаются цели медиаобразования» [6, с. 429]. А.В. Федоров и И.В. Челышева выделяют следующие уровни усвоения знаний и способов медиадеятельности:
1. «применение знаний и способов деятельности на материале медиа;
2. осознанное восприятие и запоминание;
3. творческое применение знаний о медиа и произведениях медиакультуры» [7, с. 104].
О ценности медиаобразования в современных реалиях говорят многие авторы, указывая на то, что оно «должно помогать личности, раскрывая ее таланты, способствуя выбору жизненных стратегий» [8, с. 5] и являясь инструментом социализация [8, с.15].
Изучая теоретическую базу отечественного медиаобразования, можно заметить, что в ней преобладает эстетически ориентированная теория в силу исторического развития именно в этом направлении. Освоение медийной сферы предполагается теоретическое, отвлеченное, без медиапроизводства.
Н. Б. Кириллова в своей монографии «Медиасреда российской модернизации» описывает ряд моделей медиаобразовани: теория развития критического мышления, культурологическая, социокультурная, семиотическая, эстетическая, практическая, идеологическая теории, теория потребления и удовлетворения, инъекционная и этическая теории [3, с. 351-366]. В описании практической модели автор демонстрирует технократический подход: основную роль уделяет «изучению технического устройства медиааппаратуры и формированию практических умений использования данной аппаратуры, в том числе и для создания собственных медиатекстов» [3, с. 361]. Тем не менее, Н.Б. Кириллова подчеркивает, что «подобный подход способствует развитию творческой личности, и его нельзя не учитывать при создании модели и методики современного медиаобразования» [3, с. 360], но предлагает «теорию «практического» медиаобразования считать разновидностью теории медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей аудитории» с той лишь разницей, что удовлетворяются не сюжетные, жанровые и стилистические предпочтения аудитории в области медиа, а «потребности технические и практические» [3, с. 361].
В коллективной монографии А.В. Федорова, И.В. Челышевой и Е.В. Мурюкиной «Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ» авторы предлагают три группы медиаобразовательных моделей:
«Группа А. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетической и социокультурной моделей.
Группа B. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетической, образовательно-информационной и воспитательно-этической моделей.
Группа С. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе социокультурной, образовательно-информационной и практико-утилитарной моделей» [7, с. 105-106].
Формы и методы медиаобразовательного процесса авторы делят на следующие три группы:
• «дискуссионные: диалог, групповые и коллективные дискуссии, обсуждение произведений медиакультуры, анализ ситуаций и т.п.;
• игровые: литературно-имитационные, театрализованно-ситуативные, изобразительно-имитационные и др. игровые задания на медийном материале;
• тренинговые, включающие дискуссионные и игровые формы работы на материале произведений медиакультуры» [7, с. 107-108].
Большинство авторов в описании медиаобразовательных моделей не предполагают прикладной деятельности по созданию медиапродукта; во всех моделях преобладают словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, исследовательские методы.
При этом практикоориентированный модус встречается в трудах Дубовера Д.А., который отмечает роль медиаобразования как среды развития различных метакомпетенций, в частности из групп социальных и личностных компетенций, и в качестве аргументации приводит эксперименты, проведенные в рамках реализации специализированного курса по медийно-информационной грамотности для студентов как медийных, так и технических направлений [1, с. 60-65].
Таким образом, проведенное исследование позволяет увидеть полноту представлений о
медиаобразования в российском дискурсе, что может стать платформой для проведения
исследований по влиянию медиаобразования на достижения различных результатах как у
школьников, так и студентов различных направлений.
Список литературы / References
1. Дубовер Д.А. Медиаобразование как среда развития социальных компетенций у обучающихся различных образовательных ступеней // Медийно-информационная грамотность современного педагога: в 3 ч. Ч. 1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 30-31 октября 2018 г. / Сост. и научн. ред. О.М. Скибина. Оренбург: Издательство «Оренбургская книга», 2018. С. 60-65.
2. Жилавская И.В. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования // Медиаскоп. 2008. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mediascope.m/интерактивная-журналистская-модель-медиаобразования/ (дата обращения: 21.05.2019).
3. Кириллова Н.Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.
4. Фатеева Ирина Анатольевна. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник ЧелГУ, 2015. № 5 (360). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/novye-tehnologicheskie-formaty-mediaobrazovatelnyh-proektov/ (дата обращения: 30.10.2019).
5. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007.
6. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.
7. Федоров А.В. Медиаобразовательный компонент в реализации магистерских программ: учеб. пособие / А.В. Федоров, И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина; под ред. А.В. Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. Ин-т имени А.П. Чехова, 2015. 184 с.
8. Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сборник трудов научно-практической конференции в рамках международного форума «Медиобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017 г. / Под ред. И.В. Жилавской, И.А.Фатеевой. М.: МПГУ, 2017.
9. Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24-27 апреля 2013 г.) / Сост. Е.И. Кузьмин, И.В. Жилавская, Д.Д. Игнатова, под ред. И.В. Жилавской. М.: МЦБС, 2014. 212 с.
ПОТЕНЦИАЛ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОЕКТНОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Пенязь А.В. Email: [email protected]
Пенязь Анастасия Вячеславовна — магистрант, кафедра медиаобразования, Институт журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Аннотация: в статье характеризован медиаобразовательный проект как метод медиаобразования, являющийся наиболее актуальным на сегодняшний день для реализации образовательных программ медийной направленности. Рассмотрены существующие подходы к пониманию проекта и проектной деятельности в сфере менеджмента, уточнены взаимосвязи с родственными понятиями проектирования, проектной компетентности. Уточнены характеристики образовательного проекта как совокупности педагогических методов. Автор акцентирует внимание на специфике медиаобразовательных проектов как способа формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся. Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательный проект, проектная деятельность.